Понятие о социально обусловленных болезнях человека. Основные формы "болезней цивилизации" и их сущность. Профилактика социально обусловленных заболеваний литература дополнительная К социально обусловленным болезням относят

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • общую характеристику основных социально значимых неинфекционных заболеваний (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, онкологические заболевания, психические расстройства);
  • общую характеристику основных социально значимых инфекционных заболеваний (гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез, заболевания, передающиеся половым путем);

уметь

Выявить медико-социальные проблемы, возникающие у клиентов с социально значимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями;

владеть

Основами культуры современного социального мышления, методами медико-социального анализа социально значимых заболеваний.

Общая характеристика социально значимых заболеваний

Понятие «социально значимые болезни» появилось в XIX в. в эпоху бурного промышленного развития. В то время высокий уровень заболеваемости этой формой патологии (в первую очередь туберкулезом) связывался с тяжелыми условиями труда, неудовлетворительными бытовыми условиями и недоступностью квалифицированной медицинской помощи.

Как показал ход исторического процесса, социальные преобразования, направленные на улучшение условий труда и создание техники безопасности, повышение качества жизни работающих, развитие медицины привели к снижению заболеваемости некоторыми видами болезней из этой группы. Необходимо отметить, что к социально значимым заболеваниям в то время разные авторы относили разные болезни. Туберкулез и заболевания, передающиеся половым путем, изначально относились к этой группе.

Иногда к социально значимым заболеваниям относили витаминную недостаточность (гиповитаминозы), неврозы, голодание и ряд профессиональных заболеваний.

В 1980-е гг. появились первые сообщения о том, что в некоторых странах мира (США, Испания, Бразилия, Танзания) обнаружена ранее не известная форма нарушения иммунитета, клинически протекающая в виде опухолевого заболевания. Выяснилось, что причиной болезни является вирус иммунодефицита человека - ВИЧ. Это заболевание получило название «синдром приобретенного иммунного дефицита» - СПИД. Было обнаружено, что большое число людей являются носителями ВИЧ, но клинические проявления заболевания у них отсутствуют. Эту группу больных называют «ВИЧ-инфицированные».

Довольно быстро ВИЧ-инфекция приобрела характер эпидемии. Этому способствовали исключительно социальные факторы: почти 100% больных являются мужчинами-гомосексуалистами и наркоманами (как мужчинами, так и женщинами). В это время из МКБ-10 (1995) гомосексуализм был исключен как заболевание.

К началу 1990-х гг. в России резко обострилась ситуация с заболеваниями, передающимися половым путем. Многократное увеличение заболеваемости сифилисом и гонореей было связано с появлением эффективных противомикробных препаратов, с помощью которых эти болезни можно было лечить в домашних условиях.

Существенный вклад в распространение заболеваний, передающихся половым путем, вносит недостаточная информированность широких слоев населения о причинах и эпидемиологии, клинических проявлениях, принципах терапии, а главное, о профилактике. Видимая легкость устранения ряда внешних признаков этих болезней с помощью антибиотиков является основанием для «несерьезного отношения» к ним большого числа граждан, главным образом молодежи. Самолечение, которое приобрело широкие масштабы, способствует переходу острых видов заболеваний в хроническую форму, трудно поддающуюся последующей терапии и часто приводящей к бесплодию.

Увеличение заболеваемости туберкулезом объясняется главным образом ухудшением санитарно-эпидеми-ологической ситуации в России в конце прошлого века. Рост заболеваемости активными формами (впервые выявленными) составляет около 2%, а рост впервые заболевших туберкулезом органов дыхания - около 3%.

Рост заболеваемости основными неинфекционными заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, психическая патология, сахарный диабет и опухолевые болезни, обусловлен рядом причин. Среди них можно назвать ускорение темпов жизни (наиболее актуально для гипертонической болезни и психических заболеваний).

Технический прогресс, использование новых синтетических материалов в промышленности, строительстве, быту, ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, а также изменение качества питания способствовали увеличению заболеваемости сахарным диабетом и онкологическими болезнями.

Возраст - важный фактор в развитии онкологических заболеваний. Многие злокачественные опухоли, в том числе рак предстательной железы, желудка и толстой кишки, чаще всего встречается у людей в возрасте после 60 лет. Более 60% онкологических заболеваний выявляются после 65 лет. В целом вероятность возникновения таких заболеваний после достижения человеком 25-летнего возраста удваивается каждые пять лет. Рост онкологических заболеваний, по-видимому, является результатом сочетания более сильного и длительного воздействия канцерогенных веществ и ослабления иммунной системы организма. Оба эти фактора связаны с увеличением средней продолжительности жизни.

С целью конкретизации работы по решению медико-социальных проблем страдающих социально значимыми заболеваниями постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 был утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В нем указывается, что к социально значимым заболеваниям относятся: туберкулез; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; гепатиты В и С; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); злокачественные новообразования; сахарный диабет; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, отнесены: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатиты В и С; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра; малярия; педикулез и другие инфестации; сап и мелиоидоз; сибирская язва; туберкулез; холера; чума.

Литература (дополнительная) Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб. , 2006 Родионов А. В. , Родионов В. А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. – Ярославль, 2004

Литература (основная) Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М. : Генезис, 1997 Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М. , СПб. : Фолиум, 1998 Михеева А. А. , Неудахина А. Е. , Царук Т. П. Взгляд подростков на проблему распространения наркотиков и СПИДа // Школа здоровья. - 2000. - № 4 Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. - М. : Минобразования РФ, НМЦ «ДАР» , 2000

Литература (основная) Родионов В. А. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе // Школьный психолог. – 2007. - № 20 Родионов В. А. , Лангуева Е. А. Развитие навыков делового общения для подростков. Тренинговые занятия для учащихся старших классов. – Ярославль: Академия развития, 2005 Соловов П. А. , Соловов А. В. Формирование химической зависимости у молодежи в свете психоаналитических теорий личности // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. - № 5. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» , «Гном-пресс» , 1998

Социально обусловленные заболевания Социально обусловленными заболеваниями принято называть заболевания, возникновение которых определяется социальными и поведенческими факторами

Среди социально обусловленных заболеваний: - различные варианты зависимости от психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, токсические вещества и т. п.); - страсть к азартным играм; - заболевания, передаваемые половым путем; - СПИД; - компьютерная зависимость; - экстремальные виды досуга; - иные виды зависимости.

В течение четверти века ВИЧ были заражены 65 миллионов человек. 25 миллионов из них умерли. Ежедневно от заболеваний, связанных со СПИДом, умирают около 8 тысяч человек.

«…Были тысяч людей, которые покупали всякие химические гадости и глотали их, нюхали или впрыскивали себе в вены…» (Курт Воннегутт). «Наркотические средства (Narcotica); син. Наркотики – термин… до середины 19 в. использовался применительно к лекарственным средствам, вызывающим нарушения сознания, двигательной активности и отдельных видов чувствительности» (Большая медицинская энциклопедия)

В США до 90% средств, выделяемых на борьбу с наркоманиями, направляется на профилактическую работу с детьми и подростками от 5 до 15 лет. В России потребление алкоголя в 2000 году превысило 16, 5 л в год на человека (по стандартам ВОЗ ситуация в стране считается опасной, если этот показатель превышает 8 л); на 40% больше, чем ранее стали умирать подростки 15 -19 лет; более 2, 5 млн. граждан России потребляют наркотики, причем 76% из них - молодежь до 30 лет

«О наркотиках сегодня знают все. После того, как такие вещества принимаются некоторое время, происходят два события: во-первых, возрастает напряжение из-за чувства вины; во-вторых, Эго таких людей под действием наркотиков ослабевает. …Поэтому необходимы все большие дозы наркотика, чтобы сохранить спокойствие, ощущение безопасности и контроль над собой. Так возникает привязанность к наркотикам, или «психическая аддиктивность» . Эрик Берн «Познай себя»

- Пью, чтобы забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову. – Отчего же тебе совестно? – спросил Маленький принц… - Совестно пить!

Термин «зависимость» подразумевает необходимость повторных приемов психоактивных веществ для обеспечения хорошего самочувствия или для избегания плохого. Одна из первых форм зависимости - социальная зависимость. На этой стадии подросток, оказавшись в среде употребляющих или зависимых от наркотиков лиц, формирует внутреннюю готовность начать прием наркотиков.

Начало употребления ПАВ формирует психическую зависимость, состоящую из двух стадий. Первая стадия психической зависимости - групповая психическая зависимость. Эта стадия характеризуется возникновением потребности в употреблении ПАВ, как только собирается «своя компания» .

Вторая стадия - индивидуальная психическая зависимость, сопровождающаяся стремлением увеличивать дозу Продолжение приема ПАВ приводит к более тяжелой форме зависимости - физической, когда наркотик становится необходимым участником биохимических процессов в организме человека.

В совокупности употребление психоактивных веществ вызывают … нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию. Возникают эмоциональные нарушения (раздражительность, склонность к сниженному настроению, агрессивность, падение активности. Появляются галлюцинации, чувство безнадежности, мысли о самоубийстве, попытки суицида. Результат - разрушение здоровья и смерть.

Причины возникновения поведенческих факторов риска (основные аспекты) Психологические причины - типичные для подросткового возраста социально-психологические проблемы (коммуникативные проблемы, неадекватная самооценка, социальная дезадаптация, гиперактивность и т. д.). Биологические причины - особенности генотипа, эндокринной системы, нейродинамических процессов и период полового созревания. Экологические (социальные) причины – взаимоотношения: с ровесниками; с родителями; с обществом в целом, в т. ч. СМИ; культурные особенности, как основные условия здорового образа жизни.

Возможность возникновения зависимости, обусловленная некоторыми личностными особенностями Личности с преобладанием истероидных, а также неустойчивых черт; астенические, возбудимые личности; эпилептоидные личности с вязким аффектом. Подростки, имеющие несовпадение мужских и женских мотивационных импульсов. К уходу от реальности в виде алкоголизма и наркомании способно привести несовпадение уровня притязаний с реальными достижениями, невозможность самоутверждения, а также неспособность к защите и выходу из психотравмирующей ситуации.

Повторяющиеся особенности анамнеза 1) патология беременности; 2) осложненные роды; 3) тяжело протекающие или хронические заболевания детского возраста; 4) сотрясения (особенно многократные) головного мозга; 5) наличие неполной семьи; 6) постоянная занятость одного из родителей; 7) больной – единственный ребенок в семье; 8) алкоголизм, наркомания или психические заболевания, тяжелый характер у близких родственников; 9) раннее начало употребления алкоголя или других ПАВ (токсикомания)

С одной стороны Стремление быть как все Стремление заслужить уважение и авторитет товарищей Страстное желание иметь верного близкого друга С другой стороны Желание выделиться, отличиться любой ценой Бравирование собственными недостатками Лихорадочная смена приятелей, способность моментально очаровываться и так же быстро разочаровываться в бывших друзьях «на всю жизнь»

Стритрейсинг: Drag Race - уличные гонки на короткую дистанцию (402 м) Street Point - гонки по городу по определенному маршруту через определенные точки - чек-поинты. Скейтбординг верт (катание в рампе), стрит (уличное катание), катание в мини-рампе и пул-скейтинг (катание в бассейне). Горные лыжи и сноуборд. Кайтинг сноукайтбординг, горные лыжи, ролики, маунтинборд, лэндкайтинг, кайтборд для катания по воде. Паркур - искусство эффективного передвижения и преодоления препятствий: билдеринг (лазание по зданиям) и стритстантс (уличные трюки и акробатика)

Характерные травмы при занятиях паркуром перелом ключицы, лучевой кости, костей кисти, острые травмы лучезапястного сустава, вывих ладьевидной кости, хронические травмы лучезапястного сустава, растяжения и разрывы паховых мышц, растяжения и разрывы задних мышц бедра, воспаления подвздошно-большеберцового тракта, надкостницы, ахиллова сухожилия, растяжения и разрывы икроножной мышцы, разрыв ахиллова сухожилия, вывих голеностопного сустава.

0123

О

«Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора»

Виды манипуляций: v Взаимный обмен v Отказ-затем-отступление v Последовательность v Дефицит v Социальное доказательство v Авторитет v Благорасположение

При обнаружении манипуляций необходимо: - заявить манипулятору о том, что его цели раскрыты; - сделать вид, что ни о чем не догадываешься, при этом добиваться собственной цели (встречная манипуляция); - прервать общение.

Заигранная пластинка 1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях. Уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова; 2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение; 3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят. Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение (п. 2), отказывайтесь выполнять его просьбу (п. 3). При этом не спешите, выдерживайте паузу, будьте спокойны – манипулятор в этот момент волнуется куда больше вашего!

«Умеете ли вы распознавать манипуляцию? » 1. Вы обычно не помните, во что одеты люди. 2. После беседы вы можете легко восстановить сюжетную линию разговора. 3. Вы умеете влиять на содержание происходящего разговора. 4. Вы больше ориентируетесь не на слова, а на интонацию. 5. Вы часто применяете силу своей власти над людьми. 6. Перед ответственными встречами вы продумываете 7. не менее трех вариантов развития беседы. 8. 7. Вы любите угадывать истинные мотивы и интересы окружающих. 8. Окружающие считают вас излишне прямолинейным человеком. 9. Вы не любите психологические книжки. 10. Вам больше нравится слушать, чем говорить Поставьте себе по одному баллу за согласие с утверждениями 2, 3, 4, 6, 7, 10 и несогласие с утверждениями 1, 5, 8, 9.

«Насколько вы подвержены чужому влиянию? » 1. Когда вам хочется сказать что-то неприятное, задумываетесь ли вы над тем, что можете обидеть собеседника? 2. Когда вы опаздываете на занятие, стараетесь ли вы войти так тихо, чтобы вас не заметили? 3. Просите ли вы товарища сделать за вас то, что вы боитесь сделать сами? 4. В хоккее, футболе, настольных играх считаете ли вы, что лучше честно проиграть, чем нечестно победить? 5. Когда вы пытаетесь над кем-нибудь подшутить, сразу ли человек понимает, чьих это рук дело? 6. Можете ли вы сказать заведомо неправду, чтобы спровоцировать человека на откровенность? 7. Умели ли вы в школе списывать у соседа так, чтобы он ничего не заметил? 8. Всегда ли вы находите способ, чтобы получить то, чего вам очень хочется? 9. Умеете ли вы схитрить так, чтобы никто не заметил? Поставьте себе один балл за положительные ответы на вопросы 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 и отрицательные ответы на вопросы 1, 4.

Типологические особенности детей и подростков «Изучение индивидуальных различий людей – одна из важнейших задач психологии. Важность этой задачи стала в особенности очевидной с того времени, как психологическая наука поставила перед собой цель стать наукой, полезной для практики» . Б. М. Теплов

Школьные типы П. Ф. Лесгафта 1) лицемерный; 2) честолюбивый; 3) добродушный; 4) забитый: а) забитый-злостный, б) забитый-мягкий); 5) угнетенный. 6) нормальный тип (встречает по определению автора только в идеале).

По мнению исследователей (Н. К. Сухотина) всех учащихся современных школ и ПТУ можно условно распределить на 4 основные группы: 1. Здоровые подростки без девиантного поведения; 2. Такие же подростки с нервно-психической патологией; 3. Подростки с непатологическими формами девиантного поведения; 4. Подростки с патологическими (неврозоподобными, речевыми, астеногипердинамическими, аффективными) формами девиантного поведения.

Параноик Доминирующая черта характера - целеустремленность. Препятствия на пути к достижению цели сметаются. Среди недостатков параноика - раздражительность, некоторая агрессивность, авторитарность и равнодушие. Внешне это люди чаще среднего или крепкого телосложения, не следящие за модой, если только это не требуется для осуществления их основной цели. Если же это необходимо, могут быть модными и прекрасно одеваться. В основном демонстрируют рациональный тип отношения к одежде. В одежде обычно знают, что им надо. Честолюбивы, упрямы, категоричны во взглядах на одежду. Редко меняют силуэты и цветовую гамму одежды. Обижаются, если кто-то критикует их внешний вид.

Эпилептоид Люди такого типа отличаются любовью к порядку, консерватизмом, аккуратны и исполнительны. По отношению к другим могут быть жестокими и требовательными без меры. Не переносят неподчинения. Бывают агрессивны и раздражительны, нетерпеливы и способны выплеснуть на другого свой аффект в самой грубой форме (до крика и драки). Внешне это люди атлетического или плотного, тяжеловесного телосложения. Одеты подчеркнуто аккуратно, опрятно, на одежде обычно нет ни пятнышка, ни торчащей ниточки. В отношении к одежде доминирует ориентация на общепринятые нормы. Одежда должна быть не хуже, чем у других.

Гипертим Это очень активные, подвижные люди с постоянно приподнятым настроением. Обладают высокой самооценкой. Оптимисты, восторженны, инициативны, общительны, добры, смелы и склонны к риску. Среди недостатков - неусидчивость, некоторая поверхность, спешка. Внешне гипертимы чаще атлетического телосложения, редко склонны к полноте. Одеты могут быть поразному, неоднородно и не в одном стиле. Среди преобладающего отношения к одежде - гармоничный и престижный. Внимательны к моде, но не идут у нее на поводу. Часто используют красную цветовую гамму. Одежда не всегда аккуратна, спокойно относятся к небольшому, а иногда и значительному беспорядку в ней. Тяготеют к одежде спортивного стиля.

Это замкнутые, погруженные в себя люди, живущие в своем внутреннем мире. Склонны к фантазиям, обладают оригинальным мышлением. Трудности в общении объясняются плохим понимаем других людей и языка телодвижений (мимики, жестов, поз). Среди недостатков - эмоциональная холодность, равнодушие и жестокость. Внешний облик слегка чудаковатый. В теле часто наблюдается диспропорциональность. Одеваются чаще всего однообразно. Не любят обращать на себя внимание одеждой, часто тяготеют к спортивному стилю и серым тонам. Могут одеваться странно, безвкусно, неадекватно обстановке и среде, выглядят «белой вороной» . Одежда может оказаться чистой или грязной, целой или рваной. Может оказаться хорошо одетым, если ему одежду приготовит ктото другой, ведь его неаккуратный внешний вид - не следствие принципа, а результат безразличия ко всему внешнему.

Взаимосвязь между типами личности и соответствующими видами предпочитаемого наркотика Шизоидные личности наиболее восприимчивы к галлюциногенам, психостимуляторам; параноидные «поправляют свое состояние» с помощью табакокурения, быстро переходящее в заядлое; для психопатических наиболее «комфортными» становятся алкоголь, марихуанна, иногда психостимуляторы; нарциссические предпочитают препараты группы опия; для депрессивных личностей характерны чередования или комбинации употребляемых ПАВ; маниакальных – табак, пиво, вино, иногда – препараты группы опия; компульсивных – алкоголь, азартные игры, экстремальные виды спорта; истерические личности подвержены употреблению ПАВ седативного порядка.

Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы. Задачи. Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей; формирование стремления избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Оборудование. Мяч, три мягкие игрушки с бэйджиками, сравнительная таблица.

Неуверенный Взгляд Поза Жесты Грубый Уверенный Отводит глаза, избегает прямого взгляда Взгляд вызывающий, иногда исподлобья Взгляд прямой, заинтересованный Плечи опущены, старается занимать меньше места, сидит на краю стула Плечи развернуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места Поза естественная, Соответствующая обстановке Жесты мелкие, суетливые или замедленные, как бы не завершенные, может что-то Перебирать пальцами Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. В тесной комнате может что-то разбить или пролить Жесты спокойные, плавные, нет лишних не оправданных движений Голос тихий, интонации Голос нарочито громкий, как бы «детские» интонации грубые Голос спокойный, Интонации доброжелательные Особенности речи Просит, заискивает, старается разжалобить Высказывает серьезные аргументы, приводит факты Угрожает, дерзит, оскорбляет

Src="https://present5.com/presentation/8520219_131891926/image-79.jpg" alt="Уверенный > «Крутой» =Слабый "> Уверенный > «Крутой» =Слабый

Цель. Формирование адекватной социальной позиции Задачи. Актуализировать знания о признаках уверенного, неуверенного, «крутого» поведения; Формировать представления о способах приобретения уверенности в себе и различиях между уверенностью и «крутизной» ; снизить уровень тревожности Оборудование. Изображения уверенных и «крутых» людей; плакат (или карточки по числу участников) «Заповеди неудачника» ; тест «Насколько вы уверенны в себе» и ключ к нему

«Крутой» Взгляд Уверенный Взгляд вызывающий, иногда исподлобья Взгляд прямой, заинтересованный Поза Плечи развернуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места Поза естественная, Соответствующая обстановке Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. В тесной комнате может что-то разбить или пролить Жесты спокойные, плавные, нет лишних не оправданных движений Голос нарочито громкий, интонации грубые Голос спокойный, Интонации доброжелательные Особенности речи Угрожает, дерзит, оскорбляет Высказывает серьезные аргументы, приводит факты

«Заповеди неудачника» 1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких). 2. Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится. 3. Придерживайся только чужих советов, никогда не поступай самостоятельно. 4. Действуй на пролом, как придется. Самое главное – не обращай внимания на то, что в действительности происходит. 5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций. 6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию. 7. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину – одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват? » и никогда «Что делать? » . 8. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю твою дальнейшую жизнь. 9. Избегай любви к себе!

«Как стать неудачником» «Как стать уверенным в себе» 1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких) 1. Всегда и везде жди от себя побед. 8. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю твою дальнейшую жизнь 8. Относись к своим неудачам как случайным и временным, которые никак не повлияют на твое будущее

«Уверенность в себе – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать» «Крутизна – основа для того, что бы все считали, что ты радуешься жизни и думали, что ты имеешь силы действовать» (Ф. Шиллер)

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите: а) поищете удобного случая выяснить отношения; б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч. 2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы: а) громко протестуете; б) молча пытаетесь пробраться вперед; е) ждете, пока все войдут и тогда, если получается, заходите сами. 3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы: б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его; д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других. 4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы: б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание; д) без колебаний направляетесь в первый ряд; е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом всетаки садитесь в первый ряд. 5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах: д) нет; е) да.

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми: д) нет; е) да. 7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку: б) нет; в) да. 8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы: д) нет; е) да. 9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения: б) нет; в) да. 10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы: д) используете эту возможность; е) не используете. 11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы: б) под любым предлогом избегаете этого; в) звоните без колебаний; е) звоните после долгих, мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы: б) молча переживаете; г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки. 13. Вы не понимаете объяснений. Вы: б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым; в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений; г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине. 14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы: б) долго терпите, а затем срываетесь на крик; в) вежливо просите их перестать разговаривать; е) молча терпите. 15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы: б) глотаете про себя обиду; д) даете ему отпор.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам: б) очень трудно; не знаю, что сказать; в) легко; г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений. 17. Умеете ли вы торговаться: а) да; б) нет. 18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом: б) да; д) нет. 19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы: б) не знаете, что сказать в ответ; д) благодарите за похвалу; е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность. 20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен: а) устный; б) письменный; в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.

1 Данные официальной статистики, результаты многолетних и многочисленных исследований в раз-личных регионах России подтверждают факт крити-ческого ухудшения здоровья детского и взрослого населения: снижается его численность, рождаемость, сокращается продолжительность жизни. Эти отрица-тельные тенденции имеют и конкретные социальные последствия - уменьшение полноценного человече-ского ресурса, рост числа хронических заболеваний, проблемы призыва в армию. В последнее время в Рос-сии употребление молодёжью алкогольных, наркоти-ческих и других психоактивных веществ (ПАВ) пре-вратилось в проблему, представляющую угрозу здо-ровью подрастающего поколения и населения в це-лом. Возрастает число случаев употребления нарко-тических веществ, отмечается увеличение объёма ме-дико-социальных последствий наркомании. Одним из ведущих факторов употребления ПАВ в подростковой среде является психологический, который проявля-ется в снижении навыков психологической защиты, неумении справляться с жизненными трудностями, отсутствии конструктивных ценностных ориентации, что не позволяет достаточно эффективно противосто-ять воздействующим извне негативным факторам. Нашей целью являлось изучение новых аспектов профилактики медицинских и социальных последст-вий злоупотребления ПАВ. Основными задачами психолого-педагогического подхода в области профи-лактики нарко- и алкогольной зависимости являются: 1) формирование у подростков и молодёжи адекват-ной самооценки; 2) развитие навыков общения и уве-ренного поведения, в том числе противостояния дав-лению сверстников; 3) адаптация к меняющимся ус-ловиям и развитие социальной гибкости. Эти задачи могут быть реализованы через волонтёрское движе-ние среди подростков-добровольцев. Организация волонтёрской деятельности является одной из эффек-тивных форм позитивно-ориентированной профилак-тики в рамках психосоциальной модели. Данная форма воздействует сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она решает задачи антинаркотического содержания не только по отношению к самим волон-тёрам, но и к их сверстникам. Во-вторых, подросток не только приобретает сумму определённых знаний и обучается соответствующим навыкам поведения, но у него также формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать эти свои знания и навыки в среде сверстников. В-третьих, передача пси-хологической культуры осуществляется внутри под-ростковой субкультуры, чем снимается момент воз-растного сопротивления мнению взрослых. Эффек-тивность мероприятий, проводимых подростками-волонтёрами, зачастую оказывается очень высокой, и это не случайно. Ведь принадлежность ребят, прово-дящих занятия со сверстниками, к одному поколению, их успешность и привлекательный имидж, их компе-тентность и доступность изложения материала - всё это увеличивает положительный эффект подобных занятий. Свидетельством распространения идей здо-рового образа жизни и ответственного поведения, результатом которого является воздержание от упот-ребления алкоголя и отказ от наркотиков, является то, что число ребят, желающих заниматься волонтёрской работой, постоянно увеличивается. Лекции, беседы, распространение листовок, кинолектории, родитель-ские конференции - вот далеко не полный перечень мероприятий, проводимых с подростками. Возникла необходимость изменения подхода к оздоровлению всех подростков, в том числе юношей призывного возраста. Состояние здоровья подростков и молодёжи в условиях экономического и демографического кри-зиса приобретает характер первостепенных задач на-циональной политики, определяет основные тенден-ции формирования здоровья всего населения страны и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе. Таким образом, среди различных стратегий первич-ной профилактики, связанной с предотвращением употребления ПАВ, приоритетной является пози-тивно-ориентированная психосоциальная модель. Дальнейшая разработка проблемы нам представляет в систематизации и создании реестра социальных тех-нологий, выявлении оценочных критериев их эффек-тивности, внедрении наиболее прогрессивных техно-логий в практику медико-социальных учреждений.

Библиографическая ссылка

Цыганок С.С., Парахонский А.П. ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2004. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=3090 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Среди инфекционных болезней высоким уровнем заболеваемости и многочисленными сложными негативными социальными последствиями характеризуются гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и болезни, передающиеся половым путем.

Гепатит это воспалительное заболевание печени, вызываемое вирусами (А,В, С, D, Е, С). Наибольшую социальную значимость имеют гепатит В и гепатит С. Вирус гепатита В передается через зараженную кровь или препараты крови. Передача вируса особенно распространена в среде лиц, зависимых от психоактивных (инъекционных) веществ, людей, предоставляющих и потребляющих услуги сексуального характера и мужчин-гомосексуалистов.

Беременная женщина, инфицированная вирусом, передает его ребенку при родах. Риск заражения повышен для медицинского персонала, работающего с кровью, а также для заключенных в пенитенциарные учреждения. Для гепатита С основным путем передачи является переливание крови.

Проявления гепатитов В и С практически одинаковые: общее недомогание, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Затем эти симптомы смягчаются или исчезают. Однако заболевание развивается, о чем свидетельствует потемнение мочи и развитие желтухи. При отсутствии лечения у больного развивается печеночная недостаточность, которая имеет высокий уровень летальности. Профилактика гепатитов В и С заключается в тщательном контроле процедуры переливания крови, а при гепатите В – в прививке против него.

Следующее заболевание этой группы – ВИЧ-инфекция. Вирус иммунодефицита человека проникает в лимфоциты и разрушает их. В результате развивается недостаточность иммунитета, называющаяся синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), а также возникают заболевания, обусловленные указанным синдромом.

Для передачи ВИЧ-инфекции требуется контакт с жидкостями организма, содержащими инфицированные клетки или вирусы. К ним относятся кровь, сперма, влагалищные выделения, цереброспинальная жидкость и грудное молоко. Передача вируса может осуществляться несколькими способами: при половом контакте с инфицированным человеком, при инъекции загрязненной иглой или при переливании зараженной крови, а также от инфицированной матери ребенку во время родов и через грудное молоко.

Восприимчивость к ВИЧ-инфекции увеличивается при имеющихся повреждениях кожи и слизистых, вызванных либо энергичным половым актом, либо имеющимся заболеванием (герпес, сифилис). Вирус не передается воздушнокапельным путем (при кашле и чихании) и трасмиссивным путем (при укусах комаров). Известны единичные случаи передачи ВИЧ-инфекции от инфицированного стоматолога пациенту.

Ведущим признаком начала заболевания является размножение и циркуляция ВИЧ в крови. Это наблюдается сразу же после контакта с больным. Внешние признаки начала заболевания выражены по-разному. У некоторых инфицированных возникает первичная реакция в виде лихорадки, общего дискомфорта, появления сыпи и увеличения лимфоузлов. Затем эти симптомы исчезают, наблюдается повышение температуры тела, не имеющее какой-то ясной причины. Развернутая клиническая картина возникает через месяцы и годы после инфицирования. Она складывается из снижения веса, общего недомогания, рецидивирующего поноса, анемии, грибковой инфекции в полости рта.

Собственно СПИД начинается с того момента, когда количество лимфоцитов в крови уменьшается в 20 раз по сравнению с нормой или когда начинают развиваться условно-патогенные инфекции, вызванные микроорганизмами, не вызывающими болезни у людей с нормальным иммунитетом. К таким инфекциям относятся грибковые воспаления, кандидозы ротовой полости, пищевода и влагалища.

Очень часто причиной смерти больных является пневмония, обусловленная грибком. Хроническая инфекция, вызванная токсоплазмой, присутствующей в человеческом организме с детства, встречается реже. Она поражает головной мозг, нарушая память, снижая концентрацию внимания и уменьшая скорость обработки информации. У ВИЧ-инфицированных больных туберкулез протекает гораздо тяжелее, практически не поддается лечению антибиотиками и часто становится причиной смерти.

Потеря координации движения, утрата способности ходить и стоять являются результатом прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатии (вирусной инфекции головного мозга), а слепота – результат цитомегаловирусной инфекции. Онкологические заболевания больных СПИДом чаще всего представлены саркомой Калоши, раком шейки матки, а мужчин-гомосексуалистов – опухолями прямой кишки.

Несмотря на то, что в последние годы разработаны и внедрены в клиническую практику лекарственные препараты, снижающие остроту проявлений ВИЧ-инфекции и СПИДа, наиболее эффективным методом является профилактика, включающая в себя методы социального характера.

Туберкулез передаваемое воздушно-капельным путем инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза. Заболеваемость туберкулезом в значительной мере зависит от социальных факторов. Это проявляется волнообразностью уровня заболеваемости.

Создание противотуберкулезных антибиотиков и оздоровительные социальные мероприятия привели к очень существенному снижению заболеваемости этой патологией. Однако с конца 80-х гг. прошлого века практически во всем мире (даже в странах с высоким уровнем здравоохранения) наблюдается рост заболеваемости туберкулезом. Считается, что в этом процессе основное значение имеют такие факторы, как образование мегаполисов, увеличение объема миграции и числа бездомных, ухудшение экологической ситуации.

В Российской Федерации заболеваемость туберкулезом составляет 80 на 100 тыс. населения. Ежегодно в России от туберкулеза умирает 20 тыс. человек (больше, чем от всех инфекционных болезней, вместе взятых).

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Микобактерии могут сохранять жизнеспособность при комнатной температуре несколько часов. Они передаются от больной матери к плоду до или во время родов при аспирации или глотании инфицированной околоплодной жидкости. В большинстве случаев туберкулезные бактерии уничтожаются клетками иммунной системы. Однако некоторая часть их не уничтожается, а фиксируется макрофагами.

Бактерии не проявляют себя в функциональном плане, но, при условии ослабления иммунитета организма, начинают активно размножаться. Так туберкулез развивается в 80% случаев. Активный туберкулез обычно начинается в легких (легочный туберкулез). Очаги его в других органах (внелегочный туберкулез) возникают после этого в результате распространения микобактерий через кровь.

Одним из ранних проявлений туберкулеза является кашель с небольшим количеством желтой или зеленой мокроты по утрам. По мере прогрессирования заболевания количество мокроты увеличивается. Она окрашивается небольшим количеством крови. Распространенным симптомом является профузное потоотделение: больной просыпается в обильном холодном поту, из-за которого необходимо менять спальную одежду и постельное белье.

Одышка развивается как следствие присутствия в плевральной полости воздуха или плеврального выпота, которые мешают расправлению легкого при дыхании.

При внелегочном туберкулезе чаше всего поражаются почки, кости, мочевой пузырь и в картине болезни появляются признаки патологии этих органов. У мужчин инфекция может поражать предстательную железу, семенные пузырьки и придаток яичка, а у женщин – яичник и маточные трубы, вызывая бесплодие.

Часто инфекция распространяется на суставы (в основном на крупные – тазобедренные и коленные), кожу, кишечник, надпочечники, стенки кровеносных сосудов, оболочку сердца перикард. Чрезвычайно опасен туберкулезный менингит, который поражает детей до пяти лет и пожилых людей. Он проявляется постоянной головной болью, тошнотой и сонливостью, переходящей в кому, а также резким напряжением затылочных мышц. У детей часто поражается позвоночник, что сопровождается сильными болями.

Заболевания, передающиеся половым путем, те, которые передаются друг другу при сексуальном контакте. Они являются самыми распространенными в мире среди инфекционных болезней. В конце 80-х гг. прошлого века после некоторой стабилизации начался резкий подъем заболеваемости болезнями, относящимися к данной группе. Дадим характеристику основным из них.

Сифилис – это инфекционное заболевание, вызываемое бледной спирохетой. Возбудитель проникает в организм через слизистые и кожу. Первые проявления заболевания появляются чаще всего через 3–4 недели (реже через 1 – 13 недель). Болезнь протекает в несколько стадий.

В первичной стадии в месте внедрения возбудителя появляется безболезненная язва (шанкр). Он локализуется на головке полового члена, вульве, во влагалище, в области заднего прохода, на слизистой оболочке прямой кишки, на губах, языке, на слизистой оболочке ротовой полости. На других участках тела шанкр формируется значительно реже. Он представляет собой небольшую язвочку, которая не кровоточит и не болит. При ее расчесывании на поверхности появляется несколько капель прозрачной жидкости, которая чрезвычайно заразна. Ближайшие к язве лимфатические узлы увеличены в размерах, твердой консистенции и безболезненные. Через 2–3 недели шанкр исчезает, что создает впечатление выздоровления.

Вторичная стадия, которая начинается через 6–12 недель после заражения, характеризуется появлением генерализованной кожной сыпи, увеличением лимфоузлов по всему телу, воспалением глаз, развитием язв в ротовой полости, поражением костей и суставов, печени, почек и головного мозга. На влажных участках кожи (в углах рта, вульве) могут развиваться широкие кондиломы, являющиеся источником заражения. Скрытая стадия может длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Для нее характерно отсутствие каких-либо проявлений болезни.

Третичная стадия в настоящее время встречается редко. Здесь могут поражаться кровеносные сосуды, сердце, нервная система.

Больные сифилисом являются заразными в первых двух стадиях болезни. Адекватное лечение дает положительный результат при первичном, вторичном и латентном сифилисе. Иммунитета в процессе лечения не формируется. Самолечение, которое в наше время распространено чрезвычайно широко, часто сопровождается неполным излечением, что приводит к рецидивированию болезни и появлению новых больных.

Гонорея – инфекционное заболевание, вызываемое гонококком. У мужчин оно проявляется через 2–7 дней после инфицирования. Больные испытывают боль в уретре при мочеиспускании, затем наблюдается появление гноя с мочой и усиление позывов на мочеиспускание. У женщин первые признаки заболевания обнаруживаются позже (на 7–21 день после заражения) и проявляются значительно мягче, чем у мужчин. Помимо уретры, гонорейное воспаление может развиваться в прямой кишке, во рту и глазах.

Трихомониаз – инфекционное заболевание, вызываемое одноклеточным микроорганизмом влагалищной трихомонадой. Несмотря на то, что мочеполовой тракт при этом заболевании инфицирован и у мужчин, и у женщин, проявления наблюдаются только у женщин. При трихомониазе из влагалища выделяется желто-зеленое, пенистое содержимое. Вульва и окружающая кожа воспалены. Мочеиспускание болезненное. У мужчин заболевание протекает практически бессимптомно, но они могут инфицировать своих половых партнеров.

Генитальный герпес – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом простого герпеса. Симптомы первичной инфекции появляются спустя 4–7 дней после заражения: зуд, покалывание, болезненность, образование красного пятна, на поверхности которого имеется группа небольших пузырьков, которые вскрываются и образуют язву, затем покрывающуюся корочками. Язвы, как и мочеиспускание, болезненные, ходьба затруднена. Самочувствие больного ухудшается, повышается температура тела. Первая вспышка заболевания всегда протекает более длительно и болезненно, чем последующие. Как правило, воспалительный процесс локализуется на половых органах. У больных с ослабленной функцией иммунной системы процесс распространяется на другие области организма.

Практически все заболевания, относящиеся к этой группе, характеризуются резким омоложением возраста пациентов. При туберкулезе, требующем длительного стационарного и санаторного лечения, ребенок, оставаясь вне дома, часто хуже обучается и не обладает необходимой социальной адаптацией. Нередко больные туберкулезом становятся инвалидами в детском возрасте. Наличие у них психологических проблем может препятствовать нормальному взаимоотношению со сверстниками, созданию семьи и получению профессии.

Психологические и социальные проблемы формируются у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Общество не готово к взаимоприемлемому сосуществованию с такой категорией больных, принятые в этой области нормативные правовые акты не всегда исполняются. Данные причины вызывают "социальное отторжение" таких пациентов от окружающих. Ощущая себя изгоями, они способны к суициду.

Заболевания, передающиеся половым путем, часто протекают с различными осложнениями, являющимися непосредственными причинами бесплодия. Так, у 80% юношей бесплодие вызывается хламидиозом и его осложнениями.

Туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, отрицательно влияют на демографическую ситуацию в Российской Федерации за счет снижения рождаемости и увеличения смертности в более молодом возрасте.

Большинство заболеваний этой группы требует длительного, иногда пожизненного, дорогостоящего лечения, что создает дополнительную финансовую нагрузку на самих пациентов и их семьи. В масштабах государства подобные затраты весьма велики. Они включают в себя средства, расходуемые на профилактические мероприятия, раннюю диагностику и ее совершенствование, создание новых методов лечения и лекарственных препаратов, на профессиональную, психологическую и социальную реабилитацию больных.

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Составители:

д.м.н., профессор Козлов С.Б., к.м.н., доцент Халепо О.В.

Основы социальной медицины

Учебно-методическое пособие

(для студентовзаочной формы обучения, обучающихся по специальности 040101 (350500) Социальная работа )

Смоленск, 2008

ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Социальные и генетические основы здоровья

Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Изучение социальных, психологических факторов, а также факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и заболеваемость. Взаимосвязи между медициной и обществом.

Наиболее эффективные способы и средства преодоления болезней, повышения уровня общественного здоровья.

Деятельность социальных работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Определение понятия “ здоровье”. Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда и другие.

Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально- гигиенический, медико- биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический.

Закономерности и тенденции формирования и проявления отношения человека к здоровью. Пути и средства формирования адекватного отношения личности к здоровью на разных этапах ее жизненного пути. Наука о здоровье: состояние и перспективы.

Тема 3. Социальная обусловленностьздоровья

Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье.

Факторы и группы риска заболеваний. Социально- гигиенический мониторинг. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней: алкоголизм, наркомании, токсикомании, психические, сердечно- сосудистые, онкологические, инфекционные заболевания, СПИД.

Основные направления социальной политики государства, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения на этапе реформ: деловая помощь социально уязвимым группам, реформа организационных структур и источников финансирования здравоохранения, социальной защиты населения, нормализация демографической ситуации. Медицина и здоровье. Место учреждений здравоохранения в охране здоровья населения.

Тема 4. Генетическая обусловленностьздоровья

Генетические факторы как общебиологические константы. Генотип как совокупность генов, здоровых и патологически измененных, получаемых от родителей. Мутации - изменения в генах, происходящие на протяжении индивидуальной жизни.

Группы заболеваний, обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни (болезнь Дауна, гемофилия и другие).

Наследственные болезни, возникающие под воздействием внешних факторов (подагра, психические расстройства и другие).

Заболевания с наследственным предрасположением (гипертоническая и язвенная болезнь, экзема, туберкулез и другие).

Тема 5. Индивидуальное и общественное здоровье

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Заболеваемость. Виды заболеваемости. Уровень и структура заболеваемости. Госпитализированная заболеваемость: структура, основные показатели. Заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями. Заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности.

Заболеваемость отдельных возрастно- половых и социальных групп населения. Травматизм, его характеристика и социальное значение.

Инвалидность. Причины инвалидности, распространенность.

Физическое развитие. Определение, основные и дополнительные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их характеристика.

Тема 6. Демографические показатели в оценке здоровья населения

Использование в оценке здоровья важнейших демографических показателей. Источники получения информации о здоровье населения.

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с соответствующими показателями других стран.

Показатели смертности как важнейшие критерии в оценке состояния здоровья населения. Общая смертность. Материнская смертность. Младенческая и детская смертность. Причины. Медико- социальное значение. Факторы, влияющие на показатели рождаемости и смертности. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Сравнительная СППЖ в разных странах.

Обострение демографической ситуации в современной России.

Тема 7. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье

Достижения науки и техники в лечении болезней. Использование современной науки и техники в диагностике заболеваний: медицинская техника, аппаратура, оборудование, предметы медицинского назначения.

Разработка и производство лекарственных средств как достижение научно- технического прогресса (НТП) на различных этапах развития общества.

Интеграция физики, химии, биологии и математики в решении общебиологических проблем.

Совершенствование условий жизни и труда, производство материальных благ. Влияние развития НТП на среду обитания человека. Зоны экологического бедствия. Заболевания, связанные с техническим прогрессом. Разработка экологически безвредных технологий.

Тема 8. Физическая культураи рекреация

Двигательная активность и здоровье. Гиподинамия как фактор риска заболеваний. Формы и методы занятий физической культурой. Физические упражнения, основные виды и их классификация. Ходьба и бег. Аэробная тренировка. Принципы оздоровительной тренировки; основные ее виды: ритмическая гимнастика, общая физическая подготовка, шейпинг. Нетрадиционные методы физического воспитания: йога, древние боевые и оздоровительные системы.

Организация физкультурно- оздоровительной работы. Физкультурно- оздоровительные группы. Медицинский контроль и самоконтроль. Школы здоровья. Детские и юношеские клубы физической подготовки, клубы любителей физической культуры (по интересам).

Понятие “ рекреация”. Рекреационные зоны. Рекреационные услуги. Понятие об “ индустрии здоровья”.

Особенности развития физической культуры и рекреации в условиях новых хозяйственных отношений.

Тема 9. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний

Охрана здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного и медицинского характера. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Понятие о причинах и факторах риска для здоровья. Информирование населения о проблемах здоровья.

Профилактические программы и их эффективность в борьбе с преждевременной смертностью.

Принципы индивидуального подхода в массовой профилактике. Избирательное просеивание (скрининг). Социально- гигиенический мониторинг.

Обеспечение необходимого качества жизни как наиболее общая цель в области охраны здоровья населения. Способы улучшения качества жизни.

Участие населения в решении проблем здоровья. Его мотивация на ведение образа жизни, способствующего предупреждению болезней и укреплению здоровья.

Тема 10. Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Формирование организационно- экономических основ правового механизма обеспечения здоровья населения.

Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России.

Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в области охраны здоровья. Финансирование охраны здоровья. Организация охраны здоровья граждан. Права граждан в области охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Права граждан при оказании медико- социальной помощи. Гарантии осуществления медико- социальной помощи гражданам. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

Перспективы развития законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья населения.

Раздел II. Организация медико-социальной помощи населению

Тема 1. Системы здравоохраненияв России

Понятия “ охрана здоровья” и “ здравоохранение”.

Государственная система здравоохранения. Государственные гарантии населению в оказании медицинской помощи. Принципы деятельности государственной системы здравоохранения. Организационная основа деятельности. Органы управления. Учреждения государственной системы здравоохранения. Государственные программы здравоохранения.

Муниципальная и частная системы здравоохранения в Российской Федерации: состояние, перспективы, правовая база.

Инновационные структуры в здравоохранении. Источники финансирования систем здравоохранения.

Тема 2. Организация лечебно-профилактической помощи населению

Основные виды лечебно- профилактических учреждений. Система первичной медико- санитарной помощи. Поликлиника: структура, принципы и методы работы.

Стационар: структура и организация работы. Многопрофильный и специализированный стационар.

Служба скорой и неотложной помощи населению. Реабилитационные учреждения.

Организация лекарственного обеспечения.

Особенности организации лечебно- профилактической помощи отдельным группам населения. Медико- санитарная часть. Здравпункт. Родильный дом. Женская консультация. Детская больница.

Организация травматологической помощи.

Особенности организации медицинской помощи больным инфекционными, венерическими, психическими, онкологическими заболеваниями.

Управление здравоохранением. Особенности в период экономических и социальных реформ.

Место и роль специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения.

Тема 3. Организация медико-социальной работы

Место и роль социальной работы при оказании медико- социальной помощи. Основные функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико- социальной помощи.

Медико- социальная работа как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого- педагогического и социально- правового характера.

Состояние социальной работы в здравоохранении Российской Федерации. Состояние медико- социальной работы в учреждениях социального обслуживания

системы социальной защиты населения.

Тема 4. Лекарственное обеспечение

Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.

Практические пути по достижению здоровья для всех. Обеспечение равенства для всех - достижение здоровья для всех. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Активное участие хорошо информированного и мотивированного населения. Межсекторальное сотрудничество в осуществлении политики, способствующей укреплению здоровья населения и сокращению факторов риска. Удовлетворение основных медико- санитарных потребностей населения путем предоставления услуг, максимально приближенных к месту жительства и работы.

Решение общих проблем достижения здоровья для всех путем международного сотрудничества.

Раздел III. Формирование здорового образа жизни

Тема 1. Понятие и сущность здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье

Определение понятий “ образ жизни”, “ здоровый образ жизни”. Системный подход в оценке образа жизни. Образ жизни и условия жизни, их взаимосвязь.

Место образа жизни в структуре причин, обусловливающих современную патологию человека.

Факторы риска заболеваний, обусловленные образом жизни. Гиподинамия. Несбалансированное питание. Вредные условия труда. Стрессы. Курение. Потребление наркотиков. Злоупотребление лекарствами. Низкий образовательный и культурный уровень. Высокий уровень урбанизации.

Сущность здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Пути формирования здорового образа жизни.

Участие социальных работников в формировании здорового образа жизни на индивидуальном и групповом уровне.

Тема 2. Культураи здоровье

Культура, медицина и здоровье: основные определения.

Гигиеническое воспитание и здоровый образ жизни как часть общей культуры человека. Зависимость образа жизни от социального положения, профессии, религии, национальных традиций.

Культуратруда, потребления, общения.

Народная гигиена. Народные обычаи и обряды, связанные с ритмичностью в жизни и работе, выбором места поселения, безопасным водоснабжением, рациональным питанием, одеждой и обувью, уходом за детьми, использованием бани и др.

Искусство и здоровье. Воздействие искусства на эмоциональную сферу человека.

Психотерапевтический и психогигиенический эффект от воздействия произведений искусства. Музыка и здоровье. Телевидение и кино. Медико- социальная оценка телесериалов.

Литература и здоровье. Особенности восприятия художественной литературы. Мода и здоровье. Отличие моды от стиля и традиции. Мода на одежду, обувь,

головные уборы. Мода на спорт, физические упражнения. Модные диеты и их

возможные последствия. “ Модные болезни”: “ шнуровая печень”, “ джинсовый дерматит” и др. Мода на вредные привычки. Мода на здоровье.

Тема 3. Социально-медицинские аспекты здоровогообраза жизни

Рациональное питание. Основные принципы. Организация, содержание, формы и средства гигиенического воспитания по вопросам рационального питания.

Двигательная активность. Значение для укрепления, сохранения и восстановления здоровья. Сущность оздоровительного воздействия двигательной активности.

Личная и коммунальная гигиена.

Режим труда и отдыха. Чередование видов деятельности.

Неприятие вредных привычек: табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками.

Сексуальная культура. Физиологические, психологические и социальные аспекты половой жизни. Сексуальная культура и планирование семьи.

Тема 4. Формирование экологически грамотного поведения

Экологическая обусловленность здоровья. Факторы внешней среды и здоровье: воздух, вода, флора, фауна, климатические явления.

Информированность населения о состоянии экологии. Своевременность и достоверность такой информации. Умение пользоваться ею социальным работником в профилактических целях.

Загрязненность атмосферного воздуха и питьевой воды как серьезная опасность для здоровья. Кислотные дожди и токсические туманы: поведение населения и действия специалистов.

Знание основных источников загрязнения атмосферы и выбор приемлемого поведенческого решения с учетом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

Вредные вещества в воде и продуктах питания: умение определить в домашних условиях, принять правильное решение о дальнейшем использовании, знание методов обработки и очистки продуктов.

Неорганизованный отдых, неизвестная местность, сомнительный водоем - возможные последствия для здоровья. Экологически грамотное поведение.

Метеорологические условия и метеорологический прогноз. Значение для поведения больных, страдающих болезнями сердечно- сосудистой системы и органов дыхания.

Профилактическое мышление и экологически грамотное поведение лиц, принимающих решения. Последствия принимаемых решений для коллектива, микрорайона, региона.

Тема 5. Гигиеническое воспитание как межсекторальная проблема

Философские, социологические, социально- психологические, психолого- педагогические, медицинские, правовые и экономические аспекты гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание и гигиеническая культура. Гигиеническая культура как часть общегуманитарной культуры. Кадровое обеспечение гигиенического воспитания.

Современные “ учителя здоровья”: медики, педагоги, психологи, социальные работники, лица, принимающие решения и другие специалисты.

Деятельность по гигиеническому воспитанию в учреждениях медицинского и немедицинского профиля.

Тема 6. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания

Создание проблемной ситуации. Ориентировка социального работника в практических ситуациях. Знания, необходимые для решения проблемных ситуаций в гигиеническом воспитании. Разрыв между знаниями вопросов гигиенического

воспитания и умениями применять их в практической работе как главная причина отсутствия умения действовать в практических ситуациях. Овладение обобщенными приемами умственной деятельности.

Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в практической деятельности. Ведущие признаки ситуаций, наблюдаемые в практике социального работника: количественный состав, однородность аудитории, готовность реципиентов, экстремальность ситуации. Основные типы ситуации и соответствующие им формы и средства гигиенического воспитания.

Схемы- предписания обобщенных приемов умственной деятельности, умение пользоваться ими. Ориентировка с помощью схем- предписаний алгоритмического типа.

Раздел IV. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Тема 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственнаязадача

Санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.

Закон “ О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” как мера социальной защиты населения, его основные разделы и статьи. Система мер санитарно- гигиенического характера по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Региональные и местные программы укрепления здоровья, профилактики заболеваний и оздоровления среды. Роль социальных работников в их подготовке и реализации.

Права и обязанности граждан по вопросам санитарно- эпидемиологического благополучия.

Тема 2. Деятельность центров санитарно-эпидемиологическогонадзора

Центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора как основные учреждения, осуществляющие контроль за соблюдением санитарного законодательства.

Основные направления деятельности центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора: санитарно- эпидемиологический мониторинг, выявление причин заболеваний, учет заболеваемости, предупредительный санитарно- эпидемиологический надзор, ведомственный и производственный контроль.

Взаимодействие учреждений государственной санитарно- эпидемиологической службы с другими службами, организациями, учреждениями и гражданами.

Формирование гигиенической культуры населения. Информированность населения о санитарно- эпидемиологической обстановке в округе, городе, регионе. Роль социальных работников в формировании санитарной культуры населения.

Тема 3. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Климат и здоровье. Воздействие климатических факторов на биологический ритм человека, сезонную заболеваемость, метеотропную чувствительность (давление воздуха, электрического состояния атмосферы, интенсивности солнечной радиации и др.).

Понятие о биологических ритмах человека. Десинхроноз и его неблагоприятные последствия для здоровья.

Градообразующие факторы, лежащие в основе формирования городской застройки. Выбор территории, зонирование населенного пункта (города, села) с точки

зрения возможного неблагоприятного влияния природной среды на здоровье населения. Значение санитарно- защитных зон для ослабления неблагоприятного влияния факторов городскойсреды, их благоустройство.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние химических выбросов в атмосферу на здоровье населения. Показатели, по которым оценивается качество атмосферного воздуха, их количественные и нормативные характеристики. Острое и хроническое воздействие на человека химических выбросов. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на климат.

Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха: технические, планировочные, санитарно- технические, биологические.

Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Понятие об основных характеристиках комфортности жилья. Санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.

Питьевое водоснабжение. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Значение питьевого водоснабжения для здоровья населения. Его источники. Контроль.

Законодательные документы по обеспечению прав граждан на благоприятные условия жизни.

Тема 4. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих

Опасные и вредные производственные факторы, их влияние на организм работающих. Острые и хронические профессиональные заболевания (отравления). Механизм их расследования, Классификация труда по степени вредности, опасности, тяжести и напряженности.

Гигиена труда женщин. Особенности женского организма и его адаптации к производственным условиям. Специфические функции женщин и влияние на них производственных факторов.

Основы законодательства по охране и гигиене труда. Конституция. Кодексзаконов о труде (КЗОТ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила. Охрана труда женщин. Надзор и контроль за соблюдением законодательных актов в области охраны и гигиены труда.

Профессиональная заболеваемость. Особенности установления и подтверждения профзаболеваний. Профессиональная инвалидность. Потери общей и профессиональной трудоспособности. Пенсионное обеспечение.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как лечить атопический, пеленочный и контактный дерматит у грудничка Как лечить атопический, пеленочный и контактный дерматит у грудничка Рецепт имбирного чая для похудения и детокс-диеты Имбирь как чай для похудения Рецепт имбирного чая для похудения и детокс-диеты Имбирь как чай для похудения Лечение гайморита в домашних условиях Зачем делают компрессы Лечение гайморита в домашних условиях Зачем делают компрессы