Презентация борис и глеб первые русские святые. Проект «Святые мученики Борис и Глеб. «Блаженны чистые сердцем…»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Человек и история в древнерусской литературе:

«Сказание о Борисе и Глебе»

Литература - это свидетельство жизни. Она огромным потоком сопровождает историю, следует за ней по пятам в разные эпохи. Но особо тесная связь литературы с историческим процессом наблюдалась в Древней Руси. В то время произведения редко создавались на явно вымышленные сюжеты. Вымысел - ложь, а это со средневековой точки зрения недопустимо.

Творения древнерусских авторов всегда прикреплены к конкретному историческому событию и историческому лицу. Эта черта присутствует в самых различных жанрах - в повестях о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о людях - по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Именно таких героев увидим мы в «Сказании о Борисе и Глебе». Написанное сотни лет назад неизвестным автором, это произведение и для сегодняшнего читателя не потеряло актуальности. Вечные проблемы долга и чести, верности и предательства, братства и междоусобицы важны и в наши дни. Кроме того мы узнаем, почему же имена князей Бориса и Глеба так почитаемы на Руси, почему так часто их история вдохновляла древнерусских авторов на новые сюжеты.

Интересно, что создание культа Бориса и Глеба не было случайным и преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси (прежде всего перед лицом Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред богом» и удостоилась своих «святых угодников». Во-вторых, был еще и важный политический подтекст: утверждалась государственная идея, что все русские князья - братья, но в то же время обязательно «покорение» младших князей «старшим».

Какие же исторические события повлияли на сюжет «Сказания о Борисе и Глебе»? В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Престол занял один из его двенадцати сыновей - Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым пытавшийся организовать против него заговор. Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжество вступил правитель Новгорода - сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе до своей смерти в 1054 г.

Но «Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании». Они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его как отца, он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми защитниками Русской земли.

Опираясь на особенности жанра, автор стремится показать героев как идеальных христиан. Однако, создавая образ того или иного князей, автор сообщает немало и исторических сведений о военных подвигах и удачах героев, об отношении к дружине, народу, пирах, набрасывает общую политическую картину данного времени, вводит иногда и элементы народно-песенного эпоса, народно-легендарные мотивы.

Для создания ярких образов князей автор умело развивает лирический материал, усиливает драматическую выразительность монологов и диалогов. Узнав о кончине отца, Борис произносит плач-монолог: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего… наставление недоразумения моего. Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращусь? Смогу ли насытиться вновь благим учением и наказанием разума твоего? Увы мне, увы мне ... »

Столь же патетичен, но мягче, лиричнее плач Глеба. В нем слышатся мотивы народных причитаний-заплачек: «О увы мне, господин мой! Плачу и стенаю, горюю и тужу… Увы мне, увы мне! Рыдаю слезно по отцу, особо же страдаю по тебе, брат и господин мой, Борис ... » Обращаясь к убийцам, Глеб молит их: «Не губите жизни моей молодой, не срезайте колоса неналившегося, не режьте лозы, не до конца выросшей, но плодоносной».

Автор привлекает множество подтверждающих цитат из библейских книг, риторический элемент, церковную лирику (главным образом молитвы) и заключительную похвалу в панегирическом стиле. Здесь использованы самые разнообразные стилистические приемы, риторические вопросы и обращения к святым в различных повышенно-интонационных формах: «Вы небесные люди, земные ангелы, столпы и утверждение нашей земли». Автор расширяет свою похвалу, обращаясь сначала к гробнице святых, затем к церкви, где они положены, к Вышгороду, где находится эта церковь, наконец, завершает «Сказание» лирическим молитвенным обращением. Бориса и Глеба автор называет «забралом Русской земли», обоюдоострым мечом, которым поражается «дерзость поганская», т. е. нашествие кочевников.

Итак, «Сказание о Борисе и Глебе» - это самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник древнерусской литературы, это занимательная историко-житийная повесть, написанная ясным, образным, пластичным языком. «Дела давно минувших дней» словно ожили под пером древнерусского автора, заставляя сочувствовать и сопереживать героям, далекое стало близким и понятным. Читая это произведение, мы узнали, почему духовный подвиг святых Бориса и Глеба так почитаем на Руси, почувствовали свою причастность к истории родной земли и гордость за ее славных сынов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к изучаемому тексту:

    Используя словарно-справочный материал, выясните, как определяется жанр жития и чем он характеризуется, каковы его композиция и стиль.

    Относятся ли к житию как жанру следующие художественные приемы: трехчастная композиция, торжественно-приподнятый стиль, сочетающийся с фактическим повествованием о жизни, строго определенное изображение героя («злодей», «святой»), а также изображение героя, близкое к иконописи?

    Покажите на конкретных примерах жанровые особенности «Жития Бориса и Глеба». Выясните его связи с устным народным творчеством.

    Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.

    Как житие связано с идеей осуждения братоубийственных распрей князей и патриотической идеей «русской великой страны»?

    Сопоставьте его сюжет с повестью об ослеплении Василька Теребовльского. Какие общие идеи волнуют авторов? Почему их так подробно излагает летопись?

    Какое выражение в произведении находит «мир света и добра»?

    Как создается ореол святости Бориса? Почему о нем можно сказать, что он святой?

    Какие человеческие черты присущи его облику? Проследите по тексту примеры проявления живых человеческих чувств Бориса.

    Какое место в характеристике Бориса занимает мотив слез? Подтвердите словами из текста.

    Что отличает Глеба от Бориса? Какие особенности его характера подчеркивает автор?

    Как складывается драматическая ситуация вокруг юного князя?

    Перескажите сцену убийства Глеба.

    Какими средствами пользуется автор, раскрывая внутренний мир героев (монологи, плачи, молитвы и другие художественные средства)?

    Прочитайте похвалу Борису и Глебу. Какую роль играют эти святые, по мысли автора, что они сделали для Русской земли?

    Какое место в этом прославлении занимает идея единства и защиты Русской земли?

    Почему исторические деятели были причислены к лику святых?

    В какие другие памятники древнерусской литературы и с какой целью включался житийный рассказ о Борисе и Глебе?







Еще при жизни отца Борис получил в правление Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Борис в это время возвращался из похода. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.


Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться. Убийцы ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. Святополк



После этого Святополк столь же вероломно умертвил князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла неподалеку от Смоленска.


Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата. В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.


Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.

"Житие Бориса и Глеба" Исследовательский проект учащихся 5 «А» класса


Цель – развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Время выполнения работы: 2 недели. Режим работы: урочно-внеурочные занятия.


Структура проекта Борисовичи Историки Владимировичи Глебовичи


Основной этапразработка проекта(сбор и уточнение информации) Заключительный этапЗащита проекта Ученики выступают перед одноклассниками и жюри Подготовительный этап? определение темы; ? выбор рабочих групп и распределение ролей; ? определение источников информации, постановка задач; ? выбор критериев оценки.


Критерии оценки


Владимир Красное Солнышко Выполнил Кондратьев Сергей, ученик 5 «А» класса


«Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь и сделал его христианином». лето писец Нестор


По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным.


Любимые сыновья князя Владимира Святой Владимир разделил Русь между своими 12 сыновьями при жизни. Любимые его сыновья были Борис и Глеб. Отец любил в них не только сыновей, но и светлых, осенённых благодатью истинных христиан.


Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя великий князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах.



Пусть же вершится веселое чудо,служится красками звонкая треба,в райские кущи от здешнего худаскачут лошадки Бориса и Глеба. Борис Чичибабин


Исчадие ада русской истории Святополк окаянный Выполнила Желтоусова Арина, ученица 5 «А» класса


Святопо?лк Влади?мирович, в крещении Пётр, в древнерусской историографии - Святопо?лк Окая?нный (ок. 979-1019) - князь туровский (с 988), а затем киевский в 1015 -1016 и 1018-1019, правитель Киевской Руси. Рождён гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославича, взятой в наложницы его братом и убийцей Владимиром. Лето пись говорит, что гречанка тогда уже была беременна (бе не праздна), таким образом, отцом его был Ярополк. Тем не менее Владимир считал его своим законным сыном (одним из старших) и дал ему удел в Турове. Лето писец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает».


После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом. Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава Храброго) и духовник жены, епископ Рейнберн, который умер в тюрьме. Причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису. Русь в это время...


Власть в Киеве захватил Святополк, которого люди впоследствии прозвали Окаянным. Чтобы выиграть время и укрепиться в столице, Святополк решил скрыть смерть Владимира. Ночью в княжеском тереме разобрали помост, и тело Владимира, завернутое в ковер, спустили на веревках на землю, а затем отвезли в киевскую церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили тайно. Святополк постарался заручиться поддержкой киевлян и начал щедро одаривать нужных людей должностями, деньгами, хоромами и мехами. «Но люди сердцами были не с ним, но с братом его Борисом, с которым ушли в поход братья их, киевское войско», - свидетельствует лето писец. Святополк готовит заговор


В течение того же года были убиты три брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Святополк, послав Борису лживое письмо с предложением дружбы, на самом деле готовил план его убийства. Плачет Господь с высоты осиянной.Церкви горят золоченой извёсткой,Меч навострил Святополк ОкаянныйДышат убивцы за каждой берёзкой. Убийство братьев Святополк устранил законных претендентов на Киевский престол, который сам после смерти Владимира занимал незаконно.


Борьба за власть Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились при Листвене на Днепре, ни одна долго сторона не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в реку, Ярослав захватил Киев.


Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, короля Болеслава Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород. Вторая битва Святополка с Ярославом


1019 году Ярослав вновь вступил против Святополка, который был вынужден уйти к печенегам. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб. Смерть Святополка


Список литературы. 1. Святые Борис и Глеб. http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/boris_gleb/index.htm 2. Храм святого равноапостольного князя Владимира. http://www.kv.orthodoxy.ru/ 3. ru.wikipedia.org/wiki/ 4. Святые братья Борис и Глеб. .http://www.privatelife.ru/2004/tv04/n13/2.html 5. Киевский музей восковых фигур. http://www.wax.com.ua/gallery/history/mudriy/ 6.Н.М. Карамзин. История государства Российского. Глава I ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК. http://hronos.km.ru/libris/karamz02_01.html

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЕМ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ НЕВИННОУБИЕННЫХ БРАТЬЕВ – КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА. КОНЕЦ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

Цели урока:

Обучающие :

      дать понятие сказания как жанра духовной литературы;

      познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией;

      выявить главные христианские заповеди «Сказания Бориса и Глеба».

Воспитательные :

      воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, смысла жизни человека);

      создать условия для формирования интереса обучающихся к истории и культуре своего народа, используя исторические образы;

      воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле.

Развивающие :

      развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

      формировать умение выделять главное;

      пополнять словарный запас.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, УМК «Православная культура 5-6 классы», иконы Святых Бориса и Глеба, текст для анализа «Сказание о Борисе и Глебе», мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: святые, князь Ярослав Мудрый, сказание, канонизация.

Место проведения урока : кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока : изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

I. Организационный момент

(Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности обучающихся к уроку).

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.

II. Объявление темы урока, постановка целей урока (Слайд 1-3)

Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания

Почему Борис и Глеб – святые? Чему мы должны учиться у них? (Слайд 4)

III. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний

Слово учителя

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «О, Святая Русь! Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто же вы, первые русские святые?» Ответ на этот вопрос даёт нам духовная литература. (Слайд 5)

Вопросы

1. Что значит «духовная литература»? Что вы вкладываете в это понятие?

(Обучающиеся высказывают различные мнения).

2. Какие книги можно отнести к духовной литературе? Приведите примеры (Библия).

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. Сюда относятся и рассказы о святых людях.

3. Кто же такие святые? (Обращение к глоссарию.) И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах).

4. А что является символом святости, как мы можем это определить, глядя на икону? (Нимб). (Слайд 6)

Работа над эпиграфом к уроку

Эпиграфом к уроку не случайно стали слова Владимира Мономаха: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.» Выделите ключевые слова в этом высказывании (Добро, мир), и пусть в вашей жизни всегда царят мир и добро. (Слайд 7)

IV. Усвоение новых знаний

Словарная работа

К духовной литературе относятся и такие жанры как сказание, поучение, житие.

Как вы понимаете значение слова «сказание»? Подберите однокоренные слова.

Сказание = сказ, сказка, сказочник, сказать.

Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:

«Сказание – это жанр древнерусской литературы исторического или легендарного содержания» (Определение записывается и объясняется).

– Одним из первых сказаний, появившихся на Руси, было «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого исторического текста, сделанного писателем Е. Поселяниным. Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время, а помогут нам в этом наши историки и литературоведы (Доклады обучающихся) (Слайд 8,9)

Историческая справка

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор и это откладывает отпечаток на всю его жизнь.

Сыновья крестившего Русь князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе Окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. (Слайд 10,11)

Литературная справка

Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 веков, составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития, предназначенных для богослужения, сюда вошла летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (Слайд 12) (произведение конца 11- начала 12 веков).

Физкультминутка (Слайд 13)

Работа с учебником

Чтение текста стр. 114-117, беседа по содержанию:

Кто такой Святополк? (Старший сын князя Владимира)

Какое прозвище он получил и за что? (Окаянный, за убийство братьев)

Кто такие страстотерпцы? (Мученики - святые, принявшие мучение и смерть за веру

в Иисуса Христа)

Что значит «образец христианских добродетелей»? (Истинная любовь, кротость, смирение, незлобие)

Что такое «канонизация»? (Причисление умершего к лику святых)

Кто такой Ярослав Мудрый? (Сын князя Владимира, правивший на Руси после его мерти)

(Слайд 14, 15)

Чтение сказания

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает сказание с небольшими комментариями) (Слайд 16)

Блиц-опрос

Назовите главных героев.

Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

- «…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили». Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу.

Что же стало со Святополком Окаянным?

Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

Почему он замыслил погубить братьев?

В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

Как погибает Глеб?

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

(Слайд 17)

V. Закрепление новых знаний

Выполнение тренировочных тестов к § 2.4 №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тренировочных упражнений №№ 3, 4 (Слайд 18)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

Ребята, вам понравилось сказание? Что именно?

Чем сказание может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).

– Ребята, сегодня мы познакомились с вами только с одним сказанием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с этим жанром. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой сказательной литературой.

(Слайд 19)

VII. Рефлексия

«Градусник» (на большом листе изображается градусник с отметками «температуры» на уроке: «дружелюбная», «теплая», «приятная», «ноль», «прохладная», «холодная», «отвратительная».

VIII. Домашнее задание (по выбору):

1. Нарисовать иллюстрацию к «Сказанию о Борисе и Глебе».

2. Составить кроссворд по «Сказанию о Борисе и Глебе».

3. Написать эссе «Что такое святость?»

4. Сделать презентацию по теме «Сказание как жанр древнерусской литературы»

(Слайд 21)

Список литературы

    Ожегов С.И. Толковый словарь М.: Просвещение, 1999.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.km.ru/ )

Данные об авторе

Пак Марина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5, г.Искитим, Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

В методической разработке представлены следующие материалы: разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: « Кто вы, первые русские святые?» Изучение «Сказания о Борисе и Глебе»); кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»; презентация учителя; занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»; презентация учащихся.

Пояснительная записка

Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на изучение темы в 5-ом классе отводится 6 часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Духовная литература. Библия

Новый Завет.

РРПритчи Иисуса Христа

В мире древнерусской литературы

4.

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»

Защита проекта

Этот курс открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают

этические и эстетические образцы христианского сознания.

Непосредственное изучение «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет урок по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:

· возникновение древнерусской литературы;

· мироощущение средневекового человека;

· жанры религиозной литературы;

· житийный канон.

Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал очень сложный для восприятия подростков. На уроках, отведенных на изучение жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как

святой

икона

житийный канон

страстотерпцы

добродетель

порок

жанр жития

христианское мировоззрение

контраст.

Понятия довольно сложные не только для ребёнка, но и для взрослого человека.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь… Житийная литература возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, что именно эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радость от познания, когда открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, самый яркий: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.

Мультимедиа компоненты урока

1. Кроссворд (файл krossvord .htm ).

2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt).

3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm).

4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, этот вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2.Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а учатся слушать, наблюдать, думать.

Слайды №3 - №6 сопровождаются выступлениями заранее подготовленных учеников

Во время совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 - №14), заполнение таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.

Во время знакомства собразом мира в христианском понимании (слайд №17)стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, а по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём продолжение цитаты появляется также по щелчку после обсуждения вопроса: «Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?».На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам сложно было бы понять этот материал.

А так не хочется, чтобы древнерусская литература воспринималась современными школьниками, как латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.

При работе со слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), после этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».

Задание выполняется парами и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстративный материал из презентации учителя.

Работа над проектом

После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили свой материал в виде презентации.

Перед изучением сказания класс разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).

Цель - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Время выполнения работы: 2 недели.

Режим работы: урочно-внеурочные занятия.

Подготовительный этап

Определение темы;

выбор рабочих групп и распределениеролей;

определение источников информации, постановка задач;

выбор критериев оценки.

Основной этап
Разработка проекта
(сбор и уточнение информации)

Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри

Критерии оценки

Содержание

Оформление

Выступление

ü глубина материала

ü наличие иллюстративного материала

ü грамотность речи

ü логичность изложения

ü отражение идеи исследования

ü убедительность, умение отвечать на вопросы

ü критичность

(Собственные выводы)

ü выдержанность стиля

ü выразительность речи, артистизм

Материалы урока и проекта учащихся успешно апробированы, пятиклассники проявили живой интерес к духовной литературе. Теперь они легко узнают «блаженных» героев в других произведениях.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает интерес учащихся, создаёт эмоциональный настрой детей на восприятие информации, формирует целостное отношение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Используемая литература:

1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина - Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.

2. Приложение к журналу «Литературав школе» № 2-2005.

3 . Православный календарь, 2008. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6471.htm

4 . Храм святого равноапостольного князя Владимира

73 KB 2.79 MB 50.5 KB 201.79 KB 9.23 KB
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Техника рисования кляксография с трубочкой Техника рисования кляксография с трубочкой Беседа «Волга — русская река Сценарии библиотечных уроков о волге Беседа «Волга — русская река Сценарии библиотечных уроков о волге История появления и развития золотого шитья на руси На какой ткани вышивают золотом История появления и развития золотого шитья на руси На какой ткани вышивают золотом