Богородские игрушки. Кузнецы. Творческий проект "деревянная игрушка на основе богородской резьбы" Изготовление богородской игрушки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Попадая на Богородскую фабрику, которая находится в одноименном поселке Сергиево-Посадского района, будто окунаешься в сказку. Волшебство начинается сразу за калиткой: резные медведи едят мед, сидя на настоящей березе, лошадь тянет воз, а из деревянного колодца с ведрами смотрит щука. Так украсили территорию работники фабрики.

В основном здании полным ходом идет ремонт – скоро все мастера будут работать в одном месте. Сейчас, чтобы познакомиться с процессом изготовления игрушек, приходится переходить из одного помещения в другое.


– Мы создаем пространство, где можно увидеть все стадии производства, это удобно в первую очередь посетителям, – поделилась планами исполнительный директор фабрики Ирина Воливецкая. – Также расширится музей: вместо трех залов будет четыре, а экспозиция пополнится уникальными изделиями.

Самое интересное происходит у резчиков: здесь деревянная заготовка под ножом или стамеской мастера превращается в медведя с гармошкой, лебедя или сову. В помещении повсюду свежие, еще не покрытые лаком скульптуры, на полу стружка, а в комнате витает запах дерева.

Из общей картины выбивается лишь местное ноу-хау, которое стоит в центре комнаты, – велотокарный станок. Устройство работает следующим образом: один человек крутит педали, тем самым приводя механизм в действие, а другой вытачивает несложную игрушку.

– Станок придумали сами, чтобы развлечь туристов, – говорит Андрей Чернов, резчик по дереву.

Этой осенью предприятие отметит юбилей – 105 лет. В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили новые кадры – мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику.

История одного мастера

Андрей Чернов работает здесь около 30 лет. Он приехал в Подмосковье из Норильска в 1985 году.

– Окончил училище по специальности резчик по дереву 5-го разряда, – вспоминает он. – Думал, приду на фабрику и как начну работать! Но не тут-то было. Старожилы делали скульптуру за пять часов, а у меня уходило два дня. Тогда я понял: самое ценное – это опыт.

Сегодня, чтобы сделать маленькую фигурку, Андрею Чернову нужно несколько часов, на скульптуру побольше уходит: от трех до семи дней. Рисунки и эскизы резчики придумывают сами.

– Настоящая богородская игрушка делается из липы, – продолжает Чернов. – Это пластичный материал, с которым удобно работать.

По словам Ирины Воливецкой, в год закупается около ста кубов дерева на сумму 1 млн руб. Сначала оно поступает на склады, где сушится в течение двух лет, и только потом попадает в зарубочный цех, чтобы мастера могли сделать заготовки.

История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. Отличительная особенность фигурок – отсутствие явных деталей и строгих форм. Это позволяет детям развивать творческий подход и фантазию во время игры.

Курочки вне конкуренции

Помимо статичных скульптур богородские мастера создают игрушки с движущимися конструкциями. Наиболее известные: мужик и медведь с кувалдами, «плясун» с пружиной внутри, курочки, клюющие зерно на кругу.

Сюжеты для богородских игрушек всегда брались из повседневной жизни. Например, сапожник чинит обувь, лесорубы управляются с деревьями, гусары восседают на конях. Сегодня же появились медведи в сопровождении космических спутников, футболисты и даже чистящие ковры пылесосы.

– И все равно наши курочки остаются популярными, – рассказывает расписчица Наталья Травина. – Недавно поступил корпоративный заказ на целую партию курочек, которые будут стоять на кругу с логотипом компании.

Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе. Сохнуть изделие оставляют на ночь.

– Утром, когда все готово, счищаем остатки краски, потом игрушка попадает на стол упаковщице, после – на продажу, – говорит Травина. – В день крашу до 50 фигурок. Основные цвета – белый, красный и черный.

В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. Сейчас здесь всего 33 сотрудника, мастера преимущественно пенсионного возраста.

– Раньше навыки передавались от отца к сыну, сегодня молодежь не хочет этим заниматься, – сетует Андрей Чернов.

От мебели до экскурсий

Богородские игрушки продаются в магазине при фабрике и через интернет. Средний чек покупки – 600–800 руб. Берут, как правило, курочек на кругу, дятлов на палочке и кузнецов. Реже покупают авторские деревянные скульптуры, стоимость которых достигает нескольких десятков тысяч рублей. Основные клиенты фабрики – это перекупщики, то есть магазины и галереи.

Факт! Огромной интерес к богородской игрушке сегодня проявляют туристы из Китая.

– Есть ценители, которые хотят настоящую богородскую игрушку, а ее можно купить только у нас, – говорит Ирина Воливецкая. – На рынке много контрафакта, который делают из некачественного материала.

Сегодня на Богородской фабрике всерьез обсуждается вопрос, чтобы клеймить свою продукцию, то есть на каждую игрушку ставить именной штамп. А для увеличения спроса здесь развивают новое направление – изготовление мебели. В ассортименте уже появились первые скамейки и стулья.

Администрация предприятия активно ищет дополнительные способы получения дохода. В первую очередь это организация экскурсий, в рамках которых можно осмотреть фабрику, музей, самостоятельно собрать игрушку из заготовок и раскрасить ее. Цены на подобные услуги весьма умеренные: 1,2 тыс. руб. за групповую экскурсию, мастер-класс можно посетить за 300 руб.

– Рядом с фабрикой находится Троице-Сергиева лавра, которую посещает из года в год огромное количество людей, – говорит Ирина Воливецкая. – Туристические агентства прокладывают маршрут таким образом, чтобы показать и наше предприятие.

Кстати! Богородская фабрика выпускает 5 тыс. изделий в год.

В этом году региональные власти выделили более 700 тыс. руб. на сохранение и развитие народных промыслов. Поддержку из бюджета получат девять подмосковных предприятий.

По словам Ирины Воливецкой, поучаствовать в конкурсе на предоставление субсидий фабрике мешают объективные причины. Дело в том, что основная прибыль здесь складывается за счет сдачи в аренду помещений. Непрофильная деятельность имеет не только плюсы, но и минусы: предприятие может получить господдержку только в том случае, если более 50% его доходов поступает от реализации изделий народного промысла.

– Тем не менее мы сотрудничаем с подмосковными властями, про нас не забывают, – продолжает исполнительный директор. – Например, нам бесплатно выделяют 4 кв. м на выставке «Ладья» (проходящая в Москве в «Экспоцентре» выставка народных промыслов России. – Прим. ред.). Также мы каждый год проводим Фестиваль народных промыслов в Богородском. В следующем году областное Министерство культуры обещает предоставить нам дотацию на проведение мероприятия.

«Подмосковье сегодня»

Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

Легенды села Богородское

Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.


По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.

Традиционные Богородские игрушки

Именно неокрашенные игрушки, фигурки людей, животных и птиц из липы, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили в лицо традиционной Богородской игрушки.

Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов.

Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись".


На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке. Характерным для богородцев был и образ всадника, постоянно варьировавшийся на промысле: седачки и казаки, полководцы и охотники. Часто вырезали и фигурки простых солдат, марширующих, бьющих в тарелки, или весело барабанящих.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах - гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Как создают Богородскую игрушку.


Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Как "оживают" игрушки

Особенно интересны подвижные Богородские игрушки.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную Богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку - великий народ".

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет, это одна из старейших Богородских игрушек. Сегодня подвижная игрушка "Кузнецы" стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия "Богородский резчик".

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"...

В более сложных композиционных Богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Традиции и современность.

Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья - это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, сле гка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

Сейчас появились новые сюжеты и новые игрушки. Сегодняшний медведь играет в футбол, катается на велосипеде, улетает в космос, работает на компьютере.


Литература:

  • http://www.bogorodskoe.ru/
  • http://mademaster.ru/istorija-remesel/bogorodskaja-rezba.html
  • http://www.bus-turs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=46

Материал подготовила Рощина Елизавета

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Вязниковский технико-экономический колледж - территория развития Вязниковский технико-экономический колледж - территория развития Японский бобтейл: характер и описание породы (фото) Японский бобтейл: характер и описание породы (фото) 2001 актуальная редакция на 2001 актуальная редакция на