Сцены раскрывающие характер семьи болконских часть 1. Семья Болконских в романе "Война и мир": описание, сравнительные характеристики. На чем основана семейная близость Болконских

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства. Зато особенна сильная связь между братом и сестрой, которая на протяжении всего романа поддерживает жизнь в Андрее Болконском.

На момент начала повествования романа, семья Болконских состоит из отца – князя Николая Болконского, его сына Андрея и его жены Лизы, его дочери Марьи. Вместе с ними проживает мадемуазель Бурьен, которую тоже можно приравнять к члену семьи.

Повествование стоит начать с маленькой княгини Елизаветы , которую читатель встречает в салоне мадам Шерер. Она кротка и симпатична. Она находится в положении, что только красит ее хрупкую фигурку. Если бы не ее деликатное положение, то Лизу вполне можно было бы сравнить с ребенком. Ей отведена малая роль в романе. Однако ее образ помог понять, что брак с князем Андреем стал несчастливым для обоих. Читатель видит ее страдания от холодности мужа, страдания во время родов и такое же исполненное страданием лицо застыло на ее безжизненном лице. Она оставляет князю Андрею частичку себя – сына Николеньку.

Воспитанием Николеньки стала заниматься сестра Андрея – княжна Марья . Ее сюжетная линия интересна своей непредсказуемостью. По возрасту Марья – девица на выданье, однако поклонников у нее нет из-за не симпатичности. Худое лицо и тело не излучали жизни и блеска, глаза были всегда грустны и готовы были вот-вот пролить слезы.

О ее уродстве ходили слухи по всему уезду, именно поэтому с таким отвращением ехать свататься к ней Анатоль Курагин со своим отцом. Даже походка ее была тяжела и непривлекательна. Старый князь понимал, что если и возьмут ее замуж, то только из-за богатства. Однако душа ее была чиста, добра и невинна. Она получила прекрасное домашнее образование, получая уроки от отца.

Она была великодушна, втайне от отца пускала в дом монахинь, кормила их. Неоднократно подчеркивалась ее религиозность. Всю жизнь девушка знала, как она нехороша, поэтому после смерти Лизы, нашла отдушину в племяннике. Отец же никогда не проявлял своей любви, отчего Марья думала, что не любима и не желанна батюшкой своим. Только на смертном одре старый князь Болконский называет ее «дружочком», говорит слова любви и просит прощения. Эта сцена одна из самых жизнеутверждающих в романе. Марья после смерти отца попадает непростую ситуацию, из которой выручает ее Николай Ростов. Связь, образовавшаяся у них, приводит к трепетному чувству, а потом и к браку. Марья в конце романа обретает свое женское счастье.

Отец – князь Болконский – кажется читателю бессердечным человеком, видя обращение к сыну и дочери. Он холоден и неприступен. Николай Болконский – бывший генерал. Его уважает и помнит сам Кутузов. Он уже стар, и чрезмерно богат. Постоянно чем-то занят. Слуги уважают, но втайне боятся хозяина. Он очень умен и сообразителен, сам обучал дочь грамматике. Читателю видно, как за спокойствием он переживает за сына, и очень любит дочь. Несмотря на высокое положение, он никогда не просил за Андрея и тот всего достигал сам. Старый князь до последнего не мог поверить во вторжение Наполеона в Россию, из-за этого он сильно расхворался и вскоре умер.

Андрей Болконский главный герой произведения. Читатель видит, как меняется Андрей в процессе повествования. Он переживает сильнейшее ранение, смерть жены, рождение сына, влюбленность в Наташу Ростову и ее предательство – всё это закаляет его характер. Одной из главных сцен является ранение князя под Аустерлицем. Смотря на небо, чистое и девственное, он переосмысливает свое существование. Смерть Лизы является для него своеобразным освобождением. Видно, как смягчается его сердце при знакомстве с Наташей Ростовой, как именно она учит его любить. Наташа Ростова видит его в совсем другом свете: умным, интеллигентным, порядочным, романтичным. После смертельного ранения он смог простить Наташу и признаться ее своих чувствах. Его смерть является самой трагичной в романе.

Таким образом, семья Болконских практически перестала существовать. Марья стала княжной Ростовой, а продолжателем рода Болконских стал маленький Николенька.

Вариант 2

Одной из ключевых семей, описанных в романе является семья Болконских, состоящая из трех персонажей: старого князя – Болконского Николая Андреевича и его детей - княжны Марьи Николаевны и князя Андрея Николаевича.

Болконские относятся к представителям дворянского сословия и являются образцом аристократических принципов и устоев. Отношения между членами семьи сдержаны, они не позволяют себе проявлять чувства, придерживаясь строгих правил, однако при этом видно, что они любят друг друга

Их имение расположено недалеко от столицы, в Лысых горах. Болконские яркие представители дворянского сословия. Каждый представитель этой фамилии – сильная и интересная личность.

Старый князь - глава семейства. Это человек с сильным волевым характером, имеющим за спиной успешную карьеру военного. Покинув занимаемые посты, он уединился в своем имении, но при этом не потерял своей прыткости, жизненных сил и энергии, его день наполнен множеством разнообразных занятий, как умственных, так и физических. Непреклонный и тяжелый характер этого героя нередко доставляет окружающим неприятности.

Князь Андрей Николаевич – это молодой человек приятной внешности. В общении с окружающими он горделив, зачастую груб, они вызывают у него раздражение, и даже злость (в том числе и собственная жена). Молодой человек умен и полон энергии, при этом недоволен своей жизнью и постоянно ищет себя. Его мечта – слава и почет, он жаждет совершать героические поступки. Свое предназначение находит на службе в армии, где и погибает от ранения, защищая родину.

Стоит упомянуть и о жене Андрея – Лизе Болконской. Девушка оставляет достаточно приятные впечатления, несмотря на то, что не отличается богатым внутренним миром, а её мысли занимают лишь балы и развлечения. Героиня умирает при родах, подарив молодому Болконскому сына Николая.

Еще одним представителем фамилии является княжна Марья. Девушка не обладает привлекательной внешностью, в связи с чем, свои мечты о счастливом браке и детях она считает несбыточными. Она покорна и терпелива, во всем слушается строгого отца. Добра и искренне относится к людям. Обладает богатым духовным миром и готова пожертвовать собой ради близких. В завершении романа это счастливая жена и заботливая мать.

Несмотря на строгие правила, царящие внутри этой семьи, ее представители всегда готовы оказать друг другу помощь и поддержку.

Сочинение Болконские в романе Война и мир (образ и характеристика семьи)

В доме этого прекрасного семейства царит разум, упорядоченность и дисциплина. Всё делается вовремя и качественно. Семейство Болконских относится к богатым аристократам. Князь Николай Андреевич имеет богатое имение и чин генерала, правда уже отставного. Именно он является главой семейства, воспитывала детей в дисциплине и строгости. Старый князь растил детей один.

Семейство Болконских состоит из трех человек: старого князя Николая, отца, Андрея и Марии Болконских. Старый князь имеет богатое имение, он скуп и не собирается ни с кем делится своими трудами. Атмосфера в доме своеобразная: отец очень любит своих детей, но не выражает ее. Его отношение и требования к ним довольно-таки суровы.

Старый князь Николай очень известный и почитаемый человек. Генерал в отставке. Человек с очень тяжелым и своенравным характером, ему сложно объяснить свою точку зрения, если он придерживается другой. Старик всегда чем-то занят, он никогда не может сидеть без дела. И очень не любит, когда его отвлекают по пустякам. Ведет здоровый образ жизни. Николай лично знаком с Кутузовым и поддерживает с ним хорошие отношения. Старый князь служил во время правления Екатерины Второй, поэтому лично с ней знаком. Также князь имел честь общаться с Потемкиным.

Николай Андреевич отличается острым умом и проницательностью, отлично владеет французским. Старый князь точит табакерки своими руками, у него есть свой станок. Старик очень резок, с ним сложно найти общий язык. Герой отличается принципиальностью, имея связи, он не собирается продвигать сына по службе. Андрей начинает служить, как любой другой солдат.

Князь Андрей – молодой человек, обладающий знаниями и жаждущий славы. В светском обществе ему скучно и душно. Здесь герою очень тяжело, он не понимает этого бессмысленного времяпрепровождения, пустых разговоров и балов. Ему хочется свободы, независимости и славы. Герой постоянно находится в исканиях. Поэтому он даже был рад начинающейся войне. Андрей женат на Елизавете, но не испытывает к ней чувств. Он постоянно испытывает чувство вины, но ничего не может с этим поделать. На поле боя проявляет себя настоящим героем.

Кирсановы являются одними из центральных героев знаменитого произведения Ивана Сергеевича Тургенева. В этом рассуждении мы сравним двух братьев и постараемся выявить их сходства и различия.

  • Николай Николаевич в повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Николай Николаевич – второстепенный персонаж повести Куприна «Гранатовый браслет». Он является братом Веры и Анны. Его можно охарактеризовать как холостяка, у которого все удачно сложилось с карьерой.

  • Сочинение Почему я хочу стать учителем

    Когда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей - мои сводные братья и сестры.

  • Сочинение Петр Верховенский образ и характеристика в романе Бесы Достоевского

    Одной из самых неприятных фигур романа «Бесы» Достоевского выступает Пётр Степанович Верховенский. Это сын Степана Трофимовича, приживалы Варвары Петровны, матери главного героя, Николая Ставрогина.

  • Роман «Война и мир» - крупнейшее произведение мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена «диалектика души», с большой точностью показаны исторические личности и, наконец, отлично описаны несколько совершенно разных семей. Вообще весь роман протекает по нескольким параллельным сюжетным линиям, так или иначе переплетающимся.
    Значит, и главных героев в романе несколько. А именно: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский. У Пьера семья не очень большая: сестры, дочери его отца и его жена, которую он никогда не любил. Семья Ростовых гораздо больше, но нас интересует семья князя Андрея Болконского. Она поменьше семьи Ростовых, но это не уменьшает интереса к ней читателя и автора. Наоборот, быт и уклад этой семьи описывается даже больше. Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится многое понятно об этой семье, о всех ее членах, начиная старым князем и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описывать членов семьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: это совершенно разные люди.
    Ростовы - простые дворяне: добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе. Диктатор отец, покорная дочь, боязливая невестка и независимый сын. Образно можно представить себе Болконских как треугольник, на одной вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, а на третьей - княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три группы, три совершенно противоположные ячейки (если так можно назвать одного-двух человек) в семье.
    К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой: князь стал уже стар, более ворчлив и придирчив к своей дочери. Все чаще на нее сыпался его беспричинный гнев, и он чуть не довел ее до побега из дома и скитаний. К княжне Марье постоянно приходили божьи люди, которых старый князь всегда прогонял и за что всегда злился на дочь. Вообще князь полностью отрицал в людях праздность и религию; эти две неотъемлемые детали того времени были запрещены в империи князя Болконского, самому ему праздники заменяла работа за станком, а веру - постижение вершин математики. Такой же он хотел видеть и княжну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры с ней, хотя это и ссорой назвать сложно, ведь княжна всегда была в роли защищающейся, она никогда не посмела бы сама развязать с отцом ссору. И вот, в 1812 году, когда силы Наполеона были на подступах к Смоленску, а значит, и к Лысым Горам, князь решил создать свое ополчение, что закончилось для него ударом, который стал причиной его скорой смерти. И именно смерть заставила князя Болконского извиниться наконец перед дочерью. Таким образом и заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Болконского. А что же Андрей? Ведь именно он является одним из трех главных героев романа-эпопеи. Он, конечно же, тоже сын князя Болконского, но его окружение сильно отличается от его семьи. Он сам по себе великолепная, прекрасно показанная личность. Человек чести, независимый, ведущий правильный образ жизни, патриот, хороший друг и советчик - таковым он и остается на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге, где мы впервые с ним знакомимся, до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти около Наташи. В то же время и у князя Андрея есть что-то противоречивое, как и у его отца: его стремление к славе. Это не очень сочетается с его основными положительными качествами. Но вот наступил переломный момент в его жизни, когда он понял, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Горами». Это эпизод ранения под Аустерлицем, это небо Аустерлица - один из красивейших эпизодов всего романа, незабываемый по своей художественной красоте и мощи. Автор показал в нем свое умение проникать в состояние и души героев: «... совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»
    Таким образом природа в романе стала фоном, на котором проходили важные моменты жизни князя Андрея, когда он стоял перед принятием жизненно важных и в силу характера правильных решений. Он стал жить в имении Богучарово и заниматься чисто хозяйственными делами. Все изменила опять красота окружающего мира, а именно дуб, простой старый дуб: «...на краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой [...] только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. "Весна, и любовь, и счастие! - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!.."» А потом, после невольно услышанного восторженного разговора двух девушек, пробудившего в нем какие- то другие, восторженные чувства, князь Андрей увидел новую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. [...] "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..."» Таким образом, жизнь князя Андрея дважды радикально меняло состояние природы, вся ее красота и мощь.
    О семье Болконских нельзя говорить, как о чем-то едином, поскольку все в ней совершенно разные. Семья Болконских - наиболее интересна в романе как с художественной точки зрения, так и с чисто читательской, поскольку всегда интересно читать о людях, столь различных, но тем не менее живущих в одной семье.

    Большая часть романа “Война и мир” Л. Н. Толстого посвящена русскому дворянству начала XIX века. Читателю представлен целый ряд семей, которые, по сути, близки друг другу - в смысле размеренности жизни, спокойствия, подчиненности общим правилам, существовавшим в высших слоях общества того времени. Все их члены ходят на балы, посещают гостиную Анны Павловны Шерер, танцуют, развлекаются, ведут светские беседы.

    Однако есть одна семья, чье своеобразие нравов и традиций, домашняя атмосфера сразу же бросаются в глаза. Так представлена семья Болконских. Она живет своей замкнутой жизнью, что отличает ее от других. Почему же так сложилось? По сути, род Болконских - это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость. Князь Николай Андреевич Болконский является таким “чистокровным” военным. Он и определяет дух семьи. Жизненный опыт закалил не только его тело, но и душу, вложил в него жесткие военные правила. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью: “...главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту”. И не дай Бог кому-либо нарушить этот распорядок, который является главным законом бытия Николая Андреевича. Например, во время приезда князя Андрея с женой сын не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому.

    Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: “Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались...” Читатель практически не видит Николая Андреевича без дела. Даже когда его сын уезжает на военную службу, продолжает работать, хотя и переживает, что князь Андрей может погибнуть: “Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал”.

    Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Можно также сказать, что он вел аскетический образ жизни и своим примером заставлял так же поступать и близких своих. В людях, которые так или иначе общались с ним, князь возбуждал страх и почтительность. Хотя он находился в отставке и уже не имел никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где находилось имение Болконских, считал своим долгом явиться к нему и выразить свое почтение.

    Наверное, было бы неверным считать, что старый князь бесчувственный и жестокосердный, нет, просто он не привык показывать свои чувства, слабости даже родным. Во-первых, он сам так воспитан с детства, а во-вторых, служба в армии преподала ему еще один урок: он увидел, как слабохарактерные люди, обладавшие высокой моралью, проигрывали тем, кто был твердым и целенаправленным.

    В семье у Николая Андреевича Болконского двое детей - Марья и Андрей. Матери у них рано не стало. Все основное воспитание детей легло на отца. Так как отец всегда был идеалом для детей, то множество его черт перешло от него к детям. Они выросли в обстановке, которая не располагала к смеху, веселью, к шуткам. Отец общался с ними как со взрослыми, держал в ежовых рукавицах, не голубил особо и не лелеял.

    Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном. В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий. Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени.

    Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: “...чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу...”.

    Она не красива, но и не дурна - это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за взбалмошного Анатоля Курагина. У нее одна-единственная подруга - Жюли, да и та лишь по переписке. Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая.

    Почему же эта героиня так одержима верой, почему принимает у себя нищих, странников? Быть может, она просто не находит в жизни такого человека, который способен понять ее, посоветовать что-то дельное... Мне кажется, что именно от одиночества она обращается к Богу. Странники же, в ее представлении, приближаются к образу Христа. Порой кажется, что княжне Марье эти чужие люди ближе, чем отец и брат.

    Андрей Николаевич Болконский - сын старого князя, почти идентичен с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Более всего, по моему мнению, от всех этих черт страдает жена князя Андрея - маленькая княжна Лиза. Чем она заслужила такое отношение мужа? Лишь тем, что она нормальная женщина, которая бывает на балах и любит развлечения, смех и радость?

    Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. С отцом он немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга. Казалось бы, Наташа - это тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, однако мы не видим, чтобы этот герой открыл душу своей любимой. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью.

    Таким образом, старинный дворянский род Болконских хранит свои традиции и передает их новому поколению.

    В романе «Война и мир» изображение ис-торических событий, «диалектики души» со-четается с описаниями нескольких совер-шенно разных семей, их судеб.

    В семье Болконских каждый — личность.

    Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по-лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы-сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок-ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до-биться самый жестокий человек». Но был та-кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото-рого князь уважал, несмотря на простое про-исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра-тить внимание на его отношение к дочери и слугам.

    То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове-ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза-лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

    Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во-шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво-рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.

    К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели-гию. Эти две неотъемлемый детали того вре-мени были запрещены в империи князя Бол-конского, самому ему праздники заменяла ра-бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж-ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про-сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол-конского.

    Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри-от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре-мя и князь Андрей проходит через противо-речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

    Перелом наступает после Аустерлица, ког-да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го-рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео-бычайным мастерством, тонким психологиз-мом: «...совсем не так ползут облака, поэто-му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус-тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус-покоения. И слава Богу!..»

    Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю-бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по-том, возвращаясь, князь Андрей увидел но-вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре-ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по-ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по-следней вершины он достигает на Бородин-ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе-ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.

    И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон-ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

    Семья болконских:

    Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

    Князь Николай Болконский

    Николай Андреевич Болконский – отец семейства Болконских, отставной генерал. Судя по описанию автора, это уже пожилой человек, хотя точный его возраст в романе не указан.

    На протяжении произведения герой производит неприятное впечатление, потому что он, хотя очень умный и богатый, но очень скупой, к тому же в поведении заметны некоторые странности.

    Свою злобу Николай Андреевич нередко срывает на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и потому, что свою своенравность характера, граничащую с безумием, подкрепляет неверием в Бога. Жизненная позиция героя видна из этой цитаты: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но куда заведет ум, движимый злобою и ненавистью? Однако, хотя князь Болконский и кажется грубым, перед своей кончиной он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у неё прощения.

    Предлагаем ознакомиться с Элен Курагиной в романе Льва Толстого “Война и мир”.

    У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их образами читатель познакомится в этой статье.

    Андрей Болконский – сын князя Николая

    В отличие от своего сурового отца, Андрей обладает положительными качествами, постепенно, на протяжении жизни, превращаясь в зрелого мужчину. Поначалу гордый и жесткий, он с годами становится мягче, сдержаннее. К тому же этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.



    Не будет лишним упомянуть и об отношении Андрея Болконского к крестьянам, из которых одним он заменяет барщину на оброк, а других отпускает в «вольные хлебопашцы».

    Серьезным поводом к переменам в характере молодого человека послужила военная служба. Если в начале герой романа, отправляясь на войну с Наполеоном, жаждал получить признание и славу, то постепенно его отношение к этому вопросу меняется.

    Он разочаровался в бывшем кумире Наполеоне, и решил, возвратившись домой, посвятить себя семье. Однако, Болконскому не в последний раз пришлось пережить подобные испытания. 1812 год стал фатальным для молодого Андрея, ведь в Бородинском сражении он получил смертельное ранение. Только перед уходом в вечность герой «испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия».

    Мария Болконская – дочь Николая

    Это очень богатая и знатная дворянка. Автор описывает её как очень некрасивую лицом, с тяжелой походкой, слабую телом, однако, с прекрасными глазами, в которых светились любовь и грусть: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…”

    Что касается характера княжны Марии, то она была чистой, невинной девушкой, доброй, спокойной и кроткой, к тому же, умной и образованной. Еще одно качество отличает девушку: вера в Бога. Она сама признается, что одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…”

    Марья Болконская – женщина, готовая пожертвовать личным счастьем ради блага другого. Так, узнав, что мадмуазель Бурьен (о ней речь пойдет ниже) тайно встречается с Анатолем Курагиным, она решает устроить их брак. Естественно, из этого ничего не выходит, однако, подобным поступком только подчеркиваются положительные качества героини.

    Лиза Болконская, маленькая княгиня

    Лиза Болконская была женой Андрея Болконского, а также – племянницей генерала Кутузова. Она хорошенькая лицом, очень милая, веселая, улыбчивая женщина, однако, князь Андрей с ней несчастлив, хотя на людях и называет прекрасной. Может, причина кроется в том, что Лиза любит «глупое светское общество», к которому Болконский испытывает антипатию, а может, в нем не проснулись чувства к молодой жене, но ясно одно: супруга все больше и больше раздражает Андрея.


    К сожалению, княгине Лизе так и не довелось испытать счастье материнства: при первых родах, к отчаянию мужа, она умерла. Сын Николенька остался наполовину сиротой.

    Николенька Болконский

    Он родился в 1806 году. К сожалению, мама умерла при родах, поэтому мальчик «жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику…”

    Ребенка, как своего, воспитывает княжна Марья, всей душой привязавшись к нему. Она сама обучает мальчика музыке и русскому языку, а по другим предметам для него нанимают репетитора по имени месье Десаль из Швейцарии. Бедный мальчик еще в семь лет пережил тяжелое испытание, ведь на его глазах умер отец.

    После перерыва в описании с Николенькой снова можно встретиться на страницах романа. Теперь это уже пятнадцатилетний подросток, “…Кудрявый болезненный мальчик, с своими блестящими глазами, сидел никем не замечаемый в уголку, и, только поворачивая кудрявую голову на тонкой шее, выходившей из отложных воротничков…”

    Хотя Николай со временем и забывает образ своего родного отца, но всегда с грустью и восторгом вспоминает о нем. Самым лучшим его другом является Пьер Безухов, к которому он особенно привязан.

    Княжна Марья и сейчас переживает за подросшего племянника, ведь он очень боязлив и робок, до сих пор спит с лампадкой и дичится общества.

    Мадмуазель Бурьен

    Мадмуазель Бурьен, француженка, сирота, которую из жалости подобрал Николай Болконский, была компаньонкой жены Андрея Болконского – Лизы. Она любила маленькую княгиню, спала с ней в одной комнате, и слушала, когда та изливала ей душу. Но так было до поры до времени.
    Не раз на протяжении романа мадмуазель Бурьен проявляла свои негативные качества. Во-первых, когда стала нагло флиртовать с Анатолем, который, хотя и оказывал ей знаки внимания, все же был женихом Марии Болконской. Во-вторых, когда во время войны с Наполеоном перешла на сторону неприятеля, чем вызвала гнев маленькой княжны, которая больше не подпускала к себе бывшую компаньонку.

    Взаимоотношения членов семьи Болконских

    Сложные и порой запутанные отношения членов семьи Болконских занимают в повести Льва Толстого свое особенное место. Здесь отражена жизнь трех поколений: старшего князя Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии, а также внука Николеньки. Каждый – со своим характером, привычками, взглядами на жизнь, но объединяет этих людей горячая любовь к Родине, близость к народу, патриотизм, чувство долга. Даже князь Николай Болконский, который с первого взгляда кажется грубым человеком, перед переходом в мир иной начинает просить прощения у дочери Марьи, на которую оказывал давление в течение жизни.

    Семье Болконских присуща деятельность и активность, и не эта ли черта характера стала ключевой в создании их образов? Вдумчивый читатель сам постарается исследовать такой трудный, но интересный вопрос. И, конечно же, сделать для себя соответствующие выводы.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    К чему снится бирюза. Сонник. бирюза – все толкования К чему снится бирюза. Сонник. бирюза – все толкования Приснилась кухня: узнайте значение в соннике Приснилась кухня: узнайте значение в соннике Что означает сон про кухню Что означает сон про кухню