Объяснение главных молитв богоявления, или крещения господня. Текст праздничной службы в формате.doc. Тропарь Крещения Господня

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Молитвы на Крещение Господне Тропарь (главная молитва праздника) Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Перевод с церковно-славянского языка: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Кондак Крещению Господню (вторая главная молитва праздника) Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный. Перевод: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!» Тропарь на водоосвящение Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. Перевод: Глас Господа взывает на водах, говоря: «Все придите и примите явившегося Христа, - Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия». Молитва Богоявлению (Крещению Господню) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: “Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Крещение Господне (Богоявление) – один из двунадесятых православных церковных праздников, который отмечается 19 января 2019 года. Он имеет 4 дня предпразднества и 8 дней попразднества.

В эти дни в храмах идут торжественные богослужения, на которых читаются особые молитвы на праздник Богоявления. Какие молитвы читают на Крещение Господне? Это тропарь, кондак и величание.

Молитвы на Крещение Господне

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Перевод:
«Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!»

Кондак Крещения Господня

глас 4-й
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.»
Перевод:
«Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Перевод:
«Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана».

Основная молитва на праздник Богоявления

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый!
Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею.
Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси:
«Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго.
Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их.
Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет.
Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает рехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай.
Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Теперь вы знаете, какие молитвы читают на Крещение Господне. С праздником вас, дорогие христиане!

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии

Крещение Господне, прп. Андрей Рублев, 1405 г.

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ
Свято́е Богоявле́ние Креще́ние Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́

С нами Бог , разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли: / Яко с нами Бог.
Могущии покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете, / и паки побеждени будете: / Яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, / разорит Господь: / Яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, / не пребудет в вас: / Яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, / ниже смутимся: / Яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего Того освятим, / и Той будет нам в страх: / Яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, / будет мне во освящение: / Яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, / и спасуся Им: / Яко с нами Бог.
Се аз и дети, яже ми даде Бог: / Яко с нами Бог.
Людие ходящии во тьме, / видеша свет велий: / Яко с нами Бог.
Живущии во стране и сени смертней, / свет возсияет на вы: / Яко с нами Бог.
Яко Отроча родися нам, / Сын, и дадеся нам: / Яко с нами Бог.
Егоже начальство бысть на раме Его: / Яко с нами Бог.
И мира Его несть предела: / Яко с нами Бог.
И нарицается Имя Его, / Велика Совета Ангел: / Яко с нами Бог.
Чуден Советник: / Яко с нами Бог.
Бог крепок, Властитель, / Начальник мира: / Яко с нами Бог.
Отец будущаго века: / Яко с нами Бог.
С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. / С нами Бог.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. С нами Бог. / Яко с нами Бог.

Тропари:
День преше́д, благодарю́ Тя, Го́споди, ве́чер, прошу́, с но́щию без греха́ пода́ждь ми, Спа́се, и спаси́ мя
Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер, прошу, с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя.
И ныне: День прешед, песнословлю Тя, Святый, вечер, прошу, с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя.
Безплотное естество Херувимское, немолчными песньми Тя славословят. Шестокрильная животная серафими, непрестанными гласы Тя превозносят: Ангелов же вся Воинства трисвятыми песньми Тя восхваляют. Прежде бо всех еси Сый Отец, и собезначальна имаши Твоего Сына: и равночестна носяй Духа жизни, Троицы являеши нераздельное.
Пресвята́я Де́во Ма́ти Бо́жия,/ и и́же Сло́ва самови́дцы и слуги́:/ проро́к же и му́ченик вси ли́цы,/ я́ко безсме́ртну иму́ще жизнь:/ о всех моли́теся приле́жно,/ я́ко вси есмы́ в беда́х./ Да пре́лести изба́вльшеся лука́ваго,/ а́нгельскую вопие́м песнь:/ Святы́й, Святы́й, Святы́й, Трисвяты́й Го́споди,// поми́луй и спаси́ нас, ами́нь.

Тропарь праздника, глас 1:

Кондак праздника, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

СТИХИРЫ на Литии:
Одеваяйся светом, яко ризою, / нас ради по нам быти сподобился eсть, / во струи одевается днесь Иoрданския, / не Сам сих ко очищению требуя, / но нам Собою устрояяй порождение. / О, чудесе! / Без oгня изваряет, / и назидает без сокрушения, / и спасает в Него просвещаeмыя / Христос Бог и Спас душ наших.
Тебе, в Дусе и oгни очищающа грех мира, / зря Креститель грядуща к себе, / ужасаяся и трепеща, вопияше, глаголя: / не смею держати верх Твой пречистый, / Ты мя освяти, Владыко, / Божественным явлением Твоим, / Eдине Человеколюбче.
Приидите, подражаим мудрыя девы, / приидите, срящим явльшагося Владыку, / яко прииде, яко Жених, ко Иоанну. / Иoрдан, видев Тя, убояся и пожда. / Иоанн вопияше: / не смею держати верха Безсмертнаго. / Дух низхождаше в виде голубине освятити воды, / и глас с Небесе: / Сей eсть Сын Мой, / пришедый в мир спасти род человеческий, / Господи, слава Тебе.
Крещается Христос и восходит от воды, / совозводит бо с Собою мир / и зрит разводящаяся Небеса, / яже Адам затвори себе и сущим с ним, / и Дух свидетельствует Божество, / Подобному бо предтичет и глас от Небесе: / оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших.
Трепеташе рука Крестителева, / егда пречистому Твоему верху коснуся; / возвратися Иордан река вспять, / не дерзая служити Тебе. / Яже бо устыдеся Иисуса Навина, / како Творца своего устрашитися не имяше? / Но все исполнил еси смотрение, Спасе наш, / да спасеши мир явлением Твоим, / Едине Человеколюбче.
СЛАВА: Господи, исполнити хотя, / яже уставил eси от века, / от всея твари служитeли тайны Твоея приял eси: / от Ангел - Гавриила, от человек - Деву, / от Небес - звезду и от вод - Иoрдан, / в немже беззаконие мирское потребил eси, / Спасе наш, слава Тебе.
И НЫНЕ: Днесь всяка тварь просвещается, / днесь всячeская веселятся, / Небесная вкупе и земная, / Ангели и человецы смешаются, / идеже бо Царево пришествие, и чин приходит. / Тецем убо на Иoрдан / и видим вси Иоанна: / како крещает Верх Нерукотворенный и Безгрешный? / Темже, апостольский глас припевающе, согласно возопием: / явися благодать Божия спасительная всем человеком, / озаряющи и подающи верным велию милость.

СТИХИРЫ на стиховне:
На Иoрданстей реце / видев Тя Иоанн, к себе грядуща, глаголаше: / Христе Боже, что к рабу пришел eси, / скверны не имый, Господи? / Во имя же чие Тя крещу? / Oтца? Но Того носиши в Себе. / Сына? Но Сам eси воплотивыйся. / Духа Святаго? / И Сего веси даяти верным усты. / Явлейся Боже, помилуй нас.
Море виде и побеже, / Иoрдан возвратися вспять.
Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася: / к Твоей бо славе противозрети Херувими не могут, / ниже взирати Серафими, / но, со страхом предстояще, / oвии убо носят, / oвии же славят силу Твою. / С нимиже, Щедре, возвещаем хвалу Твою, глаголюще: / явлейся Боже, помилуй нас.
Что ти eсть море, яко побегло eси? / И тебе, Иoрдане, яко возвратился eси вспять?
Днесь Небесе и земли Творец / приходит плотию на Иoрдан, / Крещения прося Безгрешный, / да очистит мир от лести вражия, / и крещается от раба Владыка всяческих, / и очищение водою роду человеческому дарует. / Тому возопием: / явлейся Боже наш, слава Тебе.
СЛАВА, И НЫНЕ: Еже от Девы Солнце, / видя иже от неплодове светильник светлый, / во Иoрдане просяща Крещения, / ужасом и радостию вопияше к Нему: / Ты мя освяти, Владыко, / Божественным явлением Твоим.

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко,/ по глаго́лу Твоему́, с ми́ром;/ я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́,/ е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й,/ свет во открове́ние язы́ков,// и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля.

(трижды):
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Псалом 33:
Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся.
Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.
Бойтеся Господа, вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его.
Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

КОНЕЦ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ. НАЧАЛО УТРЕНИ
(выключается свет, читается шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы)

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне

Тропарь Крещения Господня, глас 1 (трижды):
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Величаем Тя, / Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося //
от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских.

ПРОКИМЕН, глас 4: Мо́ре ви́де и побеже́,/ Иорда́н возврати́ся вспять.
Стих: Что ти есть, мо́ре, я́ко побе́гло еси́, и тебе́, Иорда́не, я́ко возврати́лся еси́ вспять?
Всякое дыхание / да хвалит Господа.
Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его.

ЕВАНГЕЛИЕ от Матфея (гл. 1: 18-25) (перевод на русский язык)
В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: "Ты - Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение".
Слава: Всяческая днесь да возрадуются, / Христу явльшуся во Иордане.
И ныне: Всяческая днесь да возрадуются, / Христу явльшуся во Иордане.
Бог Слово явися плотию роду человеческому, / стояше креститися во Иордане, / и глаголаше к Нему Предтеча: / како простру руку / и прикоснуся верху Держащаго всяческая? / Аще и от Марии еси Младенец, / но вем Тя, Бога Превечнаго, / по земли ходиши, певаемый от Серафим, / и раб Владыку крещати не научихся. / Непостижиме Господи, слава Тебе.

Ныне Иисус Христос, по человеческому естеству достигши возраста лет тридцати, пришел на реку Иордан, - при которой св. Иоанн Предтеча проповедал покаяние, приготовляя иудеев к принятию обетованного Искупителя, - и принял от Иоанна крещение в водах Иордана.

И было в те дни, что, когда крестился от Иоанна весь народ, пришел Господь Иисус из Галилеи, из Назарета Галилейского, на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И крестился Господь Иисус от Иоанна во Иордане.
Когда же крестился Он и молился, се, отверзлись Ему небеса, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь. И Иоанн тотчас увидел разверзающияся небеса и Духа Божия, который сходил как голубь и ниспускался на Него.
И се, с небес был глас, глаголющий к Крещаемому: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! и к Крестителю: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!
Крестившись так, Христос Господь тотчас вышел из воды. Он был тогда лет тридцати.

Крещение Господа: Мф. 3:13-17 ; Мк. 1:9-11 ; Лк. 3:21-23 . «Евангельская история о Боге Сыне воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами Святых Евангелистов» Святитель Феофан Затворник

Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497г

В воспоминание Крещения Господня установлен Святою Церковью двунадесятый праздник, который назван Богоявлением Господним, потому что Богоявление, по изъяснению святого Иоанна Златоустого, сделалось известным миру не в рождении, а в крещении Господнем, или, как говорит свт. Амвросий Медиоланский, в этот день Господь явился не столько взору, сколько спасению людей, и притом, по выражению тропаря праздника, в крещении «Троическое явися поклонение», то есть впервые в истории человечества торжественно обнаружились три Лица Пресвятой Троицы.

Иисус Христос крещением , то есть погружением в водах Иордана, начинает Свое служение спасению рода человеческого открыто , пред взорами людей. Своим крещением Он возвышает в спасительное Таинство крещение Иоанна и Своим примером установляет, чтобы все верующие в Него крестились и крещением запечатлевали свой обет - в последующее время всеми силами своими служить единому Богу, в трех лицах прославляемому.

Дух Святый из отверстых небес сошел на Иисуса в виде голубя в засвидетельствование того, что Иисус приходит от Бога Отца , - есть обетованный Христос, крестящий Духом Святым (Ин. 1:33), и в предзнаменование того, что на всех верующих в Иисуса Христа и по заповеди Его принимающих крещение нисходит Он - Дух Святый.

Глас с небес, глас Бога Отца еще явственнее свидетельствовал о том, Кто принял крещение от Иоанна. Бог Отец с небес вещал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный,в Котором Мое благоволение» . Бог Отец свидетельствует об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем,Он явил» , в Котором Его Отеческое благоволение. Так Бог Отец свидетельствует об Иисусе Христе, что Он есть истинный Бог, что все люди должны веровать в Него, любить Его как возлюбленного Сына Божия, последовать Его учению и возлагать на Него все упование: ибо в Нем благоволение Отца Небесного, и никто не может прийти к Отцу, как только чрез Иисуса Христа (Ин. 14:6).

Тропарь праздника

Кондак праздника

Благодаря тому, что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом», которое открывает верующим вход в Церковь. Избиение младенцев в Вифлееме лишило ветхозаветную Церковь ее чад, но крещение дарует новозаветной Церкви новых чад:
Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: водою и Духом сынове тебе родишася…
Некогда неплодная и ужасным образом лишившаяся детей, Христова Церковь, ты ныне веселишься, ибо от воды и Духа у тебя родились сыновья…(Песнь 3 канона на Утрене)

В Древней Церкви Богоявление называли «днем светов», а Таинство крещения - «просвещением».
Вот как объясняет это митрополит Вениамин (Федченков): «…Почему именно называется так крещение? Конечно, не потому, что люди стали более учеными и знающими, что думают так называемые «просвещенные» люди. И напрасно «простые», но верующие и крещеные православные люди называют иногда себя «темными». Это совершенно неверно! Наоборот, так называемые «просвещенные» люди, но неверующие, являются «темными» в истинах спасения. И даже — нередко!
Просвещение же противополагается иной тьме: тьме греховной и тьме диавольской, которая так и называется «темной силой». А в противоположность ей Церковь учит о свете благодати, о свете Христовом. Так она и читает каждый день в конце первого часа: Христе, Свете истинный, просвещали и освещаяй всякого человека, грядущаго в мир: да знаменается на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет неприступный.
В слове Божием Светом называется Бог и все Божественное. Бог есть свет (1 Ин. 1,5). Он обитает в неприступном свете (1 Тим. 6, 16). Господь Иисус Христос о Себе сказал: Я - свет миру (Ин. 8, 12; 9, 5). Он был Свет истинный (Ин. 1, 9). Вот где истинное просвещение! Поэтому и Крещение Его называется Просвещением, как начало откровения Его миру и избавления от тьмы вражией.
А можно думать, что в Небесном Царстве есть особая светлость, непостижимая, неприступная для нас. Господь преобразился во свете. Праведников ожидает светлый мир, они будут, как солнце. Святые и теперь, на земле еще, осияваются благодатным светом сильнее солнца, как преподобный Серафим Саровский. Над святыми людьми рисуются круги света (нимбы). На крещаемых надеваются белые одежды, - не только в знак их чистоты, но и в знамение Небесного Христова света: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Над святыми старцами люди своими глазами видели огненный, но не опаляющий их свет…»

Светилен
Яви́ся Спас, благода́ть и и́стина, во струя́х Иорда́нских и су́щия во тьме и се́ни спя́щия просвети́л есть, и́бо прии́де и яви́ся Свет Непристу́пный.

На Крещение совершается два раза в На́вечерие праздника и в самый праздник.

В освятительной молитве Церковь молится Господу, всеми чудесами всемогущества и славы Его, всем величием Божества, всем беспредельным Естеством Его, прийти и освятить воду, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». Священник трижды возглашает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

Мы молимся Господу о ниспослании Его благодати, Его силы, водному естеству.
Если только вдуматься, что происходит в этот момент, то потрясает сама мысль о том, что через рождение Спасителя, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскресение роду человеческому дана величайшая сила ― Божественное присутствие в жизни людей и в человеческой истории. Господь не покидает род человеческий, возносясь на небо, Он остается с нами силой, действием Святаго Духа. И как знак этого Божественного присутствия по молитвам Церкви естество водное обогащается Его энергией, Его силой, Его благодатью. И мы знаем, что вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства: она не портится, она исцеляет от болезней, она отгоняет от людей темную силу, она дает людям возможность, опираясь на свою веру и свою молитву, привлекать через воду сию благодать Святаго Духа.
Великая святыня открывается нам в эти крещенские дни. Это продолжение праздника Рождества Христова и это подлинное Богоявление не только как исторический факт, но как реальность, в которой мы живем. Святая вода ― это знак новой Божественной реальности, соединенной с человеческим естеством и с человеческой историей.
Святая вода ― великая святыня, и почерпать ее нужно в благоговении, не стараясь как можно быстрее подойти к сосуду с водой, иногда даже кого-то толкая и желая пройти как можно скорее, чтобы покинуть храм как можно раньше. Этого не стоит делать, потому что наши греховные страсти и мысли не должны разрушать великое таинство сегодняшнего дня…
Пусть сила Божия, явленная нам сегодня через великое таинство освящения воды, не покидает как можно дольше нас, помогает нам в трудных обстоятельствах нашей жизни, укрепляет наш разум, нашу волю и просветляет наши чувства, дабы мы имели силы и возможность жить по закону Христову, устремляясь к жизни вечной. Аминь. С праздником всех вас.

По долгу работы часто приходится просматривать немалое количество образцов икон в интернете, в накопленных за немалое время материалах на компьютере, а так же особенно рассматривая в живую иконы в разных храмах. Очень часто приходится видеть иконы, если таковые можно назвать иконами, с изображением Святого Духа в виде голубя. Вроде бы ничего странного, ничего соблазнительного.. Но это только до времени. До тех только пор, пока не начнешь осознанно спрашивать себя и окружающих: «А в чем смысл такой иконы? А откуда она в православии?» В ответ только один аргумент: «традиция», ну еще сильнее аргумент «дораскольная традиция», и ни тени богословского обоснования, толкования образа.

Как-то странно принято у нас рассуждать. Все дораскольные традиции- правильные, послераскольные- под вопросом. Но неужели до раскола не могли ошибаться, неужели на иконописцев за все 16 веков не было не одного дурного влияния ни с запада, ни с востока?

В чем собственно состоит вопрос относительно изображения Святого Духа в виде голубя? Евангельская история говорит нам, что Дух Святой явился в виде голубя только при Крещении Господа Исуса Христа. Дух Святой не принял естества голубя, но явился в образе голубя. В день Пятидесятницы Он уже является в виде огненных языков. Ведь никому в голову не придет писать на иконах костер или огонь и вешать такие иконы в храмах, расписывать такими образами стены соборов? Всякий скажет с уверенностью что это богохульство! И будет прав! Но не богохульство ли писать на иконах голубя и подписывать написанное- «Дух Святой» ? Не будем обращаться к истории образа, ясно и так, что он пришел к нам не от добрых соседей. А обратимся лучше за богословской помощью к одному из великих учителей Церкви- Иоанну Златоусту, читаем:

«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде. Кроме того, такое явление напоминает нам и о древней истории. Когда всеобщий потоп объял всю вселенную, и род наш подвергался опасности совершенного истребления, тогда явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа, и, принесши ветвь масличную, принесла благую весть о всеобщей тишине во вселенной. Все это было прообразованием будущего. Тогда люди находились в худшем состоянии, и достойны были гораздо большего наказания. Поэтому, чтобы ты не отчаивался,

Крещение Господне, Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век

Писание и приводит тебе на память эту историю. И в то время, несмотря на самое отчаянное положение дел, было некоторое избавление от бедствий и восстановление; тогда это произошло посредством наказания, а теперь посредством благодати и дара неизглаголанного. Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому. Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях твоих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе. Я слышал, как некоторые говорят, будто такое же различие между Христом и Святым Духом, какое между человеком и голубем, потому что Тот яв ился в человеческом естестве, а этот в виде голубя. Что на это должно сказать? То, что Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и евангелист не сказал: в естестве голубя, но - в виде голубя. Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе. Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином. Также и ангелы будут лучше Его, потому что и они часто являлись в образе человеческом. Но да не будет этого, да не будет!» (Иоанн Златоуст, толкование на евангелие от Матфея, беседа 12, часть 3.)

Ни убавить, ни прибавить.

«Поэтому и голубица не с масличною ветвью является» На многих иконах иконописцы изображали под видом Святого Духа голубя именно с масличной ветвью.

«Я слышал, как некоторые говорят, будто такое же различие между Христом и Святым Духом, какое между человеком и голубем»

Об этом после Златоуста уже не только говорили, а уже и смело изображали к 10-11 векам в таких иконах как , «Сопрестолие», «Троица новозаветная». Но об этом в другой .

«Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе» Следовательно и изображать Его стоит только в том сюжете, в котором Он таким образом являлся.

«Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях твоих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе… Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином. Также и ангелы будут лучше Его, потому что и они часто являлись в образе человеческом. Но да не будет этого, да не будет!»

Здесь, как мне кажется, святитель говорит о тех, которые рассуждали подобным образом, что раз Дух Святой явился голубем Иоанну, то следовательно Он есть меньше Христа по достоинству. Иначе, о чем тогда говорит Златоуст как если не об этом? Вот до чего доводили одни только рассуждения людей… Если же мы считаем иконопись проповедью в красках, или лучше сказать учением Церкви в красках, то правильно ли подавать людям такой соблазн? Соблазн того, что человек может подвергнуться искушению не только умалить в своем сознании достоинства Святого Духа, но и всю свою оставшуюся жизнь после таких «икон» во время моления к Пресвятой Троице молиться голубю, а не Духу?

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Святитель леонтий ростовский - первый святой мерянской земли Святитель леонтий ростовский - первый святой мерянской земли Храмы и музеи парка «Зарядья»: Мощи святых, древние подземелья и английские купцы Храмы и музеи парка «Зарядья»: Мощи святых, древние подземелья и английские купцы Нагорная проповедь, суть христианства Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся Нагорная проповедь, суть христианства Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся