Развитие ребенка с 3 по 4 месяц. Физическое и психическое развитие ребенка в три-четыре месяца. Какими же они бывают

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С малышом время летит совершенно незаметно, и вот вашему крохе уже 3 месяца. Всего 3 месяца, но ребенок проделал огромную работу в развитии и сейчас перед вами уже не такое беспомощное создание, как раньше. Ребенок заметно окреп, подрос еще на 3-4 см и набрал не менее 600-700 г., а многие набирают и до 1.5 кг.

Кормление

Лучше всего, если рацион малыша этого возраста будет состоять только из грудного молока без прикорма (если у матери достаточно молока и не имеется особых медицинских показаний).

Желудочно-кишечный тракт все больше совершенствуется, и, как правило, к 3 месяцам у большинства деток проходят колики. Однако еще слишком рано вводить какие-либо прикормы. Если у мамы достаточно молока, то ребенку до 5 месяцев вполне будет хватать только его. В качестве дополнительного источника витаминов педиатры рекомендуют давать малышам витамин Д (для профилактики рахита), которого в мамином молоке, к сожалению, не так много.

Меняется и то, как малыш сосет грудь: сейчас он довольно-таки часто отвлекается, поэтому мамочкам следует быть терпеливее и накормить кроху досыта, даже если теперь это занимает гораздо больше времени, чем раньше.

По мнению ученых, к трем месяцам у ребенка формируется способность отличать день от ночи. Приблизительно с этого возраста у родителей появляется возможность управлять режимом сна младенца.

Спят трехмесячные малыши по-прежнему долго, однако, все больше часов отводится на ночной сон, поскольку днем время бодрствования увеличивается. А ночью ребенок просыпается в среднем до 3 раз, чтобы покушать, и тут же засыпает вновь.

Развитие

Родничок на голове всё ещё не зарос костяной тканью и остается мягким, так что при обращении с ребенком необходимо сохранять осторожность и следить, чтобы он не ударялся головой (например, о бортик кроватки).

Активно развивается мозг и пищеварительная система.

В этом возрасте ребенок уже понял, что на руках гораздо увлекательнее и комфортнее, чем кроватке, а потому частенько и призывает родителей к тому, чтобы его взяли на ручки. Не стоит волноваться о том, что тем самым вы избалуете своего малыша. Ему сейчас очень нужны объятия и много внимания, потому что так он будет чувствовать себя более защищенным и уверенным. Конечно же, стоит знать меру, но в то же время совершенно непозволительно лишать ребенка радости побыть на руках у любящих взрослых.

Малыша появляются новые звуки и мимика, которые он активно применяет при общении с окружающими, поэтому рекомендуется при любой возможности разговаривать с малышом: когда играете с ним, меняете памперс или просто берете на руки. Так у крохи будет формироваться пассивный запас слов, что поможет ему раньше и легче заговорить самому.

Визит в поликлинику

Плановый медосмотр обязателен на третьем месяце жизни вашего малыша. Существует возможность появления (большая вероятность у детей, которые находятся на грудном вскармливании), коликов и рахита.

В 3 месяца необходимо посетить следующих врачей: невропатолог, педиатр, хирург, офтальмолог, ортопед. По плану профилактических вакцинаций малышу сделают первые по счету прививки АКДС (против коклюша, дифтерии и столбняка) и против полиомиелита.

Купание и гигиена

Остаются прежними, как и в первые месяцы, но с каждым разом купание превращается из простой процедуры очищения тела в настоящее удовольствие для малыша, а потому и время нахождения в теплой водичке должно увеличиваться.

Умения ребенка в 3 месяца

В 3 месяца ребенок научился уже достаточно многому. Лежа на животе, он уже уверенно может держать головку длительное время, теперь она не так устает и малыш с удовольствием разглядывает всё вокруг. В конце третьего месяца ребенок уже осмысленно и целесообразно управляет своими ручками, у него получается удерживать погремушку или любую другую легкую игрушку в руке, и он даже пытается попробовать ее на вкус. Одно из достижений - точно следить за перемещением предмета, будь то яркая погремушка или мамино лицо.

Детки вовсю начинают гулить, улыбаются знакомым лицам, смеются при их появлении. Многие уже способны , поэтому нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столике или кровати без бортиков - малыш может упасть с края.

К тому же, малыши уже научились не только капризничать, но и эмоционально показывать свое недовольство. Обычно, молодые мамы к этому времени уже начинают различать что же означает тот или иной крик малыша: проголодался ли он, требует ли он смены памперса или ему просто скучно.

Замечательным отличием теперь обладают многие трехмесячные детки - это смех. Они смеются очень заливисто и забавно, и порой над совершенно неожиданными вещами или действиями взрослых.

Режим дня и прогулки

Теперь ваш малыш спит днем примерно 3-4 раза, средняя продолжительность сна 2 часа. Желательно, чтобы днем ребенок спал на свежем воздухе. При этом длительность ночного сна может доходит до 11 часов. Благоприятное воздействие будет оказывать утренний подъем ребенка в одно и тоже время.

Очень часто родители осознают, что их ребенок перепутал день и ночь: то есть днем его сон более продолжительный и крепкий, чем ночью, в то время как в темное время суток малыш полон сил и никак не хочет укладываться. В таком случае необходимо регулировать его режим самостоятельно путем введения тех или иных процедур в определенное время суток. Так, например, каждое утро начинать с умывания, зарядки и легкого массажа, что позволит крошке пробудиться. А купание правильно перенести на вечернее время, чтобы у малыша выработался определенный алгоритм купание-кормление-сон. При регулярном соблюдении этих простых рекомендаций вы вскоре заметите, что режим дня и ночи налаживается.

Не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. Необходимо находиться с малышом на улице не менее 2 часов. В хорошую погоду допустимо увеличивать нахождение на улице до 6 часов. Не стоит волноваться, когда малыш засыпает во время гуляния - сон малыша на свежем воздухе очень благоприятен. При этом следует контролировать, чтобы он не замёрз - достаточно временами трогать нос. Если носик теплый, значит всё в порядке.

Выше упоминалось о зарядке, которую можно проводить как стандартным поочередным сгибанием ручек и ножек, переворачиванием на животик, так и с помощью большого мяча (пляжного), либо специального гимнастического.

Развивающие занятия (игры)

В трехмесячном возрасте малыш с радостью играется с собой - трогает ручками свое личико, изучает руки и ноги. Также он начинает играть с предметами, которые его окружают: он их щупает, перебирает. У деток уже формируется восприятия мира, а потому совместные с родителями игры заметно ускоряют этот процесс.

Малыш уже довольно легко двигает пальчиками, поэтому можно начинать развивать мелкую моторику. Для этого подойдут мешочки, заполненные разнообразными наполнителями (чем-нибудь мягким, шуршащим) для того, чтобы малыш трогал их. Также хорошим упражнением послужит вкладывание в детскую ладошку игрушек небольшой формы с различными характеристиками: гладкие\шершавые, мягкие\твердые, теплые\холодные.

Для помощи в формировании обоняния - сшейте мешочки и наполните их ароматными травами (мята, лимонник), можно положить палочку корицы.

Любую процедуру, будь то смена памперса, купание, игра или укладывание спать очень полезно для развития ребеночка сопровождать ласковыми словами, детскими песенками, веселыми стишками и потешками.

Многих деток способен занять на некоторое время подвесной мобиль, особенно, если его движение будет сопровождаться приятной музыкой. Так, ребенок учится связывать воедино то, что он видит и то, что слышит. А погремушки помогут осознать связь между движением и звуком.

Возможные проблемы

1) Первая проблема: запор

Многие родители сталкиваются с такой проблемой своих малышей как запор. Прежде всего, нужно помнить, что дефекация у разных детей происходит по-разному и этому есть свои объяснения. Например, у деток на грудном вскармливании стул бывает до 7 раз в день, в то время как у «искусственников» не более 3-4 раз в сутки. Однако зачастую бывает и так, что запоры объясняются более серьезными причинами. Вот некоторые из них:

Ребенку недостаточно молока (при грудном вскармливании);

Ребенку недостаточно жидкости (только для детей, находящихся на искусственном вскармливании);

Ошибки введения прикорма;

Прием медикаментов (железо, кальций);

Неприятные или болезненные ощущения во время дефекации;

Психологические проблемы, например, стресс.

Если проблема связана с недостатком молока, то при увеличении его количества стул нормализуется сам собой. Важно следить за общим состоянием ребенка, за его прибавкой в весе.

Однако зачастую запоры могут стать симптомом неправильного функционирования толстого кишечника, отголосками гастрита, язвы.

2) Вторая проблема: насморк

Насморк затрудняет дыхание малыша, а вместе с ним и процесс кормления, потому ребенок может начать нервничать и капризничать. Чтобы помочь ребенку, необходимо прочистить его носик. Для этого можно воспользоваться как аптечными препаратами, так и физраствором, который легко сделать самостоятельно. Вам понадобится морская либо йодированная соль и кипяченая теплая вода в пропорциях 0.5 чайной ложки соды на 0.5 литра воды.

Как правило, малышам не нравятся подобные процедуры, поэтому родителям стоит запастись терпением. Для закапывания носика используйте пипетку. Приступая к закапыванию, поверните голову ребенка на бочок и капните 2-3 капли в ту ноздрю, которая находится сверху. Повторите процесс со второй ноздрей. Это делается для того, чтобы водичка не попала в ушки.

Применение физраствора при насморке не имеет противопоказаний при соблюдении пропорций. Однако стоит иметь ввиду, что, если у вашего малыша наблюдается высокая температура, лучше сразу обратиться к врачу.

3) Третья проблема: прививки

Напомним, что на 3 месяце вам предстоят прививка АКДС (коклюш, столбняк, дифтерия) и прививка от полиомиелита, и многие мамы задумываются над вопросом ставить ли ребенку прививку. Чтобы принять решение, обязательно проконсультируйтесь с врачом, которому доверяете. Также есть возможность самостоятельно купить вакцину иностранного производства.

Перед прививкой малыш должен быть абсолютно здоров: ни температуры, ни насморка, ни высыпаний. Если вы наблюдаете один из признаков заболевания у своего ребенка, то врач даст вам медотвод на другой день.

За день до прививки не рекомендуется купать малыша, также как и в день прививки, и день после нее. От прогулок в день прививки тоже необходимо отказаться, и каждые 2-3 часа измерять температуру тела ребенка, и в случае ее увеличения тут же сообщить доктору.

4) Четвертая проблема: рахит

Чаще рахиту подвержены детки, родившиеся осенью и зимой, поскольку им не хватает витамина Д для нормального усвоения кальция. Поэтому врачи прописывают водный раствор витамина Д и рекомендуют чаще бывать на свежем воздухе и не пропускать ни одного солнечного дня. Признаками развития рахита может стать чрезмерная потливость, либо стирание волос на затылке.

5) Пятая проблема: недостаток лактазы

Лактаза - это особый фермент, который помогает усваиваться молочному сахару. Из-за ее недостатка молочный сахар, соответственно, не усваивается, а проявляется это в виде высыпаний, похожих на аллергию. К сожалению, бывают случаи, когда молодые мамы думаю, что у малыша аллергия на грудное молоко и отучают кроху от груди. Прежде, чем решаться на такой шаг необходимо проконсультироваться с врачом, а также пересмотреть свой рацион: следует отказаться от цельного коровьего молока, и лишь в небольших количествах потреблять кисломолочные продукты. А ребенку, как правило, прописывают лактазу для принятия внутрь во время кормления. Со временем недостаточность пройдет.

Наш женский журнал " " советует всем мамочкам быть бдительными в отношении их малышей, и ни в коем случае не лечить деток самостоятельно, а обязательно обращаться за квалифицированной помощью.

Ребенку 3 месяца жизни. Малыш улыбается и смеется, может управлять своими ручками, смотрит на мир осмысленным взглядом, уверенно держит голову, подвижный, общительный. Настает этап осмысленного изучения окружающих предметов, старательное обучение сложным двигательным навыкам и др.

Грядущие изменения

Новый месяц порадует вас не только двигательными достижениями, но и психоэмоциональными подвижками. Не удивляйтесь, но в ближайший месяц внешность ребенка может начать меняться. В промежуток между 2 и 3 месяцем может:

  • поменяться цвет глаз. В зависимости от окраски радужной оболочки родителей, глазки малыша могут потемнеть или изменить оттенок;
  • начать расти волос другой структуры. Пушок, с которым малыш появился на свет, постепенно скатывается и исчезает. На его месте начинают появляться новые, более крепкие и гладкие волосы. Их цвет может быть более темным, если у одного из родителей русые или каштановые волосы. У деток, рожденных с темными волосами, может наблюдаться некоторое осветление;
  • исчезнуть непропорциональность тела. Грудина карапуза максимально приблизится к размерам головы. Детки, рожденные с большой головой и маленьким обхватом груди, приобретают нормальный внешний вид.

Как правильно помогать развиваться

Окрепший кроха стремится познавать мир. Стоит позаботиться о создании максимально подходящих условий для изучения нового, но при этом не перенапрягать его нервную систему. Вводите комплексные физические нагрузки, помогайте развивать двигательные и умственные навыки. Но не торопите события. Ваши действия должны быть направлены на помощь в оттачивании полученных умений. Позволяйте малышу самостоятельно познавать свои способности.

Физиологические изменения

Вес и рост

Если до 3 месяцев кроха должен был набирать около 800 гр. за 4 недели, то теперь эта цифра составляет всего 600 гр. Норма набора массы будет снижаться на протяжении всех последующих месяцев благодаря увеличивающейся двигательной активности. Рост будет по-прежнему увеличиваться от 1 до 3 см в месяц. По достижении 3-месячного возраста некоторая разбежка в еженедельном наборе отмечается в большинстве случаев. Измерять вес уже не обязательно раз в неделю, достаточно однократного взвешивания по истечении 4 недель после предыдущего.

Ногти

Отдельно стоит упомянуть об изменениях, происходящих с ногтями младенца. После 3 месяцев они становятся более твердыми и ускоряют свой рост. С 12 недели жизни необходимо проводить процедуру по обрезанию выросших ногтей минимум раз в неделю. Наиболее подходящее время для этого занятия – гигиенические процедуры после вечернего купания. Не используйте щипчики, чтобы не обрезать лишнего. Рекомендуются специальные ножницы с закругленными концами.

Волосы

Кроме изменения структуры волос, замечается их интенсивный рост. За первые 3 месяца жизни на голове крохи образовались небольшие залысины на затылке и по бокам волосистой части головы. Между 3 и 4 месяцем на этом месте появятся новые волосы. Некоторые детки порадуют своих родителей хорошей прической уже к году, но большинство будут иметь еще достаточно редкие, хотя и более качественные волосы. Чтобы помочь росту волос, хорошо вечером, после купания, разглаживать волосы специальной щеткой. Это промассирует кожу головы, простимулирует рост, уберет ненужные частички кожи. Использование щетки для волос с 3 месячного возраста приучает карапуза к использованию этого предмета.

Внутренние системы организма

Внутренние системы малыша прошли первую стадию становления:

  • площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
  • центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
  • кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
  • головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
  • легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
  • поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.

Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.

Звуки и речевое развитие

Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».

В голосе малыша можно услышать до 10 разных интонаций, по которым легко определить, что именно хочет карапуз. Плач от боли, голода, желания заснуть, поиграть или пообщаться, от страха или неприятных ощущений отличается своей громкостью, движениями рук и ног, резкостью.

Рефлексы

Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.

Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.

Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.

Маленькие достижения в 3 месяца жизни

Малыш на 4 месяце жизни уже обладает многими навыками:

  • Играет со своими руками и использует их для изучения предметов: подносит к глазам, трясет, тянет в рот. Все эти действия совершаются для получения информации о предмете и его качествах. Следует внимательно следить за чистотой окружающих малыша вещей и не запрещать ему исследовать интересующее;
  • Ворочает головой на звук. Формирование звуко-зрительных связей заставляет малыша интересоваться происхождением всех новых шумов. Достаточно окрепшие мышцы шеи дают возможность быстро повернуться в сторону звука, а улучшившееся зрение при помощи глазных яблок найти источник;
  • Лежа на животе, высоко поднимает голову. Чтобы увеличить угол обзора, начинает использовать предплечья и руки. Рекомендуется в этом возрасте раскладывать вокруг ребенка различные яркие игрушки, стимулируя его дотянуться, схватить и потрогать;
  • Лежа на спине, старается подняться, ухватившись за пальцы взрослого. Между 3 и 4 месяцем мышцы спины еще недостаточно окрепли. Стоит давать почаще такую нагрузку, чтобы он мог быстрее самостоятельно сесть. При достаточном количестве занятий малыш может самостоятельно подняться к 5,5 месяцам, но большинство детей делают это ближе к полугоду;
  • Старается самостоятельно ворочаться со спины на живот и обратно. Любопытство заставляет кроху больше двигаться и искать возможности все рассмотреть. Самостоятельное изменение положения тела – важный шаг. Некоторые дети овладевают этим умением к 3,5 месяцам, другие чуть позже. Хорошо почаще показывать малыш, как это делается, заводя руку за плечо или вытягивая вперед;
  • Активно двигает ногами. Часто это напоминает движения на велосипеде. Таким образом кроха самостоятельно тренирует мышцы ног. Желательно давать дополнительную нагрузку в комплексе ежедневных упражнений. Кроме велосипеда предлагать двигать ногами в виде ходьбы, ножниц. Сгибать и разгибать ноги в коленях вместе и попеременно. Массажировать стопы;
  • Улыбается и смеется. Лепечет. Начинает агукать.

Малыш на четвертом месяце жизни уже очень интересный и общительный. Стоит внимательно относиться к его безопасности:

  • Не оставляйте его одного на столе или диване. Он уже вполне способен перевернуться и упасть;
  • Следите за предметами, находящимися рядом к крохой. Все мелкие, острые и опасные вещи нужно убрать не только от малыша, но и из поля его видимости;
  • Все погремушки и вещи с наполнителями для шумового эффекта должны периодически проверяться на возможные трещины и сколы. При обнаружении дефекта следует изъять предмет.

Слух и реакция на звуки

Слух младенца стал намного лучше и играет ведущую роль в психическом развитии. Малыш с удовольствием слушает музыку, показывая свои предпочтения активным лепетом и движением. Рекомендуется включать классические композиции на 30-40 минут в день.

Еще одним приятным для карапуза способом развития слухового восприятия является пение и чтение рифмованных форм взрослыми. Идеальным считается пение, обращенное к малышу. Когда кроха не только слышит ваш голос, но и наблюдает движение губ, мимику, он получает звуковую информацию, а также видит, как вы это делаете. Впоследствии он будет стремиться повторить услышанное, тренируя навык речи.

Чтение стихов позволяет знакомить младенца с чувством ритма, привлекать его к развитию речевых способностей. Наряду с обычным диалогом потешки и стихи расширяют информационную базу крохи. Одна из методик сверхраннего развития (подход Глена Домана) предлагает начинать обучение в этом возрасте с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Видя картинку и слыша название, ребенок постепенно будет формировать базу знаний. Но даже без карточек, простым разговором и развивающими занятиями, можно достигнуть великолепных успехов.

В этот период важно звуковое окружение крохи. Старайтесь избегать присутствия неестественного шума (телевизор, радио). Громкие, резкие звуки могут испугать кроху, поэтому старайтесь соблюдать спокойную обстановку.

Зрение и движения глазных яблок

Дальность и качество получаемой младенцем картинки за три месяца после рождения существенно возросли. Малыш умеет концентрировать свой взгляд на интересном предмете на несколько минут. При необходимости следит за перемещаемым предметом. На четвертом месяце жизни для этого он уже использует не только мышцы шеи, но и глазные яблоки. Постепенно формируется периферическое зрение. Теперь карапуз может повернуть глазки в нужную сторону без поворота головы, чтобы увидеть, что шумит. Обзор расширяется до 180 градусов.

Зрение между 3 и 4 месяцами добывает для мозга важную информацию, поэтому необходимы развивающие занятия, создание насыщенной информационной среды и контроль за зрением. Старайтесь чаще привлекать внимание крохи разнообразными звуками, стимулируя глаза найти предмет, издающий звук, и изучить его.

Когда берете кроху на руки, поворачивайте к себе лицом и давайте возможность потрогать и рассмотреть ваши волосы, нос, щеки. Улыбайтесь в этот момент, разговаривайте. Близкое изучение родных лиц, артикуляции, мимики поможет не только усовершенствовать знания о вас, но и простимулировать другие важные навыки.

Если раньше малыш мог задерживать взгляд на предмете только лежа на спине, то теперь ему это удается и в вертикальном положении. Предоставьте крохе возможность увидеть свой дом и улицу – берите на руки и носите его в вертикальном положении, рассказывая о предметах, которые видит малыш.

Социальный контакт

С появлением лепета младенец нуждается в коммуникации. Необходимо наполнить жизнь крохи словами. Ребенок ощущает себя спокойно, когда видит маму, слышит его голос. Старайтесь чаще улыбаться и говорить карапузу о своих теплых чувствах. Так вы создадите для его психики комфортные условия, простимулируете речь.

В этом возрасте дети еще не боятся посторонних. Они не плачут на руках у новых людей, а с интересом рассматривают их лица. Первые контакты с новыми людьми в этом возрасте допускаются. Это полезно для развития социальности вашего крохи. Но стоит учитывать еще несформированную иммунную систему. Каждый человек, который берет малыша на руки, должен быть здоров. Следите, чтобы каждый находящийся в комнате, помыл руки.

Особенности ухода за малышом на 4-м месяце жизни

Уход за малышом на четвертом месяце жизни остается прежним, но добавляются некоторые особенности, связанные с возросшей активностью. Родителям стоит внимательно отнестись к чистоте и безопасности жизненного пространства, расширить комплекс гимнастических упражнений, делать ежедневный массаж тела и уделять внимание пальцам рук. Их стоит массажировать и разминать, стимулируя скорейшее развитие мелкой моторики..

Питание

На четвертом месяце рекомендуемым питанием остается грудное молоко. Введение прикорма и докорма осуществляется по рекомендациям педиатра. В норме в этот период новых продуктов не требуется, возможным назначением станет витамин D по одной капле в день.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании, после осмотра врачом и его рекомендаций часто предлагают вводить фруктовое или ягодное пюре, если ранее были введены соки. Чаще всего выбирают низкоаллергенные виды фруктов: зеленые яблоки, бананы. Можно использовать специальные продукты, продающиеся в баночках, или делать пюре самостоятельно. Количество первой порции предлагаемой ребенку не должна превышать 1/3 чайной ложки. После этого в течение суток нужно отслеживать состояние малыша. Отсутствие сыпи, нарушений стула и поведения позволяет ввести на 2 день 2/3 того же фрукта. Постепенно увеличивая количество за 2 недели можно дойти до 5 чайных ложек.

Вводить прикорм не стоит торопиться. В таком раннем возрасте его назначают только в крайнем случае. Организм крохи еще не вполне готов к таким новшествам. Прежде чем что-то дать карапузу, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Многие представители старшего поколения настаивают на самостоятельном введении тех или иных продуктов в этом возрасте. Чтобы не навредить и не столкнуться со сложностями пищеварения, аллергией, следует воздерживаться от слепого выполнения советов. Чаще всего несвоевременность или избыточность поступаемого докорма в виде фруктов или овощей вызывает несварение, задержку стула, диатез. Вследствие этих проявлений малыш испытывает дискомфорт, плохо спит, ест, капризничает.

Сон и режим дня

Отдых от активного времяпровождения играет важную роль в гармоничном развитии карапуза. Ночной отдых занимает до 10 часов, при этом некоторые дети перестают просыпаться ночью для перекуса. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. Благодаря совершенствованию желудочно-кишечного тракта организм крохи выбирает отдых от еды. Как только ребенок проголодается, он обязательно вас разбудит плачем. Чаще всего это случается рано утром.

В зависимости от характера и типа нервной системы карапуза дневной отдых может быть разным. Активные дети часто в 3 месяца переходят на 4-5 коротких дневных сна, а в оставшееся время познают окружающий мир и требуют внимания. Спокойные крохи могут спать долго (до 2 часов), бодрствовать в течение 1-1,5 часов и уходить на очередной сон. В любом случае не следует волноваться, если в период бодрствования малыш:

  • Активно двигается;
  • Улыбается и смеется;
  • Ведет диалог и родителями и охотно изучает предложенные игрушки;
  • Нормально набирает вес и растет.

Если кроха перевозбужден или чересчур спокоен, даже апатичен, стоит обратиться к педиатру.

Не приучайте кроху спать в идеальной тишине. Предлагайте ему отдыхать во время прогулки на улице, не стесняйтесь заниматься домашними делами рядом с карапузом. Привычка отдыхать в идеальной тишине в последствие может привести к сложностям со сном. Крохе будет нужно найти идеальное место для сна, что не всегда реально. Чтобы не укачивать часами карапуза, рекомендуется постепенно приучать его к режиму дня, укладывая спать в одно и то же время. Крепкому здоровому сну способствует частое проветривание, температура помещения не выше 22 градусов, достаточная активность перед сном.

Развивающие игры

Развитие ребенка четвертого месяца жизни должно осуществляться по принципу помощи в самостоятельном изучении мира. Попытка вырастить гения, излишне стимулируя двигательные или умственные способности, не всегда дают положительный результат. Кроха еще не готов к полноценным занятиям и изучению огромного массива информации. Он не способен сам сесть или поползти. Каждый раз, когда вы подходите к своему ребенку, нужно вспомнить о его индивидуальности. Если какой-либо навык уже есть у сверстников, а ваш малыш еще его не освоил, не нужно расстраиваться. Помогите довести до автоматизма уже имеющиеся умения и увидите, как быстро карапуз возьмется за покорение новых вершин.

Развивающие игры для младенца представляют собой упражнения для органов чувств. Самыми действующими и популярными являются:

  • Занятия с погремушками. Показывайте крохе погремушки, трясите их и водите из стороны в сторону. Выкладывайте их перед лежащим на животе карапузом, стимулируя желание дотянуться. Давайте их в руку, показывая, как с ними играть. Эти действия будут развивать зрение и слух, двигательные и сенсорные навыки;
  • Мобиль и гирлянды. Эти игрушки по-прежнему полезны и важны. Включайте мобиль во время бодрствования малыша, меняйте гирлянды раз в неделю и вешайте из чуть ниже, чтобы кроха мог дотянуться;
  • Разговор. Одним из самых желанных для младенца способов развития на данном этапе – общение со взрослыми. Разговаривайте или читайте стихи, пойте или кривляйтесь, играйте в «ку-ку» или показывайте новые вещи, рассказывая об их предназначении. Большинство сказанных слов малыш не поймет, но доброжелательная атмосфера, социальный контакт, зрительная картинка помогут ему постепенно связать увиденное с услышанным;
  • Изучение домашней обстановки и природы. Носите кроху в вертикальном положении по дому. Показывайте ему вид из окошка, давайте потрогать мебель, полежать на развивающем коврике.

Подбор игр для развития трехмесячного ребенка во многом зависит от желания родителей. Выбирайте занятия, которые нравятся вам. Чувствуя хорошее настроение взрослого, младенец сможет в полной мере воспринять предложенную информацию.

Закаливание ребенка

С трех месяцев можно приступить к процедурам постепенного закаливания малыша. Тренировка организма к перепадам температуры значительно увеличит сопротивляемость инфекциям, переохлаждению, поддерживают бодрый настрой.

Закаливающие процедуры для трехмесячного ребенка заключаются в следующем:

  • Ежедневные воздушные ванны. Несколько раз в день выкладывайте малыша голышом на стол на 15-20 минут;
  • Обтирания. При температуре в комнате 20-22 градуса поочередно протрите и просушите тело ребенка. Вначале раздевается одна рука и обтирается водой комнатной температуры. После этого она одевается, и протирается вторая рука. После этого обрабатываются поочередно обе ноги;
  • Контроль одежды. Чтобы малыш привыкал к возможным перепадам температуры, необходимо внимательно следить за количеством надетой одежды. Не допускайте перегрева. Одевать карапуза следует по погоде, ориентируясь на количество собственной одежды плюс одна кофточка. Материал должен быть натуральным, дышащим. Синтетические ткани не пропускают воздух, повышая температуру тела ребенка.

Обучение плаванию

К трем месяцам можно на постоянной основе посещать бассейн и обучать кроху плаванью с инструктором. Перед посещением необходимо посетить педиатра для осмотра и получения справки о разрешении на процедуры.

Кроме бассейна младенцу можно предложить учиться плавать дома в ванной. Для этого можно воспользоваться специальным кругом для плаванья или же обучать кроху по выбранной технике.

Как отучить ребенка от постоянного ношения на руках?

Чтобы малыш не просился постоянно на ручки, необходимо предложить ему интересную альтернативу. Приучайте карапуза играть самостоятельно, дав ему для изучения игрушки. Тренируйте его умение лежать на животе и из этого положения изучать окружающее пространство. Хорошо занимают малыша манеж, с размещенными в нем гирляндами и мобилем. Чтобы малыш не просился к маме, нужно дать ему более интересное задание. Отучение от ручек достаточно сложное занятие. Необходимо проявить достаточно выдержки и смекалки, подбирая занятие, интересное вашему крохе.

Современные приспособления для детей могут стать прекрасной альтернативой. Можно приобрести или взять напрокат специальные качели, разработанные для младенцев. От обычных их отличает возможность подложить специальную подушку под шею и спину для ребенка, неумеющего сидеть.

Медицинские аспекты

Вакцинация

На четвертом месяце жизни будет необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач измерит рост, вес, окружность головы и грудины. Проверит наличие или отсутствие рефлексов. Проверит размеры родничка, послушает, осмотрит кожные покровы. Если оценка состояния малыша будет удовлетворительной, то вам будет предложено сделать комплекс прививок.

На четвертом месяце производится вакцинация от:

  • коклюша, дифтерии, столбняка (АКДС-1);
  • полиомиелита;
  • гемофильной инфекции.

Обязательно подробно расспросите педиатра, на какую прививку вы идете, какие возможные побочные реакции могут возникнуть.

Сразу после прививки не спешите покидать поликлинику. Находитесь рядом с процедурным кабинетом минимум 15 минут. Любая вакцина может вызвать аллергическую реакцию, поэтому стоит находиться рядом с обученным медицинским персоналом.

После АКДС очень часто наблюдается однократное повышение температуры. У вас дома должны быть жаропонижающие средства подходящие крохе по возрасту.

Сбивать необходимо температуру выше 38, 5 градусов. В норме температура младенца колеблется каждый день от 36,4 до 37,5 из-за несовершенной теплорегуляции организма. Несущественное поднятие выше этих показателей указывает на активную выработку иммунитета. Если показатель выше 38,5 градусов, то организму тяжело справляться с возбудителями и стоит помочь ему, снизив температуру.

Если у малыша поднимается температура, то снимите с него всю ненужную одежду и памперс. Организм крохи еще не умеет сам регулировать тепловой обмен, поэтому одежда и особенно памперс могут повышать температуру тела на 1 градус.

Не укрывайте и не пытайтесь теплее одеть! Это хорошо помогает взрослым, а младенцам вредит. Для ускорения снижения температуры можно обтирать карапуза кипяченой водой комнатной температуры для увеличения площади теплоотдачи.

Первые зубы

Иногда на четвертом месяце жизни с малышом начинают происходить непонятные изменения. Начинается обильное слюнотечение, карапуз становится капризным, неожиданно поднимается температура без простудных проявлений. Самой распространенной причиной этих симптомов является раннее появление зубов. Чаще всего первыми выходят нижние резцы. Посмотрите в рот своему крохе. Набухшие десны с ощущающимся при нажатии пальцем твердым острием, которое карапуз все время пытается потрогать пальчиком, свидетельствуют о начавшемся процессе.

Среди способов помочь крохе пережить процесс появления зубиков рекомендуется:

  • Предлагать специальный прорезыватель для зубов;
  • Чаще давать грудь;
  • После консультации с педиатром применить специальный гель для снижения болевых ощущений.

Появление зубов один из процессов, который нужно просто пережить. Ваша любовь и терпение помогут малышу обзавестись своими первыми зубками в спокойной и комфортной обстановке.

На четвертом месяце жизни ребенка уже заметна яркая индивидуальность каждого малыша. Своя скорость развития, характер и предпочтения. Уже в этом возрасте стоит научиться любить карапуза таким, какой он есть, и не смотреть на сверстников. Сравнение своего ребенка с другими не добавит вам уверенности и счастья. В погоне за чьими-то успехами можно не заметить, как из мамы вы превратитесь в мачеху. Не волнуйтесь и делайте преждевременных выводов. Если есть вопросы по здоровью, не стесняясь, задавайте их педиатру. Ваше спокойствие и любовь – залог счастливого ребенка. Уверенный в себе и своей маме малыш освоит любые навыки и будет развиваться так, как предусмотрела природа.

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев Когда рождается малыш, все педиатры только и говорят: «Дорастите до трех месяцев, там будет проще». Заветный рубеж пересечен, что же ждет за ним ребенка?

Физиология четвертого месяца

Кроха взрослеет, но вес будет набираться теперь не так много, как до этого. С каждым новым месяцем цифра прибавки будет становиться меньше. Рост не затормозится. Два-три сантиметра ввысь (или в длину, пока младенец еще даже не научился сидеть) ежемесячно будет обеспечено. Все органы маленького человека формируются с разной скоростью. Пропорции тела постепенно выравниваются и становятся гармоничными. Забывается образ смешного головастика, каким он был при рождении, когда диаметр головы значительно превышал обхват груди.

В это время интенсивно начинают расти волосы и ногти. Некоторые дети вплоть до года не радуют родителей пышными кудрями, но, в любом случае, подвижки уже есть. Потихоньку зарастают «потертости» на затылке, малыш больше пытается переворачиваться и перестает постоянно елозить им по поверхности. Быстро отрастают ногти, родителям необходимо следить за ними и вовремя состригать, несмотря на возмущения ребенка.

Психология четвертого месяца

Еда и сон, конечно, не отошли на задний план, но у малыша появилось гораздо больше времени для общения и познавания мира. Он начинает активно осознавать свою потребность в контакте с родителями. Кроха в восторге от бесед: улыбается и издает все большее число новых звуков, особенно радуя улюлюканьем и агуканьем.

Бодрствование может растягиваться на полтора-два часа. Давайте младенцу немного побыть одному, если он увлекся изучением игрушек. Надолго покидать его в кроватке не стоит, именно сейчас он сильно нуждается во внимании.

Новые навыки

    Ближе к концу 4-го месяца он становится более самостоятельным: без помощи переворачивается на животик и обратно. Малыш запросто отрывает от поверхности грудь и плечи, опирается на ручки и любознательно крутит головой, лежа на животе. Педиатры, в основном, в это время назначают первый сеанс массажа. Подобные оздоровительные и общеукрепляющие процедуры будут очень полезными;

    Завершается первоначальное формирование органов зрения. Ребенок рассматривает новые игрушки, различая их цвет, умеет фокусировать взгляд;

    Развивается слух. Дети очень чутко воспринимают музыкальный фон и любые шумы, старайтесь не ставить громкую или раздражающую мелодию, остерегайтесь резких звуков, они могут сильно напугать малыша;

    На новый уровень выходит развитие тактильных ощущений. Кроха, не медля, тянет любой предмет ко рту.

Как проводить время с малышом

Большие яркие игрушки из разных материалов, текстур, шуршащие или вибрирующие – такие предметы понравятся ребенку и поспособствуют развитию моторики. Любит он и рассматривать лица. Желательно иметь несколько улыбающихся кукол, можно сделать самодельные кубики из бумаги с разнообразными эмоциональными рожицами. В день 2-3 часа смело посвящайте прогулкам, свежий воздух успокоит и поможет крохе крепко заснуть.

Основной задачей всех мам и пап остается поддержание интереса к миру и новым ощущениям. Знакомьте его со всем окружающим, но будьте аккуратны, изобилие информации его утомит. Помните, впереди еще много времени для открытий, но начинать можно уже сейчас.

Дети – это счастье. Но, кроме этого, они требуют заботу и любовь к себе. Также с ребенком надо заниматься и развивать. И хотя он еще совсем маленький, но уже требует, чтобы с ним играли и проделывали ряд определённых упражнений. В таком случае он будет развиваться в соответствии с возрастом, а может даже опережать своих сверстников.

Ребенок в 3–4 месяца

Ребенок в 3–4 месяца уже начинает проявлять внимание к окружающему миру. Хотя некоторые дети делают это практически с рождения. Но это немногие, большинство первые недели спит и ест.

К 2–3 месяцам если прикоснуться к ресничкам малютки, он зажмурится, начнет тереть глазки кулачком или тыльной стороной руки. Он реагирует подобным образом на прикосновение к остальным частям тела: лицу, ушкам. С 4 месяцев при таких же действиях замирает. То же можно проделать с животиком, ножками и т. д. медицинским языком это называется «реакцией кожного сосредоточения». Маленький человечек начинает не только реагировать на прикосновения, но и задумываться над своими ощущениями.

Каждое свое действие нужно комментировать. Малыш все понимает, он слышит интонацию, чувствует мягкость и тепло ваших рук, ласковые движения. Делайте все плавно и с любовью.

  1. Начинают с рук. Положить малыша на спину. Поглаживать его правую кисть, держа в своей правой руке. Левой производят круговые и спиралевидные движения, растирая, по направлению вверх, к локтю. Затем поменять руки. Повторять действия 5–6 раз.
  2. В руки ребенка вложить большие пальцы своих рук. Затем разводят руки широко в стороны и скрещивают на груди, повторяя упражнение 7–8 раз.
  3. Переходим к ножкам. Взять правую ножку ребенка в свою правую руку. Разминать левой рукой начиная от стопы, поднимаясь к бедру. Движения разминающие, поглаживающие, круговые. Поменять ногу, держа ее левой рукой. Повторять 5–6 раз.
  4. Ножки ребенка взять в свои руки, попеременно сгибать и разгибать их, прижимая к животику. Повторить 7–8 раз.
  5. Массаж живота. Ладонями проводить от поясницы к лобку, чтобы руки при этом как бы сходились. Повторять 7–8 раз.
  6. Массаж груди. Пальцами рук проводить в межреберном пространстве, не надавливая при этом на грудную клетку. Повторит 2–3 раза.
  1. Переворот со спины на . Взять правой рукой малыша за ногу, а в палец левой вложить малышу, чтобы он его схватил. Затем медленно и аккуратно потянуть за ногу, поворачивая таз и также тянуть свой палец, побуждая малыша перевернуться. Проделать то же самое в другую сторону, предварительно вернув ребенка в исходное положение. Повторить 1–2 раза.
  2. Перевернуть кроху на животик. Взять его за лодыжки обеих ног, а второй рукой зафиксировать верхнюю часть туловища. Аккуратно приподнять ножки и прогнуть их к голове в области поясницы, но не слишком усердствуя. Повторять 5–6 раз.
  3. Ползание (рефлекторное). Ноги ребенка слегка согнуты. Подставить свою ладонь к стопам, чтобы он уперся в них и оттолкнулся. Повторять 5–6 раз.
  4. Положить малыша на свои руки, животиком вниз. Затем вытянуть их вперед. Ребенок рефлекторно вытянет руки и ноги в стороны, прогнет спинку и поднимет головку. Проводить данное упражнение 2–3 раза.
  5. Уложить кроху на спину. Взять его за туловище обеими руками с двух сторон и аккуратно приподнимать, придавая полусидящее положение, затем возвращать в исходное положение. При опускании обязательно придерживайте головку, чтобы не допустить удара или испуга. Проводить такое упражнение 2–4 раза.

Необходимо помнить, что если малютка капризничает и не хочет заниматься, то упражнения стоит прервать. Не настаивайте, дайте ему отдохнуть и попробуйте повторить в следующий период бодрствования.

Игры в 3–4 месяца

Даже в таком раннем возрасте можно начинать играть с малюткой. Это научит его общению и еще больше сблизит вас.

  • Абракадабра. Когда малыш становится наиболее разговорчивым, говорите и вы с ним. Повторяйте за ним звуки и предлагайте новые.
  • Самолетик. Ребенка кладут к себе на предплечье и «летают» с ним по комнате.
  • Танцы. В этом возрасте дети любят плавную спокойную музыку. Поэтому включайте такую, берите его на руки и танцуйте. Хорошо подойдет в таком случае вальс.
  • Ходим. Положите его на спину и под какую-нибудь потешку поработайте ножками. В таком случае подходит что-то типа: «Большие ноги шли по дороге…».
  • Переглядки. Уловите взгляд малыша. Затем медленно нагните голову в сторону, затем в другую. Вот увидите, он будет повторять движения за вами.
  • Прятки. Накиньте на свое лицо платок и скажите: «Где мама?» и снимая его говорите: «Вот она!».
  • Отними-ка! Покажите ребенку игрушку, привлеките его внимание. Когда он к ней потянется, дайте крепко схватить ее. Держите ее в руках, покачивайте, пока он не схватит ее.

Лучше всего использовать яркие, контрастно окрашенные игрушки. Можно использовать предметы быта: ложки, полотенце и т. д.

Обучение плаванью

Как учить плавать без круга?

В этом возрасте температура воды не должна быть выше 35–36°C. Для того, чтобы малыш мог самостоятельно плавать, используют различные приспособления. Самым современным является плавательный , который крепят на шее. Помогайте своему ребенку. Подставляйте руку под ноги, чтобы он отталкивался (вспомните упражнение «Ползание»). Совершайте разгребающие движения руками.

Можно учить плавать без круга. При этом используют несколько приемов поддержки. Поддержка «Ковшом», это когда мать проводит руку под мышками, подбородок ребенка упирается ей в предплечье. Ручки отведены вперед, пальцы растопырены.

Обхват двумя руками под мышками, так, чтобы большие пальцы оказались на лопатках, а остальные на груди называется «обхват сзади».

Если мать находится в той же ванне, то ей будет удобна поддержка «лицом к лицу»: это как бы перевернутая форма «обхвата сзади», большие пальцы находятся на груди, остальные – на лопатках.

Занятия начинают со скольжения и проводок. Положив ребенка спиной на предплечье учат держаться на воде поначалу придерживая своими руками и понемногу оставляя без поддержки на несколько секунд. Постепенно увеличивать время без родительских рук. К этому умению подключают упражнение «велосипед», чтобы он умел толкаться руками.

При правильном подходе к занятиям с ребенком можно добиться больших результатов в будущем. Это не только его физическое развитие, но и психологическая составляющая, так как общение с родителем, в особенности с мамой в этом возрасте малышу просто необходимо.

Методики раннего развития в следующем видео:

09 Мар 2018 285

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев
Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди – на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2-2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток – это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Каковы двигательные умения малыша в этот период? Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.

Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.
Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, – обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа. Несколько слов о кормлении ребенка. В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре. Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5 чайных ложек (постепенно за две-три недели). Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца – не редкость. Если у вашего чада днем активно Текут слюни , а ночью он неожиданно просыпается и плачет, – возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей – помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша этого возраста – манеж. Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Кавказские традиции: как правильно варить баранину Кавказские традиции: как правильно варить баранину Пирожки с капустой в духовке Пирожки с капустой в духовке Как жарить королевские креветки на сковороде Как жарить королевские креветки на сковороде