Развитие законодательства о крепостном праве во второй половине XVII в. Прикрепление крестьян к земле, категории крестьян Форма зависимости крестьян прикрепление к земле

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Самым важным делом Годунова в царствование Федора было прикрепление крестьян к земле. Оно привело к очень печальным последствиям.

Огромная Русская земля с ее полями, лугами, лесами, реками и озерами была открыта в древности, при начале государства, для всех: селись где любо и промышляй чем хочешь. Селились особняком, одним двором, селились и обществом, селом или городом. Сельчане и горожане в старину не различались меж собой - одинаково занимались земледелием и другими промыслами.

Земли было вдоволь. Если она оскудевала где-либо, то поселенцы приглядывали себе другое удобное место и выселялись туда. При огромных пространствах гулящей, свободной земли прочной оседлости не было. Каждый по мере сил и способностей мог занять себе участок, возделать его и обратить в свою собственность; владение землей долго называлось посильем. По старинному выражению, все то пространство земли становилось собственностью человека, «куда его топор, коса и соха ходили».

Кто мог, сам очищал землю для себя, обращал ее в пашню, обзаводился хозяйством и становился полным владельцем своего участка - имел право передать его по наследству, как вотчину, продать, подарить. Те, кому не под силу было самим справиться, обзавестись своим отдельным хозяйством, сообща с другими, то есть общиной, приспособлялись к земле. Каждый член общины пользовался отдельным участком земли, но настоящим владельцем ее считалась только вся община.

Таким образом, издавна явились на Руси земли владельческие - вотчинные и общинные, кроме диких, гулящих, то есть никем не занятых земель.

Для того чтобы обработать дикую, непочатую почву и обратить ее в собственность, нужно много и силы, и охоты, да и средства необходимы, земледельческие орудия, лошадь… Понятно, что многим не под силу было это, и они приставали или к общинам, или шли к богатым владельцам, получали от них участки земли и средства для обработки их и возделывали землю на известных условиях, например за половину сбора с полей (исполовники), а не то шли в закупы: в наймиты, в батраки, то есть становились вольнонаемными рабочими. Иные по несчастью, за неоплатные долги, попадали в кабалу, становились холопами, предпочитали спокойное и сытое житье подневольного слуги, раба, тревожной жизни свободного бедняка. Таким образом, само собой население стало распадаться на: 1) зажиточных людей, лучших мужей (вотчинников, домовладельцев), 2) меньших, или черных, людей, крестьян, мужиков (живших на вотчинной или на общинной земле), и 3) холопов, кабальных людей.

Князья, бояре, духовенство, монастыри, купцы, крестьяне могли делаться поземельными владельцами. Крестьяне хотя и назывались черными людьми, но были вполне свободны, могли жить где хотели, могли обращаться в купцов, в духовных лиц и прочих.

Все должны были так или иначе служить государству: дружинники и бояре служили лично, составляли дружину или двор князя, ходили на войну, управляли волостями и пр.; купцы платили большие пошлины; с крестьян собиралась дань, сначала небольшая, на содержание княжьей дружины. Иногда князья давали своим дружинникам вместо жалованья свои заселенные земли в поместие, то есть не в полное владение, а в пользование: помещики-дружинники собирали дань с поместья своего в свою пользу.

В удельное время, при постоянных переходах князей с их дружинами из удела в удел, раздача поместий производилась, вероятно, не в больших размерах; да и земля мало цены имела в глазах бродячей дружины; но с того времени, как северные князья прочнее водворяются в своих уделах, населенная земля и поместья получают больше цены. Князья хлопочут о том, чтобы населить свои земли, усилить крестьянство. Увеличивается население на севере, усиливаются и разные промыслы, и владеть землею близ городов, на реках, на торговых путях становится делом выгодным. Но собравшееся и окрепшее Московское государство вступает в постоянную и упорную борьбу с западными и восточными соседями. Для войны нужны деньги, нужны люди. Крестьянские подати и разные повинности, и без того тяжелые с татарских времен, становятся еще тяжелее. Мелких поместий раздается служилым людям все больше и больше. Число служилых людей быстро растет. Завоевание обширных новгородских и псковских земель дало возможность Ивану III и Василию III целыми тысячами испомещать, то есть наделять поместьями, служилых людей (боярских детей), причем они обязывались по первому же призыву являться в назначенное место «конны, людны и оружны». Но исправно нести свои обязанности служилые люди могут только в том случае, если их поместья дают им средства, если доходы с поместий достаточны, а это зависело от того, довольно ли было крестьян на их земле.


Г. Мясоедов Дорога во ржи

Трудно было крестьянину XVI века «тянуть тягло», то есть платить разные подати и отбывать повинности. Он не только уплачивал дань, но должен был еще со всякого промысла уплачивать известную долю, давать кормы наместникам и другим начальным людям. Сверх того, крестьяне должны были поставлять лошадей государевым гонцам (ям), поставлять подводы и выполнять много других мелких повинностей.

Раскладка податей и повинностей производилась следующим образом. Земля делилась на участки, или сохи. Сохи заключали в себе от 1200 четвертей до 400 (по теперешнему счету от 1800 до 600 десятин); следовательно, сохи были неодинаковы по величине: сохи дворцовые, вотчинные и монастырские были больше, чем поместные и общинные. С малых сох взималось столько же податей, сколько с больших, а на большом пространстве было обыкновенно больше и крестьян; стало быть, «тянуть тягло» крестьянину на большой сохе было легче, чем на малой. (Например, в корм наместнику полагалось с каждой сохи полоть мяса, десять хлебов, бочка овса и воз сена. С большой сохи это все должны были доставить, положим, 300 крестьян, а с малой - 150; очевидно, последним эта повинность была вдвое тяжелее; то же должно сказать и относительно прочих платежей и повинностей.)

Время от времени составлялись писцовые книги, в которые заносилось, сколько за вотчинником, помещиком или за общиной числится доходной земли, и сообразно этому определялось, сколько сборов с нее должно идти в казну и сколько вооруженных людей в случае войны должен выставить владелец.

Но черные люди, или крестьяне, свободно могли переходить с одних мест на другие. Понятно, что выгоднее всего было им селиться на больших сохах вотчинных земель или монастырских, а рабочие руки всюду были нужны, и потому крестьян везде охотно принимали. Бывали даже случаи, что землевладельцы силой захватывали крестьян у своих соседей и сажали их на своих землях. Чем тяжелее становились повинности, тем более усиливалось движение крестьян с общинных земель и с мелкопоместных. Сильные пожары, истреблявшие крестьянские хозяйства, набеги татар, моровые поветрия, убавлявшие число рабочих, тоже заставляли крестьян разбегаться. Целые области иногда пустели: нередко встречались покинутые деревни… Убыль людей на каком-либо участке при сборе податей не бралась в расчет до составления новых писцовых книг, а все подати и повинности, лежавшие на участке, невмоготу было поднять на себя крестьянам, оставшимся на нем в небольшом числе, - они тоже разбегались. Многие переходили в холопы, другие шли в батраки, третьи уходили в степи и становились казаками.

А. Кившенко Жнитво

Всю силу свою государство брало из земли: она давала главные денежные средства правительству, она кормила и сотни тысяч служилых людей, составлявших главную его силу. А нет крестьян на земле - она теряет всякую цену: убавляются доходы государства, служилые люди - помещики - не могут править службу как следует, при сборе войска являются с плохим оружием, не приводят с собой должного числа воинов, даже и вовсе не являются - приходится отмечать их в «нетях».

Правительству приходилось ради своей же пользы позаботиться о том, чтобы облегчить и улучшить участь черных людей. Царь Иван и его советники старались, видимо, поддержать общинное устройство крестьян: в общине, где друг друга поддерживают, один другого выручает, всем легче живется. Заботился царь и о том, чтобы приказные люди не обижали крестьян, позволял им самим управляться, выбирать себе общиной старост, целовальников и других излюбленных людей, которые вершили бы дела «беспосульно и безволокитно» (то есть без взяток и без замедления).


Неизвестный художник Крестьянский двор

Но подати и повинности не сбавлялись; войны, тяжелые и обременительные, продолжались, и крестьянам становилось все труднее тянуть тягло.

Переход крестьян из мелкопоместных и общинных земель в земли более льготные, боярские и монастырские, продолжался. К концу XVI века крестьян, поземельных собственников, уже не было. Не под силу было им тянуть тягло на своей земле, да и обид от приказных людей и от сборщиков податей приходилось терпеть немало, а на боярской земле жилось крестьянину за боярином как за каменной стеной. Вот почему вольные крестьяне шли в закупы к богатым владельцам, а не то просто в батраки и холопы, а те, которым воля была дорога, уходили в степные украины, в казаки. С присоединением к московским владениям Поволжья и Сибири открылись новые обширные области для выселения. Правительству пришлось позаботиться о том, чтобы не уходила рабочая сила из-под тягла. Уменьшалась эта сила в государстве - падали и доходы его, слабело и войско. Служилые люди, мелкие помещики, беспрестанно бьют челом, что богатые землевладельцы переманивают крестьян у них и этим разоряют их вконец, что службу государеву править им невмочь; жалуются, что им «тощета» и оттого, что крестьяне уходят от них на монастырские льготные земли.

Правительство, испомещая служилых людей, давая им вместо жалованья земли, должно было озаботиться, чтобы дать им и постоянного работника, иначе им невмочь было править свою службу. Вот главная причина прикрепления крестьян к земле.

В Литовской Руси гораздо раньше старались уничтожить переманку крестьян большими льготами от одного землевладельца к другому. Здесь запрещено было под страхом наказания сманивать крестьян новыми льготами. Московское правительство тоже думало сделать нечто подобное. Еще при Грозном было поставлено, чтобы монастыри не приобретали без особого разрешения земли; отменены так называемые «тарханные грамоты», которыми давались монастырским землям очень важные льготы, сильно привлекавшие крестьян. Но скоро тарханы были возобновлены. Годунов искал опоры у духовенства, и потому ему не было расчета обижать монастыри; а между тем необходимо было подумать о выгодах служилых людей.

Еще раньше постепенно ограничивалась свобода крестьянских выходов. Определено было, что крестьяне могут переходить от одного помещика к другому около осеннего Юрьева дня, когда уже все сельские работы были окончены и счеты между помещиком и крестьянином сведены. Наконец, около 1592 года был издан от имени царя указ, по которому у крестьян отнималось право выхода; они обязывались оставаться на той земле, где застал их указ. И раньше тяжело жилось крестьянину, но все же он знал, что наступит желанный Юрьев день - и можно будет поискать нового места, уйти от господина, с которым тяжело живется. Теперь же этот желанный день у крестьянина отнимался и уход его с места становился преступлением. Крестьяне не делались холопами или рабами помещика, они прикреплялись только к земле, но волю все же теряли и попадали более, чем прежде, под власть помещиков.

В. Маковский Крестьянка в поле

Кроме тяглых крестьян, были в каждом селе нетяглые люди, то есть не приписанные к тяглу по писцовым книгам. Это были взрослые сыновья при отцах, братья при братьях, племянники при дядьях и пр., называли их обыкновенно захребетниками и подсуседниками. Они были людьми вполне свободными, вольными работниками. Чрез пять лет, в 1598 году, вышел указ, по которому вольные слуги, прослужившие у господина пол года, становились его холопами. Таким путем хотело правительство и этих вольных людей прикрепить, но уже не к земле, а к господину, которому и отдавались они в полную власть.

Этими мерами Годунов рассчитывал упрочить доходы государства и военные силы его. Прикрепление крестьян к земле и закабаление вольных людей были очень выгодны для служилых мелкопоместных людей, так как от них обыкновенно и уходили рабочие силы к богатым владельцам, которые теперь лишались возможности сманивать людей. Но главная военная сила государства составлялась из сотен тысяч служилых боярских детей, а не из сотен богатых и знатных бояр, и Годунов выгоды последних смело приносил в жертву первым. Он не предвидел, конечно, к каким ужасным последствиям приведут эти меры. Ему лично они были выгодны, так как он приобретал теперь новую опору - в служилых людях, составлявших главную военную силу в государстве.

Но уже самому Годунову пришлось увидеть и вредные следствия прикрепления крестьян. Законное право уходить с места у них было отнято - они стали делать это незаконно. Побеги крестьян и розыски беглых страшно тяготили и помещиков, и правительство. Судам, тяжбам, сыскам и насилию не было счету. Число нищих и бродяг из беглых крестьян все росло и росло. Разбои и воровство усилились, чем больше крестьян было в бегах, тем труднее было тянуть тягло оставшимся.

С. Иванов Юрьев день

Тяжело жилось русскому простолюдину и раньше, а после закрепощения стало еще тяжелее. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - до сих пор еще говорит наш теперь уже свободный простолюдин, когда над ним стрясется какая-либо нежданная беда: сильно, видно, врезалась в народную память отмена Юрьева дня.

Неприглядна была и с внешней стороны жизнь крестьянина: по большей части тесная курная избенка служила ему жилищем. Одевался простой народ в ту пору почти так же, как и теперь: те же были тулуп, зипун (сермяга) и меховая шапка в холодную пору, а летом - одна рубаха. Кожаная обувь была у более зажиточных; бедняки носили лапти. Простолюдины, жившие при городах (посадские), обыкновенно бывали зажиточнее; они и жили попросторнее, и одежду шили понаряднее, не из таких грубых тканей, как бедняки.

Была ли Церковь в нем заинтересована?

150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Спустя полтора века мы вспоминаем эту дату - и не случайно. Ведь многие проблемы нашей современности берут начало в крепостничестве, в порожденной им психологии масс. Но есть еще один аспект темы, важный для православного журнала. Многие люди спрашивают: а почему Церковь не возвысила голос против ужасов крепостничества? Более того - иногда Церковь прямо обвиняют в идейной поддержке крепостного права. Как же было на самом деле? Отвечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Львович Беглов.

Крупнейший феодал

Общеизвестно, что в средние века Русская Церковь сама была крупнейшим феодалом, владела крепостными. Это действительно так?

Мне кажется, эта тема требует обстоятельного ответа. Начну с того, что нужно различать две вещи - во-первых, церковное землевладение, и, во-вторых, владение крепостными.
Проблема в том, что наше школьное представление о средних веках как эпохе крепостничества довольно далеко от реальности. «Полноценное» крепостное право, то есть полное прикрепление крестьян к земле и, более того, фактическая передача их в частную или корпоративную собственность землевладельцев, возникло довольно поздно. На Руси это произошло только в XVII-XVIII веках, а расцвет того крепостничества, которое у нас ассоциируется со всякими ужасами и жестокостями - это вторая половина XVIII - первая половина XIX веков.

До XVI века большая часть земледельцев была лично свободными людьми. Они - лично или общиной - владели землей, которую обрабатывали, и могли достаточно свободно перемещаться. Да, действительно, еще со времен Киевской Руси были различные категории несвободных земледельцев - закупы, холопы, но число их было относительно невелико.

Поэтому, когда мы говорим, что монастыри и епископские кафедры владели селами - надо понимать, что владели они землями, населенными свободными общинниками. Эти общинники выплачивали владельцу земли, то есть Церкви, определенный налог, и в каком-то смысле их можно назвать арендаторами. Если за ними не было долгов, то они могли уйти с этой земли куда угодно. Крепостными они не были.

Но так было до XVI века. А вот затем начались очень сложные исторические процессы, когда, с одной стороны, в западноевропейских странах происходила эмансипация, то есть освобождение крестьянских общин от феодальной зависимости, а с другой стороны, в Восточной Европе, наоборот, усилилось закрепощение крестьян. Даже можно провести условную границу - к востоку от Эльбы. Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы - мало. Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России - государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли (введение так называемых «заповедных лет»), а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века.

При этом надо понимать, что весь XVII век - это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право - это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий.


Гумно. Алексей Венецианов.1821


- А была ли в церковном сознании какая-то рефлексия по поводу крепостного права? То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными?

Особой рефлексии не было. Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? Иначе говоря, это полемика нестяжателей и иосифлян, происходившая в XV-XVI веках и окончившаяся победой иосифлян*. И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно - то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. В XVII и XVIII веках никакой острой полемики по поводу владения крепостными не было. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви.

Но закрепощение крестьян - это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным - ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве.

Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью.


Торг. Николай Неврев. 1866



Кому на Руси жить хуже?

Как бы там ни было, а в XVII веке и в первой половине века XVIII монастыри владели уже не просто землями, но и прикрепленными к этим землям крестьянами. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже?

Положение монастырских крестьян было существенно лучшим. Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников - монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали.

Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков - монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей (которых, кстати, у них вообще не было), не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством.

Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки.

В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне (государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью), и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам.

Чем же кончилась эта относительная идиллия?

Кончилась она екатерининским указом 1764 года о секуляризации церковных земель. Почти вся принадлежащая монастырям земля (и, соответственно, населявшие ее крестьяне) оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание - крайне скудное.** Конечно, процесс этот не произошел мгновенно - на юге России, в Малороссии, в Белоруссии, на Западной Украине он растянулся на несколько десятилетий. Но к концу XVIII века никаких крепостных крестьян у Церкви не осталось. Судьба этих бывших монастырских крестьян (они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии) была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам.


Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г.

Христианин не может быть рабовладельцем

Давайте из XVIII века переместимся в XIX век. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях?

Славянофилы - это то направление русской мысли, которое можно назвать христиански ориентированным сводом интеллектуального либерализма. Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами.*** Более того, многие славянофилы, например, Юрий Федорович Самарин, были активными разработчиками проекта освобождения крестьян. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу - с землей. Делали это они из христианских соображений. «Христианин может быть рабом, - писал Алексей Хомяков, - но не может быть рабовладельцем».

Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян (кроме Сибири и Севера европейской части) жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь (например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика). Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право - не понимая, что это мина замедленного действия.

А выступала ли Церковь в защиту крестьян, подвергавшихся издевательствам со стороны помещиков? Были такие примеры?

Примеры такие были, но это, к сожалению, не стало общецерковной политикой. Каждый раз это был подвиг конкретных лиц - монахов или приходских священников. Наиболее известный пример - это когда святитель Игнатий (Брянчанинов), будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было.

Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками (как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах - местным помещикам не нравилось такое соседство). У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик (как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик»), укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь - повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо.

Верно ли мнение, что проект манифеста 1861 года об освобождении крестьян писал святитель московский Филарет (Дроздов)?

Он действительно принимал участие в разработке этого документа, по просьбе председателя редакционной комиссии графа Панина. Святитель взял за основу проект Ю.Ф. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года.

Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли - не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация - раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви.

Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв (который есть в собрании отзывов на проект манифеста), что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли.


Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. 1888


Сослагательное наклонение

И в XIX, и в XX веке, и даже в наши дни есть люди, негативно относящиеся к манифесту 1861 года, считающие, что это был очень неудачный, непродуманный акт, в итоге приведший к революции 1917 года. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше?

Тут, конечно, легко ответить, что история не знает сослагательного наклонения. Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года (когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству») следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, - иронизирует Ключевский, - 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому.

Виновницей крепостного права порой считают Православную Церковь. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право - это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете?

Мне кажется, такой взгляд во многом надуман. Прежде всего потому, что не дело Церкви - бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе.

Вопрос лучше поставить по-другому - как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников - это нравственная проблема всего российского общества той эпохи.

Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием - возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время - и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки - вернее, головы.

_____________________________________

* Cм. статью «Иосифляне, нестяжатели и ИНН» в февральском номере «Фомы» за 2008 г. - Ред.
** См. статью А. Л. Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год. - Ред.
*** Подробнее о славянофилах см. в статье «Вечный спор: западники и славянофилы» в июльском номере «Фомы» за 2009 год. - Ред.

Протоиерей Максим Хижий, инспектор Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидат философских наук

Заступник крепостных


Малоизвестные страницы жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)

В 1852 году Святейший Синод направил архимандрита Игнатия (Брянчанинова) депутатом от духовного сословия в Высочайшую комиссию, которая расследовала насилия над крепостными Устюжского уезда в Новгородской губернии.

Поводом для возбуждения следственного дела явилась челобитная крепостных помещика Страхова, написанная с их слов приходским священником Ивановским. Практически все девушки, включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина. Жертвы, доведенные до отчаяния, накладывали на себя руки. Челобитную крепостных местная власть расценила как попытку к бунту, а священника обвинили в подстрекательстве. Иерей Ивановский был избит полицейскими и смещен с прихода, посажен в острог. Его семью лишили церковного дома, средств к существованию и обрекли на нищету. Еще хуже были судьбы крестьян: пятеро ходоков арестованы и умерли в заточении. В поместье направлена карательная команда для того, чтобы насильно обвенчать изнасилованных девиц и скрыть следы преступления.

Последовательная позиция архимандрита Игнатия по защите невинных крестьян и лиц духовного звания вызывала крайнее раздражение у покровителей Страхова, писавших на архимандрита доносы в жандармерию. Следствие длилось около двух лет. Архимандрит Игнатий провел тщательнейшее расследование и своей стойкой принципиальной позицией добился повторного расследования дела. В результате расследования имение помещика Страхова было отдано под правление и надзор полномочных представителей дворянского собрания губернии. Священники, проходящие по делу как свидетели, были укрыты от насилий местной власти в монастыре с сохранением им жалования. Но значительно важнее то, что великий святой сделал важные обобщения, выходящие за пределы самого дела:

«Укрывательство гнусных поступков безнравственности, извращение для того истины и неуважение, а тем более уничижение религии соединяясь, составляют тот именно страшный яд, который, помалу, со временем растворяет совершенно совесть народа и ввергает его в нечестие, пораждающее все бедствия... Опозоривать религию в лице ее представителей, значит унижать в высшей степени всякую власть, религиею устанавливаемую. Своеволие гражданское всегда начинает свои действия с нападения на религию и ее представителей; но политика государств благоустроенных строго охраняет силою мудрых законов народное уважение к вере, как единственное условие любви, покорности и терпения, на которых утверждается и покоится всякая законная власть».

Крепостной крестьянин

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Если говорить проще, то суть крепостного права была в том, что крестьяне «прикреплялись» к своему земельному наделу и определенному феодалу (помещику), причем «прикрепление» это было наследственным. Крестьянин не мог уйти со своего земельного надела, а если пытался сбежать, то его принудительно возвращали обратно.

Обычно когда говорят о крепостном праве, имеют в виду Россию. Но в России крепостное право было введено лишь в 1649 году. А в Западной Европе оно существовало с IX века.

Немного из истории этого явления

Крепостное право соответствует определённому этапу развития государства. Но поскольку развитие различных государств и регионов шло по-разному, то и крепостное право в разных странах существовало в разных видах: где-то захватывало небольшой отрезок времени, а где-то сохранилось практически до нашего времени.

Например, в Англии, Франции и части Германии крепостная зависимость возникла в IX-X веках, а в Дании, восточных областях Австрии – только в XVI-XVII веках. Даже в одном регионе, например, в Скандинавии, это явление развивалось по-разному: в средневековой Дании оно сложилось по германскому образцу, а в Норвегии и Швеции его практически не было. Так же неравномерно крепостная зависимость и исчезала.

В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, но официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.

История крепостного права в России

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило крепостное право в России, но процесс постепенного закрепощения крестьян длился веками. В Древней Руси большая часть земель была в собственности князей, бояр и монастырей. С усилением великокняжеской власти все более утверждалась традиция награждения служилых людей обширными поместьями. «Прикрепленные» к этим землям крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Но в 1497 году было введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.

С. Иванов "Юрьев день"

В 1581 году был отменен и Юрьев день и установлены Заповедные лета (от «заповедь» - повеление, запрет) - срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года).

В 1597 году помещики получают право на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу - «урочные лета».

В 1649 году Соборное уложение отменило «урочные лета», закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Соборное уложение 1649 года

Оно выходит при царе Алексее Михайловиче. По существу, это новый российский свод законов, которым была установлена власть землевладельца над крестьянами, работавшими на его земле. Отныне крестьяне не имели права покидать свой надел и перейти к другому хозяину или вообще перестать работать на земле, например, отправиться в город на заработки. Крестьяне были прикреплены к земле, отсюда и появилось название: крепостное право . При переходе земли от одного помещика к другому вместе с нею передавались и работники. Также дворянин имел право продать своего крепостного другому хозяину без земли.

Царь Алексей Михайлович

Но все-таки крепостное право отличалось от рабства: новый владелец обязан был предоставить купленному земледельцу надел и обеспечить его необходимым имуществом. Кроме того, хозяин не имел власти над жизнью крестьянина. Например, всем известна история помещицы Салтычихи, которая убивала своих крепостных и была за это наказана.

Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха - российская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Решением Сената и императрицы Екатерины Второй она была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где и умерла.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, она получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

При жизни мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к рукоприкладству. Это была еще цветущая и притом весьма набожная женщина, поэтому о характере психического заболевания Салтыковой можно только догадываться. С одной стороны, она вела себя как верующий человек, с другой - совершала настоящие преступления. Примерно через полгода после смерти мужа она начала регулярно избивать, преимущественно поленом, прислугу. Основными поводами для наказания были недобросовестно помытые полы или некачественная стирка. Истязания начинались с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Постепенно тяжесть побоев становилась сильнее, а сами побои - продолжительнее и изощреннее. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также она использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове; Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. Салтычиха любила убивать невест, которые в ближайшее время собирались выйти замуж. В ноябре 1759 г. в ходе растянувшейся почти на сутки пытки она убила молодого слугу Хрисанфа Андреева, а затем собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.

Барин и его крепостные

В 1718-1724 гг. была принята податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

В 1747 году помещику уже предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты (принятие на военную службу по воинской повинности или найму) любому лицу.

И. Репин "Проводы новобранца"

В 1760 году помещик получает право ссылать крестьян в Сибирь.

В 1765 году помещик получает право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

В 1767 году крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

В 1783 году крепостное право распространяется и на Левобережную Украину.

Как видим, зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, о чем мы читаем в произведениях русских писателей-классиков.

При Петре I крепостное право продолжало укрепляться, что подтверждается несколькими законодательными актами (ревизиями и др.). Ревизские сказки - документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII - I половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.

Перо, которым Александр II подписал Указ об отмене крепостного права. Государственный русский музей

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян - старостами, в частных владениях - помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, а в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений, о чем мы и читаем в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

При Петре также создается новый класс поссесионных крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам.

А Екатерина II своим любимцам вельможам и многочисленным фаворитам подарила около 800 тыс. государственных и удельных крестьян.

Крепостное право было выгодно большей части дворянства, но русские цари понимали, что оно, по сути своей, все-таки мало отличается от рабства. О том, что эту систему нужно отменить, говорили и Александр I, и Николай I, но отменил его лишь Александр II в 1861 г., за что и получил название Освободитель.

Известие об отмене крепостного права

высшая степень неполной собственности феодала на работника произ-ва. Иногда в литературе под К. п. понимается всякая форма феод. зависимости. К. п. находит юридич. выражение в 1) прикреплении крестьянина к земле; 2) праве феодала отчуждать крестьян без земли; 3) крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний, право первой ночи и т. п.; отсутствие у крестьян права самостоятельно приобретать и отчуждать имущество, особенно недвижимое, распоряжаться наследством, выступать в суде и т. д.). В разные периоды истории К. п. и в разных странах роль и удельный вес каждого из этих элементов были различными. В основе нек-рых терминов, обозначавших крепостных в зап.-европ. праве, лежит идея личной, буквально "телесной" принадлежности крепостного своему господину (homines de corpore, Leibeigenen). Идея отчуждаемого имущества заложена и в рус. понятии "крепостной", к-рое стало употребляться по отношению к крестьянам лишь с сер. 17 в., когда утвердилась практика продажи крестьян без земли. Слово "крепостной" происходит от термина "крепость", употреблявшегося в России с кон. 15 в. для обозначения док-тов, закреплявших права отчуждаемой собственности. Выражение "К. п.", неизвестное законам и актам, было создано в рус. публицистике 19 в. путем модификации применявшегося в законодат. мат-лах 18-19 вв. термина "крепостное состояние", к-рым определялось сословие частновладельч. крестьян. С 18 в. в России получили распространение также иностр. обозначения К. п. - Leibeigenschaft (нем.) и servage (фр.), к-рые понимались как синонимы "крепостного состояния". В историографии, особенно западной, существовала тенденция отделять крепостных крестьян, как несвободных, от других категорий зависимых крестьян, как "лично свободных". К. Маркс показал, что при феод. способе произ-ва ""владелец" средств производства", т. е. крестьянин, всегда является в той или иной степени лично несвободным (см. "Капитал", т. 3, 1955, с. 803-04), а К. п. есть лишь наиболее полное выражение несвободы крестьянина при феодализме. Большое значение для понимания причин распространения (или отсутствия) К. п. и крепостной зависимости имеют указания Маркса и Ленина на связь этой формы феод. зависимости с барщинным х-вом, указания Маркса на то, что обычно крепостное состояние возникало из барщины, а не наоборот (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 242; т. 3, с. 803-04; В. И. Ленин, Соч., т. 3, с. 159). Распространение К. п. как одной из основных форм феод. эксплуатации в период раннего и развитого феодализма определялось рутинным состоянием техники сельского х-ва и его натуральным характером. Прибавочный продукт мог быть получен при условии полурабской зависимости крестьянина от собственника средств произ-ва, обладавшего разнообразными способами внеэкономич. принуждения. Отсюда не только сохранение в модифицированном виде старых отношений зависимости серва или колона от их господина, но и распространение такого рода отношений на широкие слои прежде свободных непосредственных производителей. По мере роста производит. сил и развития товарно-денеж. отношений К. п. уже в период развитого феодализма начало изживать себя и появилось в период позднего феодализма на новой почве, на ином этапе развития мирового х-ва и мирового рынка. Основными путями возникновения К. п. в раннефеод. Европе были 1) ограничение полной собственности на раба, 2) превращение свободного крестьянина-общинника в феод.-зависимого, несвободного держателя. Категория крепостных, состоявшая из сервов, либертинов, колонов и др., сложилась в Испании примерно к 8 в. Сервы в 6-8 вв. первоначально мало отличались от рабов. Их продавали с землей и без земли, дарили, давали в приданое. Беглые сервы подлежали возврату в определенные сроки. Однако господин не имел права убивать серва (хотя не отвечал за его смерть во время экзекуции), а плата за убийство серва посторонним человеком превратилась из средства возмещения материального убытка хозяину в вергельд, равный половине вергельда свободного. Либертины (вольноотпущенники) в 6-7 вв. были, как и сервы, прикреплены к земле и ограничены в правах гражд. дееспособности. Во Франции процесс закрепощения крестьян протекал в 8-10 вв. Категорией крестьянства с наибольшей степенью ограничения личных и имущественных прав были сервы. Ряд капитуляриев, изданных Карлом Великим и его преемниками, был направлен против побегов сервов и укрывательства их, против попыток крепостных уклоняться от выполнения феод. повинностей. Через все каролингское законодательство проходит требование розыска и возвращения беглых прежним владельцам. Сервы в 9-11 вв. передавались и дарились вместе с их наделами (cum hoba sua), т. е. были прикреплены к земле. В Сев. Италии 8-10 вв. основные категории крестьянства (вилланы, колоны и др.) находились в личной - крепостной или полукрепостной - зависимости от феодалов. В Юж. Италии еще в 11 - нач. 13 вв. крестьяне пользовались свободой переходов. В Англии К. п. утвердилось в 10-11 вв. Англ. деревенская община в законах 10 - нач. 11 вв. выступает уже как крепостная. Гебур (крепостной) был прикреплен к земле и выполнял барщинные повинности. Личная зависимость крепостного от своего господина получила здесь название "глафордат". В Германии процесс закрепощения шел уже в 8-11 вв. В России 11-13 вв. формой крепостничества была эксплуатация ролейных (пашенных) закупов. Была закрепощена также часть смердов. Фигурирующий в Рус. правде княжий смерд - феод.-зависимый крестьянин княж. домена - ограничен в имуществ. и личных правах (его выморочное имущество идет князю; жизнь смерда приравнена к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф - 5 гривен). В нек-рых странах К. п. не развилось (Норвегия, Швеция). В период развитого феодализма процесс закрепощения крестьян усиливается, но уже в это время начинается противоположный процесс - постепенное ограничение и частичная ликвидация К. п. Страной "классического серважа" являлась Франция 11-14 вв. В 11 - 13 вв. крепостные во Франции количественно преобладали над другими прослойками крестьянства. Они были прикреплены к земле (glebae adscripti), продавались, обменивались и дарились, в большинстве случаев с землей. Сервы были урезаны в правах покупки и продажи земли и наследования движимого имущества; при уходе с земли сеньора серв расставался со всей движимостью и недвижимостью. Выморочное имущество крепостного переходило к сеньору (право мертвой руки - manus mortua). Брак с крестьянином (крестьянкой) другого феодала сопровождался выплатой особой пошлины - forismaritagium. В условиях развития товарно-денеж. отношений серваж становился экономич. невыгодным, а клас. борьба крепостных ускоряла его отмену. В 12-14 вв. были часты случаи самовольного ухода крепостных от своих сеньоров. В 12-14 вв. произошло расширение права крепостных продавать и покупать землю, переходить из вотчины в вотчину. Начавшийся в 13-14 вв. выкуп серважа (уничтожение права мертвой руки и forismaritagium, фиксация ренты, увеличение владельч. прав и свободы передвижения) был под силу лишь зажиточным крепостным, ибо от серва требовалась выплата всех старых рент. Выкуп серважа продолжался в 15-16 вв., и тем не менее перед 1789 ок. 1,5 млн. франц. крестьян оставались еще в статусе сервов и мэнмортаблей. В Германии до 14 в. не было единого обозначения для крепостных; с 14 в. появляется термин Leibeigenschaft для обозначения крепостного состояния. Противоречивые тенденции развития К. п. наблюдаются и в Англии. С одной стороны, в 12-13 вв. усиливалась и росла барщина, в 13 в. шел процесс превращения сокменов в крепостных вилланов. С др. стороны, одновременно происходила коммутация барщинных повинностей. Вилланы подвергались жестокой эксплуатации. Они были ограничены в гражд. правах (exceptio villenagii). Формально на них до известной степени распространялась "охрана мира и справедливости", осуществлявшаяся органами гос. власти, но фактически они почти целиком зависели от произвола феодалов. В 14-15 вв. К. п. в Англии подверглось постепенному ограничению и ликвидации, хотя его пережитки сохранились в статусе копигольдеров. В Сев. и Сред. Италии в 11-12 вв. начался процесс освобождения крепостных от власти сеньоров. В 13-14 вв. здесь уже существовали сельские коммуны, свободные от частновладельч. зависимости и К. п. В Сицилийском королевстве в 12-13 вв., напротив, возобладала тенденция закрепощения, что, возможно, связано с упадком ремесла и торговли на Ю. Италии. Законы запрещали укрывать беглых сервов, был установлен годичный срок сыска (специальные чиновники, revocatores hominum, возвращали беглых сервов). Противоречивым был процесс развития К. п. в разл. частях Испании. В Леоне и Кастилии 12- 13 вв. в связи с широкой колонизацией новых земель крестьяне добились права относительно свободного перехода от одного землевладельца к другому. В Арагоне же в кон. 13 в. Сарагосские кортесы закрепили право феодалов располагать жизнью и смертью своих подданных; в 13 в. рядом законов была закреплена крепостная зависимость части каталонского крестьянства (см. Ременсы). Отмена К. п. в Каталонии относится к 15 в. Для Франции, Англии, Испании, Сев. и Сред. Италии и нек-рых др. стран характерно постепенное ограничение и изживание К. п. к концу периода развитого феодализма. Сохранение в них в 14-15 вв. К. п. и попытки распространения его на новые слои крестьянства вызывались, как правило, стремлением феодалов увеличить произ-во с.-х. продуктов для продажи за счет расширения барщинного домениального х-ва. Но в экономически наиболее развитых странах Зап. Европы эти тенденции были побеждены тенденциями бурж. развития, активным сопротивлением крестьянства и т. п. Для ряда стран Центр. и Вост. Европы конец этого периода явился исходной точкой нарастающего развития К. п. Это распространение К. п. в период позднего феодализма Ф. Энгельс назвал "вторым изданием крепостничества", потому что оно в какой-то мере повторяло юридич. нормы серважа - прикрепление к земле, барщину и т. п., хотя на совершенно новой основе и применительно к иному кругу земель (в частности к р-нам, к-рые не знали "первичного закрепощения"). Гл. показателями "вторичного закрепощения" было увеличение барской запашки и, соответственно, рост барщины, перерождение иммунитета из системы варьирующих корпоративных прав в систему единообразных сословных прав дворянства, развитие частного права собственности на работника произ-ва. В объяснении причин "вторичного закрепощения" различаются две точки зрения: одна связывает его с ростом городов и развитием внутр. рынка в самих вост.-европ. странах, другая - с возникновением капиталистич. произ-ва на З. и С. Европы, обусловившим резкое увеличение спроса на хлеб) к-рый стал экспортироваться из стран Вост. Европы. В оценке значения перехода к барщинно-крепостнич. х-ву взгляды историков расходятся еще радикальнее: одни видят в новой системе проявление процесса первонач. накопления, другие - консервацию и углубление феод.-крепостнич. отношений в их самых реакц. и суровых формах. Большинство историков считают, что "вторичное закрепощение" было явлением, двойственным по своей природе. Каждая из двух приведенных точек зрения отражает только одну сторону этого явления. В Пруссии ненемецкие крестьяне оказались в системе К. п. еще в 13 в. Тяжелые формы приняло закрепощение в 15-16 вв. в Мекленбурге, Померании, Гольшнтейне и Лифляндии (прикрепление к земле, неограниченная барщина). В Венгрии К. п. было закреплено после подавления восстания 1514. В 16-17 вв. происходит резкий рост барщины и К. п. в Чехии. В германских гос-вах К. п. усилилось после Крестьянской войны 1524-25. Отчетливые формы приобрело К. п. в Дании 14-15 вв., Польше и Литве 16-17 вв. В Польше сер. 17 в. пан имел право согнать крестьянина с земли, продать, распорядиться его семьей и движимым имуществом; крестьянина лишили права самостоятельно выступать в суде и жаловаться на своего господина. В России рост феод. землевладения в 15-16 вв. сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы. С сер. 15 в. для крестьян отд. вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и после Юрьева дня осеннего. В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники сев. уездов, по характеру закабаления (за долг) напоминающие ролейных закупов Рус. правды. Срок выхода, указанный в грамотах сер. 15 в., подтвержден Судебником 1497 в качестве общегос. нормы, к-рым также установлен размер выходной пошлины ("пожилого"). Судебником 1550 был увеличен размер "пожилого" и установлена дополнит. пошлина ("за повоз"). Временное (см. Заповедные лета), а затем и бессрочное запрещение крест. выхода (1592/93) было подтверждено указом 1597, устанавливавшим пятилетний срок сыска беглых ("урочные лета"). В 1607 был издан указ, впервые устанавливавший санкции за прием и держание беглых (штраф в пользу гос-ва и "пожилое" старому владельцу беглого). Осн. массу дворянства устраивали продолжит. сроки сыска беглых крестьян, однако крупн. землевладельцы страны, а также дворяне юж. окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й пол. 17 в. дворяне подают коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний - для сыска вывезенных. Соборное уложение 1649 провозгласило бессрочность сыска, т. е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 или переписных книг 1646-47. Но и после 1649 устанавливались новые сроки и основания для сыска, к-рые касались крестьян, бежавших на окраины: в р-ны по Засечной черте (указы 1653, 1656), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700), на Дон (приговор 1698 и др.). Большое внимание законодательство 2-й пол. 17 в. уделяло наказаниям за прием беглых. Для развития К. п. в России в 17 - 1-й пол. 18 вв. было характерно: 1) Изживание различий между отд. прослойками крестьянства (зачисление в тягло в 1678-79 в светских вотчинах - задворных и деловых людей, в монастырских - служек, служебников и детенышей и т. д.). 2) Слияние кабальных холопов с полными, стирание правовых граней между холопами (пашенными и дворовыми) и крестьянами путем превращения тех и других в ревизские души, ликвидация института холопства (уже в кон. 17 в. за феодалами было признано право брать крест. детей в дворовые). 3) Ограничение крестьян в правах собственности (запрещение приобретать недвиж. имущество в городах и уездах и т. п.) и поисках дополнит. источников существования и доходов (отмена права свободно уходить на промыслы). 4) Дальнейший рост собственности феодала на личность работника произ-ва и постепенное лишение крепостных почти всех гражд. прав: в 1-й пол. 17 в. начинается фактическая, а в последней четв. 17 в. и юридически санкционированная (указами 1675, 1682 и 1688) продажа крестьян без земли, вырабатывается средняя цена крестьянина, независимая от цены земли, со 2-й пол. 17 в. вводятся телесные наказания для крестьян, не подчиняющихся воле землевладельца; с 1741 помещичьи крестьяне устраняются от присяги. 5) Монополизация собственности на крепостных в руках дворянства. 6) Распространение осн. норм К. п. на все разряды тяглого населения. 2-я пол. 18 в.- завершающий этап развития гос. законодательства, направленного на усиление К. п. в России: указы о праве помещиков отдавать неугодных дворовых людей и крестьян для ссылки в Сибирь на поселение (1760), в каторжные работы (1765), а затем и в смирительные дома (1775). Продажа и покупка крепостных оптом и в розницу не была ограничена ничем, кроме запрещения торговать ими во время рекрутских наборов и продавать крестьян с молотка. Закон предусматривал наказание только за смерть крепостного от помещичьих истязаний. В кон. 18 в. сфера действия К. п. расширилась и территориально: оно было распространено на Украину. Под влиянием развития капиталистич. отношений и клас. борьбы крестьянства в 18 - нач. 19 вв. в ряде стран начинается ограничение и отмена К. п. В 80-х гг. 18 в. крестьяне были объявлены лично свободными в тех районах Австр. монархии, где существовала крепостная зависимость (1781 - в Чехии, Моравии, Галиции, Крайне, 1785 - в Венгрии); в 1788 К. п. было отменено в Дании. Длит. период заняло освобождение крестьян в герм. гос-вах: в 1783 была отменена крепостная зависимость в Бадене, в ряде гос-в - в период наполеоновских войн (в 1807 - в Вестфальском королевстве, в 1807 - в Пруссии (т. н. Окт. эдикт 1807 - реформа К. Штейна, отменившая т. н. "наследств. подданство" - Erbuntert?nigkeit, как была назв. крепостная зависимость в Прусском общеземском уложении 1794), в 1808 - в Баварии и др.); в 1817 - в Вюртемберге, в 1820 - в Мекленбурге и Гессен-Дармштадте, только в 1830-31 - в Кургессене и Ганновере. При этом отмена барщины и мн. др. феод. повинностей и прав задержалась во мн. областях до революции 1848-49, а выкуп повинностей окончился лишь в 3-й четв. 19 в. К. п. в Румынии было отменено крест. реформой 1864, сохранившей мн. крепостнич. пережитки. Кризис феод.-крепостнич. системы постепенно нарастал в России. Несмотря на все ограничения, дворянская монополия на крепостных подтачивалась. Богатые крепостные сами имели крепостных и располагали средствами для выкупа на волю, но выкуп зависел целиком от помещика. В 19 в. в России усиленно разрабатывались проекты ограничения и отмены К. п. Частичное раскрепощение незначит. числа крестьян было произведено на основе законов о "свободных хлебопашцах" (1803) и "временно-обязанных крестьянах" (1842); по реформе П. Д. Киселева 1838-42 в Белоруссии, Литве и Правобережной Украине отменена арендно-барщинная система эксплуатации гос. крестьян. Но только в результате ожесточенной и повсеместной клас. борьбы крестьян пр-во отменило К. п. в 1861 (см. Крестьянская реформа 1861). Однако пережитки К. п. сохранились в России вплоть до Вел. Окт. социалистич. революции. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, 3, М., 1955; Энгельс Ф., Марка, в его кн.: Крест. война в Германии, М., 1952; его же, К истории прус. крестьянства, там же; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; его же, Крепостное х-во в деревне, там же, т. 20; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Из истории формирования класса феод.-зависимого крестьянства на Руси, "ИЗ", т. 56, 1956; Новосельский А. A., Побеги крестьян и холопов и их сыск в Моск. гос-ве во 2-й пол. XVII в., "Тр. ин-та истории РАНИОН", М., 1926, в. 1; Корецкий В. И., Из истории закрепощения крестьян в России в кон. XVI - нач. XVII в. (К проблеме "заповедных лет" и отмены Юрьева дня), "ИСССР", 1957, No 1; Маньков А. Г., Развитие крепостного права в России во 2-й пол. XVII в., М.-Л., 1962; Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева" т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Зайончковский П. A., Отмена крепостного права в России, 2 изд., М., 1960; Рохилевич Д. A., Крестьяне Белоруссии и Литвы в XVI-XVIII вв., Львов, 1957; Дорошенко В. В., Очерки агр. истории Латвии XVI в., Рига, 1960; Фридман М. В., Отмена крепостного права в Белоруссии, Минск, 1958; Беляев И. Д., Крестьяне на Руси, М., 1860; Ключевский В. О., Происхождение крепостного права в России, Соч., т. 7, М., 1959; Павлов-Сильванский Н. П., Феодализм в удельной Руси, Соч., т. 3, СПБ, 1910; Дьяконов М., Очерки из истории сельского населения в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., СПБ, 1898; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; его же, Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой пол. XIX вв., т. 1-2, СПБ, 1888; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеод. общества в Зап. Европе VI-VIII вв., М., 1956; Косминский Е. A., Исследования по агр. истории Англии XIII в., М.-Л., 1947; Барг М. A., Исследования по истории англ. феодализма XI-XIII вв., М., 1962; Мильекая Л. Т., Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее роль в закрепощении крестьянства, М., 1957; ее же, Очерки из истории деревни в Каталонии X-XII вв., М., 1962; Конокотин А. В., Очерки по агр. истории Сев. Франции в IX-XIV вв., Иваново, 1958; Шевеленко А. Я., К вопросу об образовании класса крепостных крестьян в Шампани IX-X вв., в сб.: Из истории средневек. Европы (X-XVII вв.), Сб. ст., (М.), 1957; Абрамсон М. Л., Положение крестьянства и крестьянские движения в юж. Италии в XII-XIII вв., "Ср. века", т. 3, М., 1951; Сказкин С. Д., Осн. проблемы т. н. ""Второго издания крепостничества" в Средней и Вост. Европе", "ВИ", 1958, No 2; Смирин М. М., О крепостном состоянии крестьянства и характере крестьянских повинностей в юго-зап. Германии в XV и нач. XVI в., "ИЗ", т. 19, М., 1946; Кареев Н. И., Очерк истории франц. крестьян с древнейших времен до 1789 г., Варшава, 1881; Пискорский В. К., Крепостное право в Каталонии в ср. века, К., 1901; Ачади И., История венгерск. крепостного крестьянства, пер. с венг., М., 1956; Кнапп Г., Освобождение крестьян и происхождение с.-х. рабочих в старых провинциях Прус. монархии, пер. с нем., СПБ, 1900; Haun F. J., Bauer und Gutsherr in Kursachsen, Strassburg, 1892; Gr?nberg K., Die Bauernbefreiung und die Aufl?sung des gutsherrlich-b?uerlichen Verh?ltnisses in B?hmen, M?hren und Schlesien, Bd 1-2, Lpz., 1893-94; Knapp Th., Gesammelte Beitr?ge zur Rechts-und Wirtschaftsgeschichte, vornehmlich des deutschen Bauernstandes, T?bingen, 1902; Link E., The emancipation of the Austrian peasants, 1740-1798, Oxf., 1949; Perrin Ch.-E., La seigneurie rural en France et en Allemagne, v. 1-3, P., 1951-55. См. также лит-ру к ст. Крестьянство. С. М. Каштанов. Москва. Вопрос о существовании крепостной зависимости в странах Востока (как и о формах феод. зависимости крестьян в целом) до наст. времени недостаточно разработан и вызывает многочисл. споры. В источниках не обнаружено убедительных фактов, говорящих о юридич. закрепощении крестьянства до 13 в., хотя фактич. ограничение крест. прав несомненно существовало. Видимо, в 12 в. крепостнич. отношения стали складываться в Закавказье; на грани 12-13 вв. они получили юридич. оформление в арм. Судебнике Мхитара Гоша. Первое законодат. оформление прикрепления крестьян к земле, известное в истории мусульм. стран, относится ко времени монг. владычества - к рубежу 13-14 вв. (ярлык Газанхана); однако указ Газан-хана подчеркивал отсутствие у владельцев икты прав на личность крестьянина (определенные права за закрепощенными крестьянами, напр. в наследовании, признавал и арм. Судебник). Прикрепление крестьян к земле было зафиксировано в законоположениях о провинциях Османской империи в кон. 15 в.; законодательство подтверждало это положение вплоть до 19 в. Законодат. акты ряда государей в феод. Индии 16-17 вв. по существу ограничивали уход крестьян (указ Акбара 1583-84; указ Аурангзеба 1667-68). В Японии в 1589-95, при Тоетоми Хидэеси, были осуществлены перепись зем. владений и прикрепление крестьян к земле, ликвидированное лишь в результате бурж. революции 1867-68 (нек-рые историки говорят о "вторичном закрепощении" крестьянства применительно к Японии). Но в целом в большинстве стран Востока отсутствие развитого барщ. х-ва и связанной с ним отработочной ренты обусловило отсутствие такого юридич. ин-та К. п., к-рый соответствует определенной системе помещ. и крест. х-ва. Но это не означало существования полной свободы перехода. -***-***-***- Отмена крепостного права в России

Крестьяне. Крестьянство делилось на две категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вто­рая категория земель считалась принадлежащей непосредственно кня­зю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV век знаменуется прикрепле­нием чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закре­пощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к зем­ле осуществлялось путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением владельческих явля­лось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т. е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выби­рать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.

Установление феодальной зависимости предполагает экономичес­кое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего ос­новное средство производства - землю. С развитием феодализма тре­буются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юри­дическую возможность переходить от одного владельца к другому, осу­ществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное за­крепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы кресть­ян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы - это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повин­ности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом пере­хода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.

Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика под­могу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к друго­му, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обя­занные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.

Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозя­ину. Это были бедняки, не имевшие земли.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (не­тяглую, т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины.

Этапы закрепощения:

1.Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закре­пощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от сво­их господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неде­лю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определен­ную сумму - пожилое.

2а. – Судебник 1550 увеличил пожилое вдвое

2.1581 год - Отмена Юрьева дня - «заповедные лета».

3.1597 год - Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу - «урочные лета».

4.1607 год - Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

5.1649 год - Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

6.XVIII век - постепенное усиление крепостного права в Росси

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что делать, если незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд Образец искового заявления к нпф незаконный перевод Что делать, если незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд Образец искового заявления к нпф незаконный перевод Разведение и размножение лошадей в домашних условиях Как покрыть кобылу жеребцом Разведение и размножение лошадей в домашних условиях Как покрыть кобылу жеребцом Курица хромает на одну ногу: что делать, если куры и цыплята падают на ноги Курица хромает на одну ногу: что делать, если куры и цыплята падают на ноги