Корея в конце xix начале xx. Положение в Корее в начале XIX века. Сословий основных всего было четыре

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Однако уже в 1789 г., после более тщательного изучения католической литературы, деятельность корейской католической церкви снова была ненадолго приостановлена. Одной из причин этого, так же, как и последующего гонения на христиан, было отношение церкви к традиционному культу предков и связанной с ним церемонии кормления духов (или «жертвоприношения духам») предков песо, которую в Корее традиционно совершали несколько раз в год.

Католическая церковь призывала отказаться от культа предков, уничтожить «таблички духов» с именами предков, которые хранились в особых алтарях, не совершать церемоний чеса. Действительно, согласно традиционным представлениям, вошедшим в качестве составной части в корейское конфуцианство, после смерти дух умершего так или иначе может проявлять себя в мире живущих и, для того чтобы дух предка не становился злым, на протяжении нескольких поколений его требуется «кормить». По христианским представлениям, душа после смерти должна попадать в рай или в ад (или чистилище). Таким образом, совершение церемонии чеса - это отрицание христианского представления о посмертной жизни души.

Корейцы не могли легко отказаться от традиционных представлений о загробной жизни, увязанных с многочисленными ежегодно совершаемыми ритуалами, вплетенными в сельскохозяйственный цикл. Тем не менее в 1791 г. выходец из янбан Юн Чжичхун (1759-1791), дальний родственник Чон Ягъёна по женской линии, который был одним из «прихожан» первой корейской католической церкви в доме Ким Бому, после смерти своей матери не изготовил поминальную табличку и не совершил церемоний чеса. Более того, младший брат его жены - Квон Санъён поддержал Юн Чжичхуна в том, что тот соблюдал траур по матери по католическому ритуалу. Это стало известно при дворе. Юн Чжичхуна обвинили в непочтении к родителям и, взяв под стражу, казнили вместе с шурином. Почтительное отношение к родителям (хё) было и во многом остается одним из столпов корейского общества, а «непочтительность» означала страшное преступление, которое в конечном итоге могло разрушить общественный порядок.

В этом контексте корейцы никак не могли признать и поддержать христианство. По этому поводу при дворе государя Чончжо развернулась жаркая дискуссия, не утихавшая в течение многих лет. Сторонники «Западной партии новых» (Синсопха) настаивали на молчаливом признании христианства, а приверженцы «Западной партии заслуженных» призывали запретить непонятное учение.

Антихристианские настроения восторжествовали тогда, когда после смерти короля Чончжо, не оказывавшего значительного давления на христиан-последователей «Южной партии», на престол был возведен несовершеннолетний государь Сунчжо (1800-1834), а реальная власть перешла в руки консервативной группировки вдовствующей королевы Чонсун. Уже в первый год правления Сунчжо, в 1801 г., начались активные поиски католических верующих в среде янбан, их аресты, казни, ссылки. В ходе репрессий погибли Ли Сынхун (первый корейский крещеный), Квон Чхольсин (один из основателей общества по изучению христианства), Чон Якчон (старший брат сирхакиста Чон Ягъёна), а также китайский священник Чжоу Вэньмо, нелегально проводивший миссионерскую работу в Корее с конца 1794 г.

Ситуация в 1801 г. значительно обострилась по причине того, что было перехвачено письмо янбана-христианина Хван Саёна (1775-1801), зятя старшего брата Чон Ягъёна, отправленное в Пекин французским миссионерам. В письме рассказывалось о тех гонениях, которым подвергались корейские христиане. Обнаруженное письмо еще больше усилило волну репрессий. Христиан стали обвинять в том, что они не только разрушают нормы морали, но и пытаются «продавать страну». Число пострадавших за 1801 г. христиан превысило 300 человек.

События 1801 г. привлекли пристальное внимание католических миссионеров в Пекине, тем более что к концу XVIII столетия в Корее насчитывалось уже более 10 тыс. верующих. Постепенно возник вопрос об отделении корейской католической церкви от Пекинского епископата. В 1816 г. сын Чон Якчона - Чон Хасан отправился в очередной раз в Пекин и передал письмо с просьбой прислать священников-миссионеров, что должно было помочь в создании Корейского епископата. В результате постоянных просьб корейских верующих в 1831 г. Ватикан принял решение о создании Корейского епископата, а в 1836 г. три французских священника - отцы Мобан, Шастан и Эмбэр тайно прибыли в Корею.

В 1834 г. на престол был возведен восьмилетний государь Хон-чжон. Реальную власть в стране захватила группировка королевы Сунвон, начавшая в 1839 г. очередное, еще более кровавое гонение на христиан, в результате которого были казнены три французских священника и более 100 человек верующих.

С начала XVII столетия Корея воспринимала христианство самостоятельно, без какой-либо деятельности иностранных миссионеров на ее территории. Христианством интересовались главным образом представители правящего класса. Это явилось следствием социально-экономических и культурных изменений в XVII-XVIII вв., контактов с западной культурой и желанием части правящей элиты найти новую идейную и духовную основу для происходивших и назревающих необходимых для корейского общества изменений.

Во второй половине XVIII столетия стремительно развивавшаяся корейская католическая церковь не подвергалась значительным гонениям. В XVIII в. королевская власть пыталась подстроиться к происходящим в стране изменениям. В 1746 г. была проведена ревизия кодекса законов «Кенгук тэчжон» («Великое уложение по управлению государством»), принятого еще в XV столетии. Его новый вариант получил название «Продолжение Великого уложения» («Соктэчжон»), В 1785 г., в правление государя Чончжо (1776-1800), кодекс законов вновь пересмотрели, издав его под названием «Общий свод Великого уложения» («Тэчжон тхонпхён»). В это время, несмотря на то, что некоторые из сирхакистов находились в оппозиции к королевскому двору, другие имели возможность активно воздействовать на королевскую власть. Например, сирхакист Ан Чжонбок (1712-1791), автор «Тонса ганмок», был учителем наследного принца, будущего государя Чончжо.

Однако в начале XIX столетия гонения на христианство, которое расшатывало традиционные конфуцианские устои общества, вылились в неприятие правящей верхушкой всего западного, в нежелание вообще каких-либо кардинальных изменений. Королевская власть в первой половине XIX в. стала тормозом для процессов, начавшихся в XVII столетии, сделав Корею гораздо слабее окружавших ее Японии и Китая, не способной противостоять усиливавшемуся натиску западных держав, имевших обширные колониальные интересы в Восточной Азии.

Глава 4. КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ПРАВЛЕНИЕ ТЭВОНГУНА

В XVII и первой половине XVIII в. борьба придворных группировок происходила главным образом в рамках так называемых «партий». С середины XVIII в. в результате «политики умиротворения» государя Ёнчжо (1724-1776) противостояние «партий» при дворе потеряло прежний накал. В начале XIX столетия с приходом к власти короля Сунчжо (1800-1834) главенствующую роль при дворе стали играть семейные группировки, не связанные с «партиями». В первой половине XIX в. королевская власть не только не смогла перестроиться в соответствии с происходившими в стране изменениями, объективно способствовавшими развитию товарно-денежных отношений в Корее, но и сделала шаг назад по сравнению с предшествовавшим столетием.

Противоречие между слабеющей королевской властью и новыми тенденциями общественного развития стало главным содержанием истории Кореи первой половины XIX в.

§ 1. Положение в Корее в начале XIX века

В 1800 г. в 6-й месяц на престол был возведен 11-летний государь Сунчжо, сын от наложницы предшествующего короля Чончжо, определенный в качестве наследника престола только в начале 1800 г. Поскольку Сунчжо был несовершеннолетним, регентство перешло в руки вдовствующей королевы Чонсун. Вскоре была избрана будущая жена Сунчжо - дочь высокопоставленного сановника Ким Чжосуна (1756-1831), который был дальним родственником королевы Чонсун и благодаря своим способностям пользовался особым доверием государя Чончжо. Вслед за этим Ким Чжосун получил высокий придворный титул Ёнан пувонгун, практически захватив власть в свои руки. Так начались десятилетия правления семьи Ким из района Андон юго-восточной провинции Кёнсан.

Часть I - Общая история двух государств.

Старушка с тазиком.

В начале 90х мне посчастливилось побывать в Южной Корее, городе Пусан. В те времена, корейские товары, не были столь знамениты, как сейчас. На слуху, была японские марки. Тем не менее, наши соотечественники уже успели протоптать тропинку до магазинов в Кореи. Не скрою, не минула и меня чаша сия. При дефиците товаров, на то время, в нашей стране, потратить 1миллион воний, это около 1000$ в Кореи, не составляло большого труда. Что было и сделано в первые дни прибывания. У меня оставалось еще пару дней пребывания в Кореи, вот об одном из этих дне я вкраце и расскажу. Не скрою, для человека, первый раз выехавшего за рубеж, многое было в новинку. Широкие и идеально чистые центральные улицы, с высотными стеклянными домами вдоль дорог, притягивали мой взор. На первом этаже, большинства зданий, располагались магазины и офисы. Город в дневное время казался вымерший, редкие автомобили проезжали по широким магистралям и если встречался прохожий, чаще всего это был соотечественник с очередной покупкой.)) Так вот, убегая от своих соотечественников и от майской жары, с центрального проспекта, за нырнул я в переулок и попал в старый квартал. Вот в одном из переулков, я и натолкнулся на эту старушку с тазиком. Два ряда домов и мощенная мостовая, шириной около четырех метров, которая тянулась весьма на продолжительное расстояния. Посреди пустой улице, прямо на камнях расположилась старая кореянка с тазиком, в котором долго и методично жамкала нарезанную морскую капусту. Всю эту картину, завершал выход этой улицы на современную магестраль, где красовались новые, современные здания. Вот так образ старой и новой Кореи, на долго отложился в моем сознании. Этот образ вызывал противоречия. И только в дальнейшем, изучая историю и культуру Кореи, я понял, что не было бы той современной Кореи, без этой бабушки с тазиком. Не было бы, того духа страны, который глубоко, корнями уходит в свою историю. И который отмечается во всем, на каждом шагу, пребывания в Кореи.

Немного истории
Если мы хотим понять, что такое современная Корея, то без этого ни куда. Я попробую выделить, только самые интересные моменты истории, которые корейцы чтят и с которыми сталкивается каждый приезжий иностранец.

Древний Чосон - Первое протогосударство на территории Кореи

Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (буддистами отождествлялся с Индрой) был сын Хванун, который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси, Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли.
Тигр и медведица молились Хвануну чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, Уннё была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу чтобы у неё был ребенок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом.
Тангун унаследовал трон отца, построил новую столицу Асадаль рядом с современным Пхеньяном (местонахождение до сих обсуждается среди историков) и назвал своё царство Чосон, которое современные историки называют Кочосон, чтобы не путать с более поздним государством Чосон.
Согласно «Самгук Юса» Тангун начал править в 2333 году до н. э., согласно описанию в «Тонгук Тоннам» (1485) на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят разные даты, однако все они относят начало царствования Тангуна ко времени правления Яо (2357 до н.э.-2256 до н.э.). По некоторым источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу») - 1048 года.
Во всяком случае 3 октября, день Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев. Корейцы ведут отсчет своей истории, именно с этой даты - 2333 году до н. э.. То есть на их дворе, сейчас 4348 год от рождества Тангуна.)))

Хотелось бы так же, как корейцы знать свои легенды. У нас на дворе, по старому лето исчислению, сейчас был бы уже 7525 год.

Вернемся к нашим корейцам.
108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань, основав четыре китайских округа.

Троецарствие

с 57 по 19 век до н.э. образуются три государства.
Пак Хёккосе основал государство Силла.
Чумон основал государство Когурё.
Онджо - основал государство Пэкче.
Не буду утомлять читателей, всеми этапами междоусобных войн этих королевств. Отмечу, только, что в 370-380 года н.э, на эти территории проникает будизм.
И после многовековых битв, в 668 году, побеждает Силла, которое контролирует большую часть полуострова.

Корё

Корё – сокращено от Когурё (кор. 고구려) название одного из корейских племён.
В 918 году - Ван Гон основывает королевство Корё, которое в 935 поглотит Силлу.
Так в 936 году - Корё заканчивает объединение корейских земель и образуя единое государство на всем полуострове.
В официальных документах Корё именовало себя империей. Столица Кэсон называлась «столицей империи (кор. 皇都)», королевский дворец - «императорским дворцом(кор. 皇城).» Другие термины, такие как Ваше Величество (кор. 陛下), Принц (кор. 太子), Императрица (кор. 太后), также предполагают императорский статус государства.
Многие годы Корё ведет войну с Кида́ни (китаи) - кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии
1270 - Монголы захватывают Корё. Начало 80-летнего монгольского ига.
После монгольского нашествия термин «империя» к Корё больше не применялся ввиду оккупации страны монголами.
Далее история весьма темная и не однозначная.
Корё в 1388 году, чтобы сдержать великодержавное давление китайской династии Мин, направило почти 40-тысячную экспедиционную армию на Ляодун. Ли Сон Ге тогда командовал ее правым крылом, что равнялось должности заместителя командующего экспедиции. Чтобы узурпировать власть, Ли Сон Ге с соучастниками на острове Вихва отказался от похода на Ляодун и повернул экспедиционную армию назад. После этого предательства они взяли в государстве реально политическую власть в свои руки, изгнав из центрального правительства множество оппозиционных чиновников. И образовав новое государство Чосон, вместо Корё.

Чосон

1392 - Ли Сон Ге коронован, официальное начало династии Чосон.
1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство.
1446 - Король Седжон объявляет о разработке корейского алфавита хангыль.
1592 - Начинается Имджинская война, серия вторжений японских сил под командованием Тойотоми Хидейоши.
1627 - Первое вторжение маньчжуров в Корею.
1636 - Второе вторжение маньчжуров в Корею.
В 1637 году маньчжурская армия разгромила Чосон, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.
Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией и зависила от Китая(где влавствовали манжуры до 1911года). Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Чёсон оставалась закрытой страной.

Общая история

Дальше придется, немного расширить рамки истории и выйти за пределы Кореи.
Столкновения с русскими на северной границе Маньчжурии начинаются с русско-китайской войны 1658 года, в ходе которой русские также впервые встретились с корейцами.
Итогом военного противостояния стал подписанный в 1689 году Нерчинский договор, по которому русско-китайской границей сделали реки Амур, Аргунь и Горбица.
В ходе японско-китайской войны (1894-1895) часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору возвращена Китаю.

Ослабление цинского правительства привело к усилению русского влияния в Маньчжурии и Кореи, которая постепенно была включена в сферу русских коммерческих и политических интересов. Во многом это было связано с заключенным в 1896 году, после разгрома войск Цинской империи в японско-китайской войне, союзническим договором.

В 1900 года вследствие восстания боксёров район КВЖД в Маньчжурии был занят русскими войсками.
В 1903 году Россия учредила в Порт-Артуре Наместничество Дальнего Востока, и российское правительство рассматривало проект закрепления Маньчжурии как «Желтороссии», основой которой должны были стать учреждённая в 1899 годуКвантунская область, полоса отчуждения КВЖД, формирование нового казачьего войска и заселение русскими колонистами.
Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска в нарушение союзнического договора из Маньчжурии и Кореи повлекли за собой русско-японскую войну 1904-1905, театром военных действий которой была вся южная Маньчжурия до Мукдена. И которую, Россия благополучно проиграла. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.
1910 - Япония аннексирует Корею.
1916 - Последняя волна антияпонских восстаний ыйбёнов.
1919 - Движение первого марта разгоняется военными и полицейскими.
1920-е - «эра культурного управления» генерал-губернатора Сайто Макото.
1945 - После капитуляции Японии Корейский полуостров разделятся на зоны влияния СССР и США по 38 параллели.
1948 - В Северной и Южной Корее устанавливаются независимые режимы, возглавляемые соответственно Ким Ир Сеном и Ли Сын Маном.
1950 - Начало Корейской войны.
1953 - Формальное окончание Корейской войны, официально мирный договор не подписан до сих пор.
В Южной Корее на протяжении нескольких десятилетий правили военные диктаторы, проводившие политику модернизации страны. В конце 1980-х годов страна стала демократическим государством.

Послесловие

Самого название Корея, в корейском языке не существует, это название принято у европейцев. Некоторые связывают это название из исторических династий Корё. Но так или иначе, сами корейцы, Официально называют КНДР - (кор. 조선 민주주의 인민공화국- Чосон минджуджуи инмин конхвагук) и Республика Корея (кор. 대한민국- Тэхан мингук).
Сегодня разговорным названием Кореи в Южной Корее является Тэхан или Хангук, причём Южная Корея называется Намхан (남한, 南韓; «Южный Хан»), а Северная - Пукхан (북한, 北韓; «Северный Хан»). Менее формально южане называют КНДРИбук (이북, 以北; «Север»).
В КНДР используются названия Чосон для Кореи, Намджосон (남조선, 南朝鮮; «Южный Чосон») для Южной Кореи, и Пукчосон (북조선, 北朝鮮; «Северный Чосон») для Северной Кореи.

Продолжение следует.))


80-е годы XIX столетия характеризовались резким усилением настроений в корейском обществе в пользу передовых для того времени реформ. Реформаторы из числа наиболее дальновидного янбанства были убежденными противниками политики изоляции страны от внешнего мира, которая уводила страну от мирового прогресса, тормозила ее развитие. Они ставили целью проведение социально-экономических преобразований, повышение обороноспособности, упрочение независимости корейского государства.

Во главе реформаторского движения, точнее его радикального крыла, стоял Ким Ок Кюн, который неоднократно бывал в Японии и других странах мира, а в 1883-1884 гг. находился в Токио в качестве посланника корейского правительства. Реформаторы считали, что для достижения своих целей они могут опереться на поддержку иностранных держав, в частности, а возможно и в первую очередь России. Находясь в качестве корейского посланника в Японии, Ким Ок Кюн неоднократно встречался с аккредитованными в Японии российскими дипломатами А. П. Давыдовым и Р. Р. Розеном. В беседах с ними он по поручению своего правительства поднимал вопросы заключения дипломатического трактата с Россией, как с державой, владения которой граничат с Кореей.

4 декабря 1884 г. реформаторы "во время празднеств по поводу открытия Сеульского почтамта, используя часть правительственных войск и подразделения японской армии, захватили власть, склонив на свою сторону короля Коджона. При этом погибло много высокопоставленных представителей консервативной и умеренно-реформаторской группировок". Прежнее правительство было свергнуто и сформирован новый кабинет министров-реформаторов. Программа нового правительства провозглашала упразднение сословной системы, равенство всех граждан перед законом, пересмотр земельного налога, введение единой финансовой системы, перестройку административного и политического аппарата.

Безусловно, политика нового радикально-реформаторского кабинета представляла для России большой интерес, т.к. предполагала стремление избавиться от китайского сюзеренитета, о чём неоднократно заявлял Ким Ок Кюн в переговорах с российскими представителями в Японии.

Однако реформистский кабинет министров не успел приступить к осуществлению своей программы. Уже через 3 дня новое правительство было свергнуто с помощью китайского воинского контингента, остававшегося в Сеуле после восстания 1882 г., а также частей сеульского гарнизона, верных прежнему правительству. Члены свергнутого правительства бежали в Японию.

В острой политической обстановке прихода к власти реформаторов правящие круги Кореи проявили колебание и непоследовательность. С одной стороны, желая избавиться от китайского влияния, они поддерживали реформаторов, с другой стороны, боязнь радикальных перемен и потери своих сословных привилегий толкала их на подавление оппозиционного движения с помощью того же китайского воинского контингента, дислоцированного в Сеуле. Стремясь балансировать между противоречивыми интересами великих держав, корейские власти пытались заручиться покровительством со стороны не только Китая, но и России, Великобритании, Японии и Китая. Всё это свидетельствовало о потере корейскими правящими кругами своего авторитета и влияния в народе.

Несмотря на кратковременность существования правительства реформаторов, его появление и программа являлись знаковым событием политической жизни Кореи. Оно показало, что корейский народ в основной своей массе больше не желает жить по-старому, жаждет радикальных перемен и социальных реформ, что феодальный строй уже изжил себя и не отвечает потребностям общества.

После разгрома реформаторов обстановка на Корейском полуострове обострилась. Стремясь сохранить свое влияние на Корею, Китай направил на её территорию дополнительный воинский контингент и пять военных кораблей. Япония восприняла это как прямой вызов и направила в Корею в декабре 1884 г. свои воинские контингента и эскадру военных кораблей.

Однако в последний момент стороны не решились на открытый вооружённый конфликт и разрешили конфликт путем подписания в апреле 1885г. японо-китайской конвенции в китайском городе Тяньцзине. По этой конвенции Япония и Китай обязались не посылать своих военных инструкторов в Корею и вывести из Кореи свои воинские контингенты. В случае возникновения в Корее новых беспорядков, стороны обязывались предварительно уведомлять друг друга о посылке своих воинских подразделений на Корейский полуостров.

Таким образом, в Тяньцзине цинское правительство Китая впервые официально признало права Японии в Корее равными своим. С другой стороны, Япония признала права Китая. Это был временный раздел сфер влияния двух соперников за господство в Корее.

Однако угроза военного столкновения на полуострове сохранялась. В такой ситуации ван Коджон принял решение обратиться за покровительством к России через посредничество советника корейского правительства по иностранным делам немца Мелендорфа. Министерство иностранных дел России, будучи не совсем уверено, что предложения Мелендорфа действительно исходят от короля Коджона, командировало в Сеул секретаря российской миссии в Токио А. Н. Шпейера для выяснения действительного положения дел. Во время неофициального своего визита в Сеул А. Н. Шпейер был принят королем Коджоном и членами кабинета министров, неоднократно беседовал с Мелендорфом. 6 января 1885 г. Шпейер выехал из Сеула для подготовки доклада своему правительству, в котором говорилось, что послание Мелендорфа правдиво.

Обсудив результаты визита А. Н. Шпейера в Корею, российское правительство воздержалось от официальных заявлений и обещаний из-за опасений, что принятие Кореи под политический протекторат России может вызвать открытое столкновение либо с Китаем, либо с Японией, либо с обеими странами одновременно, что потребовало бы от Санкт-Петербурга слишком больших усилий и жертв, которые «вряд ли окупятся возможными выгодами». Практических шагов по установлению протектората над Кореей предпринято не было. Будущему российскому представителю К. И. Веберу поручили лишь рассмотреть вместе с корейским правительством вопрос о "наилучшем способе обес-печения неприкосновенности Кореи".

В октябре 1885 г. КИ. Вебер прибыл в Сеул в качестве первого российского поверенного в делах и генерального консула в Корее. Открытие российской дипломатической миссии в Сеуле и слухи о секретном обращении Коджона к России о предоставлении протектората над Кореей вызвали ответную реакцию Китая. На границе Китая с Кореей было сосредоточено значительное количество войск, якобы для подавления возможных внутренних смут на Корейском полуострове.

Опасаясь военного вмешательства и столкновения с Китаем, Россия продолжала свою прежнюю политику невмешательства в дела корейского государства, чтобы не спровоцировать военную конфронтацию с цинскими властями.

Временному поверенному в делах в Пекине Н. Ф. Ладыженскому Министерство иностранных дел России поручило сообщить китайскому правительству, что "мы не имеем никаких своекорыстных видов на Корею, но желали бы заручиться и от китайцев ручательством, что они воздержатся от нарушения существующего порядка и неприкасаемости страны".

В августе 1886 г. в Тяньцзине состоялись переговоры между Н. Ф. Ладыженским и видным китайским сановником Ли Хунчжаном, ответственным за политику Китая в Корее. Ладыженский заявил, что Россия не намерена вводить войска в Корею, лишать ее независимости или вмешиваться в ее внутренние дела, но решительно не допустит исключительного преобладания в Корее другой державы.

Видя категоричность и твердость в позиции России, Ли Хунчжан предложил заключить письменное соглашение о взаимных обязательствах не изменять существующего положения Кореи и обеспечивать неприкосновенность ее территории. Требование китайского правительства включить в соглашение пункт о вассальных отношениях Кореи и Китая и об особых обязанностях Китая по отношению к Корее не нашли поддержки России. Ввиду имеющихся разногласий было решено заключить устное соглашение о том, что Россия отказывается от установления протектората над Кореей, а Китай - от захвата корейской территории.

Таким образом, от осуществления непосредственной оккупации Кореи Китай удерживала Тянь-цзинская японо-китайская конвенция 1885 г., с одной стороны, и твердая позиция России - с другой.

В последующие годы российское правительство продолжало придерживаться курса на укрепление самостоятельности и независимости Корейского государства, стараясь гибкой дипломатической политикой не допустить значительного преобладания какой-либо державы.

Придавая большое значение ситуации на Дальнем Востоке и ввиду сложности и многосторонности проблем, в Петербурге было образовано Особое Совещание первых руководителей МИД, министерств обороны, финансов, морского министерства и др. Протоколы заседаний Особого Совещания утверждались российским императором.

Тем временем Япония не оставляла своих экспансионистских планов по отношению к Корее. Заявляя, что корейский вопрос не является для Японии первостепенным, японское правительство накапливало силы для установления военным путем своего безраздельного господства в Корее. Путем расширения торговой экспансии, навязывания кабальных займов Япония укреплялась на корейской земле. Все это не оставалось без внимания с китайской стороны. Налицо были все обостряющиеся японско-китайские противоречия, преодолеть которые Япония намеревалось победоносной войной с Китаем и оккупацией Корейского полуострова.

После заключения российско-корейского договора 1884 г. и установления официальных отношений произошла заметная активизация участия России в корейских делах. Однако на первом плане обострялась китайско-японская конфронтация, усилившаяся после недолговременного пребывания у власти реформаторского кабинета во главе с Ким Ок Кюном. Противодействие Японии, и России в этот период объективно предотвратила китайскую военную оккупацию Кореи. При этом в наибольшем выигрыше оказалась Япония, получившая по Тяньцзинской конвенции равные с Китаем права в Корее.



У нас принято думать по общепринятому образцу европейской и российской истории, что во всех странах в феодальную эпоху всегда существовали сословия, т.е. наследственные группы с определенными правами, обязанностями и привилегиями.

Однако это не совсем так. В том же Китае, например, всегда существовали большие возможности для социальной мобильности. Никто особо не удивлялся если выходец из крестьянской семьи становился крупным чиновником. Такое было не то чтобы часто, но по-крайней мере не вызывало особого удивления.

В Корее все было иначе. Здесь, как и в Европе, и в России, до конца XIX века существовали сословия. Причем существовал жесткий принцип. Если человек унаследовал сословия отца, то подняться выше было очень тяжело.

Юн-Вунг-Нил - янбань, корейский военный министр (слева) в своем доме играет в игру Го

Сословий основных всего было четыре

Высшее сословие - янбань. Ими в основном были дворяне, правящая элита, которые имели прямое влияние на страну, на ее политику и экономику.

Вторым было так называемое среднее сословие - чунгин. Следует учесть, что корейское среднее сословие не имело ничего общего со средним сословием Европы, где в средние времена так называли городскую буржуазию. Здесь же, в Корее, среднее сословие в XVII—XIX веках - просто неполноправное дворянство. Это были дети дворян, рожденные не главными женами, а наложницами. В те времена в Корее существовало многоженство, дворяне были очень богатыми и обычно имели по несколько жен, точнее по одной жене (жена всегда была одна) и по несколько наложниц.

Жена обычно происходила из дворянской семьи, наложницы были в основном простолюдинками или вообще крепостными. И поэтому дети, рожденные от таких браков полноправными, не становились, они получали частичное дворянство и ставились вот этими средними людьми.

Чунгины

Дворяне занимались государственной службой, военной и гражданской. А средние люди обычно становились техническими специалистами - врачами, переводчиками, учителями, счетоводами, т.е. интеллектуальный труд, но не общеуправленческий и соответственно менее престижный.

Далее - третье сословие - янъин. Это сословие «добрых людей», т. е. лично свободных людей. В это сословие входили свободные крестьяне, как правило работавшие на своей земле или иногда арендовавшие ее у дворянина, или у другого крестьянина по богаче. Также сюда входили и ремесленники, которых было не очень много, но они были, а также торговцы.

Эти “добрые люди” в Корее не имели право занимать государственные должности, и не имели право служить на должностях в армии. Они платили налоги, но были свободными.

Свободные люди

Четвертое сословие - это чхонмин - “подлый или дешевый люд”. Так назывались в Корее крепостные или социальные группы, которые были к ним приравнены. Например, к таким людям относились сапожники, мясники, или занимавшиеся обработкой шкур животных и т.д. это была специальная группа этого презренного люда. Они не считались формально крепостными, но их права были существенного ограниченны.

В презренному люду относились и профессиональные куртизанки, которые, кстати говоря, являлись самыми образованными женщинами старой Кореи. они могли и писать, и читать, знали хорошо литературу, играли на музыкальных инструментах.

Но все-таки к четвертому сословию в основном относились крепостные как частные, так и государственные. В Корее существовало крепостное право и положение таких корейцев было очень сильно похоже на положение российских крепостных.

Их кстати было немало. Общая численность “подлого люда” составляла четверть всего население старой Кореи.

Но если говорить о структуре, то где-то в начале половины XIX века янбань - это примерно 10% населения, средний люд - еще несколько процентов, 20-25% - крепостные, а вот остлаьные - это янмины, т.е. лично свободные.

Структура в общем обычная для большинства феодальных обществ.

Однако все это было до конца XIX века, когда сословные привилегии отменяют.

История Кореи в XIX веке затрагивает два важных момента: курс на модернизацию и подчинение Японии. Несмотря на многочисленные позитивные изменения, страна была ослабленной и не сумела противостоять внешней угрозе. За влияние в Корее боролось сразу несколько «соперниц»: Россия, западные государства, Китай... Но победительницей оказалась Япония.

Восстание против династии Ли

Было несколько причин незавидной ситуации. В 1800 году правителем стал 11-летний мальчишка Сунчжо. Конечно, из-за возраста управлять он не был готов, и регентство отдали королеве-вдове. Юному королю быстро подобрали невесту – дочку сановника Ким Чжосуна, дальнего родственника королевы. Правитель не интересовался государственными делами. Фактически власть забрал Ким Чжонсун, которому королева предложила высокий пост.

Притеснения северных провинций, гонения на христиан, тяжёлый военный налог – это далеко не все «прелести» того времени. Недовольство властью привело к восстанию. Крестьяне надеялись избавиться от правителей династии Ли. Противостояние правительственных и мятежных войск продолжалось несколько месяцев. Восстание жестко подавили. К примеру, головы казненных предводителей возили по провинциям, тем самым, демонстрируя свою власть. Были приняты временные меры, чтобы усмирить недовольство – раздавали еду и деньги особо нуждающимся.

Благие реформы

В 30-е годы 19 века начались распри между королевскими родственниками, что тоже негативно отразилось на положении в стране. В результате развалилась система налогового сбора и государственного администрирования. В 50-е годы состояние страны было плачевным. Наконец, к власти пришел король Ли Мёнбок, а его отец был объявлен регентом. Подготавливая страну к правлению сына, он провел ряд преобразований. На службу стали принимать людей не по происхождению, а по способностям. Придворные ведомства получили меньше полномочий, изменилась система налогообложения. Политика дала хороший результат – за десятилетие золотые запасы выросли на 51%.

Канхванский договор

Как и в средние века, на суверенитет Кореи в XIX столетии посягали разные страны: Англия, Франция, США. Армию государства укрепляли, и Корея успешно отражала вторжения извне. Но к активным действиям Японии она оказалась не готова. Как показала японская разведка, военная мощь у соседей гораздо слабее. Японией была отправлена эскадра, и страны сели за стол переговоров. Документ оказался неравноправным, в пользу японского государства. Канхванский договор объявлял о неподсудности японцев корейским властям, разрешал судам спокойно исследовать побережье страны, давал права торговцам из Японии.

В конце XIX столетия Корея стремилась ограничить влияние иностранных государств, которые положили глаз на территорию Дальнего Востока. Западные страны проявляли меньше активности, зато Япония неустанно усиливала контроль за «соседкой». Долгое время ей противостоял Китай, у которого были свои планы на Корею.

Японское «покровительство»

Спусковым крючком стало народное восстание в Сеуле. Из-за этого Китай и Япония почти одновременно ввели войска под разными предлогами. Китайцев вызвало правительство в надежде, что союзники помогут подавить народное волнение. Войска из Японии были направлены ради «защиты» японских подданных. Вскоре между королевским двором и мятежниками было подписано мирное соглашение.

Власть Кореи попросила вывести японские войска, но получила резкий отказ. Гости сделали «хитрый» ход: сначала обратились к Китаю с просьбой поспособствовать проведению реформ в Корее, а после отказа потребовали расторгнуть китайско-корейский договор. Используя вооруженные силы, японцы добились своей цели. Дальнейшая история Кореи 19 века тесно связана с японо-китайской войной, которую Китай проиграл.

Японцы взяли бразды правления в свои руки, инициировав многочисленные реформы. У власти поставили прояпонских сторонников. Развитие страны захватчиков не интересовало – главную роль играла перестройка на японский манер. Было издано около 200 указов, многие из которых шокировали людей. Под запрет попали ранние браки, вдовам разрешили повторно находить мужей, а знать уравнивалась в правах с простым народом.

Противостояние великих держав

История Южной Кореи резко изменила свой курс в 1895 году, когда была убита королева Мин. Уже это вызвало негодование в Корее и международных кругах. Одновременно появились многочисленные запреты: нельзя было курить трубки, носить привычные шляпы и традиционные прически. Все это стало причиной протестов, и Корея обратилась за помощью к России. В результате прояпонское правительство распустили и выбрали новое. Между Россией и Японией был подписан меморандум, согласно которому страны признавали новую власть и ограничивали военное присутствие на территории страны.

В 20 веке Япония и Россия продолжали противостояние в попытках взять страну под свою «опеку». В 1903 году корейское правительство, обеспокоенное этим противоборством, разослало телеграммы о своем нейтралитете. Но это не помогло. Когда переговоры между двумя противниками зашли в тупик, началась русско-японская война. В результате Япония одержала победу и взяла под контроль всю систему управления в Корее.

Борьба за независимость

Японская экспансия очень не понравилась корейскому народу. История Южной Кореи помнит многочисленные бунты в XIX столетии против захватчиков. В XX веке они продолжались. Постепенно формировались партизанские отряды – мятежи вспыхивали почти во всех провинциях. Количество недовольных нарастало. В 1907 году произошло около 300 сражений с мятежниками, а в 1908 году – почти 1,5 тысячи. В ответ применялись жестокие меры. Жителей регионов, где вспыхивали волнения, сажали в тюрьмы или казнили.

Еще одной формой борьбы были легальные организации. В историю Кореи вошло «Общество независимости». В составе организации были представители интеллигенции и студенты. Они проводили митинги и выпускали свою газету. Деятельность общества постепенно охватила всю страну, призывая народ к борьбе. Главное требование – самостоятельность и независимость. Все закончилось арестом участников организации.

В 1910 году Япония начала поднимать вопрос о присоединении Кореи. Это привело к активизации партизанского движения. Корейские патриоты пытались привлечь внимание мировых держав к этому вопросу, но безрезультатно. Был подписан Договор об аннексии под силовым давлением, и страна потеряла свой суверенитет. История Кореи этого периода была тяжелой – бывшее государство фактически стало продовольственной базой Японии. Более 70% урожая вывозили, а налоги достигали 52%.

Корейский язык объявили иностранным. Завоеватели закрывали корейские театры и музеи, запрещали национальные праздники. Делалось всё, чтобы местные жители забыли свою историю. Колониальный гнет вызвал всплеск национально-патриотического движения, а революция в России 1917 года только усилила его. Корейские студенты в Токио издали Декларацию независимости – её направили японским властям и иностранным дипломатам. В историю Южной Кореи вошло мартовское восстание, которое охватило почти все уезды. Японские войска убили 7,5 тысяч человек, 16 тысяч ранили и 47 тысяч отправили в тюрьму.

Вторая Мировая война

Япония не ограничилась только Кореей, её аппетиты возрастали. В 1931 году она вторглась в Маньчжурию, а в дальнейшем планировала расширить свое влияние на Китай, Индию, Монголию и другие страны. В 1940 году был подписан пакт о военном союзе с Германией и Италией. Вскоре Япония захватила огромную территорию – около 10 млн кв. км.

Все это отразилось на Корее и её жителях. С 1939 года корейцев стали отправлять в Японию и на о. Сахалин в качестве рабочей силы, а затем забирать в армию. В 1941 году Япония вступила во Вторую Мировую войну, напав на Пёрл-Харбор – военно-морскую базу США. В Корее по-прежнему действовали подпольные организации, которые проводили забастовки и диверсии. Под откос пускали японские эшелоны и взрывали транспортные пути. В США патриотические круги корейских соотечественников объединил вокруг себя Ли Сын Ман, ставший впоследствии первым президентом Республики Корея.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Особенности праздничного богослужения литургия избранный псалом Особенности праздничного богослужения литургия избранный псалом Главные тайны Манхэттенского проекта (3 фото) Главные тайны Манхэттенского проекта (3 фото) История персонажа Двуликий янус двуличный человек История персонажа Двуликий янус двуличный человек