Что значит "жить по-христиански" на самом деле? Храм и жизнь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу Пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе, – в Богообщении, вначале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутри нас, свидетельство о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском Богоугождении, с полным самоотвержением и ненавидением всего, тому противного.

Так, когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни: и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански. Духа не угашайте, заповедует апостол: Духом пламенейте; Господу служите .

Ясно, что холодное исполнение уставов Церкви, регулярность в делах, установляемая расчетливым рассудком, исправность, степенность и честность в поведении еще не суть решительные указатели, что качествует в нас истинно христианская жизнь. Все это хорошо, но коль скоро не носит в себе духа жизни о Христе Иисусе, не имеет никакой пред Богом цены. Такого рода дела будут тогда как бы бездушные истуканы. И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь? Так и тут. Эта добропорядочность поведения больше всего может вводить в обольщение. Истинное его значение зависит от внутренних расположений. Как, удерживаясь внешне от дел греховных, можно питать к ним привязанность или соуслаждение в сердце, так равно делая дела правые внешне, можно не иметь к ним расположения сердечного. Только истинная ревность и добро хочет совершить во всей полноте и чистоте, и преследует до малейших его оттенков. Первого ищет она, как насущного хлеба, с последним поступает, как с врагом смертельным.

Дело благочестия и Богообщения есть дело многотрудное и многоболезненное, особенно на первых порах. Где взять силы, чтобы поднять этот труд? При помощи благодати Божией в одушевленной ревности. Купец, воин, судья, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем поддерживают они себя в трудах своих?

Воодушевлением и любовью к своему делу. Не иным чем можно поддержать себя и на пути благочестия. А без сего мы будем находить в служении Богу темность, тяготу, скуку, вялость. Богоугождение ревностное есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас духу. Ясно, что без ревности христианин – плохой христианин, – вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден, – и жизнь такая не жизнь. Итак, верное свидетельство о жизни христианской есть огонь деятельной ревности о Богоугождении. Как же возжигается этот огонь? Такая ревность производится действием благодати, но не без участия свободной нашей воли. О ниспослании благодати должно молиться и надо быть готовым принять ее. Дух Божий, сходя в сердце, начинает действовать в нем не снедающею только, но вседействующею ревностию.

«С утра до вечера. Как жить по-христиански» – это духовный подсказ для тех, кто заботится о собственной душе. В книге говорится о том, как нужно молиться дома и в храме, как вести себя в трудных обстоятельствах и в успешные периоды жизни; как относиться к родителям и правильно воспитывать детей, как помнить и любить тех, кто уже не с нами. Книга дает основы для сознательного отношения к богослужению и Таинствам Церкви, а также правила внешнего поведения в храме, в обращении с духовенством и прихожанами и многое другое. Рекомендации, содержащиеся в книге, подкрепляются цитатами из Священного Писания, наставлениями святых отцов и учителей Церкви.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги С утра до вечера. Как жить по-христиански (М. А. Дубровина, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

О чем следует помнить в течение дня

«Н еобходимее всех подвигов – молитва. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника – беспредельной к нам любви и благости Божией», – наставляет преподобный Никодим Свято горец.

Вот почему нам нужно постараться выработать в себе навык молитвы не только утром, но и в течение всего дня, особенно перед трудными и ответственными делами. Очень важно помолиться Господу перед началом любого сложного дела, перед серьезным разговором, перед тем, как воспользоваться транспортом, и т. д.

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17). Поэтому получить Божие благословение, как и всякий дар Божий, можно только молитвой. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; †2006) назидает: «Приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее будет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением».

Если молитвенная практика укоренится в нашей жизни, то мы поймем, как душеполезно жить в атмосфере молитвы.

Житейское попечение

Человеку в земной жизни необходимы кров, одежда, пища и другие вещи, поэтому нужно и добывать их, и думать об этом. Святитель Феофан Затворник (†1894) наставляет:

«В заботе житейской ничего нет грешного. Так Бог благоволил устроить нашу жизнь. Но к этому безгрешному враг, подкравшись, прививает грешное – это непрестанную заботу, которая и голову тяготит, и сердце гложет. Против этой болезни направлены все наставления Спасителя о непопечении: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Не то сие значит, чтоб ничего не делать, а то, чтобы, все делая, не томились излишнею заботою…

Многозаботливость грешна тем, что все хочет сама устроить и добыть без Бога; тем, что после того научает опираться надеждою на добытое и на прочие способы свои исключительно без Божия Промышления, а чрез то и другое настраивает житейские блага почитать главной целью и настоящую жизнь – конечной, не простирая помышлений о будущей жизни. Видите, какой дух богоборный движется в этой многозаботливости!»

Все наши житейские дела мы должны стараться делать как бы для Самого Господа, то есть от души, по чистой совести, с удовольствием, не допуская в них никакой медленности и нерадения. Священное Писание учит: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

В «Завещании отеческом» писатель-самоучка, мудрый крестьянин Иван Тихонович Посошков (†1726) пишет: «Работай всею правдою без лености и лукавства, – не день к вечеру гони, а дело к концу приводи… С товарищами-работниками живи мирно, не спорь, и если обидят чем – терпи. Сказано в Писании: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22)… Без воли Божией никто тебе не повредит, только ты сам будь Божиим человеком, живи во всем по-Божии, ни на кого, даже на врага своего не ропщи и помни, что нищета и богатство – все от Господа… Сохрани тебя Бог делать и говорить, как делают и говорят люди недобросовестные: “Лишь бы с рук дело сошло”, – а старайся все делать по совести, как перед Богом… А если твой хозяин иной раз обидит тебя чем, не гневайся и не только людям, но и Богу не жалуйся на него… Говори сам себе: “За грехи мои Бог послал мне такого хозяина или товарищей, надо терпеть”. За такое твое терпение, за твое незлобие и кротость Бог тебя не оставит и выведет тебя из твоей нужды – не твоим смышлением, а Своим Божественным Промышлением, и не только наделит тебя здешним земным богатством, но не лишит тебя и будущего Царствия Небесного».

Господь сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), поэтому, если наши дела идут успешно, не надо гордиться этим и приписывать успех своим собственным силам и умению.

Если дело, которым мы должны заниматься, трудно и требует особенного терпения, то, по слову митрополита Григория (Постникова), «не будь малодушен, не ленись, не досадуй, не предавайся гневу, нетерпеливости, ропоту и т. п., помогай себе каким-нибудь назидательным пением, тайной молитвой, возвышением сердца к Господу Богу в кратких каких-либо молитвенных воздыханиях к Нему… Такие упражнения помогают держать душу в соединении с Богом, отгоняют от нее всякое зло, укрепляют ее в добре и поддерживают телесные силы».

Святитель Феофан Затворник учит: «Избери несколько коротеньких молитовок или прямо возьми двадцать четыре молитовки Златоустовы и часто повторяй их с соответственными мыслями и чувствами. По мере навыка будет просветляться голова памятью Божией и согреваться сердце».

Из кратких молитв святые отцы рекомендуют такие: молитва мытаря «Боже, милостив буди мне грешному» (см.: Лк. 18, 13) или «Боже, очисти мя грешнаго», а также «Господи, помилуй». Святитель Игнатий (Брянчанинов) превосходнейшей из всех кратких молитв считает молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Преподобный Аристоклий (†1918), старец Афонский и Московский чудотворец (мощи его почивают в московском храме великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой, на Афонском подворье), наставляет непрестанно молитвенно призывать Пресвятую Богородицу: «Идешь ли работать или что делаешь, говори: “Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим”. И так всегда призывай Матерь Божию, а еще: “Богородице, не презри мя, требующего Твоея помощи и Твоего заступления” – или иначе, как умеешь, – только призывай».


Ярославская икона Божией Матери


Известный старец архимандрит Кирилл (Павлов) говорит: «Чтобы были успешными наши дела, мы всегда должны просить Божия благословения и никакого дела не начинать без молитвы; при неудачах же не будем предаваться малодушию и унынию, но с терпением станем уповать на милость Божию, продолжая свои труды и занятия. И Господь, взирая на нашу покорность Его воле, увенчает наши усилия желанным успехом. Получая же от Господа довольство в телесных благах, не станем к ним привязываться, а, напротив, будем всегда помнить заповедь Божию: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33), – и будете сынами Царствия».

Христианское делание, или Путь к добродетели

Занимаясь своими обычными делами, попадая в суету мира, не нужно забывать о своих христианских обязанностях, так как они возложены на нас Господом.

Прежде всего мы должны возлюбить Господа. А любить Бога – значит стараться узнавать Его волю, удаляться от всего, что противно Господу, и с радостью, усердно делать то, что приятно Ему.

Апостол Лука говорит, как следует нам возлюбить Господа: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

Праведный Иоанн Кронштадтский так толкует эти евангельские слова: «Любить Бога всем сердцем – значит не иметь ни к чему пристрастия и отдать все сердце Господу Богу, творя во всем волю Его, а не свою; всею душою, то есть весь ум иметь всегда в Боге, все сердце утверждать в Нем и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостию, то есть любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота и глубина, ни меч (см.: Рим. 8, 35, 39); всею мыслию, то есть всегда, думать о Боге, о Его благости, долготерпении, святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых».

У святителя Василия Великого читаем: «Какие признаки любви к Богу? Сам Господь научил нас этому, сказав: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Господь говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). И меру этой любви Господь Сам определил: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

По слову блаженного Феофилакта Болгарского (XII век), Сам Спаситель «показывает нам кратчайший путь к добродетели: поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим».

Значит, если мы хотим себе благополучия, то будем ближнему желать того же.

Если же от грубого обращения ближнего мы рассердимся, – не будем ничего говорить, пока не пройдет гнев.

Нам приятно, когда помогают; будем стараться помогать ближним во всем, особенно в духовной нужде.

Нам неприятно, когда о нас отзываются плохо, разглашают наши недостатки и пороки, обходятся грубо и оскорбляют нас, – и сами не будем этого делать.

Не будем осуждать. Среди верующих грех осуждения ближних очень распространен, и нужно добавить, что мы обсуждаем и осуждаем людей с удовольствием. А иногда осуждение превращается даже в развлечение, особенно когда мы собираемся со своими друзьями и знакомыми, чтобы «почесать языком». Такое времяпрепровождение – дело почти обыденное и повсеместное, а то, что оно греховно и разрушительно для души, никто и не вспоминает. Когда мы кого-то осуждаем, мы забываем заповедь Господню: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). О грехе осуждения святые отцы говорили, что, глядя на грехи других, мы перестаем замечать собственные.

Не будем клеветать и от других слушать осуждение и сплетни. Клевета – дело диавольское. Из житий святителя Григория Акрагантийского (VII век), преподобного Стефана Исповедника (IX век), из Достопамятных сказаний об отшельнике авве Никоне и др. нам известно, что клеветники могут быть наказаны беснованием.

В жизнеописании святителя Григория Неокесарийского (III век) читаем. В юности, обучаясь в Александрийском училище, он отличался необыкновенной скромностью и девственной чистотой. Его любили и уважали как товарищи, так и наставники. Но не по сердцу было его доброе поведение распутникам и завистникам. Они решили опозорить его и подкупили падшую женщину оклеветать невинного. На глазах у многих она подошла к святому Григорию и потребовала плату за грех, который он якобы сделал с нею. От стыда он потупил взор и только краснел. Блудница продолжала кричать, требуя денег. И тогда святитель Григорий попросил друзей заплатить ей. Те отдали деньги. Лишь только клеветница взяла их, тотчас на нее напал бес. Она упала на землю, страшно кричала, скрежетала зубами, испуская пену, так, что все пришли в ужас. Бес мучил ее до тех пор, пока святой Григорий не помолился о ней. Только тогда она получила исцеление.

Святитель Тихон Задонский (†1783) сравнивает клеветника с человеком, зараженным ужасной смертельной болезнью. «Моровою язвою зараженный повреждает того, кто с ним сообщается; клеветник повреждает того, кто слушает его клевету. От зараженного человека язва переходит к другому, от другого к третьему, от третьего к четвертому, и так ко всем людям, если не остерегутся; так и от клеветника – один услышит клевету и другому скажет, другой – третьему, третий – четвертому, и так все слышат и повреждаются клеветою… – говорит святитель Тихон. – Клеветник вредит и тому, на кого клевещет: ибо языком своим уязвляет его, как мечом. Вредит и себе: ибо тяжко грешит. Вредит и тем, которые слушают клевету его: ибо подает причину им к клевете и осуждению и таким образом приводит и их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится… Христианин! Берегись клеветника, как моровою язвою зараженного человека бережешься, иначе и сам от него заразишься и погибнешь. Берегись и сам испытывать людские грехи, да не будешь судить и клеветать на ближнего твоего. Испытывай и познавай свои грехи и очищай их истинным покаянием и верою. Сие бо есть христианское дело, к которому ты позван от Христа».

А вот ситуация из современной жизни: при нас ведут грязный разговор о хорошем человеке, и мы понимаем, что это клевета, но при этом или молча слушаем, или поддакиваем, таким образом, участвуем в страшном грехе. Если мы не в силах устоять от клеветы, то надо просить об этом Господа: «Избави мя от клеветы человеческия (Пс. 118, 134) – не от того только, чтобы люди не клеветали на меня, но чтобы и мне не клеветать на других!»

О том, как нам нужно вести себя по отношению друг к другу и беречь доброе чувство к окружающим, говорит архимандрит Кирилл (Павлов): «Прости ближнему оскорбления, воздержись от нанесения обид, от раздражения, от гнева и т. д. Не будем слушаться диавола, научающего нас держать в душе зло на ближнего, но будем в простоте сердца прощать ближнему обиды, причиняемые им тоже по наущению диавола. Никто да не мыслит зла друг на друга, никто да не увлекается злой подозрительностью относительно брата своего, ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь».

Как не согрешать в различных жизненных обстоятельствах

«Человекам, во время земной жизни их, даются различные положения, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). – Все эти положения не случайные; их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий, с тем чтобы каждый человек в положении, в которое он поставлен, исполняя волю Божию, изработал свое спасение».

Жизненные обстоятельства, в которых мы пребываем, положение в обществе, которое мы занимаем, у всех разные. Но все это не без воли Божией или Божия попущения, поэтому всегда, в любых ситуациях будем стараться поступать праведно и благочестиво. В этом нам помогут простые и весьма утешительные духовные рекомендации митрополита Григория (Постникова):

«Когда ты счастлив, все идет в жизни по твоему желанию; тогда от всей души благодари за все Господа Бога и крайне берегись оставаться неблагодарным Ему. Пользуясь земным благосостоянием, не привязывайся к нему сердцем: твое сердце должно быть привязано только ко Господу Богу. Никогда не забывай Его слов: Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26)…

Если постигнет тебя какое-нибудь несчастье, никогда не предавайся неумеренной скорби, страху, ропоту или отчаянию: всякое из земных бедствий Премудрый и Всеблагий Владыка посылает нам к нашей пользе. Если ты чувствуешь себя в чем-нибудь виновным, то представь себе Господа Иисуса Христа на Кресте, пострадавшего за тебя несравненно больше, чем ты можешь страдать, – пострадавшего совершенно невинно, без малейшего ропота и неудовольствия, и убедись, что заслужил гораздо большее несчастье. Если же при постигшем тебя несчастье чувствуешь себя невинным, то всем сердцем благодари Бога за то, что Он этим несчастьем желает сохранить тебя от чего-либо гибельного для спасения души твоей. Ибо постоянная радость делает душу легкомысленной, надменной и непостоянной; при всегдашнем счастье все мы весьма легко предаемся тщеславию, гордости, сладострастию… Говори: “Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воле Твоей”.

Если ты богат, то никогда не думай, что богатством твоим ты обязан себе, своей сметливости и деятельности. Твердо помни слова Духа Божия, что только Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (1 Цар. 2, 7), и потому не гордись своим богатством, но будь смирен, считай его Божиим даром и усердно благодари за него Господа Бога, но не прилепляйся к богатству своим сердцем, чтобы ты не сделался рабом своего богатства. Держи в отношении к нему свое сердце так, чтобы тебе спокойно можно было обходиться и без него, как скоро Господу Богу угодно будет отнять его у тебя…

Если ты беден, то переноси свою бедность благодушно. Благодушно неси эту тяжесть до тех пор, пока Господу Богу угодно будет снять ее с тебя, – неси ее, если Ему угодно, до самой смерти. Будь всегда бодр, не скорби, не ропщи, особенно не унывай и не употребляй каких-либо неправильных, противных воле Божией средств к избавлению себя от бедности. Непрестанно помни… что Господь ни делает с нами – делает для того, чтобы облегчить нам наше спасение. Помни, что Господь Бог никогда не наложит на тебя тяжести больше той, которую можешь нести. Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Помни и то, что Он всегда при тебе, чтобы оказать Свою помощь. Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20)…

Если при твоей бедности подавляют тебя еще какие-нибудь другие тягости, то не теряй духа и здесь, а утешай себя святыми мыслями. Например, тебя ненавидят, презирают? Думай: “Что за беда! Мой Господь и Спаситель был Бог, но ненавидели и Его, презирали и Его”. Тебя теснят, обижают? Думай: “Что за беда! Кого больше всех теснили и обижали, как не Самого Господа!” Думай еще: “Если кого-нибудь не презирают и не унижают, то как он будет упражняться в смирении? Если кого не оскорбляют, то как он научится смирению? Если кого не оскорбляют, то как он научится терпению, кротости и другим подобным добродетелям христианским?”

Когда тебя хвалят, будь крайне осмотрителен, потому что тогда ты в опасном положении: можешь впасть в гордость, тщеславие, беспечность или в иное пагубное обольщение. Чтобы не случилось с тобой этого, старайся смотреть на сделанную тебе похвалу с недоверчивостью, а если хвалят в глаза, лучше всего приличным образом прерви разговор и обрати речь на другой предмет. Твердо помни, что достойное в тебе похвалы не твое, а Божие и Бог дал тебе расположение, способность, силы, желание и случай приобрести нечто достойное похвалы и, следовательно, не тебе принадлежит слава за это, а Богу.

Когда усматриваешь в себе нечто достойное похвалы и чувствуешь в себе желание рассказать о том другим, старайся истребить в себе это желание представлением, что из-за похвалы человеческой соделаешь себя недостойным похвалы от Бога, потому что получаешь награду от людей. Помни весьма важные слова Господа: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6, 26).

Когда увидишь, что многие жадно ищут своего счастья в чувственных благах и удовольствиях, в неге, в роскоши и выдают это за мудрость; когда увидишь, что многие для своего земного счастья употребляют всякую ложь и всякий обман, защищают ненависть, мстительность и другие страсти, а отказ от удовлетворения чувственных удовольствий считают за глупость, тогда нам должно твердо помнить в сердце своем и говорить, как учили апостолы: “Мы – христиане, нам должно жить по закону Хрис тову”. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2), а закон Христов требует, чтобы мы плоть свою распинали с ее страстьми и похотьми (см.: Гал. 5, 24), отвергнув ложь, говорили истину каждый ближнему своему (Еф. 4, 25), всякое же мщение предоставляли Господу Богу, сказавшему: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19)».

Еще раз не преминем обратиться к совету крестьянина Ивана Посошкова: «Если обедняешь, сын мой, и не в силах будешь сам себя пропитать, то и тогда не унывай, не отчаивайся и никакого неправедного дела не касайся, с негодными людьми знакомства не заводи, а возложи надежду свою на Бога».

Вот так надо стараться поступать, если мы хотим жить по-христиански и достигнуть спасения.

- «Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется, какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину»?

Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное - тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах - редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания любая молитва «не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие ».

Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия и без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, когда о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи, обряды и предписания, когда не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся, но опять спокойно продолжаем жить по-прежнему, то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама исповедь – не покаяние с решимостью не повторять этих грехов, а лишь отчет о проделанных грехах, если Причастие – обычай. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в котором, по Отцам, наше спасение? Потому и остаемся без плода.

Слово свящ. Иоанна Привалова в неделю Крестопоклонную
Свято-Сретенский храм с.Заостровье
Дорогие братья и сестры!

Сегодня третья неделя Великого поста, которая называется Крестопоклонной. В этот день мы слышим Евангелие от Марка (8:34-9:1), где Христос обращается к каждому христианину: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Слова эти мы слышали и раньше. Наверное, когда-то они для нас были колющими, ранящими, тревожащими, но потом, как это часто бывает, мы смогли их так оградить в своей памяти и в своем сознании, что они перестали нас покалывать, ранить и тревожить. Слова эти, конечно, «взрывчатые». И то, что говорит Христос, Он говорит не для того, чтобы устроить скандал среди слушателей. В этом упрекнуть Его совершенно невозможно, хотя это не значит, что вокруг Него не было скандалов.


Христос предлагает нам идти за Ним. И в этом особенность именно христианства как той формы духовной жизни, которая есть на земле. Христианство, как никакая другая религия, предлагает нам сосредоточиться на Боге, Который открывается как Личность, конкретно на Сыне Божьем, ставшем Сыном Человеческим. Жить по-христиански - это значит жить в общении со Христом. Надо сказать, что когда-то христианство пришло в мировую историю и в мировую религию как взрыв, потому что христианство в строгом смысле не является религией, потому что формы, ритуалы и обряды, которые, конечно, есть в нашей жизни, тем не менее, не могут и не должны играть главного, первенствующего, определяющего значения. Главным является наше общение со Христом. В истории произошло очень много подмен, и сегодня для многих людей просто удивительно, как, в каком смысле христианство не является религией, если они видят, прежде всего, культ, если видят те или иные ритуалы, обряды, иногда людей, свирепо отстаивающих совершение тех или иных обрядов. Но по сути своей, изначально, христианство - это новая жизнь, жизнь в полноте, в избытке, и этот избыток находится во Христе, и этот избыток Он раздает своим ученикам. Условием может быть только одно - быть в общении со Христом. И, оказывается, это труднее всего. Легче исполнять какие-то заведенные обряды, ритуалы, легче регулярно посещать храм, легче становиться на молитву несколько раз в день, чем пребывать в общении с живым Христом. Потому что это означает беспрерывное пробуждение самого себя, необходимость каждый раз заново отвечать на вопрос ы: «Где сегодня Господь в моей жизни? Что именно Господь предлагает сейчас моему вниманию?».

Господь говорит о Себе, что Он - Путь, Истина и Жизнь. Интересно, что слово «Путь» здесь стоит на первом месте. Что предлагает нам Христос? Он предлагает Себя как путь, Он предлагает Себя как выход, Он предлагает Себя как путь нашей жизни. Но мы живем в мире, отпавшем от Бога, поэтому так трудно быть сосредоточенным на Христе. Что значит мир, отпавший от Бога? Это мир, который выбрал самого себя как источник и цель жизни. В этом смысле преодоление грехопадения выражается в том, чтобы перенести свое внимание на Бога, на Творца жизни, на Источник жизни. Это естественно, это понятно, но это и трудно , потому что все мы, рожденные в этом мире, заражены эгоцентризмом. Мы часто говорим: вот этот человек - эгоист, а этот человек - альтруист, он себя не щадит ради других людей. Братья и сестры, мы не все эгоисты, но мы все эгоцентристы, и не может быть такого лекарства на земле, чтобы освободиться от эгоцентризма. Эгоцентризм преодолевается только лишь одним способом - любовью. Если человек любит и если эта любовь подлинная, настоящая, то тогда человек перерастает самого себя и интерес к другому в нём превышает интерес к самому себе. Это и Господь понимал, когда говорил: « Возлюби ближнего как самого себя». И в этом была уже тоже новизна. Любить другого как самого себя - это уже что-то значило. Всегда понималось, что любовь к себе достаточно естественна, и этому учить людей не надо. Это естественно, и так себя все любят. А вот любить другого как самого себя - это уже что-то значило. Христос же довел это до предела. Он говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас!» К врагу относиться с благоговением, с любовью - это, конечно, не может человек земной, это может лишь тот, кто находится в общении со Христом. Это только силой Господней любви можно так посмотреть на врага и улыбнуться ему. Посмотреть на него и благословить его, посмотреть и принять его в глубину и полноту личного общения.

Я говорил сегодня - быть в общении со Христом труднее всего. Идти за Христом труднее всего. И оказывается, что все силы этого мира, зараженного эгоцентризмом, восстают и внутри нас, и вокруг нас, и удержать свое внимание на Христе крайне сложно. Иногда почти невозможно. Можно до предела собрать свои силы в кулак и дать себе такой приказ: «Буду в общении со Христом, несмотря ни на что!» Это важно, это нужно, но этого недостаточно, потому что нас спасает Божья сила и Божья любовь. И наша сосредоточенность на Христе, идущая от нас, должна закончиться тем, что в нас вливается сила Божественной любви, сила благодати, о которой мы тоже сегодня слышим. Христос, посмотрев на своих учеников, говорит, что среди них есть некоторые, которые прежде своей земной смерти почувствуют, увидят Царство Божие, пришедшее в силе.

В прошлое воскресенье мы вспоминали святителя Григория Паламу и говорили, что как раз это один из тех святых, который видел цель христианской жизни в стяжании Духа Святого Божьего, в стяжании благодати Святого Духа.

Но когда мы устремлены на Христа, когда мы ничем не защищаемся перед Ним, когда мы молим Его, чтобы Он нас поддержал в следовании за Ним, потому что все в этом мире противится тому, чтобы идти за Христом, мы находим помощь и поддержку. Спасательный трос, с помощью которого можно выдернуть нас из ямы, в которой мы оказались, находится у Христа. И вот та сила, которую Он нам подает даром и бесплатно, называется благодать Божья, благодать Святого Духа. И когда приходит благодать Святого Духа, мы все очень хорошо понимаем, что она приходит не за что-то, а просто так. Иначе это еще называется нечаянная радость, беспричинная радость, когда, вопреки всем обстоятельствам жизни, в человеке вдруг открывается источник такой удивительной, восхитительной радости, которую он не знает, о причине которой бессмысленно искать ответ. И человек думает: «Откуда у меня сейчас такая радость, откуда во мне сейчас такое играние жизни? Почему весь мир на это мгновение показался мне таким чудесным, таким радостным, таким добротным, хотя во все остальные моменты жизни я убежден в чем-то противоположном? Откуда?» Ответ простой: Господь посетил, Господь вступил в твое сердце, потому что ты тянешься к Нему навстречу.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы эти слова о пришествии Царства Небесного в силе были приняты каждым из нас, чтобы каждый из нас испытал эту благодать Божью, спасающую нас, освещающую, исцеляющую и возрождающую.

Аминь.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Дайте определение понятию историография Дайте определение понятию историография Как и зачем рассчитывать число часов использования заявленной мощности Как и зачем рассчитывать число часов использования заявленной мощности Что делать, если страховая компания выплатила мало? Что делать, если страховая компания выплатила мало?