Тепе-Кермен – пещерный город Крыма. Тепе-Кермен (Бахчисарай, Крым): как добраться, что посмотреть Тепе кермен пещерный город как добраться

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тепе-Кермен – наиболее загадочное место на юго-западной части полуострова Крым, известное в древности по другим названием – Готия. Тепе-Кермен в переводе с тюркского означает «вершина-крепость», но до сих пор тип этого поселения определить не удалось. Это наименее изученный пещерный город Крыма и именно из-за этого такой привлекательный для туристов.
Некоторые учёные полагали, что этот пещерный город — большой некрополь древних жителей Крыма. И действительно здесь было найдено очень много склепов. Другие учёные больше склоняются к другой точке зрения, считая Тепе-Кермен – византийским городом, истинное название которого утрачено. Подтверждение правильности их выводов – огромное количество христианских храмов, которые расположились в некогда жилой части города.
Так или иначе, Тепе-Кермен был построен в VI веке и интенсивно застраивался до XII века. Эти данные подтверждены археологическими находками. Разрушен он был в XIII веке, возможно турками-османами или татарами. Все попытки возродить его ни к чему не привели.
Тепе-Кермен хранит много тайн и секретов. Путешествие сюда — это путешествие вглубь веков. Кроме того, пейзаж, который открывается с вершины горы, завораживает всех приезжающих сюда туристов.

Как добраться до Тепе-Кермен

Тепе-Кермен расположен на вершине горы-останца в долине реки Кача. Качинскую долину человек заселил очень давно. Она живописна и плодородна. Ехать лучше всего на рейсовом автобусе из Симферополя или Бахчисарая. Первую остановку лучше сделать у села Предущельное. Здесь потрясающий горный пейзаж. Стоит обратить внимание на Таш-Аир – отвесную скалу, словно парящую в воздухе. Недалеко отсюда, в древности, в эпоху неолита, располагалась стоянка древних людей, оставивших после себя множество наскальных рисунков, выполненных красной охрой (сохранились достаточно хорошо).
Дальше стоит доехать до села Баштановка и посмотреть на остатки пещерного монастыря Качи-Кальон. В Средние века это была большая обитель, монахи активно занимались виноградарством. Также стоит посмотреть и на Кыз-Кермен – Девичь крепость (тоже небольшой пещерный город, который, вероятнее всего, был разрушен в эпоху хазаро-византийских воин). Конечная остановка – село Машино. От него до Тепе –Кермен ведёт гладкая грунтовая дорога.

Безусловно, до этого археологического памятника можно добраться и другим путём – от пещерного города Чуфут-Кале, мимо старого караимского кладбища Балта –Тиймез. Эта дорога будет даже более живописной, чем предыдущая.


#2

Что посмотреть в пещерном городе

Взобравшись на вершину горы-пирамиды, стоит сразу обратить внимание на следующие объекты:
— Лабиринты жилых пещер – комнат и хозяйственных сооружений (нижние ярусы).
— Превратный храм с хорошо сохранившийся ризницей и настенными надписями, как ни странно, на иврите (это и дает повод некоторым учёным полагать, что Тепе-Кермен один из караимских пещерных городов).
— Пещерный храм с баптистерием (крестильней), с двумя входами, колоннами, рельефными изображениями крессов, алтарём, освещённым световым окном, жертвенником, купелью (купель очень большая, явно рассчитана на взрослого человека, что подтверждает точку зрения учёных о том, что Тепе – Кермен был построен в тот период, когда местное население активно принимало христианство, то есть приблизительно VI век), высотой более двух с половиной метров (это, наверное, самый красивый и величественный храм пещерного города, который расположился на самом краю отвесной скалы, рядом на террасах находится множество надгробий, вероятно, на месте захоронения местных жителей).
— Склеп — костница (дело в том, что в Тепе-Кермен очень интересно относились к обряду погребения, сначала тело человека переносили в гробницу, затем, когда плоть истлевала, кости омывали вином и помещали в склеп, который сохранился до нашего времени).
— Боевые казематы (скорее всего, именно отсюда лучники вели обстрел по нападающим на город).
— Солнечный камень (загадочный, одиноко стоящий на самом краю крутого обрыва камень, покрытый руническим знаками, назначение его неизвестно до сих пор, хотя легенд ходит очень много).

Все пещеры Тепе-Кермен очень живописны, связаны лесенками и переходами. Свет дают так называемые световые окна. Заблудиться здесь невозможно, а вот получить незабываемые впечатления от путешествия по каменному лабиринту очень даже можно.


#3

Путешествие в Тепе-Кермен лучше всего предпринять весной, когда Качинская долина наполняется ароматом трав и цветов. Обязательно в теплую, солнечную погоду.
Тепе-Кермен – археологический памятник федерального значения. Вход платный. Вполне можно заказать экскурсию, во время которой знающие экскурсоводы всё покажут и расскажут подробно.


#4

Несмотря на очень скромные размеры (площадь плато всего 1 га), Тепе-Кермен — один из самых интересных пещерных городов, и один из лидеров по количеству пещер. Их здесь 250. Период максимального расцвета города 11-14 вв. Судя по огромному количеству пещер с кормушками, основным занятием жителей было скотоводство. Дома размещались на плато. Сейчас на их месте заросли кустарников. Самые интересные объекты — комплекс пещер у подъемной дороги и пещерная «Церковь с баптистерием».

Комплекс пещер у подъемной дороги напоминает многоэтажку — несколько ярусов помещений соединены дверными проемами и лесенками. Есть однокомнатные помещения, а есть двух-трехкомнатные. Сейчас они видны как бы в разрезе — передняя стенка, ослабленная вырубками, не выдержала воздействия времени. Большинство пещер служило стойлами для скота — почти в каждой 1-2 кормушки. А вот пещера с арочными нишами в стене, возможно, имела культовое назначение. Предполагается, что здесь находился монастырь.

В северо-восточной части плато находится так называемая Церковь с баптистрием, обычно датируемая 11-14 вв. На площадке перед ней ряд вырубок, предназначавшихся для захоронений. Захоронения располагались также над храмом и внутри него. Эта церковь необычна своей архитектурой. В Крыму нет больше церквей, где бы алтарь был вынесен внутрь помещения. Алтарная преграда искусно вырублена из известнякового монолита и украшена резьбой. В одном из углов церкви, на возвышении, вырублен крестообразной формы баптистерий — купель для крещения.

Высота плато — 540 м над у. м., что обеспечивает отличный круговой обзор. На западе виден длинный «язык» Кыз-Кермена, за ним плато Качи-Кальона, на северо-востоке — Чатыр-Даг, чуть ближе белеют купола обсерватории в Научном.

Добраться можно из Бахчисарая или из с. Машино в Качинской долине

Как добраться и сколько нужно времени?

К Тепе-Кермену можно добраться и от с. Машино в Каминской долине, и от Бахчисарая. Второй вариант приятнее и живописнее. Начинаем движение от Успенского монастыря. Проходим караимское кладбище. За ним наша дорога сужается в тропу и взбирается на плато южнее Чуфут-Кале. Поднявшись, поворачиваем направо и идем на юг по грунтовке. Возле указателя можно сделать небольшой крюк и заглянуть на смотровую, откуда видна цель нашего путешествия, и вернуться обратно на дорогу.

На такое путешествие надо выделить 5-6 часов. По 2 часа на путь туда и обратно и 1-2 часа на осмотр городища и отдых. Наиболее благоприятные сезоны для похода — весна и осень.

Кыз-Керменское плато похоже на длинный язык, выдвинутый в сторону Качинской долины. Его плоская вершина заселена с древних времен. На рубеже старой и новой эр в северной части плато находилось поселение. Население его, вероятно, было скифским. Ниже поселения, рядом с гротом, получившим от

По истертым ступенькам поднимаемся на плато. Крошечную макушку Тепе можно обойти по периметру за полчаса, попутно заглядывая во все опоясывающие обрыв подземелья. Некоторые из них являлись подвалами находящихся на плато усадеб, другие служили оборонительными казематами. Отверстия у пола предназначались для скатывания камней на противника.


Следующий день нашего похода по пещерным городам Крыма. Утро нас застало на Тепе-Кермене, который мы и осмотрели неспеша и так же неспешно совершили небольшой переход по Качинской долине к красивейшему пещерному монастырю Качи-Кальону. Уже ближе к вечеру предприняли безуспешную попытку найти Таш-Аир - стоянку пещерного человека с наскальной живописью.

Предрассветный туман под Тепе-Керменом.

Фото by tolstyj99
Наконец-то Толстый выложил свои фотографии и можно повставлять в сюда луки себя любимого, на фоне разнообразных чудес. Эта фотка собственно с вечера предыдущего дня. На закате мы добрались до Зуба Дракона и решили тут немного перекусить. Были мысли прям тут и заночевать, но передумали. Красиво тут но как-то неуютно - лететь вниз очень не близко)

В итоге спать мы с Богачем завалились все равно на улице. Постелили пенки недалеко от края плато и залезли в спальники. В случае дождя можно было быстро и без особых хлопот перебраться в одну из пещер, благо их в окрестностях было много. Вход в ближайший был буквально в десятке метров от нас.

Ранним утром стало немного прохладно, что скорее-всего меня и разбудило. Я перевернулся на другой бок, натянул капюшон посильнее и ненароком приоткрыл глаз... Потом рывком поднялся и сел на пенке. Солнце еще не взошло, но уже светало. Над головой было голубеющее и уже беззвездное небо, а под ним не было ничего. Небольшой островок скалы на котором валялись наши спальники, позади куст за которым должна была стоять палатка Толстого, и все это словно в молоке плавало в облаках. Не было долины двухсот с лишнем метров глубиной. Не было даже Кыз-кермена на противоположной стороне ущелья.


Тем временем появился мыс Кыз-Кермен. Какое-то время облака еще переваливались через него словно волны через упрямую скалу.

Но солнце уже постепенно начинало подниматься и все вокруг стало быстро меняться. Пока я доставал из рюкзака фотоаппарат и пытался поднять Богача, постепенно островками начали подниматься из облаков окрестные вершины. Богач сонным голосом сказал, что у него фотоаппарат в палатке и идти за ним он не хочет, перевернулся на другой бок и заснул.


Но мыс выстоял и с каждой минутой возвышался над морем тумана все выше и выше.

Пофотографировав еще какое-то время я полез обратно в спальник. Впрочем спать мне оставалось уже не долго, поднявшееся солнце, разогнав туман, принялось припекать довольно рано. Со временем я переполз поближе к палатке Толстого. Она стояла в небольшом высеченном в скале углублении, вероятно служившем цокольной частью какого-то здания, и прилег в тени под стеночкой. Но вскоре солнце достало меня и тут.


Для сравнения, то как это место выглядит без тумана. Так называемый Зуб Дракона, когда-то был стеной пещерного помещение, судя по всему - хозяйственного. Сейчас три стены этого помещения разрушены, частью одной из них Зуб Дракона и являлся.

Между Кыз и Тепе-Керменами в ущелье расположилось одно занимательное заведение.

Фото by tolstyj99
На старых еще советских картах оно обозначено как пионерлагерь. Не простой это пионерлагерь, а строгого режима видать. Чтоб пионеры не разбредались по окрестным лесам на вышке постоянно дежурит часовой с автоматом. Да и набор игрушек в лагере собран суровій. Нут тут ни велосипедов, ни самокатов, в Зарницу, похоже, тоже никто не играет.

Но отвлечемся немного от постсоветской романтики и прогуляемся немного по пещерному городу. Само название Тепе-Кермен, в переводе с татарского, да и турецкого тоже, означает "Вершина-крепость" это название было дано городищу уже после того как его покинули жители и отображает чисто визуальное представление об этом месте. Как поселение называли его обитатели неизвестно. Тепе-Кермен - это скала-останец возвышающаяся над Качинской долиной на высоту около 250-ти метров. Ее плоская вершина, площадью всего около 1 га, и служила природным убежищем для жителей окрестных поселений.

Судя по отдельным находкам люди жили тут еще с V века нашей эры. Но наибольшего рассвета поселение достигло в XI-XIV вв. В это время Тепе-Кермен скорее-всего был замком феодала владеющего окрестными землями. Поверхность плато была плотно застроена жилыми и хозяйственными постройками. В нижних ярусах так же было высечено много скальных помещений, который служили загонами для скота, несли оборонительные функции. Имелись в скалах монастырские скиты и отдельные храмы.

В юго-восточной части плато сохранился интересный пещерный храм.

Он весьма необычен для Таврики.


Внутренний объем этого небольшого храма (11х5,4 метра) вытянут не по оси направленной к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда выдвинута далеко вперед и занимает значительную часть храма.

Храмы с такой планировкой были широко распространены в Византии времен иконоборчества - VIII-IX век н.э. В те времена не согласные с политикой церкви монахи-иконопочитатели старались скрыться подальше из митрополии и основали много пещерных обителей на периферии империи. Много подобных храмов известно в . Столь характерная планировка храма и позволяет датировать его теми самыми веками иконоборчества и связывает с влиянием Византии на эти места. Но есть и нюансы.


Например вот эта купель для крещения. Обычно в раннехристианских храмах купели довольно внушительных размеров, чтоб можно было крестить в них взрослое население иногда и не по-одиночке. Маленькие купели характерны для периода когда все местное население уже повально христианизировано и крестить остается только новорожденных членов общины.


Фото by tolstyj99
На фоне купели. Так, для масштаба)


Обвалившиеся пещерные сооружения на краю скалы.

Фото by tolstyj99
А эта ололошечка находиться в нескольких метрах от места где мы спали и ведет в один из нижних ярусов пещер. Ночью у нас были все шансы ушуршать не только со скалы, но и прямо в нее! Кстати в этой пещерке, к которой вела лестница на краю обрыва, было классно прятаться от дневного зноя.


Хозяйственный комплекс нижних пещер.


Некоторые из них имеют несколько комнат в глубину.

Погуляв среди них мы отправились к монастырскому комплексу в нижней кромке утеса.


Здесь посидели какое-то время свесив ноги и любуясь видом на Качинскую долину в целом и село Кудрино в частности. На Кыз-Кермен решили не идти, так как, судя по имеющейся у нас литературе, смотреть там было особо нечего, а вот карабкаться туда пришлось бы ого-го как. Качи-Кальон нам показался куда более привлекательным вариантом. Ничего будет повод вернуться.


Скала Тепе-Кермена. Где-то там наверху и находиться город.


Спуск к селу Машино пролегал по такой вот сыпухе. Наверх лезть было бы наверное совсем печально.


Тепе-Кермен. Если присмотреться, то на верху в левой части плато видно небольшую пипку - это и есть так называемый Зуб Дракона.


Пит-стоп в селе недалеко от автобусной остановкой, которая, по совместительству, является еще и магазином. За спиной плато Кыз-Кермен. Утром туман достигал его вершины!

Пока пили пиво мимо нас, помахав ручками, проехала пара велосипедистов. Снаряжены они были по самое не могу: шлемы, перчатки, очки, велоодежда, да и на велосипедах весело поблескивали свистелки и перделки всевозможных форм и назначений. Они производили вид суровых спортсменов и на какой-то момент стало даже немного завидно, что вот они через каких-то пару минут уже под Качи-Кальоном будут, а мы так и останемся тут сидеть и пить пиво. Впрочем через минут 15 мы их встретили сидящими в тени деревьев с тем же пивом в руках!


По дороге встретили таково вот гада. Судя по всему - полоз. А если точнее тушка полоза. Зверь вырос до таких невообразимых размеров что не успел вовремя и целиком переползти дорогу и ему переехали хвост. За фотографированием звероящера нас догнали таки веселопедисты.


Один из восточных гротов неподалеку от Качи-Кальона, чем то напоминает раскрытую пасть акулы!


Качи-Кальон в одном из вариантов перевода означает "Крестный корабль" и действительно если смотреть на скалу Качи-Кальона со стороны Предущельного, то она отдаленно напоминает корабль с огромным крестом на борту. В скале имеются четыре огромных грота среди которых и располагалось когда-то монастырско-ремесленническое поселение.


Вид на первый грот и креста на стене. К этому самому гроту ведет нормальная оборудованная ступеньками из старых автомобильных покрышек тропа. Но мы ей воспользовались только для спуска, поднимались же мы наверное по самой крутой и неудобной тропе которая ведет четвертому гроту.


Собственно вот начало этого подъема!


И вид на тропу уже сверху. Ближе к вершине мы с Богачем слегка сошли с тропы и последние несколько десятков метров карабкались по крутому склону в лоб. Под палящим солнцем и с рюкзаком ощущения были не самые положительные, особенно после того как я остановился и зачем-то посмотрел вниз...

Как бы там ни было, но мы довольно быстро оказались в одном из самых красивых мест Качи-Кальона. В этом гроте находиться родник с некогда чистой водой, которые местные жители считали целебной. Сейчас родник замусорен, а знаменитая вишня, которая росла рядом - засохла.


На этой фотографии тоже можно поискать человечков, не потехи ради, а масштабу для. И обратите внимание на высохшее дерево в гроте.


Собственно вот оно вблизи. Когда я был тут в 2007-м году вишня была еще жива.

Поселение Качи-Кальона было довольно крупным, главным продуктом производившимся тут было вино. Пик производства приходился на VIII-IX века. В то времена все северное Причерноморье как и практически весь Крым находились под властью Хазарского каганата, что делало торговлю безопаснее. В пределах Качи-Кальона и на склонах плато учеными обнаружено свыше 120 давилен для винограда, одновременно они могли обрабатывать свыше 250-ти тонн винограда. Это явно превышало спрос на винодельческую продукцию окрестностей, но так как Качи-кальон находиться на оживленном торговом пути ведущем из прибрежных районов в степной Крым, проблем со сбытом излишек не возникало. Так же на рубеже первого тысячелетия в Качинской долине было широко развито гончарство, о чем говорят находки многочисленных гончарных печей на берегах Качи.

Со временем виноделие пришло в упадок и к позднему средневековью поселение становиться обыкновенной монастырской обителью, которая в свою очередь пустеет после переселения православного населения из Крыма в 1778 году. Во время православной реколонизации в середине ХIX века обитель ненадолго возвращается к жизни и функционирует как подворье Успенского монастыря, но после ликвидации последнего в 1921 году пустеет окончательно.


Источник св. Анастасии.


Комплекс хозяйственных пещер между первым и вторым гротами. Во время прошлого визита сюда в одной из них мы и жили.


Традиционное место для передыха в первом гроте.


Вид на Качинскую долину.

Впрочем монахи постепенно подбираются к Качи-Кальону. В ущелье всего в нескольких десятках метров от первого грота функционирует скит св. Анастасии.

Алтарь храма св. Анастасии (не того который функционирует) мы осмотрели уже на обратном пути. Они вырублен в одном из камней у подножия четвертого грота. Подобных храмов тут несколько.

После Качи-Кальона решили пройти еще с пол километра в сторону Предущельного и попытаться найти стоянку пещерного человека знаменитую своей наскальной живописью. Попытались - не нашли. В путеводителе написано, что стоянка находиться прямо за родником в гроте образованном огромном упавшим камнем. Дескать и само название Таш-Аир дословно переводиться как "Камень упал, отделился", но ну тут то было.


Вот родник, за которым вроде как совсем недалеко должна быть стоянка.


Вот тот самый Таш, который Аир. Но, блин, никакой стоянки. Только несколько в глубине стойбище современных пещерных людей, со всеми для него характерными атрибутами: дровами, кострищем, копотью на стенах и пустыми бутылками. Даже дальнейшие изыскания с помощью Викимапии принесли мало результатов, так как фотографии помеченные там не совсем соответствуют реальной картине. Ясно из всего этого стало только то, что мы фееричные бакланы и не заметили этот чудесный памятник мезолитического творчества, буквально с нескольких метров.

Но не будем о грустном. День подходил к концу и нам пора было позаботиться о ночлеге. Ночевать стали недалеко от пруда на туристической стоянке Баштановка, возле одноименного села.

Лошади в Баштановке.


А вот такой летний кинозал имееться в одном из кафе в Баштановке. По вечерам тут демонстрируют фильмы, а в этот день (согласно программе) должна была быть трансляция финала Лиги Европы! Но оставаться в кругу местного населения, которое уже с утра заливало День Победы, мы не стали и, перекусив, отправились к месту будущей ночевки.

В следующей части: дневной переход к селу Куйбышево, форсирование Бельбека, подъем к Сюйренской крепости и пещерный монастырь Челтер-Коба.

Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

Как добраться

Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.

Из Симферополя

Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.

Из Севастополя

Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.

Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.

Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.

Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.

Так же есть и другой вариант:

Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.

План городища. Достопримечательности

Тепе-Кермен - церкви городища

Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.

Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.

Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.

П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.

Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".

Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.

Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.

В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.

В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.

Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".

В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.

Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".

В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".

Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.

Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.

Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.

Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.

Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"

"Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.

Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.

В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".

В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.

Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.

В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".

Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

"Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.

Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.

Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.

Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.

Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.

К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.

"Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.

Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.

Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.

Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.

Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.

Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.

Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.

Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.

Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.

Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.

С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.

Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.

Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.

Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.

Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - другие церкви

"Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.

Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.

На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.

Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Окрестности

В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.

Рекордсмен книги рекордов Крыма гора Тепе-Кермен является не только любопытным геологическим объектом, но и выдающимся археологическим памятником, включающим в себя уникальный пещерный город.

Гора-обманщица

В Качинской долине между селами Машино и Кудрино находится необычная гора под названием Тепе-Кермен. Усеченный конус правильной формы имеет высоту 544 метра и являет собой единственный пример подобных образований в Крыму. Неслучайно в 1999 году гора была занесена в книгу «Крым. Книга рекордов». Очертания горного образования точно такое же, как и у действующих вулканов Камчатки, Индонезии и Японии. На самом деле, Тепе-Кермен не вулкан, а гора-останец, обособившийся от Внутренней гряды. За обманчивую форму гору и прозвали обманщицей.

Геометрические очертания вершины Тепе-Кермен напоминают треугольник. Одна сторона каменной призмы представляет собой прямоугольный обрыв северо-восточного направления, вторая - обрыв северо-западного направления. Что интересно, каждый из них совпадает с разломом земной коры.

Горное образование удивительно живописно. На фоне гор Главной гряды Тепе-Кермен напоминает таинственный остров, тонущий в туманно-сиреневых далях, вблизи же, воображение поражает контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал.

Романтичные очертания горы вдохновили однажды известного русского живописца К.Ф. Богаевского. Зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили основой для его картины «Жертвенники». На одном из эскизов изображены две пирамидальные вершины Тепе-Кермена и, на втором плане — Кыз-Кермена. Рисунок был назван «Алтари в пустыне», также как раздел стихотворного сборника поэта М.А. Волошина и одноименного стихотворения. В нем есть такие строки

Я поставлю жертвенник в пустыне

На широком темени горы.

Поэт описывал языческое поклонение Солнцу, а художник увидел в строгих очертаниях Тепе-Кермена подобие древнего алтаря. В окончательном варианте картины художник значительно отошел от первоначальных зарисовок. Он изобразил не две, а три одинаковые вершины, похожие на вулканообразные пирамиды. Так, реальный пейзаж послужил основой для создания фантастического мира.

Крепость на горе

В переводе с крымско-татарского Тепе-Кермен означает «Крепость на горе». Это же имя носят руины средневекового города, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Когда-то это был неприступный замок, за стенами которого местное население укрывалось от вражеских войск.

Многочисленность религиозных сооружений Тепе-Кермена дала повод исследователям считать крепость монастырем. Однако сегодня преобладает мнение, что на Тепе-Кермен, это типичный феодальный замок. По мнению некоторых исследователей, он имеет черты так называемых «малых городов».

Городище существовало с VI по XIV века. Наибольшего расцвета оно достигло в XII—XIII веках. Гибель поселения связывают с набегом золото-ордынцев в 1299 году.

Осмотр пещерного города весьма интересен. Словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину разнокалиберные отверстия. Встречаются однокомнатные, двух, трех и даже четырехкомнатные «квартиры». Верхние пещеры, расположенные у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через выдолбленные амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на неприятеля. На плато встречаются высеченные в скале цистерны для хранения воды и погреба. Пещеры нижнего этажа использовались для хозяйственных целей и в качестве загонов для скота.

Пещеры имеют овальную или округлую форму. На стенах можно увидеть перекрещивающиеся борозды вырубки, сделанные киркой.

В незапамятные времена пещеры имели вход с деревянной дверью и окна. Некоторые из них были связаны между собой лестницами и переходами. Внутри можно встретить ямки для очага и что-то вроде лежанок.

На юго-западной стороне скала имеет уступ, нависший над лесистым склоном горы. Двигаясь в южном направлении, можно встретить самую большую пещеру. Перед ней расположена терраса, ведущая к входу в виде дверного проема. Напротив входа — выступ с нишей, по обе стороны — две нитеобразные выемки. Исследователи считают, что эта пещера была дохристианским храмом, позднее преобразованным в христианский.

Набравшись смелости и пройдя по самой кромке скалы можно добраться к аккуратно высеченным пещеркам со входом в виде дверного проема. Скорее всего, они служили таинственным культовым целям.

Тепе-Кермен - рекордсмен по количеству вырубленных пещерных сооружений. Их насчитывается около 300, что чрезвычайно много для небольшой по площади горы (около 18500 кв.м). Этот феномен связан с относительной легкостью обработки известняков, из которых состоит гора. Многочисленные трещины и разуплотнения известняков в зоне тектонического нарушения ослабили прочность горных пород и тем самым облегчили вырубку пещер.

Несмотря на огромное количество пещер на вершине горы, жизнь в средневековом замке была сосредоточена на плато Тепе-Кермен. Сегодня жилая территория замка плотно заросла колючими кустарниками, деревьями, и древняя застройка едва просматривается. Когда-то на плато стояли двухэтажные здания с пристройками и навесами. Рядом были оборудованы зерновые ямы, бассейны для сбора и хранения воды, имелось несколько церквей и часовен. В подтверждение этому при археологических раскопках были найдены обломки черепицы, осколки пифосов, амфор, поливных тарелок и мисок XII - XIV веков. Населяли же Тепе-Кермен средневековые крымские греки.

В северо-восточной части вершины Тепе-Кермен вырублена христианская с тремя уцелевшими колоннами. Храм возник приблизительно в VIII - IX веках. Это относительно большой пещерный храм. Длина его составляет 10,5 метров, ширина — от 4,2 до 5,4 метров. Интересна форма помещения, она вытянута не направлению к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть помещения. Молящиеся размещались полукругом перед алтарем, окруженным шестью грубо высеченными колоннами. На наружных стенках предалтарной преграды высечены рельефные кресты. Выступ в глубине алтаря служил жертвенником. У юго-восточной стены храма можно обнаружить две высеченные в полу гробницы, над ними — остатки греческой надписи, в углу — баптистерий (крещальня) представляющий собой каменный ящик с крестообразной выемкой. В пещере, расположенной ниже церкви, исследователи начала века находили много человеческих костей. Скорее всего, в этом месте находилась усыпальница или как ее еще называют костница. Следуя древней традиции, сюда складывали кости, вынутые из гробниц.

Пещерный храм имеет свои загадки. Долгое время исследователи не могли объяснить назначение оконного проема неправильной формы. Тайна была раскрыта случайно. В день празднования Пасхи, когда восходящее солнце осветило противоположную стену пещеры, на ней появилась четкая тень креста.

На плато есть еще несколько пещерных и наземных церквей. Одна из них, расположенная у южной оконечности городища, представляет собой небольшую часовню с полукруглой алтарной апсидой. Стены ее сложены из массивных каменных плит длиной до 2,5 метров и шириной до 1,3 метра. Исследовавший ее в 1969 году Д.Л. Талис считал, что это часть монументального религиозного комплекса.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Значения чихания по часам Значения чихания по часам Сонник: к чему снится голос Сонник: к чему снится голос Значение руны Беркана — магия женской энергии в достижении цели Значение руны Беркана — магия женской энергии в достижении цели