Учёные раскрыли тайну самой древней египетской пирамиды. Египетские пирамиды Слова одной тематической группы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Древние пирамиды – визитная карточка Египта, самый узнаваемый символ, главная достопримечательность. Эти древнейшие сооружения исследуются уже много веков, но по-прежнему остаются величайшей тайной.

Как правило, упоминая пирамиды Египта, мы подразумеваем три Великие Пирамиды, находящиеся в долине Гиза. На самом деле, археологи обнаружили более 100 древних пирамид, самые ранние из которых относятся ко времени правления I династии фараонов. Пирамиды в Гизе – крупнейшие, сохранившиеся лучше прочих. Вдобавок, расположены они в непосредственной близости от Каира, современной столицы Египта. В силу этих причин именно Великие Пирамиды более всего известны туристам.

Пирамиды Египта строили добровольно

Принято считать, что египетские пирамиды – гробницы фараонов, правивших государством. Большинству пирамид присвоены имена тех царей, при жизни которых, как полагают, эти пирамиды строились. Самой значительной считается пирамида Хеопса, фараона IV династии: она выше прочих и, пожалуй, лучше всего изучена. Уже в III в. до н. э. пирамида Хеопса была названа одним из семи чудес света.

Первоначально высота этой пирамиды была 146,6 м, но верхний пирамидон и внешняя облицовка давно были утрачены и сейчас высота сооружения – 138,8 м. Длина стороны основания – 230 м. Пирамида Хеопса, как и остальные Великие пирамиды, имеет идеально правильную геометрическую форму и угол наклона стен более 51о. Эта идеальность повергает в шок современных инженеров: чтобы воссоздать точный макет пирамиды Хеопса, французскому архитектору Ж.-П. Удину потребовалось 8 лет расчетов с помощью компьютера. Работа же строителей реальной пирамиды осложнялась еще и тем, что строительство велось не на ровной поверхности: основанием пирамиды Хеопса служит природный холм, плавно переходящий в нижние ряды кладки и поднимающий строение почти на 9 м.

На строительство пирамиды Хеопса потребовалось 2,3 миллиона каменных блоков. Средний вес каждого из блоков – 2,5 тонны, но есть отдельные гранитные блоки весом до 80 тонн. Все глыбы были подогнаны друг к другу без применения какого либо связующего вещества с точностью, удивляющей современных зодчих. Блоки сложены так, что пирамида являет собой практически монолитное сооружение. Впрочем, внутри нее выдолблены коридоры, камеры и шахты, предназначение которых до сих пор не имеет точного объяснения.

Строительство пирамиды ученые относят к 26 в. до н.э. Предполагается, что строили пирамиду Хеопса около 20 лет. Долгое время считалось, что основными строителями пирамиды были сотни тысяч рабов. Ученые основывались при этом на мнении Геродота, первым подробно описавшим пирамиды Гизы. Однако Геродот исследовал Великие пирамиды уже через 2000 лет после того, как они были построены. Его главным источником были рассказы местных жителей. При этом следует учесть, что общаться Геродоту приходилось с теми редкими людьми, которые владели греческим языком, или через переводчика. Поэтому неудивительно, что результаты недавних раскопок опровергли эти выводы.

Более двадцати лет археологи исследовали поселение строителей пирамид, обнаруженное неподалеку от сакральной части плато Гизы. В итоге, ученые пришли к выводу, что строители работали добровольно и не бесплатно. Они получали хорошую еду, качественную медицинскую помощь. Найденные в поселении рисунки и надписи позволяют предположить даже нечто сродни «соцсоревнованию» между командами строителей. Некоторые из строителей египетских пирамид даже обзаводились собственными гробницами-пирамидами, иногда используя для их строительства весьма дорогие материалы. Немало таких гробниц на сегодня исследованы археологами.

Египетские пирамиды строились по разным технологиям

Далеко не все пирамиды Египта сохранились так хорошо, как Великие пирамиды в Гизе. Большинство из них сегодня больше похожи на груды камней или холмы. Интересно, что в самом худшем состоянии оказались поздние пирамиды, построенные при последних династиях фараонов. Отчасти этот факт объясняется тем, что государство постепенно приходило в упадок. Может быть, именно поэтому поздние пирамиды строились из других материалов, по другим технологиям и явно небрежно, без былого усердия и точности. В некоторых случаях для облицовки стен поздних пирамид использовались плиты с других, более древних сооружений.

Строились поздние пирамиды из плохо обработанных каменных блоков или обожженного кирпича и, по сравнению с пирамидами ранних династий (I-IV), имели гораздо более скромные размеры. Например, пирамида Ниусерра в Саккаре имела длину основания 78,8 м, а высоту – около 50 м.

По своей конструкции пирамиды разделяют на 2 класса: ступенчатые (как пирамида Джосера) и правильные, идеальные пирамиды (Розовая пирамида, Великие пирамиды). Отказ строителей от регулярного марша ступеней, поднимавшихся от основания к вершине, исследователи объясняют религиозными причинами. При этом они не задумываются о том, как сильно для этого следовало изменить применяемые строительные технологии. Впрочем, на Великих пирамидах «правильность» древних строителей и завершилась. Пирамиды, построенные после Великих и именуемые «поздними», имеют множество отличий от своих предшественниц.

В отличие от ранних пирамид, в которых не было обнаружено практически никаких рисунков и надписей, поздние пирамиды царей V-VI династий донесли до нас так называемые Тексты пирамид: древнейшие погребальные тексты.

Интересно, что практически для каждого фараона строилось две пирамиды. В большинстве пирамид обнаружены так называемая «камера царицы» или второй саркофаг, хотя известно, что жен фараонов хоронили отдельно, в малых пирамидах-спутницах.

Кстати, каждая пирамида не построена сама по себе, а является частью огромного комплекса сооружений. Это малые пирамиды-спутницы, несколько храмов, крытые переходы или открытые пандусы, их соединяющие. Лишь около одной пирамиды такой комплекс более-менее сохранился. В остальных случаях они практически разрушены. Все эти сооружения и конструкции, как предполагается, строились для того, чтобы тело умершего прошло все этапы переходного обряда на пути в царство мертвых.

Тайны египетских пирамид

Самой большой загадкой египетских пирамид является то, что в этих грандиозных усыпальницах не было обнаружено мумий фараонов. Захоронения были найдены в Долине царей и лишь в одной из поздних пирамид. Ученые списывают этот факт на злодейства грабителей, которых хватало во все времена. Однако…

Халифу аль-Мамуну удалось проникнуть в погребальную камеру Хеопса еще в 820 г., но останки фараона там не обнаружились. А недавно при раскопках, проводившихся около пирамиды Джосера, была случайно обнаружена еще одна пирамида, практически полностью занесенная песком. До последнего момента исследователи были уверены, что, наконец, им удалось обнаружить целое захоронение. Великолепно сохранившийся алебастровый саркофаг, действительно, был не тронут. На нем даже сохранились остатки погребального венка из цветов и трав, возложенный 4700 лет назад. Но и этот саркофаг оказался пустым.

Тем не менее, официальная археология продолжает утверждать, что пирамиды – не что иное, как гробницы. Просто еще не были открыты те камеры пирамид, в которых надежно укрыты царственные останки.

А если отказаться от версии погребальных нужд? Для какой еще цели могли строиться столь масштабные сооружения? Вариантов ответа на этот вопрос предлагается много, одна фантастичнее другой. И рассматривать здесь их все просто нереально. Остановимся лишь на трех, наиболее интересных.

— Пирамиды – хранилище знаний. В их конструкции, иероглифах, расстановке заложены знания древних египтян по математике, физике, астрономии, другим наукам. Но постичь эти зашифрованные послания мы пока не в состоянии, так как до сих пор не обладаем даже близким багажом знаний. Именно поэтому пирамиды Египта по сей день остаются загадочными и удивляют ученых все новыми открытиями.

— Пирамида – огромный генератор энергии. Вибрации пирамиды генерируют особые волны, которые при грамотном использовании могут быть как волнами жизни, так и волнами смерти. Возможно, жрецы древнего Египта умели в совершенстве управлять этой энергией, и пирамиды строились для того, чтобы продлить жизнь фараону, сохранить его молодость и царственное великолепие на долгие годы?

То, что пирамиды обладают колоссальной энергией, подтверждают многочисленные факты. Прежде всего, это печально известное «проклятие гробниц», постигшее многих исследователей древних захоронений. Впервые о нем заговорили именно в связи с египетскими пирамидами. В то же время, замечено, что энергия пирамиды способна исцелять многие болезни. Внутри пирамиды не размножаются бактерии, самозатачиваются бритвенные лезвия, улучшаются качества семян. Пшеница, пролежавшая в гробнице тысячи лет, сохранила свою всхожесть! Меняет свои свойства и почва вокруг пирамид, становясь удивительно плодородной.

Эту феноменальную особенность пирамид сегодня успешно используют экспериментаторы-садоводы. Оказалось, что при строительстве теплицы с точным соблюдением пропорций истинных пирамид и без использования металла, можно получать рекордные урожаи.

— Пирамида – средство космической связи. Известно, что пирамиды установлены с четкой ориентацией по сторонам света. Исследования так же показали, что ранние пирамиды построены в точном соответствии с картой звездного неба. В частности, Великие пирамиды отражают Пояс Ориона. Но на астрономические лаборатории пирамиды Египта не похожи. Более того, если предположить, что все пирамиды в проекте были объединены в единый комплекс, то этот проект был составлен за 8000 лет до строительства первой из обнаруженных пирамид! Компьютерные вычисления показали, что именно в это время совпадения были идеальными.

Тогда что же это за объекты? И зачем им привязка к звездному движению?

Детальное изучение конструкции пирамид показало, что они вполне могут быть и антеннами, и излучателями, и даже защитой или оружием для борьбы с вторжением из космоса. Но при этом выполнять все подобные функции пирамида может лишь тогда, когда она оборудована пустым каменным саркофагом-резонатором. И расположен такой резонатор должен быть на вертикальной оси пирамид, иногда с небольшим смещением. Невероятно, но именно там и обнаруживаются саркофаги! А пирамида Хеопса и вовсе могла играть роль рефлектора: аэрофотосъемка показала, что она имеет вогнутые грани, как линза.

Справедливости ради следует отметить, что в более поздних пирамидах все эти особенности оказываются утрачены.

Делаем выводы?

Итак, в ранних пирамидах захоронений не было. Они обнаружены в поздних пирамидах, которые и конструкцию имели другую, и строились небрежно. Получается, изначально существовали технологии, ради которых тысячи людей ДОБРОВОЛЬНО строили грандиознейшие сооружения. Для такой работы нужна цель. Единая, всех волнующая и вдохновляющая цель.

Могло ли быть такой целью будущее захоронение царя? По всей видимости, нет. Это подтверждается постепенным исчезновением традиции, сохранявшейся много тысяч лет. Могла ли стать такой целью передача знаний мифическим будущим поколениям? Вряд ли. Лично вы бы стали пластаться в «свободное от основной работы время» на такой каторге ради этого? Думаю, скорее всего, нет. Предпочли бы с любимой заняться практическим воплощением этих самых будущих поколений

А если цель – общение с представителями внеземных цивилизаций? Защита от угрозы нападения? Сдается мне, если население того времени осознавало реальность такой угрозы и имело опыт такого общения, то – безоговорочное ДА. И если взять за основу именно эту версию, то с ней соотносится и , и , и . Получает свое объяснение и то, что пирамиды (разной формы, но одинаково необъяснимого назначения) обнаружены археологами по всему свету: в Америке (), в Китае и во Франции. Эти и многие другие неразгаданные тайны человечества, таким образом, выстраиваются в одну цепочку, дополняя друг друга.

Вот только спустя много тысяч лет не сохранилось никаких иных подтверждений этой версии. Либо не сохранилось, либо не найдено. Либо мы просто не способны в настоящее время эти головоломки прочесть и решить.

ВАРИАНТ 3
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. (2) Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3)<...> крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.
Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.
Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.
Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.
Сооружением египетских пирамид занимались профессиональные строители, а крестьяне охотно трудились на каменоломнях и транспортировке камня, так как во время разлива Нила они оставались без работы и труд на строительстве пирамид не давал им умереть от голода.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите его.
Таким образомПричём
СледовательноХотя
Потому что
3.Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано во втором (2) предложении. Выпишите цифру,соответствующую этому значению в словарной статье.
ТРУД, -а, м.
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.
Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.
Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н.
Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.
Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
одолжИт
озлОбить
полОжил
лгалА
накренИт
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Вскоре новый жилец ОПЛАТИЛ все счета.
Нам удалось ОГРАДИТЬ друга от несправедливых обвинений.
Марью Николаевну ждала безрадостная ОДИНОЧНАЯ старость.
В музее истории нашего города пройдёт ПРАЗДНИЧНЫЙ концерт, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны.
Наши предки на Руси давали своим детям ЗВУЧНЫЕ имена.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.,
ЧЕТЫРЕМСТАМ пятидесяти
ИХ мечты
нет САПОГОВ
ОТБЕГИ в сторону
ТРОЕ лисят
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Сначала приговорив Достоевского к смертной казни, решение заменилось каторгой и поселением в Сибири
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) По приезду на Байкал писатель услышал от местных жителей немало увлекательных легенд.
2) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными. 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) Отношение М. Шолохова к войне в романе «Тихом Доне» проявляется во многих деталях и образах.
4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе.
5) неправильное построение предложения с косвенной речью
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..релый / предост..рожность / заж..гает / отп..рает / прил..жил
9. Определите ряд, в котром в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..светлый, пр..норовиться
бе..домный, ра..пределить
не..сознанный, д..срочный
пр..дедушка, в..здвигнуть
пр.. тязание, пр.. следование
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Обветр..вать
накал., вать
разборч..вый
повел., вать
застенч..вый
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Купл..нный / ненавид.. л / завис..вший / невид..мый / приглаж.. нные
12.Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)вдалеке находилась знаменитая барская усадьба.
Вмешательство старосты было крайне (не)уместным.
Записка была написана (не)разборчивым почерком.
(Не)прочитанное мною письмо осталось лежать на столе.
(Не)зачем торопиться, если работа требует особой внимательности.
13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Было (ОТ)ЧЕГО печалиться, (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети.
Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ наш отряд двигался (В)ДОЛЬ берега Енисея.
(ЗА)ЧЕМ ты его обнадёжил, (ПО)ЧЕМУ не посоветовался со мной?
Поворачивая голову (В)ПРАВО и (В)ЛЕВО, Маргарита любовалась тем, что луна несётся
под нею, как сумасшедшая, обратно в Москву.
14.Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ые камни из златокова(4)ого ларца.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?
Глазунова обожали и боготворили студенты и ценители его музыки.
Забота Александра Константиновича о студентах и преподавателях консерватории была огромна.
Раньше Саша не слышал никогда ни о композиторах ни об их произведениях.
Композитор работал в консерватории не только днём но и ночью.
Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную.
17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениидолжны стоять запятые.
Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят (4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.
18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сравнивая Глазунова с Глинкой (1) Луначарский сказал (2) что они «родники необычно счастливой музыки (3) окунувшись в которые (4) выходишь преображённым».
19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1926 году состоялся бесплатный концерт Глазунова (1) и он вызвал такой интерес (2) что (3) хотя были заполнены все 2000 мест (4) осталось ещё много желающих (5) не сумевших достать билеты.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (З)Матерщина свободно и горделиво льётся в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.
(б)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времён. (б)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».
(7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
(8)Прежде всего - это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически - и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (Ю)Привычный мат - это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия - семья, основная причина - культурный вакуум, царящий в ней. (13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребёнок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.
(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.
(16)Ещё одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?
(20)Мат - это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.
(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию - наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.
(По С. Виноградову)
С. Виноградов - кандидат филологических наук.
20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой для всех социальных слоев населения.
Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования.
Основная среда формирования привычного сквернословия - семья.
Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языкового явления.
Существуют универсальные рецепты излечения от сквернословия.
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 16-17 представлен описательный фрагмент.
В предложениях 21-24 представлено повествование.
Предложения 2-4 содержат подтверждения суждения, высказанного в предложении 1.
Предложение 29 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.
В предложениях 18-19 представлено рассуждение.
22. Из предложений 21-23 выпишите синонимы.
23. Среди предложений 7-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и частицы. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Культурная катастрофа» - вот как автор характеризует обвальное сквернословие,ставшее для большинства людей речевой нормой, и такое синтаксическое средство, как(А)(предложение 3), наглядно демонстрирует этот факт. И это далеко не безобидное явление: (Б)(предложение 6) даёт представление о
том, как наши предки относились к нецензурным словам.
Такой приём, как (В) (предложения 21-22), позволяет автору высказать
своё мнение по данной проблеме, а троп (Г);(предложение 24) рисует
психологию матерящегося человека».
Список терминов:
развёрнутая метафора
лексический повтор
цитирование
вопросно-ответная форма изложения
инверсия
ряды однородных членов
парцелляция
8) риторический вопрос
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


В районе Саккара, недалеко от развалин древнеегипетского города Мемфиса, среди 12 царских пирамид, расположена самая древняя пирамида Египта. Эта пирамида является одним из самых впечатляющих памятников древности. Причиной тому не только ее грандиозность, но и ее возраст - а он более чем внушительный. Шестиступенчатой пирамиде Джосера на сегодня более 4700 лет. Так какие же тайны скрывает это грандиозное сооружение?

Пирамида Джосера считается предтечей всех сохранившихся на сегодня египетских пирамид, тех, которые создали в Древнем Египте, в том числе и трех пирамид на плато Гиза - Хеопса, Хефрена и Миккерина. По понятным причинам выяснить точную дату строительства пирамиды невозможно, но считается, что она была возведена приблизительно в 2650 году до нашей эры в качестве погребального храма семьи первого фараона III династии Древнего царства Джосера.


Эта пирамида состоит из шести ступеней, но жаркий сухой пустынный ветер давно затупил ее острые грани, а несколько сотен поколений грабителей, разрушителей и даже простых жителей, которые нуждались в строительном материале для своих собственных домов, сняли с нее некогда великолепно отшлифованную облицовку. Сейчас это сооружение уже не сияет в лучах солнца, оно словно бы вырастает прямо из песка и является с ним одним целым.


Чтобы представить себе размеры пирамиды Джосера, представьте себе три обычных 9-этажных здания, стоящих друг на друге - такой будет ширина основания. Длина - в четыре 9-этажки. В высоту пирамида возвышается на почти 60 метров. Это огромный исполин, который покоится на твердой известняковой скале. Внутри этого могучего сооружения построен целый лабиринт из широких и узких коридоров, общая длина которых занимает почти километр.


В том далеком 2650 году приказ на постройку этой пирамиды дал Имхотеп. Сначала он планировал создать простую одноуровневую гробницу, каких было в тот момент немало, но со временем его решение поменялось - он приказал возвести многоступенчатую пирамиду, чтобы душа Джосера могла по этим ступеням подняться с земли прямиком в небеса.


На сегодня пирамида Джосера является самой древней египетской пирамидой, поэтому неудивительно, что к ней ежегодно приезжают миллионы туристов. Столько лет она простояла на земле, в таких суровых условиях, и при этом до сих пор не только хорошо сохранилась, но и по-прежнему впечатляет своей формой и размерами.

Самое загадочное в пирамиде Джосера то, что учёные так до сих пор и не нашли ни одного текста, вообще никаких документов, описывающих её конструкцию. При всем обилии артефактов, нет ни одного письменного свидетельства того, как именно этот комплекс был построен. Поэтому мы до сих пор не знаем, почему Имхотеп использовал не кирпичи и глину (что было бы значительно удобнее), а огромные массивные камни, которые и сегодня-то не так легко переносить и устанавливать. Эксперты полагают, что для строительства пирамиды, по-видимому, использовались специальные скаты - с их помощью, по крайней мере, можно было бы ставить камни на место, а потом уже, видимо, рабочие их закрепляли на месте.


Внутри пирамиды Имхотеп распорядился соорудить 11 погребальных палат - так, чтобы хватило всем членам семьи фараона. Интересно то, что когда археологи раскапывали внутренние покои пирамиды, они нашли жён фараона, его детей, а вот самой мумии Джосера там не было. Исчезли, также, почти все драгоценности и священные предметы с которыми он был похоронен.
Нам остается только гадать, сколько людей побывало внутри этого сооружения до того, как это было зафиксировано письменно. Всё, что мы знаем наверняка, это то, что между 1798 и 1801 годами здесь побывали люди Наполеона. Они нашли эту пирамиду во время своей египетской кампании.


Если зайти в пирамиду, то посетителю откроется сначала тоннель с колоннами, а потом лабиринт из множества небольших помещений и тоннелей, которые постепенно уводят вглубь на 28 метров под землю. Согласно представлениям о миропорядке того времени, вход во все сооружения, включая и саму пирамиду, сделали с северной стороны.

Конечно, ученым очень хотелось бы найти хоть какие-то документы относительно того, почему пирамида строилась так, а не иначе. Зачем было обязательно брать огромные тяжелые камни, если другие пирамиды того времени вполне успешно сооружали из более мелких кирпичей. Почему структура коридоров именно такая, а не иная. Ученым остается только домысливать. Так, например, в энциклопедии древней истории египтолог Мирослав Вернер предположил следующее: «Использовался простой, но эффективный метод строительства. Каменная кладка была заложена не вертикально, а по наклонам к середине пирамиды, что повысило ее структурную устойчивость».


Другими словами, Имхотеп, видимо, хотел, чтобы весь этот комплекс был не просто царской гробницей, а монументальным сооружением, который бы оставил след в истории. И, надо признать, что благодаря уникальным идеям и дальновидному подходу к строительству Имхотепу это действительно удалось.
Даже сегодня архитектура всех египетских пирамид поражает как специалистов, так и обычных посетителей. Возможно, незнание всех их загадок к лучшему, по крайней мере, это добавляет им еще больше очарования и загадочности.
Если вы интересуетесь загадками истории Древнего Египта прочтите другую на эту тему.
ПО материалам thevintagenews.com

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Таким образом

Следовательно

Потому что

Благодаря этому


Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

5) Помогая профессильнальным строителям при строительстве пирамид, крестьяне только осуществляли транспортировку камня, при этом этот труд оплачивался.

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте, наиболее полно передана в предложении №1 и 5: работали на строительстве пирамид профессиональные рабочие, а также крестьяне, которым плата за эту работу приносила средства для существования.

Ответ: 15|51.

Ответ: 15|51

Правило: Задание 1. Определение главной информации текста

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но - другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые - деепричастными оборотами и т. п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

Андрей Свидерский 24.11.2015 12:09

но ведь в предложении №1 сказано:"в удобное для них время".в тексте ни слова об этом.

по-моему предложение 3 больше подходит.

Татьяна Юдина

Читайте правила к заданию.

Сергей 23.02.2018 17:06

(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоёв населения. (Опечатка в слове БРЕМЕНЕМ. Правильное ВРЕМЕНЕМ)

Татьяна Стаценко

Нет, именно бременем. Бремя - ноша, тяжёлая обязанность.

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД , -а; м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н .

4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.

Пояснение.

В предложении текста слово ТРУД употреблено в значении «2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.»

Ответ: 2.

Ответ: 2

Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

Пояснение (см. также Правило ниже).

На месте пропуска в предложении следует употребить слово «причём».

Корректно:

Ответ: причём|причем

Ответ: причём|причем

Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .

Пояснение.

На месте пропуска в предложении следует употребить слово «Причём».

Корректно:

Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3)(Причём) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

Ответ: причём.

Ответ: причём

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) одолжИт
2) озлОбить
3) полОжил
4) кренИтся

А2. В каком предложении вместо слова ОБСУДИТЬ нужно употребить ОСУДИТЬ?

1) Необходимо ОБСУДИТЬ со старшеклассниками сценарий выпускного вечера.
2) Разработчики сайта ОБСУДИЛИ его новый дизайн.
3) Хочется ОБСУДИТЬ с другом недавно прочитанный научно-фантастический роман.
4) Нельзя не ОБСУДИТЬ Печорина за его эгоизм.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырёмстам пятидесяти
2) их мечты
3) лягте
4) нет сапогов

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прощаясь со школой.

1) благодарность была безграничной.
2) учителям было сказано много добрых слов.
3) прозвенел последний звонок.
4) скажите добрые слова своим учителям.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде в Канаде.
2) Спортсмены познакомились и подружились с жителями Ванкувера.
3) Болельщики, приехавшие из многих стран мира, радостно приветствовали олимпийских чемпионов.
4) Жажда славы — неплохой стимул в борьбе за олимпийские медали.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)... (2)По различным сведениям, среди книг его библиотеки были редкие даже для того периода экземпляры рукописей, о которых на Западе знали только понаслышке: греческие пергамины, латинские хронографы, древнеегипетские манускрипты, ярлыки и дефтери от монгольских ханов, книги Востока и других народов. (3)В подземных хранилищах и тайниках находятся летописания древних славянских, скифских и других народов нашей страны до XV века, а также богатейшие собрания книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля, Пскова, над которыми трудились лучшие умы того времени. (4)В государевой библиотеке находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана. (5) Книги этой библиотеки в хранилищах видели приближённые Грозного, которые оставили письменные свидетельства. (6)....интерес к поиску библиотеки то затухает, то вспыхивает с новой силой по мере накопления новых сведений.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Группа энтузиастов различных специальностей на общественных началах провела обширные исследования по поиску следов загадочной библиотеки Грозного.
2) Первым на Руси торжественно венчался на царство в Успенском соборе Кремля великий князь Иван Васильевич в январе 1547 года.
3) Загадка исчезновения библиотеки Ивана Грозного, первого царя Московии, будоражит умы многих людей в нашей стране и за рубежом.
4) Стимулом к новым поискам явилось проявление интереса к своей древней истории.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Поэтому
2) Как будто
3) Именно
4) Потому что

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) были редкие (предложение 2)
2) находятся летописания (предложение 3)
3) находились книги (предложение 4)
4) интерес затухает, вспыхивает (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) с подчинительной и сочинительной связью между частями
2) с подчинительной и бессоюзной связью между частями
3) сложноподчиненное
4) сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью между частями

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДАЖЕ из второго предложения текста.

1) союз
2) предлог
3) наречие
4) частица

А11. Укажите значение слова УМЫ в предложении 3.

1) сообщество людей
2) общественное сознание
3) выдающиеся мыслители
4) учёные

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?

Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ые камни из златокова(4)ого ларца.

1) 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 1, 2, 3
4) 1, 2, 4

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) соед_нялись, законч_нный, г_релый
2) изн_силась, сопр_вождал, предост_рожность
3) заж_гает, к_лосья, н_силыцик
4) обозн¬_чения, к_солапый, отп_рает

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без_ядерный, грузопод_ёмник, трех_язычный
2) пр_светлый, пр_норовиться, пр_датель
3) бе_рассудный, _дравница, _жёг
4) с_скать, супер_гра, сверх_мпульсивный

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) скле_нный, высп_тся
2) подстав_шь, купл_нный
3) ненавид_л, завис_вший
4) прикрут_т, накле_т

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. обветр_вать Б. накал_вать В. разборч_вый Г. повел_вать

1) А, В
2) А, Б, В
3) В, Г
4) Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)вдалеке находилась знаменитая барская усадьба.
2) Вмешательство старосты было крайне (не)уместным.
3) Ни с чем (не)сравнимое удовольствие испытали гости, побывав в гостях у Вельского.
4) Записка была написана (не)разборчивым почерком.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети.
2) Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля.
3) (В)ПОСЛЕДСТВИИ наш отряд двигался (В)ДОЛЬ берега Енисея.
4) (ЗА)ЧЕМ ты его обнадёжил, (ПО)ЧЕМУ не посоветовался со мной?

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В доме Глазуновых много играли () и юный Сайга твердо запоми-нал все исполнявшиеся пьесы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлеченного музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную.

1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 4
3) 1, 2, 4
4) 1, 3, 4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят (4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

1) 1, 2, 3, 4
2) 3, 4
3) 1, 3, 4
4) 1, 2

А22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Забота Александра Константиновича о студентах и преподавателях консерватории была огромна.
2) Глазунова обожали и боготворили студенты и ценители его музыки.
3) Композитор работал в консерватории не только днем но и ночью.
4) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

А23. Как объяснить постановку ТИРЕ в данном предложении?

Добро добром оплатишь — молодец, на зло добром ответишь — ты мудрец.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сравнивая Глазунова с Глинкой (1) Луначарский сказал (2) что они «родники необычно счастливой музыки (3) окунувшись в которые (4) выходишь преображённым».

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 4
3) 2,3
4) 2, 3, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 1926 году состоялся бесплатный концерт Глазунова (1) и он вызвал такой интерес (2)что (3) хотя были заполнены все 2000 мест (4) осталось ещё много желающих (5) не сумевших достать билеты.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 4
3) 2, 3
4) 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Фантазия композитора, который издавна увлекался красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие музыкальных картин.
2) Особенно привлекательны массовые сцены в его балетах, в которых передан национальный колорит.
3) В. Стасов, который хорошо знал Глазунова, назвал его «русским Самсоном» — великим богатырём.
4) Глазунов, который всегда внимательно присматривался к молодым композиторам, первым увидел талант в Д. Шостаковиче.

А27. Прочитайте текст.

Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, ученые выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжелым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть с голода. Причем крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана глав-ная информация, содержащаяся в тексте?

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.
2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.
3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.
4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть с голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8, С1.

(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (3)Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (14)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

(5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. (6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».

(7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
(8)Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически — и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10)Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. (13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям. (14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

(16) Еще одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

(20)Мат — это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.

(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

(По С. Виноградову)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой для всех социальных слоев населения.
2) Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования.
3) Истоки этого негативного речевого явления — семья.
4) Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языкового явления.

А29. Укажите вариант ответа, в котором указаны все типы речи, использованные в предложениях 16-24.

1) описание
2) повествование и описание
3) рассуждение
4) рассуждение и повествование

А30. Укажите предложение, в котором употребляются синонимы.

1) 3
2) 8
3) 12
4) 23

В1. Из предложений 5-7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 14-15 выпишите краткие причастия.

В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ИХ УПОТРЕБЛЯЕТ в предложении 9.

В4. Среди предложений 24-29 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 5-10 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 18-24 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными причины. Напишите номера этих предложений.

В7. Среди предложений 7-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. В рецензии, составленной на основе текста, пропущены некоторые термины. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какой термин вставлять, пишите цифру 0.

Культурная катастрофа» — вот как автор характеризует обвальное сквернословие, ставшее для большинства людей речевой нормой, и _____ (предложение 3) наглядно демонстрирует этот факт. И это далеко не безобидное явление: _____ (предложение 6) дает представление о том, как наши предки отно-сились к нецензурным словам. Такой прием, как _____ (предложения 21-22) позволяет автору высказать своё мнение по данной проблеме, а _____ (предложение 24) рисует психологию матерящегося человека.

Список терминов:

1) развернутая метафора
2) лексический повтор
3) цитирование
4) вопросно-ответная форма изложения
5) инверсия
6) ряды однородных членов
7) парцелляция
8) риторический вопрос

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых рассказчиком (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Бухарестский мирный договор (1812 г Бухарестский мирный договор (1812 г