Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы. Ортодоксальные философские школы древней индии Индийская школа философии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Приблизительно, в шестом веке до нашей эры появилась обособленная наука – философия, по труднообъяснимым и загадочным обстоятельствам, единовременно возникшая в разных и противоположных местах континента – Античной Греции, Индии и Древнем Китае. Оттоле происходит развитие нирв человека, путем иного объяснения мифологических понятий о культурах. Данный период развития философских учений, в указанных центрах цивилизаций, формирует новейшую историю и другую интерпретацию мифологии, переосмысление былых установок ценностей и мыслей.

Философия в Индии положила начало появлению философских Индийских познаний, возникших до нашей эры в середине 1-ого тысячелетия. Первоначальные «шаги» человека в попытке осмыслить себя, окружающий мир и космическое пространство, живую и неживую природу , привели к прогрессу в развитии ума человека, осознанности и разума, способствовали эволюции и разграничению с природой.

Понимание связи общей культуры с обстоятельствами и событиями пройденной эпохи лежат в самой сути философии. Игра разума, мыслящего абстрактными понятиями и духовная сила рационально-понятийного постижения первопричин всего сущего, оказывающая глобальное влияние на всемирный ход событий и есть философия.

Принимая участие в формировании общественных идеалов, ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, философия напоминает человеку о социальной и практической важности единых представлений о мире, ставя вопрос перед мыслящим, о нравственных началах бытия. Близкие по духу восточные философские учения Индии и Китая, имели общие моменты и значительные различия, оказавшие важное влияние на развитие культур Индии и Китая, а также народов, соприкасающихся с ними.

Краткое изложение Древнеиндийской философии поведает о многих событиях эпохи, об интересах и вере других народов, давая великолепный шанс обогатить собственный кругозор. Фундамент Индийской философии занимают священные писания – Веды и Упанишады (примечания) к Ведам. В Индоарийской восточной культуре, данные тексты представляют собой древнейший памятник накопленных, за все времена, знаний и учений. Есть предположения, что Веды не создавались никем, а существовали всегда, как истина, благодаря чему, священные писания не содержали ошибочных сведений. Их большая часть составлена на санскрите – мистическом и совершенном языке. Считается, что с помощью санскрита вселенная выходит на контакт с человеком, показывая путь к Богу. Космические истины представлены в частичных записях Вед. Адаптированная часть писаний «Смрити», включающая Махабхарату и Рамаяну, рекомендована для людей, не столь одаренных таких, как рабочие, женщины и представители низших каст, в то время как, другая часть Вед – «Шруди», посильна только посвященным.

Ведический период Индийской философии

Ключевой источник сведений о ведическом этапе, представляют собой Веды (в переводе с санскрита «Veda» – «ведение», «учение» или «знание»).

Философия Древней Индии включает в себя три ступени:

  1. Ведический – 15 – 5 века до нашей эры;
  2. Классический – 5 -10 века до нашей эры;
  3. Индуистский – с 10 века до нашей эры.

Но в данной статье вы узнаете о ведическом периоде, наиболее значимом и абсолютном. С античных времен Индийская философия непрерывно укоренялась и формировала ценности общества. Согласно установленным традициям, Веды включают в себя четыре сборника ведической литературы, позднее обросшие пояснениями и дополнениями ритуального, магического и философского порядков (молитвы, магические заклинания, гимны и песнопения):

  1. «Самхиты»;
  2. «Брахманы»;
  3. «Араньяки»;
  4. «Упанишады».

Боги отличались от людей всеведением, согласно Ведам, поэтому знание «узнавалось» и «виделось», потому что оно наделялось визуальной природой. В подобном делении заключено отражение исторической последовательности развития индийской литературы. Наидревнейшим сборником являются «Самхиты», в то время как, последние три сборника – вытекающее пояснение, комментарии к Ведам и их дополнения. Вследствие чего, в тонком литературном смысле «Самхиты» и есть Веды. Тем самым, «Самхиты» включают в себя 4 подлинника гимнов: Ригведа (авторитарные знания), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (писания о жертвоприношениях) и Атхарваведа (знание магических заклинаний), заимствующая тексты из Ригведы. Ученые, изучающие Индийские философские учения считают, что во времена формирования индийских Вед, по всей долине величественной реки Ганг происходило деление общества на классы, но это нельзя было назвать рабовладельчесвтом. Социальная разница между людьми, только усиливала общественное неравенство, и положило начало организации варн или каст (различия позиции в обществе, привилегий и ролей): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы были жрецами; Кшатрии – воинами, составлявшими высшие социальные касты; Вайшьи – были ремесленниками, земледельцами и торговцами; Шудры – представляли самых низших сословий – слуги и наемные рабочие. Следом, возникло Индийское государство. Наиболее глубокий отблеск в философских воззрениях Древней Индии отражали Упанишады.

Упанишады

Главной философской частью Вед являются Упанишады. Дословный перевод с санскрита «upa-ni-shad» – означает «сидение у ног учителя». Упанишады представляют собой потаенное учение, недопустимое огласке большому количеству людей. Текст, содержащийся в Упанишадах – это изложение неоднородных философских размышлений, в которых можно сделать акцент на ряде вопросов: адхияджня (жертвоприношение), адхьятма (микрокосмос человека) и адхидайвата (обожествленный макрокосмос); вопросы: «Какое положение у солнца ночью?», «Где находятся днем звезды?» и другие. В Упанишадах центральным элементом становятся параллели между явлениями микро- и макрокосмоса, представления о единении существующего. Выясняются скрытые и глубинные основы микрокосмоса «Атман» и макрокосмоса «Брахман», исследование обусловленности и выражений. Основу Упанишад порождают внешняя и внутренняя стороны бытия, окружая вниманием человеческое постижение знания и нравственное совершенствование, ставя характерные вопросы Упанишад – «Кто мы, откуда пришли и куда идем?» Сущностью бытия в Упанишадах обозначается «Брахман» – начало всего духовного, универсальная и безликая душа вселенной, возрождающая мироздание. «Брахман» идентичен, но противоположен «Атману» – индивидуальному началу духовного «Я». «Брахман» – высшее объективное начало, в то время как «Атман» – субъективное и духовное. Здесь существует связь дхармы о Сансаре и Карме – о цикле жизни, вечном перерождении и правиле возмещения. Понимание будущего человека происходит путем осознания своего образа поведения и совершенных в предыдущих жизнях поступков. Поэтому, ведение благопристойного образа жизни олицетворяет будущее и новое рождение в высших кастах или ухода в духовный мир. Для неправедного поведения в текущей жизни, ведет к будущим воплощениям в низших сословиях, а «Атман» может переродиться в тело животного. Главная задача Упанишад – мокша или освобождение от материальных благ и духовное самосовершенствование. Каждый человек «кузнец» своего счастья и его судьба формируется настоящими поступками – такова философия Упанишад.

Философские школы Древней Индии

Вся философия Индии основана на системах. В шестом веке до нашей эры было положено начало появлению философских школ. Школы делились на:

  • «Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика;
  • «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.

Рассмотрим кратко, каждую из ортодоксальных школ:

  1. Миманса или Пурва-миманса (первая) – основалась древениндийским мудрецом Джаймини (3-1 века до н.э.) и включала в себя: исследования, анализ, толкования и размышления о священных писаниях;
  2. Веданта – составилась мудрецом Вьясой (около 5 тысяч лет назад), основная цель полагалась на самосознание, понимание индивидом своей изначальной природы и истины;
  3. Йоги – основанная мудрецом Патанджали (во 2 веке до н.э.), направлена на совершенствование человеческого духа, через практики объединения тела и разума, с последующим освобождением (мокша);
  4. Санкхья – основал мудрец Капила, школа направлена на отвлечение духа (пуруши) от материи (пракрити);
  5. Ньяя – и законы логики, согласно которым, внешний мир существует независимо от познания и разума. Объекты познания: наше «Я», тело, чувства, ум, повторное рождение, страдания и освобождение;
  6. Вайшешика – основанная мудрецом Канадой (Улукой) (3-2 века до н.э.), являющаяся в одно и то же время противником и приверженцем буддистского феноменализма. Признавая буддизм как источник познания и восприятия, но опровергая истинность фактов души и субстанции.

Рассмотрим кратко, каждую из неортодоксальных школ:

  1. Джайнизм – в переводе с санскрита «победитель», дхармическая религия, основателем учения которой, является Джина Махавира (8-6 веках до н.э.). Философия школы основана на самосовершенствовании души для достижения нирваны;
  2. Буддизм – образовалась в 5-1 веках до н.э., учение школы предполагало 4 истины: 1 – жизнь подобна страданию, 2 – причинами которых являются желания и страсти, 3 – избавление наступает только после отказа от желаний, 4 – путем череды перерождений и избавления от уз Сансары;
  3. Чарвака-локаята – материалистическое атеистическое учение и низкое воззрение. Вселенная и все сущее возникло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил, благодаря 4 элементам: земли, воды, огня и воздуха.

Философия - это сила, которая существенно влияет на прогресс человечества. Она всегда есть участником формирования определенных общественных идеалов и представлений о целостности мира. Само понятие философии и первые философские системы возникли примерно за пятьсот лет до нашей эры. В разных местах формировались философские концепции, соединяющие как философию Индии , так и религию.

Философия древней Индии

Ей присущи три периода. Первый период от пятнадцатого до пятого века до нашей эры. Второй – от пятого века до нашей эры до десятого века нашей эры и третий период – с десятого века нашей эры. Первый период носит название «ведический» , второй – «классический», третий – «индустский». Беспрерывное развитие индийской философии началось с древнейших текстов под названием «Веды». Они написаны еще за пятнадцать веков до нашей эры. Само название происходит от слова «ведать» - знать. Веды состоят из четырех частей: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Самые древние Самхиты – это собрание четырех книг старых «гимнов». Из них: Ригведа – наидревнейшая и почитаемая веда для постижения тайн бытия, Самаведа – это ведические напевы, Яджурведа – это веда для жертвоприношений, Атхарваведа – это ведические заклинания. Остальные три текста – трактовка к Самхиты. Следуя ведическим верованиям, Бог все видит и знает и поместил в в Веды. Знания бывают двух видов: сакрального вида и профанические. Каждая книга Самхиты имеет соответствующие ей брахманы, Араньяки и Упанишады дополняют или Самхиты или Брахманы. Такая философия кажется сложной. И чтобы ее понять, надо вспомнить время, в которое она родилась. Формирование классового общества того времени, существование рабства, возрастание неравенства в обществе привело к формированию каст. Каста брахманов (жрецов) - высшего порядка, жила за счет остальных людей. Кшатрии были воинами и постоянно боролись с брахманами за власть. Вайшьи и шудры – тяжело работающие люди и платившие дань. И наконец, рабы, которые не входили ни в одну из каст. Все это разнопластовое общество должно было сосуществовать. И религия, как общественная философия, должна была создать правила сосуществования в едином государстве Индия.

Древнейшая из Вед – Ригведа помогала древним индейцами постичь тайны бытия. Основной способ постижения – созданный миф. Космические явления лежат в основе постижения мира. Планеты играют в мифах роль божества. Цикличность природы отображается в ритуальной цикличности. В Веде нет главного бога. Человек обращается к тому из богов, кто может помочь именно в этой ситуации. Упанишады были сочинены в разные года, и являются тайным учением, которое доступно далеко не всем. Понятие «брахман»и «атман» в Веде - это основа бытия, начало всего сущего. Еще один интересный аспект Веды - закон кармы. Он координирует процесс перевоплощения согласно добрым и злым делам человека. Веды утверждают, что будущее воплощение не результат желания Бога, а результат жизни самого человека (награда или наказание). Еще одно ключевое понятие Вед – мокша. Это высшая цель человека, заключающаяся в уходе от колеса перевоплощений.

Индия очень красочная страна, во многом благодаря богатой флоре, подробнее: .

Школы древней философии Индии

Задачей философских школ Индии является процесс познания, то есть вхождение в мир ритуальной магии. Для познания божественного начала использовалось «турии». Это мистические инициации проводимые в школах. Среди философских школ в Индии существовали такие, которые взяли за основу учение ведизма, и такие, которые отрицали ведизм. Познакомимся с некоторыми из них.

Санкхья

Переводится как «число». Основана за семь веков до нашей эры. В ее основе лежит ученик Вед. Рассматривает мир как на живое существо. Бытие представляет Пуруша, нескончаемое космическое «Я», которое не меняется и свидетельствует обо всем Пуруша – это не тело, ни душа, ни сознание. Объект множественного познания. Кроме непознанного, в учении есть материальное начало. Это Пракрити – первоматерия, она в вечности и постоянной активности. Это причина земных явлений, следствие образа жизни. Действия Пракрити тех гун: появление, активность и инертность. Это не физические действия, а их последствия. Практически гунны – это сила человека.

Главная школа Индии. В основе лежат упанишады. Была истоком религии индуизма. Создана в средних веках. Основная идея школы – понятие Брахмана как множественной духовной составляющей. Обратная сторона Брахмана - пространство в соединении со временем. Через них он приходит в мир. Брахман в начале Вселенной и в ее конце. Вселенная – всего лишь иллюзия через незнание Брахмана. Высшим духом считается Брахман, проявляется в человеке через атман. Когда человек трансформирует свою внутреннюю суть в состояние Брахмана-атмана, он получит чистое сознание – такова основная идея. Отказ от вещей, контроль над чувственностью и умом, при сильном желании освободиться приведет в состояние нирваны. Процесс обучения будет продолжаться до полного осознания себя Брахманом? что приведет к освобождению души.

Подробнее о верованиях индийцев читайте в статье: .

Учение основано принцом Сиддхартхи за полвека до нашей эры. Потом его стали называть Буддой, что значит просветление. Это одна из распространенных по всему миру религий, в ней нет понятия «Бог» и бессмертной души. Согласно учению Будды, мир это поток колеблющихся частиц из бытия. Их называют дхармы. Они являются энергетическим жизненным потоком любых проявлений чувств человека. Мир это всего лишь бесконечное количество дхарм. Наше бытие – это лишь мгновения. Но каждое мгновение порождает следуещее. На таком законе держится мир. Будда отбрасывал вопросы о процессах начала и конца и говорил только о дхарме. Учение указывает причину страданий в невидении момента под названием «сейчас». Учение не признает бессмертной души. Основа учения – четыре истины. Учением определено восемь ступенек на пути к нирване. Состояние нирваны объединяет абсолютную мудрость, добродетельность и невозмутимость.

Локаята

Основал учение – Бриханспати. Название переводится как «идти от мира». Основано за пятьсот лет до нашей эры. Не принимает ведизма и брахманизма. Ценностью считали жизнь на Земле. Не признавали сверхъестественность. Учение принимает только материальный мир. Вещи имеют свою природу и возникают на ее основе. В основе мира четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля, из которых все состоит. Считают мир случайным набором элементов. Не признают сознания и личности вне тела. Душу считают материальной. После смерти человека нет, поэтому и страдать нечему. В учении полное отрицание бессмертия. Человеком должны руководить два чувства – кама(наслаждаться) и артха(иметь пользу). Смысл жизни видят в получении наслаждений и избегании страданий.

Вайшешика-ньяя

Школа возникла за пять веков до нашей эры. Своим учение объединила понятия особенности и логики. Признает четыре земные стихии, пространственно-временную составную и эфир, как тонкую материю души и ума. Учение считает, что весь мир – это сочетание этих элементов. Впервые выделились маленькие внутренние элементы «анну»(атомы), как материальные носители всего. Поскольку частички анну не способны собой управлять, существует для этого высший дух Брахман. Учение признает закон кармы. С веками это учение переродилось в античную философию.

Философия Индии, видео:

Все философские школы в Древней Индии делятся на две группы:

Ортодоксальные школы в основном воспроизводят идеи, заложенные в Упанишадах. Ключевой идеей Упанишад является тождество Атмана и Брахмана («Тат твам аси» - «Ты есть то»). Брахман – безличное мировое начало, из которого все возникает, существует, прекращает свое существование, безличный абсолют, атман – индивидуальная духовная сущность, душа. Поскольку Брахман – безличный абсолют (в отличие от религиозного Бога), то для связи с ним (отождествления) используется не молитва, а медитация. Также ряд учений настаивает на том, что для созерцания Брахмана необходимо осознание того, что весь мир является майей – иллюзией, вся множественность мира – майя, реален только Брахман.

Чарвака (локаята от «локо» - этот мир) – единственная материалистическая школа. Она отрицает причинно-следственную связь между настоящей жизнью и будущей, т.е. отрицает идею кармы. Отсюда делается вывод о том, что будущей жизни нет, как нет и жизни после смерти. Т.е. мы живем один раз, поэтому следует стремиться лишь к удовольствию (гедонизм ).

Джайнизм и буддизм, по сути, основные неортодоксальные учения, конкурирующие между собой. Оба появились примерно в одно время (6 в. до н.э.), оба были основаны кшатриями (не брахманами). Есть и еще ряд сходств, также, как и весьма существенных различий.

Джайнизм называется по имени основателя – Джины Махавиры (Джина – «победитель», Махавира – «большой герой»), настоящее имя – Вардхамана (599 – 527). В отличие от Упанишад, джайнисты признают не единственное начало, лежащее в основе мира (монизм), а множественность начал (плюрализм). У них достаточно интересная гносеология: душа изначально является совершенной и обладает всевидением, но карма мешает этому проявляться, делая наше знание относительным. Они выделяют 5 уровней познания:

      мати – чувственное познание;

      шрути – познание, опосредованное символами;

      авадхи – ясновидение как видение с внешней стороны. Так же, как и предыдущие виды, является ошибочным (можно принять змею в темноте за веревку).

      манах-парья – ясновидение как видение предмета изнутри него самого. Оно не подвержено ошибке.

      кевала – всевидение, т.е. видение предмета сразу со всех сторон и точек зрения. Чтобы его открыть, надо освободиться от кармы.

Но самое большое внимание джайны уделяют этике. Она является очень строгой. Поскольку карма понимается ими как материальная сила, то, чтобы ее рассеять, требуется вести строгий аскетический образ жизни с обязательным соблюдением ахимса (доходило до абсурда). Обязательно безбрачие. Сам Джина считал хождение в одежде ересью. Впоследствии джайнизм раскололся на два направления: дигамбары («одетые воздухом») и шветамбары (одетые в белое»). Первые считали, что женщина не может достичь освобождения, вторые – что может. Крайний аскетизм джайнизма выражается в том, что путем в нирвану считается голодная смерть. Сама нирвана понимается как состояние вечного блаженства (в отличие от буддистов). Джайнизм есть и сейчас, но не очень распространен.

Буддизм – единственное из древнеиндийских учений, ставшее мировой религией. Был основан в 6 в. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (ок. 583 – 483), сыном одного из североиндийских князей. По легенде, мать умерла вскоре после его рождения, и отец пытался уберечь его от всех несчастий за высоким забором дворца. Так Сиддхартха рос в благополучии, не подозревая о наличии страданий в мире, пока однажды не вышел за пределы дворца и не увидел в один день нищего, больного в язвах, дряхлого старика и похоронную процессию. Так он узнал, что существуют страдания. Его это так потрясло, что он ушел из дворца и подался в ученики к аскету. Далее он семь лет занимался самоистязанием, но едва не умер от истощения и осознал, что в нирвану этот путь не ведет, так же, как и путь гедонизма. Так родилась основа будущей этики буддизма – идея срединного пути . Под священным деревом Бодхи Сиддхартха стал Буддой – «просветленным». В своей знаменитой Бенаресской проповеди в Оленьем парке, которую слушали пять учеников и два оленя, Будда изложил 4 благородные истины :

      жизнь есть страдание;

      причиной страданий являются наши желания;

      освобождение от желаний ведет к прекращению страданий;

      существует путь к прекращению страданий, и этот путь указан Буддой.

В качестве пути в нирвану буддизм предлагает 8 благородных заповедей (восьмеричный путь ):

    правильное суждение;

    правильная решимость;

    правильная речь (отрицание лжи);

    правильное поведение (ахимса);

    правильный образ жизни;

    правильное усилие;

    правильное внимание;

    правильное сосредоточение.

Новым по сравнению с другими учениями в буддизме является:

    Отрицание ценности подвига, т.е. в качестве пути в нирвану приветствуется естественный, нормальный образ жизни без крайностей – аскезы и гедонизма (срединный путь), обусловивший широкую популярность буддизма.

    Молчание в ответ на вопросы о происхождении и устройстве мира, жизни после смерти и т.д., т.к. человеку важно не познание мира, а только путь к просветлению.

    Специфическое понимание закона причинности: отрицание наличия первоначальной единой сущности и отрицание души (анатмавада ). Душа – не сущность, а комбинация различных состояний, поэтому в буддизме нет человека как субъекта перерождений, есть жизненный процесс (сантана), который в некоторые моменты прерывается, что нами воспринимается как смерть, хотя это иллюзорно (как смена кадров в мультфильме). Это основная особенность онтологии буддизма.

    Понимание нирваны как ничто (нечему перерождаться), отличное от джайнского понимания нирваны.

    Внутри буддистской общины (сангхи ) варновое деление отрицалось.

Будда проповедовал 40 лет и за это время произнес более 80 тысяч высказываний, запечатленных в сутрах (от санскр. «нить») – афоризмах или собраниях афоризмов, отражающих суть философского мировоззрения. Тем не менее единого корпуса текстов в буддизме не сложилось, т.к. для самого Будды слово было только знаком, не выражающим истину (он ничего не записывал). Соответственно, буддизм изначально не представлял собой единой школы или религии и вскоре раскололся на два основных направления:

    Тхеравада (учение старейшин) = хинаяна («малая колесница»). Для нее характерны: постепенность самосовершенствования, обязательное прохождение всех этапов, монашество, отчуждение от любых форм организации, культа, подчеркнутый индивидуализм. Идеалом является архат .

    Махаяна («большая колесница»): пышный культ, упор на коллективное просветление (распространена практика чтения сутр с целью мгновенного просветления), монастырь не обязателен. Характерна идея тождества сансары и нирваны (чтобы оказаться в нирване, надо осознать, что ты там уже находишься). Идеалом является бодхисаттва – святой, достигший нирваны, но не ушедший туда, а оставшийся помогать другим туда перейти.

В дальнейшем развивались и другие направления в буддизме: ваджраяна («алмазная колесница») = тантра – в Тибете, Монголии, Калмыкии; чань-буддизм (в Китае), в Японии – дзен-буддизм . Несмотря на то, что во времена династии Маурья буддизм был в Индии государственной религией, в самой Индии он не прижился как не вписавшийся в ее культурные традиции.

1) Веды (санскр. Véda - «знание», «учение») - сборник древних (25 тыс.л. до н.э.) священных писаний индуизма на санскрите по методу Шрути (от услышанного).

2) Структура (разделил Веды древнеиндийский поэт и мудрец Вьяса)

1. Самхиты (религиозные песнопения об обрядах)

2. Брахманы (книги, которые написали служители Брахмы)

3. Араньяки (лесные тексты песен отшельников)

4. Упанишады (изложена основная суть Вед (концепции Брахмана и индивидуальной души - Атмана) - поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма)

Виды Упанишад: классические (VIIв.до н.э.) и ложные (неклассические)

3) Основные идеи

Идея абсолютного (первоначала сущего).

«Абсолютное есть Брахман»:

· Брахман – живое существо, отец всего сущего, в своих высших проявлениях выступает как некий вселенский Атман (бессмертная душа)

· Мысль (размышление)

· Прана (дыхание, энергия)

Брахман сотворил все сущее из самого себя.

Все, что существует, содержит в себе Брахмана (пантеизм)

Жизнь вечна, ведь источник ее – Брахман.

Идея Бога.

· Бог – перворожденный (рожден Брахмой). Боги сущ. Асуры (отрицательные) и Дэвы (положительные)

· Боги сначала не обладали бессмертием. Бессмертие – наработанное качество в результате эволюции (жизнь Богов – космические циклы), после сотворения напитка бессмертия «Священная Амрита»

3. Идея бессмертия индивидуальной души (Атмана) .

· Атман не рождается и не умирает

· Смерти нет – жизнь бесконечна

4. Идея вечности и круговорота жизни (как колесо Сансары).

· Смерть как смена жизненной формы.

· Круговорот: вода небесная, атма, вода земная (смертная)

5. Идея кармы («кар» в данном случае - действие) .

· Основа на всеобщности отношений, законов причин и следствий.

· Мысль – основной определяющий фактор кармы. «Каковы наши мысли, такими мы и становимся» - Упанишада.

· Всякое явление имеет свои причины и последствия. По закону кармы последствия возвращаются к тому, кто совершает действие.

Карма неотвратима, не отождествляется с судьбой.

6. Идея множества обитаемых миров, которые мы можем обрести по закону кармы .

· Материальный (низший)

· Духовный (высший)

7. Идея праведного пути, ведущего к слиянию с абсолютным (Брахмой) (йога).

Йога – путь слияния индивидуальной души с божеством, обретение Брахмы, вступление на путь бессмертия, обретение высшего состояния, при котором органы чувств, мысль, разум бездействуют, человек сосредоточен.

4) Классификация школ

1. Ортодоксальные (единственный, безусловный авторитет Вед как источника высшего знания)

· Санкхья

Суть: в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи.

· Йога

Суть: цель - контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

· Миманса (ранняя)

Суть: цель - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения.

· Миманса (поздняя) = Веданта

Суть: в основном сосредоточена на самоосознании - понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины - в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман.

· Ньяя

Суть: рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, сравнения и доказательства.

· Вайшешика

Суть: признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

2. Неортодоксальные (помимо Вед иные источники знаний)

· Буддизм

Суть: Будда пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией.

Четыре Благородные Истины:

О страдании (на протяжении всей жизни)

Причине страданий (стремление удовлетворять потребности)

Прекращении страданий (отказ от желаний)

Срединном пути

· Джайнизм

Суть: Призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие, совершенное знание и совершенное поведение, известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека от сансары (круговорот рождений и смертей).

· Локаята (Чарвака)

Суть: вселенная и всё сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Они вечны и являются первоосновой всего сущего.

Билет 6:Философия Древнего Китая: основные
философские идеи и школы.

Древняя китайская философия возникает и развивается в период с VII по III века до н.э. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

Идеи даосизма

Основная идея даосизма - утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао - это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию - дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо:

Ø Во-первых, питание духа: человек - это скопление многочисленных духов - божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа - это совершение добродетельных поступков.

Ø Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди, который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

Философские школы

1. Даосизм - вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель - который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, ЧжанБодуань.

2. Конфуцианство (жуцзя)- правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, ЦзыСы, ЮЖо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

3. Моизм (моцзя)- смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь.

4. Легизм - занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Идея всеобщего равенства. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, ШанЯн,ХаньФэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.

5. Школа имён (минцзя)- несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

6. Школа «инь-ян» (иньянцзя) (натурфилософы). Инь – тяжелое, темное, земное, женское начало. Ян – легкое, светлое, небесное, мужское начало. Их гармония является условием нормального существования мира, а нарушение равновесия приводит к природным катаклизмам. Представители:Цзы-вэй, ЦзоуЯнь, ЧжанЦан.

Билет 7: Учение о дао, дэ и у вэйЛаоЦзы .

«Дао-дэ-цзин» – основополагающий трактат философии даосизма. Большинство современных исследователей датирует «Дао-дэ-цзин» IV-III вв. до н.э. Авторство приписывается Лао-Цзы (Ли Эр, Ли Дань, Ли Бо-Янь) – жил в конце VII - первой половине VI в. до н.э. (по некоторым источникам дата рождения – 604 г. до н.э.). Был княжеским чиновником, заведовал архивом.

ДАО:Дао –«путь», суть всех вещей и тотального бытия вселенной.

Дао бестелесно и не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно - прародитель всего, включая богов.

Дао (по конспекту) – естественный путь, закон всех вещей.

ДЭ: С одной стороны, Дэ - есть то, что питает Дао, делает его возможным (вариант из противоположности:Дао питает Дэ, Дао - безгранично, Дэ - определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться.

Дэ - искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Но Дэ - не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пути повседневности.

Дэ (по конспекту) - то, что вскармливает и воспитывает всеобщие качества, атрибуты Дао.

Лао-цзы о дэ

"Создавать и воспитывать существующее; создавая, не обладать тем, что создано; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим Дэ".

"Человек с высшим Дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим Дэ не оставляет намерения совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние; человек с низшим Дэ деятелен, и его действия нарочиты".

"Дэ появляется только после утраты дао; человеколюбие - после утраты дэ".

У-ВЭЙ: У-Вэй- созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «недеяние». Самым главным качеством недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие здесь и сейчас. Подобное миробытие характерно только для людей просветленных, ум которых мягок, дисциплинирован и полностью подчинен глубинной природе человека.

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

У-Вэй – это не полный отказ от действий. Это отказ от эмоциональной вовлеченности в действие, и только как следствие – минимизация совершаемых действий.

Билет 8: Античная философия: особенности
развития и основные школы.

Античная философия возникает в VII – VIII в. до н.э. во время формирования рабовладельческого общества. Она возникает и развивается в крупных экономических центрах и городах-полисах, находящихся на пересечении важных торговых путей.

Античная философия возникает на основе интенсивной переработки мифологических представлений о мире и человеке.

Мифологическое представление и связанное с ним религиозное представление постепенно уступает место философии, которое отличается стремлением к рациональному теоретическому обоснованию положительных знаний, которыми обладали первые философы (Вавилон, Др. Египет).

Основными методами данной философии являются наблюдение и рефлексия над результатами наблюдений в природе.

Три этапа развития античной философии:

Ø Ранний период (До сократический) (VII-первая половина V в. до н.э.) - Пифагорейская, Милетская, Элейская школы, школа античной диалектики (Гераклит)

Ø Классический период (V – IV в. до н.э.) - Школы Аристотеля, Анаксагора, Эмпедокла и Платона, школы софистов и атомистов

Ø Эпоха Эллинизма (IV в. до н.э. – 528 год до н.э.) – Эклектицизм, Скептицизм, Философия Эпикура, Скептицизм, Гедонизм.

Описание школ:

1. Пифагорейская. Пифагор Самосский, Эмпедокл, Филолай. Все подобно числу и может быть выражено математически. Небесные сферы вращаются вокруг Центрального огня.

2. Элейская. Парменид, Зенон, Мелисс. В центре внимания – бытие. Лишь оно существует – небытия вовсе нет. Мыслить и быть – одно и то же. Бытие заполняет все, ему некуда двигаться и невозможно делиться.

3. Милетская. Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен. На основании положения «из ничего не возникает нечто» (совр. Закон сохранения), предполагали существование некой первоосновы всего. Фалес называл её водой, Анаксимен – воздухом, а Анаксимандр – апейроном. Милетцы предполагали одушевленность мира, во всем есть душа, просто в «одушевленных» её больше, а в «неодушевленном» - меньше, но она пронизывает все.

4. Школа Гераклита. У Гераклита Эфесского не было непосредственных учеников, но было множество последователей во все времена. Он считал мир вечно движущимся порождением огня (его фраза – «все течет, все меняется»), а борьбу и войну противоположностей – причиной всякого изменения. Гераклита называли Мрачным за мрачность его воззрений, видение во всем войны.

5. Школа Аристотеля. Душа – энтелехия тела (энтелехия – внутренняя сила, заключающая в себе конечную цель и результат). Первопричина движения – Бог.

6. Школа Анаксагора. Анаксагор провозглашал, что основой всего являются малые «семена»(Аристотель позднее назвал их «гомеомерии»). Их существует бесчисленное множество видов, а некий глобальный Ум упорядочивает их в тела видимого мира. Интересно, что Анаксагор пытался объяснить явления вроде затмений и землетрясений естественными причинами, и за это был осужден в оскорблении богов и приговорен к смерти, но спасся стараниями своего друга и ученика Перикла.

7. Школа Эмпедокла. Эмпедокл считал, что в основе мира лежат четыре стихии – огонь, вода, воздух и земля, и все получается смешением этих стихий, или «корней». В частности, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня. Но «корни» - пассивные начала, а активные начала – Любовь и Ненависть, взаимодействие и соотношение которых определяет все изменения.

8. Школа Платона. Платон полагал душу бессмертной, в отличие от тела, и выделял в ней три начала: Разумное, Волевое и Страстное. Основным методом философии он считал диалектику (в смысле конструктивного спора).

9. Школа софистов. Протагор, Горгий, Продик и др. Представители школы имели разные моральные, политические взгляды. Объединяла их мысль о том, что любую вещь можно описать по-разному, склонность к философской игре слов и созданию парадоксов, уверенность, что все относительно, нет ничего абсолютного, а человек – мера всех вещей. Многие были атеистами и агностиками.

10. Школа атомистов. У истоков школы атомистов стоял Левкипп, его учение развил Демокрит. Этот удивительный мудрец говорил о том, что все тела состоят из мельчайших частиц – атомов, между которыми - пустота. Также он подразумевал наличие в человеке души, которая также является совокупностью особых атомов и смертна с телом. «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота».

11. Эклектицизм. Его представители, Цицерон, Варрон и др., пытались создать совершенную философскую систему на основе комбинации уже существующих систем, выбирая из них наболее разумные, на их взгляд, выводы. В некотором роде всеобщее признание подобной комбинативной системы знаменует собой упадок философской мысли.

12. Стоицизм. Учение Зенона Китийского(не того, что в Элейской, другого). Учение о предопределенности, которой нужно следовать, подавляя в себе страсти. Удовольствие, отвращение, вожделение и страх должны быть отвергнуты. Идеал стоиков – невозмутимый мудрец. К школе принадлежали такие звезды, как Сенека и Марк Аврелий, император-философ.

13. Скептицизм. Пиррон, Энисидем. Учение скептиков в том, что нельзя быть уверенным в существовании чего-либо. А раз нельзя быть уверенным в существовании вещи, то к ней нужно и относиться как к чему-то кажущемуся, невозмутимо и спокойно. Десять причин, обосновывающих скептическое отношение(десять скептических троп Эниседема).

14. Гедонизм. Учение о том, что главное в жизни и высшее благо – это наслаждение.

15. Эпикуреизм. Частный случай гедонизма. «Удовольствие – высшее благо». Это учение, не ставившее своей целью нахождение истины, а только практическую сторону счастья. «Четвероякое лекарство» Эпикура: не бояться богов, не бояться смерти, благо легко достижимо, зло легко переносимо.

Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление» )– истолковывается как «число», «совершенное знание». Была изложена в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» , служит дополнением к Йоге. Основание приписывают Капиле , 7 в. до н. эр., хотя первое систематическое изложение было дано Ишваракришной в первые века н. эр. Главная цель – познание реальности, чтобы покончить со страданием и несчастьями. Онтология – базируется на «причинностях» (следствие пребывает в причине до своего проявления). Признают существования во Вселенной двух первоначал: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Пракрити (первичная материя) находиться в постоянном изменений, подчинена закону причинно-следственной связи. Все детерминированные видоизменения зависят от пропорционального соотношения представленных в ней гун. Пракрити существует в 2 формах: а) вьякта (проявленная материя); б) а-вьякта (не проявленная материя). Пракрити состоит из 3 гун: 1) Сатва (ясность, чистота) – представляет природу удовольствия; 2) Раджас (активность) – деятельное, подвижное и стимулирующее начало; 3) Тамас (инертность) – противоположное обоим, пассивное и отрицательное начало в вещах. Их сочетание приводит к возникновению и появлению всего многообразия природы. Пуруша не является ни высшим богом – творцом, ни мировым духом. Это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находиться, так и процесс эволюции Вселенной, взятый в целом. Контакт пракрити с пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела . Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и чувства «Я», и является средоточием кармы. Она следует за пурушой, пока та полностью не освободится от перевоплощения. Грубое тело состоит из материальных элементов, и гибнет со смертью существа. Три причины страданий: а) внутренняя; б) внешние; в) от сверхъестественных причин (духи, привидения). В гносеологии признавали три источника достоверного познания: а) восприятие; б) логическое умозаключение; в) свидетельства священного писания.

Йога на санскритском означает напряжение, тренировку, и представляет собой практику созерцания, выражающую соединение, участие, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Основателем называют Патанджали, 2 в. до н. эр., хотя он только систематизировал и изложил ее основное содержание в своей «Йоге-сутре». Основное содержание учений . Разделяя основные положения Индуизма, Йога считает главным на пути слияния индивидуальной души с божеством психофизическую тренировку с последующим достижением мистического экстаза и полного транса, в котором исчезает реальный окружающий человека мир. Тем самым, ограничение деятельности ума приводит к освобождению души от страданий. Низшая ступень Йоги – «Хатха-Йога» содержит в основном физические приемы, направленные на такое овладение телом, которое дает возможность перейти к раджа-Йоге (системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности). Причем, хатха-Йога без достаточных к тому оснований выдается за универсальный метод излечения от всех болезней и необычайного оздоровления организма, хотя некоторые ее приемы (напр., методика дыхания) и нашли определенное место в лечебной физкультуре. Упражнения Йоги вошли как один из путей «спасения» в большинство религий Индии, в том числе и в буддизм. С помощью Йоги, особенно ее мистического экстаза, можно якобы становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, «видеть» предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими.

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги, сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния : 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Вайшешика – на санскрите «вишеша» означает «особенность», «различие», «единичное», «часть», «первосубстанция» . Основатель Канада (настоящее имя Улука), его еще называли «пожирателем зерен», 3 век до н. эр. Значительное развитие Вайшешика получила в«Падартха- дхарма-санграхе» Прашастапады (4в.). У Вайшешикасильны материалистические тенденции. Основная цель – освобождение индивидуального «Я» от страданий посредством познания. Их учение о познании близки к позиции Ньяя. Ониразличали два вида познания:«восприятие» и «логический вывод». У них Падартха имеет значение близкое к значению «Категория» . Всего различают 7 видов Падартхи: «Дравья» (субстанция), «Гуна» (качество), «Карма» (действие), «Саманья» (общность), «Вишеша» (особенность), «Самавая» (отношение при сущности), «Абхава» (не бытие). Первые три - существуют реально, следующие три – продукты деятельности ума. Важную роль играет категория особенность , давшая имя учению Вайшешика, в которойотражается реальное разнообразие субстанции. В онтологии признавали существование 9 субстанции : землю, воду, свет, воздух, эфир, время, пространство, душу и ум. Считали, что субстанции первых четырех состоят из атомов, которые в различных сочетаниях образуют все материальные объекты. 4 видам атомов соответствуют 4 органа чувств (индрии). Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения. Их соединением управляет мировой разум (душа) «Манас». Он синтезирует и логический обобщает их свидетельства. Учение о космогонии. Признавали идею цикличности : мир возникает, развивается и гибнет во время катастроф. Атомы не уничтожаются, просто связи между ними рвутся и вновь восстанавливаются. «Адришта» (невидимое, скрытое, судьба) – как первооснова лежит в начале каждого цикла и вносит порядок в мир хаоса. То есть, это идея повторения вечного цикла – Кальпа.

Ньяя (правило, логика или не наука ) – учение о формах мышления. Основатель Готама (или Гутама, Акшапад), 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология . Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов , сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во Вселенной существует множество душ, которые находятся как в свободном состоянии, так и связанными с материальными системами. Бог Ишвара (высшее регулирующее духовное начало) не творец душ и атомов, а только создает сочетания атомов, и связывает их с душами и освобождает от них. Гносеология стоит на первом месте. 4 источника истинного познания : 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнени е (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний , который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все. Истина определялась соответствием или не соответствием выводов к фактам действительности. Именно Ньяей впервые в Индии была разработана теория пятичленного силлогизма, отличавшаяся от греческой . В дискуссии определяли три формы : 1. Вада – высшая форма спора, которая ведется по всем правилам; 2. Витанда – опровергающая сторона не выдвигает своего варианта решения; 3. Джалпа – стороны хотят победить любым способом.

Миманса – это «разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях. Эти проблемы она решала путем рассуждений и критического исследования. Они считали, что Веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. Пурва – Миманса (более точное название), 4 в. до н. эр., ставила задачу оправдать веру, из которых исходит предписания ритуалов; Джамини , 2 в. н. эр., – разбирает правила жертвоприношений (Веды, Брахманизма) и составляет Мимансу-сутру , где и были изложены основные положения учений. В Мимансереальны имена Бога, но не сами Боги. В основе учения Мимансы– достижение «Мокшы» не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и каких-либо сознательных усилий. Главное – неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга «Дхармы», заключающего в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемой кастой. Причем, это стремление должно быть следованием «дхарме» само по себе, и не должен зависеть от стремления индивида. Миманса, также как и санкхья, признавала существование духовного и материального начал во Вселенной. Пять источников «Правильного познания» : а)первым идет свидетельства авторитетных источников; б) 2-ой источник – чувственное познание; в) 3-ий источник – логический вывод (ануман); г) 4-ый источник – сравнение (упаманса); е) 5-ый источник – постулирование (артхаппати – объяснение нек-рых беспричинных явлений с помощью, не воспринимаемого факта). Таким образом, постулирование как бы является гипотезой, которая впервые предлагается Индийской философией. В качестве примера можно привести следующее. Если человек полнеет, но днем не есть, следовательно, он есть ночью. О жизни и страданий . Основная цель жизни – достижение блаженства, но это блаженство небесное. Сознание не сущность души, а некоторое его качество. Вывод: жизнь коротка и полна страданий. Нужно стремиться к освобождению души, достижению ею небес. Миманса, была, теснее связана с практической религией, чем санкхья, и в то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии миманса сближает ее с древнеиндийским материализмом.

Веданта – это как бы «завершение Вед» , возникла на базе Упанишад. Впервые основные положения учения веданты были изложены Бадараяной в Веданте сутрах . Веданта до настоящего времени занимает важное место в философии индуизма. В учений Веданты образовалисьдва направления : адвайта – абсолютный не-дуализм; и вишишта – адвайта, различительный не-дуализм. Основатель первого учения – Шанкара . Единственная истинная реальность – духовное начало – Брахман . Он неопределим, необусловлен и бескачественен. Представления о многообразии предметов и явлений Вселенной является следствием неведения (авидья) . На самом деле все, кроме Бога, является чистой иллюзией (майя) . Он творит мир во всех его формах и исходит из него. Другие Боги это формы проявления Брахмана. Мир относителен, а Брахман абсолютен.Материя и сознание не реальны, а коренятся в Брахмане. Познание мира это самообман (в сумерках веревка кажется змеей). Главным является интуиция и откровение , а вывод и ощущение играют второстепенную роль. О человеке. Человек двойственен. Тело – иллюзорная видимость, а подлинная реальность это душа (Атман) , как проекция абсолюта Брахмана на человеческую личность. Именно, психическое состояние (авастха) обуславливает внешнюю действительность. Самопознание человека приближает его к Брахману. Освобождение души от тела – есть устранение иллюзорного мира. Основателем второго направления является Рамануджа (11-12 вв.). Существует три реальности: материя, душа, бог . Они находятся во взаимном подчинении: душа подчиняет материальное тело, а бог господствует над обоими. Без бога, душа и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель усилий индивида – освобождение от материального существования посредством духовной активности, знания и любви к богу. О соотношении бога и «Я» . Полагают три варианта : 1. «Я» и бог – различные сущности (мадхва) ; 2. «Я» и бог – тождественны (шанкара ); 3. «Я» и бог как часть и целое . Со средневековья веданта становиться наиболее влиятельной философской школой в ортодоксальной системе. Первое направление было связано с культом Бога Шивы, а второе – с Вишну .

Вопросы для самоконтроля

    Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

    Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

    Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

    Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

    Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

    Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

    Кого представляли собой проповедники «Шраманы»?

    Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

    Что представляла собой шраманская эпоха индийской цивилизации?

    Что означают понятия Рита, сансара, карма и мокша в Ведах?

    Что такое Атман и Брахман в Ведах?

    По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксаль­ные и ортодоксальные школы?

    О каких субстанциях говориться в джайнизме?

    Что говорится в джайнизме о правильной вере, правильном познании и пра­вильном поведении?

    О каких видах познания говорится в джайнизме?

    Приведите хронологию основных школ традиционного буддизма.

    Как понимается «срединный путь» в буддизме?

    Каковы различия между буддистскими школами «Хинаяна» (Малая колесница) и «Махаяна» (Большая колесница)?

    Расскажите о «четырех благородных истинах» Будды?

    Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?

    Что такое пракрити и гуны в санкхья?

    Чем отличается онтология йоги от онтологии санкхьи?

    Чем «восьмеричный путь» йоги отличается от «восьмерично­го пути» буддизма?

    Что такое падартха, и какие падартхи предлагаются в вайшешика?

    Какие философские школы развивали учение об атомах?

    О каких источниках истинного знания говориться в ньяя?

    С точки зрения ньяя, как можно установить истинность знания?

    Какой особый источник истинного знания предлагает миманса?

    Что говориться в концепции миманса о достижении небесного блаженства?

    Какой путь освобождения от сансары предлагает веданта?

    Что означает в веданте «Ты есть то»?

    Какие возможности освобождения от страданий предлагались в философских школах Древней Индии?

Перечень возможных тестовых вопросов по данной теме на ПГК

1. Об истоках зарождения философии в Древней Индии. Ответ: 11 – 10 вв. до н. эр.; О дате перехода от мифологического сознания к понятийно-философскому мышлению в Древней Индии. Ответ: V в. до н. э.

2. О первопричинах генезиса философии в Древней Индии. Ответ. Переход от бронзы к железу; ослабление, а кое-где и прекращение деятельности родоплеменных структур; наличие духовной цивилизации – первого, дошедшего до нас, древнеиндийского литературного памятника «Веды».

3. О Ведах. Ответ: это древнеиндийский литературный памятник, древнеиндийская идеология, содержащая религиозно-мифологические представления и зачатки философских идей.

4.О четырех самхитах Вед. Ответ. Ригведа – самая древняя и первая по хронологии книга, далее следуют Самаведа, Яджурведа, Атхархаведа. Позже,каждая из самхитов обрастает религиозно-мифологическими комментариями: Брахманами, Араньяками, Упанишадами.

    Возможно, будут вопросы по содержанию каждой из четырех самхитов

и трех комментариев к ним. Ответ:

1.Ригведа – самая древняя и первая по хронологии книга, содержит 1028 гимнов, прославляющих подвиги и могущество Богов;

2.Самаведа – это напевы, где преимущественно повторяются риг ведийские тексты, но уже с более подробными указаниями об их исполнении;

3.Яджурведа – описание деталей Ведийского ритуала жертвоприношений;

4.Атхархаведа сборник заклинаний и магических формул.

Комментарий к самхитам:

а) Брахман – это мифологические и религиозные объяснения с подробным описанием и комментариями к текстам самхитов;

б) Чуть позжепоявляютсяАраньяки – «Лесные книги», предназначенные для отшельников. В них объясняется мистический смысл ведийских обрядов и их символики;

в) И, наконец, появляются «Упанишады» - религиозно – мифологические комментарий к Ведам, содержащих наставления относительно истин и мира». «Упанишада» – дословно означает «сидеть» у ног учителя.

5. Об основных этапах становления и развития Индийской философии.Ответ. Различают четыре периода:ведийский период – предвестник, или пред история Индийской философии (12 –7 вв. до н. эр.);классический, или брахмано-будийский период (с 6 в. до н. эр. – по 10 в. н. эр.);послеклассический период (10 – 18 вв. н. эр.);новая и современная философия Индии(с 18 в. н. эр. по настоящее время).

6. Об эпическом этапе брахмано-будийского периода.Ответ. В целом, брахмано-будийский период делится на три этапа: эпический, эра сутр и буддийский (подробно в лекции). Наиболее известные источники эпического периода: две поэмы –эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», еретическое движение в философии возглавили аскеты – проповедники«Шраманы».

7. О «Шраманах», Ответ. Это люди, совершающие усилия для перехода к аскетическому образу жизни и более глубокому интеллектуальному осмыслению предписании Вед. Позже, отШраманов берут начало многие философские школы Индийской философии.

8. О сутрах (2 в. до н эр. – 7 в н. эр.).Ответ. Это краткие философские трактаты, рассматривающие мировоззренческие аспекты той или иной проблемы в форме сутр, притч, сказаний и т. д. (например, «нама-сутра» и др.).

9. О Нагарджуне. Ответ. Это видный представитель буддистской школы «Мадхьямика» (2 в н. эр.), философия которого проповедовала о нереальности понятийного мышления и об абсолютности интуитивного знания. Его философия способствовала зарождению идеалистических школ«Мадхьямика», «Виджнянавада», «Тантрического буддизма», «Дзэн-буддизма» и др.

10. Об Индуизме .Ответ. Это совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни Индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму. Индусом считается тот, кто имеет хотя бы одного родителя индийца, и не исповедует другой религии.

11. О вишнуитской и шиваитской системе индуизма.Ответ. Это наиболее почитаемые Индуизмом божества – троица брахманизма:Брахма (созидатель),Вишну (хранитель), иШива (творец, хранитель и разрушитель).

12. Об онтологии и гносеологии индийской философии. Ответ. Уже в Ведах, наряду с гимнами в честь многочисленных богов встречается понятие единого мирового порядка – понятиеРиты. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии), опирается наРиту, как закона о космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Кроме того, в «Упанишадах» содержались идеи:

«О единстве целостной духовной субстанции, брахмана и индивидуальной души – атмана;

«О бессмертии души», которая переходит из одного рождения в др., согласно закону кармы.

Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохомБрахмы-Космоса (Бога-творца). Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара ) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя) , которые сменяют друг друга каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы-Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. В онтологии использовались следующие понятия:

Рита – это первооснова мира, закон о космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;

Брахман – объективная высшая реальность, безличное Абсолютное начало бытия;

Атман – субъективное высшее духовное начало, высшее духовное начало человека;

Сансара – колесо перерождений;

Мокша – освобождение души от перерождений;

Карма – закон нравственного воздаяния;

Отличительной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Первые сведения об индийской логике можно почерпнуть уже в ранних буддийских источниках (3в. до н. э.), далее логика развивается в школеньяи , а позднее – в трактатах буддийских логиковДигнаги, Дхармакрити и др.

16. О предметной сфере Индийской философии. Ответ. НачинаясВедийского периода всем философским школам, была присуща специфическая практическая направленность. Философы стремились познать истинную природу Вселенной и смысл жизни человека. Душа философа была встревожена наличием зла. Г лавное внимание философских школ было направлено на отыскание средств полного уничтожения человеческих страданий. Незнание реальности считали главной причиной людской зависимости и человеческих страданий. Полагали, что освобождения от страданий без понимания природы и самого себя невозможно достичь. Цель философии – понять, как следует жить наилучшим способом.

17. Об основных характерных представлениях, присущих Индийской философии .Ответ. Первая черта, этовера в существование вечного миропорядка; потом шлопредставление о колоссальности мирового пространства и времени; многим философским школам была характерна мысль о ничтожности жизни на земле. Земля мала, земные блага ничтожны и жизнь просто зыбь на поверхности океана времени . И потому, не стоит быстротекущее принимать за вечное; важную роль в Индийской философии роль играла идея Кармы:существующее зло – это следствие поступков человека . Лучшее будущее возможно в результате самоусовершенствования в настоящем.

18. О «Настике» и «Астике» . Ответ. В «Настику» («не ортодоксальный») относят «Джайнизм», «Буддизм», «Чарвако-Локояту» и другие материалистические и атеистические философские школы, которые не признавали многие положения «Вед». В«Астику» («ортодоксальный») отнесли «Мимансу», «Санкхья», «Йогу», «Ньяя», «Вайшешику», «Веданту».

19. Возможно , будут вопросы по содержанию некоторых философских школ«Астики» (ортодоксальный) и«Настики» (не ортодоксальный). Знание материалов темы будет достаточно, чтобы ответить на них.

20. Возможны следующие тестовые вопросы по содержанию ряда философских школ.

По буддизму:

а) О четырех благородных истинах. Ответ. Это стержневое понятие в учении буддизма о человеческом страданий, о его причинах и путях искоренения;

б) О дефиниции понятия «Буда». Ответ. Это понятие на санскритском означает «Просветление»;

в) О настоящем имени Буды. Ответ. Основателя учения буддизма звали Сиддхарта Гаутама;

г) Произведение, где был систематизирован буддизм. Ответ: «Типитака» («Три корзины учений»);

д) Об одной из главных истин учения буддизма. Ответ: «Жизнь – это страдание»;

е) О сути человеческой жизни. Ответ. Это «Страдание»;

ж) О цели «Восьмеричного Благого пути». Ответ: достижение «Нирваны»;

з) О цели познания. Ответ: освобождение от страданий;

к) О «Срединном пути». Ответ. Это главная идея учения буддизма;

и) О первой заповеди буддизма. Ответ: «Жизнь есть страдание»;

л) О двух главных направлениях в буддизме. Ответ. Это Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница);

м) Об отличии буддизма от других мировых религий. Ответ: отсутствие идеи «Бога-творца» и понятия «О бессмертии души»;

По другим школам:

а) Об основателе учения «Джайнизм». Ответ: Махавира Вардхамане;

б) О дефиниции слова «Джина». Ответ. Означает победитель;

в) О «Чарваке-Локояте». Ответ. Эта школа была представителем материалистического направления в философии;

г) О первоначалах мира в учении «Чарвака-Локоята». Ответ. Это были Земля, Вода, Огонь и Воздух;

21. О некоторых понятиях, используемых в учениях философских школ:

а) Медитация – вхождение в состояние созерцания;

б) Аскетизм – действие, направленное на самоограничение и воздержание в удовлетворении потребностей «умерщвлением плоти» и отказом от земных благ, в целях достижения морального или религиозного идеала;

в) Нирвана – в философии буддизма достижение всех конечных целей, освобождение от страданий;

22.О Махатме Ганди. Ответ. Его звали Махандас Карашчандом, 1869-1948 гг., был лидером Индийского национально-освободительного движения. Основное учение «Гандизм» - достижение независимости мирными ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких масс.

Материал к теме № 3. Философия Древнего Китая

Цель лекции: изучитьисторию зарождения и развития китайской философской мысли, основные этапы ее генезиса, содержания ее онтологии, гносеологии и политико-этической направленности. Раскрыть специфику философской мысли Древнего Китая, особенности ее предметной сферы, исторические типы основных философских школ и направлений.

Основные вопросы

    Истоки, особенности и основные этапы генезиса Китайской философии.

    Понятия и термины, используемые в Китайской натурфилософии. Предметная сфера Китайской натурфилософии.

    Основные школы и направления Китайской философии, содержание их философской мысли.

Ключевые слова и понятия: Дао космический и нравственный принцип;Дэ – трансформироавнное Дао; «Дао дэ цзинь» - книга о Даосизме; Жэнь – «человеколюбие»; « И» моральные принципы совершенного человека; Инь-Ян в широком смысле противоположные силы, двойственность; «И-цзин» - «Книга перемен»- книга гадания; Ли ритуал, правило, церемониал; «Лунь юй» - книга учеников Конфуция о своем учителе«Беседы и суждения»; Чжи- мудрость, знание, ум, интеллект; Сяо- этический принцип конфуцианства;Тянь- Небо; «У син»- пять первоэлементов мироздания; «У- вэй» - «принцип недеяния»; Ци или Юаньци- «первоматерия»; Цзюнь-цзы- конфуцианский идеал человека; «Сяо» - сыновняя почтительность и отеческая забота; «Куань» - великодушие; «Ди» - уважение к старшим.«Жу» – определяет философию как науку, а также подразумевает ученых и образованных интеллигентов; Вэнь – культура, письменность и литература;Цзя – семья, семейный очаг.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Песочные тарталетки: пошаговый рецепт с фото Тарталетки приготовление теста Песочные тарталетки: пошаговый рецепт с фото Тарталетки приготовление теста Утиные окорочка «Дюшес Утиная грудка с яблоками, грушами, медом и пряностями – пошаговый рецепт с фото Утиные окорочка «Дюшес Утиная грудка с яблоками, грушами, медом и пряностями – пошаговый рецепт с фото Рассыпчатый рис в мультиварке – фото-рецепт Рассыпчатый рис в мультиварке – фото-рецепт