Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Конспект фронтального занятия по развитию речи.
Тема: звук [Ж].
Цель : познакомить детей со звуком [Ж].
Задачи:
1. Образовательная:
· уточнитьартикуляции звука [Ж]
· дать характеристику звуку
· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)
· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]
· составление предложений по опорному слову
· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).
· активизировать и расширить словарь детей.
2. Коррекционно-развивающая :
· развитие фонематического слуха
· развитие слухового и зрительного внимания
· развитие кратковременной и зрительной памяти
· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.
· коррекция речи.
3. Воспитательная:
· воспитание культуры поведения на занятии
· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.
Оборудование:
· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)
· наборное полотно
· карточки с заданием
· картонный цветок с разноцветными лепестками
· маски пчел
· карточка с буквой Ж.
Ход занятия
Этап занятия
Хронометраж
Организационный
Дети стоят в кругу.
Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,
называя прилагательное, ребенок должен подобрать
существительное, бросает мяч обратно.
Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.
Например: синий... (дом).
Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.
Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя
заданный звук (гласный или согласный).
Игра «Ромашка».
На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной
стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,
художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по
очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что
изображено. Садятся на свои места.
Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.
Введение в тему занятия.
Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что
общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук
[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».
Изучение нового материала.
Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон
вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).
«Здравствуйте, дети! Меня зовут...ук...ора. Я...иву в лесу. У
меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким
медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».
Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз
прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.
А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?
(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает
преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?
(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].
Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.
А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].
Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - ; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).
Физкульминутка.
Игра «Пчелы в паутине».
Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.
Игра повторяется 3 -4 раза.
Закрепление материала.
Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..
Ползун ползет, иголки везет.
На землю упало пуховое одеяло
Лето пришло - одеяло все сошло.
С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.
(снежинки)
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный?
Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- листьями деревьев.
(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).
Молодцы, ребята!!!
Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].
А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)
Знакомство с буквой Ж
Посмотрите, это буква Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом словно жук
Издает жужжащий звук:
Какой звук издает буква Ж?
На столах у детей карточки с различными буквами.
Задание: обведи все буквы Ж.
Итог занятия.
Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.
Молодцы, ребята!!!
Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).
Какой он? (согласный, твердый, звонкий)
Молодцы!!!
Воронкова Ирина Дмитриевна
Юлия Курбатова
Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква» и «»
Тема : Звук и буква И .
Цель : закрепление понятия «гласный звук » ;
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков ;
в начале и в конце слова; в словах из текста;
знакомство с буквой И .
Оборудование : зеркала, домик для гласных звуков , красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам ; кукла мальчик; мешочек, предметы : индюк, ириска, изюм; картинки : санки, коньки (или предметы) ; карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.
Ход занятия.
1. Дети стоят вокруг педагога.
Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии ? (Звуки а , у) .
Вы помните, какие это звуки ? Гласные. Почему они называются гласные звуки ? Потому что их можно пропеть голосом.
2. Игра «Повторяй-ка» .
Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван. Ребята, как зовут мальчика? (Иван) . Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И) . Правильно, звук и . Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть ? Давайте попробуем : и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук ? (Гласный звук ) . Каким кружочком обозначим звук и ? (Красным) . Показываем красный кружок.
Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и .
3. Игра «Поймай звук » .
А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками . Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и .
И-а-и-у-а-и-о-у-и-а-и-о-ы…
4. Игра «Подарки» .
Как зовут нашего гостя? (Иван) . Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы : индюк, ириска, изюм. Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале (В начале слова) .
Индюк – Покажите на полоске, где находится звук и ? (В начале слова) . Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.
В мешочке еще есть какие-то предметы. Назовите их. Достаются игрушки или картинки : санки, коньки. Где вы услышали звук и – вначале , в середине или в конце слова? (В конце слова) .
Коньки – покажите на полоске, где находится звук и ? (В конце слова) . Поставьте на это место красный кружок. Санки.
5. Игра «Один-много» .
Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много» . Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.
Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.
Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки? (В конце слов.)
6. Физкультминутка «Подарки» .
Принесли мы вам подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.
7. Буква И . Выставляется домик для гласных звуков и буква И .
Педагог знакомит детей с буквой .
Это – буква И . Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный , а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным) .
Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил .
Сколько здесь дощечек? – Три!
А какая буква ? –(И.)
Пишем букву И большую и маленькую.
Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа) . Сколько звуков вы услышали ? (два) . Какой звук первый ? (И) . Второй? (А) . Прочитайте, что здесь написано? (Иа) .
Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали ? (Три) . Какой первый звук ? (А) . Второй? (у) . Третий? (И) . Прочитайте, что написано на карточке. То же : Иуа, Уиа.
8. Итог. Игра «Отгадай слово» .
Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.
Я буду произносить часть слова без звука И . Вы дополните его звуком И и скажите все слово. _ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.
Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука . Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.
Предмет: Развитие речи. Для детей старшей группы ДОУ
Метапредметные задачи:
1. Учить действовать по плану или инструкции
2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.
Предметные задачи:
Закреплять умения в составлении сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение.
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –ленивость
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый, скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
В группу приходить письмо от Незнайки: «Ребята помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться, не могу пока не придумаю свою сказку. Как надо придумывать сказки вам расскажет воспитатель»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А вы сможете? (Да)
Проходите за столы
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Ребята как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?(Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!)-А теперь ребята все подошли все ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
- Придумываем название команды, а я запишу на доске.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план.
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
-Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее, чтобы отправить Незнайке.
Первыми закончила команда …. Давайте послушаем
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
- Ребята у вас получилось выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. Затем воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану.- Давайте, ребята Незнайку тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь Незнайка по нашему плану сам сможет стать сказочниками.
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.
Приложенные файлы