Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика. Политика регулирования доходов населения Министерство образования и науки рф

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

стной мотивации: «Духовные ценности нации должны стать национальными интересами России! Мы должны внести в сознание соотечественников понятие - нравственный суверенитет нации» . Под знаком ценностной мотивации выступают и остальные, относящиеся к повседневности, к материальным и бытовым проблемам. Отсюда - циклический характер российской истории: в фазе ценностного воодушевления активизируются все виды социального творчества. Государство усиливается, общество консолидируется. В фазе «упадка веры» резко усиливаются дестабилизирующие факторы. Для того чтобы преодолеть кризис веры, ценностно-нормативный кризис и восстановить национальную идентичность необходимо создать новую цивилизационную (суперэтническую) идею, которая по-новому высветила бы универсалии нашей культуры. Главный редактор православно-информационного агентства «Русская линия» А.Д.Степанов подчеркивает, что духовно-нравственные ценности русского народа - это непреходящая идея, являющаяся основой общественного согласия в веках. «Сегодня она актуальна как никогда», - замечает исследова-тель.

Таким образом, реализация инновационной модели развития России, основанной на системной модернизации, позволит со временем преодолеть кризисные явления в экономической, социальной и духовной сферах российского общества, добиться устойчивого экономического роста, обеспечить благоприятные условия для получения новых знаний, сформировать новые ценностные ориентиры, создать инновационную идеологию, соответствующую требованиям эпохи, но основанную на сохранении русской историко-культурной традиции, с учетом особенностей национального менталитета. Развитие приоритетных направлений, основанных на использовании сильных сторон российской цивилизации как в плане материальных, так и духовных ресурсов, позволит России выйти на новый уровень развития и занять достойное положение среди современных интегрирующих инновационных государств.

Литература

1. Медведев Д.А. Россия, вперед! 2009 г. [Электронный ресурс]: http:/www. gazeta.ru

2. Гонтмахер Е. Россия XXI в. - образ желаемого завтра. Доклад Института Современного Развития, М., 2010 г.

3. Дискуссия о докладе Института современного развития «Россия XXI в. - образ желаемого завтра». [Электронный ресурс]: http://www.riocenter.ru. 2010 г.

4. Гонтмахер Е. Россия XXI в. - образ желаемого завтра. Доклад Института Современного Развития, М., 2010 г.

6. Материалы международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности, культурное наследие и национальные интересы России», - Институт философии РАН, апрель 2008 г. [Электронный ресурс]: http://www.rusk.ru/st.php.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Минакова И.В.,

доктор экономических наук, профессор Сухорукова Л.Н., соискатель Чертова О.Ю.

Курский государственный технический университет г. Курск, Россия

Проанализировано состояние в сфере распределения доходов в современной российской экономике. Определен комплекс мер по активизации государственной политики регулирования доходов населения.

Одной из самых важных проблем в обществе, остро стоявшей во все времена, является проблема справедливого распределения доходов. История свидетельствует, что именно на почве раздела прибылей вспыхивали многочисленные конфликты и войны. Таким образом, от степени не- 43 -

равномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества.

По оценкам Всемирного банка, в конце прошедшего столетия пятая часть человечества имела более 4/5 мирового дохода, Это преимущественно жители промышленно развитых стран . В то время как в странах центральной Африки, ряде государств Латинской Америки, странах Восточной Европы и СНГ в 90-х гг. уровень жизни существенно снизился. Соответственно возросла роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социальной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью. Именно бедность называется главной причиной кризиса нации в России. Отсюда и задача номер один - ее ликвидация. Однако не все так однозначно. Считается, в частности, что доля собственно экономического фактора в сложившейся ситуации - не более 30%, остальные 70% приходятся на духовное неблагополучие народа, утрату им нравственных ориентиров, отсутствие того, чем можно гордиться .

Во всем мире существует понятие «социальный стандарт жизни». И только в России мерилом социального благополучия еще считается «минимальный размер оплаты труда» - МРОТ (и это притом, что теневой оборот денег в этой части еще недавно составлял около 40%). Остальное население (за рамками бедных) распределяется по следующим социальным группам: малообеспеченные (с доходами в 2-2,5 прожиточных минимума), средние (3-3,5 минимума), обеспеченные и богатые (6-7 минимумов). Только в последней группе питание, услуги, отдых - по потребности, можно покупать жилье, иметь солидные сбережения. В России численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня (так называемое малоимущее население) в 2009 г. составила 28,9 млн. человек (20,2% от всего населения), имелось и крайне бедное население с уровнем доходов в два и более раза ниже прожиточного минимума. Низкую оценку своего труда отмечает 45% россиян. Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2010 г., по предварительным данным, составила 20,16 тыс. руб. и по сравнению с мартом 2009 г. выросла на 10,1%, по сравнению с февралем 2010 г. - на 2,3%. При этом, по данным Росстата, средняя по стране заработной плата была максимальной у банкиров и финансистов - 35424 рубля, нефте- и газодобытчиков - 33934 и работников нефтеперерабатывающих заводов - 33618; минимальной - у крестьян -3847 рублей, продавцов в магазинах - 5039, учителей - 5097 и врачей - 5871. При таком уровне заработной платы неудивительно, что у нас 2/3 населения не имеют никаких сбережений. Для сравнения: в США «бедной» считается семья с доходами до 800 долларов на человека в месяц .

Усиление неравенства в распределении доходов, низкий уровень их у основной части населения и концентрация средств относительно небольшой группой людей понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение становится одной из острых проблем современности.

Традиционные механизмы социальной защиты (гарантированная минимальная заработная плата, различные пособия) в условиях высокой инфляции и отсутствия соответствующей индексации утратили свою социальную роль. Для сглаживания дифференциации доходов населения государству следует предусматривать следующие меры государственной политики:

1. Перераспределение полученных доходов через бюджет с помощью прямых методов регулирования - налоговой системы (переход к прогрессивной системе налогообложении доходов физических лиц), трансфертных платежей, дотаций, субвенций, субсидий и некоторых других, косвенных механизмов. При этом должно быть строгое соблюдение баланса между экономической эффективностью и перераспределением.

2. Свободный доступ малообеспеченных к образованию и профессиональной подготовке.

3. Несомненно, очень важен процесс совершенствования и развития политики занятости. На рынке труда должна осуществляться активная политика, расширяющая возможности, особенно молодежи, трудоустройства. В условиях невысокой инвестиционной активности следует уделять повышенное внимание введению рабочих мест с относительно невысокой стоимостью, содействуя распространению индивидуального предпринимательства и занятости в таких сферах, как социально-бытовые услуги, жилищное строительство. Следует организовывать стимулирующие мероприятия с помощью различных налоговых льгот, создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе и поощрять предоставление там работы социально уязвимым категориям населения.

4. Еще одно перспективное направление перераспределения доходов - развитие системы социального страхования населения. На сегодняшний день в России существует система единых страховых взносов, вне зависимости от уровня заработка и доходов застрахованных лиц.

В заключение отметим, что в интересах всех жителей страны государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на достойный уровень благосостояния. В отсутствие такой политики усиление неравенства и нищеты будет препятствовать развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Литература

1. Куснер Ю.С. Динамика распределения доходов в России / Ю.С. Куснер, Г.М. Мкртчян, И.Г. Царев // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2006. - №9. - С. 2534.

2. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: наши доходы / П.Я. Октябрьский // Вопросы статистики. - 2007. - №12.- С. 34-39.

3. Сулимова Т. Рост доходов как одно из направлений преодоления бедности в обществе / Т. Сулимова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2010. - №3. - С.31-35.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТАНДАРТОВ

ПОТРЕБИТЕЛЯ

Прокопьева И.А.,

старший преподаватель

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

г. Екатеринбург, Россия

В условиях экономического спада и утраты ценностных доминант прошлого периода дизайн-деятельность как вид рационального проектного творчества становится все более актуальной. Особое значение приобретает социокультурная роль дизайна как формирующего отношение молодого поколения к предметному миру и ориентирующая на восприятие этого мира с позиции ценностно-смысловых характеристик. Социокультурные ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных сознания и отношений, чему в немалой степени могут способствовать продукты дизайна

Явление ХХ века - дизайн объективно стал самым многогранным и востребованным из видов проектирования. Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический, функциональный и образно-художественные подходы . Под функцией дизайнеры понимают не только утилитарный и технологический смысл вещи, но и ее художественно-эмоциональную ценность. Ценностно-ориентационная составляющая дизайна является наиболее важной

Дизайн XXI в. предлагает сместить точку восприятия из сферы действия разума в подсознательное. Дизайнер стремится «сдвинуть» зрителя с привычной тому позиции полагаться на мышление в область чувств, ощущений, эмоций.

Современное информационное (постиндустриальное) общество ставит творческое мышление выше следования единому для всех образцу и требует развития индивидуальности. Проектное мышление дизайнера - это восприятие мира как целостного объекта, и восприятие окружающего мира им происходит через предметную среду (конкретные вещи, наделенные формой). Следовательно, язык дизайнера - это форма. Разговаривая с потребителем на этом специфическом языке дизайнер должен помнить о социокультурном контексте проектируемых им объектов.

Прежде, чем заниматься проектированием дизайнеру необходимо освоить язык формы. Начало освоения происходит с освоения самого понятия «форма».

Обращаясь к историческому наследию развития понятия «форма», мы видим, что в зависимости от мировоззрения людей, живших в разные исторические периоды, это понятие было различным. Но можно с уверенностью сказать, что базовое понятие «формы» разработал Аристотель,

Государства экономически развитых стран разраба­тывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денеж­ными издержками. Здесь обычно выделяются два аспек­та работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка ра­ботника и затем возвращаются ему как заработанные ра­нее деньги.

С другой стороны, выступают программы государс­твенной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными бла­готворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они относительно неза­висимы были от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Политика регулирования доходов населения как еще одна составляющая социальной политики представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени.

Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

Заработная плата,

Прибыль,

Процент на капитал,

Государственные платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:

Номинальный

Распологаемый

Реальный

Большинство цивилизованных стран используют так­же систему помощи неполным семьям с детьми. Цель по­добных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособнос­ти или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ пре­доставления продовольственных талонов. Цель этих про­грамм состоит в том, чтобы обеспечить лиц, имеющих низшие доходы, минимумом продовольственных това­ров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансиро­ванием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных субсидий из государственных источ­ников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать не только на получение экономи­ческих, но и социальных благ. Общество обязано поду­мать об обеспечении социального равенства людей, в про­тивном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отношении людей к средствам производства, о равном положении людей пе­ред законом, о равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение наряду с мате­риальными духовных ценностей .

Социальное равенство предполагает наличие справед­ливости. Люди могут быть допущены к получению соци­альных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь может иметь значение стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, но с другой - нет. Конечно, социальные блага должны разли­чаться с учетом прошлого трудового вклада, но их сово­купность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно никак. А вот пенси­онное обеспечение может и должно зависеть от прежней заработной платы. Такая реализация социального ра­венства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы за­работной платы. Причем особый интерес вызывает раз­работка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился са­мый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать меха­низму мотивации и стимулирования труда в такой степе­ни, как это происходит или может происходить в других сферах экономики. При построении мотивационного ме­ханизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищен­ности работников. Важнейшими направлениями этой де­ятельности выступают: выработка принципиально ново­го подхода к пониманию самой сущности заработной пла­ты; выявление природы минимальной заработной пла­ты; разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда; определение основ коллективно-договорного регулирования трудо­вых отношений.

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации зара­ботной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Госу­дарство участвует в этом процессе, но косвенно, регули­руя с помощью налогов доходы работников, устанавли­вая минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в экономике и падением уровня жизни населения в бывших социалистических странах и странах СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австра­лии в 1886г. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсою­зов создавались советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для сво­их отраслей экономики. На основе обобщения этого опы­та парламент Великобритании в 1909г. принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех на­иболее низкооплачиваемых отраслях экономики. В пос­ледующем законы о минимальной заработной плате поя­вились во Франции (1915г.), Норвегии (1918г.), Авст­рии (1918г.), Чехословакии (1919г.) и в других странах Европы. В 1917г. подобные законы были приняты в Ка­наде и Мексике, а еще ранее (в 1912г.) законы были при­няты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы ана­логичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства за­кладывались рекомендации Международной конферен­ции труда от 1928 г. «О процедуре установления мини­мальной заработной платы для занятых в сфере произ­водства и торговли». В 1951г. процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951г. Между­народной конференцией труда были приняты рекоменда­ции «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций Международная конференция труда была реорганизована в Международ­ную организацию труда. С 1954г. членами этой органи­зации стали СССР, Украина и Белоруссия .

Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из не­обходимости удовлетворения основных жизненных пот­ребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом эконо­мического развития менталитета нации, тем не менее конвенция МОТ от 1951г. определяет ряд факторов, ко­торые должны закладывать в основу минимальной зара­ботной платы. Они следующие:

Потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия;

Экономические соображения, включающие требова­ния экономического развития, уровень производитель­ности труда, возможности поддержания должного уров­ня жизни.

В современных развитых странах регулирование ми­нимальной заработной платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими дохо­дами. Здесь же заработная плата регулируется посредс­твом коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются лю­ди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.

Современный механизм регулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению ми­нимальной заработной платы и индексации ее в зависи­мости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулиро­вания доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подме­нять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке первого разряда. Одна­ко по мере стабилизации экономики всем ее секторам це­лесообразно возвратиться к четкому использованию та­рифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регулирования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформули­ровать основные направления и принципы социальной защиты населения в условиях функционирования ры­ночной экономики .

Государственное регулирование доходов населения

Прежде всего, регулирование доходов проявляется в механизме регулирования заработной платы, представляющем собой сочетание и взаимодействие трех механизмов:

1) государственное вмешательство (роль скорее социальная, чем экономическая; характер скорее косвенный, чем прямой);

2) колдоговорное (общенациональное, отраслевое, фирменное) регулирование;

3) рынок труда , подчиненный действию закона стоимости.

Опыт государственное регулирование доходов населения свидетельствует, что государственные органы управления участвуют в регулировании заработной платы по таким направлениям:

 установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.), но он может устанавливаться и на основе общенациональных соглашений;

 налоговая система (в отношении доходов и заработной платы);

 предельные размеры роста заработной платы в период усиления инфляции (или компенсация падения доходов в период роста цен);

 прямое регулирование заработной платы в государственном секторе экономики (однако имеет ограниченный характер, так как большая часть госпредприятий функционирует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и окупаемости);

 институциональные основы колдоговорного регулирования.

Минимальная ставка заработной платы устанавливается для взрослого, возраст которого по странам различается. Минимальная ставка для молодого устанавливается в % от минимальной ставки взрослого. Продолжительность испытательного срока различается же в зависимости от категории персонала и страны.

Колдоговорное регулирование осуществляется предпринимательскими организациями и профсоюзами на общенациональном (государственном), отраслевом и фирменном уровнях. Если на государственном уровне роль регулирования скорее социальная, то на отраслевом - не только социальная, но и экономическая, стимулирующая, а на фирменном уровне - прежде всего стимулирующая роль. Имеется определенная иерархическая подчиненность, чтобы установленный минимум заработной платы в национальном масштабе, был не ниже (возможно и выше) на отраслевом и фирменном уровнях.

По мере продвижения на первичный уровень колдоговоры все более детализируются с учетом особенностей отрасли, фирм и их экономическими возможностями.

В общенациональных (секторальных) колдоговорах регулируется (устанавливается) минимальная заработная плата для нации в целом или по секторам экономики и общий порядок индексации заработной платы.

В отраслевых колдоговорах регулируется: минимальная тарифная ставка по основным профессионально-квалификационным группам, формы и системы заработной платы, надбавки и доплаты, механизм индексации заработной платы, размер социальных выплат и льгот.

В фирменных колдоговорах регулируются вопросы размера и дифференциации тарифных ставок, надбавок и доплат, индексации заработной платы, системы участия в прибылях и акционированном капитале, размеры социальных выплат и льгот. В них также находят отражение рабочее время (продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д.). Прежде всего в таких колдоговорах регулируется оплата труда рабочих. Для руководителей, специалистов эти вопросы оговариваются в контрактах.

Рыночную самонастройку нельзя считать как рыночную стихию. На рынке труда представлена широкая дисперсия заработной платы в государственных и частных компаниях, неорганизованном секторе, где нет профсоюзов. Рынок труда - это та область, где в конечном счете формируется общественная оценка различных видов труда. Она представлена среднестатистической заработной платой по различным профессионально-квалификационным группам, категориям, отраслям, регионам, стажу, полу, возрасту.

В выявлении среднестатистической заработной платы заинтересованы и государство, и частные компании. Государство периодически проводит обследования, а частные компании и неорганизованный рынок труда предоставляют все необходимые сведения. Полученные данные о среднестатистической заработной плате администрация компаний закладывает в середину диапазона заработной платы по каждому разряду.

Среднестатистичекая заработная плата отражает общественную оценку труда. Она является не только связкой между рынком труда и конкретной фирмой, но и служит инструментом равной оплаты за равный труд.

Все предприятия (фирмы) стремятся к соблюдению этого принципа, так как он позволяет:

1) сдерживать рост заработной платы;

2) предотвращать утечку наиболее квалифицированных кадров.

Рыночная самонастройка представляет собой систематическую, самостоятельную корректировку заработной платы каждой фирмой с учетом среднестатистической заработной платы по всем указанным параметрам.

Защита номинальных доходов от инфляции является составной часть политики доходов. В развитых капиталистических странах она осуществляется путем индексации доходов как на государственном уровне (на основе соответствующего законодательства) так и на уровне отдельных фирм (компаний) через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход (от полной компенсации самых низких доходов и полного ее отсутствия у высокодоходных групп населения).

Во всех РКС осуществляется государственная (и не только) поддержка доходов бедных семей, имеются определенные системы социального обеспечения (страхования), поддержки самостоятельных работников и т.п. В связи с национальными особенностями и экономическими возможностями отмечается их большое разнообразие. Например, в США на государственном (правительственном) уровне можно выделить две группы программ:

1) программы социального страхования (возмещают частично потери заработков у пенсионеров, безработных, по временной нетрудоспособности, иждивенцев, переживших застрахованного и т.д.);

2) программы государственной помощи (благотворительные программы) - установление пособий для тех, кто не может работать (престарелые, слепые, нетрудоспособные), помощь неполным семьям и т.д.

При совершенствовании государственной политики доходов в России опыт, накопленный в ПРС за 200 лет рыночных отношений, целесообразно учитывать.

Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. За счет в основном налогов образуется доходная часть бюджета государ­ства, где содержится роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (кос­венных налогов на товары массового потребления и на услуги), на­логов на предметы потребления.

Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы фи­зических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхо­вание (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан).

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источ­ников.

По законодательству обычно разрешается из валового дохода про­извести вычеты:

Производственные, транспортные, командировочные и реклам­ные расходы;

Различные налоговые льготы (необлагаемый минимум дохо­дов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.).

Важно установить налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент уплаты налогов независи­мо от размеров доходов (в нашей стране такой налог составляет 13%);

Регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).


При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются стимулы к труду и новаторству.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стрем­лению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооб­лагаемая база - заработная плата и прибыль.

Но и без установления очень высоких ставок налога многие биз­несмены, получающие большие суммы прибыли, изыскивают все новые способы избавления от налогов.

Система налогов и сборов в России установлена Налоговым ко­дексом РФ (части первая и вторая).

V Задача 6.7. Какие способы избавления от уплаты налогов применяют нару­шители законодательства?

Налоги на прибыли предприятий составляют важную часть поступ­лений в бюджет (до 20%). Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пони­женные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

За счет налогов социальное государство создает условия для до­статочного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляют­ся большие расходы на социальные программы.

Государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средства­ми существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предо­ставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособ­ных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающим­ся за счет фондов - денежных или материальных средств определен­ного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят пла­тежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (рис. 2).


Государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти сред­ства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству насе­ления (информация населения о положении на рынке труда, орга­низация общественных работ и др.). Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые со­ответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи предприятия, учреждения, организации независимо от форм соб­ственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназна­ченные для оплаты труда.

Пенсионный фонд - самостоятельное финансово-кредитное уч­реждение, которое осуществляет государственное управление денеж­ными средствами, предназначенными на выплаты пенсии. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В какой же мере денежные доходы выравнивают социальное по­ложение граждан?

Можно определить дифференциацию (от лат. differentia - разли­чие) денежных доходов среди населения. Это - коэффициент Джини.

Коэффициент Джини характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распре­деления доходов от полностью равного их распределения между все­ми жителями страны.

Так, для определения степени концентрации (скопления) доходов разных слоев общества все денежные доходы населения (принятые за 100%) делятся на пять 20%-ных групп. При этом выделяется пер­вая группа с наименьшими фактически полученными доходами и пятая группа с наибольшими доходами. Коэффициент Джини пока­зывает, что при абсолютно равномерном распределении доходов между всеми группами населения расхождение величины получа­емых сумм денег приближается к нулю, а при усилении дифферен­циации доли групп - к единице.

О коэффициенте Джини на практике можно судить по статисти­ческим данным, касающимся нашей страны (табл. 2).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Показатели 1992 г. 2007 г.
Денежные доходы, всего, 100 100
в том числе по 20%-ным группам
населения:
первая (наименьшие доходы); 6 5
вторая; 12 10
третья; 18 15
четвертая; 26 22
пятая (наибольшие доходы) 38 48
Коэффициент Джини 0,29 0,42

В России коэффициент Джини возрос с 0,29 в 1992 г. до 0,4 в 2007 г., что свидетельствует об углублении дифференциации денеж­ных доходов. Пятая группа увеличила долю получаемых денег с 38 до 46%, в то время как доля первой группы уменьшилась с 6 до 5% всех доходов.

Существенно различался коэффициент Джини в ряде развитых стран. По последним опубликованным данным он составлял следу­ющие величины:

Германия - 28,3;

Франция - 32,7;

Италия - 36,0;

Великобритания - 36,0;

США - 40,8.

Нетрудно заметить, что наибольшей величиной коэффициент Джини достиг в США и России. Этот факт свидетельствует о боль­шом разрыве здесь в уровне денежных доходов самых богатых и са­мых бедных слоев населения. Нетрудно понять, что неограниченный рост коэффициента Джини ведет к наибольшему обогащению круп­ных собственников средств производства. Это, конечно, усиливает социально-экономическое расслоение общества.

Вполне очевидно, что достичь оптимального (от лат. optimus - наилучший) распределения национального дохода в обществе спо­собно только демократическое и социальное государство. Такое го­сударство предотвращает обострение социально-экономических противоречий в обществе.

Уровень жизни - социально-экономическая категория, которая определяет достигнутый уровень потребления накопления материальных и духовных благ в количественной оценке и в сопоставлении со сложившимися стандартами потребления и накопления благ в странах с высоким уровнем развития производительных сил и национальными стандартами потребления и накопления благ, используемых в управлении социально-экономическими процессами в обществе.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, свободное время.

Понятие качества жизни тесно связано с понятием уровня жизни, но все же это не одно и то же. Качество жизни - широко используемое различными общественными науками понятие, охватывающее самые различные (экономические, политические, социальные, культурные, экологические и др.) условия жизни людей и характеризующее ее качественную сторону в отличие от количественных, уровневых показателей, стандартов. Качество жизни характеризуется прежде всего рядом таких понятий как окружающая среда, здоровье человека, урбанизация населения и т.д.

Понятия уровня и качества жизни нельзя охарактеризовать лишь несколькими показателями, для этого нужна система охватывающих всевозможные стороны жизни населения показателей. Это объясняется многообразием задач, стоящих перед статистикой в области исследования уровня жизни. К наиболее важным из них относятся:

изучение уровня и динамики доходов различных социальных групп населения в региональном разрезе;

анализ динамики и структуры конечного потребления населения как в стоимостном выражении, так и со стороны его натурально-вещественного содержания;

изучение непроизводственной части сбережения, отражающей прирост материальных благ потребительского значения;

характеристика уровня и структуры расходов населения с выявлением обязательных и добровольных платежей и потребительских расходов;

исследование потребления населением важнейших потребительских товаров, а также обеспеченности населения имуществом длительного пользования;

изучение жилищных условий населения;

характеристика потребления населением непроизводственных услуг (образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха и т.д.);

изучение условий труда работников (занятость и безработица, продолжительность рабочей недели, охрана труда, производственный травматизм), а также использования внерабочего (свободного) времени;

анализ величины и динамики сбережений населения;

анализ некоторых демографических показателей, непосредственно связанных с жизненным уровнем (детская и общая смертность, рождаемость и т.д.).

Для решения этих задач необходимо провести анализ различных аспектов жизненного уровня с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей жизненного уровня, доходов, расходов и потребления населения, обеспеченности жильем и потребительскими товарами длительного пользования, денежных сбережений населения, условий труда и отдыха, экологической обстановки в местах обитания человека, демографических и прочих показателей.

Понятие "уровень жизни" охватывает как материальную, так и духовную, и культурную сферу жизни общества. Уровень жизни формируется под воздействием многочисленных факторов: исторических, природных, географических, национальных и т.д. Однако, определяющим является материальное производство, сам способ производства материальных благ и услуг и присущие ему специфические законы и отношения. Таким образом, в основе категории "уровень жизни" лежит степень материальной обеспеченности людей наряду с удовлетворением материальных, культурных и духовных потребностей.

Важнейшими показателями, характеризующими уровень жизни населения являются его доходы и их покупательная способность населением, совокупности людей, проживающих на определенной территории и объединенных общностью бюджета.

При изучении доходов населения используются социально-экономические индикаторы, которые формируются на основе статистических данных, характеризующих объём, состав, основные направления использования и распределения доходов населения, а также, с привлечением

других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. Общий объём доходов населения характеризуется показателями его номинальных и реальных доходов.

Номинальные доходы представляют собой всю сумму денег и натуральных доходов, полученных населением в форме оплаты по труду, общественных фондов потребления и финансовой системы.

В форме оплаты по труду население получает:

зарплату;

премии из фонда материального поощрения;

командировочные;

денежные и натуральные доходы от личного подсобного хозяйства;

В форме текущих трансфертов:

стипендии;

оплату отпусков, льготные путёвки и т.д.

Номинальные доходы складываются из денежных и натуральных. Денежные доходы включают оплату труда в денежной форме и денежные выплаты из общественных фондов потребления в виде пенсий, пособий, стипендий, а также другие виды денежных доходов населения, которые наиболее полно представлены в Балансе денежных доходов. Натуральные доходы населения складываются из материальных затрат в учреждениях, обслуживающих население, и доходов от личного подсобного хозяйства. Для отдельно взятой семьи все эти доходы образуют её совокупный доход.

Реальные доходы населения представляют собой количество материальных благ, непосредственно используемые населением (на потребление и накопление) для удовлетворения своих личных потребностей, в которых реализуются денежные и натуральные доходы, получаемые в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления и других доходов населения.

Для расчета показателей реальных доходов используют показатели индивидуальных и конечных доходов населения. При этом под индивидуальными понимают всю сумму денежных и натуральных доходов, получаемых в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления, доходов от личного подсобного хозяйства и других доходов населения. Конечные доходы равны индивидуальным за вычетом платежей в бюджет, денежных сбережений, добровольных взносов, оплаты услуг, но с добавлением стоимости материальных затрат культурно-бытовых учреждений и организаций, обслуживающих население. Таким образом, сумма конечных доходов соответствует части национального дохода, которая поступает населению на потребление и накопление материальных благ, а также на потребление услуг.

Прежде всего, необходимо отметить, что понятие дохода (как ни парадоксально) - сложная экономическая категория, что в свое время признал один из мировых авторитетов в данной области известный английский экономист Дж. Хикс. А согласно новой СНС, в основе всех показателей доходов лежит концепция, основанная им в работе "Стоимость и капитал":

доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течении некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был в начале. В РК при переходе от планового ведения экономики к рыночному хозяйству изменилось экономическое содержание традиционных форм распределения доходов и расходов населения и привело к появлению новых. Среди новых форм распределения, существенно меняющих содержание политики доходов, можно отметить следующие:

заработная плата постепенно превратилась из формы распределения по труду в категорию цены рабочей силы, определяющей условия воспроизводства работника и его семьи за счет продажи на рынке труда своих профессиональных способностей;

предпринимательский доход - это присваиваемая предпринимателем часть прибыли (не всегда являющаяся итогом его личной экономической деятельности), направляемая на развитие производства (накопление) и личное потребление;

доход от самозанятости представляет соединение понятий предпринимательского дохода и оплаты труда. Он не отличается значительными масштабами, но требует качественно иной классификации, чем предпринимательский доход;

дивиденды, доход инвестора, вложившего свою собственность в создание предприятия;

проценты на личные сбережения, хранящиеся в банках, ценных бумагах, а также от участия в финансовых операциях, покупка валюты.

Для оценки общеэкономической ситуации используются показатели ВВП в целом.

Валовой внутренний продукт - обобщающий показатель социально-экономического развития страны. Отражающий конечные результаты деятельности предприятий и организаций по производству продуктов и услуг; один из показателей системы национальных счетов. В отличие от валового общественного продукта не содержит стоимости производственных затрат (кроме амортизации основных производственных фондов), но включает доходы, полученные в непроизводственной сфере, и амортизацию (износ) основных средств этой сферы.

Денежные доходы - представляют собой поступления в виде оплаты труда в денежной и натуральной форме, предпринимательской деятельности, денежных и натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, выплат, полученных населением из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и т.д.), доходов за счет поступлений из кредитно-финансовой системы и др. Различают доходы населения конечные, доходы населения номинальные, доходы населения располагаемые, доходы населения реальные. Последние представляют собой часть национального дохода, полученную населением в результате его конечного использования.

Доходы населения конечные - доходы (в текущих ценах), получаемые населением в результате перераспределения национального дохода и используемые для удовлетворения личных потребностей. Определяется как разница между доходами семьи совокупными и вычетами из них. Совокупные доходы включают оплату труда (денежную и натуральную), доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, стипендии, компенсации и другие поступления из общественных фондов потребления, доходы от личного подсобного хозяйства (чистая продукция), поступления из финансово-кредитной системы, а также текущие материальные затраты учреждений, организаций и предприятий социально-культурного и бытового обслуживания, оказывающих населению платные и бесплатные услуги (школы, больницы, парикмахерские, театры). Из доходов населения конечных исключаются расходы на оплату услуг непроизводственного характера, налоги, сборы и платежи, денежные накопления в форме государственных займов, вклады в сберегательные банки и прирост наличных денег. Такие расчеты обеспечивают методологическое единство доходов населения конечных с частью национального дохода, использованного населением на потребление и накопление личного имущества, являются основой для исчисления доходов населения реальных.

Доходы населения реальные - один из обобщающих показателей уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Исчисляются на основе доходов населения конечных, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых населением налогов, различных денежных сборов, обязательных платежей, взносов в общественные организации и др.

Уровень реальных доходов населения зависит от размера доходов населения конечных и цен на потребительские товары и услуги. Определяется делением размера конечных доходов населения на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Измерение уровня жизни может осуществляться с помощью системы показателей отражающих взаимосвязь основных форм и условий жизнедеятельности людей. При этом вполне допустимо, что может быть один агрегированный показатель или индекс, достаточно надежно и точно оценивающий уровень жизни. Методическому обоснованию такого показателя должно предшествовать определение системы базовых показателей уровня жизни.

Система базовых показателей уровня жизни может исходить из некоторых методологических подходов:

во-первых, для измерения сложной и многомерной категории "уровень жизни" может проектироваться блочная система показателей, отражающая разные аспекты и условия жизнедеятельности человека;

во-вторых, совокупность показателей уровня жизни должна определяться с позиций системного подхода;

в-третьих, показатели уровня жизни, входящие в один блок (группу) должны быть качественно однородны, близки по направлению отображения исследуемого объекта;

в-четвертых, различия между отдельными блоками показателей уровня жизни должны быть максимальными, в то время как внутри блока они должны быть наименьшими по содержательному признаку;

в-пятых, система показателей уровня жизни должна быть рациональной по количеству показателей, обозримой, достаточной для проведения эффективной социальной политики.

В соответствии с этими методологическими подходами система социально-экономических показателей должна отвечать некоторым требованиям:

отображать адекватно и полно все существенные стороны уровня жизни;

характеризовать уровень жизни населения;

давать возможность количественной оценки уровня жизни населения по социальным группам и в региональном разрезе;

быть единой для целей анализа, прогнозирования и планирования уровня жизни населения страны;

быть совместимой с системой показателей уровня жизни населения, используемых в межстрановых сопоставлениях.

Исходя из определенных методологических подходов и требований, можно выделить шесть блоков (модулей) показателей:

1 блок - сводные показатели (валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт в расчете на душу населения);

2 блок - социально-демографические показатели (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, показатели младенческой смертности, естественного прироста населения; удельный вес трудоспособного населения, уровень безработицы);

3 блок - уровень и структура доходов (среднедушевые реальные общие доходы населения, реальные располагаемые доходы населения; среднемесячная заработная плата, структура доходов, средний размер пенсии);

4 блок - уровень потребления материальных благ и услуг (индекс стоимости жизни, денежные расходы населения; структура расходов; потребление населением основных продуктов питания; покупательная способность продуктов питания; покупательная способность средней заработной платы; расходы на приобретение предметов длительного пользования; обеспеченность жильем; развитие образования, культуры);

5 блок - социальные нормативы (прожиточный минимум, рациональный уровень потребления, минимальная среднемесячная заработная плата, минимальный размер пенсии по старости);

6 блок - социальная дифференциация населения (коэффициент стратификации (отношение численности "бедных" к численности "обеспеченных" на 1000 человек населения); дифференциация населения по размеру среднедушевого дохода; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)).

Конкретные проводимые исследования по проблемам уровня жизни населения могут различаться:

целями и задачами исследования;

объектом исследования;

методами изучения уровня жизни населения.

В зависимости от целей, задач и объекта исследования могут использоваться различные методы изучения уровня жизни населения, одним из которых является мониторинг.

Мониторинг изучения уровня жизни населения - это сложный механизм, включающий разнообразные блоки и элементы. Целью мониторинга может быть отслеживание уровня жизни населения в стране в целом, экономических регионах, территориально-административных образованиях, оценка влияния проводимых преобразований на уровень жизни. Мониторинг уровня жизни не дублирует проводимых органами статистики обследований домашних хозяйств. В рамках мониторинга выполняются аналитические расчеты, позволяющие с помощью оценочных показателей судить о происходящих изменениях в уровне жизни населения.

Проводимые в течении сравнительно длительного времени (около 15 лет) исследования уровня жизни населения Республики Казахстан убедительно доказывают, что с 2002 года наметилась устойчивая положительная тенденция по росту показателей уровня жизни. Однако следует отметить, что динамика изменения разных показателей, определяющих уровень жизни населения Казахстана, имеет различную скорость изменения, поскольку на разные аспекты жизнедеятельности человека существенное влияние оказывает временной фактор.

При изучении уровня жизни населения особое место занимают показатели удовлетворения потребностей. Количественная оценка степени удовлетворения потребностей представляется возможной при соизмерении фактического размера потребляемых благ и услуг, характеризующих ту или иную потребность, с нормативным уровнем. По содержанию нормы уровня жизни населения представляют собой расчетные величины уровня потребления материальных благ и услуг, учитывающих влияние региональных условий на потребности населения. Социальные нормы нормативы могут устанавливать минимальный и рациональный уровень удовлетворения потребности.

Минимальные социальные нормативы определяют систему минимальных социальных гарантий, обеспечиваемых государством своим гражданам. К ним относят минимальный размер оплаты труда и пенсии по возрасту, право на получение пособий по социальному страхованию (по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Рациональные социальные нормативы учитывают "нормальные" физиологические потребности, рациональные условия жизнедеятельности и сложившийся уровень развития производительных сил. В системе социальных нормативов можно выделить нормативы развития материальной базы социальной инфраструктуры, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния окружающей среды, потребительского бюджета. Особое место в инструментарии анализа жизненного уровня населения занимает определение стоимости минимального и рационального потребительского бюджета.

Для оценки уровня жизни малообеспеченных слоев и групп населения нужно иметь научно обоснованную систему расчетов, определяющую минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Этот минимум определяется на основе научно обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных товарах и услугах. Минимальный потребительский бюджет должен определяться для лиц в зависимости от пола, возраста, природно-климатических условий проживания.

Всесторонность, глубина и эффективность анализа уровня жизни населения определяется принятой системой сопоставлений. В анализе уровня жизни могут найти применение такие виды сопоставлений, как:

динамические - за последние годы и за более длительные периоды времени, могут использоваться с целью выявления характера и темпов динамики показателей уровня жизни;

региональные - по территориально-административным образованиям, экономическим регионам с целью выявления региональной дифференциации, а также по отношению к средней по стране и экономическим регионам;

социальные - по экономическим группам населения с выявлением социальной дифференциации по отношению к среднедушевым показателям и показателям децильных групп. При исследовании уровня жизни важное значение имеет выделение бедных и наиболее обеспеченных;

нормативные - сопоставления с минимальным и высоким уровнями жизни, с нормами питания, жилищной обеспеченностью, удельным весом затрат на питание, жилищно-коммунальные услуги в структуре расходов;

международные - сопоставления с уровнями жизни в различных странах. В международных сопоставлениях особую сложность представляют различия в системе показателей, используемых при оценке уровня жизни населения, в экономических, природных и исторических факторах, различия в покупательной способности национальных валют. Проведение международных сопоставлений уровня жизни населения требует от исследователя сведения до минимума несопоставимости сравниваемых показателей.

Минимальные социальные нормативы можно принять, как жизненные стандарты и рассматривать, как инструмент социальной политики, в котором должны содержаться:

полный перечень услуг по отраслям, которые государство обязано оказывать гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

минимальные социальные нормативы, представляющие собой показатели необходимой обеспеченности в натуральном выражении на соответствующую единицу вида услуг;

финансовые нормативы как денежное выражение социальных нормативов;

минимальная бюджетная обеспеченность, определяемая в качестве минимально допустимой стоимости государственных или местных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной и местной власти в расчете на душу населения территории за счет средств соответствующих бюджетов.

Очевидно, что многие из давно установленных и действующих до настоящего времени социальных нормативов устарели и нуждаются в серьезной ревизии. При знакомстве с ними возникает вопрос - на базе каких административно-территориальных единиц они проходили проверку?

Наряду с нормативом бюджетной обеспеченности, характеризующем финансовые возможности государства, необходимо реальное введение норматива социальной обеспеченности, который отражает потребности, вытекающие из требований закона, отраслевых норм, обещаний правительства и депутатов. Образно говоря, необходимо установить стоимость социальных законов в расчете на одного потребителя (жителя, пенсионера, студента, ученика, ребенка и др.).

По-нашему мнению, следует различать нормативы социальной обеспеченности и жизненные стандарты. Первые рассчитывают путем моделирования применения законов, а вторые определяются количественными показателями, обеспечивающими качество социальных услуг согласно отраслевым нормам. Разумеется, в идеале социальные нормативы должны гармонировать с жизненными стандартами.

Инновационные изменения в механизме социального управления регионом во многом связаны с внедрением жизненных стандартов в непроизводственных отраслях (образование, здравоохранение, культура и т.д.), с которыми согласуются нормативы социальной обеспеченности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Талисман оксаны. Значение имени: Оксана Талисман оксаны. Значение имени: Оксана Пошаговый рецепт с видео- указаниями, сколько нужно варить филе кальмара для салатов Пошаговый рецепт с видео- указаниями, сколько нужно варить филе кальмара для салатов Какому святому молиться в тех или иных жизненных ситуациях Какому святому молиться в тех или иных жизненных ситуациях