Налогообложение древней руси. Налоги в древнерусском государстве. Налоги в пользу государства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На Руси финансовая система формировалась одновременно с объеди­нением древнерусского государства лишь в конце IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Сначала она была нерегулярной, а затем превратилась в систематичес­кий прямой налог. Тогда же появилась русская гривна – слиток серебра различной формы, служивший самым крупным денеж­ным знаком на Руси вплоть до XIV в. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины.

В Древней Руси было введено поземельное обложение. Прямые налоги определялись на основе «сошного типа». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земель и социального положения владельца.

Таким образом, при сборе прямых податей главным объектом обложения служила земля. Расчет налога осуществлялся на осно­вании писцовых книг, в которых указывались площадь и качество земель, их урожайность, населенность.

Косвенное налогообложение су­ществовало в форме торговых и судебных пошлин. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Наиболее крупным источником дохода были торговые сборы. В летописях упомина­ются пошлина с серебряного литья, клеймения лошадей, гости­ная, с соляных варниц, рыбных промыслов, а также сторожевая, медовая пошлина, пошлина с браков и т.д.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что слу­жило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сбор­щиков. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и лавок, сборы с публичных бань, питейной торговли, так как изготовле­ние и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Источником дохода казны служили и оброки. Тем, кто пла­тил больше, на оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Доход казне давали и оброчные ставки на казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др.

Несмотря на политическое объединение Русских земель к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Для династии Романовых финансы были наиболее слабым местом. Отсутствие теории нало­гообложения, необдуманность практических шагов порой приво­дили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело в 1648 г. к соляным бунтам. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество.

Крупномасштабные государственные преобразования в Рос­сии во всех сферах экономики, включая финансы, связаны с име­нем Петра I (1672-1725 гг.). До его правления финансовая сис­тема Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере воз­никновения и возрастания потребностей казны вне связи с ре­альным экономическим положением страны. Петр I предпринял уси­лия для развития производительных сил страны. Он считал это необходимым условием укрепления финансового положения. В хозяйственный оборот вводились новые промыслы, развивались горное дело, обрабатывающая промышленность. Создавались ка­зенные фабрики и заводы, которые затем передавались в част­ные руки. Зачинателям производства давались значительные де­нежные ссуды и льготы.


В этот период в России возникли метал­лургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Эти меры расширяли налоговую базу. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны, требующие новых дополнительных расходов на реорганизацию армии, строи­тельство флота. Вводились новые военные налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанностью которых было находить новые источники доходов казны. Так, был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дво­рни, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов и другие налоги и сборы. Благодаря прибыльщикам была введена пошлина на усы и бороды. Они предложили коренное изменение системы налогообложения: переход к подушной подати.

Одновременно Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложения, равномерность раскладки налогов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Петр I близко подошел к идее промыслового налога: учитывались не только дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение.

В период царствования Петра I появлялись и новые нетрадиционные налоги. Примером тому служит налог «на бороды». Введение этого налога имело не столько фискальные цели, сколько регулирующие. Посредством взимания «налога на бороды» Петр I стремился заставить население следовать западной «безбородой» моде.

А. ФИНАНСЫ

Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и постоянно проводилось различие между тем и другим. Выясняется, что князь имел право на одну треть годового дохода или, во всяком случае, с дани, которую платили завоеванные племена. Так, княгиня Ольга присвоила одну треть дани, уплачиваемой древлянами; Ярослав, в то время когда он был заместителем своего отца в Новгороде, имел право на одну треть годового дохода, отправляя оставшийся баланс в Киев, и так далее.

Между прочим, вся княжеская семья в целом – Дом Рюрика – должна была обеспечиваться из государственного дохода, и каждый член семьи требовал его или ее долю в этом доходе. К примеру, из грамоты, дарованной князем Ростиславом Смоленским епископу этого города (1150 г.), мы узнаем, что определенная часть «дани», собранной в смоленской земле, принадлежит княжеской жене. Несомненно, подобные соглашения имели место и в других княжествах.

Обычным способом удовлетворения требований членов княжеской семьи было закрепление за каждым определенного района или города для обеспечения их существования («кормления», или «утешения»). Весь годовой доход (или его определенная часть из собранного в том районе) поступал в распоряжение владельца. Именно в этом смысле нам следует толковать замечание летописца, что Вышгород был собственным городом княгини Ольги, и подобные же утверждения о других князьях. В добавок к недвижимости, которой подобным образом пользовались члены княжеской семьи, каждый из них мог – а большинство так и поступало – владеть частными земельными наделами по его или ее собственному праву.

В этот период было три основных источника государственного дохода: прямые налоги, доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления, а также таможенная пошлина и другие налоги на торговлю281.

Прямые налоги развились из дани накладывавшейся на завоеванные племена первыми киевскими князьями. Как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани. Дань таким образом превратилась в постоянный налог, но древнерусский термин «дань» сохранился, и поэтому я буду продолжать пользоваться словом «дань».

Дань собиралась в несельскохозяйственных районах с каждого «дыма» (т.е. очага), а в сельскохозяйственных районах – с каждого земледельческого орудия (рало, т.е. плуг). Постепенно первоначальные значения обоих терминов утратились, и каждый из них использовался в условном значении как статья налогообложения. Не будет ошибкой указать здесь, что в монгольский и послемонгольский периоды термин «дым» в техническом смысле слова – как статья налогообложения – широко использовался в западной (литовской) Руси. В Московии эта статья называлась «соха».

В двенадцатом веке общая сумма дани была распределена по платящим налоги районам (погостам), и в каждом из них сам народ через своих сборщиков подсчитывал сумму, которую необходимо собрать с каждого «очага».

Дань налагалась только на сельское население. Большие города были свободны от уплаты каких-либо прямых налогов. Жители мелких городов платили налог, значительно меньший, чем дань, известный как «погородье». В дальнейшем освобождение от налогов имело социальный характер: люди из высших классов («мужи») не платили дани, где бы им не случилось жить. То же самое представляется верным и по отношению к представителям средних классов («люди»).

С другой стороны, не было освобождения ни территориального, ни социального, от уплаты судебных издержек и штрафов. Эти штрафы, особенно за пролитие крови (вира), составляли важный источник государственного дохода, так же, как и дань. Вира и остальные штрафы собирались особым должностным лицом – вирником, который вместе с несколькими помощниками объезжал порученный ему район по крайней мере раз в год. Местное население должно было обеспечить этих чиновников пищей и фуражем для их лошадей. Перечень таких продовольственных поставок включен в «Русскую Правду».

Налоги на торговые сделки были многообразными. Во-первых, это мыто (сравни с готским mota)282, которое можно в определенном смысле назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах – с товара, который везут в повозках, и на речных набережных – с товара, перевозимого на кораблях. По всей видимости, не делалось различия между иностранными и просто иногородними товарами.

Во-вторых, это «перевоз» – пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку между двумя реками. Был также налог на склады, которые использовались иностранными купцами на рыночной площади («гостинное») и общий налог купцов, пользующихся рыночной площадью, для содержания последней («торговое»). В дополнение, особые платы взимались за взвешивание и измерение товаров на рыночной площади. Наряду с торговыми налогами здесь можно также упомянутьналог на гостиницы («корчмита»).

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Финансы Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

А. ФИНАНСЫ Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Финансы Обозрев меры Петра для увеличения количества и подъема качества народного труда, т.е. для расширения источников государственного дохода, перечислим их финансовые результаты. Не было, кажется, другой сферы деятельности, в которой Петр встретил бы больше

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Финансы и бюджет Как уже упоминалось, с конца 90-х годов началась перестройка денежной системы. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Финансы «Глубоко озабоченные интересами государства и днем и ночью, мы стараемся установить то, что требует ситуация в важных пунктах, и в частности налоги и подати, без которых нет процветания», - писал Юстин I префекту провинции Африка Феодосию 1 марта 570 г. Ни в одном

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Государственные финансы Хотя министерство финансов одолжило менее 75 миллионов долларов до 1900 г., ему потребовались дополнительные 700 миллионов (почти все заимствованные у Лондона) во время и после войны с Россией. Муниципалитеты взяли взаймы почти 100 миллионов долларов

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

О чем поют финансы Банковское дело для братьев не замкнулось на одном Харьковском земельном банке. Напротив, с его приобретением они почувствовали настоящий вкус к этому делу и вплотную занялись банковскими операциями. Уже в 1902 году ими был организован «Банкирский дом

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735) автора Курукин Игорь Владимирович

Колониальные финансы Как уже говорилось, российское командование попыталось наладить в новых владениях сбор налогов. Согласно царским инструкциям, к сбору пошлин и податей следовало приступить немедленно: как только войска «оснуются», Матюшкин был обязан «в Баку

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

автора Керов Валерий Всеволодович

5. Финансы 5.1. Во второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 г. для получения дополнительных средств и поддержки обращения медных денег были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. Для организации их обращения были

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Финансы В начале XIX в. бумажный ассигнационный рубль, обменивавшийся на медь, обесценился, особенно в результате войн с Францией, Швецией и Турцией, а также вынужденного прекращения торговли с Англией. В 1810 г. один рубль ассигнациями оценивался в 19 коп.

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей. Пополнение доходов государства осуществлялось за счет сбора дани с подвластного населения. При этом размер дани регулировался обычаем ввиду отсутствия какой-либо нормативной базы. Взымание осуществлялась натуральными продуктами: мехами, медом, воском и т.п.

Наряду с натуральными взносами и деньгами, дань выплачивалась челядью. Часть сборов распределялась князем среди дружины, которая являлась инструментом принуждения и служила орудием управления, часть сборов шла на продажу в Византию и возвращались обратно в виде различных товаров - тканей, вин, драгоценностей. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности.

Первоначально, по причине нормандского происхождения, первые русские князья (конунги), в силу своего норманнского происхождения, вели себя как завоеватели, их интересовало не укрепление базы собственной власти - хозяйств подданных, а временная выгода. Расходной частью князя на первых порах были траты на содержание дружины, которые покрывались военной добычей.

С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну происходит некоторое упорядочение налоговых платежей. Упорядочение взимания дани и оброка было продиктовано также усложнением отношений внутри самого государственного образования.

На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства сводились к расширению и обороне границ, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора, дружины и обеспечению правосудия. Позднее возникла необходимость в содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств, строительстве общественных зданий и сооружений. Существовало несколько форм взимания налогов: дань (устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями), урок (определялся по размеру и времени поступления), оброк (взимались с определенного предмета), экстренные поборы (взимались при особых обстоятельствах), кружение и другие. С приближением зимы русские "архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, что именуется "кружением", а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там, в течение зимы, они в апреле, когда лед тает на Днепре, возвращаются в Киев".

Исследователи ранней стадии формирования налоговой системы справедливо отмечают, что "дань как контрибуция, которой покоренные откупали свою жизнь и свободу от насилия со стороны победителей, существовала и до появления орд с Востока. Уже первые варяги и хазары взимали дань с покоренных славянских племен".

Дань постепенно эволюционировала в налог в современной его трактовке. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел. Дань взималась "повозом", когда она привозилась в Киев, а также "полюдьем", когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля, как следствие возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.

Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").

Косвенное налогообложение в Древней Руси существовало в виде торговых пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за провоз товаров через горные заставы или реки соответственно), "вес" и "мера" (за взвешивание и измерение товаров), "гостиная" (за право иметь склады) и др.

На ранних этапах государственности, отсутствие органов, специально осуществляющих сбор тягла, было обусловлено эпизодическим характером такой деятельности, которая поручалась отдельным лицам - великокняжеским слугам. С оформлением на Руси "системы кормлений", сборами на местах стали заниматься вольные слуги князя - кормленщики-наместники, через приближенных им людей (холопов, тиунов и пошлинников). Нормы "Русской Правды" точно определяли, что бремя содержания сборщиков перекладывалось на податное население: вирнику на неделю полагалось 7 ведер солода (пива), кусок или две ноги баранины, в среду и пятницу - сыры, хлеба и пшена по потребности и дополнительно по две курицы на день. Размер сборов или "кормов" определялся уставными грамотами.

Таким образом, сборщики налогов (вирники) в своей деятельности должны были руководствоваться своего рода инструкцией.

На первом этапе зарождения налоговых отношений на Руси основной формой налогообложения и источником пополнения княжеской казны была дань, представлявшая собой нерегулярный, но в дальнейшем более систематический прямой налог с покоренных племен и народов, взимавшийся в натуральной или денежной форме.

Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).

На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:

1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.

На этапе становления системы сборов в условиях феодальной раздробленности и иноземной зависимости (XII-XIV вв.) огромное влияние на развитие хозяйственной жизни государства на втором этапе развития налоговых отношений имел не только признак самобытности России, но и иго Золотой Орды.

После завоевания Руси Ордой, основной формой налогообложения населения стала иноземная дань, выплачиваемая в основном в денежном эквиваленте и представлявшая собой дозволенную форму грабежа. Изначально сбором дани занимались баскаки - специально уполномоченные ханом должностные лица, затем самими русские князья, которые самостоятельно собирали дань в своих уделах и передавали ее великому князю для отправления в Орду. Параллельно существовала система откупа, предусматривавшая взимание дани посредниками, в качестве которых выступали хорезмские или хивинские купцы, извлекавшие прибыль за счет разницы между предоплатой хану и разорительными сборами с русских княжеств.

Помимо денежных платежей монголы требовали, чтобы русские князья постоянно направляли на службу хану воинские отряды.

Единицами налогообложения были дворы в городах и хозяйства в сельской местности. Известно около 14 видов ордынских сборов, главными из которых были: "выход" (царева дань); мыт и тамга (торговые сборы); "ям" (обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам); "корм" (взносы на содержание монгольских послов) и другие. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы не только сильно истощали экономику Руси, но и мешали развитию товарно-денежных отношений.

Размер "царевой дани" определялся соглашениями (заключавшимися не всегда в миролюбивой обстановке) великих князей с ханами. Так, известный дореволюционный историк СМ. Соловьев приводит пример конфликта между фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем и Дмитрием Донским. Переговоры начались с того, что "Мамай требовал от Дмитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая последнее время была условленна между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Дмитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей". При Князе Василии Дмитриевиче упоминается "выход" сначала в 5000 руб., а затем в 7000 рублей. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 рублей.

К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. У князей, "севших на землю" и переставших вести полукочевой образ жизни, появилась надобность в сборах, строго определенных по времени, количеству и качеству. Отличительной особенностью податей, существовавших на Руси, было то, что они взимались с целых хозяйств. Такие прямые налоги назывались "тяглом" или "потугом" (тоже тягло, но применительно к нижегородским землям). Ставка зависела от обширности участка. Введение в качестве единицы обложения сохи представляло собой попытку на практике реализовать принцип равномерности налогообложения. Более того, посошная система была очень удобным средством регулирования налоговых отношений в период феодальной раздробленности, поскольку применялась к небольшим территориям - уделам.

"Соха" стала единицей податного обложения в России в XIII - XVII веках. "До середины XVI века она измерялась количеством рабочей силы, к сохе приравнивалось от двух до трех крестьян - работников; при сборе податей к сохе также приравнивались и другие хозяйственные единицы - кузницы, кожевенные чаны, невода, лавки и другие".

Невозможность взимания прямых налогов в казну Русского государства обусловило вынужденное развитие системы пошлин и торговых сборов. В рассматриваемый период существовали следующие сборы: с воза пошлины - деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли - платить деньгу же, со струга (ладьи) - алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. В летописях упоминаются пошлины с рыбных и соляных промыслов, с браков, с клеймения лошадей и т.д. Сборщик пошлин в XII веке в Киеве назывался осьмеником (осьмничее - сбор за право торговли). С XIII на Руси главного сборщика торговых пошлин стали называть "таможенником". Название должности произошло от слова "тамга", имевшего тюркско-монгольское происхождение и обозначавшего знак собственности, который проставлялся древними скотоводами на шкурах животных, оружии, деревьях, а также знак денежного налога, взимавшегося с торговли, ремесла, различных промыслов в некоторых странах Востока. Помощник таможенника именовался мытником.

Есть основания утверждать, что в рассматриваемый период в Нижнем Новгороде как одном из крупнейших торгово-промышленных городов России, впервые появилась таможня. Об этом свидетельствуют некоторые исторические названия. Так, древнейший торг Верхнего посада получил название "Мытный рынок" - от названия избы, где собиралось мыто - деньги с купцов за провоз товаров через город.

Возле нее издревле существовал небольшой торг съестными товарами.

Первые же письменные свидетельства о существовании в Нижнем Новгороде мытной избы относятся к 1621 году. В городе с начала XVII века начинает формироваться торговая политика, оказывающая влияние на весь регион (Макарьевская, а затем и Нижегородская ярмарки). В связи с этим активно начинает работать таможня, дававшая казне значительный доход.

В конце XIV века личный произвол сборщиков податей, кормленщиков, начинает ограничиваться уставными грамотами.

Кормленщик начинает получать доходный список "как ему корм и всякия пошлины собирать", а населению предоставляется право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивают к определенному времени, производят денежную их оценку, наместникам, волостелям и их людям предписывается взыскивать вместо натуральных денежные сборы. Появление в это время первых должностей (казначеи, дьяки и подьячие) по заведыванию налоговыми сборами и ведению соответствующих записей, связано, прежде всего, с заменой натуральных сборов денежным оброком. Постепенно меняется и сам характер сборов: из частного дохода, вознаграждавшего заслуги служилого человека, они постепенно становятся государственным налогом.

Таким образом, на втором этапе становления системы сборов в условиях феодальной раздробленности и иноземной зависимости получили дальнейшее развитие составляющие налоговой системы.

Основной формой обложения оставалась дань, представлявшая собой налог, в основе которого была феодальная рента. Ввиду отсутствия возможности взимания прямых налогов в казну Русского государства зарождались косвенные формы налогообложения в виде системы пошлин и торговых сборов.

Действовавшие принципы налогообложения в основном обуславливались террором и насилием со стороны татарского ига (обязательность, принудительность, всеобщность, дешевизна).

Принцип посредничества русских князей в сборе налогов являлся выражением неэффективности, слабости хозяйственной системы, нарушения классических начал налогообложения.

Изменения коснулись и специфики функций налоговой системы. Так, обязательные платежи стали предметом обогащения элиты и в меньшей степени удовлетворяли общественные и государственные нужды.

Перераспределение результатов хозяйственной деятельности в системе "конфискаций" и "кормлений" выполнялось неэффективно. Достижение позитивной социальной направленности налогообложения рассматриваемого периода в условиях жестокого террора и насилия стало невозможным.

Широкое развитие получили механизмы и инструменты функционирования налоговой системы - определение облагаемой базы, ставок, единиц обложения. На основе определения податной единицы - сохи взимались прямые налоги. На рассматриваемом этапе делаются первые попытки оптимизации налоговой базы, что выражалось в максимальной загрузке повозок при провозе товаров по территории владельца земли. "В период раздробленности Руси большое значение приобрели пошлины за провоз по территории владельца земли, пошлины взимались за каждую повозку. Начиная с этого момента, зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации: купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали из повозок. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому выпавший товар переходил в их собственность. Отсюда появилась в народе поговорка "Что упало, то пропало". Своими корнями рассматриваемые особенности регулирования налоговых отношений уходят в римское право, закреплявшего правило: "что находится на поверхности - следует за поверхностью".

Политическая ситуация конца XIV века значительно затормозила формирование налоговой системы Русского государства. Двойное порабощение, жестокость, террор и насилие в отношении населения, ставшие причинами вооруженной борьбы русского народа; а также неопределенность хозяйственных перспектив произвели экстернальный эффект для создания предпосылок объединения вокруг Москвы и ликвидации иноземной зависимости.

Тема 2. Возникновение и развитие финансовой системы в Древней Руси.

1. Развитие денежной системы и денежных отношений в древней Руси.

2. Основные источники государственных доходов.

3. Налоги «Золотой Орды».

1. Развитие денежной системы в древней Руси.

Вместе с внешней торговлей развивались на славянских землях и товарно-денежные отношения. Первые деньги у восточных славян появились задолго до образования Киевского государства. Первоначально роль денег выполняли меха ценных пушных зверьков. Самой крупной денежной единицей являлась связка ценного меха - «куна», каждая из которых по цене соответствовала одной серебряной монете. Кроме того, у восточных славян существовало еще одно название денег - «скот» (сумма денег, казна).

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а во внеш­ней торговле использовали в основном арабские и византийские мо­неты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица гривна - слиток серебра весом 1 фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам, и каждая половина гривны называлась рубль, или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клей­мо с указанием веса. Далее рубль делили на две части - две полтины и еще пополам - два четвертака. В названиях мелких денежных еди­ниц долго сохранялись отголоски так называемых меховых денег, ре­зана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т.д. Так появились гривна серебра, а затем - гривна кун, соответствующая определенному количеству монет. Таким образом, «гривна серебра» (весовая) и «гривна кун» (счетная) стали платежно-денежными понятиями и инструментами. Известно, что гривна кун дробилась на более мелкие единицы, самой меньшей из которых была векша. В одной гривне кун содержалось 100 векш.

Функционирование торговых путей Древней Руси оказало большое влияние на формирование денежного обращения всей Северо-Восточной Европы: «восточное серебро» - дирхемы играло здесь роль международной валюты в течение всего IX и большей части X вв. Однако во второй половине X в., по мере сокращения притока монет арабской чеканки и начавшейся разработки серебряных рудников в Германии, восточное серебро заменяется западным - динариями, которое, так же как и в странах Балтийского региона, стало активно использоваться и на Руси. При расчетах западные и восточные монеты принимались на вес, независимо от номинальной стоимости.

Вместе с тем расширение внутренних и внешних торговых связей привело к налаживанию монетного дела. Регулярная чеканка русских металлических денег началась в период правления Киевского великого князя Владимира при участии византийских ремесленников. Это были «злотники» и «серебренники». На них был изображен портрет князя Владимира и его родовой знак, а на обратной стороне - его имя и изображение Иисуса Христа. «Злотники» весили 4 грамма. Этот вес стал потом под названием «злотника» единицей русского веса. Широкого распространения первые русские металлические деньги не получили, так как из-за отсутствия емкого внутреннего рынка большой потребности в них не ощущалось.

После смерти великого киевского князя Ярослава Мудрого чеканка собственной монеты была прекращена - в связи с отсутствием необходимости в ней. Внутри страны по-прежнему был широко распространен меновый торг, кроме того, в большом количестве появились германские, датские, норвежские, шведские, англо-саксонские монеты, а также слитки серебра.

Уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. Были введены такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «лихва», «реза» (процент), «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кре­дит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т.д. Выделяли три вида кредитных отношений: дача «кун в рез» (т. е. предоставление денежного займа под проценты); «истое» - дача денег в рост под проценты; «настав в мед», «жито в присоп» - предоставление ссуд в натуральной форме (мед, жито). Оговаривался и размер надбавки при возвращении этих ссуд.

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50% годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир Мономах был вынужден вмешать­ся. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано сни­зить долговые проценты до 20%.

2. Основные источники государственных доходов.

Первоначально великие киевские князья собирали дань - полю­дье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или по­сылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех зе­мель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обра­щалось к князю.

Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксиро­ванные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.

С развитием производительных сил и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы налогов. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать - собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и оброк, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.

В X в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Объектом обложения выступал дом, дым, т. е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало обложение по числу членов хозяйства.

К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. В большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер.

Возникновение внутренних пошлин связано с появлением христианства. Духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых в храмовые праздники ярмарок.

В XII в. Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего, деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение доходов от дани с побежденных и добычи от набегов.

Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт», который обычно собирался в денежной форме. Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли, за проезд, и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим охраняемым дорогам - не за груз, а с самих торговых людей). Основная форма торговых сборов - явление, явка, взимаемая поголовно с торговых людей и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшие не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.

3. Налоги «Золотой Орды».

Развитие финансовой системы Руси было приостановлено в XIII в. татаро-монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью - ясаком . Кроме постоянной дани взимались различные сборы. Сбор дани поручался монгольским сборщикам податей - баскакам. Постепенно к концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям.

В завоеванных землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг. Монгольская перепись имела две основные цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков.

Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения сельских районов; 2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть «со всего». Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом.

Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Война (военный, или солдатский налог), его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов. Пошлина (или калан ) - денежная плата вместо обязанности работать в качестве каланного (царского раба).

Тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4% от капитала. Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы облагались индивидуально. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также и местный налог на товары - мыт .

Темы докладов:

    Виды денег в древней Руси.

    Налоги в древней Руси и порядок их сбора.

    Развитие торговых отношений в древней Руси.

    Порядок сбора налогов с русских земель Золотой Ордой.

Люди никогда не любили платить налоги. Не любят и теперь. Однако, слушая причитания граждан о непосильном налоговом бремени, историки только философски улыбаются: не видели вы, граждане, лиха. Современный налоговый инспектор входит в нашу жизнь в виде тщедушного клерка, вооруженного авторучкой и калькулятором. Ему нужна лишь небольшая толика наших денег.

Средневековый «налоговый служащий» приходил в составе хорошо вооруженной группы лиц, очень похожих на бандитов с большой дороги. Вместо авторучки у средневекового мытника (так называли сборщика налогов) был добрый меч, а вместо офисного пиджачка – клёпанная кольчуга. И забрать он мог не тринадцать, и не двадцать пять процентов доходов. Он мог забрать все, что понравилось: одежду, скотину, жену, детей. А если в плохом настроении – то и жизнь.

Налоги выросли из даней, которые побежденные племена платили победителем. Собирали эти налоги во время так называемого «полюдья». Из летописи нам известно трагически закончившееся полюдье, в которое отправился князь Игорь Старый в 945 г. Тогда он решил увеличить «налоговое бремя» на покоренное племя древлян. Пожив у них определенный срок и, видимо, основательно обобрав, он поехал было домой, но в какой-то момент его обуяла жадность, и он вернулся за добавкой.

Древляне, только что счастливо спровадившие князя, снова увидев его, удивились. И удивились совсем не по-доброму. Надо сказать, что не только налоговики Х века отличались крутостью нрава, налогоплательщики тоже были не чета нынешним. Они не выходили на одиночные пикеты и не писали истеричных постов в Фэйсбуке и Одноклассниках. Они просто привязали одну ногу князя Игоря к одному туго согнутому дереву, а другую ногу князя Игоря к другому туго согнутому дереву. После чего деревья были отпущены. Из одного цельного князя получилось две княжеские половинки.

Надо сказать, этот случай «уклонения от уплаты налогов» не прошел для них безнаказанно. Ответом было мероприятие, называемое в научной и учебной литературе «налоговой реформой княгини Ольги». Началась эта реформа, как часто бывает, с попытки убедить население, что реформа не ударит по ним слишком сильно. Объектом стали жители древлянского города Искоростня. Они были повинны в убийстве князя Игоря, поэтому опасались (как потом выяснилось, не зря), что Ольга так просто от них не отстанет. Но Ольга убедила, что хочет лишь «дань малу»: по три воробья и по три голубя со двора.

Древляне воодушевились: обычно дань брали медом и мехами, которые стоили недешево. А голуби и воробьи в те далёкие времена (впрочем, как и сейчас) были «бесплатным ресурсом». Они собрали нужное количество птичек и выдали княгине. Ольга приказала привязать к каждой трут, поджечь и отпустить. Птицы, повинуясь природному инстинкту, полетели туда, где были пойманы. На голубятни и чердаки Искоростня. Город заполыхал сразу с нескольких концов. Тушить было невозможно. Жители стали выбегать из-за городских стен. Там их встречали дружинники Ольги и методично истребляли. Тех, кто не был истреблен, обратили в рабство, а на прочих была наложена дань настоящая – тяжелая. Это был первый знаменательный шаг реформы, о которой летописец сообщил кратко:

«И устави по Мьстѣ погосты и дань, и по Лузѣ погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты».

В дальнейшем налоговая система продолжала развиваться. От эпизодических «наездов» власть перешла к регулярному обиранию населения. Впрочем, платить налоги обязаны были не все. Бояре и дворяне не платили. Но они должны были с пятнадцати лет нести военную службу. Причем, не шутейную: военная служба в те времена была сопряжена с постоянной опасностью. Если бы современному человеку предложили: отправить своего сына в «горячую точку» или заплатить деньгами, «горячую точку» выбрали очень немногие.

Это уж потом дворянство из боевого сословия превратилось в сословие тунеядское, но в средние века им приходилось несладко.

Те, кто не служил – платили. Назывались они «тяглыми» или «подлыми» людьми. В слове «подлый» изначально негативного смысла не было. Оно означало лишь, что человек подлежит налогообложению. Причем, платить налоги государству – это была в определенном смысле привилегия. Привилегия свободных людей. Зависимые люди платили не государству, а своим хозяевам.

Изначально, со времен древнейших князей, единицей налогообложения был «дым» или «двор». Это давало возможность малоимущим уменьшать налоговую нагрузку, не расселяясь по разным дворам, а жительствуя одной большой многопоколенной семьей. Прекратил эту практику Петр I Великий, который ввел подушную подать. Теперь единицей налогообложения была «душа», т.е. лицо мужского пола.

Раз в десять-пятнадцать лет проводилась ревизия: пересчитывали всех мужчин податных сословий . И вплоть до следующей переписи человек был обязан выплачивать подать даже в том случае, если у него не было доходов. Более того, платить обязаны были даже мертвые. «Как же так, – спросит озадаченный читатель, – как же мертвый может платить?» «Очень просто», – ответит историк. Налог начислялся не индивидуально, а на крестьянскую общину. Если в селе было 159 мужчин, то налог высчитывался в целом на них на всех. И вплоть до следующей переписи не менялся.

Сначала он равнялся 74 копейкам, а к XIX веку вырос до двух рублей в год. Два рубля по тем деньгам – это было не очень много. На рубль можно было купить пару куриц или 2,5 кг. говядины. Но население было бедным. Мясо на столе большая часть видела только по праздникам. Поэтому и эти рубли были для крестьян чувствительной потерей. Подушную подать отменили в 1887 г. Тогда налоги начали платить уже и дворяне.

Наступала эпоха великих перемен. В начале ХХ века Россия погрузилась в хаос, который не смогли пережить ни русская монархия, ни дворянство, ни буква «ять». А налоги выжили. И неплохо чувствуют себя. Они, конечно, приняли к сегодняшнему дню более благообразный вид. Хотя нет-нет, а мелькнет в стеклах очков налогового инспектора отблеск пожара древнего Искоростня.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Какому святому молиться в тех или иных жизненных ситуациях Какому святому молиться в тех или иных жизненных ситуациях Самые маленькие коровы в мире Самые маленькие коровы в мире Тайны арийской цивилизации Тайны арийской цивилизации