Почему перегорают светодиодные светильники. Может быть проблема в блоке питания. Возможные причины, вызывающие перегорание ламп на светодиодах

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Производители позиционируют осветительные LED-приборы как самые долговечные. И это объяснимо, если учесть, какой мизерный ток потребляют полупроводники. Данное преимущество светодиодных ламп делает вполне оправданной их покупку, несмотря на то, что стоят они несколько дороже, чем аналогичная продукция класса «энергосберегающая».

Тем более становится обидно, когда такие, казалось бы, самые надежные светодиодные лампочки перегорают в люстре, бра или в ином месте установки. Постоянно тратить 190 – 220 рублей на новую лампу – перспектива не из приятных. В чем причина, что нужно предпринять, чтобы исключить вероятность повторения подобного – с этим мы и разберемся.

Распространенный «диагноз», который ставят различные «знатоки» – все дело в качестве питающего напряжения. Но так ли все просто?

Возможные причины, вызывающие перегорание ламп на светодиодах

Следует понимать, что точно определить, почему именно LED-прибор вышел из строя, «дистанционно» не возьмется ни один специалист. Есть такое понятие, которым оперируют профи – «ремонт на пальцах» или по телефону, что, в принципе, одно и то же. Чтобы найти истинную причину, необходимо много чего учесть.

Состояние электропроводки

Индикатор этого – систематическое перегорание светодиодных ламп лишь в конкретном секторе (в одной комнате, крыле дома и так далее). Все зависит от схемы эл/снабжения здания (сооружения). Поэтому сразу же грешить на LED-прибор не следует, а начать заниматься именно трассой. Заодно и ее ревизию вместе с профилактикой сделать. А то когда еще руки до этого дойдут.

Что предпринять:

  • Вскрыть клеммную коробку и проконтролировать все соединения. Если имеются скрутки, тем более проводов из алюминия и меди – переделать. В продаже есть мини-колодки, гильзы, переходники – в магазине подскажут, что удобнее поставить. Стоят копейки, но в дальнейшем можно быть спокойным – не появится искрение, подгар проводов и тому подобное, что приводит к перегоранию ламп на светодиодах.
  • Аналогично провести инспектирование качества присоединения люстры к внутриквартирной (домовой) проводке.

Не следует думать, что это пустяки, не заслуживающие внимания. Как показывает практика, именно подобные мелочи приводят к частому перегоранию светодиодных ламп. Стоит повторить – они чувствительны к перепадам напряжения, им нужна его стабильность.

Состояние люстры

Сама электрическая схема светильника проста, и разобраться в ней сможет даже весьма далекий от эл/техники человек.


Что предпринять:

  • Сделать ревизию всех контактов в патронах. Подразумевается – их осмотр + зачистка. Главным образом это относится к центральному, так называемому «язычку». Да и немного подогнуть его вверх также не помешает. Это гарантирует, что после вкручивания светодиодной лампочки в патрон надежность соединения будет обеспечена.
  • Проверить надежность фиксации по месту всех проводов. Особенно это касается патронов. Слабо затянутый винт крепления постепенно приводит к подгару, искрению. Для обычной лампочки это непринципиально, а светодиодная подобный дефект схемы воспринимает весьма «болезненно». Проще говоря, подгорание контактов – это изменение сопротивления в данной точке. Как результат – нестабильность тока, что нежелательно для нормального функционирования LED-прибора.

Низкое качество светодиодной лампы

Если она «made in China», то вероятная причина перегорания – отсутствие в электрической схеме изделия устройства под названием «драйвер». Именно он отвечает за защиту п/п элементов от токовых бросков. Как правило, все дешевые светодиодные лампы выпускаются в бюджетном варианте. В них вместо драйвера ставят «балласт». В те моменты (вкл/выкл), когда токовые броски максимальны, он совершенно бесполезен.

При проверке на стенде дешевые светодиодные лампочки смотрятся очень эффектно, дают хороший ровный свет, но испытания практикой не выдерживают и довольно быстро перегорают. Кстати, для них различные скрутки, искрения, плохие контакты являются основной причиной выхода из строя. Если для качественной лампы на светодиодах от известного производителя это не критично, то для дешевых изделий чревато поломкой.

Вывод

Не пытаться сэкономить, тем более что это не оправдано. Если думать о долговечности осветительного прибора, то приобретать следует продукцию только известных фирм. Причем не на «блошиных рынках», а в специализированных торговых точках. Высокая стоимость светодиодной лампы вполне окупится, так как она в состоянии прослужить много лет, без замены. При всех прочих выполненных условиях эксплуатации – до 30 и более, не перегорая. О том, .

Тип выключателя

На это мало кто обращает внимание, но именно он нередко становится причиной недолговечности LED-прибора. В быту часто, для удобства пользования, в помещениях устанавливаются изделия с подсветкой. Даже если цепь разорвана, то ток идет через этот миниатюрный индикатор. При положении выключателя «выкл» в комнате, в темноте, хорошо видно, что установленная в люстре светодиодная лампочка или мерцает, или тускло светится. А ведь любой LED-прибор характеризуется гарантированным количеством циклов включений/выключений. Именно по этой причине использование выключателей с подсветкой в одной цепи со светодиодными лампами не рекомендуется. Следовательно, придется выбирать – или долговечность, или комфорт. Хотя чаще всего последнее – не более чем дань моде.

Что предпринять

Заменять выключатель вряд ли целесообразно, если он в рабочем состоянии. Достаточно отключить вводной автомат (обесточить линию) и тонкой отверткой (сняв крышку) колбу мини-индикатора расколоть.

Качество напряжения

Это по большей мере относится к новостройкам. Перекосы фаз, броски номинала напряжения – дело обыденное для микрорайонов, которые только заселяются. Именно в таких условиях светодиодные лампочки довольно быстро выходят из строя (перегорают).

Что предпринять

Применительно к люстре здесь вряд ли что можно сделать. Но если речь идет о настольной лампе, в которой установлен LED-прибор, то решение одно – подключать ее через стабилизатор напряжения. Насколько это рационально – на усмотрение собственника. Или вообще отказаться на определенный период, пока пик массовой застройки не будет пройден, от использования в доме ламп на светодиодах. В противном случае нет гарантии, что они не будут перегорать. Причем даже если и люстра, и эл/проводка новые и смонтированы по всем правилам.

Вот типичный пост с одного из «светодиодных» форумов:

— Поменял в машине лампы на светодиоды (никакого драйвера, тупо понижающие сопротивления) в плафоне салона, габаритах и подсветке багажника, через 3-4 месяца начал мерцать плафон в салоне (именно моргать как стробоскоп, одна линейка SMD-диодов, потом две), затем такая же мутотень с одним габаритом произошла…. Поменял в плафоне лампу на новую — через 2 месяца эффект повторился… Вопрос — почему это происходит? Дело в качестве компонентов или тут другая проблема?

Попробуем разобраться! И начнем с теории. Светодиод питается строго определенным током, который нормирован производителем. Меньше – можно, больше – нельзя! Поэтому последовательно с «гирляндой» диодов включается элемент, ограничивающий или стабилизирующий ток через них до значения, рекомендованного производителем диодов.

Собственно, к долговечности диодов в лампах со встроенным стабилизатором тока (который часто называют «драйвером») нет претензий. Однако большинство продающихся сегодня LED-ламп небольшой мощности (габаритные огни, подсветка салона, приборной панели, поворотников и т.п.) – это лампы, сделанные без «драйвера», по упрощенной схеме: не со стабилизатором тока, а с ограничителем, роль которого выполняет простой резистор. С ним схема простейшей диодной лампочки небольшой мощности выглядит так:

Наиболее характерные неисправности таких светодиодных ламп:

  • Полное перегорание – выход из строя одного диода в цепочке. Если цепочка в лампе одна, то из-за сгорания любого из диодов последовательная цепь разрывается, и лампа гаснет целиком.
  • Частичное перегорание – выход из строя одной из цепочек, если их в лампе несколько. Не вызывает погасание, но яркость падает.
  • Мерцание-«стробоскоп» – своеобразный дефект «умирающего» диода в цепочке, когда от перегрева меняется p-n-структура кристалла – на полупроводнике образуется нестабильная область, то пропускающая ток, то нет…

Так почему LED-лампочки перегорают? В чем кроется проблема их недолговечности? В том, что производители не используют стабилизаторы тока, а применяют элементарные резисторные ограничители? Отчасти да… но не только!

Даже простейший резистор неплохо выполняет свою функцию в качестве «бронежилета» для светодиодов, защищая их от избыточного тока и преждевременной гибели. Но только в том случае, если:

  • Номинал этого резистора корректно рассчитан и обеспечивает безопасный ток через диоды;
  • Напряжение питания стабильно.

А вот ни того, ни другого зачастую нет… Китайские горе-инженеры знают, что автовладельцы, как правило, покупают LED-лампочки по принципу: «А включите мне её, я посмотрю, как светит!». И продавцы готовы идти навстречу покупателям – у них всегда под рукой специальный стенд с разнообразными патронами и аккумулятором, на котором они готовы зажечь любую лампу на пробу. А раз клиент «любит глазами», то производители ламп рассуждают следующим образом – нужно поставить такой токоограничительный резистор, чтобы лампочка загорелась отчаянным светом и выглядела привлекательно даже на 10-11 вольтах питающего стенд старого аккумулятора, который давно не заряжался!

В итоге диоды лампы даже при 12 вольтах УЖЕ работают с перегрузкой, а после того, как двигатель завели, напряжение в бортсети, питающее диоды, поднимается с 12 до 14,2 вольт – а это, на минуточку, почти 20% разницы! Ток еще вырос – уже до опасных величин. Вырос ток – выросла температура кристаллов диодов, что дало лавинообразно еще больший рост тока – и диоды перешли в режим работы на износ!

Переходим к практике!

Чтобы продемонстрировать, как это выглядит, переходим к экспериментам – элементарным, но наглядным! Просто подадим на несколько наобум купленных диодных ламп стандартное для автомобильной бортсети напряжение 14,2 вольта и посмотрим на потребляемый лампой ток, разогрев лампы и дальнейший рост тока.

Протестируем пару разных моделей ламп типа W5W, лампу C5W, лампу-панель с цоколем C5W, а также влагозащищенные лампы в корпусе с креплением под болт, рассчитанные на монтаж в бампер в качестве ДХЛ:



Берем для начала лампу в виде светодиодного модуля-панели с выносным цоколем, как у стержневых ламп типа C5W и C10W. Предполагается, что этот модуль можно запихнуть в потолочный светильник автомобиля и подключить к контактам, предназначенным для штатной C5W. Модуль готовый, лепится на двусторонний скотч, рассчитан на простую установку своими руками.



При подаче на лампу 14,2 вольт она буквально бьет по глазам нездоровым светом и стремительно раскаляется в руках – потребляемый ток при включении составляет 0,58 ампера (более 8 ватт) и непрерывно растет от саморазогрева кристаллов – через пару минут он доходит до 0,71 ампера (это уже 10 ватт!) и продолжает повышаться. Держать лампу в руке даже в течение секунды становится невозможно, что говорит о том, что температура перевалила за 70-80 градусов, и это не предел… То, что диоды смонтированы на алюминиевой плате, служащей якобы неплохим теплоотводом, им совершенно не помогает!



Вывод: в погоне за яркостью китайцы запитали диоды в лампе экстремальным током, превышающим все здравомыслимые пределы, из-за чего такая лампа заранее обречена. Девайс оправдывает свое название – «бренд», породивший эту лампу, называется… Long Hui… Длинный, стало быть, вам «привет». Из Китая…



Следующим берем LED-аналог популярной бесцокольной пятиваттной автомобильной лампочки типоразмера W5W. Светодиодная W5W-лампа имеет упаковку, фасуется по 2 штуки в блистер, на котором имеется марка некоего российского дистрибьютора, но, по сути, она столь же косоглаза и беспородна, как и панелька Long Hui…

У приличных брендов, типа Osram или Philips, светодиодный аналог 5-ваттной лампы накаливания W5W потребляет 1 ватт, что соответствует току около 0,07 ампера. Китайский LED-аналог W5W, как видим, «кушает» значительно больше – 0,26 ампера (около 3,5 ватт) и также быстро разогревается до болезненных ощущений в ладони, тогда как рабочая температура таких диодов не должна превышать 45-50 градусов…

Вывод: лампа условно пригодна для кратковременной работы (скажем, в плафоне освещения багажника), но при долговременном режиме (скажем, в габаритных огнях) она тоже не жилец…

Выводы

В конце хотелось бы озвучить четкие и исчерпывающие рекомендации по подбору качественных ламп… Но сделать это я не берусь вот по какой причине. Возьмем, к примеру, пресловутую лампочку W5W – пятиваттную, бесцокольную, повсеместно используемую в большинстве автомобилей. Классическая лампа накаливания W5W от хорошего бренда стоит 20-30 рублей. Её безымянный китайский светодиодный аналог стоит уже около 100 рублей – и он, хотя светит ярче, а энергии потребляет меньше, является лотереей в плане надежности. Может проработать долго, если китайцы не переборщили с яркостью и потреблением тока, а может «откинуться» через месяц-другой. Соответственно, светодиодная W5W хорошего бренда, типа упоминавшихся уже Osram или Philips, уж точно будет работать долго и счастливо, но при этом и стоит 500-800 рублей за пару, что лично мне видится за гранью добра и зла.



Собственно, советовать сакраментальное «покупайте бренд!» на фоне вышесказанного трудно, ибо слишком велик ценовой разрыв между качественной лампой накаливания и безымянной «диодкой», не говоря уже о «диодке» именитой… 30 рублей за верную «классику» со спиралькой против 100 рублей за диодную лотерею без гарантии. Или даже 30 против 250-300 за «диодку» европейского производства… Одна лампочка – это еще туда-сюда, но если вы хотите поменять несколько штук, то здравый смысл уже намекает на непродуктивность такого тюнинга, в особенности на фоне кризиса…

Попробуем подобраться к конструктивным и понятным обывателю выводам с другой стороны – как выбрать из изобилия недорогих безымянных китайских LED-лампочек такую, чтобы она служила долго? Теоретически сделать это можно, но вот практически… Чтобы прийти к правильным выводам, нужна слишком сложная процедура плюс навыки радиолюбителя… Взять в руки лампочку, изучить визуально диоды, опознать их породу, вспомнить, какой ток потребляет данный тип диодов, сосчитать их число и вычислить приблизительный потребляемый ток всей лампочки. После чего подать на лампу питание через амперметр и определить – близок ли потребляемый ток к номинальному или завышен… Бред?! Бред…

Другой вариант – купить дешевую LED-лампу и самостоятельно встроить в неё или впаять в разрыв подходящего к патрону провода подобранный резистор, снизив запредельную яркость и температуру диодов. Но тут опять-таки требуются электротехнические навыки и возня, что устроит не каждого…

Так что, похоже, круг замкнулся… Если вышеперечисленные варианты вам не подходят, то либо покупаем дорогой европейский бренд, либо экспериментируем с беспородными лампочками, меняя их одну за другой и ожидая, пока повезет, либо вовсе не вмешиваемся в конструкцию автомобиля и… ждем удешевления LED-девайсов!



Заменив обычные лампочки на габаритах, стопах, некоторые задаются вопросом, почему не горит светодиодная лампа на авто? Подобную дань моде сегодня отдает едва ли не каждый продвинутый автолюбитель.

Особенно данное веянье коснулось владельцев авто с пробегом, где подобная конструкция изначально не предполагалась разработчиками автомобильного освещения. Но технологический прогресс неумолимо движется вперед, а светодиоды (в особенности, в китайском исполнении) в настоящее время имеют весьма доступную цену. Вот и соблазняются любящие новшества хозяева машин на подобные замены, кажущиеся уже обычным делом.

Почему не горит светодиодная лампа на авто , вставленная вместо обычной в то же самое гнездо? Причины могут быть различными. В данной статье попробуем рассказать о некоторых их них.



Сначала горела, потом – перестала


Это наиболее часто встречаемый вариант поломки светодиодного освещения, которую, безусловно, уже придумали, как устранять (не имеется ввиду простая замена испортившейся лампочки на аналогичную ей новую). Итак, сменив обычные лампочки на светодиоды в подсветках вашего авто, вы начинаете со временем замечать, что данные устройства начинают помигивать ни с того, ни с сего. Затем – тускло светить, а то и вовсе – перегорают.

В чем основная причина? Ведь многие автолюбители стремятся произвести замену собственноручно, и поэтому, наверняка, грешат на себя и свои неумелые действия, как автоэлектрика: мол, напортачил все-таки где-то.

Всякое может случиться, конечно же. Может и что-то неправильно подсоединено. Но не торопитесь ругать себя за кривые руки: если сохранились штатные лампочки (а многие, имеющие гараж водители, предпочитают ничего не выбрасывать и относятся к этим вещам весьма щепетильно) вставьте их назад в гнезда и посмотрите на реакцию авто. Если все будет нормально гореть, не мигая, то значит причина не в неправильном подсоединении и проводке.



Резистор


Мало кто, если он не профессиональный электрик, конечно же, знает, что в светодиодных лампах есть резисторы. Возьмите перегоревшее осветительное устройство и для примера разберите его. В разных диодах будут различными и резисторы (в основном, на 390-560 Ом). Все дело в том, что заявленной мощности для освещения маловато. А в бортовой сети, как известно, происходят некоторые скачки напряжения, и 12-и вольт там также практически не всегда можно намерять.

Чтобы избежать этих нестыковок, и как следствия – быстрого выхода светодиодных ламп из строя, нужно выполнить несколько довольно простых телодвижений, заставляющих лампы работать намного дольше, без потускнения и мерцания.

Что же надо сделать?

  • Разобрать нерабочий диод. Будет использован цоколь от него;
  • Взять светодиод с резистором более мощным (860 Ом или 1 кОм) и вставить в подготовленный цоколь;
  • Если вы взяли резистор на 0,25 ватт и 1 кОм, то он может туго влезать в корпус. Его лучше всего будет положить в термоусадке (так, чтобы не коснулся другого вывода);
  • Подсоединить лампочку в систему. Все должно работать бесперебойно.
Как видите, решение проблемы оказалось довольно простым, но, сколько было потрачено водительских нервов и сил (для тех, кто не знал, как ее решить).



Вставил – не горит!


Такая же проблема, но немного в другом ракурсе, возникает при установке двухконтактных светодиодных ламп в стоп-сигналы некоторых автомобилей. Вроде бы ставишь – как стоп, сигнал горит. А как габаритка – нет. И так со всеми лампами, которые образуют стопы и габариты (к примеру, на многих моделях их по 4-е штуки с каждой стороны).

Причем, если лампы запитать напрямую от аккумулятора при помощи альтернативных проводков, все прекрасно работает. Ставишь в цоколь – габарит снова не горит. Расположение контактов такое же, как и в обычных лампах, так что дело явно не в этом. В чем же причина?

Кстати, необходимо также знать, что при установке светодиода вместо обычной лампочки очень важно не перепутать минус и плюс. Масса должна подходить строго отрицательная, иначе устройство работать не будет. Но вот, вы проверили правильность подсоединения плюса-минуса, но габариты, как и прежде не горят.

Возможно , что вы вставили лампочку для проверки габаритов при включенном питании. В таком случае необходимо еще .


А может быть еще одна причина: напайка на цоколе. Если она поменьше, чем на обычной лампе, которая ранее находилась в разъеме, то пока лампочку светодиода вставляешь – может зажечься под нажимом. Отпускаешь – пружинка поддавливает лампочку вверх, габаритный разъем получается вне контакта, а стоповый – контачит.

Как исправить положение:

1) На отключенных габаритных огнях слегка подогнуть разъемы контактов в цоколе.

2) На контакте в самой лампе аккуратным образом при помощи паяльника сделать наплавление из припоя. Тогда, возможно, лампа будет входить более плотно и не поджиматься пружинкой, обнаруживая данную проблему.



Обратная ситуация


Кстати, при установке светодиодных двухконтактных лампочек (особенно на авто с пробегом) вместо штатных на габариты и стопы возможна и обратная ситуация. Появляется проблема, когда при повороте ключа в положение ON лампы заднего хода горят все время. В таких случаях первым делом нужно проверить датчик заднего хода. Может быть, его замкнуло или закоротило, а тестер диагностики среагирует только лишь на стопы и габаритные огни.

А вообще-то, некоторые мастера даже не советуют ставить светодиоды на «пожилые» авто, ведь там все заточено под нормальные лампы. Аргументируют тем, что все равно, мол, как следует и правильно светодиодные лампочки работать не смогут, а будут все время выходить из строя. И если при установке диодных ламп вместо штатных обычных на стопы и габариты сразу проявились эти неполадки, то нужно вернуть все, как было. Тогда вопрос, почему не горит светодиодная лампа на авто, отпадет сам собой.

Многие водители, меняющие автомобильные лампочки накаливания на светодиодные, отмечают недолгий срок жизни последних... Лампы либо прекращают светить, либо, что еще более неприятно, начинают хаотично подмаргивать. Почему это происходит – ведь светодиод, по сути, почти вечный прибор? Попробуем разобраться!

Локализация проблемы и чуть-чуть теории.

Вот типичный пост с одного из «светодиодных» форумов:

- Поменял в машине лампы на светодиоды (никакого драйвера, тупо понижающие сопротивления) в плафоне салона, габаритах и подсветке багажника, через 3-4 месяца начал мерцать плафон в салоне (именно моргать как стробоскоп, одна линейка SMD-диодов, потом две), затем такая же мутотень с одним габаритом произошла.... Поменял в плафоне лампу на новую - через 2 месяца эффект повторился... Вопрос - почему это происходит? Дело в качестве компонентов или тут другая проблема?

Попробуем разобраться! И начнем с теории. Светодиод питается строго определенным током, который нормирован производителем. Меньше – можно, больше – нельзя! Поэтому последовательно с «гирляндой» диодов включается элемент, ограничивающий или стабилизирующий ток через них до значения, рекомендованного производителем диодов.

Собственно, к долговечности диодов в лампах со встроенным стабилизатором тока (который часто называют «драйвером») нет претензий. Однако большинство продающихся сегодня LED-ламп небольшой мощности (габаритные огни, подсветка салона, приборной панели, поворотников и т.п.) – это лампы, сделанные без «драйвера», по упрощенной схеме: не со стабилизатором тока, а с ограничителем, роль которого выполняет простой резистор. С ним схема простейшей диодной лампочки небольшой мощности выглядит так:


Наиболее характерные неисправности таких светодиодных ламп:

  • Полное перегорание – выход из строя одного диода в цепочке. Ели цепочка в лампе одна, то из-за сгорания любого из диодов последовательная цепь разрывается, и лампа гаснет целиком.
  • Частичное перегорание – выход из строя одной из цепочек, если их в лампе несколько. Не вызывает погасание, но яркость падает.
  • Мерцание-«стробоскоп» – своеобразный дефект «умирающего» диода в цепочке, когда от перегрева меняется p-n-структура кристалла – на полупроводнике образуется нестабильная область, то пропускающая ток, то нет...

Так почему LED-лампочки перегорают? В чем кроется проблема их недолговечности? В том, что производители не используют стабилизаторы тока, а применяют элементарные резисторные ограничители? Отчасти да... но не только!

Даже простейший резистор неплохо выполняет свою функцию в качестве «бронежилета» для светодиодов, защищая их от избыточного тока и преждевременной гибели. Но только в том случае, если:

  • Номинал этого резистора корректно рассчитан и обеспечивает безопасный ток через диоды;
  • Напряжение питания стабильно.

А вот ни того, ни другого зачастую нет... Китайские горе-инженеры знают, что автовладельцы, как правило, покупают LED-лампочки по принципу: «А включите мне её, я посмотрю, как светит!». И продавцы готовы идти навстречу покупателям – у них всегда под рукой специальный стенд с разнообразными патронами и аккумулятором, на котором они готовы зажечь любую лампу на пробу. А раз клиент «любит глазами», то производители ламп рассуждают следующим образом – нужно поставить такой токоограничительный резистор, чтобы лампочка загорелась отчаянным светом и выглядела привлекательно даже на 10-11 вольтах питающего стенд старого аккумулятора, который давно не заряжался!

В итоге диоды лампы даже при 12 вольтах УЖЕ работают с перегрузкой, а после того, как двигатель завели, напряжение в бортсети, питающее диоды, поднимается с 12 до 14,2 вольт – а это, на минуточку, почти 20% разницы! Ток еще вырос – уже до опасных величин. Вырос ток – выросла температура кристаллов диодов, что дало лавинообразно еще больший рост тока – и диоды перешли в режим работы на износ!

Переходим к практике!

Чтобы продемонстрировать, как это выглядит, переходим к экспериментам – элементарным, но наглядным! Просто подадим на несколько наобум купленных диодных ламп стандартное для автомобильной бортсети напряжение 14,2 вольта и посмотрим на потребляемый лампой ток, разогрев лампы и дальнейший рост тока.

Протестируем пару разных моделей ламп типа W5W, лампу C5W, лампу-панель с цоколем C5W, а также влагозащищенные лампы в корпусе с креплением под болт, рассчитанные на монтаж в бампер в качестве ДХЛ:


Берем для начала лампу в виде светодиодного модуля-панели с выносным цоколем, как у стержневых ламп типа C5W и C10W. Предполагается, что этот модуль можно запихнуть в потолочный светильник автомобиля и подключить к контактам, предназначенным для штатной C5W. Модуль готовый, лепится на двусторонний скотч, рассчитан на простую установку своими руками.


При подаче на лампу 14,2 вольт она буквально бьет по глазам нездоровым светом и стремительно раскаляется в руках – потребляемый ток при включении составляет 0,58 ампера (более 8 ватт) и непрерывно растет от саморазогрева кристаллов – через пару минут он доходит до 0,71 ампера (это уже 10 ватт!) и продолжает повышаться. Держать лампу в руке даже в течение секунды становится невозможно, что говорит о том, что температура перевалила за 70-80 градусов, и это не предел... То, что диоды смонтированы на алюминиевой плате, служащей якобы неплохим теплоотводом, им совершенно не помогает!

Выводы

В конце хотелось бы озвучить четкие и исчерпывающие рекомендации по подбору качественных ламп... Но сделать это я не берусь вот по какой причине. Возьмем, к примеру, пресловутую лампочку W5W – пятиваттную, бесцокольную, повсеместно используемую в большинстве автомобилей. Классическая лампа накаливания W5W от хорошего бренда стоит 20-30 рублей. Её безымянный китайский светодиодный аналог стоит уже около 100 рублей – и он, хотя светит ярче, а энергии потребляет меньше, является лотереей в плане надежности. Может проработать долго, если китайцы не переборщили с яркостью и потреблением тока, а может «откинуться» через месяц-другой. Соответственно, светодиодная W5W хорошего бренда, типа упоминавшихся уже Osram или Philips, уж точно будет работать долго и счастливо, но при этом и стоит 500-800 рублей за пару, что лично мне видится за гранью добра и зла.


Собственно, советовать сакраментальное «покупайте бренд!» на фоне вышесказанного трудно, ибо слишком велик ценовой разрыв между качественной лампой накаливания и безымянной «диодкой», не говоря уже о «диодке» именитой... 30 рублей за верную «классику» со спиралькой против 100 рублей за диодную лотерею без гарантии. Или даже 30 против 250-300 за «диодку» европейского производства... Одна лампочка – это еще туда-сюда, но если вы хотите поменять несколько штук, то здравый смысл уже намекает на непродуктивность такого тюнинга, в особенности на фоне кризиса...

Попробуем подобраться к конструктивным и понятным обывателю выводам с другой стороны – как выбрать из изобилия недорогих безымянных китайских LED-лампочек такую, чтобы она служила долго? Теоретически сделать это можно, но вот практически... Чтобы прийти к правильным выводам, нужна слишком сложная процедура плюс навыки радиолюбителя... Взять в руки лампочку, изучить визуально диоды, опознать их породу, вспомнить, какой ток потребляет данный тип диодов, сосчитать их число и вычислить приблизительный потребляемый ток всей лампочки. После чего подать на лампу питание через амперметр и определить – близок ли потребляемый ток к номинальному или завышен... Бред?! Бред...

Другой вариант – купить дешевую LED-лампу и самостоятельно встроить в неё или впаять в разрыв подходящего к патрону провода подобранный резистор, снизив запредельную яркость и температуру диодов. Но тут опять-таки требуются электротехнические навыки и возня, что устроит не каждого...

Так что, похоже, круг замкнулся... Если вышеперечисленные варианты вам не подходят, то либо покупаем дорогой европейский бренд, либо экспериментируем с беспородными лампочками, меняя их одну за другой и ожидая, пока повезет, либо вовсе не вмешиваемся в конструкцию автомобиля и… ждем удешевления LED-девайсов!

Не слишком ли часто вы меняете лампочки? Серьезно данным вопросом вряд ли задаются те, кто по старинке пользуется лампами накаливания. Действительно, лампы накаливания стоят копейки, и нет никакой проблемы в том, чтобы заменить перегоревшую лампочку на новую. Если проблема энергосбережения человека не волнует, то все в порядке, он не испытывает неудобств.

Но как же быть тем людям, кто уже перешел на светодиодные лампы? Что если, например, рачительный хозяин, решив позаботиться об энергосбережении, поставил дома светодиодные лампочки, а они все время перегорают?

Об экономии в таком случае приходится забыть, ведь стоят довольно дорого, по сравнению с теми же лампами накаливания. Вот здесь человек и сталкивается с реальной проблемой.

Так почему бы не устранить причину регулярного перегорания светодиодных ламп? Ее устранить, конечно, стоит, но вначале необходимо эту причину выявить. Давайте же разберемся, какие причины чаще всего приводят к перегоранию светодиодных ламп.

Скупой платит дважды

Главная причина, почему светодиодные лампы выходят из строя, — низкое качество непосредственно светодиодной лампы. В целях привлечения потребителя низкой ценой, недобросовестные производители делают светодиодные лампочки яркими, красивыми, но недолговечными. Лампы такие ярко светят на демонстрационном стенде, но совершенно непригодны для длительной многолетней работы.

В них отсутствуют надежная стабилизация по току и защита от повышенного напряжения сети. Когда питающее напряжение по какой-то причине подскакивает, ток через кристаллы светодиодов чрезмерно увеличивается, лампа при этом светит довольно ярко и впечатляюще, но кристалл в таком режиме быстро деградирует. Итог предсказуем — лампа вскоре перегорает.


А некоторые изготовители специально настраивают визуальные характеристики своих светодиодных ламп так, чтобы они светили ярко даже при нормальном напряжении питания. Но какой ценой это достигается?

Чтобы изделие не делать более дорогим, не ставить более мощные светодиоды, не применять светодиоды с более отдающим люминофором, - просто настраивают стабилизацию напряжения в лампе таким образом, чтобы светодиоды светили во всю силу, без запаса по прочности.

В результате светодиоды светят очень ярко, при этом перегреваются, и опять же быстро выходят в таком режиме из строя. Таким образом, жизнь недорогой но яркой светодиодной лампы обречена быть недолгой. И стоит ли говорить о низком качестве пайки в дешевых светодиодных лампах, где технология монтажа, очевидно, нарушена…

Причиной может оказаться искрение

Допустим, вы не стремитесь сэкономить любой ценой, и покупаете качественные фирменные светодиодные лампочки. И вот уже второй раз в одной и той же люстре, в одном и том же светильнике, дорогая лампочка приказывает долго жить практически сразу после установки.

Здесь причина может крыться в некачественном соединении скрытых проводников. Проверьте состояние соединений проводов в распределительной коробке и в других местах соединений, особенно возле выключателя и патрона. Проверьте и сами патрон и выключатель. Не должно быть никаких подгоревших контактов, никаких почерневших скруток.

Если симптомы обнаружены, то пропаяйте поврежденные скрутки или установите . Почистите подгоревшие контакты патрона, чтобы ничего нигде не искрило. Если нужно, то замените патрон с необратимо испорченными контактами.

Не нужно включать — выключать светодиодные лампы слишком часто

В принципе, любой производитель светодиодов заверит вас, что количество включений и выключений светодиода никак не повлияет на продолжительность срока его службы. Между тем, для некачественной светодиодной лампочки этот показатель очень и очень критичен.

Если вы несколько раз в день нажимаете на кнопку выключателя, при этом светодиодная лампочка стоит дешевая китайская с плохим балластом, то от регулярных скачков тока она очень быстро выйдет из строя.

Выключатели с подсветкой тоже пагубно сказываются на работоспособности ламп с электронным балластом. Если вы решили перейти на светодиодные лампы, то от обычного выключателя с подсветкой лучше отказаться, или просто убрать подсветку в выключателе, иначе не исключены нештатные пуски ламп, и соответственно — неприемлемые режимы работы электронного балласта.

Может быть проблема в блоке питания

Если речь идет о низковольтных светодиодных лампах, как те, что устанавливают в точечные светильники, то они питаются от или от блока питания, который сам выполняет роль электронного балласта.


Когда мощность драйвера или блока питания подобрана неправильно, то светодиоды могут перегореть по двум причинам: или схема соединения светодиодов неправильная, или мощность драйвера ниже чем нужно. Желательно брать блок питания с запасом по мощности на 15-20%, иначе и сам блок питания может быстро приказать долго жить.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Пудель – кучерявый друг человека Приготовление по шагам Пудель – кучерявый друг человека Приготовление по шагам Классическая творожная запеканка с мукой в духовке Классическая творожная запеканка с мукой в духовке Испанские супы Как называется один из холодных испанских супов Испанские супы Как называется один из холодных испанских супов