Какие морфологические признаки можно определить у глагола. Какие морфологические признаки имеет глагол. Глаголы переходные и непереходные

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наклонение (изъявительное, условное, повелительное)

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые реально про­исходили, происходят или произойдут. В изъявительном наклонении глаголы име­ют формы времени:

Глаголы НСВ - настоящее, прошедшее и будущее сложное время (

пишу, писал, буду писать );

Глаголы СВ - прошедшее и будущее простое время (

написал, напиш у).

В условном наклонении глаголы обозна­чают действия, которые могут произойти только при определённых условиях.

Глаголы в условном наклонении:

Изменяются по числам, в ед. ч. - по родам (читал бы, читала бы, читали бы );

Образуются путём прибавления частицы бы к форме прошедшего времени глагола. В повелительно м наклонении глаголы выражают побуждение к действию (просьбу, приказ, призыв, предупреждение, запрет). Глаголы в повелительном наклонении:

Не изменяются по временам, но имеют форму 2-го лица ед. и мн. ч. (сиди, сидите );

Образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью окончания или нулевого окончания, во мн. ч. присоединяется постфикс -те (сиди - сидите, стой□ - стой□те ).

В значении повелительного также употребляются:

Инфинитив: Не кричать! Не курить!

Форма 1-го лица мн. ч. изъявительного наклоне­ния в сочетании с частицами давай, давайте: Да­вайте немного помолчим .

Форма 3-го лица ед. или мн. ч. изъявительного наклонения в сочетании с частицами пусть, пус­кай, да : Пусть сильнее грянет буря! (Максим Горький) .

Время (настоящее, прошедшее, будущее)

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи (читаю, читаешь и т. д.). Они изменяются по лицам и числам и образуются от основы настоящего времени с помо­щью личных окончаний: по[й"у]т - пою, поём (1-е л. ед. и мн. ч.); поёшь, поёте (2-е л. ед. и мн. ч.); поёт, поют (3-е л. ед. и мн. ч.) .

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи (чи­тал, написал и т. д.). Они изменяются по родам и числам (вёзØ□, везла, везло, везли ), но не изменя­ются по лицам.

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после момента речи. Они имеют две формы - простую (
напишу, напи­шешь ) и сложную (буду писать, будешь писать ).


Лицо

Лицо глагола указывает на отнесённость действия к говорящему или предмету (1-е л. - я, мы; 2-е л. - ты, вы; 3-е л. - он, она, оно, они ). По лицам изме­няются глаголы в форме настоящего и будущего времени, а также глаголы в форме повелительного наклонения.

Род (мужской, женский, средний)

Род определяется только у глаголов в форме про­шедшего времени (он пришёл, она пришла, оно при­шло ) и условного наклонения (он пришёл бы, она пришла бы, оно пришло бы ). · Число (единственное и множественное)

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: "Глагол. Морфологические признаки"

по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Учитель: Кильмухаметова Лилия Мансуровна, 1 кв. категория.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

подготовительный — стадия вызова;

собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации — стадия рефлексии.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола; формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах, самостоятельно;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Формы работы: индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; коллективная работа.

Приемы: прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера, синквейн.

Оборудование: учителя - презентация; учащихся - тетрадь, индивидуальная карта, таблица; «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс; компьютер + проектор; таблицы; цветные полоски.

План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

1.Стадия «вызова» - целеполагание

Личностные: активизация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме,

действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал»)

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

2.Стадия «осмысления»

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные:

Смысловая стадия - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Инсерт - Предлагается система маркировки текста,

чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

Знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

Знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

3. Стадия - «рефлексия» - размышления.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

В стадии «рефлексия» ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

4. Практическая работа.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

5. Итог урока.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Синквейн

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Домашнее задание.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Эпиграф : “Глагол придает речи жизнь, -

присутствием своим животворит отдельные слова”

Ход урока

Приветствие учителя:

“Здравствуйте, ребята!

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

I. Стадия вызова — целеполагание.

Слово учителя:

Учитель :
“Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученица 1 : “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя”.

Ученица 2 : “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозга “Кто что делает?”

Повар -…варит, готовит; врач - ….лечит., учитель - …учит, ученик - …учится, баянист - …играет, художник - …рисует, красит, наносит, портниха - …шьет, продавец - …продает, пекарь - …печет, играет, гром - гремит…, молния - ..сверкает, трава - ..растет, дождь - …идет, покрапывает, солнце - ..светит, вода - ..течет.

3. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 6 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”.

(Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится)

Найдите лишнее слово (плачет, т.к. это глагол невозвратный, а все остальные - возвратные.)

4. Сформулируйте самостоятельно тему урока. ("Глагол. Морфологические признаки") . Запишите дату и тему урока. Сформулируйте цель урока.

5. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы

“Я знаю…”.(«Знаю - Хочу знать - Узнал»)

6. Объеденитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол? (что делать? Что сделать?)

2. Что обозначает глагол как часть речи? (действие или состояние предмета)

3. Какие морфологические признаки имеет глагол? (переходность, возвратные- невозвратные, вид, спряжение; наклонение)

4. Как он изменяется? (по временам, лицам, числам, родам)

5. Каким членом предложения обычно бывает? (сказуемое)

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.

2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса -СЯ-СЬ;

г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на - ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки

а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л - и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а, о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица -НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

III . Стадия рефлексии (размышления)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

Коллективная работа. (Учащиеся обсуждают новую информацию, опираясь на текст. Консультант - ученик работает у доски, составляет кластер совместно с учителем и одноклассниками)

2. Выводы, обсуждение таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал»

Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы

IV. Практическая работа

1. Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам (глагол).

Почему в словах чертит, чистит, жарит, варит мы пишем окончание - ит,

а в остальных - ет?

(Объяснить написание окончаний, указывая спряжение).

Подчеркнуть главные члены предложения и указать чем они выражены. (сказуемыми)

2. Выполним морфологический разбор глагола ПИШЕТ

1. Пишет- обозначает действие: что делает? Глагол

2. Н.Ф. - писать

3. П.п. : невозвратный, несовершенный вид, переходный, I спр.,

4. Н.П.: изъявит. наклонение, наст. время, ед. число, 3-е лицо

5. С.Р.: сказуемое.

V. Подведение итогов

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Вы сегодня многое вспомнили о глаголе. Давайте напишем синквейн.Н-р:

Выразительный, удивительный.

Называет, восхищает, радует.

Передает красоту окружающего мира.

Движение.

sb>VI. Домашнее задание

Выучить материал по кластеру.

Выполнить задание на карточках.

В конце урока проводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.

Дополнительный материал:

Тестовая работа. (Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык: 6 класс.» М.: Дрофа. 2011)

Тема: « Глагол» Тест №37, стр. 80

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1448300184.doc (Кластер "Глагол. Морфологические признаки")

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1448300236.doc (Информационный текст "Глагол. Морфологические признаки")


Здесь будет файл: /data/edu/files/c1448300275.docx (Индивидуальная карта учащегося)

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1448300342.ppt (Презентация к уроку "Глагол. Морфологические признаки")

Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные - сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными - с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться - всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

Вконтакте

Глагол и его формы

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив .

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

Постоянные морфологические признаки

К постоянным признакам относят следующие:

  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.

Непостоянные признаки глагола

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы - мужской род;
  • надела, мечтала - женский род;
  • сломалось, сгорело - средний род.

Пример морфологического разбора

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) - освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
    2. Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что делать, если незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд Образец искового заявления к нпф незаконный перевод Что делать, если незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд Образец искового заявления к нпф незаконный перевод Разведение и размножение лошадей в домашних условиях Как покрыть кобылу жеребцом Разведение и размножение лошадей в домашних условиях Как покрыть кобылу жеребцом Курица хромает на одну ногу: что делать, если куры и цыплята падают на ноги Курица хромает на одну ногу: что делать, если куры и цыплята падают на ноги