Загадки пирамид. Сокровища Эрмитажа Заупокойный комплекс фараона аменемхета iii

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. Но, помимо этого, в музее находится множество самых различных древностей этой культуры.

Общая характеристика

Являются одними из древнейших среди мировых цивилизаций. Культура этой страны уникальна тем, что просуществовала на протяжении долгого времени - около четырёх тысяч лет. В то время как другие, например, греческая - всего два тысячелетия. Кроме того, она сохранила уникальные памятники и артефакты. Именно они позволяют судить о богатой мифологии, оригинальном мировоззрении. Одним из ключевых понятий в миропонимании египтян была вера в бессмертие души, так что каждый из представителей нации всю жизнь готовился к переходу в загробный мир. Это привело к тому, что ритуальные обряды, захоронения играли большую роль в их культуре.

Сакрализация культуры

Ещё одной характерной особенностью их общественно-политической и культурной жизни было обожествление правителей, примером чего служит статуя фараона Аменемхета III. Она, кстати, сохранилась в превосходном состоянии. В связи с верой в загробную жизнь египтяне оставили после себя множество ритуальных вещей и предметов, которые хранятся в Эрмитаже. Сохранились также стелы, рисунки с изображениями жертв и начертанными сакральными фразами.

Общая характеристика

Египетский зал был основан архитектором А. Сивковым в 1940 году на месте буфета в Зимнем дворе. В этом помещении представлена история и архитектура этой цивилизации начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры. Особый интерес представляет экспозиция Древнего царства, а также последующих периодов: птолемеевского и римского, времени византийского господства.

От последнего сохранились монеты императорской и александрийской чеканки с изображениями правителей. По залам Эрмитажа можно судить о богатстве собранных здесь коллекций. Особый интерес представляет собрание коптских древностей, которые были найдены и систематизированы Боком. Он исколесил вдоль и поперёк эту страну в конце XIX века. Помимо находок различных древностей, он также посетил Красный и Белый монастыри, а также некрополь, где изучил надписи.

Экспонаты

Египетские экспонаты Эрмитажа чрезвычайно многообразны. Это и крупная скульптура, и мелкая пластика, и предметы обихода, и ритуальные приспособления, а также надписи, рисунки, изображения. Кроме того, здесь хранятся мумии. Особое место занимают предметы религиозного и ритуального назначения. Например, тут можно полюбоваться стелой Ипи (XIV век до нашей эры). Она изображает царского писца, опахалодержателя и главного управляющего хозяйством. Он представлен перед языческим божеством Анубисом.

Последний изображён с головой шакала в поясе, жезлом в одной руке и специальным иероглифом, который символизировал у древних египтян жизнь. Он назывался «анхом». тщательно прописана и выполнена в традиционных цветах, в которых рисовали египетских божеств: синий и зелёный. Скульптура писца, напротив, более схематична. Он одет в рубаху с широкими рукавами и передник. На стеле изображён жертвенный сосуд, имеются надписи ритуального значения, а также перечислены титулы и звания самого Ипи.

Скульптура

Наиболее важное место в экспозиции занимает статуя фараона Аменемхета III. Как уже говорилось выше, она хорошо сохранилась и позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до нашей эры). При нём египетское государство достигло большого могущества, что, в частности, проявилось в грандиозном строительстве.

Речь идёт в первую очередь о сооружении огромного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса, который древние греки прозвали «лабиринтом». Статуя фараона Аменемхета III выполнена в постамарнских традициях, характерных для времени правления преемников Эхнатона. У неё хорошо прописано лицо. Автор большое внимание уделил воспроизведению портретного сходства, что было значительным шагом вперед по сравнению с искусством Древнего царства.

Особенно тщательно прописана мускулатура. Аменемхет 3 изображён в простой одежде: на нём передник и специальный платок на голове - традиционное одеяние фараонов-правителей. Особенно хорошо нарисованы глаза, которые, благодаря своей постановке, придают взгляду выразительность. Торс выполнен в традиционном стиле: он прям, строен, что соответствовало представлениям древних египтян о высоком статусе фараона, изображение которого должно было демонстрировать мощь и величие египетского государства.

Другие предметы

Ещё одним экспонатом, который привлекает внимание, является статуя древнеегипетской богини Семхет. Она изображена с головой львицы, поскольку жители Египта представляли её грозным оком Солнца. Они считали её богиней войн и верили в то, что она способна вызывать болезни и исцелять их. Поэтому она считалась покровительницей врачей.

Грозная львиная голова свидетельствует о том, что древним египтянам она представлялась как некая карающая сила. Так что все бедствия страны - голод, мор, войны, эпидемии - жители считали её карой. Ещё один экспонат - это забальзамированная мумия жреца, которая свидетельствует о том, что искусство мумифицирования применялось не только по отношению к фараонам, но и к состоятельным людям.

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит). Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.

Фото 27 из презентации «Архитектура и искусство Древнего Египта» к урокам МХК на тему «Древний Египет»

Размеры: 251 х 544 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Архитектура и искусство Древнего Египта» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 4197 КБ.

Скачать презентацию

Древний Египет

«Архитектура и искусство Древнего Египта» - Статуя сидящего писца. Голова фараона Сенусерта III. Статуя фараона Аменемхета III. Жан-Франсуа Шампольон. Фаянсовые сосуды. Статуя Рахотепа и Нофрет. Статуя вельможи Коапера. Мелкая пластика. Приемы изображения фигур на плоскости. Плита фараона Нармера. Статуя фараона Хефрена. Стела вельможи Хунена.

«Культура Древнего Египта» - Ларец. Золотая маска царя. Портрет царицы Нефертити. Статуэтки жрицы. Браслеты. Роспись. Гигантомания. Изображение царя и царицы. Рельеф храма в Абу - Симбеле. Храм царицы Хатшепсут. Искусство. Колонны храма в Луксоре. Аллея сфинксов. Искусство Древнего Египта. Амарнский период. Колесница Тутанхамона.

«Древнеегипетские пирамиды» - Как строили пирамиды? Пирамида Сфинкса. Пирамиды в Гизе. Пирамида Хеопса. Технология строительства была продумана до мельчайших подробностей. Пирамиды древнего египта. Археологами было открыто поселение, в котором жили строители пирамиды. Кто строил пирамиды? Виды пирамид.

«Пирамиды Древнего Египта» - Период Древнего царства. Создание пирамид. Пирамиды в Гизе. Погребальные камеры. Будущий император. Пирамида Микерина. Пирамида Снофру в Медуме. Пирамида Хеопса. Египетские пирамиды. Удивительные вещи. Высота. Отражение. Роберт Бьювел. Дотошные исследователи. Развалины храма Сфинкса. Периоды истории Древнего Египта.

«Тайна пирамиды Хеопса» - «Спроектировать» пирамиду. Уточненные габариты пирамиды Хеопса. Три основные единицы длины. Вычислим. Одна из тайн пирамиды Хеопса. Версии размера. Построение прямого угла. Принцип «золотого сечения». Время боится пирамид. Разработать проект пирамиды. Нынешние размеры пирамиды Хеопса. Построение квадрата.

«Кратко об искусстве Древнего Египта» - Сфинкс. Гробница царицы Нефертари. Аменхотеп. Фрагмент барельефа. Великолепно царское ожерелье, украшенное самоцветами. Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Город Карнак. Пирамиды в Гизе. Золотое сияние маски отождествляет царя с Солнцем. Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей.

Всего в теме 24 презентации

Аменемхет III - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э., из XII династии (Среднее царство). Сын Сенусерта III. Тронное имя его было Ни-Маат-Ра ("В Истине Ра").

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на "разгром Нубии и открытие стран Азии".

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат" (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока" и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - "озеро", Ше-ур - "великое озеро", Ми-ур - "великое море". По названию озера "Ше" называлась и вся область - Та-Ше - "Земля озера", от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера". Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды" - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт", данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - "святилище при шлюзах канала"), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.

На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 x 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - "в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал".

Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет. Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

Статуя фараона Аменемхета III. (М. Матье)

Чёрный гранит. Высота 86 см. 1850-1800 г. до н.э. Поступила в 1905 г.

[ Открыть фотографию в новом окне. ]

Статуя Аменемхета III является лучшей египетской скульптурой Эрмитажа и принадлежит к числу мировых шедевров искусства древнего Египта. Она восходит к так называемому времени Среднего царства, одному из периодов высокого расцвета египетской культуры, имевшему огромное значение в истории науки, литературы и искусства Египта. Именно тогда в математике были разрешены такие проблемы, как вычисление поверхности шара (папирус Музея изобразительных искусств в Москве), а в медицине была впервые в мировой истории осознана роль мозга в организме человека. Египетская литература создала в этот период произведения, ставшие классическими, в том числе и всемирно известные папирусы Эрмитажа со «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Поучением царя своему сыну Мерикара» и «Предсказанием мудреца Неферреху». Не менее замечательными были и созданные в эти века памятники искусства.

Особенно интересен в искусстве Среднего царства рост реалистических исканий, ярким образцом которых является и наша статуя с её явно портретным лицом, отмеченным всеми чертами нового стиля. Фараон изображён сидящим на троне в форме куба, с положенными на колени руками. На нём надет головной убор египетских царей - полосатый платок с укреплённым надо лбом изображением священной змеи. На бёдрах фараона надета короткая повязка. Спереди, по бокам трона, вырезаны вертикальные иероглифические надписи, содержащие

титулатуру и имена Аменемхета III. Мы не найдём в лице Аменемхета никаких следов старого канона царских идеализуюших статуй. Всё здесь индивидуально: большой нос, выдающиеся скулы, крупный властный рот со слегка опущенными углами губ. Глаза уже не лежат прямо и плоско почти на уровне лица, - они поставлены наклонно и глубоко сидят в орбитах. Всё лицо проработано, ощущается его костяк. Игра светотени чрезвычайно углублена и является характерной особенностью всего стиля.

Новое направление в искусстве Среднего царства возникло вначале не в официальном искусстве, а в творчестве мастеров, работавших при дворах правителей округов Среднего Египта. Эти округа получили большую самостоятельность в период распада Египта на отдельные области перед началом Среднего царства и удерживали её и в XX в. до н.э. Вместе с ростом городов Среднего Египта росло и их значение как художественных центров, искусство которых, в полном соответствии с известной самобытностью их общественной среды, сумело найти интересные решения в своих исканиях новых способов передачи окружающего мира. Развитию этих стремлений содействовало и то колебание традиции, которое было вызвано распадом единого древнего государства на отдельные области и нарушением всего веками установленного образа жизни. Постепенно развиваясь, новый стиль был воспринят и официальным искусством Среднего царства и в XIX в. до н.э. полностью отразился в царской скульптуре, одним из лучших образцов которой является наша статуя Аменемхета III.

дин из самых поразительных портретов Аменемхета III выполнен из характерного для скульптуры XII династии медного сплава толщиной около 1 см.

Руки статуи, ныне утерянные, были созданы отдельно и прикреплены к телу с помощью длинных выемок, имеющихся на плечах. Не сохранившаяся лента удерживала на голове царский головной убор немес, также отлитый с помощью техники, при которой изначально все части статуи были выполнены из воска.

Инкрустация глаз статуи выполнены из горного хрусталя и дерева, окрашенного в черный цвет, вставленного в оправу из электрума. На нижней части торса сохранились следы серебра, видимо, от набедренной повязки статуи, выполненной из этого металла. Урей был отлит отдельно и инкрустирован золотом.

Аменемхет III Нимаатра (1853-1806 гг. до н. э.) — сын Сенусерта III, шестой фараон XII династии. Время его правления, бесспорно, стало точкой наивысшего расцвета египетской цивилизации Среднего царства, когда военные успехи предыдущих царей династии, позволили фараону привлечь для укрепления экономики Египта богатые ресурсы Нубии и Сирии-Палестины. Кроме того, поддерживая политику своего отца, царь ведет активную разработку рудников Синая и приисков Нубии.

С именем Аменемхета III традиционно связано создание уникальной ирригационной системы и многочисленных архитектурных памятников в районе Фаюмского оазиса. Здесь были воздвигнуты храмы Себека в Киман Фарес (Шедет) и храм Рененутет в Мединет Маади. От грандиозного храма Себека до нашего времени дошли лишь упавшие 16 колонн в форме стеблей папируса, некогда украшавшие гипостильный зал храма, а также части стен и потолка. К северу от Шедета, в Биахму были возведены гигантские царские колоссы из кварцита, некогда смотревшие на Меридово озеро; сегодня от них остались лишь фрагменты огромных пирамидальных постаментов. Здесь, в Фаюме царь почитался как божество, даже века спустя, в греко-римское время, когда Фаюм вновь переживал пышный расцвет.

При Аменемхете III были сооружены два пирамидных комплекса. Следуя по стопам отца и деда, царь был похоронен в пирамидном комплексе в Дахшуре; его второй пирамидный комплекс в Хаваре, в состав которого входил грандиозный заупокойный храм, не имевший аналогов во всем Египте, стал известен благодаря античным авторам как «Лабиринт» — символ могущества и процветания Египта Среднего царства.

Именно из Хавары, судя по всему, происходит серия его портретов из медного сплава, лучшим из которых, бесспорно, является памятник из собрания Джорджа Ортиса.

Публикации:

Wildung, D.: L"Age d"Or de l"Egypte. Le Moyen Empire. — Fribourg, 1984, pp. 208 fig. 184, 210-211.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бухарестский мирный договор (1812 г Бухарестский мирный договор (1812 г Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Полеты первых космонавтов Возвращение на Землю Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Полеты первых космонавтов Возвращение на Землю Социологическая теория роберта мертона Мертон ввел понятие Социологическая теория роберта мертона Мертон ввел понятие