Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Слова различаются между собой не только лексическим значением. Все их множество принято разделять на группы - части речи. Градация эта происходит на основе грамматического значения слов и их особых признаков - морфологических.
Морфология - раздел русского языка
Частями речи занимается целый раздел науки, называемый морфологией. Любое слово имеет свойственные ему характеристики: общее значение, грамматическое, также морфологические и синтаксические признаки. Первое указывает на одинаковое значение конкретной части речи. К примеру, обозначение предмета именами существительными, его признака именами прилагательными, глаголами - действие, а причастиями - признак по действию.
Синтаксические признаки - это роль той или иной части речи в предложении. Например, глаголы, как правило, являются сказуемыми, реже - подлежащими. Имена существительные могут в предложении быть дополнениями, обстоятельствами, подлежащими, а иногда и сказуемыми.
Какие бывают морфологические признаки
Гораздо более обширна группа морфологических признаков, постоянных и непостоянных. Первые характеризуют слово как конкретную часть речи. Например, у глагола всегда определяют спряжение, вид, переходность. Непостоянные морфологические признаки указывают на то, что часть речи имеет способность изменяться. Например, имя существительное изменяется по падежам и числам - это будут его непостоянные признаки. А вот наречие и деепричастие - неизменяемые части речи, соответственно, у них необходимо указывать только постоянные признаки. То же самое и для служебных частей речи и междометий.
Прежде чем разбирать морфологические признаки частей речи, стоит отметить, что необходимо различать слово и его форму. Слова различаются между собой лексическим значением, а при их изменении образуются их формы. Например, слово "участок" имеет лексическое значение «огороженная часть местности», а его формами будет изменение по падежам: участка, участку, участком, об участке.
Имя существительное
Указывая постоянные морфологические признаки существительного, говорим о том, нарицательное оно или собственное, одушевленное или неодушевленное, также определяем тип его склонения и род.
Нарицательные существительные обозначают совокупность каких-либо предметов, не выделяя их индивидуальных черт. Например, словом "река" мы обозначаем все реки: большие и маленькие, северные и южные, полноводные и не очень. Но если нами указана конкретная река, единственная в своем роде, например, Нева, - существительное будет собственным.
Предметы живой природы относятся к одушевленным существительным, все остальные - к неодушевленным. Это постоянные морфологические признаки существительного. Собака (кто?) - одушевленное; стол (что?) - неодушевленное. Также существительные этих категорий различаются формами винительного и родительного падежей. Окончания в родительном и винительном падежах множественного числа совпадают у одушевленных, у неодушевленных - винительного и именительного.
Приведем пример. Родительный падеж: нет (кого?) кошек; винительный: вижу (кого?) кошек. Сравним: вижу (что?) стулья; есть (что?) стулья.
Выделяют следующие роды: мужской, женский и средний. Чтобы определить эти морфологические признаки имени существительного, необходимо подставить к слову местоимения мой - моя - мое соответственно.
Склонение имен существительных представим в таблице:
Непостоянные морфологические признаки имени существительного - его падеж и число. Этими категориями образуются формы слова-существительного.
Имя прилагательное
Так же, как у существительного, морфологические признаки имени прилагательного подразделяются на постоянные и непостоянные.
Первые - его разряд, степень сравнения и форма, полная или краткая.
Имена прилагательные подразделяются на качественные, относительные и притяжательные. Первые могут быть у предмета в той или иной мере, они могут выступать в полной либо краткой форме, а также образовывать степени сравнения. Например: красивый - прилагательное качественное. Докажем это. Для него характерны такие морфологические признаки прилагательного, как степень сравнения (более красивый, красивейший) и краткая форма (красив). Относительные прилагательные не могут иметь этих категорий (золотой, туманный, бритвенный). Притяжательные обозначают принадлежность, они отвечают на вопрос "чей?".
Степени сравнения подразделяются на сравнительную и превосходную. Первая показывает большую или меньшую степень какого-либо качества: чай более сладкий - менее сладкий - слаще. Превосходная степень обозначает наивысшую или наименьшую степень признака: кратчайший, забавнейший, мельчайший.
Полная и краткая форма присущи качественным прилагательным. Следует помнить, что краткие не склоняют, но их можно изменять по числам и родам: веселый (полная форма) - весел (м.род, ед. число) - весела (ж.р., ед. ч) - веселы (множественное число).
Непостоянные морфологические признаки прилагательного - формы падежа, числа и рода, в которых оно употреблено. Категорию рода возможно определить только у прилагательных в единственном числе.
Имя числительное
Постоянные морфологические признаки слова, являющегося именем числительным, - его разряд и характеристика строения.
Выделяют числительные количественные и порядковые. Первые требуют ответа на вопрос "сколько?" (десять, пятнадцать, двадцать пять), вторые - "какой по счету?" (десятый, пятнадцатый, двадцать пятый).
- Простые (пять, второй).
- Сложные (тринадцать, пятнадцатый).
- Составные (двадцать два, триста сорок первый).
Непостоянные признаки имени числительного во многом определяются его разрядом. Так, для количественных числительных характерно изменение по только падежам. Порядковые числительные близки по грамматическим параметрам с прилагательными, поэтому могут образовывать формы падежей, изменяться по числам и родам.
Местоимение
Если говорить о местоимении, то его морфологические признаки во многом зависят от того, какой части речи близко оно по грамматическому значению. Они могут тяготеть к существительному, прилагательному или числительному. Разберем местоимения и их морфологические признаки в этом контексте.
Для местоимений-существительных характерны неизменяемые категория лица (личные) и формообразующие род, число, падеж.
Местоимения-прилагательные также возможно изменять по родам, числам и падежам. Исключение составляют слова ее, его, их - они не изменяются по падежам.
Только падежную форму имеют местоимения - числительные.
Итак, определяя, какие морфологические признаки у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.
Глагол: постоянные признаки
Постоянные морфологические признаки глагола - его вид, переходность, возвратность и спряжение.
Глаголы бывают двух видовых категорий, совершенного и несовершенного. Первый предполагает вопрос "что сделать?", второй - "что делать?". Например, сдвинуть (что сделать?) - совершенный вид; сдвигать (что делать?) - несовершенный вид.
Категория переходности предполагает, что глагол управляет именем существительным, стоящим в форме винительного падежа без предлога. Все остальные глаголы будут непереходными. Приведем пример: ненавидеть (кого, что?) врага, ложь, туман - глагол переходный. Идти в дом, лететь по небу, прыгать через ступеньку, заболеть ангиной - эти глаголы непереходные, существительные с предлогами, и формы винительного падежа не составить.
Возвратный глагол имеет суффикс -ся (-сь): купаться, купаюсь (возвратные); купать - невозвратный.
Спряжение глагола представим в таблице:
Глагол: непостояные признаки
Непостоянные морфологические признаки глагола - его число, наклонение, род, время и лицо. Эти категории во многом определяются другими. Например, по временам изменяются глаголы изъявительного наклонения. Глаголы несовершенного вида единственные имеют три формы времени.
У глаголов русского языка три формы наклонения: изъявительное (я пеку, я буду печь, я пекла), повелительное (пеки) и условное (пекла бы).
Изменяются глаголы и по родам: он плыл, она плыла, оно плыло. Эта категория характерна для глаголов прошедшего времени.
Лицо глагола обозначает, кем действие исполняется: самим говорящим (я убираю), собеседником (ты убираешь) или предметом/лицом разговора (она убирает).
Как и у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.
Причастие
Постоянные морфологические признаки причастия - это вид, переходность, возвратность, залог и время.
Так же, как и глаголы, причастия бывают совершенного и несовершенного вида: работающий (что делать? работать) - несовершенный вид; построивший (что сделать? построить) - совершенный вид.
Если причастие образовано от переходного или возвратного глагола, эти же признаки сохранятся и у него. Например, от переходного глагола "запирать" образовано причастие "запирающий" (запиравший) - оно тоже имеет эту категорию. От возвратного глагола "запираться" образовано причастие "запирающийся", соответственно, тоже возвратное.
Причастия могут быть действительными (признак совершается самим предметом: думающий - это тот, кто думает) и страдательными (предмет испытывает на себе действие признака: написанная книга - это книга, которая кем-то написана).
Две формы времени можно выделить у причастий: настоящее (играющий) и прошедшее (игравший).
Непостоянные морфологические признаки причастия схожи с именем прилагательным: род, число, падеж, форма (краткая или полная).
Деепричастие
Деепричастие - неизменяемая часть речи, поэтому у него определяются исключительно постоянные признаки:
- Вид. Совершенный (что сделав? - прочитав) и несовершенный (что делая? - читая).
- Переходность. Передается от глагола: решив (решить - переходный глагол); идя (идти - непереходный глагол).
- Возвратность. Распределившись - возвратное деепричастие; распределив - невозвратное.
Наречие
Так же, как деепричастие, наречие не образует формы. Таким образом, у него указывают только постоянные морфологические признаки: разряд по значению и если наречие качественное, т.е. образовано от имени прилагательного, указывают степень сравнения.
Например, наречие "весело" образовано от прилагательного веселый, поэтому возможно образование степеней сравнения: весело (положительная); веселее (сравнительная); веселее всех (превосходная).
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи , которая указывает на признак предмета и отвечает на вопросы «какой?» , «чей?» (зеленый, птичий, холодный, добрый ).
Имя прилагательное
указывает на следующие признаки предмета
:
- размер предмета : узкий, маленький, низкий, широкий;
- физические свойства предмета : твёрдый, холодный, жидкий, кислый;
- форма и положение предмета : верхний, круглый, кривой;
- абстрактные свойства предмета : умный, веселый, мечтательный, злой;
- пространственные характеристики предмета : южный, тибетский, скандинавский;
- временные характеристики предмета : ранний, поздний, утренний, дневной, зимний;
- назначение предмета : ткацкий, военный, спальный;
- материал предмета : деревянный, железный, золотой, бумажный;
- количественный признак предмета : двойной, тройной, четырёхлетний;
- принадлежность предмета : отцовский, дедов, волчий, рыбий и другие характеристики предмета .
Классификация имён прилагательных.
По значению имена прилагательные делятся на три разряда:
- качественные имена прилагательные;
- относительные имена прилагательные;
- притяжательные имена прилагательные.
Морфологические особенности имён прилагательных.
Имена прилагательные склоняются по числам, родам и падежам. Начальной формой имени прилагательного является именительный падеж единственного числа мужского рода.
Имя прилагательное имеет степени сравнения , а также имеет полную и краткую формы .
Имя прилагательное всегда согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
Разряды имён прилагательных.
Как уже говорилось выше, имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Качественное имя прилагательное указывает на признак предмета, который доступен для восприятия органами чувств человека (зрение, осязание, слух и др.).
Существует целый ряд параметров , по которым имя прилагательное указывает на признак предмета:
- Размер предмета : большой, маленький, огромный, широкий;
- Форма предмета : круглый, квадратный, плоский, прямой;
- Физические свойства предмета : жидкий, вязкий, рассыпчатый;
- Цвет предмета : белый, жёлтый, красный;
- Вкус предмета : кислый, сладкий, горький, солёный;
- Запах предмета : ароматный, пахучий, смрадный;
- Вес предмета : тяжелый, легкий, невесомый, увесистый;
- Температура предмета : холодный, горячий, прохладный, теплый;
- Звук предмета : звонкий, оглушительный, тихий, громкий;
- Общая оценка предмета : вредный, полезный, важный и др.
Особенности качественных имён прилагательных.
Качественные имена прилагательные имеют целых список особенностей и признаков, среди которых можно выделить следующие:
- Наличие степеней сравнения:
яркий - ярче - ярчайший - самый яркий.
- Наличие полной и краткой формы:
Веселый - весел, добрый - добр, толстый - толст, холостой - холост.
Примечание
. Имена прилагательные не склоняются по падежам в краткой форме.
- Способность образовывать наречия, оканчивающиеся на -е, -о :
Весёлый - весело, хороший - хорошо, плохой - плохо.
- Способность образовывать абстрактные существительные :
Веселый - веселье, добрый - добро, злой - зло, молодой - молодёжь.
- Способность образовывать сложные прилагательные повтором:
Добрый-добрый, сонный-сонный, грустный-грустный.
Относительные имена прилагательные.
Относительное имя прилагательное указывает на признак, который косвенно выражает отношение к другим параметрам :
- Лицо: студенческая жизнь, детское питание.
- Место: подземная река, сельская дорога .
- Материал: арбузная конфета, деревянный стул, цветочный аромат.
- Время: зимний поход, вечерняя пробежка.
- Назначение, действие, свойство: раздвижной диван, самоходный аппарат, гладильная доска.
Также существует множество других параметров, по которым относительные прилагательные указывают на отношение к другим предметам.
Особенности относительных прилагательных:
1. Они не образовывают степени сравнения: стул не может быть более или менее деревянным или ложка - более или менее оловянной.
2. Относительные прилагательные могут заменяться синонимическими словосочетаниями: куриный суп - суп из курицы, пуховая перина - перина из пуха.
Притяжательные прилагательные.
Притяжательное имя прилагательное указывает на принадлежность кому-то и отвечает на вопрос «чей?» (чья? чьё? чьи? ):
Волчий мех, собачий хвост, мамина юбка, девичья коса.
Склонение имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных - это изменение прилагательных по падежам, числам и родам. Как мы уже говорили, прилагательное неразрывно связано с именем существительным, на признак которого указывает, соответственно, управляется им же. Это значит, что с данным существительным прилагательное согласуется в числе, роде и падеже.
Это правило не распространяется на прилагательные в краткой форме - они не склоняются по падежам, только по числам и родам.
Имена прилагательные мужского рода единственного числа , имеющие окончания -ой, склоняются так же, как прилагательные на -ый:
Добрый , заводной - доброго , заводного - доброму , заводному и т.д.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.
Задачи:
- научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
- учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
- развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
- развивать навык самоконтроля
- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)
Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)
Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.
Поставьте цель своей деятельности на уроке.
- Научиться различать прилагательные разных разрядов.
- Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
- Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.
Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.
Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) | - ин(?), - ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
- 1-я группа – качественные прилагательные;
- 2-я группа – относительные прилагательные;
- 3-я группа – притяжательные прилагательные.
3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.
- 1-й – только качественные
- 2-й – только относительные
- 3-й – притяжательные
Имена прилагательные | ||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.
Род, число и падеж – изменяемые грамматические категории, которые являются непостоянными признаками прилагательных. Они свойственны любым прилагательным, независимо от их разряда. В этом и заключается главное отличие непостоянных признаков этой части речи от постоянных.
Что такое непостоянные признаки прилагательных?
Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного (местоимения), с которым прилагательное согласуется. В отличие от постоянных, непостоянные признаки прилагательных свойственны всем словам данной части речи, не зависимо от того, к какому разряду по значению они относятся.
Примеры прилагательных с непостоянными признаками в словосочетаниях : спелый арбуз, шерстяного одеяла, синим карандашом, в хрустальной вазе, о лесных зверях .
Какие бывают непостоянные признаки прилагательных?
В русском языке существует три непостоянных грамматических признака прилагательных:
- Род
– признак, указывающий на родовую принадлежность прилагательного.
- Мужской (древний, яркий, молод) ;
- Женский (воздушная, кирпичная, полезна) ;
- Средний (железное, ласточкино, убрано) .
- Число
– признак, указывающий на количество предметов, которым присуще называемое прилагательным качество.
- Единственное (ветхий, дорожное, нежна) ;
- Множественное (бесконечные, волчьи, просты) .
- Падеж
– категория, определяющая синтаксические отношения прилагательного с существительными (местоимениями). Краткие прилагательные не склоняются по падежам.
- Именительный (маленький мальчик, темная комната) ;
- Родительный (маленького мальчика, темной комнаты) ;
- Дательный (маленькому мальчику, темной комнате) ;
- Винительный (маленького мальчика, темную комнату) ;
- Творительный (маленьким мальчиком, темной комнатой) ;
- Предложный (о маленьком мальчике, о темной комнате) .
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
В курсе изучения морфологии обучающимся каждой школьной ступени приходится изучать части речи. Постоянные и непостоянные дети узнают уже в пятом классе. Их особенности разберем подробно.
Имя прилагательное
Эта группа частей речи отличается красочностью и изящностью. Без нее не обходится ни один текст, даже если он научного содержания. Прилагательные помогают нам описать размер (длинный, большой, крошечный), рассказать про чью-либо внешность (милый, рыжеволосый), указать на цвета (белый, желто-синий, фиолетовый), раскрыть чувства (печальный, веселый, рассерженный).
В начальной форме оно употребляется в Основные вопросы, на которые оно отвечает: какой? чей? Именно в таком варианте вы можете найти искомое слово в орфографическом или толковом словаре.
В русском языке есть понятие «постоянные и непостоянные признаки». Оно обозначает, что любая часть речи обладает комплексом определенных качеств и характеристик, которые необходимо изучать. И прилагательное в этом случае не исключение.
Постоянные признаки
Любой грамотный обучающийся знает, что все имеют свои особенности.
Довольно сложным в изучении являются постоянные и непостоянные признаки прилагательного.
К первым относятся разряды. Обычно их подразделяют на три группы.
Они отличаются от других разрядов тем, что могут образовывать путем усечения окончания краткие формы.
Например: великий - велик, постоянный - постоянен, светлый - светел.
Еще одно особенное отличие - умение сопоставлять одно качество с другим. В лингвистике это называют степенью сравнения.
Например: прохладный - прохладнее (более прохладный) - прохладнейший (самый прохладный).
Эти особенности отличают качественные имена прилагательные от всех остальных. Ни один разряд не имеет столько возможностей.
Помните, если вы сомневаетесь, это постоянный и непостоянный признак прилагательного, помните, что к первым относят лишь разряды.
Следующая группа отличается от других вопросом. Только может отвечать на вопрос «чей? ». Этот разряд обозначает принадлежность какому-либо животному или человеку.
Например: волчий след, акулий глаз.
Последняя группа - это относительные прилагательные. Они подсказывают, к какому времени или месту относится слово. Например: весенняя капель (время года), плавательный бассейн (предназначение), лесная прохлада (место).
Непостоянные признаки
Все характеристики, которые под влиянием чего-либо могут изменяться, называют непостоянными. В отличие от разрядов, эти могут отклоняться от начального варианта.
Необходимо различать постоянные и непостоянные признаки прилагательного.
Первое, что необходимо назвать, это род. Все они (мужской, средний и женский) присущи и имени прилагательному.
Например: настенный - темное - водная.
Следующим является число. Эта часть речи употребляется как в единственном, так и во и множественном: любой - разные.
Ну и, конечно, прилагательное изменяется по всем падежам. В этом оно схоже с существительным.
Признаки имен прилагательных (постоянные и непостоянные) указывают во время Его план укажем ниже в статье.
Роль в предложении
Постоянные и непостоянные признаки прилагательного изучаются очень подробно на уроках русского языка.
Помимо этого, детально рассматриваются все возможные его синтаксические функции.
Поскольку оно отвечает на вопрос «какой?», то, как правило, играет в предложении роль определения.
Например: Теплый летний вечер запомнился нам надолго.
В случае, когда прилагательное берет на себя функцию действия, то оно будет являться сказуемым.
Например: Платье было пестрое.
Иногда в русском языке происходит такое явление, как переход одной части речи в какую-либо другую. К примеру, слово "столовая" раньше было прилагательным. Теперь же оно чаще употребляется как существительное, потому в именительном падеже исполняет роль подлежащего, а в косвенных - дополнения.
Образец разбора
Перед тем как показать пример, необходимо разработать небольшой план, который поможет не запутаться в признаках.
- Начальная форма и вопрос.
- Грамматические особенности.
- Постоянный и непостоянный признак прилагательного.
- Роль в предложении.
Пример: В уютном доме расположились гости.
- Уютный - имя прилагательное (какой?).
- Признак.
- Качественное.
- Мужской род, предложный падеж, единственное число, форма полная, степень положительная.
- Функция - определение.
Теперь вы без труда сможете выполнить разбор самостоятельно. Будьте внимательны, прилагательные очень часто путают с причастиями.