Ионыч вопросы. Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А.П. Чехова. Тест по произведению

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  1. Где родился и где похоронен Чехов?
  2. Кто из известных русских писателей был врачом по образованию?
  3. Что объединяет имена: Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата, Стендаль?
  4. Какая книга Чехова имеет географическое название?
  5. Когда и в каком театре была впервые поставлена «Чайка»?
  6. Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
  7. Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
  8. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ?
  9. Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
  10. Какие рассказы Чехова составляют так называемую маленькую трилогию?
  11. Назовите последний рассказ Чехова.
  12. Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
  13. Герою какого чеховского рассказа принадлежат следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» ?
  14. На занавесе какого театра изображена чайка?
  15. Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
  16. В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка? (Это вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена.)

Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

  1. Как звали Старцева?
  2. Где назначила свидание Старцеву Котик?
  3. Как начала свой роман Вера Иосифовна?
  4. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
  5. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
  6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?
  7. Как звали Котика?
  8. С какой целью уехала в Москву Котик?
  9. Сколько у Ионыча домов в городе и какой по счету дом он себе присматривает?
  10. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

Тестовые задания по пьесе «Вишневый сад»

  1. Авторское обозначение жанра «Вишневого сада»:
    1. драма
    2. трагедия
    3. комедия
  2. Девичья фамилия Л. А. Раневской:
    1. Гаева
    2. Раневская
    3. Заречная
  3. «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...» Кого?
    1. конторщика Епиходова
    2. Фирса
    3. Симеонова-Пищика
  4. Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»?
    1. Лопахину
    2. Гаеву
    3. Трофимову
  5. Чьи это слова: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь...»?
    1. Лопахина
    2. Гаева
    3. Трофимова
  6. Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?
    1. лакея Яшу
    2. Гаева
    3. Трофимова
  7. Кому принадлежит следующее обращение к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая... в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?
    1. Гаеву
    2. Лопахину
    3. Трофимову
  8. Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?
    1. Гаева
    2. Трофимова
  9. Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади, которую Калигула ввел в Сенат?
    1. Симеонова-Пищика
    2. Лопахина
    3. Гаева
  10. Кто обладает даром чревовещания?
    1. Симеонов-Пищик
    2. Шарлотта Ивановна
  11. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?
    1. Трофимов о Лопахине
    2. Лопахин о Трофимове
    3. Фирс о Гаеве
  12. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?
    1. Лопахину
    2. Гаеву
    3. Фирсу
  13. Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?
    1. Раневской
  14. Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья»?
    1. Лопахину
    2. Симеонову-Пищику
    3. Епиходову
  15. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»?
    1. Раневская
    2. Шарлотта Ивановна
  16. Кому принадлежат слова: «Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами»?
    1. Шарлотте Ивановне
    2. Дуняше
  17. Кому из персонажей пьесы принадлежат слова: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...»?
    1. Шарлотте Ивановне
    2. Дуняше
  18. Кому принадлежат слова о вишневом саде: «О сад мой! После темной ненавистной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое»?
    1. Раневской
  19. Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»?
    1. Раневской
    2. Лопахину
    3. Епиходову
  20. Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»?
    1. Раневская Трофимову
    2. Варя Епиходову
    3. Шарлотта Яше

Смотреть все темы книги

Самостоятельная работа к уроку литературы

«А.П. Чехов «Ионыч»

Тема работы:

«Путь главного героя Дмитрия Старцева к Ионычу, путь духовной деградации человека»


Цели:

определить путь Дмитрия Ионыча Старцева к ИОНЫЧУ, путь его духовного падения;

смоделировать символическую лестницу жизни героя и показать, куда она его привела;

Задание №1.

Лексическая работа. «Узнай и назови»

Определить значение следующих слов:

Эксперты

Благородство

Меркантильность

Нравственность

Земский врач

Деградация

Благотворительность

Верста

Интеллигенты

Талант -

Предательство -

Вердикт

Эксперты - специалисты в какой-л. области знания, привлекаемые для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по какому-л. делу, вопросу.

Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость.

Меркантильность - излишняя расчетливость, торгашество.

Нравственность – моральные качества человека, правила, которыми пользуется человек

Земский врач - это сельский врач, участковый врач, врач общей практики

Деградация – процесс ухудшения, упадок

Благотворительность – оказание помощи нуждающимся

Верста – мера длины, чуть больше километра

Интеллигенты - это люди, для которых характерны интеллект, воспитание, образованность; это самое распространенное понятие.

Талант - выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя недоступный большинству людей навык, позволяющий добиться наибольшего успеха в области его проявления.

Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Вердикт – решение суда о виновности или невиновности подсудимого.

Задание №2.

Чего больше всего в людях не любил А.П. Чехов?

Задание 3

Каким был Дмитрий Старцев?

План ответа

1. Внешность

2. Характер

3. Отношение к работе

4. Отношение к деньгам

5. Отношение к людям, к больным, коллегам, жителям города.

6. Отношение людей к нему

7. Интересы.

2. Каким он стал через год?

3. Что изменилось в жизни Старцева через четыре года?

4. В кого Дмитрий Старцев превратился через несколько лет?

Выводы:

что погубило Дмитрия Старцева?

Задание 4

Тест по литературе «Чехов А. П. «Ионыч»

Начало формы

1. Где поселился Старцев после назначения на должность?

1) В Москве
2) в губернском городе N.
3) в губернском городе С.
4) в Дялиже

2. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

1) семья Беликовых
2) семья Алёхиных
3) семья Буркиных
4) семья Туркиных

3. Кем был назначен Старцев?

1) служащим
2) земским врачом
3) губернатором
4) учителем

4. Назовите любимое занятие Екатерины Ивановны Туркиной.

1) играла в спектаклях
2) писала повести и романы
3) читала книги
4) играла на рояле

5. Узнайте героя по описанию.

«Полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью...»

1) Иван Петрович Туркин
2) Старцев
3) Писемский
4) Пантелеймон

6. Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным?

1) через день
2) через три дня
3) через неделю
4) через год

7. Где Екатерина Ивановна назначила Старцеву свидание?

1) в театре
2) на даче
3) на кладбище
4) в городском саду

8. О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?

1) о её красоте
2) о музыкальных способностях
3) о будущей жизни с любимой девушкой
4) о приданом

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

1) она его ненавидит
2) она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать
3) она мечтает о городской жизни
4) она не стремится к замужеству вообще

Поиск по разделу (нестрогое соответствие) :

Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 35 [показано 5]

  1. Степень соответствия запросу: 73,37%
    Фрагменты текста поста:
  2. Степень соответствия запросу: 15,7%
    Фрагменты текста поста:

    И тем не менее через некоторое время после начала перестройки Россия все же начала движение к цивилизованному бизнесу и к периоду 1995-1997 гг...

    ... при формулировании требований к выдвижению работников в резерв на управленческие должности появился критерий обязательного наличия базового профессионального образования... ... Именно этим обстоятельством объясняются ошибки при принятии тех управленческих решений, после которых хорошего специалиста, имеющего образование в указанных выше областях, «ставят» руководителем, и он начинает работать плохо и «запарывает» важный проект... ... Дело в том, что особенности управления человеческими отношениями, с которыми имеет дело такой работник при вступлении в управленческую должность, принципиально отличаются от особенностей управления техническими, математическими или физическими системами, с которыми он ранее имел дело... ... Другой руководитель, имеющий математическое образование, выразился так: «После моего нажатия на определенную клавишу на компьютере я точно могу предсказать, что на мониторе появится соответствующая картинка... ... Следовательно, в случае принятия решения по выдвижению специалиста с гуманитарным образованием на должность руководителя значительно более низкой является вероятность управленческой ошибки, нежели в случае выдвижения специалиста с техническим образованием на должность руководителя... ... Если работник с техническим образованием имеет развитые коммуникативные способности, рекомендация о его повышении в должность руководителя может быть вполне оправданной... ... Таким образом, после назначения на управленческую должность руководитель обязательно должен получить дополнительное образование по психологии управления... Подробнее:
  3. Степень соответствия запросу: 5,08%
    Фрагменты текста поста:

    Эти люди показывают вам прибор, который, по их словам, измеряет сверхслабые, скажем, электромагнитные поля, излучаемые XFZ - структурой человеческого тела...

    ... Играйте на своем поле Заблуждение пятое: усилия во вспомогательных областях способны существенно повысить класс вашей работы... ... После замечаний руководителя вы легко перетасовываете текст, не улучшая всерьез его качества, и приносите снова: «Василь Василич, я все переделал»... ... После пятого раза Василий Васильевич сдастся и скажет: «Ладно, Коля, подавай в Совет»... ... Поставив себе такую задачу, исследователь должен после относительно краткого периода «пристрелки» определить, насколько это возможно, окончательный перечень методик... ... А после обеда, который для вас состоял из тарелки протертого супчика, к вам приходит пышущий здоровьем сытый доктор в свежем халате и показывает вам цветные картинки... Подробнее:
  4. Степень соответствия запросу: 3,93%
    Фрагменты текста поста:

    Поскольку зарубежная степень доктора философии аналогична (по крайней мере, теоретически) российской степени кандидата наук, то сразу же после защиты кандидатской вы можете заказывать визитные карточки с аббревиатурой PhD...

    ... Научные звания и должности В западных странах иная, чем у нас, система начисления пенсий... ... Не важно, как называлась должность, которую вы занимали... ... Можно только примерно приравнять наши чины и ранги к «ненашим»: Должности и звания преподавателей: Профессор - Professor Senior Lecturer Доцент и старший преподаватель - Associated Professor Ассистент и преподаватель - Assistant Professor Должности и звания научных работников: Директор - Director Заместитель директора - Deputy Director Заведующий отделом НИИ, заведующий лабораторией в составе НИИ - Head of Department Главный научный сотрудник и ведущий научный сотрудник - Project Leader, Leading Scientist Старший научный сотрудник - Senior Scientist Научный сотрудник и младший научный сотрудник - Researcher... Подробнее:

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:

а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841

2. В каком городе родился А.П.Чехов:

а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог

3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

4. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком

5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:

а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки»

г) «Осколки»

6. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами . Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П.Чехову?

а) Человек без селезенки

б) Брат моего брата

в) Балдастов

г) Алов

7. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения . Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?

а) «Рассказ неизвестного человека»

б) «Остров Сахалин»

г) «Убийство»

8. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

9. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)

10. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова.
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)

11. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
а) Греческого языка б) Латинского языка

в) Математики г) Русского языка и литературы

12. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:

А) «Крыжовник» б) «Душечка»

в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»

13. Кто из героев рассказа А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»?
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)

14. «Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова?
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)

15. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя?
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»

16. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:

1) всеобщий страх 2)всеобщая трусость 3) порядочность

4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает

17. Дайте верное определение юмора:

  1. один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического
  2. один из способов изображения жизни, отличающийся резким неприятием изображаемого, выраженного в злой насмешке
  3. один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон ее. В нем о серьезном говорится с усмешкой.

18. Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

1. Как звали Старцева?

2. Где поселился Старцев после назначения на должность?

3. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

4. Как звали Котика?

5. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?

7. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

8. Где назначила свидание Старцеву Котик?

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

10. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?

11. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

12. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

13.Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»

2) в этом его собственная вина

3) неспешный, неостановимый ход времени

4) Екатерина Ивановна

Урок литературы для 10 класса.

Тема : Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цель : раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь.

Ход урока:

I . а) Разминка. Один учащийся пишет на доске названия рассказов Чехова, другой - главных героев, третий - псевдонимы Чехова.

1. Рассказы

1.«Не в духе»

2.«Цветы запоздалые»

3.«Дом с мезонином»

4.«Дама с собачкой»

5.«Попрыгунья»

6.«Душечка»

7.«Человек в футляре»

8.«Крыжовник»

9.«О любви»

10. «Ионыч»


2. Герои

Прачкин

Егорушка, Топорков

Художник, Мисюсь, Лидия

Гуров, Анна Сергеевна

Ольга Ивановна

Ольга Семеновна

Беликов

Николай Иванович

Алехин, Анна Алексеевна

Старцев, Екатерина Ивановна

3. Псевдонимы

Антоша Ч., Ан. Ч.,

А. Чехонте,

А. Чехонте, Нте, -нте,

Анче, Кочкарев, Лаэрт,

Улисс, Врач без пациентов,

Гайка №6, Акакий Тарантулов,

Кисляев, Балдастов,

Шампанский,

Ч.Б.С (Человек без селезенки) Брат моего брата,

Некто, Шиллер Шекспирович Гете,

б) 5 минут поэзии (в это же время выразительное чтение строк наизусть).

II . Сообщение темы урока и обращение к эпиграфу урока.

III . Слово учителя . Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе 5 частей. Это этапы жизненного пути Дмитрия Ионыча Старцева, ступеньки лестницы, ведущей вниз.

1 V . Работа со словами из рассказа:

Земство - орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Пассаж - фрагмент музыкального произведения, обычно виртуозного (технически совершенного) характера.

Ворвань (устар.) - вытопленный жир морских животных и некоторых рыб. Лафит - сорт красного виноградного вина.

Деградировать - постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

V . Работа с текстом.

Анализ первой главы.

    Прочитаем начало текста (1 абзац)

    Что мы узнаем о главном герое из начала рассказа? («только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже» «... ему, как интеллигентному человеку» ..)

    Обратите внимание на последнее предложение 3 абзаца («... своих лошадей у него еще не было»)

Учитель:

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

    Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (автор - «описываемого в жизни не бывает», герой не верит тому, что читает Вера Иосифовна).

    Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? («сыплются камни», «игра шумная, надоедливая, но все же культурные звуки»)

Вывод по первой главе:

Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных.

V 1.Анализ второй главы.

Учитель: Между событиями 1 и 2 глав проходит больше года.

    Что изменилось за этот год? (Ничего)

    Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? (герой - «она восхищала его своею свежестью», автор - «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч»)

Учитель: Этой деталью автор показывает легкомысленность героини (Недаром он называет ее Котик.), неумение видеть главное как в литературе, так и в жизни.

Именно любовь дает еще один шанс Старцеву остаться человеком. На кладбище его душа отозвалась красоте природы. Казалось, что он должен задуматься над вечными проблемами жизни и смерти.

VII .Анализ третьей главы.

3 глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. («У Старцева перестало беспокойно биться сердце».)

VIII. Анализ четвертой главы.

    Прочитайте первый абзац.

    Какие изменения произошли в семье Туркиных? (Никаких)

    Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Да. «Надо бы заехать, но он так и не заехал».)

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

    5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. (Зачитывается первый абзац). В конце Старцев уже свой, такой же, как и все жители.

    Вывод (записать в тетрадь): Внимательное чтение текста убеждает нас в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви , недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если и в человеке постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Деградация Старцева в рассказе «Ионыч»

    «читала, о том, чего никогда не бывает в жизни , и все-таки слушать было приятно , удобно...»

    «... слушать эти шумные , надоедливые , но все же культурные звуки,- было так приятно...»

    « - Прекрасно! - сказал Старцев , поддаваясь общему увлечению».

    «Недурственно» - вспомнил он, засыпая , и засмеялся.

    «... . мог жаловаться ей на жизнь , людей...»

    « ... что скажут товарищи , когда узнают?»

    « А приданого они дадут, должно быть, немало», -думал Старцев, рассеянно слушая.

    «Дадут приданое, заведем обстановку...»

    «У Старцева перестало беспокойно биться сердце»

10.«... он успокоился и зажил по-прежнему».

11.« ... лениво потягивался и говорил:

- Сколько хлопот, однако!»

    «...чувствовал раздражение, волновался, но молчал...»

    «...еще одно развлечение...- по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой...»

    «...что-то уже мешало ему чувствовать как прежде».

    «...Бездарен...не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

    «Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников , алкоголиков , хрипунов ...»

    «... огонек в душе погас».

    « ... жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там».

    «... ничто его не интересует».

Итог.

Пополним список рассказов («Ионыч», Старцев, Екатерина Ивановна).

Как вы, ребята, поняли эпиграф?

Жить ради денег, ничем не интересоваться, общаться с картёжниками, алкоголиками, хрипунами – это и есть деградировать.

    Тест по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».

Начало формы

1. Где поселился Старцев после назначения на должность?

1) В Москве
2) в губернском городе N.
3) в губернском городе С.
4) в Дялиже

2. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

1) семья Беликовых
2) семья Алёхиных
3) семья Буркиных
4) семья Туркиных

3. Кем был назначен Старцев?

1) служащим
2) земским врачом
3) губернатором
4) учителем

4. Назовите любимое занятие Екатерины Ивановны Туркиной.

1) играла в спектаклях
2) писала повести и романы
3) читала книги
4) играла на рояле

5. Узнайте героя по описанию.

«Полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью...»

1) Иван Петрович Туркин
2) Старцев
3) Писемский
4) Пантелеймон

6. Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным?

1) через день
2) через три дня
3) через неделю
4) через год

7. Где Екатерина Ивановна назначила Старцеву свидание?

1) в театре
2) на даче
3) на кладбище
4) в городском саду

8. О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?

1) о её красоте
2) о музыкальных способностях
3) о будущей жизни с любимой девушкой
4) о приданом

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

1) она его ненавидит
2) она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать
3) она мечтает о городской жизни
4) она не стремится к замужеству вообще

10. С какой целью уехала в Москву Екатерина Ивановна?

1) за покупками
2) позлить Ионыча
3) поступать в консерваторию
4) на бал

11. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

1) Котик
2) Поляк надутый
3) Толстяк
4) Кучер

12. Какое прозвище было у Екатерины Ивановны?

1) не было прозвища
2) Котик
3) Музыкантша
4) Зайчик

13. Как звали кучера Старцева?

1) Фёдор
2) Валентин
3) Ибрагим
4) Пантелеймон

14. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

1) Ибрагим
2) Пава
3) Ванюшка
4) Прошка

15. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»
2) в этом его собственная вина
3) неспешный, неостановимый ход времени
4) Екатерина Ивановна

Ответы

вопроса

Ответ

1

4

2

4

3

2

4

4

5

1

6

4

7

3

8

4

9

2

10

3

11

2

12

2

13

4

14

2

15

2

Домашнее задание:

1 .Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева по нисходящей линии.

2. Прочитать рассказ Шукшина «Шире шаг, маэстро!»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Бухарестский мирный договор (1812 г Бухарестский мирный договор (1812 г