Снижение выкупных платежей для крестьян год. Выкупная сделка крестьян: путь к свободе или государственная афера? Нарастание социального напряжения в обществе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Важным мероприятием финансовых реформ 60-х гг. XIX в. стала выкупная операция. Правительство кредитовало проведение крестьянской реформы на основе Положений от 19 февраля 1861 г., отменявших крепостное право в России. Крестьяне, выкупая усадьбу у помещика, получали от государства ссуду, составлявшую 75-80% стоимости земли. Эта сумма полностью зачислялась на счет помещика. Крестьяне должны были погасить ссуду выкупными платежами в течение 49 лет из расчета 6% годовых. Выкупные ссуды и платежи были рассчитаны по величине дореформенного капитализированного оброка. Помимо ссуды крестьянин вносил сумму, эквивалентную 20-25% стоимости земли. На практике дополнительные платежи выплачивались в рассрочку до 10 лет или вообще не взимались. От дополнительных платежей были освобождены удельные крестьяне, на которых в 1863 г. было распространено выкупное положение.
Правительство, проводя выкупную операцию, преследовало свои финансовые интересы. Выкупные суммы выдавались помещикам только после вычета ипотечных и иных долгов государственным кредитным учреждениям. Выдача осуществлялась 5%-ми банковскими билетами и выкупными свидетельствами. Таким образом, из 902 млн р., предназначенных к выдаче, правительство удержало с помещиков за долги 316 млн р. Выкупная операция, как известно, официально продолжалась до 1 января 1907 г. За первые 20 лет из 10 млн бывших помещичьих крестьян на выкуп перешли почти 8 млн. В декабре 1881 г. правительство принимает решение перевести остальных на обязательный выкуп. С 1886 г. все оброки государственных крестьян увеличились примерно на 60% и превратились в выкупные платежи со сроком их погашения 44 года.
Государство в ходе проведения крестьянской реформы получило ощутимые выгоды - выкупная стоимость земли превышала ее рыночную цену. В черноземных губерниях разница в пользу государства составила 56 млн р., в нечерноземных - 62 млн р. и т.д. Всего за время операции правительство получило с крестьян 1,6 млрд р. Кроме того, частично удалось взыскать многолетнюю ипотечную задолженность помещиков.
Важной чертой финансовой реформы того периода стала отмена винных откупов. Это было не простое решение. С 1781 г. государство получило от них 10 млн р., в начале XIX в. - 12 млн р. (25% всех доходов). В 1859-1863 гг. откупа дали казне 128 млн р. (40% доходов государства). Откупщики в начале 1860-х гг. получали совокупный доход, оцениваемый в 220 млн р. Спаивание населения вызывало резкие протесты, особенно в крестьянской среде, набирало силу движение за трезвость. С 1 января 1863 г. нинные откупа ликвидировались и постепенно (до 1883 г.) заменялись акцизом. Для сбора нового налога создавались губернские и уездные акцизные управления.
Российский внешний долг, состоявший в значительной части из старых 5-6%-х облигаций, к середине 1880-х гг. требовал консолидации. Необходимость конверсии старых займов в новые отмечал еще Н.Х. Бунге. Провел обменную операцию И.А. Вышнеградский. С декабря 1888 г. на парижской бирже выпускались новые 4%-е займы. На выручку от них выкупались облигации старых займов, держатели могли также просто обменять старые на новые. При И.А. Вышнеградском было конвертировано российских облигаций на сумму 1,7 млрд р. Тосударственный долг вырос на 277 млн р. Платежи растягивались на 81 год, что позволяло сократить ежегодные внешние отчисления из бюджета. Ценные российские бумаги переместились на французский рынок. На этом фундаменте окреп будущий политический союз.
Конвертируя внешние обязательства, правительство не забы- нало и о внутренних. К концу 1880-х гг. Минфин уже не имел возможности в полном объеме и в установленные сроки обслуживать государственный долг. Для облегчения внутренних расчетов правительство удлинило сроки погашения займов, проведя их консолидацию, и уменьшило выплаты по процентам, проведя конверсию. За пять лет (1889-1894) было конвертировано займов на 2664 млн р.
Основным видом ценных государственных бумаг стала облигация 4%-й ренты, заменившая многие прежде обращавшиеся свидетельства. Новые бумаги имели купоны с указанием суммы годового платежа владельцу с учетом процентов. С октября 1895 г. купоны со сроком оплаты до 6 месяцев и свидетельства без купонов получили право свободно обращаться наравне с денежными знаками. Постепенно новая рента заменила не только почти все внутренние займы, но и часть казенных железнодорожных акций и облигаций.
Правительство стимулировало распространение ренты, считая ее наиболее подходящей для российских условий. Свидетельства принимались в уплату казенных платежей, под них выдавали ссуды из госбанка на льготных условиях. В 1898 г. был установлен паритет 4%-й ренты на иностранную валюту, что должно было способствовать ее продвижению на внешний рынок. Эта мера, однако, не дала ожидаемого эффекта. В 1900 г. за границей разошлись свидетельства только на 300 млн р. Треть этой суммы вернулась в Россию при первых признаках финансового кризиса в 1900 г.
Политика, проводимая И.А. Вышнеградским, способствовала некоторому улучшению финансового положения государства. В 1888 г. хороший урожай и увеличение экспорта позволили впервые добиться обыкновенного бездефицитного бюджета. Вексельный курс рубля постоянно рос, что вызывало падение доходов экспортеров и снижение цен на импортные товары. Министр финансов опасался обвала рубля в результате международных и внутренних спекуляций. Для укрепления национальной валюты планировалось начать ускоренную подготовку к введению золотого стандарта и свободного размена кредитных билетов на золото по курсу 62,5 к. золотом за 1 бумажный рубль. Вместе с тем разрешалось производить временные выпуски кредитных билетов «во всех случаях, когда по состоянию кассы Госбанка... то признано будет необходимым».
Тем временем карьера И.А. Вышнеградского клонилась к закату. В 1891 г. вывоз хлеба составил 391 млн. пудов. Сильный неурожай этой же осенью поставил российское крестьянство на грань голода. Экспорт сельхозпродукции был запрещен. Голодающим было выделено 160 млн р. Попытка произвести внешний 3%-й золотой заем на 125 млн р. провалилась. Минфин скупал за границей собственные облигации. Деятельность И.А. Вышнеградского подверглась резкой критике в печати. В мае 1892 г. он заболел и был вынужден подать в отставку.

Порядок наделения крестьян землей в рассматриваемых документах определен в самом общем виде. Земля условно делилась на три зоны - нечерноземная, черноземная и степная. Размеры надела варьировались от 1 до 12 десятин на душу в зависимости от местных условий, что давало возможность помещикам манипулировать земельными площадями, что, в конце концов, обернулось малоземельем для крестьянства. Обезземеливанию крестьян также способствовала система отрезков и прирезков, чересполосица.

Основные аспекты выкупной операции - определение суммы выкупа за усадебную оседлость, порядок проведения выкупных платежей и степень участия в них правительства - изложены в “Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости” . В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал в качестве компенсации за потерю крепостной рабочей силы. То есть базой проведения выкупных платежей служил не капиталистический, а феодальный принцип

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 -- 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда (правительственные кредитные бумаги) имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. Соглашение должно было быть засвидетельствованным Мировым посредником , при участии 3-6 добросовестных.

Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк , установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов , то есть помножался на шестнадцать и две трети . Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% -- на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение.

Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в течение 49 лет

Дарственный надел - ј от максимального надела, крестьянин получает бесплатно

Выкупная операция

Выкупная операция - государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с уничтожением крепостного права (Крестьянская реформа 1861 года). Операция была проведена с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк (так называемые «Временнообязанные крестьяне »).

Суть операции

Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая). Для получения средств на ссуды правительство выпустило особые процентные бумаги, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Рассрочка была установлена в 49 1/2 лет с ежегодной выплатой крестьянами правительству 6% от суммы задолженности.

Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам.

Правила выкупа

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 - 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20-25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% - на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение . Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882-1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Размер выкупных платежей

Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных. Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян.

В нечернозёмных промысловых губерниях имела место несоразмерность выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка (который крестьяне уплачивали, занимаясь отхожим промыслом) со сравнительно низкой ценностью и доходностью земли. В этих губерниях требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышало число сделок по обоюдному соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стояли все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок были совершены по требованию помещиков.

Несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний были на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.

Роль операции в снабжении помещиков капиталом

Крестьянская реформа привела к коренному изменению в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений - с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44 166 имений, на которых числилось долгу 425 503 061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 года, в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только с 1864 году, а до этого времени, с 1861 года, выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале.

Положение допускало перевод помещичьего долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды.

Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону выкупной операции, так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянские наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу операции на 1 января 1881 года, на 748 531 385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302 666 578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Обязательный выкуп

Действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так что к 1880-м годам временнообязанных крестьян оставалось еще свыше 15%. Наибольшее число временнообязанных крестьян оставалось в тех местностях, где помещику казалось невыгодным требовать выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности - а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 года, обязательный выкуп, с 1 января 1883 года, для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.

В 9 Западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской) обязательный выкуп был введен указами 1863 года. Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 года, для других - с 1 января 1864 года.

На Кавказе и в Закавказье обязательный выкуп был введён только в 1912-1913 годах.

Выкуп земли удельными и государственными крестьянами

Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных . По положению 26 июня 1863 года о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Для определения выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6% (умножались на 16 2/3); с полученной таким образом выкупной суммы крестьяне должны вносить в течение 49 лет в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами был совершён без посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами.

Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 году; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов.

Ход операции

Наибольшее число выкупных сделок было заключено в первое время по освобождении. К 1864 году из всего числа бывших крепостных приступило к выкупу 16,7%.

На 1 января 1877 года в 39 губерниях, состоящих на общем положении, число утвержденных выкупных сделок было 61 784; из них состоялось по соглашению с помещиком 21 598 (35%) и по одностороннему требованию помещиков 40 186 (65%).

3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте , главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года) , при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета) . В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели - аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности .

В других странах

Выкупной операцией в российской литературе назывался выкуп земельных прав у помещиков в разных странах, в том числе:

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Выкупная операция - статья из Большой советской энциклопедии

Из статьи:

  • Лосицкий А., Выкупная операция, СПб. 1906
  • Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М ., 1968.

государственно-кредитная операция, проведенная в связи с Крестьянской реформой 1861 г. Осуществлялась на основе «Положения о выкупе» (1861). Помещик был обязан предоставить крестьянам только усадьбу, а полевой надел выкупался ими или по добровольному соглашению, или по одностороннему требованию помещика. Крестьяне не имели денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные платежи единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, цена на которые по сравнению с рыночной была завышена в 1,5 раза. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были вернуть ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжелой формой прямых налогов. Рост недоимок из-за несоответствия размера платежа и доходности надельной земли вынудил правительство пойти на некоторое снижение выкупных платежей. 28 декабря 1881 г. был издан закон о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп земли. В ходе Революции 1905-1907 гг. крестьяне упорной борьбой добились уменьшения (Манифест 3 ноября 1905) выкупных платежей и полного прекращения их взимания с 1 января 1907 г. К этому времени крестьяне уже выплатили государству 1,6 млрд руб. (доход которого составил около 700 млн руб.).

По Манифесту крестьяне получали личную свободу , бывшие крепостные получали возможность не только свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки. При этом крестьяне оставались неполноправным сословием, они по-прежнему платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства.

Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство – сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось непосредственно правительственным чиновникам.

Сохранялось общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянам, а всей крестьянской общине. Крестьянская община давала каждому крестьянскому двору надел земли во временное пользование. Величина надела устанавливалась по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такого соглашения не было, размер надела определялся законодательно в зависимости от местных условий, прежде всего от плодородия почвы. Европейская Россия была поделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. Внутри каждой из полос было еще более дробное деление. Для нечерноземной и черноземной полос устанавливались «высшая» и «низшая» нормы земельных наделов, для степной - «указная» норма. Если до освобождения крестьяне обрабатывали земли больше, чем им полагалось по нормам высшего душевого надела, то земля у них отрезалась. Если их фактические наделы не достигали низшей нормы, то земля к ним прирезалась.

Разрыв между высшей и низшей нормами сделал отрезки правилом, а прирезки - исключением. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведена у 40-65 % крестьян, прирезка коснулась только 3-15 % .

Итоговые данные по черноземному району показывают, что из общего количества крестьян, имевших право на надел (1728967 душ), 864560 (50,1 %) крестьян получили урезанный надел, у 117339 (6,7 %) он увеличился, а 747068 (43,2 %} сохранили свой дореформенный надел в неизменном виде.

Как правило, отрезались наиболее ценные угодья, без которых невозможно существование крестьянского хозяйства; луга, выгоны, водопои и т.п. Впоследствии крестьянин вынужден был арендовать эти «отрезные земли» на кабальных условиях у помещика. Отрезки превратились в эффективное средство давления помещиков на крестьян.



Помещик имел право переносить крестьянские усадьбы на другое место, до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свои земли, если в недрах крестьянского надела обнаруживались ценные ископаемые или помещик задумал строить мельницы, заводы и т.д.

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших крепостных получили 34 млн. десятин земли или 3,4 десятины: на душу, а для прожиточного минимума необходимо было иметь в черноземной полосе не менее 5,5 десятины на душу в остальных - 6-8 десятин. У 100,5 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин земли, т.е. в 2 раза больше, чем у крестьян. Совсем не получили земли 724 тыс.дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались бесплатно, но без клочка земли.

Крестьяне наделялись землей принудительно . Закон запрещал в течение 9 лет после его издания отказаться от надела, а по истечении этого срока право отказа было сведено на нет. Это объяснялось тем, что помещики и государство боялись, во-первых, потерять прежние доходы с крестьян и рабочие руки,

во-вторых, необходимо было удержать огромную массу безземельных крестьян в деревне, так как отсутствие фабричной промышленности создавало неразрешимую проблему их трудоустройства в городе, которая могла привести к социальному взрыву.

Крестьянин не мог на надельной земле заводить торги и яр­марки, открывать промышленные заведения. Даже перейдя на выкуп, крестьянин не имел возможности продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами данной общины.



За полученный надел крестьяне обязаны были исполнять оброч­ную или барщинную повинности до тех пор, пока между ними и по­мещиком не будет заключена выкупная сделка. До этого времени крестьяне считались «временно обязанными» , т.е. оставались в экономической зависимости от помещика. Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями в год, при этом 3/5 отрабатывались в летнее полугодие, остальные - в зимнее. Крестьяне работали не барщине непроизводительно, поэтому крестьянам-барщинникам разрешалось переходить на оброк даже без согласия помещика.

Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной за­висимости являлся перевод их на выкуп путем его капитализации. Размеры выкупной суммы определялись добровольным соглашением либо на основании «Положения». Крестьяне не могли выплатить помещику всю сумму сразу. Государство выступило посредником между помещиками и их бывшими крепостными. Оно предоставило кредит крестьянам в размере 80 % выкупной суммы, если крестьяне получали полный надел, и 75 % при получении неполных наделов. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу же при заключении выкупной сделки, остальные 20-25 % крестьяне должны были уплатить помещику по договоренности. Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам, затем взыскивалась с крестьян в размере б % в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300 % предоставленной ему ссуды.

Перевод крестьян на выкуп начался с I января 1883 г согласно закону от 28 декабря 1881 г. К этому времени не положении временно обязанных оставалось 15 % крестьян. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли. Самые высокие выкупные платежи были в нечерноземной полосе, где доход от земли и ее цена были ниже, чем в черноземной. Несоответствие между выкупом и реальной доходностью земли привело к быстрому накопление недоимок. Выкуп оказался для государства выгодной операцией. Общая выкупная цена за крестьянские наделы была определена в 867 млн. р., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн. р. К 1907 г. крестьяне выплатили 1,5 млрд. р. выкупных платежей (они были прекращены только с января 1907 г. под влиянием революционных событий).

Естественный прирост населения увеличивал крестьянское малоземелье, при этом земельный надел сохранялся в прежнем размере. Это обстоятельство вынуждало крестьян покупать или арендовать землю у помещиков. С начала 60-х гг. XIX в. до 1910 г. они затратили 2 млрд. р. на покупку частновладельческих земель. Кроме того, крестьяне арендовали у помещиков как минимум 20 млн. десятин земли. На это уходило ежегодно в конце XIX в. не менее 150 млн. р., а в начале XX в, примерно 200-250 млн. р. Следовательно, крестьяне уплатили помещикам несколько миллиардов рублей за аренду земли, то время как рыночная стоимость всего земельного фонда Европейской России составляла в начале XX в. 20 млрд. р., а дворянских земель 4,3 млрд. р. Тяжким бременем для крестьян были отработки помещику за арендованную землю. Отработки не только разоряли крестьян, но и были причиной низкого уровня земледелия.

После отмены крепостного права 4/5 надельных земель оказались в общинном землепользовании. Община несла ответственность, за уплату податей. Она могла отбирать у недоимщиков наделы, подвергать их телесному наказанию по приговору волостного суда, если меры оказались недостаточными для покрытия налогов, вступала в силу круговая порука. Существовавшая в России паспортная система, введенная еще при Петре I, ограничивала возможности свободного передвижения крестьян.

Основные принципы «Положений 19 февраля» были распространены также на крестьян государственных и удельных. В государственной деревне в середине XIX в. было столько же крестьян, сколько и в деревне помещичьей. Первыми по времени были освобождены от личной зависимости удельные крестьяне (в 1858 г.), а их поземельное устройство, повинности и выкуп определялись «Положением» от 26 июня 1863 г. Они получали те наделы, которые имели до реформы. В среднем на ревизскую душу у них пришлось по 4,8 десятины, или в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. В 1863-1865гг. удельные крестьяне были переведены на выкуп. Закон о поземельном устройстве государственных крестьян был издан в ноябре 1866 г. Они получили в наделы те земли, которые были ранее в их пользовании, но не свыше 8 десятин на мужскую душу в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях. На выкупные платежи они были переведены в 1886 г.

Крестьяне, конечно, ждали не такого освобождения, какое декларировалось в царском манифесте, зачитанном во всех церквах 5 марта 1861 г. Сразу же возникли слухи о том, что помещики скрыли настоящую волю, подписанную царем, и разослали поддельные документы. Во многих селах вспыхнули восстания. Наиболее драматическими событиями массового протеста в связи с объявлением воли в великорусском центре были расстрел в Бездне и Черногай-Кандеевское восстание. В селе Кандеевке произошло столкновение крестьян с войсками. Согласно сохранившимся ведомостям было убито 11, ранено 31, 165 крестьян наказано розгами, много сослано в Сибирь. По свидетельству адъютанта генерала Дренякина крестьян так секли, что «клочьями летело живое мясо».

Таким образом, реформа была проведена.

Значение отмены крепостного права:

1.Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма, способствовала подъему экономики.

2.Реформа дала свободу многим миллионам крепостных крестьян, способствовала втягиванию крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношения, социальному расслоению крестьянства, формированию рынка вольнонаемного труда, завершению промышленного переворота, переходу к индустриализации страны.

3.Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Она сохранила помещичье землевладение, крестьянскую общину, различные платежи и повинности, обрекла крестьян на малоземелье. Все это не позволило создать слой мелких земельных собственников.

4.Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX –начале XX вв.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Говядина по-китайски: рецепт приготовления Говядина по-китайски: рецепт приготовления Самый лучший жареный молодой картофель Самый лучший жареный молодой картофель Бефстроганов из куриного филе Бефстроганов из куриного филе