Манифест коммунистической партии карл читать, манифест коммунистической партии карл читать бесплатно, манифест коммунистической партии карл читать онлайн. Равнение на «Манифест Коммунистической партии»! Манифест коммунистической партии 1848 читать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Price Realized: $127 115

MARX, Karl (1818-1893) & ENGELS, Friedrich (1820-1895). Manifest der kommunistischen Partei. Veröffentlicht im Februar 1848. Londres: imprimé par la "Bildungs=Gesellschaft für Arbeiter" de J.E. Burghard, 1848. PMM 326.

Уход: €97,000. Аукцион Christie"s. Collection Jean Lignel Dessins et manuscrits, Livres anciens et livres d"artistes. 11 декабря 2008 года. Париж. Лот № 12.

Французское описание лота: Plaquette in-8 (214x137 мм.). 23 pages (titre inclus dans la pagination). Couverture originale, imprimée sur papier vert, titre dans un encadrement typographique formé de 26 (sens vertical) et 13 (sens horizontal) éléments (demi-cercles avec une couronne radiale), aux angles trois demi-cercles composés de 3 pièces typographiques avec une couronne radiale (agrafes enlevées et remplacées par une couture, insérés dans une couverture protectrice de papier japon et papier peigne), étui moderne en cartonnage vert.

Provenance : Экземпляр уже 2 раза продавался на аукционах - bibliothèque Schocken - Hauswedell & Nolte (vendu en 1976) - Vente à Paris en 1979.


Карл Маркс и Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) - легендарная работа, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» , а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Кстати, в Советском Союзе находилось приличное количество экземпляров первого "Манифеста". Складывалось впечатление, что это была целенаправленная политика партийного руководства страны по скупке их на международных аукционах. Возможно, привозили работники Коминтерна, или поступления в качестве подарка при визите официальных лиц. Короче, осталось за кадром.

I. Буржуа и пролетарии

II. Пролетарии и коммунисты

III. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

a. Феодальный социализм

b. Мелкобуржуазный социализм

c. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям


Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Два вывода вытекают из этого факта. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий "Манифест", который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. в Лондоне. К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено написать программный документ Союза. Основой послужили наработки, сделанные раньше Ф. Энгельсом (Проект коммунистического символа веры и Принципы коммунизма). В середине декабря Ф. Энгельс был вынужден уехать из Лондона в Париж и работу продолжал К. Маркс. А Ф. Шаппер подгонял. Текст Манифеста коммунистической партии был выслан руководителям "Союза коммунистов" в начале февраля из Брюсселя (т.е. К. Марксом), Ассоциации немецких рабочих пришлось занять 25 фунтов стерлингов, купить готический шрифт и тиражом 1 000 экземпляров "Манифест коммунистической партии" был отпечатан 21 февраля 1848 года. Печатник (член "Союза коммунистов") Дж. Бурхардт отпечатал брошюру зеленого цвета (с типографскими ошибками) объемом 23 страницы и размерами размеры 21,5 на 13,4 см в собственном книжном магазине. После начала в феврале 1848 года революции во Франции "Манифест..." стали тайно рассылать в другие страны и община "Союза коммунистов" в Амстердаме получила 100 экземпляров - а во время разгона одной из рабочих демонстраций были произведены аресты и экземпляр "Манифеста..." 24 марта 1848 года попал в руки полиции. В том же году были переиздания "Манифеста..." во Франции, Италии, Дании с предисловиями на соответствующих языках и в декабре 1848 года был сделан первый перевод самого "Манифеста..." на шведский язык. Первый перевод "Манифеста... " на русский язык был сделан М. Бакуниным. С тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению. В Германии было сделано издание шрифтом Брайля - для слепых.


Workers of the world, unite!!! Эта роковая парадигма захватила всецело многие умы в России почти на 100 лет! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира»,- писал В.И. Ленин о «Манифесте». Это первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нему, изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. При капиталистическом способе производства отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определенном этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства.

Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается часть готовых продуктов и производительных сил. В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс и его профсоюзы принесут обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы «М. К. п.»,- рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы «М. К. п.»,- «...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д. В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, т. н. немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М.А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. Отпечатано оно было в бывшей типографии А.И. Герцена (в 1866 году она перешла к польскому революционеру-эмигранту, сотруднику Герцена Л. Чернецкому) без указания имен авторов и переводчика. Перевод приписывается М.А. Бакунину, однако в последние годы эта версия поставлена под сомнение: многие считают переводчиком Н.Н. Любавина. Из письма Л. Чернецкого к Н.П. Огареву от 27 сентября 1869 года известно, что рукопись перевода передал в типографию Огарев и просил напечатать 1000 экземпляров. Уже 8 ноября 1869 года экземпляры «Манифеста» были обнаружены русской почтовой цензурой. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское, так называемое марксистское издание «М. К. п.» в переводе Г.В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. В своем предисловии Г.В. Плеханов, в частности, говорит, что сделанный М.А. Бакуниным первый русский перевод «Манифеста» содержит ряд искажений, которые он исправляет.

В феврале 1848 года вышел в свет «Манифест Коммунистической партии». Это была первая программа и одновременно боевое воззвание международной организации, основанной на принципах научного коммунизма. Как писал В.И. Ленин, эта небольшая книжечка стоит целых томов: «духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

Бродил призрак по Европе

ДАВАЙТЕ снова прочитаем написанные Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом поэтические, проникновенные, исполненные достоинства и убеждённости набатные строки «Манифеста»: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Да,в 1848 году в Европе было совсем немного, лишь несколько сот человек, поднявшихся до осознания исторической роли пролетариата. Им приходилось работать в подполье, собираться украдкой, небольшими группами. Да, лишь немного голосов в 1848 году откликнулось на призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но, как написал в предисловии к немецкому изданию «Манифеста» в 1890 году Ф. Энгельс, «в настоящее время он («Манифест». - А.П.), несомненно, является самым распространённым, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии».

Прошло сто лет. В 90-е годы прошлого века мне попадалось много статей, брошюр, книг, которые представляли коммунизм как некую историческую случайность, амок (приступ безумия), который, слава богу, закончился.

Прошло ещё двадцать пять лет. Оказалось: коммунизм-то жив! Это даже не призрак, а влиятельная идеология и политическое движение.

За 167 лет, прошедших после издания «Манифеста», прибавилось изрядно людей, объединившихся в «священной травле» коммунистического движения. Вслед за папой (тогда это был Пий IX), царём (Николай I) на этом поприще проявили себя Бисмарк, автор «исключительного закона» против социалистов, и Гитлер, самый агрессивный ненавистник гуманистической идеологии коммунизма и кровожадный теоретик и практик антикоммунизма, либерал Черчилль и фашист Муссолини. Затем эту «священную миссию» с удовольствием приняли американские президенты - от Трумэна и до Обамы.

Ну а в России заработал себе известность на полях войны с коммунистической идеей правнук Николая I Николай II. Через сто лет, в 90-е годы XX века, тут проявили себя перевёртыш Ельцин и наследовавшая ему целая свора декоммунизаторов, десталинизаторов и пр.

С надеждой на рабочий класс

А теперь проследим судьбу изложенных в «Манифесте» социальных идей и прогнозов.

«История всех до сих пор существующих обществ была история борьбы классов», - писали Маркс и Энгельс. Собственно, классовую борьбу открыли не они. Ещё Платон отмечал, что в любом государстве «всегда есть два государства, враждебных друг другу: одно - государство бедных, другое - богатых». А ряд французских историков периода Реставрации (1815 - 1830) считали борьбу классов ключом к пониманию всей истории Франции.

Открытие Карла Маркса и Фридриха Энгельса состоит прежде всего в обосновании всемирно-исторической роли рабочего класса. В «Манифесте» показана история развития и борьбы пролетариата с момента формирования буржуазного общества. Подчёркиваю: не только развития, но и борьбы. Ведь многие мыслители и писатели XIX - начала XX века показывали рабочий класс страдающим и угнетённым, но почти никто - борющимся. В действительности пролетариат проходит различные ступени развития. «Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием».

Одной из первых организованных форм борьбы рабочих против эксплуатации было движение луддитов в Англии. Луддиты разрушали машины и фабричные корпуса, считая, что именно техника является причиной их бедствий, в том числе безработицы и голода. Впрочем, часть луддитов считали, что, разрушая машины, они наносили удар по собственности капиталистов, и потому надеялись заставить фабрикантов пойти на уступки.

Рабочие создавали тайные организации и выдвигали вожаков из своих рядов. Один из таких вождей сопротивления английских рабочих, Меджерсон, показан в книге советских писателей Р. Штильмарка и

В. Василевского «Наследник из Калькутты». Вот как он характеризовал себя:

«Мне пятьдесят лет, и двадцать из них я отдал борьбе за правду. Меня ещё помнят в Ланкашире. Там бедняки оказали мне честь: я был избран в первый стачечный комитет ещё четырнадцать лет назад. За это меня приговорили к смерти, но рабочие напали на полицейский возок и вырвали нас, пятерых осуждённых, из рук палачей. Потом я перебрался в Спитфилд, близ Лондона. Почти десять лет мы боролись там за наши права… В нас стреляли солдаты - мы не сдавались. Многих схватили и повесили…»

Английский парламент принял закон о смертной казни за порчу машин. Какие же эти либералы всё-таки гуманисты!

Движение луддитов было беспощадно подавлено войсками. Но борьба рабочего класса продолжалась. Во Франции и Германии она приняла форму вооружённых восстаний. Лионское восстание 1831 года. Затем Лионское восстание 1834 года, когда рабочие впервые выдвинули не только экономические - повышение заработной платы, - но и политические требования. Впервые в истории они выступили под красным знаменем. И, наконец, июньское восстание рабочих в Париже в 1848 году, через четыре месяца после опубликования «Манифеста». Эти восстания показали, что пролетариат в Европе заявил о себе как о самостоятельной политической силе.

Рабочий класс, утверждали Маркс и Энгельс, способен не только на самостоятельную борьбу за свои интересы в рамках буржуазного общества. Он должен стать «могильщиком» этого общества. Историческая задача пролетариата: замена путём революции капиталистического строя социалистическим. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, - писали авторы «Манифеста Коммунистической партии», - только пролетариат представляет собой действительно революционный класс... У пролетария нет собственности: его отношение к жене и детям не имеет уже ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стёрли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - всё это для него не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

Собственность - отмычка всех проблем

А теперь перейдём к главному. Как относились к собственности, семье, отечеству рабочий класс и его передовые представители - коммунисты тогда, в момент написания «Манифеста»? Как решаем эти вопросы мы, коммунисты XXI века?

Начнём с отношений собственности. Читаем в «Манифесте»: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Авторы первой коммунистической программы предлагают конкретные меры для этого. Они подчёркивают: «Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства… Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения…»

Примечательно, что когда Маркс и Энгельс намечают десять конкретных мер, которые пролетариат передовых стран примет после своего прихода к власти, то семь из них касаются отношений собственности:

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик.

Кому-то странным покажется пункт 3: отмена права наследования. Но ведь его ещё в XVII веке проповедовал в теории «трудовой собственности» родоначальник либерализма Джон Локк. Провозглашая собственность неприкосновенной и священной, он уверял, что буржуа имеет право только на ту собственность, которую он сам создал трудом своих рук и головы. Маркс и Энгельс действительно опирались на всё богатство предшествующей социальной мысли человечества.

Предлагаемые Марксом и Энгельсом меры, способствующие коренной смене отношений собственности, нашли продолжение и развитие в работе В.И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», а затем были во многом повторены в Антикризисной программе КПРФ.

Наше дело правое, победа будет за нами

Возвышенно-поэтическими строками начинался «Манифест Коммунистической партии».

По справедливому замечанию Ф. Меринга, «силой и образностью языка Маркс мог поспорить с лучшими мастерами германской литературы». С не меньшей силой он заканчивается:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

И тут я слышу голос читателя: и где эта ваша коммунистическая революция? Отвечаю: та, о которой писали Маркс и Энгельс в «Манифесте» в 1848 году, началась через 70 лет. В 1917 году в России. И господствующие классы всех буржуазных стран действительно содрогнулись перед ней, не говоря уж о правящих классах буржуазно-помещичьей Российской империи.

Почему победила Великая Октябрьская социалистическая революция? Её успех определялся прежде всего тем, что в России созрели для неё предпосылки: до крайности обострились экономические, классовые и политические противоречия. К ним есть смысл добавить предпосылки психологические. В условиях мировой войны, когда на фронте миллионы солдат были убиты и искалечены, десятки миллионов трудящихся страдали от голода и лишений в тылу, когда нищета народных масс приняла ужасающие размеры, у рабочих и крестьян возникло ощущение, что им нечего терять, кроме своих цепей. Оно удесятерило силы народа и помогло ему победить в 1917 году.

Через 73 года в России победила контрреволюция. Надолго ли?

В результате буржуазной контрреволюции и реставрации капитализма страна оказалась в руках частных лиц - во-первых, олигархов-магнатов, чьи имена на слуху, во-вторых, собственников помельче, типа владельцев предприятия «Дмитровский трикотаж», где я работаю.

Рабочий класс Советского Союза вновь превратился в эксплуатируемый капиталистами пролетариат буржуазной России. Не важно, что у рабочего могут быть в собственности квартира, дача, машина. Для того, чтобы иметь средства к существованию и выплачивать, допустим, налог на недвижимость, он вынужден продавать свою рабочую силу. На производстве каждый из нас попадает в мелочную и зачастую унизительную зависимость от хозяина и его представителей - директора и пр. Рабочие на моём предприятии так и говорят: «Мы - рабы». Растёт эксплуатация рабочих из-за того, что сокращается персонал, а обязанности уволенных распределяются между оставшимися. Увеличение интенсивности труда не ведёт ни к какому повышению зарплаты. Всё это служит одному-единственному: наживе богатеев, тех 10% населения, которые владеют 80% национального богатства.

Программа для современного пролетариата

Такое ощущение, что «Манифест Коммунистической партии» написан Марксом и Энгельсом о современной России. Вот читайте:

«Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии - домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.».

В наше время на рабочего «набрасывается» тот же домовладелец (оплата услуг ЖКХ, капремонта и пр.). А вместе с ним торговые сети, банки и, увы, медицинские учреждения, которые тоже стали частью буржуазной системы, и т.д. и т.п. У нас, рабочих, отняли общенародную собственность, отняли социальные гарантии, отняли то уважение, которым пользовался трудящийся человек в советское время. У меня, как и у окружающих людей, возникает ощущение, что нам действительно нечего терять, что страна, и мы вместе с ней, идёт в тупик.

Неправда, что пролетариат абсолютно пассивен. Очаги сопротивления появляются всё чаще, о них постоянно пишет «Правда».

Вспомним слова «Манифеста»:

«Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа…»

У нас недавно поднялись рабочие одной отрасли - водители-дальнобойщики. Против одного буржуа - Ротенберга. И вскоре этот протест вышел уже за рамки борьбы с одним капиталистом.

«Манифест» был восторженно принят немногочисленным тогда авангардом научного социализма. Более того, с разгромом восстания парижских рабочих в 1848 году он отошёл на второй план.

После реакции, вызванной поражением европейской революции 1848 года, в 1860-е годы начался подъём рабочего движения, завершившийся созданием в 1864 году I Интернационала. Потом разгром героической Парижской Коммуны в 1871 году и снова наступление реакции. Роспуск I Интерна-ционала в 1876 году.

Подъём рабочего движения и создание массовых социал-демократических партий в европейских странах в последней трети XIX века. Создание II Интернационала (1889 год). Накануне Первой мировой войны Интернационал превратился во внушительную силу. И - крах II Интернационала из-за измены его руководства (1914 год).

Социалистическая революция в России в 1917 году, построение социализма в СССР, Победа в Великой Отечественной войне, создание мировой системы социализма, развитие международного коммунистического движения - и катастрофа 1990-х годов.

Что же мы видим? Вслед за поражениями, иногда очень серьёзными, катастрофическими, идёт неизбежный подъём влияния идей «Манифеста», подъём рабочего движения.

Каковы сейчас задачи коммунистов по претворению в жизнь идей «Манифеста Коммунистической партии»?

Я думаю, мы должны для начала добиться выполнения требований дальнобойщиков. Необходимо возглавить борьбу пролетариата и, как сказано в «Манифесте», «покончить со своей собственной буржуазией».

Пусть господствующие классы содрогаются перед грядущей коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. И я на меньшее не согласен.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Программа перехода от капитализма к коммунизму

В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата .

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Наследие

Некоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы в ряде стран, например:

  • бесплатное публичное образование и запрещение детского труда;

Другие цели не достигнуты. Например:

  • преодоление отчуждения труда и человеческих отношений;
  • преодоление «диктатуры меньшинства (правящих классов) над большинством (пролетариатом)»;
  • уничтожение государства как инструмента насилия в руках правящего класса;
  • свободное развитие каждого через свободное развитие всех.

В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран.

Оценки

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается Михаилу Бакунину , хотя на самой книге переводчик указан не был.
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе Георгия Плеханова .
  • 1903 - перевод «Манифеста», сделанный Владимиром Поссе .
  • 1906 - выходит «Манифест» в переводе Вацлава Воровского .
  • 1932 - перевод «Манифеста» Владимира Адоратского
  • 1939 - коллективный перевод «Манифеста» Института Маркса-Энгельса-Ленина
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Манифест коммунистической партии" в других словарях:

    - «Манифест коммунистической партии» Оригинал «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) работа, впервые изданная 21 февраля 1848 года. Он начинается словами: «Призрак бродит по Европе призрак коммунизма», а… … Википедия

    Произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает историч. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения диалектич. и… … Философская энциклопедия

    Первый программный документ науч. коммунизма, в котором изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 янв. 1848 по поручению 2 го конгресса Союза коммунистов в качестве программы этой первой междунар.… … Философская энциклопедия

    Произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, написанное по просьбе 2 го Конгресса Союза коммунистов и ставшее первым программным документом международного коммунистического движения. Вышел в свет в Лондоне в нач. 1848. В нем получили свою классическую… … Философская энциклопедия

    Программный документ, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) «Союза коммунистов» в качестве программы этого союза, в котром изложены основные идеи коммунизма. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол … Политология. Словарь.

    Манифест Коммунистической партии - (Communist Manifesto), программа междунар. орг ции Союз коммунистов, написанная в 1848 г. Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Она стала основополагающим документом междунар. раб. движения. В нем утверждалось, что вся предшествующая история… … Всемирная история

    - («Манифест Коммунистической партии») первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов (См. Союз… … Большая советская энциклопедия

    Первый программный документ науч. коммунизма, в к ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого Союза. В М. К. п. Маркс и Энгельс впервые в… … Советская историческая энциклопедия

К 168-й годовщине со дня издания

«Манифест Коммунистической партии» - первый и величайший программный документ научного коммунизма. Написанный К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Впоследствии «Манифест» издавался и в других странах. «Манифест» получил широкое распространение в коммунистическом и рабочем движении. Ф.Энгельс в 1890 г. писал, что «история «Манифеста» до известной степени отражает историю современного рабочего движения с 1848 года » (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.22, с.62 ).

«Манифест Коммунистической партии» - вершина творчества основоположников коммунизма до революции 1848 г. В нём впервые марксизм был изложен в стройном и систематизированном виде.

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма » - такими словами начинается «Манифест». «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

В «Манифесте» Маркс с гениальным мастерством рисует картину зарождения, развития и неизбежной гибели капитализма и даёт развёрнутое обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата .

Маркс пишет, что классовая борьба - движущая сила исторического развития в классовых антагонистических обществах .

«История всех до сих пор существовавших обществ, - пишет Маркс, - была историей борьбы классов» (впоследствии Энгельс уточнит: за исключением первобытного общества) «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общества или общей гибелью борющихся классов ».

Из недр погибшего феодального общества, пишет Маркс, вышло современное буржуазное общество. Но оно не уничтожило классовых противоречий. «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается тем, что она упростила классовые противоречия: общество всё более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат ».

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, проникновение на индийский и китайский рынки, колонизация Америки - всё это дало толчок развитию торговли, мореплавания, промышленности. На место цехового ремесла пришла мануфактура, на место мануфактуры - пар и машина, которые произвели революцию в промышленности, создали крупную индустрию и всемирный рынок. Наряду с развитием промышленности и торговли развивались новые революционные элементы в недрах феодализма - класс буржуазии, который увеличивал свои капиталы и оттеснял на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Но буржуазия не только завоевала себе экономическое господство, создав крупную промышленность и всемирный рынок, но и добилась политического господства в современном государстве. Маркс пишет: «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ».

Маркс обнажает сущность современного представительного государства как органа диктатуры буржуазии , защищающего интересы класса эксплуататоров и направленного на подавление сопротивления угнетённых классов.

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль», - продолжает Маркс. Буржуазия разрушила все феодальные, патриархальные отношения между людьми и не оставила между ними ничего другого, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана» . Врача, юриста, священника, поэта, человека науки - всех она превратила в своих платных наёмных работников. Семейные отношения буржуазия свела к чисто денежным отношениям. Путём эксплуатации всемирного рынка она сделала производство и потребление всех стран космополитическим. «Словом, - пишет Маркс, - она сделала себе мир по своему образу и подобию ».

Менее чем за сто лет своего классового господства буржуазия создала гигантские производительные силы. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения - всё это как бы по волшебству создала буржуазия.

«Итак, - пишет Маркс, - мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии» (Ленин впоследствии покажет, как капитализм перерастает в монополистический капитализм, империализм ).

Маркс на основе открытого им объективного закона развития человеческого общества - закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил - показывает гибель феодального общества и рождение нового, буржуазного способа производства.

Но, продолжает Маркс, подобное же движение совершается и на наших глазах. Буржуазное общество более не может уже обеспечить дальнейшее поступательное развитие созданных им производительных сил. Это противоречие между буржуазными производственными отношениями и возросшими производительными силами выражается в сокрушительных экономических кризисах, сотрясающих мировую экономику капитализма .

Маркс пишет о буржуазном обществе:

«Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений; буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существования буржуазные отношения собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.

Оружие, которым буржуазия ниспровергала феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, - современных рабочих, пролетариев».

В этих словах Маркса сформулировано основное положение научного коммунизма о неизбежной гибели капитализма и всемирно-исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазии .

В этих условиях рабочему не остаётся ничего, кроме как подниматься на борьбу против буржуазии . Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, рабочие одной фабрики против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных отношений, но и против орудий труда, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить отношения средневекового рабочего.

На этой ступени борьбы рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную массу. Но с развитием промышленности пролетариат возрастает численно, и растёт его сила. Столкновения между рабочими и капиталистами всё более принимают характер столкновения между двумя классами. Происходит организация и сплочение рабочих. Местные очаги борьбы постепенно сливаются в одну, национальную, классовую борьбу .

«…Всякая классовая борьба есть борьба политическая ».

Маркс пишет, что пролетариат является единственно до конца революционным классом . «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить всё, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата .

В дальнейшем Ленин, основываясь на данном положении Маркса, обоснует своё гениальное учение о союзе пролетариата и крестьянства . Ленин покажет, что мелкобуржуазные слои населения необходимо вовлечь в строительство социализма под руководством пролетариата на основе социалистической кооперации мелкого производства.

В современных условиях союзником пролетариата выступает не только трудящееся крестьянство, но и трудовая интеллигенция - врачи, учителя, среди которых велика доля женского труда .

Классовая борьба пролетариата, пишет Маркс, в конце концов доходит вплоть «до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает своё господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ».

Маркс резюмирует: всемирно-историческая миссия пролетариата заключается в том, что он - могильщик буржуазии. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны .

В «Манифесте» Маркс формулирует основы марксистского учения о пролетарской партии и диктатуре пролетариата .

Маркс пишет, что коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд частью рабочего класса всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.

Маркс определяет ближайшие задачи коммунистов: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти ».

Коммунисты ставят перед собой цель уничтожить буржуазную частную собственность, покоящуюся на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности ».

Буржуазия обвинила коммунистов в том, что они хотят уничтожить собственность, упразднить свободу и личность, уничтожить семью, отменить отечество.

Маркс отвечает им:

«Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых ее членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.

Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить ВАШУ собственность. Да, мы действительно хотим это сделать ».

Упразднить личность и свободу? Но буржуазия понимает под свободой свободу эксплуатации чужого труда, под личностью - личность самого буржуа .

Уничтожить семью? Но разве буржуазный брак не является общностью жён? «Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга ».

Отменить отечество? Маркс пишет:

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса» (в английском издании 1888 г. вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано: «подняться до положения ведущего класса нации », К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.4, с.444 ), конституироваться как нация, он сам пока ещё национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия».

В дальнейшем Ленин предостерегал коммунистов от одностороннего понимания положения Маркса о том, что рабочие не имеют отечества. Ленин писал :

«В «Коммунистическом манифесте » сказано, что рабочие не имеют отечества.

Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано ещё, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое положение (рабочие не имеют отечества) и забывать его связь со вторым (рабочие конституируются как класс национально, но не в том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно.

В чём же состоит эта связь? По-моему, именно в том, что в демократическом движении (в такой момент, в такой конкретной обстановке) пролетариат не может отказаться от поддержки его (следовательно, и от защиты отечества в войне национальной).

Маркс и Энгельс сказали в «Коммунистическом манифесте», что рабочие не имеют отечества. Но тот же Маркс звал к национальной войне не раз: Маркс в 1848 г., Энгельс в 1859 г. (конец его брошюры «По и Рейн», где прямо разжигается национальное чувство немцев, прямо зовут их к войне национальной). Энгельс в 1891 г. ввиду грозившей и надвигавшейся тогда войны Франции (Буланже) + Александр III против Германии прямо признавал «защиту отечества».

Были ли Маркс и Энгельс путаниками, сегодня говорившими одно, завтра другое? Нет. По-моему, признание «защиты отечества» в национальной войне вполне отвечает марксизму» (В.И.Ленин, Соч., 4 изд., т.35, с.200-201 ).

Маркс оставляет возражения буржуазии против коммунистов и продолжает: «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии ».

По существу в этих словах Маркс формулирует положение о диктатуре пролетариата . Он пишет:

«Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил ».

В будущем же коммунистическом обществе вместе с исчезновением классовых различий и сосредоточением всего производства в руках общества исчезнет и политическая власть. Государство - это организованное насилие одного класса для подавления другого.

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех ».

«Манифест» заканчивается боевым призывом к пролетариям всех стран объединяться в борьбе за свершение коммунистической революции:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Создание этой первой в истории программы международного коммунистического движения явилось величайшим творением Маркса и Энгельса. «Манифест» на столетия стал программным знаменем борющегося пролетариата. «Манифест» при его чтении производит неизгладимое впечатление. Невероятно ярко и доступно Маркс изложил основные свои выводы и идеи, к которым он пришёл до революции 1848 г. Изложенные в «Манифесте» программные положения коммунизма, несмотря на то, что со времени его издания прошло более полутораста лет, сегодня так же живы и востребованы, являются руководящим документом для всех коммунистов. «Манифест» - настольная книга каждого борца, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса .

Григорий Павельев

В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

Значение

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - и . Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «Манифесте» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. Капиталистические производственные отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определённом этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается значительная часть готовых продуктов и производительных сил.

В «Манифесте Коммунистической партии» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, - указывают авторы «Манифеста», - рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, - писали авторы «Манифеста», -

«...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»

Хотя Маркс и Энгельс в «Манифесте» ещё не пользовались термином « », однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована.

«...Первым шагом в рабочей революции, - писали Маркс и Энгельс, - является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»

В «Манифесте Коммунистической партии» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран, - отмечали Маркс и Энгельс, - является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «Манифеста». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, так называемого немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - , . Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они

«...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения»

«Манифест Коммунистической партии» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. Эта небольшая книжечка , - писал о „Манифесте” В. И. Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира .

Специфика преобразований

При изложении содержания мер, осуществляемых пролетариатом, оговаривается, что в различных странах их набор может быть разным. Так, в наиболее передовых странах могут быть применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Признавая, что «деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения» представляет собой мероприятия, «которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными», авторы Манифеста подчёркивали, что в ходе движения (этих процессов) эти меры «перерастают самих себя», и что они неизбежны как «средство для переворота во всем способе производства», а не как самоцель. Показательно, что Маркс при этом жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Издания

«Манифест» - одно из самых распространенных произведений научной и политической мысли. По числу изданий он может сравниться, пожалуй, только с . Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан в 1848 году в Лондоне на немецком языке. Он издавался, по меньшей мере, в 70 странах, более чем на 100 языках мира, свыше 1000 раз, общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Почти 120 лет назад Энгельс имел уже все основания констатировать, что «история “Манифеста” в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он, несомненно, является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» .

По неполным данным, за период 1848-71 вышло около 770 изданий на 50 языках. В СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста Коммунистической партии» общим тиражом 24341 тысяча экземпляров на 74 языках.

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается , хотя на самой книге переводчик указан не был. В переводе были искажены важнейшие положения этого документа
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе . Cо специальным предисловием Маркса и Энгельса.
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Страница заблокирована. Ваш IP-адрес передан в Федеральную службу безопасности в связи с посещением экстремистских сайтов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что делать, если незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд Образец искового заявления к нпф незаконный перевод Что делать, если незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд Образец искового заявления к нпф незаконный перевод Разведение и размножение лошадей в домашних условиях Как покрыть кобылу жеребцом Разведение и размножение лошадей в домашних условиях Как покрыть кобылу жеребцом Курица хромает на одну ногу: что делать, если куры и цыплята падают на ноги Курица хромает на одну ногу: что делать, если куры и цыплята падают на ноги