Традиции и обычаи современной швеции. Культура, традиции и обычаи швеции Быт и культура швеции в 14 веке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В отличие от Дании в шведской культуре XVI в. крупную роль сыграли не только протестанты, но и эмигранты-католики.

Крупнейшим писателем Швеции XVI в. был главный деятель Реформации в этой стране Олаус Перти (1493--1552). Особенно ценны его перевод на шведский язык Библии (так называемая ч Библия Густава Вазы») и «Шведская хроника» -- старейшее произведение по истории страны. Перти стал основоположником современного шведского литературного языка. Значительный исторический и литературный интерес сохраняют письма и речи короля Густава Вазы. Против Реформации выступил епископ-католик Йоханнес Магнус. Иоханнес Магнус (1488--1544), вынужденный эмигрировать в Рим, стал автором панегирической «Истории Готии и Швеции», позже опубликованной его братом Олаусом Магнусом (1490--1557), также бежавшим в Италию. Олаусу Магнусу принадлежит «История северных народов» (1555 г.), в которой значительное место уделено географическим сведениям. Он издал первое картографическое изображение и описание Скандинавского полуострова и прилегающих областей, в том числе Прибалтики и русского Севера («Морская карта», 1539 г.).

К началу XVII в. относится творчество родоначальника шведской драматургии Ю. Мессениуса (1579--1636), разрабатывавшего в драмах «Белая лебедь» и др. сюжеты из светской истории и фольклора. Ему принадлежит литературно-исторический труд «Scandia illustrata».

В XVII в. зародилась лирическая поэзия. Крупнейший лирик Л. Вифаллиус -- автор произведения «Жалобы по поводу этой сухой и холодной весны». Официальная идеология шведского вели-кодержавия, сформировавшаяся в XVI -- XVII вв. на почве военных успехов, получила отражение в фантастическом сочинении Рутбека «Атлантида», где Швеция объявлена прародиной всей мировой культуры. Идеология Возрождения нашла отражение в творчестве К. Шернъельма (1598--1672), крупнейшего шведского писателя XVII в.

Патриотическое возвеличение шведской истории в первой половине XVII в., в пору превращения Швеции в великую державу, нередко обретало чер-ты расчетливой официальной политической пропаганды. Это сказалось, в частности, уже в двух изданиях 1615 г.-- в анонимной «Прозаической хронике», освещающей историю шведского государства до середины XV в., и «Хронике готов» Э. Олаи.

Процессы, происходившие в шведской литературе XVI в., родственны датским. Во второй половине XVI в. распространяется школьная драма с биб-лейскими сюжетами о Товии, Юдифи и Олоферне и др. Светская драма появляется лишь в 1610 г. (чТисба* М. Астероферуса).

Заметный шаг вперед делает в первой половине XVII в. шведская философская мысль. Уже с конца XVI в. распространяется учение П. де ла Раме, шведские последователи которого выступают против схоластического метода, за независимое от церковного контроля развитие науки. В числе рамистов -- О. Беллинус, Л. Готус и др. Их выступления подготовили почву для распространения во второй половине XVII в. декартезианства. Декарт был приглашен в Швецию и приехал туда в 1649 г. Он был постоянным собеседником шведской королевы Кристины, едва ли не образованнейшей женщины своего времени.

В художественной жизни Швеции, как и Дании, ведущее место принадлежало иноземным мастерам. В середине XVI в. в культуру и искусство Швеции проникают идеи европейского Ренессанса. Тем не менее, сугубо «городские* аспекты ренессансной культуры остались чуждыми мировосприятию преимущественно сельского населения страны. Ограниченные масштабы строительной деятельности тормозили реализацию ренессансных идей в архитектуре. В XVI в. только Стокгольм был относи-тельно крупным, динамично развивающимся городом, культурным и научным центром.

Усиление самобытных шведских тенденций в архитектуре, характерное уже для конца XV в., проявилось главным образом в строительстве ратуш торговых городов. В планировке городских жилищ прочно удерживались позднесредневековые черты. Растущие города вызывали увеличение плотности их застроек. Богатство орнаментации домов стало вопросом престижа преуспевающих горожан. Причудливое сочетание раннеготических и раннебарочных орнаментальных мотивов, выработанных датской архитектурой, послужило образцом декора городских построек Швеции второй половины XVI -- начала XVII вв. Фрагменты подобной застройки сохранились в Стокгольме в районе Гамластан, на набережной Шепсбурн и вокруг площади Стурторгет.

К середине XVI в. сложился своеобразный местный стиль, названный историками Вазаренессана (1523--1611) и проявившийся в светской архитектуре королевских крепостей-замков и дворянских усадеб-замков. Характерной особенностью этого стиля стало сочетание черт местной фортификационной архитектуры с отдельными, главным образом неконструктивными элементами готики, ренессанса, а позднее и барокко. Стиль утвердился при строительстве новых (Гётеборг) и реконструкции старых (Стокгольм) городов. Именно здесь были реализованы новые стилистические тенденции, опиравшиеся на применение классического ордера.

Основными типами светской архитектуры Швеции XVI -- XVII в. стали королевские крепости-замки и дворянские замки-усадьбы. Первым замком Густава Вазы в стиле чВазаренессанс» был королевский замок в Грипсхольме (1537 г., архитектор X. фон Геллен из Померании) на озере Меларен, в 45 км. от Стокгольма. Ядро замкового комплекса образовано четырьмя круглыми оборонительными башнями, соединенными низкими корпусами, две из которых имели тяжелое артиллерийское вооружение. Резиденцией короля служила одна из таких башен, перед которой при преемниках Густава Вазы были сооружены жилые покои.

Архитектура дворянских замков XVI в. отражала влияние ренессансной архитектуры Дании. К датским постройкам близок замок в Турупе -- квадратное в плане кирпичное здание с двумя расположенными по диагонали круглыми башнями и ренессансной аркадой внутреннего двора. Асим-метричные фасады завершены ступенчатыми фронтонами, декорированными рядами плоских, прямоугольных и круглых ниш.

Новая стилистическая направленность в строительстве дворянских замков окончательно утвердилась в конце XVI -- начале XVII в., о чем свидетельствует замок Свенструп, который отличается нарядными завершениями торцов и центральной лестничной башни.

Оставаясь долгое время на положении художественной провинции, Швеция отставала от темпов Развития основных европейских школ. Для шведской средневековой живописи и скульптуры характерно пристрастие к апробированным в западно-европейском искусстве сюжетным изобразительным мотивам.

Шведская позднеготическая скульптура заимствовала черты школы Любека, мастера которой поставляли деревянные статуи и резные алтари в страны Скандинавии и Прибалтику. В конце XV в. в Стокгольме работал скульптор и живописец из Любека Б. Нотке, произведения которого оказали существенное влияние на сложение местного позд-неготического стиля. Нотке принадлежит деревянная скульптура < Святой Георгий» в одной из церквей Стокгольма, заказанная в память о победе шведов над датчанами в битве при Брункеберге (1471 г.).

Заботясь об укреплении авторитета Швеции на международной арене, процветании ее культуры, Густав Ваза и его сыновья приглашали иностранных мастеров -- в основном немцев и датчан, принимавших участие в многочисленных работах по обновлению старых и украшению новых королевских и дворянских замков. Шведское изобразительное искусство этого времени было тесно связано с архитектурой, составляя часть декоративного убранства культовых и дворцовых построек. Парадные жилые апартаменты королевского замка (Грипсхольм, Вадстен) украшались лепниной, сочетающей ренессансные мотивы с местными растительными формами.

В конце XVI в. в Стокгольме образовалась большая колония иностранных мастеров, преимущественно немецкого и голландского происхождения. Перестройка и украшение замков Стокгольма и Свартшё выполнены наиболее талантливым из них нидерландским архитектором и скульптором В. Боем. Ему же принадлежит проект церкви Якобсчюрка (1588--1593 гг.) в Стокгольме. Скульптурное надгробие Густава Вазы и его жены, созданное Боем в конце XVI в. и установленное в интерьере собора Упсалы, оказало влияние на развитие ренессансного стиля в шведской надгробной пластике.

Среди иностранных мастеров, работавших в Швеции во второй половине XVI в., выделяются портретисты Я. Бинк, Д. Вервильт, И. ван Утер, монументалист А. Ламбрехтс и др.

Обычаи скандинавских народов, сформированные во многом благодаря особым природным условиям, нашли свое отражение и в культуре Швеции. Жители этого государства отличаются сдержанностью в эмоциях, взвешенным подходом в принятии решений, основательностью и степенностью. Шведский характер в полной мере можно назвать "стойким, нордическим", а национальные традиции – умеренными во всем.

У природы нет плохой погоды

Ориентированность жителей Швеции на природу и календарную смену времен года проявляется во всем. Многие празднования и обряды в культуре Швеции продиктованы климатическими условиями и географической широтой. Они берут свое начало из давнего прошлого, когда племена, населяющие страну, были язычниками. Люди поклонялись своим северным богам, от "благосклонности" которых зависело не только благополучие, но и жизнь. Шведы всерьез полагали, что от того, как удастся отметить языческий праздник солнцеворота, будет зависеть урожай, а от степени задабривания бога охоты – улов рыбы или количество добытой дичи.
И сегодня многие обряды и обычаи бережно сохраняются в культуре Швеции. Сельская местность по-прежнему богата на праздники и народные гуляния, а горожане хоть и активно впитывают новые веяния, но все так же предпочитают праздновать свадьбы летом, а дни рождения – в кругу семьи и близких.

ЮНЕСКО и знаменитый список

Особенности культуры Швеции нашли свое воплощение и в архитектуре скандинавского государства. ЮНЕСКО берет под свою защиту 15 объектов в королевстве, которые достойны украшать собой список всемирного культурного наследия. Одним из самых древних экспонатов списка становятся наскальные рельефы Танума, представляющие собой несколько сотен рисунков, сделанных на бывшем береге фьорда более трех тысяч лет назад.
Не меньшее впечатление на туристов производят и остальные шедевры из списка ЮНЕСКО:

  • Старинный город Висбю, столица острова Готланд, основанный саксонскими герцогами в XII веке.
  • Резиденция шведских королей, дворцово-парковый комплекс Дротнингхольм, возведенный во второй половине XVII века. Особая достопримечательность комплекса – дворцовая церковь, в которой сохранились орган 1730 года и вытканный королем Густавом V гобелен ручной работы.
  • Выстроенный в XVII веке близ города Фагерста железоделательный завод, ставший в то время одним из самых современных и технически совершенных производств в мире.

Являясь достаточно сдержанной нацией, шведы тем не менее ведут весьма интересный образ жизни. Традиции Швеции сочетают в себе как древние обычаи, так и современные нововведения. Кроме того, есть коренные, исконно шведские традиции и принесенные в страну извне зажиточными купцами и протестантскими священнослужителями.

Многим шведским обычаям характерна сезонность. В этой стране существуют праздники и традиции, которыми сопровождаются сельскохозяйственные работы, а также другие виды деятельности. Например, без внимания шведов не остаются весенняя пахота, время сбора урожая, охота, рыбная ловля.

Одним из зимних обычаев является празднование традиционного Дня святой Люсии. Раним декабрьским утром в доме раньше всех просыпается молодая девушка. В белом платье, символизирующем девственную чистоту, она поет особые песни, озаряя темноту светом горящих свечей, которыми украшен ее венок. Разбуженных прекрасным пением членов семьи наряженная Люсия угощает вкусными булочками и ароматным кофе.

Летом, по традиции, шведы повсеместно играют свадьбы. Погодные условия позволяют отмечать радостное событие на природе, с лошадьми и праздничными повозками. В Швеции бракосочетание неотделимо от венчания в церкви.

Традиции, связанные с едой

Климатические условия и древние скандинавские обычаи во многом определяют особенности национальной кухни шведов. Маринады и соленья, способные сохранятся долгое время, занимаю почетное место в ряду самых популярных блюд. Копчености шведами также любимы. А вот применению различных специй не уделяется столь большое внимание, как в других странах. При жарке или тушении предпочтение отдается не маслу, а свиному шпику. В целом шведы являются приверженцами «домашней» кухни без изысков.


Рыба главенствует в местном рационе. Без рыбных блюд у шведов не обходится ни одно застолье. Рыбу солят и коптят, готовят с вином и горчицей, используют в качестве начинки для бутербродов и запекают под соусом. К рыбе часто подаются овощные салаты. Икра и ракообразные являются также излюбленными продуктами шведов.

Одной из веселых и необычных традиций шведов является празднование Дня забродившей селедки. Недосоленную рыбу дня два «греют» на солнце и едят, когда она уже начала бродить, но не успела полностью испортиться. Шведы утверждают, что несмотря на аромат не из приятных, селедка отличается просто восхитительным вкусом.

Лакомства тоже занимают не последнее место среди излюбленных кулинарных изделий. Паста из миндаля или булочки с кремом могут чуть ли не на сезон стать объектом повышенного внимания. У шведов есть такие праздники для сластен, как День вафель, приуроченный к Благовещенью или День, посвященный булочкам с корицей.


Как отмечаются праздники

Традиции празднования Рождества в этой стране придается особое значение. Это событие является, что ни на есть семейным торжеством, собирающим за одним столом представителей нескольких поколений. В это время наряжается рождественская елка и дарятся рождественские подарки. Иногда человеку со стороны невозможно оказаться в рождественскую ночь рядом с членами какой-либо семьи. Вечером, под предлогом необходимости что-то купить, один из собравшихся мужчин выходит за дверь, и почти в то же время в дом входит долгожданный Дед Мороз, или как зовут его шведы, Рождественский гном. Конечно, с собой он приносит много подарков в мешке. Таким образом в Швеции, Дед Мороз приходит и дарит подарки именно на Рождество.


В Рождественскую ночь шведами принято ставить на порог кашу с добавленным в нее миндалем, чтобы задобрить маленьких гномов. Если к утру горшочек окажется пустым, то год будет плодотворным и богатым. Конечно, времена, когда люди искренне верили в подобные сказки, давно прошли, но традиция тем не менее осталась.

Встречу Нового года шведы по традиции начинают с прослушивания стихов и поздравлений у телевизора. Затем, когда улица наполнится колокольным звоном , люди произносят пожелания счастья, поднимая наполненные шампанским бокалы. Кроме того, шведы, соблюдая традицию, обещают друг другу, что выполнят определенные дела в наступающем году. Обещания могут быть самые разные, например, похудеть до определенного числа или навестить родственников за городом.
Затем люди из-за столов выходят на улицы, освещенные яркими новогодними огнями и фейерверками. Во время праздничных гуляний шведы, согласно традиции, жгут огромное чучело соломенного козла и бьют на счастье посуду о двери друзей.

Пасха в стране отмечается весной немногим раньше, чем православная. В Швеции этот праздник тоже не обходится без разрисовывания яиц всевозможными узорами и цветами. Для украшения домов люди изготавливают фигурки домашних кур и кроликов. Дети, по традиции, достают одежду бабушек, их платья и старинные туфли, надевают все это на себя, а на лица наносят пятна в виде веснушек. Они стараются быть похожими на тех ведьм, которые, по преданию, в Четверг перед светлой Пасхой, отправлялись на метлах встречаться с дьяволом. Взрослые дают «маленьким ведьмам», переходящим от дома к дому с пожеланиями веселья, разные сладости, а порой даже .


В самом конце апреля шведами с размахом отмечается Вальпургиева ночь. Она славится своими повсеместными кострами и песнопениями. Воздух сотрясается от шума хлопушек и взрывов разноцветных фейерверков. После шумных ночных гуляний наступает 1 мая. Праздник Вальпургиевой ночи перетекает в появление многолюдных демонстраций, где рабочие провозглашают свои наболевшие просьбы о повышении зарплаты, уменьшении рабочего времени, равноправии.

По традиции у шведов отмечается День летнего солнцестояния. Накануне молодые незамужние девушки стараются сплести особый венок, состоящий из семи разных видов цветов. Делают они это для того, чтобы во сне им привиделся будущий любимый человек. В сам праздничный день на земле устанавливаются шесты, опутанные листьями и цветами. Вокруг них шведы в костюмах своей страны водят дружные хороводы и поют.

Праздник летнего солнцестояния, песенка про маленькую лягушку

Традиции Швеции являются отражением богатейшей истории государства. Неудивительно, что этой страной гордятся не только ее коренные жители, – культура Швеции имеет множество поклонников во всем мире.

В своем развитии, культура Швеции переживала разные этапы и испытывала влияние различных внешних и внутренних факторов. Сперва, будучи языческой, с культом Асгардских богов, затем католической, а в годы реформации, принявшая идеи Лютера, страна, тем не менее, развивала свою собственную культуру.

Народная культура Швеции

Культура любой державы, в том числе и культура Швеции общее понятие. В него входят – общественное движение, лютеранство, шведская уверенность в себе. Все это определяет самоидентификацию нации, восприятие шведов иностранцами. Швеция – страна, в которой с 1986 года младенцу присваивают фамилию матери. В королевстве не было крепостного права и крестьянство, самая многочисленная часть населения, всегда было свободным и представленным в риксдаге. То, весьма большое многообразие, которым отличается культура страны, вызвано тем, что в средние века исторические провинции были слабо связаны между собой.

Религия Швеции

В королевстве лютеранская церковь играла большую роль и была отделена от светского государства только лишь в 2000 году. Религия Швеции довольно терпима к иноверцам. В королевстве растет число атеистов, мусульман, иудеев и даже православных.


Экономика Швеции

С ВВП в 570 миллиардов долларов, хоть и переживающем некоторый спад, в 2014 году занимала 21 место в мире.


Наука Швеции

Традиционно развитая, может гордиться такими именами как Карл Линней, А́ндерс Йо́нас А́нгстрем, Петер Артеди. Основатель Нобелевской премии, сам весьма серьезный ученый, Альфред Нобель тоже был шведом.


Искусство Швеции

Имеющее весьма глубокие исторические корни, вполне современно. К примеру, кинематограф королевства это не только классик Ингмар Бергман, но и Суссана Остен, Рикард Хуберт, Карл Фредерик Лукас Мудиссон. Наиболее известны у нас шведская трилогия «Девушка с татуировкой дракона» и Швецко-Датский телесериал «Мост».


Кухня Швеции

Использование топленого свиного сала вместо масла в приготовлении пищи и ее простота и сытность – вот чем отличается .


Обычаи и традиции Швеции

Шведы очень консервативны, поэтому пользуются в королевстве любовью и уважением. К примеру, шведы традиционно мало пьют алкоголя. Всего 6 литров в год на человека. Во Франции 12 литров, в России 14 литров.


Спорт Швеции

Он очень популярен и известен – . В Шведском спортивном союзе насчитывается 22 тысячи клубов и состоит более трех миллионов человек, что весьма не плохо для страны с населением в 9 миллионов. География Швеции больше способствует для развития различных зимних видов спорта.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Бухарестский мирный договор (1812 г Бухарестский мирный договор (1812 г