Достоверные хадисы про месяц раджаб. Раджаб – месяц Всевышнего. Намазы, совершаемые в месяц Раджаб

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Вопрос: Е с ть ли какое-либо особое достоинство соблюдения поста в месяц раджаб?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров!
Во-первых, раджаб – один из заповедных месяцев, о котором Аллах сказал:”Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36).
К числу этих заповедных месяцев относятся раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам.
Абу Бакра Нуфай’ бин аль-Харис передал, что однажды пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них - зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада санийа и ша’баном ” (Аль-Бухари, Муслим).

Эти месяцы названы заповедными по двум причинам:

1) Потому что в течение этих месяцев было запрещено воевать, если только не для отражения агрессии врага.
2) Потому что несправедливость и грехи в эти священные месяцы более тяжки, чем в другое время.

Поэтому Аллах запретил нам совершать прегрешения в эти месяцы, сказав: «и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36). Несмотря на то, что запрещено совершать грехи в любое время года, особенно тяжкими они являются именно в эти четыре месяца.
Абдуррахман ас-Саади (да будет милостив к нему Аллах) в своем тафсире пишет: «Согласно одному толкованию, местоимение (в них) в этом Откровении относится ко всем двенадцати месяцам. Всевышний разъяснил, что сделал эти месяцы временными промежутками для Своих рабов, дабы те повиновались Ему, благодарили Его за оказанную милость и остерегались несправедливых поступков. Согласно другому толкованию, это местоимение относится только к четырем заповедным месяцам, и поэтому совершать грехи и поступать во вред себе запрещается в течение всего года, особенно, в течение запретных месяцев. Они считаются самыми почитаемыми месяцами, и совершение грехов в них- особо тяжкое преступление».

Во-вторых , нет никаких достоверных хадисов, которые указывали бы на особое достоинство соблюдения поста в течение всего месяца раджаб или его части. То, как поступают некоторые люди, выделяя некоторые дни раджаба для поста, считая их лучше, чем другие дни, не имеет никакой основы в Шариате. Между тем, передается слабый хадис, в котором сообщается о желательности соблюдения поста в заповедные месяцы. Так, Абу Дауд привел в своем сборнике хадис, в котором пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд, 2428. Шейх аль-Албани назвал данный хадис слабым).

Даже если бы этот хадис был достоверным, то в нем лишь указывалось бы на желательность соблюдения поста в заповедные месяцы. Поэтому если бы человек постился в раджабе из-за данного хадиса, соблюдая пост и в другие заповедные месяцы, то в этом не было бы ничего предосудительного. Однако выделять лишь месяц раджаб для поста - неправильно.
Шейх аль-Ислам Ибн Теймиййа (да будет милостив к нему Аллах) в «Маджму аль-Фатава» (25/290) сказал: «Что касается соблюдения поста в месяц раджаб, то все хадисы на эту тему не только слабые, но на самом деле выдуманные. Ученые не опираются ни на один из них. Эти хадисы не могут быть отнесены к категории слабых хадисов, передающихся о достоинствах благих дел, поскольку большинство из них выдуманы и являются ложными. В «аль-Муснаде» и других сборниках хадисов передается хадис, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, велел поститься в заповедные месяцы - раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам – однако речь здесь идет о соблюдении поста во все эти месяцы, а не только в раджабе».
Ибн аь-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в раджабе и намазах, совершаемых в некоторые из его ночей, являются ложными и выдуманными» («Аль-Манар аль-Муниф», стр. 96).
Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Табйин аль-аджаб» (стр.11) пишет: [«Нет ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве довода о достоинстве месяца раджаб, соблюдении поста в течение всего этого месяца или его части, а также проведении какой-то особой ночи этого месяца в молитвах» .]
Шейха Ибн Усеймина (да будет милостив к нему Аллах) спросили и соблюдении поста 27 числа месяца раджаб и проведении этой ночи в молитвах. Он ответил: «Соблюдение поста 27 числа месяца раджаб и проведение этой ночи в молитвах является религиозным нововведением, а каждое религиозное нововведение – это заблуждение» («Маджму Фатава Ибн Усеймин, 20/440).

Дополнение к статье

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: “Кушайте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ”. Ибн Аби Шайба. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируауль-гъалиль” 957.
Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шайба, иснад также достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 958.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается желательности на выделение месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и даже лживыми, на которые ученые не опираются” . См. “Маджму’уль-фатауа” 25/290.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Нет ничего относительно достоинства месяца Раджаб, ни в соблюдении поста в нем, ни в выстаивании конкретной ночи для молитвы в нем достоверного хадиса, пригодного в качестве довода! И в этом утверждении меня опередил имам аль-Харауи, от которого это передается с достоверным иснадом. А также это передается и от других”. См. “Табйин аль-‘уджб” 11.
То же самое говорил и шейх Ибн аль-Къайим. См. “аль-Манар аль-муниф” 96.

Ибн Хаджар говорит: “Если же человек будет соблюдать пост (в Раджаб) просто, не делая его обязательным и не выделяя конкретные дни (из Раджаба) в которые он будет неуклонно поститься или выделять какие-то ночи, в которые он будет неуклонно выстаивать ночные молитвы, считая это Сунной, то нет в этом проблем. Если же выделять это или делать обязательным, то это порицаемо! И это подобно запрету в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь и в другие дни. И не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы, если вы не молитесь по ночам и в другие дни . ». Муслим”.

Этот вопрос про “желательность поста в месяц Раджаб” является спорным среди имамов, хоть мнение порицавших это и сильнее. Что же касается тех, кто считал желательным соблюдение поста, то они опирались не только на слабые хадисы о посте в месяц Раджаб, но и на то, что Раджаб – это один из четырех запертых месяцев, как сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца!» (аль-Маида 5: 2).
Ибн ‘Аббас сказал: “Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что грехи в эти месяцы хуже, а благие деяния и награда выше!” Ибн Абу Хатим в “ат-Тафсир” № 10000.
И они сказали, что пост также из наилучших видов благодеяний.
Также в качестве довода на желательность поста в Раджаб они опираются на хадис:
Сообщается, что Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постился в месяце ша’бан”. Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост». ан-Насаи 2357. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Они говорили, что в этом хадисе довод тому, что люди уделяли особое значение в посте месяца Раджаб и Рамадан, проявляя халатность в посте месяца Ша’бан. См. “аль-Мауахиб аль-джалиль” 2/408.
Однако эти слова можно понять и как указание пророком (мир ему и благословение Аллаха) на то, что люди возвеличивали в общем поклонением месяц Раджаб и Рамадан, и проявляли халатность к Ша’бану. Или же суть в том, что люди во времена джахилии выделяли и возвеличивали Раджаб, а мусульмане возвеличивали Рамадан.
Такой вот косвенный вывод некоторые имамы извлекали с этого хадиса.

Но как бы то ни было, мнение ученых считавших выделение поста в месяце Раджаб порицаемым, кажется сильным, если учитывать то, что нет ни одного прямого достоверного хадиса, в котором содержится указание на соблюдение поста в месяц Раджаб ни словами, ни поступком пророка (мир ему и благословение Аллаха), а к тому же наличие слов сподвижников, которые лучше других понимали религию, и порицали выделение поста в месяц Раджаб.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Передается ли особая награда за пост в месяце раджаб?

Хвала Аллаху.

Во-первых, месяц раджаб - один из запретных месяцев, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْراً فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . Запретные месяцы - это раджаб, зу-ль-ка‘ада, зу-ль-хиджа и мухаррам.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев. Четыре из них запретные: три приходят поочерёдно - зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам, а (четвёртый месяц) раджаб мударр, который находится между месяцами джумада и ша‘бан» .

Эти месяцы именуются запретными по двум причинам:


1. Из-за запрета сражений в эти месяцы, если только враг не нападет сам.

2. Из-за того, что нарушения и совершения запретного в эти месяцы серьезнее, чем в иные месяцы.

Поэтому Всевышний Аллах запретил грешить в эти месяцы:

فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . Несмотря на то, что совершение грехов и ослушание Аллаха запрещено во все месяцы года, в запретные месяцы этот запрет еще сильнее.

Ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

«„…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе“, есть вероятность, что местоимение „в них“ относится к двенадцати месяцам. Всевышний Аллах разъяснил, что Он сделал эти месяцы временными мерилами (промежутками) для рабов Своих, дабы они наполнили их подчинением Ему, благодарили Аллаха за Его милость и за предопределение этих месяцев в интересах рабов. Так пусть же люди остерегаются проявлять несправедливость в них к собственным душам.

Есть вероятность, что местоимение относится к четырем запретным месяцам, и что запрет чинить несправедливость в них особенный, несмотря на запрет несправедливости на протяжении всего времени. Но этот запрет усилен, так как несправедливость во время запретных месяцев серьезнее несправедливости в иное время» .

Во-вторых, что касается поста в месяце раджаб, то об особом достоинстве поста в этом месяце или об особом посте в этот месяц не передается ни одного достоверного хадиса.

И если некоторые люди выделяют дни этого месяца для особого поста, думая, что в этом есть особое достоинство (награда), то этому нет никакой основы в Шариате Аллаха.

От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается только хадис о том, что поститься в запретные месяцы желательно вообще, а раджаб - один из запретных месяцев. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Постись в запретные месяцы и оставляй (пост) » .

Этот хадис, если он достоверен, указывает на желательность поста в запретные месяцы вообще. И если кто-то станет поститься в месяц раджаб по этой причине и также будет поститься и в остальные запретные месяцы, то в этом нет греха. Но выделять постом только месяц раджаб, то - нет.

Шейх Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается особого поста в месяц раджаб, то все хадисы, пришедшие на эту тему, слабы и даже выдуманы. Ученые не опираются ни на одни из них. Эти хадисы не относятся к тем слабым хадисам, которые передается о достоинствах, напротив, большинство этих хадисов ложные и выдуманы…

В „аль-Муснаде“ и в других сборниках хадисов передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он велел поститься во время запретных месяцев, и это: раджаб, зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам. Но это пост во время этих четырех месяцев, а не особое выделение (постом) месяца раджаб» .

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в месяц раджаб и молитве в некоторые ночи этого месяца являются ложью и клеветой» .

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «По поводу достоинства месяца раджаб, поста в этом месяце или поста в течение некоторой части этого месяца, молитвы в определенные ночи этого месяца не передается ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве доказательства» .

Шейх Сайид Сабик, да помилует его Аллах, сказал: «Пост в месяц раджаб не имеет особого достоинства, превышающего награду поста в иные месяцы. Однако раджаб является запретным месяцем. В достоверной Сунне не передаются хадисы о достоинстве поста в этот месяц, но передаются такие предания, которые не могут служить доказательством в этом вопросе» .

Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопросе о посте в двадцать седьмой день месяца раджаб и ночной молитвы в двадцать седьмую ночь, и он ответил:

«Выделение постом и молитвой двадцать седьмую ночь и двадцать седьмой день месяца раджаб является нововведением, а каждое нововведение есть заблуждение» .

Коран. Сура «Покаяние» 9:36.

Значение слова «раджаб» особенное, оно состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «р» означает «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» – «джурмул ‘абди» (грехи слуг Аллаха) и «б» – «бирру Ллахи Та’аля» (добро Аллаха Всевышнего). И Аллах говорит (смысл): «О, слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром».

Раджаб не только начинает череду трех вышеназванных благословенных месяцев (раджаб, ша’бан, рамадан), но одновременно является еще и одним из четырех запретных месяцев (раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам), в которые Всевышний запретил войны и конфликты. Смотрители Каабы раньше держали ее открытой в течение всего месяца раджаб, с первого и до последнего дня, в знак особого почтения и уважения к этому священному месяцу. В другие месяцы они открывали Каабу только по понедельникам и пятницам. Они говорили, что раджаб – месяц Всевышнего, а этот Дом (Кааба) – Его Дом. Люди же – рабы Божьи, и потому мы не можем держать их вдали от Дома Аллаха в Месяц Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Помните, раджаб – месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен ». Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.

В хадисе сказано, что тот, кто постится хотя бы один день в месяце раджаб, войдет в Рай Фирдавс. Постящийся два дня получит двойную награду. Для того, кто будет поститься три дня, будет вырыт огромный ров, отделяющий его от адского огня. И ров будет настолько широким, что для пересечения его потребуется год. Тот, кто будет поститься в этот месяц четыре дня, будет защищен от сумасшествия, слоновой болезни и проказы. Постящийся в течение пяти дней будет защищен от наказания в могиле. Тот, кто постится шесть дней, будет вoскрeшeн в Судный день с лицом, сияющим ярче и прeкрaснee, чем пoлнaя луна. Пост длиною в семь дней Всевышний вознаградит закрытием перед ним дверей Ада.

Постящемуся в течение восьми дней Аллах откроет двери Рая. За пост в течение четырнадцати дней Он наградит чем-то настолько прекрасным, о чем не слышала ни одна живая душа. Тому же, кто будет поститься в течение пятнадцати дней раджаба, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасен и находишься в безопасности». Огромный саваб (вознаграждение) обещан и тем, кто постится весь месяц раджаб. Хадис, переданный Анасом ибн Маликом, гласит: «Поститесь в месяц раджаб, так как пост в этот месяц принимается Аллахом как особый вид покаяния ».

В эти месяцы мусульманину нужно искренне каяться во всех совершенных грехах, очищать свою душу от пороков и дурных мыслей, больше творить добра.

Во многих хадисах особенное значение уделяется посвящению ночей раджаба поклонению Аллаху, молитвам и зикру. Но самым хорошим и рекомендуемым деянием в месяце раджаб является совершение тавбу (покаяние). Говорят, что в месяце раджаб семена кидают в землю, то есть, человек кается. В ша’бане их поливают, то есть, человек после совершения тавбу совершает хорошие деяния. А в месяце рамадан собирают урожай, то есть, после покаяния и совершения благих дел человек очищается от грехов и достигает больших степеней совершенства.

Ночь Рагаиб

Ценна каждая ночь месяца раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг месяца раджаб также желательно поститься, а ночь после четверга, то есть, первую пятничную ночь месяца раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.

Слово «рагаиб» в переводе означает: «Надежда на прощение Аллаха, Его Милость к Своим рабам, а также исполнение просьб и молитв».

В этой ночи и в этом дне заключено столько мудрости, что мы и представить себе это не можем. Поэтому по возможности и в силу знаний каждого мусульманина, эту ночь необходимо проводить в богослужениях, нужно раскаиваться в допущенных грехах, просить прощения у Аллаха, возмещать пропущенные намазы, раздавать садака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (ду’а) за них.

Как-то наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил о достоинствах ибадата в месяц раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (мир ему и благословение), сказал, что не может поститься в течение всего месяца раджаб. Пророк (мир ему и благословение) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного раджаба».

Исра валь-Ми’радж

В ночь на 27 раджаба свершилось чудесное Вознесение и Небошествие нашего Пророка (мир ему и благословение) - Аль-Исра’ ва-ль-Ми‘радж. 27-го раджаба также желательно соблюдать пост.

В эту ночь Пророка (мир ему и благословение), спящего у Каабы, разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!». Открыв глаза, Пророк (мир ему и благословение) увидел ангелов Джабраила и Микаила в красивых белых одеяниях, расшитых золотом и жемчугом. Рядом с ними стояло красивое верховое животное, похожее на лошадь, но с крыльями. Это был Бурак. Пророк (мир ему и благословение) сел на Бурака и мгновенно перенесся (аль-Исра) на север. Они остановились, и ангел Джабраил повелел Мухаммаду (мир ему и благословение) совершить намаз, а после сообщил, что это земли Медины, куда он совершит хиджру (переселение). Следующую остановку они сделали у горы Тур (Синай), на которой находился пророк Муса (мир ему), когда с ним говорил Всевышний. Здесь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) опять помолился и перенесся в Бейт Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса (мир ему). Здесь наш Пророк (мир ему и благословение) снова вознес молитву Аллаху. Затем он перенесся в Иерусалим, к Храмовой горе. В Отдаленной мечети (Байт-уль-Мукаддас) Посланник Аллаха встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим (мир ему), Муса (мир ему) и Иса (мир ему), и совершил с ними джамаат-намаз (коллективную молитву в качестве имама – руководителя молитвы).

Выйдя из храма, он увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (аль-Ми’радж). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вознесся сначала к семи Небесам, а затем на такую высоту, на которую не возносился никто из сотворенных.

Аль-Исра валь-Ми’радж является особым почетом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

В Ми’радже Пророк (мир ему и благословение) увидел множество чудес, непостижимых для разума людей. Ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.

Пророк (мир ему и благословение) также увидел небесную аль-Каабу – обитаемый дом, Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое.

На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Аллахом без преград. В эту чудесную ночь Всевышний возложил на мусульман обязательный (фарз) ежедневный пятикратный намаз. Спустившись, Мухаммад (мир ему и благословение) сел на Бурака, и в тот же миг вернулся туда, где был разбужен.

Благословенные месяцы

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Месяц раджаб превосходит другие месяцы так же, как Коран превосходит речь людей. Превосходство месяца ша’бан по сравнению с другими месяцами такое же, как мое превосходство по сравнению с другими пророками. А превосходство рамадана равно превосходству Аллаха по сравнению с Его творениями ».

Месяц раджаб считается месяцем прощения и милости, ша’бан – очищения и одухотворения, а рамадан – приобретения благ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кроме обязательного поста в месяц рамадан, не постился ни в какие другие месяцы так много, как в рaджaб и ша’бан. Ибн Аббас передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Раджаб – месяц Аллаха, ша’бан – мой месяц, а рамад ан – месяц моей уммы (общины) ». Уже этот хадис объясняет особую значимость этих месяцев. Об особом уважении к ним говорит множество хадисов. Один из хадисов Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти) и защиты от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах». Согласно другому хадису, вознаграждение за добрые дела и поклонение (ибадат) и в то же время наказание мусульманина за совершенные в течение этих месяцев грехи увеличиваются в 70 раз.

Одним словом, три этих священных месяца (раджаб, ша’бан, рамадан) даны нам как Милость Всевышнего и как шанс настроить себя в эти месяцы на совершение добрых поступков, на покаяние в совершенных грехах.

В достоверном хадисе, переданном Хасаном, любимым внуком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), сказано: «В году есть четыре ночи, в которые Милость, Прощение, Щедрость, Благословение и Подарки Аллаха падают на землю, как дождь (в неограниченном количестве). И благословенны те, кто знают или узнают истинное значение и ценность таких ночей ». Речь идет о первой ночи месяца раджаб, 15-ой ночи ша’бана, ночи праздника разговения (Ураза-байрам) и ночи Курбан-байрам.

Поскольку в Исламе мы следуем лунному календарю, то и исчисление каждого дня начинается с захода солнца (с вечера). Таким образом, первая ночь раджаба – именно та ночь, когда раджаб только наступает, за ней следует первый день раджаба, 15-ая ночь ша’бана означает ночь с 14-ого на 15-ый день месяца, ночь в праздник рамадан означает ночь перед праздником Ураза-байрам, а ночь в Курбан-байрам означает ночь перед праздником жертвоприношения (ночь с 9 на 10 зуль-хиджа).

Люди, которые понимают и ценят великую значимость этих ночей, конечно же, проводят их в поклонении и покорности, в совершении благотворительных и прочих благих деяний, в намазах, ду’а и зикре. В такие особые ночи разумные люди прикладывают все усилия, чтобы Всевышний был ими доволен. Эти ночи дают возможность приблизиться к Аллаху. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто проводит первую ночь Ураза-байрама или Курбан-байрама в поклонении и послушании, сердце того не умрет даже тогда, когда умрут сердца других ».

Тех же, кто не способен воспользоваться такой возможностью, кто проводит жизнь в развлечениях и жажде наживы, можно только пожалеть, как жалел их в свое время Пророк (мир ему и благословение).

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Существует много хадисов, которые свидетельствуют о превосходстве Раджаба, но очень немногие из них являются достоверными. Мусульманские ученые, имамы и даия (те, кто занимаются призывом к исламу) должны предупредить мусульман о ложных и слабых хадисах, которые приписывались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Мусульманин должен стараться ни в коем случае не приписывать неверные или ложные изречения Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

На Ваш вопрос отвечает известный мусульманский ученый шейх Юсуф Аль-Карадави:

«О достоинствах месяца Раджаб в хадисах не передано ничего, кроме того, что это один из священных месяцев, который Всевышний Аллах упоминает в Коране:

«Четыре месяца из них - запретные» (Коран, 9:36).

Эти священные месяцы – Зуль-Къида, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб, и все они почитаемы.

Тем не менее, ни один достоверный хадис не свидетельствует о достоинствах Раджаба, кроме одного хадиса «хасан» («хорошего»), в котором сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) часто постился в Шаабан, а когда его спросили о причине, он ответил:

«Это месяц, которым люди пренебрегают, между Раджабом и Рамаданом».

Этот хадис указывает на то, что месяц Раджаб имеет свои достоинства. Тем не менее, хадис «Раджаб – это месяц Аллаха, Шаабан – это мой месяц, а Рамадан – это месяц моей уммы», является «мункар» («сфальсифицированным») и очень слабым, так что многие ученые считают его «мавду» («сфабрикованным»), а это означает, что он не имеет никакого религиозного или практического значения.

Существуют и некоторые другие хадисы о достоинствах Раджаба, которые свидетельствуют о награде за молитву или просьбах о прощении в определенное время. На самом деле все они являются выдуманными.

Одними из признаков ложности таких хадисов являются преувеличения, которые в них содержатся. В связи с этим ученые утверждают, что обещание большого вознаграждения за незначительные поступки или угрозы страшного наказания за совершение незначительных грехов указывают на то, что такие хадисы – выдуманные.

Примером этого является ложный хадис, приписываемый Пророку: «Кусок в желудке голодного человека лучше, чем строительство тысяч мечетей».

Ложность этого хадиса совершенно ясна, так как не логично, чтобы награда за кусок была больше, чем строительство тысяч мечетей.

Хадисы, повествующие о достоинствах Раджаба, являются именно такими, и ученые должны предупредить людей и привлечь их внимание к ложности таких сфабрикованных хадисов.

Муслим сообщил во введении к своей книге «Сахих Муслим», что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Тот, кто рассказывает хадис, зная, что он ложный, – один из лжецов».

Однако если человек не знает, что он на самом деле рассказывает сфабрикованный хадис, он должен узнавать хадисы из достоверных, хорошо известных книг. Кроме того, есть книги слабых и сфабрикованных хадисов, с которыми должны быть ознакомлены проповедники для того, чтобы рассказывать только правдивые хадисы. Ложные и слабые хадисы – это одни из самых опасных проблем в нашей исламской культуре, особенно если они легко распространяются среди людей посредством проповедей и книг.

Мы обязаны очищать нашу исламскую культуру от таких хадисов. Для этого мы должны воспользоваться трудами предыдущих ученых, которые сумели отличить достоверные хадисы от выдуманных.

Всевышний Аллах знает лучше.

8 571

Поистине, Всевышний Аллах является творцом всякой вещи — большой или малой, видимой для нас или скрытой от наших глаз. Всевышний Аллах также является творцом времени, в котором живем мы и другие творения. В соответствии со Своей безграничной мудростью Он установил для нас дни недели и месяцы в году.

В качестве милости к своим рабам Всевышний Аллах не сделал все эти дни недели и месяцы одинаковыми. Напротив, награда за некоторые виды поклонения в определенные дни недели и месяцы превышает поклонения, совершенные в другие времена. Награду за пятничную молитву можно получить только в пятницу, особую награду за пост и выстаивание ночных молитв можно получить только в месяце рамадан, а избавиться от всех своих грехов, совершив хадж, можно только в месяц зуль-хиджа.

Всевышний Аллах установил для своих рабов двенадцать месяцев, четыре из которых являются запретными.

Всевышний Аллах сказал:

إن عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهرا في كتاب الله يوم خلق

السماوات والأرض منها أربعة حرم ۚ ذلك الدين القيم ۚ فلا تظلموا

فيهن ۚ أنفسكم

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Св. Коран, 9:36).

Месяц раджаб является одним из этих четырех запретных месяцев. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«В году двенадцать месяцев. Четыре месяца из них являются запретными: зуль-ка’ада, зуль-хиджа и мухаррам — эти три месяца идут друг за другом. Четвертый запретный месяц раджаб Мудар приходит между месяцами джумада и ша’бан» (Бухари, Муслим).

Запретность этих четырех месяцов заключается в том, что грехи, совершенные в эти месяцы, являются более тяжкими, чем в другие месяцы.

Шейх Абдур-Рахман ас-Саади (да помилует его Аллах) в толковании вышеприведенного аята говорил:

«Эти месяцы являются наиболее почитаемыми, и в них мусульманам запрещается вступать в боевые действия и причинять вред самим себе. Согласно одному толкованию, местоимение «и посему не поступайте в них несправедливо» в этом откровении относится ко всем двенадцати месяцам. Всевышний разъяснил, что сделал эти месяцы временными промежутками для Своих рабов, дабы те повиновались Ему, благодарили Его за оказанную милость и остерегались несправедливых поступков. Согласно другому толкованию, это местоимение относится только к четырем запретным месяцам, и поэтому совершать грехи и поступать во вред себе запрещается в течение всего года, особенно в течение запретных месяцев. Они считаются самыми почитаемыми месяцами, и совершение грехов в них – особо тяжкое преступление» (Тафсир Саади).

Особые поклонения, совершаемые в месяце раджаб

Что же касается выделения месяца раджаб особыми поклонениями, как пост или выстаивание ночных молитв, то в отношении этого не имеется достоверных преданий от Пророка (мир ему и благословение). Мусульманину же не дозволено поклоняться Аллаху так, как этому не научил нас наш наилюбимейший Пророк (мир ему и благословение).

Выдающийся исламский ученый, известный многим как “повелитель правоверных в науке хадисов”, Хафиз ибн Хаджар (1395-1474 гг.), да помилует его Аллах, говорил:

«Не существует ни одного достоверного хадиса касательно достоинства месяца раджаб, соблюдения поста или выстаивания ночных молитв в этом месяце» (Табьин аль-Аджаб, стр. 11).

Шейхуль-ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) говорил:

«Все хадисы касательно достоинства поста в месяце раджаб являются не просто слабыми, но и выдуманными. Поэтому ученые не опираются ни на один из этих хадисов. Эти хадисы также не относятся к числу слабых хадисов, которые называют хадисами о награде за деяния (фадаиль) , т.к. все они являются выдуманными и ложными» (Маджму Фатава 290/25).

Ибн Каййим (да помилует его Аллах) говорил:

«Все хадисы о достоинстве поста в месяце раджаб и совершения ночных намазов в определенные дни этого месяца являются ложными и выдуманными» (Аль-Манар аль-Муниф).

Шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) говорил:

«Выделение месяца раджаб намазом рагаиб или празднованием 27-ой ночи месяца раджаб, полагая, что она является ночью переселения и вознесения Пророка (аль-Исра ва аль-Ми’радж), все это является нововведением и запретными деяниями. В шариате нет никакого довода в отношении этих поклонений, как на это указали авторитетные ученые» (Официальный сайт шейха).

Шейх Ибн Усаймин (да помилует его Аллах) говорил:

“Все хадисы, указывающие на достоинство молитвы и поста в месяце раджаб, являются очень слабыми. Более того, некоторые ученые сказали, что эти хадисы вымышленные и являются ложью на посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Поэтому никому не разрешается опираться на эти хадисы. Никому нельзя выделять какое-то особое внимание молитве и посту в месяце раджаб на основе этих хадисов. Все это не что иное, как нововведение. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: “Каждое нововведение является заблуждением, и каждое заблуждение в Огне”.

Что касается хадиса: “О Аллах, благослови нас в месяце раджаб и ша’бан и доведи нас до рамадана”, то он недостоверный, слабый. Не разрешается мусульманину говорить это дуа, ведь оно недостоверно” (

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Документарный аккредитив как форма международных расчётов Документарный аккредитив как форма международных расчётов Отчет об оценке квартиры: пример составления документа Отчет об оценке квартиры: пример составления документа Возможен ли договор займа векселем Возможен ли договор займа векселем