Блоки управления электродвигателями постоянного тока. Система управления электродвигателями

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Система управления электродвигателем необходима для регулировки скорости двигателя, так же современные системы управления электродвигателем содержат и систему защиты электродвигателя для избегания аварийной работы.

Так же осуществляет управление мощностью электродвигателя.

Виду устройств управления:

Управление шаговым двигателем.

Как практически любое электротехническое оборудование которое предлагает наша компания, имеет различные системы управления электродвигателем и шаговый двигатель.

Устройство управления ШД в основном разделяются на:

Контроллер шагового двигателя.

Драйвер шагового двигателя.

Имеют принципиально различаются и об этом нужно знать и понимать эти различия.

Драйверы шаговых двигателей.

Драйвер шагового двигателя –устройство управления электродвигателем, представляющее собой силовую часть, управляемую по стандартному интерфейсу STEP/DIR. Драйвер удобно использовать в случае, если разрабатывается собственная система управления шаговым приводом, на выходе которой будут присутствовать управляющие импульсные сигналы, а так же для замены существующих устройств управления. Интерфейс STEP/DIR является стандартом. Драйвер может осуществлять управление биполярным шаговым двигателем, а так же униполярным.

Контроллеры шаговых двигателей

Контроллер шагового двигателя — устройство управления электродвигателем, которое представляет собой более сложные устройство, в основе контроллера лежит процессор (системное ядро). Наши контроллеры позволяют решить многие задачи: управление шаговым двигателем от ПК или ПЛК, управление по последовательному интерфейсу от стороннего контроллера, объединение нескольких изделий в одну сеть с управлением от одного устройства, работа в автономном режиме по заданному алгоритму, управление по аналоговому входу и так далее.

Контроллер может осуществлять управление биполярным шаговым двигателем, а так же униполярным.

Если говорить на простом языке, это лишь инструмент для управления, а контроллер осуществляет управление.

Можно рассмотреть на примере обычного включения/выключения света, то драйвер это выключатель. Контроллер же является рукой который этот выключатель включает/выключает).

Параметры для подбора устройства управления (УУ) очень просты.

Главный параметр это ток, причем ток может чуть превышать ток двигателя но никак не должен быть меньше.

Второй параметр это напряжение питания. Все зависит от того какое напряжение на двигателе и какой к нему может подойти источник питания

Система управления электродвигателем постоянного тока.

Управление электродвигателем постоянного тока реализовано на печатных платах.

Система управления электродвигателем позволяет:
реализовать регулятор скорости вращения двигателя постоянного тока со стабилизацией оборотов по противо-ЭДС или энкодеру (стабилизатор оборотов коллекторного двигателя);
управлять скоростью двигателя и направлением вращения: по интерфейсу RS-485 или с помощью логических сигналов «Старт/стоп», «Вперед/назад» и аналогового сигнала «Скорость вращения» (управление двигателем постоянного тока с ШИМ);
обрабатывать сигналы концевых выключателей для остановки вращения;
ограничивать момент на валу двигателя;
получать по интерфейсу RS-485 реальную скорость вращения двигателя;
осуществить настройку ПИД-регулятора скорости вращения двигателя;
Блок AWD-10 имеет защиту от электромагнитных помех, коротких замыканий нагрузки, защиту от замыкания каждого провода двигателя на общий и питающий провод.
С блоком управления двигателем поставляется программное обеспечение для ПК, позволяющее запрограммировать коэффициенты ПИД-регулятора и проверить работоспособность блока во всех режимах.

  • Осуществить управление мощностью электродвигателя.

Примеры использования:

1. Цифровое управление электродвигателем постоянного тока со стабилизацией скорости вращения по сигналу противо-ЭДС. Управление скоростью вращения электродвигателя и направлением вращения с помощью интерфейса RS485. Применяется в микропроцессорных системах управления промышленным оборудованием.
2. Автономная схема управления двигателем со стабилизацией скорости вращения по сигналу противо-ЭДС. Управление скоростью вращения двигателя постоянного тока и направлением вращения с помощью логических сигналов «Вперед/Назад» и аналогового сигнала «Скорость вращения». Применяется в блоках управления коллекторными двигателями: подача сварочной проволоки, перемещение узлов и механизмов с заданием скорости, привод двигателей стеклоподъемников.
3. Электронный блок управления двигателем с использование импульсного энкодера. Управление скоростью и направлением вращения мотора с помощью логических сигналов «Вперед/Назад» или через интерфейс RS485. Применяется в системах, требующих большого диапазона регулировки скоростей (до 1:500) или высокой точности поддержания скорости вращения: привод телекамер, управление медицинским оборудованием, исследовательские стенды.
4. Регулятор двигателя по сигналу от аналогового тахогенератора (регулятор оборотов двигателя постоянного тока). Может использоваться для замены устаревших блоков управления коллекторными двигателями постоянного тока. Позволяет уменьшить погрешность стабилизации скорости вращения по сравнению с использованием противо-ЭДС двигателя.
4. Управление положением механизма, по аналоговому сигналу обратной связи. В этом режиме требуемое положение задается аналоговым сигналом или по интерфейсу RS485, а механизм должен иметь аналоговый датчик положения. Применяется в отрезных и раскройных станках, рулевых машинках моделей и самолетов, промышленном сварочном и литейном оборудовании, исследовательских стендах.
5. Стабилизация момента на валу двигателя с одновременным ограничением скорости вращения (система стабилизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока). Применяется для управления двигателем бормашины, управления двигателем шпинделя станков и др.

Управление электродвигателем постоянного тока имеет малые габариты и огромный функционал.

Управление асинхронным электродвигателем.

В состав входят четыре основных элемента:

1) Выпрямитель (Он формирует пульсирующее напряжение постоянного тока при его подключении к одно/трехфазной питающей электросети переменного тока. Выпрямители бывают двух основных типов - управляемые и неуправляемые)

2) Промежуточная цепь (преобразующая напряжение выпрямителя в постоянный ток, стабилизирующая или сглаживающая пульсирующее напряжение постоянного тока и подающая его на инвертор, преобразующая неизменное напряжение постоянного тока выпрямителя в изменяющееся напряжение переменного тока.)

3) Инвертор, который формирует частоту напряжения электродвигателя. Некоторые инверторы могут также конвертировать неизменное напряжение постоянного тока в изменяющееся напряжение переменного тока.

4) Электронная схема управления, которая посылает сигналы в выпрямитель, промежуточную цепь и инвертор и получает сигналы от данных элементов. Построение управляемых элементов зависит от конструкции конкретного преобразователя частоты.

Метод управления (в зависимости от оборудования)

Существуют со скалярным и векторным управлением, которые, в сущности, воплощают в себе две основные задачи, решаемые преобразователями частоты – управление моментом и скоростью вращения двигателя.

Скалярное управление асинхронным электродвигателем наиболее распространено и максимально удовлетворяет требованиям таких механизмов, как насосы, вентиляторы, компрессоры, а также таких, для которых важно поддерживать скорость вращения или какой-либо технологический параметр. Метод довольно прост, но имеет небольшой диапазон регулирования скорости и требует установки дополнительных датчиков для реализации управления по скорости и моменту.

Разнообразие векторных вариантов управления асинхронных электродвигателей впечатляет, но может быть условно разделено на две большие подгруппы: управление по вектору тока (довольно простой метод, присущий абсолютному большинству преобразователей) и управление по вектору напряжения. Касательно второго метода: как известно, напряжение пропорционально моменту, что позволяет без дополнительных пересчетов получить управление последней характеристикой. Все остальные методы, по большому счету, являются их дополнением, каждый производитель совершенствует по своему усмотрению расчеты и измерения таких показателей, как индуктивность, намагниченность, вектор электромагнитного поля и т.д.

Н. ШУКОВ, г. Гомель, Беларусь

Бытовые швейные машины нередко электрифицируют, устанавливая коллекторный двигатель МШ-2, питаемый от сети переменного тока 220 В, 50 Гц. Управление этим двигателем с помощью штатной педали ненадежно, кроме того, ее не всегда удается приобрести. В предлагаемой конструкции применена самодельная педаль, снабженная оптическим датчиком положения, причем резкое нажатие на нее вызывает форсированный разгон двигателя. Заданная педалью частота вращения не изменяется под характерной для швейных машин переменной нагрузкой на вал двигателя. Имеется возможность ограничить максимальную частоту, причем порог ограничения можно регулировать в процессе шитья.

Схема блока управления (без силовых узлов) изображена на рис. 1.



Датчиком частоты вращения вала двигателя служит оптрон с открытым оптическим каналом U1, сигналы которого усиливают и формируют транзистор VT1 и триггер Шмитта DD1.1. Как показано на рис. 2,



На корпусе 1 электродвигателя закреплена винтом 2 небольшая плата. Установленный на ней оптрон 3 входит в специально просверленное отверстие корпуса 1. Оптическое окно оптрона должно находиться на расстоянии 1 ...2 мм от насаженной на вал 5 крыльчатки вентилятора 4. На обращенную к оптрону поверхность крыльчатки нанесена маска (см. рис. 2, вид А на деталь4).

Ее рисуют черной и белой красками. Можно также, зачернив поверхность, наклеить на нее полоски фольги. Корректировкой положения оптрона относительно крыльчатки и подборкой номинала резистора R3 добиваются максимального размаха импульсов на коллекторе транзистора VT1 при вращении вала двигателя.

Всего на маске 16 светлых секторов, в результате за один оборот вала на вход одновибратора DD2.1 поступают 16 импульсов. В ответ на каждый из них однови братор генерирует импульс фиксированной амплитуды и длительности, поэтому постоянная составляющая напряжения на выходе одновибратора пропорциональна частоте вращения. Усиленная и отфильтрованная каскадом на ОУ DA4 постоянная составляющая служит сигналом обратной связи в системе стабилизации частоты вращения. Крутизну зависимости напряжения от частоты устанавливают подстроечным резистором R12.

Конструкция педали показана на рис. 3.

Ее подвижная часть 2 и неподвижное основание 1 соединены пружиной 3, противодействующей нажатию. Оптрон 4 (U2 аналогичный U1, см. рис. 1) размещен на основании 1. В зависимости от расстояния от оптрона 4 до отражателя 5, установленного на подвижной части 2, изменяется количество излученного светодиодом оптрона 4 света, вернувшегося к чувствительной поверхности его фототранзистора. В результате изменяется ток фототранзистора. Каскад на микросхеме DA1 преобразует ток в напряжение. Номинал резистора R7 выбран таким, что полному ходу педали соответствует изменение напряжения на выходе DA1 от 0 приблизительно до -8 В.

ОУ DA2 - элемент сравнения и усилитель сигнала ошибки системы стабилизации. На его входы поступают сигналы, пропорциональные скорости вращения и положению педали, а выходное напряжение через диод VD5 подано на вход 3 ОУ DA3, служащего компаратором.

Вход 3 компоратора соединен с генератором пилообразного напряжения, состоящего из диодного мостаVD1-VD4 и каскада на транзисторе VT2.

На мост подано пониженное до 6 вольт сетевое напряжение. В моменты перехода сетевого напряжения через ноль, когда все диоды моста закрыты, а транзистор VT2 открыт током, текущим через резистор R6, конденсатор С1 заряжается почти до напряжения питания. В остальную часть каждого полупериода мгновенное значение сетевого напряжения отличается от нуля, поэтому выпрямленное мостом положительное напряжение, поступая на базу транзистора VT2, удерживает последний в закрытом состоянии. Конденсатор С1 разряжается через резистор R10. Подборкой номинала этого резистора добиваются, чтобы напряжение на конденсаторе не опускалось ниже приблизительно 0,2 В. Иначе вал двигателя будет продолжать вращаться и при отпущенной педали.

Спады импульсов на выходе DA3 совпадают с моментами переходов сетевого напряжения через ноль, а положение фронтов на оси времени зависит от напряжения на выходе ОУ DA2. Через диод VD6 и резистор R25 импульсы поступают на базу транзистора VT4, в коллекторной цепи которого находятся светодиод оптотиристора U3.1 и ограничительный резистор R28.

На рис. 4 показана схема силовой части блока управления, нумерация ее элементов продолжает начатую на рис. 1.



Тиристор U3.2 в диагонали моста VD8 открывается в каждом полупериоде с началом светового импульса, создаваемого светодиодом U3.1. На электродвигатель Ml, включенный во вторую диагональ моста VD8, поступает сетевое напряжение. Тем, что открывающий тиристор световой импульс продолжается до конца полупериода, предотвращают преждевременные (до окончания полупериода) закрывания тиристора из-за свойственных коллекторным двигателям кратковременных нарушений контакта в щеточном узле.

Вернемся к рис. 1. Кроме узлов, рассмотренных выше, в устройстве имеется ограничитель среднего значения напряжения, подаваемого на двигатель. Ограничитель состоит из одновибратора DD2.2 и транзисторного ключа VT3. Спад каждого управляющего импульса (совпадающий по времени с нулевым мгновенным значением сетевого напряжения) запускает одновибратор DD2.2, импульсы которого открывают транзистор VT3. В результате транзистор VT4, а с ним и оптотиристор U3 не могут открыться, пока импульс одновибратора не закончится. За счет этого среднее напряжение на двигателе не может превысить значения, зависящего от положения движка переменного резистора R24.

Практика показала, что нередко при слишком низком пороге ограничения двигатель не может стартовать под нагрузкой, хотя нормально работает после предварительного разгона. В связи с этим обстоятельством предусмотрен узел принудительного отключения ограничителя, собранный на ОУ DA5. Пока напряжение на выводе 6 DA4, пропорциональное частоте вращения, по абсолютной величине меньше порога, установленного подстроечным резистором R20, напряжение на выходе DA5 - отрицательное, диод VD7 закрыт и низкий логический уровень напряжения на входе R одновибратора DD2.2 запрещает работу последнего, позволяя двигателю уверенно стартовать. С ростом частоты вращения низкий уровень на входе R DD2.2 сменяется высоким, разрешая работу одновибратора.

Блок можно питать от любого стабилизированного источника с выходными напряжениями +9 и -9 В, способного отдавать ток не менее 100 мА по цепи положительного напряжения и 30 мА - отрицательного. Переменное напряжение 6 В подают на диодный мост VD1- VD4 от отдельной вторичной обмотки сетевого трансформатора. Если такой обмотки нет, можно воспользоваться дополнительным понижающим трансформатором, дающим нужное напряжение.

В блоке использованы постоянные резисторы МЛТ, переменный R24 - СП-1; подстроечные R12, R20 - СПО-0,15. Конденсаторы С1, С3, С5 - металлопленочные, С7 - МБГЧ, оксидные С2, С4, С6 - К50-35. Транзисторы КТ502В можно заменить на КТ502А, КТ502Д, КТ502Е, КТ361Б, КТ361В, КТ361Г, а КТ503В - на КТ503А, КТ503Д, КТ503Е, КТ315Б, КТ315В, КТ315Г. Вместо микросхемы К564АГ1 подойдет ее зарубежный аналог CD4098B, вместо КР140УД608 - К140УД6, К140УД7, КР140УД708. Диодный мост КЦ405Б можно заменить на КЦ402А, КЦ403А, КЦ403Б, КЦ403В, диоды КД509А - на КД503А, КД510А, КД518А.

Ненагруженный двигатель МШ-2 при номинальном питающем напряжении может развить очень высокую скорость (до 20000 об/мин). Поэтому желательно, чтобы во время налаживания блока управления двигатель был механически нагружен приводом швейной машины, работающей вхолостую (без ткани и ниток). Для швейных машин большинства типов максимальная частота вращения вала двигателя в этих условиях - приблизительно 3000 об/мин, что соответствует частоте повторения импульсов одновибратора DD2. 1800 Гц.

Длительность этих импульсов должна составлять 0,8 мс. Если при максимальной частоте вращения вала двигателя входит в насыщение ОУ DA4, длительность нужно уменьшить. Ее корректируют подборкой номинала резистора R16. Длительность импульсов одновибратора DD2.2 должна с помощью переменного резистора R24 изменяться в интервале 2...6 мс.

Нажав на педаль до упора и перемещая движок подстроечного резистора R12 слева (по схеме) направо, установите его в положение, начиная с которого частота вращения вала двигателя уменьшается. Подстроечный резистор R20 регулируют по наиболее уверенному пуску двигателя под нагрузкой.

Если налаживать блок управления приходится с ненагруженным двигателем, обороты последнего можно уменьшить до необходимых 3000 с-1 с помощью переменного резистора R24, при необходимости временно изменив номиналы его и резистора R22.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Чабрец — лечебные свойства и противопоказания богородской травы Бухарестский мирный договор (1812 г Бухарестский мирный договор (1812 г Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Полеты первых космонавтов Возвращение на Землю Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было. Полеты первых космонавтов Возвращение на Землю