Инновация высшего образования. Важнейшие инновации — образовательные. Масштабы нововведений в образовании

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. Формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) преподавания и обучения должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства. Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика как на региональном, и особенно на федеральном уровне способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом. В статье рассмотрены основные системные и структурные изменения в современном высшем образовании России, указаны основные пути инновации высшей школы.

высшее образование

профессиональная подготовка

инновационные изменения высшей школы

1. Димитрюк Ю.С., Ветров Ю.П. Исследовательский компонент содержания и технологий современного инженерного образования / Ю.С. Димитрюк, Ю.П. Ветров // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития». – 2013: Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – № 9 (27). – С. 41-45.

2. Булах К.В., Банщикова Т.Н., Шнейдер Е.М. Проблема выявления и оценки развития личностного компонента в структуре компетентностной модели будущего специалиста / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.?id=22295 (дата обращения: 24.07.2017).

3. Ляпунова А.Д. Инновационная система управления вузом в современных условиях / А.Д. Ляпунова // Материалы круглого стола II всероссийской научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании», 09–10 апреля 2009 года: Липецкий государственный педагогический университет (Липецк), 2009. – С. 43-47.

4. Султанова Д. М. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Султанова Дилара Мирзалиевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. – Махачкала, 2011. – 202 с.

5. Долгополова Н.В. Системные и структурные изменения в современном высшем образовании в России / Н.В. Долгополова // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития», 2014. – №8 (41): Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – С. 34-37.

6. Белов С.А. Подготовка педагогов профессионального обучения к разработке инновационных образовательных технологий / С.А. Белов // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы науки». – Тамбов, 2013. – № 9 (48). – С. 37-41.

Одной из ключевых характеристик мирового сообщества на современном этапе исторического развития является радикальное ускорение социального и научно-технического прогресса, а также широкомасштабное распространение современных идей и технологий. В связи с этим воспроизводство знаний, опирающееся на инновационную основу, оказывает все большее воздействие на темпы экономического развития. Динамика внедрения инноваций в экономику России, задаваемая высшим руководством страны, в преобладающей мере зависит от формирования ее новой структуры, в составе которой научно-образовательная сфера занимает все более значимое место, что в значительной степени обусловлено укреплением позиций ее наиболее действенных институтов - высших учебных заведений. С целью формирования стратегии развития, направленной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, у России нет другого пути, чем формирование экономики, опирающейся на знания и умения нового, инновационного типа. Указанное обстоятельство вместе с потенциалом научно-образовательной сферы, обеспечивающим инновации в промышленности и экономике, обусловливает особое местоположение этой социально-экономической системы в макроэкономической системе страны. Для осуществления требуемых инноваций, сама научно- образовательная сфера обязана применять в своей деятельности самые современные информационные и инновационные технологии. Последнее напрямую связано с усовершенствованием технологий, механизмов и способов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы. Эти выводы полностью и многократно подтверждены мировым опытом, говорящим о том, что модернизация, улучшение системы образования, основанной на инновациях, невозможна без определения основополагающих приоритетов экономической политики государства, задающих основной вектор управляющих воздействий на образовательную среду. Также не подлежит сомнению и тот факт, что научно-образовательная сфера в целом и высшая школа в частности, по причине своего уникального положения в социуме, являются не столько конечной целью внедрения инноваций, сколько непременным условием стабильного инновационного развития экономики любой страны .

Углубление значения и роли инновационной деятельности в развитии социума вполне закономерно ведёт к ускорению темпов разработки и внедрения инноваций. Накопление предпосылок для качественных преобразований в образовательных институтах, а именно в высшей школе, влечёт за собой не только трансформацию ее внешних параметров, но и приводит к активному поиску, а также внедрению новых качеств системы образования. Изучение преобразований в высшей школе призвано к жизни не только поступательным процессом социально-экономических трансформаций российского общества, но одновременно и кризисом основ высшей школы, как углубляющимся противоречием между новыми потребностями и запросами, в частности, формирующегося постиндустриального общества, и настойчиво сохраняющимися сложившимися формами и методами развития знания, а также построения системы научно-образовательной практики субъектов обучения. В целом же, все векторы, темп, а также итоги процессов преобразований в вузе задаются с учетом образовательной политики, корректно формулируемых управленческих решений и готовности научно-педагогического коллектива к участию в трансформировании, связанным с опережающим развитием социума .

Опережение может проходить с помощью постоянных и планомерных изменений, в свою очередь, требующих стратегических разработок планов по развитию высшей школы в современном социально-экономическом окружении, самоидентификации в условиях изменения требований к высшему профессиональному образованию. К данным изменениям можно отнести: поглощение и управленческих, и образовательных процессов новыми технологиями, ужесточение предъявляемых требований к качеству высшего образования, разнообразие методов передачи знаний (в рамках корпоративного, дистанционного и иных видов обучений), поддержка принципа разнообразия направлений подготовки, уровней, форм получения высшего образования, общедоступность, а также ответственность высшей школы перед социумом. Наряду с этим вузы, как социальные институты, всегда стремятся к состоянию стабильности и по этой причине сопротивляются радикальным изменениям.

Хоть и является невозможным точно определить генезис термина «инновация» (новшество), предполагается, что данный термин пришёл из естественных наук в общественные, поскольку в первую очередь и в подавляющем количестве инновации внедряются в области медицины, промышленности и агрономии. Хотя и новшества сопровождают социум с самого начала его формирования, как педагогическая категория они сравнительно молоды и в этом состоит одна главных из причин того, что при их определении существует большие разногласия, но в то же время нет существенных непониманий и разночтений.

Самые критические различия в определении термина «инновации» связаны с употреблением родственных и близких по значению терминов для их характеристики. Это разнообразие терминов хоть и подчёркивает синонимическое богатство языка, но также и указывает на настоятельную необходимость их конкретизации и не только лишь ради теории, но и ради практики. Инновации - это не только идеи, но и средства, и процессы, и результаты, взятые в единстве качественного усовершенствования педагогической системы. Некоторые педагоги считают инновации узким пониманием модернизации образования, некоторые — широким и т. п. Другие - слово «нововведение» заменяют терминами модернизация, осовременивание, реформа, оптимизация, совершенствование и т. д.

Под определением «педагогические инновации» мы понимаем проводимые в педагогической системе реформы, которые улучшают как течение, так и итоги учебно-воспитательного процесса. Но нововведения могут не только улучшить, но и ухудшить систему. Некоторые из новшеств могут быть или стать тормозом для модернизации образовательной системы. Относящиеся к итогам внедрения новшеств в образование вопросы в такой же степени можно отнести и к области педагогической инноватики.

Первые попытки перехода российского образования на путь модернизационного развития относятся к началу 2000-х гг., когда окончился этап формирования обновленной системы образования в постсоветской России, которая, в свою очередь, заключалась в появлении негосударственных высших учебных заведений, переориентированию системы высшего образования на обеспечение запросов рынка труда, а также постепенном применении международных стандартов организации образовательного процесса. В начале 2000-х гг. руководство страны, осознавая насущность модернизации системы образования как базиса для культурной и экономической конкурентоспособности России в мировом масштабе, взяло курс на стимулирование разработок в области инновационных моделей и технологий, а также их внедрение в систему высшего образования. На современном этапе социально-экономических развития система высшего образования не может существовать вне пространства государственного контроля и поддержки, только за счет одних лишь коммерческих инвестиций. Поэтому становится всё более актуальным вопрос о формировании единой стратегии модернизации высшего образования и реализации в ее рамках общего курса на социально-экономическое и социокультурное развитие Российского государства .

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. И потому формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) и преподавания, обучения и внеучебной деятельности (для субъектов обучения) должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства.

Инновационные поиски педагогики высшей школы в свете реализации парадигмы компетентностного подхода к образованию направлены на такое проектирование и организацию учебного процесса, которое учитывало бы потребности личности будущего специалиста в развитии своего творческого потенциала, готовности и способности действовать успешно в нестандартных ситуациях. В последние годы в педагогике разработан целый ряд инновационных технологий обучения, соответствующих форм, методов и средств, обладающих большим потенциалом в развитии личности будущего специалиста.

Фундаментальные ценности высшей школы лежат на позициях инновационности в развитии, что расширяет ее познавательный потенциал, опирающийся на принципы проблемной ориентированности и междисциплинарности, а также практикоориентированных форм обучения . Традиционные функции, выполняемые университетами, являются: проведение научных исследований и трансляция знаний. На данном же этапе развития общества вузы все чаще привлекаются для решения задач развития регионов, что в свою очередь формулирует третью функцию университета - быть социокультурным центром, системообразующим фактором развития регионального пространства. При этом по своей природе многие инновации вступают в противоречие, с одной стороны, со всем консервативным, которое направлено на сохранение традиционно сложившегося академического положения высшей школы, а с другой стороны, - нацелены, в рамках стратегического планирования, на существенное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности вузов. В таком случае указанные цели могут быть достигнуты обеспечением в структурных подразделениях вуза интеграции образовательной и научной деятельности, свободы научного творчества, аккумулирования ресурсов на главных векторах развития науки, техники и технологий, создание благоприятных организационно-педагогических условий для всех субъектов инновационных процессов.

Отметим некоторые обстоятельства, которые влияние на усовершенствование и оптимизацию основных направлений системы высшей школы, а именно:

1) динамические изменения условий труда;

2) формирование новой парадигмы экономического развития;

3) демократизация образования;

5) изменения в демографии стран.

Отметим, что изменения высшей школы происходят как в России, так и во всех постиндустриальных странах. Если провести сравнительный анализ, то можно понять, что российские реформы во многом отличается от таких же реформ, происходящих в других странах постсоветского пространства. Отметим, что во многих странах мира именно влияние государства на деятельность вузов снизилось, следствием чего стало массовое распространение высшего образования, а также сложности удовлетворения значительно выросших потребностей социума в получении людьми данного образовательного уровня.

В новой редакции Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве цели инновационного развития российского социума обозначено формирование у граждан страны компетенции «инновационного человека», включающей в себя такие компоненты: готовность и способность к непрерывному образованию, критическое мышление, профессиональную мобильность, креативность и предприимчивость, конкурентоспособность, сочетание индивидуальных и командных способностей, владение иностранными языками как коммуникационными инструментами. Соответственно, система образования в стране должна быть ориентирована на развитие в гражданах вышеперечисленных инновационных качеств, в том числе и путём определенной модернизации образовательного процесса, внесения новшеств в учебно-методические планы и программы, а также расширения функциональной составляющей учреждений высшего профессионального образования. Одним из самых важных направлений в рамках стратегии модернизации российского высшего образования стало расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности высших учебных заведений. Для решения этой задачи был взят курс на создание и развитие при вузах малых инновационных предприятий. Важным моментом в процессе модернизации российского образования является разработка государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

По нашему мнению, переход вузов на инновационную модель развития по своей сути является динамичным процессом высокой интенсивности и эффективности, и запускающим в действие различные факторы, среди которых важное место занимает фактор человеческого капитала, т.е. субъектов, способных осуществить разработку, внедрение и продвижение модернизации общества. Вузы постоянно ставят перед собой задачи создания и реализации проектов и успешно решают их. Высшие учебные заведения активно применяют актуальные технологические решения, анализируют и вырабатывают способы решения проблем, а также проводят мониторинг и находят конкурентные преимущества. При этом если первостепенное значение придаётся аккумулированию собственного опыта, накоплению знаний с применением собственных потенций, а также развитию и совершенствованию собственной базы знаний для своего бизнеса, то такие вузы называют самообучающимися. Именно данными вузами на рынке научно-образовательных услуг позиционируют себя вузы, которые нацелены на внедрение инноваций. Особенно важно для такого вуза обучение, поскольку свое конкурентное преимущество он строит на инновациях.

Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика, как на региональном и особенно на федеральном уровне, способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом .

Определение различия в особенностях функционирования вузов даёт право говорить о поляризации регионального развития высшей профессиональной школы, о разновекторности структурно-содержательных преобразований в высших учебных заведениях, в частности, в использовании самых разных методов, ресурсов и стратегий для их воплощения. Данный выбор часто предопределяется ориентацией на краткосрочную перспективу, решение текущих, сиюминутных задач, традиционностью подходов к тактическому выбору. Данный целевой вектор позволяет говорить о важности разработки инновационных образовательных технологий, вбирающих в себя имеющийся в педагогической науке и практике опыт по реализации основных принципов гуманистического подхода к личности обучающегося . Многим высшим учебным заведениям сложно до конца определиться в стратегических направлениях своего развития, выбрать ту политику, которая будет реализована в рамках стратегического управления. Инновационные методы развития высшей школы в настоящее время довольно полно отражают процесс развития актуальных идей постоянного учения, а также современных тенденций формирования единого образовательного пространства. Использование в системе высшего образования модульной структуры профессиональной подготовки, гуманизация образования, а также активное развитие высоких технологий включаются в основные ресурсы современной формации; предполагается реализация многочисленных проектов по разработке и внедрению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Библиографическая ссылка

Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам - первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Новое в системе образования

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания - негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация - понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.

На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:

  • несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
  • различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
  • конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:

  • профессиональная классификация инноваций в образовании;
  • инновационный менеджмент в образовании;

Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.

Усовершенствование обучения

Обучение - это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.

Цель обновлений в образовании - воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.

Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:

  • изменения сути процесса;
  • создания новых способов и видов работы.

Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе - усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.

К методам модернизации относят:

  • внутрипредметные обновления - переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
  • общеметодические новшества - внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
  • управленческие инновации - решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
  • идеологические разработки - нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.

Задача инновационных технологий - качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ - формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.

Структура инноваций в образовании

Инновационные процессы в образовании - сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса - генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.

Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность - новая по форме и прогрессивная по содержанию.

Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура - это сумма следующих элементов:

  • причина;
  • намерение;
  • проблема;
  • смысл;
  • способы;
  • результаты.

Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.

Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:

  • появление идеи;
  • планирование;
  • создание (освоение на практике);
  • внедрение.

Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка - учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация - это риск без гарантии.

Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:

  • Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
  • Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
  • Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
  • Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.

Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:

  • воспитательной;
  • обучающей;
  • управленческой;
  • переквалификационной.

Введение изменений - это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.

Управление инновациями

Введение новшеств - это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень - режим развития.

Регулирование процесса обновления в учебном заведении - синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого - «одушевление» образования и повышение качества преподавания.

На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:

  • выполнением директив управляющих органов;
  • применением технологических и научных новинок;
  • обновлением теоретической части педагогики;
  • изучением запросов учащихся.

Регулирование процесса внедрения инноваций - многопрофильная деятельность, включающая:

  • постановку и решение стратегических задач;
  • мониторинг рисков;
  • изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
  • формирование пакетов инновационных предложений и пр.

При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.

Законодательство РФ

На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».

Закон об образовательных учреждениях определяет:

  • направления и задачи обновления;
  • формулирует понятие федеральных и региональных площадок;
  • утверждает порядок функционирования инфраструктуры.

Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.

Международное законодательство

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.

В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.

Великобритания

Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.

Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования - определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.

Классификация инноваций в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.

Инновации классифицируют:

  • по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
  • по педагогическим объектам и категориям;
  • по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
  • по способу авторства - индивидуальный или коллективный проект;
  • по источникам - сторонний заказ или собственное изобретение.

Без сомнений, внедрение новшеств - сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.

Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.

Расширение опыта

Инновации - часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.

Относительно учебного процесса, инновации в образовании - это обновление сути и методики обучения.

Выделяют следующие этапы процесса:

  • определение необходимости нововведений;
  • мониторинг информации;
  • разработку;
  • внедрение;
  • институализацию - применение новшества на практике длительное время.

В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.

Направления по анализу и продвижению опыта:

  • мотивация и поощрение преподавателей по результатам обновлений;
  • объединение усилий научного и преподавательского состава для распространения накопленного опыта;
  • создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
  • применение опыта на практике.

Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

УДК 338.001.76

О.А. Баклушина

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Рассматриваются основные моменты нововведений, которые необходимо предпринять в вузовском образовании. Предложены конкретные примеры инноваций, способных создать стимулирующие механизмы лучшего усвоения знаний студентами, повышения уровня обучения преподавателями, обеспечивающих активизацию и внутренних мыслительных, рационально-творческих фундаментальных

способностей студента.

O.A. Baklushina INNOVATIONS IN EDUCATIONAL PROCESSES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The important factors of innovation in higher education institutions are researched in the paper. The paper suggests certain examples of innovation.

They must make stimulus mechanisms of the best student’s assimilation of knowledge and increase the learning level by tutors. These factors are to increase the internal intellectual, rational creative fundamental student’s abilities.

После эпохи эффективности, продолжавшейся в 50-60-е годы, качества - в 70-80-е годы, гибкости - в 80-е и 90-е годы, сейчас мы живем в эпоху инноваций.

Инновации в квалифицированной литературе рассматриваются не как диффузное множество спонтанных «самовыражений» удачливых пророков или дельцов, а как предпосылки интегративного процесса модернизации, а сегодня - и глобализации. Этот процесс раскрывается в его перспективе - не ситуативно и хаотично, а в контексте сложной, многотемной исследовательской программы, в которой на основе эмпирических исследований выявляется комплекс основных тенденций развития общества на данном этапе - в экономике, технике, информации, во всех подразделениях культуры - в политике, праве, искусстве, в том числе, в науке и образовании.

Однако параллельно с этим, все более полно и отчетливо образование начинает пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека.

Для инновационного реформирования образовательного комплекса в условиях глобализации акцент должен сместиться в сторону решения вопросов повышения качества и обновления содержания образования, внедрения новых инновационных технологий организации учебного процесса, особенно в плане становления системы непрерывного инновационного профессионального образования.

В результате реформы образовательного комплекса следует формировать новый тип специалиста - инноватора - творческой личности, высококвалифицированной, ориентированной на рыночную экономику, мобильной, духовно богатой, социально

ответственной и интеллектуально развитой, владеющей необходимыми знаниями и методологией создания научной продукции мирового уровня.

Сегодня образование оказывается самым масштабным и, может быть, единственным социальным институтом, через который осуществляются трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразований изменяющегося социума, порождает новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.

Мобилизация мыслительных, рационально-творческих фундаментальных способностей человека в невиданных ранее масштабах для создания сложнейших наукоемких высоких технологий и техники нового поколения сегодня не возможна без современной инновационной высокотехнологичной методологии по обучению новых специалистов разработке высококачественной и конкурентоспособной научной продукции, управлению людьми, социальной направленности компаний.

Высокая духовность и интеллектуализация зрелого гражданского общества, выявление и развитие одаренных детей, создание благоприятных условий для формирования неординарных личностей и высококачественной организации по их инновационно-активной деятельности - главные компоненты стратегической основы, обеспечивающей процветание, конкурентоспособность и могущество России.

Переход на инновационную методику обучения - закономерный этап в развитии высшего профессионального образования страны. Вуз должен стремиться создать такие условия, при которых и студенческий коллектив, и персонал будут с успехом применять инновации. Основа современных инноваций в образовании - это ориентация на сознательность студента. При этом студент работает ради своего будущего - карьеры, успешного интеллектуального роста. Это позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения (обеспечивает вариативность образования). У студентов появляется возможность заниматься по другим направлениям и специальностям (при соответствующем согласовании расписания), изучать дополнительные дисциплины, осваивать смежные специализации или получать дополнительную квалификацию. Кроме того, они получают доступ к учебным курсам и академической жизни других вузов, в том числе и зарубежных, с гарантией академического признания результатов обучения. Наиболее рациональными инновационными направлениями в высшем образовании должны стать следующие:

1) Практическое применение знаний студентами путем проведения практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным. Так, изучая бухгалтерский учет, студенты должны иметь возможность проанализировать работу конкретного предприятия, имея в распоряжении первичную бухгалтерскую документацию: кассу, банк, подборку договоров и пр.

2) Формирование меньших по объему студенческих групп. Оптимальная численность 10 человек. Формирование групп должно происходить на основе рейтинга студента по основным дисциплинам или дисциплинам этого курса. Предположим, изучение дисциплины «Эконометрика» происходит после усвоения студентом таких дисциплин, как «Математика», «Статистика», «Основы экономики». Эконометрика напрямую связана с этими дисциплинами и использует методики и теории этих дисциплин. Получая однородные группы студентов по показателю подготовленности по

взаимосвязанным предметам, преподаватель имеет возможность варьировать глубину изучения новой дисциплины в соответствии с уровнем знаний студентов. Это позволит более полно усваивать знания студентами ввиду одинакового уровня подготовки. При этом вузу будет необходимо вести учет рейтинга студентов по каждой пройденной дисциплине, находить взаимосвязанные дисциплины, группировать все дисциплины по признакам: гуманитарные, экономические, технические и пр.

3) Для отсутствия предвзятости в оценке преподавателем студента на зачете или экзамене, необходимо принимать этот зачет или экзамен комиссией. Оптимальный состав комиссии - 3 человека. В комиссию обязательно должны входить специалисты той области, к которой относится предмет. Это нововведение позволит избежать высказываний со стороны студентов о предвзятом отношении преподавателя к кому-то конкретно. Преподавателю - объективно оценивать студентов в согласии с мнением комиссии. Комиссии - оценить объем знаний, который преподаватель сумел передать студентам.

4) Создание большего количества электронных учебников по всем дисциплинам курса, доступ к которым имелся бы у всех студентов. Плюсы электронных учебников заключаются в возможности в маленьком объеме информации сделать несколько интерактивных ссылок, объясняющих термины, понятия, формулы и пр., о которых идет речь. То есть если студенту необходимо рассчитать индексы цен и у него отсутствуют знания в этой области, он может набором в строке поиска слова «индексы» получить основные понятия и определения в этой сфере. В определении индексов встречаются относительные величины. Щелкнув по этому определению, студент может получить представление об относительных величинах и т. д.

5) Премирование студентов по итогам семестра (или года). Набранные в течение семестра (года) баллы по всем дисциплинам выявляют наиболее успешных и трудолюбивых. Наиболее стимулирующими премиями для студентов являются:

Денежное вознаграждение;

Устройство на практику (работу) в престижные компании;

Льготы при поступлении в аспирантуру;

Обменные программы в вузы других городов (стран).

6) Возможность выбора времени обучения, что позволит студентам помимо учебы работать. При этом работа позволяет студенту сориентироваться в той или иной специальности, получить практические навыки в деловой сфере.

Все перечисленное позволяет стимулировать самостоятельную работу студента в течение всего периода обучения, что помогает ему выработать навыки самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Обладая колоссальным ресурсом и потенциалом, обеспечивающим поступательное динамичное развитие нашего общества, национальная инновационная стратегия вуза изменяет существующие подходы к организации и управлению образованием, культурой, качеством жизни и решением других сложнейших комплексных проблем различной природы и характера (социального, политического, экономического).

Баклушина Ольга Александровна -

ассистент кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

минимизации затрат на удовлетворение потребностей в продукции комплекса лесных отраслей или территориального промышленного лесного комплекса (ТПЛК) путем ее районирования в соответствии с вариантами концентрации и специализации производства и динамики развития комплекса.

Сочетание рассмотренной модели с моделью планирования комплекса мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов осуществляется через показатель затрат на лесовосстановление) к возрасту рубки главного пользования. В нем интегрируются объемы необходимых лесохозяйственных мероприятий, операционных затрат и капитальных вложений.

Предлагаемый методический подход является одним из инструментов управления стратегическим развитием как региональных лесных комплексов, так и ЛПК в целом и ориентирован на обоснование территориального размещения лесоперерабатывающих мощностей на принципах комплексного использования лесных ресурсов регионов на основе постоянного и неистощительного лесопользования, организации выпуска конкурентоспособной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и сохранения экологического равновесия территорий.

При этом при обосновании территориального размещения и масштабов лесопромышленного производства по федеральным округам Российской Федерации наряду с такими факторами, как наличие лесных ресурсов и рынков сбыта лесобумажной продукции, необходимо учитывать факторы, связанные с наличием и перспективами развития железнодорожных, водных и автомобильных транспортных путей, энергетических мощностей и газовых магистралей.

Совершенствование структуры размещения лесопромышленного производства по территории страны позволит:

Освоить новые лесные массивы;

Обеспечить рациональное и комплексное использования заготовленной древесины;

Повысить уровень комбинирования лесопромышленного производства;

Сократить межрегиональные перевозки лесобумажной продукции;

Вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину;

Улучшить структуру экспорта лесобумажной продукции.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Феде- №248/482 // Экономика отрасли. Серия "Учебники и учебные рации до 2020 года: утверждена Приказом Минпромторга пособия" / под ред. проф. А.С. Пелиха. Ростов н/Д.: "Фе-России и Минсельхоза России от 31 октября 2008г. никс", 2003. 448 с.

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т.Ю. Красикова

Инновационные реформы отечественной экономики поднимают все больше и больше вопросов, один из них о том, что можно считать инновациями в сфере высшего образования. Приводится классификация таких инноваций, рассматривается структура инновационной системы высшего образования и роль инструментария внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационную систему РФ. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: образование; экономика образования; образовательный кластер; инновации в образовании; организация и управление образовательными процессами.

INNOVATIONS IN HIGHER EDUCATION T.Yu. Krasikova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Innovative reforms of the native economy raise more and more questions. One of them is what can be considered as innovations in higher education. The paper provides the classification of these innovations. It examines the structure of the innovation system of higher education and the role of instruments for the innovation introduction in higher education in the innovation system of the Russian Federation. 1 figures. 1 table. 9 sources.

Key words: education; economics of education; educational cluster; innovations in education; organization and management of educational processes.

1 Красикова Татьяна Юрьевна; аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89526298530, e-mail: [email protected]

Krasikova Tatiana, Postgraduate, Assistant of the Department of Finance and Credit, tel.: 89526298530, e-mail: [email protected]

В настоящее время, когда развитие экономики Российской Федерации ориентировано на достижение инновационности, параллельно поднимается вопрос об инновациях в сфере образования, в частности -высшего. Прежде чем начать рассматривать данный вопрос, необходимо отметить следующее.

Сам тип инновационной экономики, или, как ее называют в западных странах, - «интеллектуальная экономика», основан на постоянном технологическом совершествовании производства высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Главное отличие инновационной экономики заключается в том, что прибыль создается не за счет материального производства (как в типе «индустриальная экономика») и концентрации финансов (капитала), а за счет интеллекта ученых и новаторов, т.е. именно знание становится основным капиталом.

Наступление такого вида формации давно предсказывали в своих работах социологи, экономисты и футурологи, например, Э. Тоффлер говорил о переходе человечества к новой цивилизации, т.е. на смену аграрной цивилизации и индустриализации приходит новая, информационная цивилизация, или, как ее чаще называют в работах, касающихся этой проблематики, - информационное общество .

Информация и знания в процессе информатизации, совершенствования и распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий приобретают статус основного капитала. Относительно образования «знание» выступает еще и предметом образовательного процесса, и оно должно приносить выгоду. И вот тут проявляется специфика знания как товара. Выгоду от него получают тот, кто потребляет: само образовательное учреждение, предприятие и общество. При переходе к глобальному информативному обществу и становлению знаний общество сталкивается с тем, что, рассматривая образование с точки зрения его соответствия социально-экономическим потребностям, как настоящего, так и будущего времени, сам процесс модернизации образования основывается не только на организационных нововведениях, но и на содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Таким образом, мы находимся на очередном этапе поиска перспективных направлений развития сферы высшего образования. Сохраняя за собой прежние черты, черты социального института, воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны, образование напрямую влияет на конкурентоспособность государства. Следует помнить, что индекс «высшее образование и профессиональная подготовка» входит в число 12 показателей, определяющих уровень развития экономики стран в глобальном отчете Strategy Partners для Всемирного Экономического Форума, и служит главным показателем конкурентоспособности страны. В большинстве стран мира национальные системы образования превратились в крупные комплексы, в которых создается существенная часть национального богатства, уникальная по своей значимости. Поэтому, говоря о становлении инновационного климата в Рос-

сийской Федерации, нельзя сбрасывать со счетов внедрение инноваций в сферу высшего образования.

Так, в соответствующей литературе и в дискуссиях, предметом обсуждения которых являются инновации в сфере высшего образования, предложено разделение на группы .

К первой группе относятся непосредственно педагогические инновации, которые можно разделить на две подгруппы: внутрипредметные инновации, т.е. те, которые реализуются внутри преподаваемого предмета, и общеметодические, когда в педагогическую практику внедряются нетрадиционные технологии: дистанционное образование или творческие задания для студентов, или же к таким можно отнести активное включение студентов в образовательный процесс, что давно практикуется в западных вузах, где старшекурсники, вернее, магистранты-отличники оказывают посильную помощь профессору в подготовке лекционных занятий в качестве прохождения практики.

Вторую группу представляют инновации административного ресурса, а именно инновации, относящиеся к ресурсу управления. В качестве примера мы приведем образование на базе учреждения образовательных кластеров, в том числе и социального типа. Хотя, рассматривая «образовательный кластер» как инновации административного ресурса, нельзя не отметить, что этот вид инновации подразумевает и возможность внедрения тех же педагогических инноваций (например, включение в образовательный процесс т. н. «сэндвич-процессов», т.е. чередование получения теоретических знаний с практикой).

Интересной кажется мысль о выделении в отдельную, третью, группу идеологических инноваций , хотя пока непонятно, что именно является предметом таких инноваций: создание корпоративной культуры университета, общей как для студентов, так и для административного и педагогического персонала, или прямые интеграции изменений внешней среды в образовательное поле университета. В любом случае нам представляется, что этот вопрос привлечет интерес не только самих педагогов, но и социологов, управленцев высшей школы и других специалистов.

Некоторые авторы предлагают при подходе к классификации инноваций в сфере высшего образования рассматривать глобальные и локальные инновации. На наш взгляд, такой подход весьма оправдан. В конце концов, успешную образовательную реформу Республики Татарстан в части создания образовательного кластера и его весьма успешное функционирование можно смело отнести к локальным инновациям, оказывающим влияние на общую картину глобальных инноваций в сфере высшего образования Российской Федерации .

Данную классификацию можно рассмотреть еще подробнее - в зависимости от масштабности инноваций, можно выделять инновации в пределах одного структурного подразделения вуза или инновации в пределах всех звеньев и элементов системы. Под системой может пониматься как отдельный вуз, так и группа вузов.

Также необходимо выделять инновации, исходя из фактора времени. В рамках данного критерия инновации классифицируют как замещающие, отменяющие, открывающие и ретровведения. В первом случае речь идет о замещении старого элемента системы новым, более современным. «Отмена» подразумевает прекращение деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью. Открывающее - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного .

Необходимо отдельно отметить одну из особенностей инновации как экономической категории. И. Милославский, профессор МГУ, заметил, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, а значит, к ней необходимо также применять оценку эффективности ее внедрения .

Итак, инновации в сфере высшего образования всех уровней, вне зависимости от классификации, должны:

1) отличаться новизной;

2) удовлетворять рыночному спросу;

3) приносить прибыль производителю услуг;

4) качественно изменять и улучшать процесс обучения.

Понятно, что на данном этапе времени образовательный процесс требует улучшения его качества. В основе улучшений данного процесса нам представляется важным уточнить практический подход к деятельности, т.е. представить учебный процесс как систему взаимосвязанных процессов, а не набор независимых друг от друга дисциплин, преподавателей и

Если мы представим, что главный продукт здесь -знания, то становится очевидным факт, что сама актуализация образования в указанных выше условиях, а именно глобализации и информатизации, требует особенного внимания к реализации инноваций в сфере высшего образования.

Говоря об инновациях в сфере высшего образования, следует говорить о создании инновационной системы, которая включает:

1) оптимизацию инновационных процессов;

2) создание инновационной инфраструктуры;

3) налаживание связей между элементами инновационной системы как самого вуза, так и региона и государства .

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса как самих инноваций в сфере высшего образования, так и непосредственного процесса внедрения инноваций в данную сферу представляется абсолютно невозможным без создания инновационной системы вуза, где внедрение инноваций является комплексным процессом, затрагивающим все уровни управления качеством образовательного процесса в данном конкретном вузе. Необходимо помнить, что основная задача инноваций в сфере высшего образования - это создание эффективного механизма подготовки молодого специалиста для производственной деятельности, а данный процесс невозможен без привлечения регионального и федерального элементов, как регуляторов стратегического планирования инноваций в сфере высшего образования.

В общем виде инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования с элементами, участвующими в создании, внедрении, управлении и контроле за инновациями в указанную сферу, и его место в инновационной системе РФ (как производите-

кафедр, как это имеет место в большинстве вузов РФ. ля продукта «знания») представлен на рисунке.

Инновационная система РФ

Инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационной системе РФ

Потребность в инновациях, в том числе и в инновационных формах обучения, диктуется ускоряющейся динамикой изменения общественных отношений. Это проявляется в применении новых информационных технологий, перенятии международного опыта в различных методиках обучения, информатизации образования, внедрении новых форм обучения (примером последних является Уральский государственный технический университет, где в схему подготовки специалиста внедрили элемент «тьютор», который наравне с преподавателем обучает студента не теории, а практическим навыкам, тем самым лекция в виде стандартной трансляции знаний уступает место более эффективному механизму взаимодействия образовательного процесса и профессионального развития студента как будущего специалиста) .

Таким образом, понятие инновации в сфере высшего образования не исчерпывается одним только педагогическим ресурсом. Одной из основных задач внедрений инноваций в данную сферу считается повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и улучшение его привлекательности для региона вуза. А если вспомнить об особенности товара «образование», то отметим, что, прежде всего, внедрение инновационных элементов в сферу высшего образования должно помогать в ориентировании выпускника вуза на успех в той профессиональном поле деятельности, которое он избрал, также помогать ему в успешном взаимодействии с субъектами на рынке труда и нацеливать на успешное интегрирование в формирующееся информационное общество.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб.: Питер, 2006.

2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999.

3. Идрисова С.Г. Система управления качеством в вузе применительно к инновационным процессам: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. C. 5-7.

4. Карпова Ю.А. Инновация, интеллект, образование: монография. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.

5. Кихтан В.В. Исследование эффективности инновационного обучающего процесса в сфере высшего профессионального образования // Научно-культурологический журнал RELGA, № 6 (204). 2010. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-

Библиографический список

www.woa/wa/Main?textid=2612&leveИ=main&level2=a№rtides.

6. Моисеев Б.Б. Инновационный проект «Специалист -Предприятие». Многоуровневая система профессиональной подготовки: материалы Междунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С. 10-12.

7. Ребрин О.И., Кадушников Р.М., Шолина И.И. Инновационная образовательная деятельность в Уральском государственном техническом университете-УПИ: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С 52-53.

8. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.

9. Современные наукоемкие технологии, 2007. № 12.

УДК 331:338.45.62

МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ М.П. Кузьмин1, М.Ю. Кузьмина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены подходы к повышению эффективности работы наиболее важного ресурса предприятий алюминиевой отрасли - их сотрудников. Исследованы методы, которые наиболее часто используются зарубежными компаниями, а также российскими металлургическими компаниями. Предложена система мотивации труда, наиболее оптимальная для предприятий алюминиевой промышленности. Рассмотрены основные особенности, отличающие персонал градообразующих предприятий алюминиевой промышленности от персонала других промышленных предприятий, находящихся в крупных городах. Подчеркнута необходимость создания системы эффективной заработной платы на предприятиях алюминиевой промышленности. Предложен собственный подход к классификации структуры нематериального стимулирования работников. Ил. 1. Библиогр. 22 назв.

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Виды нововведений

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Масштабы нововведений в образовании

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).


Дошкольное образование

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.


Специфика начальной школы

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.


Проблемные уроки и занятия

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.


Забота о здоровье

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.


Проектная и исследовательская деятельность

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Особенности праздничного богослужения литургия избранный псалом Особенности праздничного богослужения литургия избранный псалом Главные тайны Манхэттенского проекта (3 фото) Главные тайны Манхэттенского проекта (3 фото) История персонажа Двуликий янус двуличный человек История персонажа Двуликий янус двуличный человек