Структура поведения. Компоненты поведения Виды трудового поведения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

3 составляющие поведения человека в организации:
1. природа поведения . Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.
Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека.
2. природа человека . Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных ка­честв. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует созна­ние). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные; интеллектуальные; эстетические. Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганиза­ции, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)
3. природа организации . Любая организация имеет ряд общих параметров: цели организационная структура, внутренняя и вешняя среда, ресурсы, нормативная и правовая основа, организационная культура. Фундамент организационной концепции основывается на том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента работников строятся на определенных экономических и этических принципах. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.

Напоминаем, что поведение высших позвоночных животных, и в их числе собаки, складывается из трех различных по генезису составляющих: врожденного поведения, приобретенного поведения и элементар­ной рассудочной деятельности.

Первый компонент - врожденное поведение - свойственен для вида в целом. В норме любая собака; данной породы и пола обладает одним и тем же ком­плексом врожденных реакций. Однако отнюдь не все­гда все изначально заложенные реакции смогут про­явиться в полном объеме. Кроме того, если рассмат­ривать врожденное поведение как некую программу действия, то окажется, что многие ее части включа­ются не одновременно, а лишь с наступлением опре­деленного возраста при наличии внешних и внутрен­них факторов. Ряд сложных наследственных поведен­ческих программ могут не включиться или не проявляться во всем объеме в отсутствие определенных благоприобретенных реакций.

Второй компонент - приобретенное в ходе инди­видуального развития поведение (обучение). Понятно, что в этой области различия между животными даже одной породы будут максимально велики. Не следует воспринимать условный рефлекс только как класси­ческий, или павловский рефлекс, который образует­ся при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного и безусловного.

В ходе жизни чаще образуются сложные рефлек­торные цепи, включаемые не только безусловными, но и условными стимулами. Очень большое значение имеет подражание, когда одно животное обучается воспроизводить условный рефлекс другого. Так, при традиционном содержании пастушеских собак-волко­давов приемам простейшего управления стадом они обучаются не столько от пастухов, сколько от других собак.

Следует отметить, что если скорость выработки ус­ловных рефлексов примерно одинакова у разных пород (строго говоря, практически константна для разных видов позвоночных), то вот быстрота разрушения этих временных связей различается очень сильно. Подроб­нее обучение рассмотрено в отдельной главе.

Рассудочная деятельность (РД), как это уже гово­рилось, является особой формой поведения, отлич­ной от двух других.

При повторах ситуации рассудочная деятельность уже не применяется, решение задачи происходит на условно-рефлекторном уровне. Понимать это отличие РД принципиально важно. Очень часто владельцы го­ворят о том, что собака подумала и сделала то-то или то-то. В подавляющем большинстве случаев ни о ка­ком проявлении рассудочной деятельности нет и речи. Собака просто выполнила некий привычный пове­денческий акт. Когда собака «задумывается» при пода­че знакомой команды, суть дела не в том, что она «думает», как лучше выполнить приказ, а в отвлече­нии, неповиновении, в недоведении вырабатываемо­го условного рефлекса до полного автоматизма (к это­му вопросу мы вернемся отдельно, говоря о дресси­ровке).

Врожденный компонент, обучение и рассудочная деятельность имеют разные нормы реакции. Понятие о норме реакции - основное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения индивидуально приобретенного и врожденного в фор­мировании фенотипа. Наследуются не определенные количественные признаки организма, а лишь опреде­ленные нормы его реакций.

Генотип не меняется под влиянием внешней сре­ды в процессе онтогенеза. Фенотип формируется в ре­зультате взаимодействия генотипически обусловлен­ных норм реакций и тех внешних условий, в которых развивается животное.

Поисковая и завер­шающая фазы пове­денческого акта. Выше говорилось о том, что ключевые раздражители действуют принудительно, что животное вынуждено в своем поведении всецело по­виноваться пусковой ситуации. Но значит ли это, что у животных нет никакой возможности проявить собственную инициативу, про­извести какой-то самостоятельный выбор? Отнюдь нет!

Инициативное, избирательное отношение животного к среде проявляется прежде всего в активном поиске необходимых пуско­вых ситуаций и в избрании наиболее эффективных возможностей для выполнения поведенческих актов. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о поиске именно раздражений, исходящих от биоло­гически значимых объектов, а не самих этих объектов. Мы теперь уже знаем, что это ключевые раздражители с направляющей или пусковой функцией.

Еще более полувека тому назад американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные дейст­вия состоят из отдельных фаз. Прежде всего Крэйг выделил две фазы, которые в этологической литературе получили названия «по­исковой» (или «подготовительной») и «завершающей». В ходе по­исковой фазы животное отыскивает (отсюда и название фазы) те ключевые раздражители, точнее, их комбинации (т. е. пусковые си­туации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе, в ко­торой воплощается биологическое значение всего инстинктивного действия.

Все промежуточные раздражители не составляют для живот­ного самоцель и ценны лишь постольку, поскольку они приводят к восприятию ключевых раздражителей завершающего поведения. Только на завершающей фазе происходит собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды. Но сам поиск адекватных раздражителей является для животных такой же первейшей жизненной необходимостью, как и потребление эле­ментов среды.

Поисковая фаза всегда подразделяется на несколько этапов; в завершающей же фазе, однако, или вовсе не обнаруживаются такие подразделения, или же она состоит лишь из немногих строго последовательно выполняемых движений.

Крэйг построил свою концепцию на данных, полученных им в результате изучения пищевого поведения животных. Приведем пример этой-сферы поведения. Хищник, отправляющийся на охоту, вначале еще не знает, где находится его возможная добыча, поэ­тому первые его движения имеют характер ненаправленного поис­ка. В результате он раньше или позже попадает в сферу действия стимула, исходящего от животного-жертвы. Обнаружен первый ключевой раздражитель, который включает следующий этап - на­правленную ориентировку по дополнительным раздражителям, уточнение местонахождения животного-жертвы. Затем следует под­крадывание (или преследование), набрасывание (прыжок) и ов­ладение добычей, ее умерщвление, иногда еще и перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски и, наконец, захватывание кусков мяса зубами и их проглатывание. В этой цепи последовательно выполняемых действий и движений только пос­ледние два звена (собственно акт поедания) относятся к завер­шающей фазе описанного пищедобывательного поведения хищни­ка, все остальные этапы составляют в своей совокупности поиско­вое (или подготовительное) поведение. Правда, внутри каждого такого этапа имеются свои подготовительные и завершающие фа­зы, которыми каждый этап и заканчивается. При этом подчас имеет­ся несколько степеней соподчинения (по типу «матрешки»), так что в целом складывается весьма сложная структура деятельности. Аналогично обстоит дело и в других, казалось бы, значительно более простых сферах поведения, как, например, покой и сон. Жи­вотное вначале ищет место для отдыха или ночлега (деревья, ук­рытия, углубления в почве или просто определенные участки отк­рытого пространства), затем устраивает (совершенствует) найден­ное место (копает, приминает растительность), иногда еще и числится и только после этого укладывается (причем видотипичным образом!). Только укладывание составляет завершающую фазу, предшествующие же этапы - поисковую.



К этим примерам можно было бы прибавить еще множество других из любой сферы поведения. Однако уже в приведенных можно усмотреть следующие глубокие различия между обеими фа­зами, определяющие их сущность.

Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктив­ного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентиро­вочно-исследовательской деятельностью животных и переплетени­ем врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения. Именно к поисковому поведению относится все, что связано с пластичностью инстинктов, в частно­сти с модификациями инстинктивного поведения.



Завершающее поведение, наоборот, представляет собой ригидную фазу. Выполняемые в ней движения отличаются строгой пос­ледовательностью, стереотипностью и предопределены соответст­вующими макро- и микроморфологическими структурами. Приоб­ретенные компоненты играют здесь несущественную роль или даже отсутствуют. Поэтому изменчивость ограничена индивидуальной (генетически фиксированной) вариабельностью. Сюда относится все, что. говорилось о постоянстве, ригидности инстинктивного по­ведения и о принудительности действия ключевых раздражителей. Здесь практически все врожденное, генетически фиксированное. Что же касается движений, выполняемых в завершающей фазе, то это и есть собственно инстинктивные движения, или «врожденные двигательные координации», названные так австрийским ученым "К. Лоренцом, одним из основателей современной этологии.

Общая характеристика инстинктивных движений уже давалась выше. Также говорилось о том, что они являются «хранителями» самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено видом в результа­те естественного отбора, и что именно этим определяется их неза­висимость от случайных условий окружающей среды. Лисица, производящая инстинктивные движения закапывания мяса на ка­менном полу, ведет себя «бессмысленно». Но ведь не на каменном субстрате совершался филогенез лисиц, и было бы фатально для дальнейшего существования вида, если бы из-за случайного, вре­менного пребывания особи в таких совершенно нетипичных для место обитания лисиц условиях исчезла бы столь полезная для этих животных форма поведения. Так что лучше произвести закапываю­щие движения при любых обстоятельствах, и жесткая» врожденная программа поведения заставляет животное это сделать.

Инстинктивные дви­жения и таксисы. Общая ориентация инстинктивных движений осуществляется таксисами, которые, по Лоренцу, всегда переплетаются с врожден­ными двигательными координациями и совместно с ними образуют единые инстинктивные реакции (или цепи из нескольких таких ре­акций).

Как и инстинктивные движения, таксисы - это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты сре­ды. Но если инстинктивные движения возникают в ответ на пуско­вые раздражители, то таксисы отвечают на направляющие ключе­вые раздражители, которые неспособны обусловливать начало (или конец) какой-либо инстинктивной реакции, а лишь меняют вектор ее протекания.

Таким образом, таксисы обеспечивают пространственную ори­ентацию двигательной активности животных в сторону благоприят­ных или жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы) или же, наоборот, от биологически малоценных или опасных условий (отрицательные таксисы). У растений аналогич­ные реакции выражаются в изменениях направления роста (тропизмы).

По характеру ориентирующих внешних стимулов таксисы под­разделяются на фото-, хемо-, термо-, гео-, рео-, анемо-, гидротакси­сы (реакции на свет, химические раздражители, температурные градиенты, силу тяжести, течение жидкости, поток воздуха, влаж­ность среды) и т. д. На разных уровнях эволюционного развития таксисы имеют разную степень сложности и выполняют различные функции, о чем еще пойдет речь при обзоре эволюции психики. Сей­час важно подчеркнуть, что таксисы являются постоянными ком­понентами даже сложных форм поведения, причем высшие формы таксисов выступают в тесном сочетании с индивидуальным опы­том животного.

С направляющими ключевыми раздражителями мы уже встре­чались, когда описывалась ориентация птенцов по относительным оптическим стимулам. Само появление объекта (в эксперименте - диска, в естественных условиях - родительской особи) является пусковым раздражителем реакции «попрошайничества», взаимо­расположение деталей этого объекта - направляющим ключевым раздражителем этой реакции, а пространственная ориентация птен­цов по этому раздражителю - положительным фототаксисом.

Точно так же красный цвет сам по себе является для птенца серебристой чайки пусковым ключевым раздражителем, обуслов­ливающим его пищевую реакцию (наряду с другим пусковым раз­дражителем- появлением птицы, точнее, ее головы с клювом). Местонахождение же красного пятна на клюве направляет реакцию птенца биологически выгодным образом на основе положительного фототаксиса и служит, таким образом, направляющим пусковым раздражителем.

Лоренц и Тинберген в 30-е годы совместно изучали взаимоотно­шения врожденных двигательных координации и таксисов на при­мере реакции вкатывания яиц в гнездо у серого гуся. Вид яйцеподобного предмета (нечто круглое, без выступов и т. д.), находяще­гося за пределами гнезда, служит у этой птицы таким же ключе­вым раздражителем для реакции вкатывания, как у сидящей на гнезде чайки в описанных опытах Скребицкого. Соответствующая врожденная двигательная координация представляет собой много­кратно повторяемое движение клюва к груди птицы, которое пре­кратится лишь тогда, когда предмет прикоснется к сидящей в гнез­де птице.

Если положить перед краем гнезда перпендикулярно к клюву цилиндр (гуси положительно реагировали и на такой предмет), то подобными инстинктивными движениями и ограничится все поведе­ние птицы. Если же положить яйцо или его макет, то появляются дополнительные движения головы из стороны в сторону, придаю­щие движению предмета правильное направление к гнезду. Ведь в отличие от цилиндра яйцо будет откатываться то влево, то вправо. Вид этих отклонений и служит направляющим раздражителем для таксисных боковых движений головы. Итак, таксисы могут у выс­ших животных ориентировать инстинктивные движения не только всего организма, но и отдельных частей тела и органов.

Из инстинктивных движений и таксисов складывается завер­шающая фаза каждого поведенческого акта. Вместе с тем они вхо­дят как составляющие части в поисковую фазу, которая, как уже говорилось, служит для поиска внешних пусковых ситуаций, позво­ляющих организму достигнуть завершающей фазы данного акта. Поисковая фаза отличается большой лабильностью и весьма слож­ной структурой. Инстинктивные движения завершают каждый про­межуточный этап этой фазы, в результате конец каждого такого этапа также приобретает черты завершающего поведения. Таксисы дополняются в поисковой фазе ориентировочно-исследовательски­ми реакциями, непрерывно доставляющими организму информацию о состоянии, параметрах и изменениях компонентов окружающей среды, что позволяет ему произвести оценку последних в рамках общего поискового поведения.

Благоприобретаемые компоненты инстинктивного акта. Наряду с указанными в поисковой фазе любого инстинктивного акта всегда содержатся - в разной степени и в разных сочетаниях - и все элементы поведения, которые относятся к научению, не исключая и высших форм поведения, интеллектуаль­ного типа. Именно поэтому мы и считаем, что говорить об инстинк­тивных действиях (но не движениях!) - значит говорить о пове­денческих актах вообще.

В самом деле, все, чему животные способны научиться, направ­лено лишь к одному: по возможности к скорейшему и наиболее эко­номному достижению завершающего поведения. Нет в поведении животных ничего, что бы не завершалось этой конечной фазой - инстинктивными движениями или родственными им реакциями, т. е. врожденными двигательными координациями. И в этом отчет­ливо видно единство инстинктивного поведения и научения.

Конечно, сказанное не относится в равной степени ко всем этапам поисковой фазы. Дело в том, что лабильность поведения не­одинакова на разных этапах этой фазы и все больше уменьшается по мере приближения к завершающей фазе.

Переход от одного этапа поискового поведения к другому озна­чает активный поиск и нахождение животными ключевых раздра­жителей, смену одного этапа поискового поведения другим в стро­го закономерной последовательности. Это сопровождается ступен­чатым сужением сферы активности животного: его поведение все более детерминируется специфическими для данного поведенческого акта сочетаниями раздражителей, становится все более направлен­ным в сторону конечных, завершающих инстинктивных движений, суживаются возможности индивидуального видоизменения поведе­ния животного, пока завершающая пусковая ситуация не сводит эти возможности практически к нулю.

Так, например, ласточка, приступая к постройке гнезда, должна прежде всего найти место, где можно собирать гнездостроительный материал. Первоначально ненаправленный осмотр местности яв­ляется первым этапом гнездостроительной деятельности. Скорость прохождения этого предельно лабильного этапа зависит прежде всего от индивидуально-изменчивых компонентов поведения, прежде всего от уже имеющегося индивидуального опыта. В зави­симости от своих индивидуальных психических способностей каж­дая птица решает эту задачу по-своему, более или менее эффек­тивно.

Следующий этап поисковой фазы - поиск и сбор гнездостроительного материала на найденном подходящем месте. Здесь воз­можности индивидуального изменения видотипичного поведения уже сужены, но тем не менее индивидуальная сноровка продолжает играть немаловажную роль.

Еще меньше амплитуда возможных индивидуальных отклоне­ний на основе прежнего опыта на третьем этапе поискового поведе­ния- транспортировке гнездостроительного материала к месту постройки гнезда. Здесь возможны лишь некоторые, не очень су­щественные вариации в скорости и траектории полета. В осталь­ном поведение всех ласточек уже весьма стереотипное.

И наконец, завершающая фаза - прикрепление частичек к суб­страту- выполняется уже совершенно стереотипными инстинктив­ными движениями. Здесь только генетически обусловленная инди­видуальная вариабельность видотипичного поведения дает уже из­вестные нам различия в строении отдельных гнезд.

Таким образом, постепенно уменьшается «свобода действия» животного, уменьшается амплитуда изменчивости его поведения по мере приближения к завершающей фазе в соответствии со все бо­лее ограниченными и специфическими условиями среды, сочетания­ми раздражителей, причастных к данному поведению.

Чем дальше от завершающей фазы и чем больше амплитуда изменчивости видотипичного поведения, тем больше возможностей включения в него элементов научения, индивидуального опыта и тем больше удельный вес этих элементов. Таким образом, индивидуальный опыт реализуется прежде всего на начальных этапах по­искового поведения. И еще: чем выше психическое развитие, тем существеннее коррективы, вносимые в жесткое видотипичное пове­дение, но опять же главным образом на начальных этапах поиско­вой фазы. Все это относится, конечно, и к поисковому и завершаю­щему поведению внутри каждого этапа поискового поведения.

Сложность и разнообразие структуры инстинктивного поведения. Двухфазная структура инстинктивных действий дана здесь лишь в виде весьма неполной, упрощенной общей схемы. В реальной действительности чаще всего имеют место разные осложнения и видоизменения. Прежде всего необходимо иметь в виду, что поисковая фаза может происходить и под отрицательным знаком - в виде уклонения и избегания определенных агентов сре­ды. Далее возможны сокращения поискового поведения, выпадения отдельных его этапов или даже инверсия. Иногда завершающие движения наступают так быстро, что поисковая фаза не успевает проявиться в полной мере. В других случаях поисковое поведение может свернуть со своего русла и привести к «чужому» завершаю­щему поведению.

Поисковое поведение может принять форму завершающего по­ведения и существовать наряду с истинной завершающей фазой. В таком случае внешне одинаковые действия будут иметь двоякую качественно-различную мотивацию.

Большой интерес представляют и различные случаи неполного протекания инстинктивного акта, когда действия животного не до­стигают завершающей фазы. У животных с наиболее высокоразви­той психикой промежуточные этапы поискового поведения, т. е. сам по себе поиск раздражителей, могут при этом - как исключение - стать самоцелью их поведения. Здесь мы встречаемся с инстинктив­ной основой наиболее сложных форм исследовательского поведе­ния, входящих в фундамент интеллекта животных.

Уже этот перечень показывает все разнообразие протекания инстинктивных действий; добавим еще, что практически никогда в одно и то же время не совершается лишь единственный инстинктив­ный акт, а имеет место сложное взаимодействие между нескольки­ми одновременно происходящими действиями.

Способность к формированию программ поведения, планов является важнейшим звеном в системе адаптивных свойств организма. Однако процессы и механизмы формирования поведенческих программ еще не достаточно изучены.
Функциональная структура поведенческого акта основывается на прошлом жизненном опыте (долговременная память), доминирующей в данный момент и оценке существующей ситуации.
Стадии поведенческого акта. Согласно теории функциональных систем (П. К. Анохин, 1935), физиологическая архитектура поведенческого акта состоит из следующих последовательно переменных стадий афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза (или программы действия), формирования собственно действия (выполнения программы поведения), оценки достигнутого результата.
Поведенческий акт любой сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Во время этой стадии в ЦНС взаимодействуют несколько факторов, в частности, доминирующей мотивации, памяти, обстановочной афферентации и пусковой афферентации. Одним из условий афферентного синтеза является одновременное сочетание всех этих факторов. Этот синтетический процесс осуществляется на основании конвергенции, которая происходит на одном и том же нейроне. В процессе афферентного синтеза одновременно решаются такие вопросы: что делать? (Доминирующая мотивация и обстановочка афферентация), как делать? (Память) и когда делать? (Пусковая афферентация - условный сигнал). Например, при переходе через улицу человек, прежде чем принять решение, должен тщательно оценить довольно большое количество компонентов афферентного синтеза - количество машин, скорость движения, ширину улицы, свои силы, добытый из памяти прошлого жизненный опыт и т.д. (конечно, все это продолжается момент).
Принятие решения основывается на афферентного синтеза и является выбором оптимального варианта дальнейших действий. То есть происходят выбор нужных в данный момент потенциальных степеней свободы и торможения ненужных степеней свободы. Полагают, что механизм «принятия решения» сосредоточен в лобных долях-наиболее интегрирующих и компактных структурах головного мозга. При их повреждении, наряду с другими симптомами так называемого лобного синдрома, существенно нарушается процесс принятия решения.
Формирование акцептора результата воздействия. Акцептор последствий воздействия представляет собой очень сложный нервный аппарат, который формируется непосредственно после принятия решения и начала выхода эфферентных возбуждений из мозга. Это афферентная модель будущего следствия и оценки реального следствия. Она позволяет прогнозировать, предвидеть признаки нужного в данный момент будущего следствия действия и сравнивать их с параметрами реального следствия. Информация поступает к акцептора благодаря обратной афферентации. Именно этот аппарат позволяет организму исправить ошибку поведения буквально за доли секунды и доказать поведенческие акты запрограммированных. Полагают, что в акцептор входят корковые нейроны, на которых конвертируют не только разнообразные афферентные, но и эфферентные возбуждения, поступающие в этих нейронов аксонного коллатерали от пирамидных клеток коры большого мозга. Все эти нарушения циркулируют в созданных за счет многих коллатералей замкнутых нейронных цепях (своеобразные круга ожидания). В них и сравнивается и оценивается реальный результат с ожидаемым (его афферентной моделью). Если при таком сравнении выяснилось, что параметры реального результата (закодированного в обратной афферентации) соответствуют параметрам его модели и данный поведенческий акт завершается и наступает следующий этап поведенческой деятельности.. Если указанные параметры не совпадают в акцептора, то возникает так называемое несогласования (расстройство), которое становится стимулом для принятия нового решения. В этом случае возникает ориентировочный рефлекс, который сопровождается повышенной активизацией нервной деятельности и способствует активному подбору дополнительной информации для достижения лучшего результата.
В процессе организации поведенческого акта участвуют различные мозговые структуры. К ним относятся прежде передние отделы новой коры, гиппокамп, миндалевидные тело, гипоталамус , ретикулярная формация, которые взаимодействуют между собой и играют решающую роль в оценке сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды, а также в выборе соответствующих поведенческих реакций (принятия решения) . Важное значение для реализации поведенческого акта имеют ассоциативные таламокортикальных системы. Эти образования мозга принимают участие в выполнении многих
лсихичних функций: программировании целенаправленных движений и действий, познавательных процессов, речевой функции и др..
Нейронные механизмы поведения. На основании материалов изучения активности отдельных нейронов при выполнении сложных поведенческих актов было выделено большое количество групп нейронов, которые отличаются между собой функциями. К ним относится большая труппа сенсорных нейронов, в частности нейроны-детекторы. Они избирательно реагируют на определенное довольно простую качество или свойство внешнего мира (элементы формы, цвета и т.д.). Среди сенсорных нейронов в верхней височной области коры большого мозга и миндалевидными теле обезьян выявлена группа специальных нейронов - гностических единиц, которые избирательно реагируют уже не на простые, а на сложные интегративные признаки (лицо конкретных людей или обезьян, их фотографии и т.д.). Кроме того, открыто нейроны, которые избирательно реагируют на эмоциональные стимулы (например, выражение угрозы на лице). Выделены также особый класс нейронов, активность которых усиливается под влиянием новых стимулов и снижается по мере привыкания к ним. Это так называемые нейроны новости, которые описаны для типокампа, неспецифического таламуса, ретикулярной формации и других структур.
Особую группу нейронов составляют нейроны среды, или места, которые избирательно возбуждаются в ответ на определенную обстановку или определенное место в пространстве. Например, в опыте эти нейроны реагировали на условный сигнал, поданный слева или справа или в момент пребывания животного в определенном участке клетки. Такие нейроны обнаружены в моторной, сенсомоторной, зрительной коре большого мозга и гиппокампе.
Во многих структурах мозга содержатся нейроны ожидания которые активизируются под воздействием цели поведенческого акта, например, реакции на вид пищи. Они были зарегистрированы в гипотала-
Мусе, лобной, височной и теменной областях коры большого мозга обезьян. Реакции этих нейронов зависели от мотивационного возбуждения (уровня мотивации).
Выделены также нейроны, которые активизируются при выполнении целенаправленных движений. Это нейроны цели. они зарегистрированы в моторной, сенсомоторной, зрительной коре большого мозга и гиппокампе. Наконец, описаны также нейроны, активизация которых тесно связана с; запуском движений, с осуществлением определенных движений, независимо от их: роли и места в структуре поведенческого акта. Среди них различают командные нейроны, возбуждение которых связано с сокращением или расслаблением отдельной мышцы, и мотонейроны.
Таким образом, исследования, выполненные на нейронном уровне, позволяют сделать вывод о том, что активность нейронов связана с поведенческим актом и что отдельные его стадии, этапы представлены различными группами нейронов. При этом нейроны с похожими функциями можно обнаружить в различных структурах мозга, что не отрицает их специализации. Так, для гиппокампа характерны нейроны места, хотя их выявлены также в неокортексе и гипоталамусе. Но в этих структурах их содержится незначительное количество, тогда как в полях, гиппокампа они составляют большинство.

Прежде чем приступить к характеристике основных типов отклоняющегося поведения, рассмотрим агрессию и агресcивное поведение , поскольку в основе многих поведенческих девиаций лежит данный феномен.

Проблема агрессии является одной из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). Различными авторами предложено множество определений агрессии (А. Басе, 1961; Л. Бендер, X. Дельгадо, 1963; Ф. Аллан, 1964), также разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как личности. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному .

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Целью агрессии может быть:
- принуждение;
- усиление власти и доминирование;
- управление впечатлением;
- заработок;
- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- месть за перенесенное страдание;
- причинение жертве, получение удовольствия от ее страданий.

В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию.

По форме агрессию подразделяют на:
- физическую (избиение, ранение, изнасилование);
- вербальную (оскорбление, клевета, угроза);
- прямую;
- косвенную (сплетни, злобные шутки);
- инструментальную (действия киллера);
- эмоциональную (аффективную).

Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя. И.А. Фурманов (2004) в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого неподконтрольно субъекту.

Агрессивная личность (по Л. Берковицу) подразделяется на два типа: эмоционально-реактивный и инструментальный (хулиганы и психопаты).

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлечённости:
- ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция);
- агрессивное состояние (на фоне , возрастного кризиса, );
- устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ);
- активное агрессивное поведение (разрушение, насилие).
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (способствующее , успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);
- деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
- нормальное агрессивное поведение;
- агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение);
- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности);
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, параноидальный и др.).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия);
- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость);
- когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки);
- мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления;

Агрессия - это явление не только индивидуальное, но и групповое. В случае импульсивной агрессии необходимо, чтобы все члены группы или часть её были фрустрированы, переживали интенсивный стресс или другие неприятные состояния. При инструментальной агрессии члены группы должны иметь одинаковую цель. В агрессивных группах можно отметить такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, ослабленное чувство индивидуальной ответственности, склонность приписывать вину другому, конформизм членов групп.

Также могут носить различный уровень агрессивности. Одним из проявлений агрессивности является охота за «заблудшими душами» и насильственное обращение их в веру, совершение обрядов жертвоприношения. Сектантство является одной из причин внутриэтнических конфликтов.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию, также выступает источником индивида, его и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, сублимировать её в различных формах - бизнесе, учёбе, спорте, лидерстве, творчестве и т.д.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Блинчики из кукурузной муки Блины из кукурузной муки на воде Блинчики из кукурузной муки Блины из кукурузной муки на воде Как правильно приготовить курник из блинов Курник из блинов с курицей Как правильно приготовить курник из блинов Курник из блинов с курицей Эчпочмаки по-татарски и по-башкирски, пошаговые рецепты приготовления Эчпочмаки по-татарски и по-башкирски, пошаговые рецепты приготовления