Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Бухгалтерский учет в НКО должен вестись с учетом понятий и положений, прописанных в его учетной политике. Учетная политика – это документ, в котором прописано, каким образом ведется бухгалтерский учет в организации. В соответствии с российскими законами учетная политика составляется организацией полностью самостоятельно, при этом, при ее составлении, нужно ориентироваться на ПБУ 1/98. Учетную политику составляет либо сам главбух, либо кто-то, кто ведет бухгалтерский учет. После этого документ должен утвердить руководитель. Основные понятия учетной политики прописаны в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2020) “О бухгалтерском учете” в статье 8.
Особенности составления учетной политики
В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации , в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.
Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.
Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:
- Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
- Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
- Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
- ПБУ 1/98.
Что необходимо отразить в учетной политике
В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных документов;
- состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
- в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
- также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
- в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
- каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
- прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.
Требование к содержанию учетной политики
Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:
- требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
- требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
- требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
- требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
- требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
- требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.
Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:
- допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
- допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
- допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
- допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.
Особенности учетной политики НКО
Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.
Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).
НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.
Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:
- формирование расходов и доходов;
- как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
- порядок создания резервов;
- какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
- кто будет ответственным за ведение налогового учета;
- каким образом будет вестись документооборот;
- какие будут формы регистров налогового учета;
- другие вопросы
Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.
факс (095) 937-3451 /В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики , сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).
При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета , применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной орга низации.
Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ , позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.
Учетная
политика
общественного
объединения
формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной
полити ки организации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руково дителя общественного объединения .
При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета , необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики , применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики , относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.
Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.
Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого общественного объединения .
При формировании учетной политики организации по конк ретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких спосо бов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерско го учета в Российской Федерации. Если указанная система не уста навливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать спо собы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике .
С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.
Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:
Порядок формирования суммы доходов и расходов;
Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
Порядок формирования сумм создаваемых резервов;
Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль .
Формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.
Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация , как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.
Общественные объединения обязаны раскрывать в учетной по литике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.
ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.
Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.
Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.
Отрицательные разницы:
Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»
Кредит 52 «Валютный счет»;
2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:
– положительные разницы:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;
Отрицательные разницы:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 52 «Валютный счет».
Предложенные выше схемы учета лишь построены на основании бюджетной системы счетов и не являются их точной копией.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, на наш взгляд, как база для разработки методики отражения операций в некоммерческих организациях вполне подходит. Конечно потребуется значительная доработка с точки зрения особенностей некоммерческих организаций, форм их организации и целей деятельности.
При этом наиболее важной частью будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».
Учет средств целевого финансирования
В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления.
Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».
Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.
Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.
Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:
Кассовый метод учета поступлений денежных средств,
Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.
Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.
Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.
В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.
Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:
Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус , такая операция подлежит отражению в учете после совершения);
Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.
Однако данный метод может быть применен только в случае:
- если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
- если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.
Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.
Среди главных бухгалтеров некоммерческих организаций (НКО) встречается мнение, что они могут не составлять приказ об учетной политике. Но ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ " О бухгалтерском учете " требует, чтобы организация, независимо от ее организационно-правовой формы, имела учетную политику, утвержденную ее руководителем. Это требование является необходимым условием деятельности любой организации, в том числе некоммерческой. Учет в НКО Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, благотворительных ассоциаций и фондов для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей, направленных на достижение общественных благ. Для любой некоммерческой организации учетная политика является распорядительным документом, без которого невозможны построение и ведение системы бухгалтерского учета. Общая норма законодательства требует, чтобы учетная политика составлялась в соответствии с положениями ПБУ 1/ "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 №106н. В первую очередь этот документ определяет бухгалтерский учет коммерческой деятельности, а вот нормативного документа, более или менее четко регламентирующего порядок формирования учетной политики для целей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, при отсутствии коммерческой деятельности, в настоящее время, к сожалению, не существует. В связи с этим, различные неурегулированные вопросы НКО предстоит решать самостоятельно, для этого принятые решения фиксируются в учетной политике. Арбитражные суды при решении спорных вопросов принимают во внимание выбор, сделанный НКО в приказе об учетной политике. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Именно он определяет систему организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Безусловно, при формировании учетной политики надо исходить из того, что:
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
- полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
- отражать в учетной политике только те нормы законодательства, по которым организации предоставляется выбор из двух или более вариантов, не надо переписывать цитаты из ПБУ или Налогового кодекса РФ, если выбор варианта законодательством не предусматривается;
- не осуществлять в учетной политике выбор из вариантов ведения учета, если в организации такие финансово-хозяйственные операции осуществлять не предполагается, поскольку ее можно дополнять, если такие операции появятся;
- можно не составлять учетную политику на 2010 год, если учетная политика, действующая в 2009 году, организацию полностью устраивает;
- не копировать учетную политику другой некоммерческой организации, поскольку необходимо учитывать особенности ведения деятельности в своей НКО, что практически никогда не совпадает полностью с другой организацией;
- при формировании раздела, посвященного документообороту, прописывать должности ответственных лиц, а не их фамилии, так как изменить учетную политику в течение года по такому основанию как повышение в должности или увольнение сотрудника, будет невозможно;
- можно не представлять учетную политику в налоговые органы без письменного запроса в адрес этой организации, поскольку действующее законодательство к этому не обязывает;
- не нужно разрабатывать отдельный порядок для обособленных подразделений НКО, так как учетная политика применяется всей организацией - головным и обособленными подразделениями (п. 9 ПБУ 1/2008).
Учетная политика для бухгалтерского учета
Для некоммерческих организаций, создающих учетную политику впервые, следует учитывать следующее. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008). В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетная политика включает в себя:- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля над хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
- изменение законодательства РФ;
- разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т. п.
- финансового обеспечения, в виде субсидии на возмещение нормативных затрат организации, при оказании им социальных услуг в соответствии с заданием учредителя;
- добровольных имущественных взносов и пожертвований, получаемых от различных фондов, юридических и физических лиц;
- грантов;
- других, не запрещенных законом источников целевых поступлений.
- НКО имеет право собственности на данный объект;
- объект предназначен для использования в уставной деятельности, направленной на достижение целей создания данной НКО или для ее управленческих нужд;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта.
Налоговая учетная политика
Некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). По ведению коммерческой деятельности у НКО также возникает необходимость определиться с Учетной политикой для налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. Даже если некоммерческая организация не ведет коммерческую деятельность, то в соответствии с требованиями НК РФ, она обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. Способ ведения раздельного учета должен быть прописан в учетной политике организации. Налоговая политика НКО отражает: порядок формирования сумм доходов и расходов; порядок определения доли расходов в текущем периоде; порядок создания резервов; сумму задолженности бюджету по налогу на прибыль; перечень лиц, ответственных за ведение налогового учета, за его организацию, за график документооборота, формы первичных документов; регистры налогового учета.Налог на прибыль
Для некоммерческих организаций к необлагаемым налогом на прибыль доходам в виде целевых поступлений ст. 251 НК РФ относит вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают товариществу от собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу от их членов. Чтобы указанные суммы не облагались налогом, к ним предъявляются следующие требования:- членские взносы, их размер и периодичность уплаты должны быть предусмотрены уставом организации. Они могут быть направлены на содержание аппарата управления, но не на оказание услуг в пользу отдельных членов организации;
- в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ , пожертвования можно делать только гражданам, лечебным воспитательным, учебным, научным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям, государству и муниципалитетам. Не перечисленные в этой статье ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, автономные некоммерческие организации, профсоюзные организации, не вправе получать пожертвования.
Налог на добавленную стоимость
Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются все организации и НКО из этого перечня не исключены. Получаемые НКО целевые средства не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, на этом основании целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т.п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в НК РФ для отдельных НКО предусмотрено освобождение от НДС совершаемых ими операций. Так, на основании с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Если НКО реализует товары, работы, услуги, то они могут попадать под иные льготы, или пониженные ставки, предусмотренные НК РФ. НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. Способ ведения раздельного учета "входного" НДС организация определяет сама в Учетной политике, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ . При отсутствии раздельного учета, НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ , объектом налогообложения не признается операция по передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, а также передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) собственными силами является одним из самостоятельных объектов обложения НДС. Даже если НКО, по совершаемым ею операциям, освобождена от уплаты НДС, то при строительстве хозяйственным способом на СМР, выполненные собственными силами, следует начислять НДС последним числом каждого налогового периода. В ряде случаев можно применить налоговые вычеты по НДС. В отношении выполнения СМР для собственного потребления, вычеты условно можно разделить на три вида в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ :- предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства;
- предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;
- исчисленные налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления.
Пример
Некоммерческая организация в 2009 году ввела в эксплуатацию офисное здание, которое используется в деятельности, не облагаемой НДС. Здание построено собственными силами с привлечением подрядных организаций. НДС со стоимости СМР, выполненных собственными силами, отнесен на увеличение первоначальной стоимости здания, а НДС, уплаченный по счетам-фактурам, полученным от подрядчиков в сумме 1600 000 руб., был принят к налоговому вычету. В 2009 году у НКО была облагаемая НДС операция - продажа имущества на сумму 472 000 руб. в том числе НДС – 72 000 руб. Сумма целевых поступлений за год составила 24 000 000 руб. Доля необлагаемых доходов в общей сумме доходов составит 0,9836 (24 000 000:24 400 000 руб.). Десятая часть НДС, принятого к вычету по подрядным работам, составит 160 000 руб. (1600 000 руб.: 10). Определим сумму НДС, подлежащую восстановлению 31.12.09. Она будет равна 157 376 руб. (160 000 руб. x 0,9836). Таким образом, организация в течение 10 лет будет восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету. Неясным остается только вопрос о правомерности распространения этой нормы на НКО, поскольку они не начисляют амортизацию по объектам недвижимости, так как не используют их в деятельности, приносящей доход. Проблема в том, в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ восстановление НДС по объектам недвижимости производится, начиная с момента начисления амортизации по данному объекту. Прямого указания о порядке восстановления НДС по недвижимости, в отношении НКО, в НК РФ нет. Кроме того, сумма налога, подлежащая восстановлению, учитывается в составе прочих расходов. А если у НКО нет прочих доходов, будет увеличиваться убыток.
В статье рассмотрены вопросы составления учетной политики для НКО, применяющей общую систему налогообложения, но и организации, применяющие УСН не избавлены от необходимости ее составления, тем более, что им необходимо вести бухгалтерский учет основных средств и кассовых операций. Учет доходов и расходов для целей налогового учета производится во многом по правилам главы 25 НК РФ , с учетом ограничений, установленных в главе 26.2 . В зависимости от тщательности разработки учетной политики некоммерческая организация может значительно уменьшить количество проблем, которые возникают у нее во время камеральной или выездной документальной проверки налоговых органов. Необходимо учесть все отраслевые особенности деятельности НКО и при наличии неопределенности в действующем законодательстве выбранный вариант ведения бухгалтерского или налогового учета включить в учетную политику. Ивченко Татьяна – аудитор, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»
- Приказ
об учетной
политике
Некоммерческой общественной
организации
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации
составе
- Пример
учетной
политики
для организации
с УСН
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Пример учетной политики для организации с УСН
Нематериальных активов"). 17. туристические путевки, приобретенные для реализации, учитывать на забалансовом счете 004 как комиссионный товар. 18. при продаже (отпуске) товаров их стоимость (в разрезе той либо иной группы) списывается по себестои...
- Образец. Приказа
об учетной
политике
для некоммерческой организации
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации
Е условие применения каждой формы. - в приложении 4 указать наименование документа, дату представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...
- Приказ
по учетной
политике
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ по учетной политике
Мит основных средств не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб. п. 5 пбу 6/01 "учет осно...
- Образец. Приказ
об учетной
политике
для бюджетного учреждения
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения
Е условие применения каждой формы. - в приложении3 указать наименование документов,дату их представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...
- Образец приказ
о принятии учетной
политики
на предприятии
Документы делопроизводства предприятия → Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии
Я, товары для детей, продукты питания, другие виды деятельности, продукции и работ, по которым необходим раздельный учет (например, облагаемые налогом на прибыль, на добавленную стоимость и спецналогом по разным ставкам, не облагаемые указанными налогами и...
- Приказ
об учетной
политике
для целей бухгалтерского учета и налогообложения
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения
Обслуживанию и ремонту общего имущества и других расходов, соответствующих уставной деятельности. 6. намерения прекратить какой -либо из видов деятельно-сти нет. 7. тсж не передает и не принимает материальные ценно-сти в залог. 8. бухгалт...
- Образец. Пример
приказа
об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ
Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ
пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 г. с.-петербург 27 мая 1995 г. приказ n 1. кравченко сергея николаевича - б...
- Образец. Пример
приказа
увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ
Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ
пример приказа увольнения по п. 3 ст. 33 гор. москва 27 марта 1996 г. приказ n 1. морозову надежду алексеевну - товаров...
- Образец. Пример
приказа
об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ
Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ
пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 кзот г. москва 05.01.96 г. приказ n 1. михайлова виктора степановича - водит...
- Пример
приказа
об изменении структуры штатного расписания
Документы делопроизводства предприятия → Пример приказа об изменении структуры штатного расписания
Муниципальная общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школы № » приказ 05.10.2013 № 121/с г. мирск об изменении структуры штатного расписания в связи с...
- Образец. Условный пример
расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией
в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ
ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)
Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)
приложение nо. 10 к положению от 30 марта 1996 г. nо. 37 условный пример расчета суммы средств, подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права вн...
- Образец. Приказ руководителя предприятия о приеме на работу по контракту на примере главного бухгалтера в устав вносятся следующие изменения и дополнения: в п.1.1. необходимо указать, кто является учредителем. например: московское общество "дети земли" является городским отделением всероссийского общества "дети земли". московское общество о...
В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).
При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.
Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной орга низации.
Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.
Учетная политика общественного объединения формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования
и раскрытия учетной полити ки организации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руково дителя общественного объединения.
При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.
Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого общественного объединения.
При формировании учетной политики организации по конк ретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких спосо бов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерско го учета в Российской Федерации. Если указанная система не уста навливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать спо собы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике.
С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.
Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:
Порядок формирования суммы доходов и расходов;
Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
Порядок формирования сумм создаваемых резервов;
Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:
Ответственного за организацию налогового учета;
Ответственного за ведение налогового учета;
График документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
Формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.
Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.
Общественные объединения обязаны раскрывать в учетной по литике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.
ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.
Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.
Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.
Вместе с тем область бухгалтерского учета в некоммерческих организациях практически не развивается.
В настоящее время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают друг друга.
Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:
- аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;
- аналогично бюджетным организациям.
Но социальная сфера никогда не имела существенного значения для учета и баланса промышленных предприятий. Счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства» носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.
Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который используется этими предприятиями эпизодически, и также не несет существенной информации.
Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования.
Причем центральное место занимает именно затратный счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый в плане методологии учета по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».
С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.
Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.
Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.
Ситуация усложняется также и налоговыми органами.
Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.
Обращаем Ваше внимание на то, что такую систему можно сформировать только определив концептуальную основу учета, то есть то представление, понимание целей учета, исходя из которого, будет формироваться бухгалтерская проводка.
Предлагаемая концепция состоит в том, что приняв за основу систему бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утрачивает силу с 1 октября 2005 года), адаптировать ее к утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», дополнить с учетом специфики деятельности некоммерческих организаций, и в конечном итоге получить схематически завершенную методику учета. Основным преимуществом такого подхода является использование базовой модели, ориентированной на учет движения целевых средств. То есть, отражение всех операций в учете смоделировано с точки зрения полноты и своевременного отражения формирования и использования таких средств.
Система бюджетного учета предусматривает наличие нескольких субсчетов для учета расходования средств:
- 200 расходы по смете;
- 210 расходы к распределению;
- 220 расходы по предпринимательской деятельности.
Наибольший интерес вызывает бюджетный субсчет 210 «Расходы к распределению». В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». На этом субсчете учитываются расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно за счет того или иного источника финансирования. В конце отчетного периода эти суммы распределяются пропорционально занимаемым площадям, численности контингента или источникам финансирования.
Типичной ситуацией, когда необходимо применение такого счета, является ситуация при оплате за аренду помещений при наличии предпринимательской деятельности у некоммерческих организаций. Следует отметить, что при рассмотрении вопросов распределения затрат некоммерческих организаций при наличии предпринимательской деятельности, все чаще в литературе проводится аналогия с бюджетными организациями.
Итак, используя методику учета затрат, определенную для бюджетных учреждений и план счетов для хозрасчетных организаций, расходы к распределению в учете некоммерческих организаций следует отражать по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Учет курсовых разниц - один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.
Бюджетная инструкция разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данное учреждение предпринимательской деятельностью.
Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная увеличивает доходы, а отрицательная -уменьшает).
А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, - курсовые разницы относят на счета доходов.
Обращаем Ваше внимание на еще одну особенность системы учета в бюджетных организациях. Субсчета с номером «1» предназначены для учета бюджетных средств, а с номером «2» - средств от предпринимательской деятельности.
Таким образом, используя предложенную схему для некоммерческих организаций, можно рекомендовать следующие бухгалтерские проводки для отражения курсовых разниц:
1. для некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью:
– положительные разницы:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;
Отрицательные разницы:
Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»
Кредит 52 «Валютный счет»;
2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:
– положительные разницы:
Дебет 52 «Валютный счет»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;
Отрицательные разницы:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 52 «Валютный счет».
Предложенные выше схемы учета лишь построены на основании бюджетной системы счетов и не являются их точной копией.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, на наш взгляд, как база для разработки методики отражения операций в некоммерческих организациях вполне подходит. Конечно потребуется значительная доработка с точки зрения особенностей некоммерческих организаций, форм их организации и целей деятельности.
При этом наиболее важной частью будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».
В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления.
Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.
Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.
Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:
Кассовый метод учета поступлений денежных средств,
Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.
Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.
Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.
В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.
Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:
Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);
Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.
Однако данный метод может быть применен только в случае:
- если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
- если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.