Протокол лурия 10 слов. Методика «10 слов» А.Р. Лурия. Кома умеренной глубины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________


стимула

Стимул

Ответ

P i

К i

Через
1
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

2

<..>

10

«Лишние» слова

V

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции.
Инструкции для детей.

- Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
- Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
- Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

, где

К i -коэффициент запоминания i-го слова,
Р i - его абсолютная частота;
n - количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где

V долговрем . - объем долговременной памяти (через один час)
V 6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Цель диагностики
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание,
сохранение и воспроизведение.
Анализируемые показатели
Объем слухоречевого запоминания;
скорость запоминания данного объема слов;
объем отсроченного воспроизведения;
особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных
парафазий и т.п.);
особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.
Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.
www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Оборудование.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем
при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких­либо разговоров в
комнате опыт проводить нецелесообразно.
Материал.
Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не
имеющим: между собой никакой связи.
Стимульный материал.
Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном
числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать
самостоятельно.
Вот несколько вариантов слов для предъявления:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Процедура исследования
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и
экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно
расположиться за хорошо освещенным столом.
Испытуемому дается инструкция:
Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом
повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их
послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас.
Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых:
а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать,
сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом
порядке».
2

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, - и те,
которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не
важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями
экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов,
экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё
раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым
воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится
крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в
соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя,
воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые
фиксируются в протоколе кружочками.
Обработка результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого
предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число
повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна
прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения
методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения,
а также утомляемости больных.
Протокол методики «Заучивание 10 слов»
Фамилия, имя, отчество -------------Дата ---Возраст-----
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
Набор слов
1
2
3
Порядок предъявления
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3

4
5
6
7
8
9
10
Общее количество
воспроизведенных слов
Оценка результатов
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3­5 слов, при пятом ­ 8­10.
Отсроченное воспроизведение ­ 7 ­ 9 слов.
4 балла ­ Высокий уровень ­ запомнил 9 ­ 10 слов после 5­го предъявления, 8­9 слов
3 балла ­ Средний уровень ­ запомнил 6 ­ 8 слов после 5­го предъявления, 5 ­ 7 слов
при отсроченном воспроизведении.
2 балла ­ Ниже среднего ­ запомнил 3 ­ 5 слов после 5­го предъявления, 3 ­ 4 слова
при отсроченном воспроизведении.
4

1 балл ­ Низкий уровень ­ запомнил 0 ­ 2 слова после 5­го предъявления, 0 ­ 2 слов
при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6­7 лет не вступает в контакт, или не
может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Интерпретация результатов
По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по
горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число
правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет
следующий вид.
Кривая запоминания.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей
запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено,
что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая
запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к
третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих
повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая
(4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того,
в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и
в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся
"лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при
исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а
также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии.
Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии
расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств
сознания.………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на
выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу
воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все
меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и
рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость
внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с
резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер,
свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Кривая истощаемости внимания
В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же
количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие
нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной

Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти.

Стимульный материал 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: "Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке".

Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Цифры в протоколе запоминания отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов пациентом независимо от его результата необходимо сказать следующее: "Процедура исследования такова, что я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас". Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы больной их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как больной воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, больного об этом не предупреждают. В этот период выполняют другие тесты, однако иные методики, направленные на оценку мнестических функций, желательно в это время не проводить

В результате протокол опыта принимает следующий вид:

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

Оцениваемые параметры:

1. Объем непосредственного воспроизведения количество слов, воспроизведенных после 1-го предъявления (норма 72 слова).

2. Объем отсроченного воспроизведения (долговременной памяти) количество слов, воспроизведенных через 50-60 мин.

3. Эффективность запоминания на основании полученных результатов строится график ("кривая запоминания"), отражающий динамику запоминания 10 слов (объем отсроченного запоминания не включается). Оценивается характер "кривой запоминания": платообразный, ломаный, возрастающий и др.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания.

Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента.

Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности.

Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.







Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как:

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий. http://neurology.com.ua/2010/09/28/tablicy-shulte.html

Ишемическая шкала Розена.

1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).

2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.

3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.

4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.

5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.

6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.

7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.

8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.

Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

Шкала Шахновича.

Шкала для ориентировочной оценки глубины угнетения сознания. Широко используется в России.

Умеренное оглушение

1. Словесный контакт возможен, но затруднен

2. Ориентация в собственной личности, месте, времени, обстоятельствах нарушена.

3. Команды выполняет.

Оглушение

Словесный контакт возможен, но затруднена ориентация в собстенной личности, месте, времени, обстоятельствах нарушена команды выполняет

Глубокое оглушение

Словесный контакт практически невозможен ориентация отсутствует команды выполняет (пытается выполнять)

Сопор

1. команды не выполняет

2. открывание глаз спонтанное, на окрик, боль целенаправленная двигательная реакция на боль тонус мышц (шеи) сохранен

Кома умеренной глубины

1. Глаза не открывает

2. Нецеленаправленная реакция на боль (сгибание, разгибание конечностей) 3. тонус мышц (шеи) сохранен, дыхание не нарушено

Глубокая кома

1. реакция на боль нецеленаправленная, снижена 2. тонус мышц (шеи) снижен 3. нарушения дыхания центрального, обструктивного,смешанного типов

Терминальная кома

1. реакция на боль отсутствует

2. атония мышц

3. тяжелые нарушения дыхания

4. двухсторонний мидриаз

Сопоставление шкал Глазго и шкала Шахновича

Умеренное и глубокое оглушение - более 10 баллов.

Сопор- 8-10 баллов.
Умеренная кома - 6-7 баллов.
Глубокая кома - 5 баллов.
Терминальная кома - менее 5 баллов.

Шкала ишемии Хачинского

Если сумма баллов по шкале Хачинского составляет:

4 и меньше - атрофическая деменция.

7 и выше - сосудистая деменция.

4 - 7- не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.

Свыше 7 баллов - предполагает сосудистую причину деменции

4 и менее баллов - не подтверждает сосудистую этиологию процесса.

Как мы видим, наиболее значимыми признаками ишемической шкалы Хачинского, которые отличают мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, является острое начало, ступенеобразное прогрессирование и флюктуирующее течение заболевания, наличие артериальной гипертензии, инсульта в анамнезе и очаговой неврологической симптоматики.

Ишемическая шкала Хачинского помогает дифференцировать мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, однако ее ценность для диагностики безинсультных форм сосудистой деменции, а также смешанной деменции остается низкой. Таким образом, с помощью этой шкалы удается с относительно высокой точностью диагностировать лишь один из вариантов сосудистой деменции - мультиинфарктную деменцию.

Шкала Рэнкина

Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функциональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функциональ
ного состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина и индекс Бартел

Шкала Рэнкина включает пять степеней инвалидизации после МИ.

Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.

Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.

Третья степень умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.

Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.

Пятая степень сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

Шкала Гамильтона

Шкала для оценки депрессии, является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части А и Б, заполняемые альтернативно.

Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):

1. Депрессивное настроение.
(подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности)

0- отсутствие
1- выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2- жалоба высказывается спонтанно
3- определяется невербально (поза, мимика, голос, плаксивость)
4- пациент выражает только эти чувства, как в высказываниях, так и невербально

Чувство вины.

0- отсутствие
1- самоуничижение, считает, что подвел других
2- чувство собственной вины, мучительные размышления о собственных ошибках и грехах
3- настоящее заболевание расценивается как наказание, бредовые идеи виновности
4- вербальные галлюцинации обвиняющего и/или осуждающего содержания, и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания

Суицидальные намерения.

0- отсутствие
1- чувство, что жить не стоит
2- желание смерти или мысли о возможности собственной смерти
3- суицидальные высказывания или жесты
4- суицидальные попытки

Ранняя бессонница.

0- отсутствие затруднений при засыпании
1- жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (более 30 минут)
2- жалобы на невозможность заснуть каждую ночь

Средняя бессонница.

0- отсутствие
1- жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2- многократные пробуждения в течение всей ночи, подъем с постели

Поздняя бессонница.

0- отсутствие
1- раннее пробуждение с последующим засыпанием
2- окончательное раннее утреннее пробуждение

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Заучивание десяти слов»

Может быть использована для обследования детей (с пяти лет) и взрослых.

Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Описание. Исследование проводится в несколько этапов. На каждом из них заполняется протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол

Фамилия, имя_________________ возраст_________

Инструкция для детей. 1. Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке. (Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.)

2. Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас.

Инструкция для взрослых. 1. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.

2. Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен.

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-б-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз».

Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания».

По форме кривой можно сделать выводы об особенностях запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ То, что я теперь собираюсь утверждать, является чистым теоретизированием или, если хотите, провокацией, хотя и непосредственно вытекает из тех рассуждений, которые приводились ранее. Многие говорят, что язык имеет большое значение для развития мышления. Я

Из книги Практическое пособие по исполнению желаний автора Грэй Джон

Глава 7 Наполнение десяти резервуаров любви ЕСЛИ СТЕНЫ ВАШЕГО ДОМА дали трещину, вам, чтобы справиться с этой проблемой, нужно заняться обследованием фундамента. Если домашний цветок начинает сохнуть, вы не станете красить его листья зеленой краской, а попросту польете

Из книги Память и уход за ней автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава XII. Система десяти вопросов У каждого человека в его предсознательной кладовой имеется громадный запас сведений и познаний. Хоть что-нибудь да знает он о всяком предмете, который когда-либо привлекал его внимание или интерес даже в самой малой степени. Характер и

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ГЛАВА 6. СОСЧИТАЙТЕ ДО ДЕСЯТИ

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

II. Несколько определений понятия семьи и страны у мальчиков от семи до десяти лет В главе II и на предшествующих страницах мы рассмотрели трудности для ребенка постичь такие, по-видимому, простые идеи, как идея брата и сестры, правой и левой сторон и трудности

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Сила слов Ваши шансы на успех в любом деле значительно возрастут, если вы в процессе программирования и осуществления вашего желания будете правильно использовать силу слов.С силой слов мы сталкиваемся в своей жизни постоянно, хоть и не всегда замечаем это. При помощи

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Десять раз в день в течение десяти лет В деревне появился Мудрец.Женщина подала ему кувшин с водой.Пожаловалась:- Глаза моего Ребенка ослепли, не видят родительскую заботу.Сказал Мудрец:- Помажь глаза Ребенка слезинкой твоей в день десять раз в течение десяти

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Младший школьный возраст. (От семи до десяти лет) Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания из любой области знания, особенно оcнов православной культуры, а потому перед тем, как анализировать различные характеристики детей этого возраста,

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Книги детям от семи до десяти Татьяна Курбатова, руководитель детского отделения философской школы «Новый Акрополь»Как и в предыдущий раз, разговор этот не для наших семи-, восьми– и даже десятилетних детей, а для нас – мам, пап, бабушек, учителей, гувернанток, Из книги 10 способов стать убедительным автора Бьюзен Тони

Тест из десяти вопросов Да/Нет1. Не возникает ли у вас порой желания быть похожими на человека, которого считаете красивым либо привлекательным?2. Выполняя тест, не хотите ли вы всегда знать, как справились с ним другие?3. Используете ли вы, описывая себя, слова

Из книги автора

Корни слов Один из лучших способов стать искусным волшебником слова заключается в том, чтобы тщательно исследовать корни тех слов, которые мы обычно употребляем.Благодаря этому вы не только увеличите свой словарный запас и могущество своего вербального интеллекта,

Из книги автора

Многовекторность слов Надеюсь, к этому времени вы уже успели сбегать за своим словарем? Тогда приступим к выяснению происхождения и значения слова «многовекторный»! Это слово состоит из двух частей: «много» и «векторный». Слово «вектор» происходит от латинского vector

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

    Объем слухоречевого запоминания;

    скорость запоминания данного объема слов;

    объем отсроченного воспроизведения;

    особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);

    особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Оборудование .

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Материал.

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Стимульный материал.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция :

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, - и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество -------------Дата ---Возраст-----
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Набор слов

Порядок предъявления

Общее количество

воспроизведенных слов

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Интерпретация результатов

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания. ………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Блинчики из кукурузной муки Блины из кукурузной муки на воде Блинчики из кукурузной муки Блины из кукурузной муки на воде Как правильно приготовить курник из блинов Курник из блинов с курицей Как правильно приготовить курник из блинов Курник из блинов с курицей Эчпочмаки по-татарски и по-башкирски, пошаговые рецепты приготовления Эчпочмаки по-татарски и по-башкирски, пошаговые рецепты приготовления