Пятое евангелие на воскресной утрени. Всенощное бдение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

О евангельских чтениях, на которые редко обращают внимание, - священник Феодор Людоговский.

Многие проповедники и комментаторы уделяют пристальное внимание тем евангельским чтениям, которые мы слышим на воскресной литургии. И это совершенно справедливо, поскольку для чтения в воскресном собрании, во время литургии слова (или, как мы чаще говорим, литургии оглашенных) отобраны наиболее яркие тексты. На этом фоне несколько бледнеют (и совершенно незаслуженно) евангельские фрагменты, читаемые накануне, во время всенощного бдения, а именно - на утрене. Эти чтения повторяются по нескольку раз в год, мы быстро выучиваем их наизусть, а выучив, перестаём воспринимать как что-то важное, как слово Христа и Его учеников, обращённое к нам.

В предполагаемой серии публикаций мне бы хотелось обратить внимание, во-первых, на сами воскресные евангелия, а во-вторых - на их место в богослужении.

Как известно, общее число эпизодов , читаемых на воскресной всенощной, - одиннадцать. Число, следует признать, не очень-то красивое и знаменитое. Куда привычнее нам числа 3, 7, 9, 12, 40, 70… Но именно столько - одиннадцать - оставалось апостолов после предательства Иуды и до избрания Матфия. (Впрочем, здесь тоже не всё просто - в своё время мы еще вернемся к этим подсчетам.)

В первый раз воскресные евангелия начинают читать сразу после - буквально в первый же ее день (и даже чуть раньше, как можно заметить, если быть внимательными). Но от Пасхи до - лишь 8 недель (седмиц), поэтому 11 евангельских чтений на всенощных здесь никак не могут уместиться.

Регулярное же, ничем не стесняемое чтение воскресных евангелий начинается с первой недели (воскресенья) по Пятидесятнице - т. е. со Дня Всех святых. В этот день мы слышим первое воскресное евангелие, на следующей неделе - второе, и так далее, до последнего - одиннадцатого. После этого цикл возобновляется. Так продолжается даже во время Великого поста - вплоть до воскресенья, предшествующего - 6-го воскресенья Великого поста. Воскресное евангельское чтение на утрене может быть отменено лишь в том случае, если с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник - так будет в 2014 году в день Богоявления.

Итак, какие же именно евангельские сюжеты мы слышим по воскресеньям?

1) Мф 28:16–20 (зач. 116) - Христос отправляет учеников на проповедь;

2) Мк 16:1–8 (зач. 70) - ученицам является ангел;

3) Мк 16:9–20 (зач. 71) - краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, вознесение;

4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) - ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице;

5) Лк 24:12–35 (зач. 113) - Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус;

6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) - явление Христа ученикам и вознесение;

7) Ин 20:1–10 (зач. 63) - ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя;

8) Ин 20:11–18 (зач. 64) - явление Христа Магдалине;

9) Ин 20:19–31 (зач. 65) - неверие и вера Фомы;

10) Ин 21:1–14 (зач. 66) - чудесный улов рыбы;

11) Ин 21:15–25 (зач. 67) - диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна.

Как видим, на Евангелие от Матфея приходится лишь один фрагмент, на Евангелие от Марка - два, на Евангелие от Луки - три, на Евангелие от Иоанна - остальные пять. Такая диспропорция почти целиком объясняется вполне естественными причинами: у Иоанна событиям после Воскресения отведено две главы против одной у прочих евангелистов; у Луки в 24-й главе действительно выделяется три эпизода; у Марка последняя глава очевидным образом распадается именно на две части (причем не только сюжетно, но и с точки зрения текстологии).

Но вот с Матфеем картина несколько сложнее. То, что мы читаем в качестве первого воскресного евангелия, - это всего лишь пять стихов в самом конце 28-й главы. Но ведь первые 15 стихов этой главы образуют еще два эпизода (стт. 1–8, 9–15) вполне праздничного содержания - почему же их не включили в число воскресных евангельских чтений? Неужто только для того, чтобы соблюсти верность числу 11? Отчасти, несомненно, по этой причине. Но эти 15 стихов отнюдь не обижены: они (впрочем, и концовка 28-й главы также) читаются на самой торжественной службе всего церковного года. Мы знаем ее как литургию свт. Василия Великого в день . Эта служба, которая по уставу должна совершаться вечером (а вовсе не утром, как у нас заведено, - чтобы потом весь день можно было освящать куличи), по сути дела, первая литургия Пасхи. И вот на этой службе мы впервые после слышим весть о Воскресении Христа.

Многие из читателей Правмира, вероятно, имеют представление о богослужебных кругах (циклах): годовой неподвижный круг, который находит отражение в Минее; годовой подвижный круг - Триодь Постная и Цветная; круг Октоиха; седмичный (недельный) круг; наконец - суточный круг богослужения. При этом обычно не принято говорить о евангельском цикле. Между тем, воскресные евангелия на утрене оказывают определенное влияние на состав песнопений, звучащих на той или иной службе. После исполнения канона (точнее, после малой ектении и возглашения «Свят Господь Бог наш») мы слышим воскресный эксапостиларий и его богородичен, а перед «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» (иногда - непосредственно перед первым часом) - евангельскую стихиру. Все эти три текста (эксапостиларий, богородичен и стихира) зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха (а не в его основной части). В дальнейших публикациях, наряду с текстом Евангелия, мы будем приводить и эти тексты - в традиционном церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Продолжение следует.

Сын мой Тимофей, верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Всеблаженнейший и всеславный Тимофей, Апостол Господа Иисуса, родом был из Листры Ликаонийской, отца имел Еллина, а мать Иудеянку. Он сопричислен был к лику учеников Иисуса Христа прежде, нежели Павел пришел в Листру, как повествует Богоглаголивый Лука (Деян.16:1-2). Научен же он был вере во Христа от матери своей, как явствует то из слов Павловых, который писал к нему так: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду, и в матерь твою Евникию» (2Тим.1:5). Сего нашед Павел в Листре, взял его к себе в помощника и сотрудника в проповедании Евангелия. О добродетелях же сего мужа свидетельствуют хвалы, восписуемые ему самим Павлом, который писал о нем к Филипписиям: «искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо со мною поработал в благовестии» (Флп.2:22). К Солунянам еще: «послахом Тимофеа, брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове» (1Сол.3:2). И к Коринфянам: «Послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюблено и верно.


Послание к Колоссянам зачало 258 глава 3:12–16

Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.


Послание к Колоссянам зачало 250 глава 1:12–18

Братия, благодарите Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.


Послание к Колоссянам зачало 257 глава 3:4–11

Братия, когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Всякое вещественное здание тогда бывает непоколебимо и твердо, когда архитектон положит под оное твердое и незыблемое основание. Нравственный архитектон Павел твердое и незыблемое основание положил духовному зданию нравственного своего наставления - истину и верность второго Иисус Христова явления, и что предстанут тогда люди пред Божественною Его славою.


Послание к Ефесянам зачало 233 глава 6:10–17

Братия, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего возьмите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, странная картина Евангелия предстает сегодня перед нашим взором. Давайте постараемся представить ее. Вот, прошла пятница страданий Христа, когда Он был распят и погребен. Прошла пасхальная суббота, когда все должны быть в покое по заповеди. И вот, наступает новый день, день после скорби, после унижений и страданий этих дней… Утро. Мария Магдалина рано утром приходит ко гробу. Почему рано? Потому что любовь ее ко Господу была настолько сильна, что кажется, будто бы она считала не часы, а минуты, когда закончится день покоя, чтобы прийти и воздать последние почести, оказать любовь дорогому Учителю. Но что она видит? Камень отвален от входа в пещеру. Мария бежит к ученикам и говорит, что драгоценное Тело Господа было похищено. Мы можем почувствовать ее отчаяние и одиночество. И вот, двое учеников, испугавшись этого известия, бегут ко гробу и видят, что пелены лежат на своем месте, и плат, который был на голове Иисуса, лежит отдельно и сложен. Когда апостол Иоанн увидел это, он поверил словам Марии, а Петр, войдя во гроб, не нашел там никого. Так они остались даже без Тела Своего любимого Учителя. Одно только бросалось в глаза: плат, бывший на голове Иисуса, лежал сложенный отдельно, не напрасно ведь об этом упоминает святой апостол Иоанн. Заканчивается же Писание удивлением Петра и Иоанна, вернувшихся от гроба.

Они еще не знали о воскресении Христа из Писаний, не смотря на то, что Он часто говорил им об этом. Но мы знаем, что недоумение учеников скоро превратится в радость о воскресении Спасителя. Но это потом, а сегодня Евангелие погружает нас в эту атмосферу воскресного утра, когда Тела Иисуса во гробе уже нет, а о воскресении Его еще неизвестно.

Но почему сегодня читается именно это Евангелие? На утрене прошлой недели мы вспоминали вознесение Господа. Почему же сегодня церковный устав опять возвращает нас в эту атмосферу тайны и неизвестности?

Согласно церковному уставу, существует одиннадцать отрывков из Евангелия о воскресении, которые читаются последовательно на каждой воскресной утрене, и идут они в порядке изложения в Священном Писании: 1-е Евангелие принадлежит перу апостола и Евангелиста Матфея и рассказывает о вознесении и последней заповеди Спасителя «идите и научите все народы» (Мф 28:19), на следующие две недели читается уже Евангелие от Марка, потом три отрывка Евангелия от Луки, и после этого шесть недель читается Евангелие от Иоанна.

Так вот, дорогие братья и сестры, сегодня мы будем слушать первый воскресный отрывок Евангелия от Иоанна. Уже на следующей неделе мы услышим, что Христос явился Марии Магдалине, плачущей у гроба и возвестил ей радостную весть о воскресении.

Чему же нас учит это Евангелие? Казалось бы, никаких нравственных заповедей и богословских мыслей в нем нет, но оно очень ярко показывает нам любовь. Любовь, которой ученики любили Своего Учителя. Мария не побоялась прийти утром ко гробу, ученики не поверили в то, что кто-то мог забрать Тело Иисуса и побежали проверять. Осознав потерю, они сильно удивлялись, пытаясь понять, что же произошло. Из слов эммаусских путников (Лк 24:21) мы знаем, чего ожидали ученики от Своего Учителя: они надеялись, что Он спасет Израиля, они были еще под влиянием современного им учения о Мессии как Царе, Завоевателе, Покорителе, Благодетеле, Который даст мир израильскому народу, Который избавит их от всех врагов, Который сделает Израиль великой державой, Которому покорятся все цари земные, и с Которым израильтяне будут жить в сытости и достатке. Но все эти надежды распадаются в прах уже в пятницу страдания Христова, остаются ноющей и больной раной в пасхальную субботу и становятся глубочайшей трагедией, когда апостолы не просто теряют своего Учителя, положив Его во гроб, но теряют даже Тело Того, Кто был для них воплощением надежды на спасение. Они, несомненно, почитали бы Его останки, почитали его гробницу, как почитали гробницы великих пророков, но теперь они потеряли последнее, что у них было от их Учителя – Его Тело.

Итак, главная задача сегодняшнего Евангелия – дать нам почувствовать то, что чувствовали апостолы в тот первый после субботы день: почувствовать глубину трагедии и потери для Марии, почувствовать недоумение и глубокое отчаяние учеников, потерявших последнюю надежду на встречу со Своим уже умершим Учителем. Почувствовать глубины скорби и страданий, после которых в храме торжественно прозвучит громогласное «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Проповедь, произнесенная 25 сентября 2010 года в Иоанно-Богословском храме за всенощным бдением.


Опубликовано 26.09.2010 |

Просмотры: 459

|

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите:

Целью поста является освобождение человека от его эгоизма, от господства его собственного «я». Собственно говоря, вся жизнь христианская и посвящена тому, чтобы «я» перестало господствовать и поглощать все внимание человека, чтобы оставались силы обращать свой взор и к Богу, и к ближним своим.

Никакие условия и обстоятельства времени не могут быть причиной того, чтобы церковный корабль изменял спасительный вектор своего движения. Сколь бы жесткими не были реалии жизни, Церковь не должна изменять себе и действовать в угоду тем, на чьей стороне находится власть, деньги и прочие преимущества.

Добрый день!

  1. Поступающим на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию справку об отсутствии судимости предоставлять не требуется (подробный перечень документов размещен на сайте ).
  2. Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
  3. Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля . Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля ) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
    Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
  1. Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия) .
  2. Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: [email protected] .
    Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля ), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
  3. Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.

С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии

Богом любезные отцы, братия, матери и сестры. Сейчас, за воскресным всенощным бдением, нашему христианскому вниманию было предложено пятое воскресное Евангельское чтение на утрени.

Мы с вами уразумели, что в тот же день, когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, двое учеников Господних шли в селение Эммаус, которое было расположено в шестидесяти стадиях от Иерусалима. Стадия - греческая мера длины 180 метров. 180 метров умножим на 60, и мы получим 10 километров.

Один из шедших учеников был родственник Иисуса Христа по имени Клеопа. Другой, как предполагают святые отцы, был апостол Лука. Оба ученика шли с поникшими головами и сердцем, исполненным скорби. Они беседовали между собою о своих несбывшихся надеждах в связи со смертью своего Божественного учителя, и в такой беседе Иисус Христос приблизился к ученикам, шел с ними, а когда уже поравнялся с ними, то и спросил: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны»? Один из них, с именем Клеопа, сказал Ему в ответ: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» И сказал им: «О чем?» Они сказали Ему, что было с Иисусом Назарянином, который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

Тогда Господь сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. Так приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» И, вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Господь был узнан ими в преломлении хлеба».

Мы также свидетельствуем о Воскресении Иисуса Христа, это событие у нас здесь, в Святой Обители, отражено в Церковной живописи на правой стене. И пусть крупица этих наших знаний вольётся в дело нашего спасения.

Спаси вас Господи за внимание.

Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24, 12-35).

Еще в конце четвертого воскресного Евангелия упоминалось об апостоле Петре, что он – после рассказа мироносиц об опустевшем Гробе и явлении ангелов, говоривших о Воскресении Христовом, – побежал ко Гробу ... Да и мог ли этот пламенный ученик, после такого рассказа женщин, спокойно оставаться среди неповеривших людей?! Никак! Пусть другие думают, что хотят; но он о них и не думает: ему только думается о Христе! Гроб пуст... Куда же Он делся? Конечно, ни о какой краже мертвого тела и мысли у него не было. Да и зачем? Чтобы лишний раз убедиться, что Христос мертв?.. Но факт остается несомненным: гроб пуст! Может быть, что мироносицы и видели ангелов? Пусть их речи о виденном показались другим «пустыми» ... Но важнее, что-гроб-то пуст!.. Пуст!.. Что такое?! И горячий Петр вскакивает и бежит туда... За ним и любимый Иоанн... А тут еще мучают мысли... Отрекся... трижды... с клятвами... Но об этом будет подробно говориться в седьмом Евангелии.

А сейчас мы обратимся к явлению Воскресшего Господа эммаусским путникам.

Эммаус – это небольшие селение, к западу от Иерусалима, на расстоянии шестидесяти стадий, то есть около двенадцати верст на два – два с половиной часа пути. Путешественники, очевидно, хорошо знали эти места, если указывали расстояние: вероятно, они жили около этих мест; и шли домой...

Далее и совершается чудо явления... Но мы сначала вдумаемся в душевное настроение путешественников... Нас не может не приводить в недоумение это самое путешествие. В самом деле. Допустим, умер Христос... Но ведь им уже совершенно известно было, что некоторые женщины... были рано у гроба; что они там уже не нашли тела Иисуса; и будто они видели ангелов, и те говорят, что Он – жив (Лк. 24, 22-23). И это подтвердили некоторые из наших , то есть из учеников Христовых... Но Его не видели (Лк. 24, 24)... Конечно, не из двенадцати, а из семидесяти, – идут домой из Иерусалима, где происходили такие чрезвычайные события!

Казалось: им ни о чем бы не стоило и помышлять, ни о пути куда-то, а выяснять: что же случилось? куда делось тело? да ведь и женщины – имеют же здравый ум, а они говорят, что видели ангелов? А эти путники идут по направлению к Эммаусу... Как это объяснить? почему – такое равнодушие?.. Ну, пусть не полное равнодушие: вот они идут и разговаривают об Иисусе... Но все же странно, что они ушли из Иерусалима! Ну, хотя бы пошли убедиться ко Гробу, что Его там нет... А они уходят... Сказать: разочарование?.. Но разговаривают...

И можно предположить: не был ли тут страх? Ведь и одиннадцать разбежались ночью..., И они сидели при затворенных и даже запертых дверях, хотя и собрались все (Ин. 20, 19) ... И это понятно нам: Иисуса арестовали и распяли... Теперь враги могут преследовать и учеников Его? Ведь и служанка Каиафы говорила о Петре: ...и этот был с Иисусом Назореем (Мф. 26, 71).

Знает тем более начальство... И Петр, сам Петр твердый отрекался пред всеми с клятвой: ...не знаю: что ты говоришь? (Мф. 26, 70)... Что же тогда думать о других? А он на вечере говорил: готов и в темницу, и даже на смерть за Него (Мф. 26, 35). Так и другие говорили.

А когда пришли женщины и рассказали о виденном, им не только не верят, но даже и не двигаются с места... Это тоже удивительно. Чего же требовать от семидесяти, если и главные, одиннадцать, сидят в страхе при запертых дверях?

Только двое не вытерпели – Петр и Иоанн, – тотчас побежали ко Гробу... А эти – пошли из Иерусалима. Куда? Неизвестно... По направлению в Эммаус. Подальше от опасного теперь города... Кто же они? Кто эти двое?

Один из них некто Клеопа... Он назван по имени... Не будем разбирать: какой Клеопа? Кто он? Право, это не существенно для нас. Но зачем же упомянуто о нем? В подобных случаях всегда называют свидетелей события, очевидцев. А другой, – так твердо держит предание, – был сам евангелист Лука. Да ему и не было нужды говорить о себе: кто же мог знать все подробности этого явления, кроме их двух? Никто! Правда, они потом рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24, 35) – десяти апостолам (Фомы не было тогда); но ни Матфей, ни Иоанн не записали этого рассказа их: очевидно, предоставили это самим очевидцам... А Лука, и по смирению, не назвал своего имени... Он и в Деяниях не упоминает о себе, – хотя и говорит: мы.

Может быть, интересно кому-нибудь: почему Воскресший явился сначала – не одиннадцати апостолам, а женщинам, эммаусским путникам? Женщины достойны были этого: они ночью идут ко Гробу; они ароматы приготовили для помазания; Магдалина плачет у гроба; такова – горячая любовь! Главное же: они должны были подготовить апостолов своими рассказами...

А почему явился эммаусцам? Мироносицам не верили: женщины! Доверчивые! А тут мужи, притом сомневающиеся: им можно доверять! Новая подготовка.

Теперь возвратимся к явлению. Идут двое... Догоняет их Христос... Они Его не узнают. Как это возможно? Мир иной существует и по иным законам: потому он и называется «иным», «другим»; говорим: «тот мир», «сверхъестественный», «небесный» ... Потому умному человеку не нужно даже спрашивать... «Там» все – иное...

Важно, что Воскресший пожелал скрыть Себя сначала... Да иначе они устрашились бы... Нужно и их подготовить... Приблизившись, пошел с ними... Догнал... Вероятно, двое шли медленно; так что Спутнику можно было догнать их... И, догоняя, Иисус мог слышать: о чем они говорят? и голос их – печальный.

На пути часто одни пристают к другим и заговаривают. О чем? – спрашивает Он. О Иисусе Назарянине! – Не называют Его Христом, то есть Помазанником Божиим: прежде, до смерти, могли бы назвать Его так; а теперь все мессианские надежды на Него рухнули: распят! умер! Удивляются, что Он, будто пришелец, не знает о случившемся в последние три дня... Все знают...

А они – двое и другие многие – надеялись было, что Он есть Избавитель Израиля... Но вот уже третий день ныне, как это произошло , то есть смерть Его... Напрасные ожидания... Вот только некоторые женщины и некоторые из наших... В этих словах таится еще какая-то надежда... на что-то... И Господь заговаривает с ними.

С другими нечего и заговаривать, если они не хотят истины, не ищут ее искренно... Сам Господь учил: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями... (Мф. 7, 6). А тут почва была еще мягкая: и не верят, и чего-то ждут! С такими следует заговаривать...

Что же воскресший Спутник? Сначала – упрекает идущих!.. О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

И действительно: неразумны такие люди! И Фому упрекнул потом Господь за это же... Да и мы – такими же бываем... Раз в Писании что-либо сказано, нужно сразу бы принимать; а мы «медлим».

Не похвально это... Вот Иоанн – иной был: увидел и уверовал (Ин. 20, 8). А Петр – ушел, лишь дивяся (Лк. 24, 12). ...И Воскресший стал приводить им Писание, начав от Моисея и из всех пророков, что так и надлежало пострадать Христу, а потом и войти в славу Свою (Лк. 24, 26 – 27).

Какую славу? От чего Он пришел избавить Израиля? Евреи вообще ждали политического освобождения, а не духовного; такого мнения держались и апостолы; например, Саломия, мать Иакова и Иоанна, просила Христа: сесть... одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей (Мк. 10, 35; Мф. 20, 21). И вообще они, как мы видели это прежде, не понимали: что значит – воскреснуть? Поэтому и Христос говорит теперь не о воскресении, а вообще о славе Своей .

И притом Он называет Себя Христом (помазанником, Мессией); а путники только Иисусом Назарянином. На эти разговоры понадобилось времени не мало.

В это время они незаметно подошли к Эммаусу. ...День уже склонился к вечеру, – например, часам к четырем. Значит, из Иерусалима вышли часов в одиннадцать-двенадцать, да два – два с половиной часа были в пути... Путник показывал им вид, что хочет идти далее.

Но, когда Он говорил им на дороге и когда изъяснял им Писание , – у них уже горело... сердце; и они, естественно, хотели провести с Ним и вечер, и говорить, – точнее, слушать Его – хоть целую ночь! Но не сказали Ему истинной причины, а сказали: уж поздно, вечер! – Стеснялись!

Подали ужин... По-видимому, дом этот был сельская гостиничка, а не принадлежал кому-нибудь из них...

И тут совершилось непостижимое чудо. По еврейским обычаям, старший берет хлеб, благословляет его, а потом разламывает и дает прочим... Так делал и Христос с апостолами... Так сделал и теперь... Казалось, ничего особенного Он не сделал и ничего не сказал. Но тогда открылись у них глаза. А все это время, с самой первой встречи, глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Как это? Что это значит: удержаны, открылись? Все в мире (даже и естественном, а тем более – сверхъестественном) познается опытом. И кто из нас этого опыта не имел, Тому никакие слова не помогут... Не будем и любопытствовать напрасно. Но так было! Духовное познается духовно (1 Кор. 2, 13-15). ...Они узнали Его; но Он стал невидим для них! Чудо есть чудо! Явление Воскресшего было!

Что же далее? – хочется нам спросить. Пораженные явлением, они забыли все: и ужин, и самый Эммаус, куда шли, и опасный Иерусалим, если только они его боялись, и позднее время, и усталость. И, вставши тотчас, немедленно пошли, – нет, не пошли, а почти бежали, – обратно; и нашли вместе одиннадцать , – собственно, уже десять: Фомы не было; и бывших с ними. Кого это? Не написано в Евангелии... Может быть, и жен мироносиц? Может быть, еще кого? Но те уже говорили сами, что Господь истинно воскрес! И что Он явился Симону . А эммаусцы рассказали о явлении Христа им.

О явлении Симону Петру – нигде больше не упоминается, кроме как у апостола Павла (1 Кор. 15, 5). Нужно думать: Господь хотел утешить его в отречении. Но он, по смирению, не хотел, чтобы о нем упоминали; и только Иоанн, по смерти его, сообщил о ловле на море Тивериадском, после которого Симон был возвращен в лик апостолов.

«ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Бухарестский мирный договор (1812 г Бухарестский мирный договор (1812 г Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Полеты первых космонавтов Возвращение на Землю Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Полеты первых космонавтов Возвращение на Землю