Дочь штефана чел маре стала стала прототипом елены премудрой. Господарь молдавской земли стефан великий Штефан король молдавии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КИШИНЕВ, 24 мая — Sputnik. Первая династическая связь между правящими семьями Великого княжества Московского и Молдавского княжества относится к XV веку, когда в 1483 году старший сын и наследник Ивана III Иван Иванович женился на дочери Штефана Великого Елене, которую в России стали называть Еленой Волошанкой.

Как сообщил известный российский историк Евгений Пчелов, Елена доводилась своему мужу троюродной сестрой, и генеалогические связи Елены Волошанки охватывали род Стефана Великого, династии московских и тверских Рюриковичей и литовскую династию Гедиминовичей.

Как многие знают, от брака Ивана Ивановича и Елены Стефановны родился сын Дмитрий.

"В феврале 1498 года Дмитрий Иванович был торжественно венчан на великое княжение Московское в Успенском соборе Московского Кремля шапкой Мономаха. Важно отметить, что это была первая коронационная церемония именно в этом храме и именно с применением этой знаменитой регалии — отсюда пошла вся дальнейшая традиция русских коронаций вплоть до коронации Николая II. Иван III, намеревался сделать внука Дмитрия наследником престола, но этим планам не удалось осуществиться", — подчеркнул историк.

По его словам, в апреле 1502 года на Елену Стефановну и ее сына была наложена опала, а новым наследником престола объявили Василия Ивановича, будущего Василия III, старшего сына Ивана III от его второго брака с Софьей Палеолог.

"Причиной резкого изменения династической ситуации были, конечно, не только интриги Софьи Палеолог. Елену Стефановну обвинили в связях с еретиками. Елену и Дмитрия заточили в тюрьму, где они и умерли — Елена в январе 1505 года, а ее сын в феврале 1509 года. В Московском Кремле сохранились их захоронения. Дмитрий погребен в Архангельском соборе рядом с отцом, а Елена Стефановна была похоронена в Вознесенском монастыре, но ее останки в 1929 году перед разрушением этой обители перенесли в подвальную палату Архангельского собора", — пишет Пчелов в своем труде, посвященном русско-молдавским отношениям.

Он добавил, что Елена Волошанка, пребывая на Руси, заказала соткать пелену. Теперь пелена Елены Волошанки хранится в Историческом музее в Москве. На ней изображен крестный ход в Московском Кремле на Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года. Среди персонажей, сопровождающих икону Богоматери, присутствуют Иван III, его внук Дмитрий, сын Василий, Софья Палеолог, а также, по всей видимости, и сама Елена Волошанка.

Брак Елены Стефановны отозвался в русской генеалогии еще одной интересной связью. К ее брату Ивану (в документах той поры — Иван Вечин — ред.) предание возводит происхождение дворянского рода Рахманиновых, давшего России и миру великого композитора.

Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в

Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка — дочь молдавского господаря Штефана чел Маре и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена Волошанка была женой старшего сына Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве — княгиня тверская.

Венчание Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

Родилась Елена Волошанка примерно в 1464 или 1466 году в Сучаве.

В 1479 году Штефан чел Маре начал переговоры о заключении брака между своей дочерью и наследником Московского престола Иваном Ивановичем.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича — Ивана Ивановича Молодого. Великий князь Московский Иван III отправил в Сучаву послов просить руки княжны Елены для Ивана Молодого.

В Молдову прибыл посланник князя, Андрей Плещеев, с многочисленной свитой московских бояр и с полномочием совершить обручение по доверенности. После торжеств и пиров Елена через Польшу отправилась в Москву. Штефан чел Маре поручил сопроводить ее трех бояр: Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями.

Княжна Елена прибыла в Москву в Филипповский (Рождественский) пост. Молодая княжна была доставлена в монастырь, где она познакомилась со своим женихом. Венчание было совершено 12 января 1483 года. Вскоре, 10 октября того же года, Елена родила сына Дмитрия.

Елена Волошанка

Счастье ее казалось обеспеченным. Она была любимицей государя Ивана, своего свекра, который после рождения внука Дмитрия, увидев продолжение династии, был очень благосклонным к Елене. В Москве Елену называли «Волошанка».

Придворные интриги серьезно затронули не только положение княжны Елены, но и ее судьбу. Великий князь Иван к старости женился на Софии Палеолог (византийского императорского рода, дочь последнего деспота Пелопоннеса).

В этом браке родился сын Василий. София Палеолог начала плести интриги с целью устранения от наследования престола Ивана Молодого, супруга Елены.

7 марта 1490 года Иван Молодой умер, возможно, в результате отравления врачом, прибывшим из Венеции для ухода за ним. С этого времени София Палеолог начала активные действия, чтобы обеспечить наследование престола своему сыну Василию.

Таким образом, развязался кризис московской династии 1497 -1502 гг.

София готовит заговор, замыслив не только убийство сына своей соперницы, но и, предположительно, совершить государственный переворот, свергнуть с престола великого князя Ивана III по причине его старости и неспособности управлять государством.

Заговор был раскрыт, и всем его участникам было определено в наказание заключение в монастыри.

Коронование князя Дмитрия, сына Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

4 февраля 1498 года в Успенском соборе с большой пышностью состоялось коронование 15-летнего князя Дмитрия с участием митрополитов и архиереев, бояр и членов царствующей семьи. Иван III Великий благословил своего внука Дмитрия, князя Владимирского, Московского и Новгородского.

Радость Елены была столь велика, что в ее мастерской золотыми и серебряными нитями было соткано полотно «Церковная церемония», которое должно было увековечить торжественный акт 1498 года. Спустя два месяца оно было готово и установлено в Успенском соборе. Это первая светская картина в России.

Заключение в тюрьму Елены Волошанки и князя Дмитрия

Но через четыре года Софии удалось одержать победу, убедив Ивана III, что невестка хочет его убить, чтобы поскорее увидеть своего сына великим князем Московским.

Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 г. приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму и объявил своего сына Василия наследником престола.

Конфликт между Иваном III и Штефаном чел Маре по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Штефан чел Маре зная о том, что происходит с его дочерью, просит у литовского князя свободного проезда для своих послов в Москву и получает дружеский ответ:

«… если на этот раз захочет отправить послов к своему свату, великому князю Ивану Васильевичу, чтобы убедиться в добром здравии своей дочери, великой княгини, и своего внука, мы дадим его послам свободный проход через нашу страну в Москву и оттуда обратно на родину».

Но в июле 1504 году Штефан чел Маре умирает, и вместе с ним гаснет и последняя надежда его дочери на спасение.

Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

Княжна Елена скончалась в тюрьме 18 января 1505 года и была похоронена в Вознесенском монастыре.
Сын Елены, Дмитрий, умер в тюрьме 14 февраля в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский народ сохранил память о Елене Волошанке, увековечив её в образе Елены Премудрой в народных сказках.

Наследие Елены Волошанки

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены Волошанки возник и памятник древнерусского художественного шитья — пелена, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.

В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

Повторение...

Древнейшую запись украинской народной песни подал в своей грамматике чешский языковед Ян Благослав в 1571 году: «Дунаю, Дунаю, чему смутен течеш?». Поется в той балладе о Стефане-воеводе, который командует ротой волохов — так называли предков современных румын и молдаван. Девушка просит его, чтобы взял ее под венец. Стефан отвечает, что не может, потому что она низкого происхождения. Девушка в отчаянии бросается в Дунай.

Но воевода ее спасает:

Ніхто не доплинул красную дівоньку,

Доплинул дівоньку Стефан-воєвода,

І узял дівоньку за білу ї ручку:

— Дівонько, душенько, миленька ми будеш.

Историки сходятся в том, что воспетый в старинной украинской балладе Стефан-воевода — правитель Молдавского княжества господарь Стефан III, еще при жизни названный Великим (1433-1504). В его государстве, которое охватывало нынешние территории восточной Румынии и Молдову, официальным языком в XVII ст. был русский — то есть староукраинский. «Милостію Божією, ми, Стефан-воєвода, господар Землі Молдавскої, cвідомо чиним із сим нашим листом, каждому доброму, хто коли на нем узрить або єго чтучи услишить…» — начинал свои грамоты Стефан Великий. При нем около трети населения Молдавии составляли русины-украинцы. Первые Евангелия на староукраинском языке, Путнянское и Гуморское, появились в Молдавии при Стефане. Он предоставил привилегии львовским купцам для торговли в Молдавском княжестве и помогал деньгами церквям и монастырям в Галицкой Руси.

Молдавия до середины XIX в. была одним из трех отдельных княжеств, из которых возникла нынешняя Румыния, вместе с расположенной на юге Валахией и на западе Семигородом — Трансильванией. Все три государства заселял тот самый народ, который разговаривал на одном языке. Иностранцы называли его «волохами», а они сами себя «румынами».

Господарем Молдавии Стефан стал 555 лет назад — 14 апреля 1457-го. Власть отобрал силой у своего дяди Петра Арона. Тот получил престол, отравив своего брата — Стефанова отца, господаря Богдана II. Стефан ушел из Молдавии к господарю волохов Владу Цепешу — тому самому, с которого Брем Стокер слепил образ вампира Дракулы. Стефан попросил у него военной помощи. В 1457 году он возглавил шеститысячное войско волохов и двинул на молдавскую столицу Сучаву, что на севере нынешней Румынии. К нему быстро присоединились молдаване. 12 апреля Стефан нанес Петру Аарону первое поражение, а через два дня окончательно разгромил. Соперник бежал в соседнюю Польшу. С молдавскими аристократами-боярами, недовольными новым господарем, Стефан не панькался. После одной из битв, например, «казнил за измену или за недобросовестное выполнение военных задач сразу 20 важных бояр, которым отсекли голову, и 40 бояр мелких, которых всех посадили на кол», — пишет современный румынский историк.

«Был этот Стефан не так велик ростом, гневен и быстр к пролитию невинной крови: многократно на пирах убивал людей без суда, — пишет молдавский летописец Григоре Уреке. — Несмотря на это, был человеком быстрого ума, не ленивым, знал свое дело — находился там, где никто и не подумал бы. Мастер в деле войн, где было нужно, кидался сам в бой, чтобы войско не бежало с поля боя и чтобы ему помочь». А воевал Стефан Великий за 47 лет своего правления Молдавией много и успешно — против Османской империи, Венгрии, Польши. Построил и укрепил крепости вдоль границ своей страны. В частности, Хотинскую и Белгородскую крепости в нынешних Черновицкой и Одесской областях. Молдавский флот появился именно при Стефане, плавал в Геную и Венецию.

Укрепившись на молдавском престоле, Стефан с 1470 года перестал платить дань турецкому султану, которую каждый год обязался отдавать Стамбулу его предшественник Петр Арон. А когда союзник турок татарский хан совершил набег на Молдавию, господарь разбил его войско. Взял в плен ханского сына. Казнил и его, и всю делегацию, которую хан прислал для выкупа. Молдавского выскочку должен был проучить военачальник султана Сулейман-паша. Собрав 120 тысячное войско, он двинулся на Молдавию. Стефан мог противопоставить лишь 40-тысячную армию. Выиграть с ней открытый бой было невозможно, поэтому господарь выбрал тактику выжженной земли.

Отступая в глубь своей страны, молдаване все за собой уничтожали. Прятались в лесах и неожиданно нападали на османские отряды. Копали ямы, в которых турецкие лошади ломали ноги, сбрасывая всадников. Подойдя 10 января 1475 года к Сучаве, турки встретили неожиданное сопротивление молдавского войска. Разбив его передовые отряды, паша уже готовился войти в город. Вдруг из леса выскочил Стефан со своими основными силами. Через несколько часов османское войско было разгромлено. «Самое большое бедствие, которое обрушилось на наши головы за всю эпоху ислама», — так назвал эту битву турецкий летописец. А Стефан уже через две недели расписал в письмах к западным монархам, что турок можно побеждать даже малыми силами. Просил помочь отразить следующие нападения — ведь, понятное дело, султан не снесет такого позора.

«Он самый достойный того, чтобы передать ему руководство и командование совместными силами христиан против неверных турок», — писал о Стефане Великом польский летописец Ян Длугош. А Папа Сикст IV назвал молдавского правителя «защитником Христовым». Но европейские монархи с помощью к нему не пришли, когда турки вскоре снова атаковали Молдавию.

Господарь придерживался своей тактики: надоедливая партизанщина, засады и нападения. Из-за нехватки продовольствия турки вернулись домой, так и не проучив мятежного господаря.

В 1484 году турки и татары все-таки захватили причерноморские земли Молдавского княжества — нынешнюю южную Одесчину — с крепостями Белгород и Килия. Это сильно ударило по молдавской торговле, Молдавия с тех пор навсегда потеряла выход к Черному морю. Без всякой поддержки извне Стефану все труднее было противостоять туркам. Поэтому в 1503-м, за год до смерти, господарь подписывает соглашение с султаном Баязидом II. Тот гарантирует Молдавии независимость, а Стефан соглашается платить формальную дань. Господарь фактически выкупил у Баязида право делать, что хочет. Но не успел. В конце жизни он заболел подагрой. Господарю отрезали ногу. Он умер на 72-м году жизни. «Стефана-воеводу похоронила страна с большим сожалением и плачем в Путнянском монастыре, который он сам построил, — пишет Григоре Уреке. — Жаль было так, что все плакали за ним, словно за своим отцом».

церкви и монастыря основал правитель Молдавского княжества Стефан Великий. Строил новый храм после каждой выигранной битвы — благодарил тем Бога за победу. В 1992-м Румынская православная церковь канонизировала Стефана. Теперь его полный титул звучит так: господарь Стефан Великий и Святой.

Трижды был женат

Первой женой Стефана Великого была Евдокия — дочь киевского князя Семена Олельковича. После ее смерти, в 1467-м, Стефан женился на Марии, греческой княжне из крымского городка Мангуп. Она умерла в 1477-м. Третья жена — Мария Войкица, дочь господаря Валахии Раду Красивого. Войкица пережила своего мужа. Умерла в 1511 году.

У Стефана Великого было восьмеро детей — три дочери и пятеро сыновей. И еще, как утверждают историки, по меньшей мере восьмеро внебрачных. Его преемником на молдавском престоле стал сын Богдан. Стефан назвал его в честь своего убитого отца.

Княгиня Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, была дочерью молдавского господаря (князя) Стефана III Великого. «Волошанка» означало буквально «молдаванка». Матерью ее была киевская княжна Евдокия Олельковна, выданная замуж за границу для укрепления дипломатического союза Руси и Молдавского княжества.

Межгосударственный союз

Родилась Елена Стефановна приблизительно в 1464 году. О детстве и воспитании княжны сведений очень мало. В 1480-х годах Молдавскому княжеству стали угрожать турки. Стефан III обратился за помощью к московскому князю Ивану III.

Для закрепления договоренности между ними дочь молдавского князя выдали замуж за сына Ивана III. За этим отпрыском государя закрепилось прозвище Иван Молодой. Свадьбу сыграли в 1483-ем. От Ивана Молодого молдавская княжна родила сына Дмитрия. Супруг Елены Стефановны оказался слаб здоровьем и через 7 лет после заключения брака умер.

История с приданым

С Еленой Волошанкой и второй супругой князя Ивана III Софьей Палеолог связана одна некрасивая история. Через год после венчания своего сына Иван III решил подарить невестке жемчужное приданое редкой красоты. Раньше оно принадлежало Марии Борисовне, первой супруге Ивана III. Женщина умерла – предположительно, была отравлена - в совсем юном возрасте (25 лет).

После нее осталось богатое приданое, которое вдовец и решил подарить Елене Волошанке. Но оказалось, что Софья Палеолог уже подарила его своей племяннице. Она сделала это, не спросив разрешения у супруга. Князь рассвирепел, отобрал подарок у племянницы жены. Этот случай положил начало тайной вражде между Еленой Волошанкой и Софьей Палеолог.

Соперничество княгинь

В 1497 году Иван III объявил своим наследником сына Елены, Дмитрия. Мать престолонаследника оказалась очень активной женщиной. Елена участвовала в придворных интригах, а также приняла учение еретиков - жидовствующих, которые выступали против феодальной знати. Софья Палеолог, мечтавшая видеть наследником престола своего сына, воспользовалась ситуацией и нашептала мужу о тайных пристрастиях Елены.

В результате этих интриг Дмитрий потерял право наследовать престол. Оно перешло к сыну Софьи, Василию. Князь и Елена Волошанка были арестованы. В 1505 году невестка московского князя умерла в тюрьме (вероятно, была убита). Между отцом Елены и Иваном III разгорелась ссора. В итоге державные мужи помирились, и смерть Елены Стефановны была забыта. На первое место князья ставили политические интересы.

Елена Премудрая и Прекрасная

Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках Елена Стефановна стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант – Премудрой). Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы. Ее супруг - Иван Молодой, умерший от неизвестной болезни (говорят, что был отравлен Софией Палеолог), стал прообразом Ивана Царевича.

Как и герой сказки, Иван Молодой буквально привез себе суженую из-за тридевяти земель, из Молдавского княжества.А русский народ сложил красивую сказку о любви Елены Прекрасной и Ивана Царевича, о братьях-соперниках и Сером волке.

Большинство исследователей, когда речь заходит о достоинствах Штефана III Великого, отмечают словесный портрет, сделанный Гр. Уреке, упуская из виду другие качества великого молдавского воеводы. Молдавское народное творчество дополняет этот образ, изображая не только Штефана Господаря, Штефана Воина, но и Штефана Человека - рассудительного, мудрого, дальновидного: «Штефан воевода был человеком невысокого роста, с быстрым взглядом, вспыльчивый во гневе, большой смелости в войне, но и очень рассудительный, одолевая супостатов не только войсками, но и расчетливым умением...

Насколько был суровым во время войны, настолько мягкосердечным и справедливым был в мирное время». Упускается, что Штефан был очень набожным человеком: все годы правления он глубоко почитал и благочестиво поминал своих предков. Так, в грамоте, подписанной в Сучаве 9 июля 1466 года, Штефан III, Господарь Земли Молдавской постановил: «Яко да утвердим и укрепим наш монастир от Побрате, идеже ест храм святого отца нашего Николы... и учиним есмо за душу и за спасение светопочившаго дида нашего старого Александра воеводи (=Александра Доброго), и за душу и за спасение матери нашей Мария... и за душу и за спасение усих святопочившых предков нашых, дали и подтвердили тому святому монастиру от Побрате, да имеют на каждый год от нас по десять бочкы вина и два мажи рыбы, една мажа морун а другая от коропина (=карп), и половина камен воску от Красного Торгу (= Тыргул Фрумос), и усы бербеницы (=бочонки) меду от десетину що будет от селах их людый у Ботне, и озеро от устья Быка и с усимы гырлами, и пасика Давидова на Бицы, и против устиа Быка на Днистри да учинет соби две сетникы».

Во времена своего беспримерного правления Штефан Благочестивый преподнес не только многочисленные дары и богатые пожертвования «за душу и спасение святопочивших» его ближних. По его поручению был установлен надгробный камень - композиция из белого мрамора с каймою, обрамляющей надпись (на славянском языке): «Се есть гроб рабы Божия Олте, матери господина Ио Стефана воеводы, иже и престави се в лето 6973 (=1465) ноемвриа 4».

По воле господаря был установлен надгробный камень на могиле митрополита Теоктиста с надписью: «Благочестивый господарь Земли Молдавской Ио Стефан воевода, сын Богдана воевода, оукраси гроб сей отцоу нашему митрополиту Сучавскому преосвященному кир Феоктисту иже престави ся в лето 6986 (=1478) месеца ноемвриа 18». Надгробными камнями - произведениями искусства того времени, содержащими схожие надписи «Благочестивый и Христолюбивый Ио Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской», украсил «гроб се своему предеду Ио Роману воеводе, господарю Земли Молдавской», «гроб се деду своему Ио Богдану воеводе, брата Александра воеводы», «гроб се своему предеду, старому Богдану воеводе» - Богдану I, основателю Страны Молдавской, «гроб се своего предеда Ио Лацка воеводы», «гроб се своему предеду, Ио Стефану воеводе (Штефану I) иже поби угры на Хиндове...».

Тем же благочестивым почитанием предков и родителей пронизана надпись на фронтоне церкви в Борзешть, воздвигнутой Штефаном III Великим и сыном его Александром в период между июлем 1493 года и октябрем 1494 года. Надпись-посвящение, свидетельствующая о том, что сей святой храм был воздвигнут Штефаном III Великим и сыном его Александром «за моление и поминание святопочивших их дедов и родителей», подтверждает устную традицию о том, что Штефан, сын Богдана II и внук Александра Доброго, родился в Борзешть, что на реке Тротуш, которая до слияния с Сиретом протекает через цинуты Путна и Бакэу.

Акты Господарской канцелярии Молдовы, а также Анонимная летопись (до недавнего времени называемая «Быстрицкой») Страны Молдавской свидетельствуют о том, что Штефан III был женат три раза. Из вышеупомянутой Летописи узнаем, что «в лето 6970 (1463 г.) июля прият Стефан воевода себе господжда княгиня Еудокия от Киева, сестра Семена царе». Речь идет о сестре киевского князя Симиона Олельковича.

Княгиня, ставшая государыней Молдовы, впервые засвидетельствована 9 июля 1466 года в упомянутой уже господарской грамоте, в которой говорится также о том, что Штефан III преподнес множество пожертвований монастырю Побрата, в том числе «за душу и за здравие нашего господства, и за душу и за здравие кнегины господства ми Овдотиа...» Овдотия-Евдокия умерла в 1467 году. Из той же Летописи узнаем, что «В лето 6980 (1472) месеца септемврия 14 прият Стефан воевода себе госпожда княгине Марие из Мангопа» (княжества на юго-западе Крыма). Но и эта женитьба не была продолжительной - Мария из Мангопа умерла 19 декабря 1477 года и была погребена в монастыре Путна.

Третья супруга Штефана Воеводы была пленницей. Разбив в 1473 году валашскую (мунтянскую) армию и завоевав Бухарест, изгнав унгровалашского господаря Раду Красивого, Штефан III захватил казну Унгровлахии (Валахии или, по-другому, Мунтении), вернулся в Молдову, взяв в плен супругу этого валашского господаря и его дочь - Марию (Войкицу). «Позволив ей подрасти», Штефан сочетался с этой Марией браком, вероятно, в 1478 году, так как в одной из грамот, 9.03.1479 года, уже упоминается Богдан-Влад - плод этой женитьбы. Мария скончалась в 1511 году и так же была захоронена в монастыре Путна.

Итак, констатируем, что Штефан III Великий , воевода и господарь всей Земли Молдавской, уважал традицию государей тех времен - брать себе жен из княжеских или королевских семей: одна из них Евдокия - княгиня русско-украинского происхождения, другая - из византийского рода, Мария из Мангопа, третья - валашка (мунтянка), Мария из Валахии.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Безопасное поведение на водоемах Сообщение безопасность на водоемах Безопасное поведение на водоемах Сообщение безопасность на водоемах Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Как лечить атопический, пеленочный и контактный дерматит у грудничка Как лечить атопический, пеленочный и контактный дерматит у грудничка