Притвор в архитектуре. Словарь терминов. Смотреть что такое "Нартекс" в других словарях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В нашем восприятии на слух византийского произношения это греческое слово «нартекс» звучит как «нарфик». Оно обозначает один из элементов церковного здания. Термин этот вынырнул из плохо документированных веков первоначального, еще подвергавшегося гонениям христианства. Этимология его не была ясна уже авторам юстиниановской эпохи (VI в.). В самом деле, почему место в храме, где в те далекие века было положено во время богослужения находиться «оглашенным» (слово это будет разъяснено ниже) и кающимся, получило название одного из видов травянистых растении семейства зонтичных, в современной ботанической номенклатуре именуемого по-латыни ferula communis (ферула коммунис)?

Ведь в то время было вполне достаточно архитектурных терминов, которые, казалось бы, передают то же самое значение этого архитектурного элемента, - например, «предхрамие», «вестибюль». Но сам термин и архитектурный элемент просуществовал в христианской и, прежде всего, в православной, церкви около двух тысяч лет, вплоть до того времени, когда уже отошли в прошлое строгие предписания оглашенным покидать церковь во время так называемой литургии верных, к тому же - в тех географических районах, где никто не представляет себе, что это такое, «ферула коммунис».

Обратимся к растению. Оно занимало немало ключевых позиции в материальной и духовной культуре как языческой, так и христианском античности. Трех-, четырех- или даже пятиметровые кусты «укропа» предпочитают средиземноморский климат и селятся в лесах и скалистых местностях по берегам Средиземного моря. Благодаря графически четкому и приятному силуэту нартекса любители паркового искусства и до настоящего времени украшают им свои парки. Стебель нартекса толстый, из плотной древесины, полость его заполнена белой сердцевиной, которая легко загорается, но сгорает медленно.

Потому-то Прометей прихватил с собой на Олимп посох именно из нартекса и спрятал в нем похищенный из кузницы Гефеста (или от молнии Зевса, или из колесницы Гелиоса) небесный огонь. Этот способ транспортировки огня на дальние расстояния используют пастухи средиземноморских стран и по сей день. Из нартекса были сделаны скипетры египетских фараонов и византийских императоров, так же, как и посохи - символы папской и епископской власти. Они так и назывались - нартекс.

В эпоху античности нартекс был связан с культом Диониса (Вакха), который совершал свои многочисленные путешествия с тирсом (посохом, жезлом). Его спутники, сатиры и менады поколачивали друг друга нартексовыми тирсами во время вакхических обрядов. Причем, удары эти были столь же эффектны и столь же безболезненны как удары цирковых бутафорских дубинок. Нартековая ветвь, особенно под латинским названием ферула, служила последним аргументом учителя в споре его с учеником на тему учиться или не учиться. Разумеется «печальная ферула», как называли ее поэты, была куда легче отечественной розги.

Из высушенных стеблей нартекса в античности изготовлялись прочные футляры для хранения различных ценных предметов, целебных и ароматических мазей, драгоценных папирусных манускриптов и т. п. Футляры могли делаться из другого материала, но «под нартекс» и назывались нартексами. В таком нартексе из слоновой кости (это был трофей из коллекции царя Персии Дария) Александр Македонский возил с собой во все походы и хранил вместе с кинжалом под подушкой экземпляр «Илиады» Гомера, отредактированный для него Аристотелем. Этот факт остался в памяти поколений в выражении «Илиада» из «нартекса».

Почти все части растения применялись как целебное средство, а посоленные и другими способами приготовленные листья употреблялись в пищу. Некоторые комментаторы считают, что интересующий нас конструктивный элемент церковного здания получил название по сходству с футляром из нартекса, поскольку он такой же длинный, узкий и темный, вдоль всей западной стены храма. Другие же - что в этом помещении за кающимися, оглашенными и бесноватыми присматривал диакон, у которого в качестве пастырского знака, символа церковной юрисдикции, был нартековый жезл.

В русской церкви нартекс называют притвором. В ряду синонимов этого слова - предхрамие, передняя, паперть, церковные сени. По смыслу слово «притвор» следует, судя по всему, считать - в свою очередь - синонимом слова «придел», обозначающего дополнительный алтарь (можно сказать - дополнительный храм), пристроенный, приделанный (как правило, справа или слева) к основному храму с главным алтарем. Правда, в отличие от приделов, в притворах нет престолов, хотя и в притворах совершаются некоторые службы и обряды. Возможно, впрочем, что русское название «нартекса» - притвор, происходит от глагола «притворять» (например, дверь), что имело существенное значение в суровом российском климате.

Нартекс, или притвор - преддверие Церкви, это своего рода подступ к сообществу единоверцев, место, предназначенное для тех, кто возымел желание стать «чадом Церкви», для тех, кого готовят (или уже приготовили) к принятию крещения, кого обучают (или уже обучили) основам христианского исповедания. Обучили в устных собеседованиях, иначе говоря - голосом, то есть «огласили». Вот отсюда и слово «оглашенный». (К слову еще одним внешним отличием оглашенных могут быть специальные православные перстни из серебра).

Историки церкви свидетельствуют, что первый опыт организованного обучения основам новой веры предпринят был на заре христианства - еще в I веке, в Александрии евангелистом Марком, основавшим в этом знаменитом средиземноморском городе Огласительное (Александрийское) училище. Такие школы стали возникать при епископских кафедрах - и «для первоначального наставления и оглашения в вере обращающихся в христианство», и для подготовки «огласителей», как бы мы теперь сказали, преподавательских кадров.

Учебное заведение в Александрии достигло высшего расцвета при Оригене (ок. 185 - 253- 254), теологе, философе, филологе, и просуществовало до V века. Можно сказать, что миллионы людей стали ныне «оглашаемыми». За отсутствием у нас Александрийской школы и недостатком наставников, равных Оригену, приобщение к основам религии идет сплошь и рядом стихийно, бессистемно, поверхностно, а часто просто безграмотно. «Оглашаемые» сегодня стали мы и в буквальном смысле этого реликтового церковного термина, ибо воспринимаем богословскую премудрость «на слух» (и через печатное слово.,.). Никакой, даже самый просторный нартекс не мог бы вместить и крохотной части современных «оглашаемых». Тем не менее, всех их - и верующих, и неверующих, но движимых живейшим, серьезным интересом к почти уже двухтысячелетнему всемирному христианству, включая «вселенское» православие - можно было бы объединить этим, иносказательно употребленным словом - словом «нартекс»… Конечно, усвоение православно-церковной терминологии, в том числе и этимологический аспект ее - это лишь одна из граней познания, но очень важная, существенная и - к тому же - чрезвычайно интересная грань.

| | | | | | | | Н | | | | |
| | | | | | | - Мера антропогенно-техногенного воздействия на ландшафт. Термин пришел в географию из инженерной лексики, характеризует процессы и явления, возникающие в ландшафте под влиянием деятельности человека.

Надстройка - Вид реконструкции зданий, осуществляемый путем устройства одного или нескольких дополнительных этажей над существующей частью постройки.

Наличник - обрамление дверного или оконного проема.

Наос - (греч. naos). Главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

Нартекс - (позднегреч. narthex). Притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении.

Нарышкинский стиль - (нарышкинское барокко) - наименование стилевого направления в русской архитектуре конца 17 - начала 18 вв. Происходит от фамилии Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ неё строились светски-нарядные многоярусные церкви. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Так как черты нарышкинского стиля присущи многим другим светским и культовым зданиям того времени, в искусствоведческой литературе стал применяться термин "московское барокко", который точнее отражает основной район распространения этого направления.

Небоскреб - Высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Сооружение небоскребов началось в США с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта и было вызвано плотностью городской застройки и дорого.

Неоготика - (от нео... и готика) - в архитектуре 19 в. этап ложной готики: научное археологическое изучение готических памятников (Э. Виолле-ле-Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании и др.) и стремление применить их каркасную систему к современным нуждам

Неозеленяемые территории - часть пригородной зоны, на которых не осуществляются мероприятия по комплексу озеленения, например, сельскохозяйственные угодья, предназначенные под полевые и огородные культуры, сенокосы, выгоны, а также каменистые места, солончаки, действующие карьеры полезных ископаемых и т.п.

Нервюра - (франц. nervure, от лат. nervus - жила). Арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

Неф - (Корабль) (франц. nef, от лат. navis - корабль).Вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Нимфей - В античной архитектуре святилище, посвященное нимфам; архитектурно обработанная стена с гротами, нишами, фонтанами.

Ниша - (франц. niche). Углубление (различного размера и происхождения) на склоне или у подножия возвышенности, берега. Различают: нивационные, эрозионные, карстовые, дефляционные, волноприбойные (или абразионные) и др.

Или внутренняя закрытая, паперть -вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В - вв. нартекс - большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII -XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов . Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы .

Экзонартекс - внешняя открытая паперть . В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса - связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII - вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития , крещение , а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Литература

  • Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 2 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1438-1439.
  • Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 32, 361.
  • Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
  • Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.64-66.
  • Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
  • Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. С. 13, 84-86, 172.
  • Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.
  • Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
  • Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-.). Л. 1987.

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Нартекс

(позднегреч. Narthex , от греч. narqhx - ларчик, шкатулка)

входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

а) помещение в западной части византийского храма;

б) в западной средневековой храмовой архитектуре помещение или капелла, пристроенная к западному концу перед входом в главное здание храма.

Западный притвор в ширину церковного здания.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

помещение перед входом в раннехристианский храм, где останавливались люди, не имевшие права присутствовать на богослужении, напр., кающиеся.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Словарь Архитектурных терминов. . EdwART . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Нартекс" в других словарях:

    Нартекс - (позднегреч. narthex), нарфик, притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. (Источник: «Популярная … Художественная энциклопедия

    НАРТЕКС - (греч.). 1) стебель зонтичного растения Ferula communis. 2) шина для сращения сломанной ножной кости. 3) в архитектуре: наружная пристройка в базиликах. 4) притвор в храме, место для оглашенных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    нартекс - притвор, нарфик Словарь русских синонимов. нартекс сущ., кол во синонимов: 2 нарфик (1) притвор … Словарь синонимов

    НАРТЕКС - (позднегреческое narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм … Современная энциклопедия

    НАРТЕКС - (позднегреч. narthex) притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении … Большой Энциклопедический словарь

    Нартекс - (narJhV) в древнехристианских храмах (базиликах) притвор,род сеней при входе в храм, в которых при богослужении стоялиоглашенные, воссоединяемые с церковью, кающиеся и бесноватые … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    нартекс - Входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика в раннехристианском храме, куда допускались лица, не имевшие права входить внутрь храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика

    Нартекс - (позднегреческое – narthex), притвор, помещение с западной стороны христианского храма, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    нартекс - (позднегреч. nárthēx), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении. * * * НАРТЕКС НАРТЕКС (позднегреч. narthex), притвор в западной части христианского… … Энциклопедический словарь

    Нартекс - нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь… … Большая советская энциклопедия

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Славянские мифы и легенды Славянские мифы и легенды Квартирные кражи и ограбления, как наводят преступников на собственную квартиру, профилактика краж Квартирные кражи и ограбления, как наводят преступников на собственную квартиру, профилактика краж Маршрутки капут. Что из этого получилось. Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос - anna_nik0laeva Какие маршрутки отменили с 15 августа Маршрутки капут. Что из этого получилось. Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос - anna_nik0laeva Какие маршрутки отменили с 15 августа