Порядок декларирования состава и свойств сточных вод. Готовим Декларацию о Составе Сточных Вод! Обеспечение контроля качества сточных вод нормируемыми абонентами

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Анна писал(а):

Ох, Светлана...
ППРФ №644

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию .
При наличии нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков.
Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:
учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
исключаются значения запрещенного сброса;
не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.
Загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод и по которым в декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ и показатели свойств сточных вод, определяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 5 к настоящим Правилам, а также нормативами допустимых сбросов абонента, в отношении которого установлены такие нормативы.

Таким образом, абонент обязан сделать это сам и за свои деньги. Может привлечь Вашу лабораторию, если у вас есть аккредитация. Вы, со своей стороны, должны знать, какие ЗВ вы можете принимать и обезвреживать, на основании которого ВЫ выдаете разрешения на сбросы другим абонентам.

Поэтому. Обрадуйте абонента. Единственное, за 2 года у них не выйдет взять. Пусть берут значения, полученные из этих замеров, как максимальные.
Декларацию заполняю абоненты. ППРФ №644 и №1134 - Ваши основные помощники

Ой, Анна, спасибо Вам огромное за помощь. Работаю второй год и не все еще понимаю. Хорошо, что есть такие помощники))) А насчет контрольных проб мы можем брать если захотим или два раза в год обязательно?

Плательщиком водного налога становится любое физическое или юридическое лицо, которое использует в деятельности особое или специальное водопользование. Уплата сбора регулируется статьями 333.8-333.15 НК РФ.

В этих статьях говорится о том, что не все граждане и организации обязаны уплачивать налог . Так, например, если фирма или предприниматель пользуются ресурсом на основании соглашения о предоставлении водного объекта, платить сбор им не нужно.

Объекты, база, ставки

Правила подсчета и уплаты налога содержатся в главе 25.2 НК РФ . Способы пользования, признаваемые налогооблагаемыми объектами :

  • сбор воды из водоемов;
  • задействование объекта в гидроэнергетике;
  • использование водоема для транспортировки древесины;
  • использование акватории.

В аналогичные сроки необходимо произвести уплату налога в бюджет.

Если особое водоиспользование участвует в работе физлиц (в т. ч. иностранных граждан), они также сдают копию отчетности в инспекцию, которая выдала лицензию.

Льготы по водному сбору законом не предусмотрены.

Налогоплательщик по истечении отчетного периода самостоятельно производит расчет налога, руководствуясь положениями статьи 333.13 НК РФ . Для этого налогооблагаемую базу необходимо умножить на ставку и соответствующий коэффициент, который указан в статье 333.12 НК РФ .

Заполнение декларации

Отчетность сдают все плательщики сбора за водопользование (т. е. организации и граждане, использующие водный объект по лицензии). Форма утверждена Приказом Минфина России №29Н .

Нужно учитывать, что налоговую не интересует, велась деятельность в конкретный период или нет . Даже если ресурс никак не использовался, следует сдать «нулевую» отчетность (с прочерками в соответствующих графах).

Если учредитель решил прекратить деятельность, нужно просто аннулировать лицензию . В противном случае за неподанные вовремя декларации будут начисляться штрафы. Информация по этой теме представлена в статьях 333.8 и 333.15 НК РФ.

Отчетность по водному сбору состоит из следующих элементов :


Все четыре подраздела заполняются исходя из того, как именно используется объект. Если, например, учреждение только качает воду, но акваторию не использует, в инспекцию нужно будет сдать только «титульник», разделы 1 и 2 и подраздел 2.1.

Разделы 1 и 2 сдают все без исключения . У титульного листа есть вторая страница – она предусмотрена для тех, у кого отсутствует ИНН.

В обязательных к представлению разделах «один» и «два», а также в титульном листе указываются все сведения по объекту, реквизиты, налогооблагаемая база и итоговая сумма к уплате.

При заполнении декларации нужно следовать ряду базовых правил :

  • отчет сдают в бумажном или электронном формате;
  • при заполнении от руки разрешается писать только черными, синими или фиолетовыми чернилами;
  • применение корректоров не допускается;
  • ошибку можно исправить посредством обычного зачеркивания;
  • рядом с любым исправлением нужно расписаться;
  • вся информация вносится заглавными печатными буквами;
  • стоимостные значения указываются в рублях, целиком;
  • если показателя нет, делается прочерк;
  • скрепление и сшивание страниц средствами, повреждающими бумагу, запрещено.

Заполнение титульного листа :

  1. ИНН/КПП . Если идентификационный номер состоит из десяти цифр, в первых двух полях нужно поставить нули. В документе указывается КПП, присвоенный налоговой по месту сдачи отчетности. Если фирма сдает декларации по своему местонахождению, нужно прописать ИНН/КПП, указанные в свидетельстве о постановке на налоговый учет, из уведомления (форма №9/КНУ – крупнейшие плательщики) или свидетельства для зарубежных компаний по форме №11СВ/Учет.
  2. Номер корректировки . Для первичного отчета – «0», для уточненной декларации – порядковый номер сдачи («1», «2» и т. п.).
  3. Код налогового периода .
  4. Отчетный период .
  5. Код инспекции, куда сдается декларация . Прописан в свидетельстве о постановке на учет.
  6. Код по месту нахождения . Если документ сдается по месту нахождения водоема, указывается код «255».
  7. Полное название юрлица или ФИО физического лица .
  8. Код ОКВЭД .
  9. Код типа реорганизации (ликвидации) .
  10. ИНН и КПП реорганизованного учреждения .
  11. Контактный номер телефона .
  12. Число страниц декларации .
  13. Число листов подтверждающих бумаг .

На титульном листе расписывается руководитель компании, им же проставляется дата заполнения и ставится печать. Если информацию указывает представитель фирмы, к отчетности нужно приложить нотариальную доверенность.

Физические лица просто расписываются и ставят дату. При отсутствии ИНН гражданин заполняет страницу 2 «титульника».

Заполнение строк раздела 1 :

  • 010 – КБК налога на водопользование;
  • 020 – ОКТМО местности, где уплачивается сбор (можно посмотреть в общероссийском классификаторе), в оставшихся свободных ячейках ставится прочерк;
  • 030 – суммарное значение налога по всем типам водопользования (в пределах одного ОКТМО).

Второй раздел включает два подраздела, которые заполняются в зависимости от налогооблагаемого объекта. Указанные разделы заполняются по каждому объекту отдельно (по всем лицензиям и ОКТМО). В случае применения различных ставок расчет для каждой представляется на отдельном бланке.

Первый подраздел заполняют, если производится водозабор. Здесь нужно указать:

  • 010 – КБК сбора;
  • 020 – ОКТМО местности, где используется объект;
  • 030 – наименование объекта (озеро, река, море и проч.) либо номер скважины (для подземного источника);
  • 040 – серия, номер, тип лицензии;
  • 050 – код водоиспользования;
  • 060 – количество ресурса, полученного по конкретному коду водоиспользования (суммировать строчки 070 и 100);
  • 070 – фактически полученный объем воды из объекта, если случай не подлежит налогообложению;
  • 080 – код цели сбора ресурса;
  • 090 – лимит использования воды в 1000 м 3 (указывается в лицензии);
  • 100 – суммарный объем воды, облагаемый сбором (сложить строчки 101 и 102);
  • 101 – вода, полученная по лимиту;
  • 102 – вода, полученная сверх лимита;
  • 110-150 – ставки с коэффициентами;
  • 160 – сумма платежа (101 * 110 * 130 * 140 * 150 + 102 * 120 * 130 * 140 * 150).

Ставка с учетом коэффициента округляется до рубля.

Второй подраздел заполняется в следующих случаях:

  • использование акватории объекта;
  • участие объекта в работе ГЭС;
  • использование объекта для лесосплава.

В этом подразделе по каждому объекту и типу использования отражаются:

Правила расчета сбора :

Пример : ЗАО «Вымпел» получает водные ресурсы из подземного источника в Приволжском округе на различные цели по двум лицензиям:

  • для личных производственных нужд (из подземного источника) – годовой объем 80 000 м 3 ;
  • для водоснабжения населения – лимит 120 000 м 3 .

За первый квартал 2018 года компания получила объемы:

  • для личных целей – 28 000 м 3 ;
  • для населения – 23 000 м 3 .

Сбор за первый квартал рассчитан отдельно для каждого вида использования. Лимит водопользования для личных целей составляет 20 000 м 3 – фирма его превысила.

Ставка налога с учетом коэффициента составляет:

  • 459 рублей за каждую тысячу кубометра (348 * 1,32);
  • 2297 за тысячу кубометра при превышении лимита (348 * 1,32 * 5).

Размер платежа для личных нужд составит:

20 000 м 3 * 459 = 9180 рублей

8000 м 3 * 2297 = 18 376 (за превышение)

Размер платежа для водоснабжения населения:

23 000 м 3 * 93 = 2139 рублей

Общая сумма сбора за первый квартал:

9180 + 18 376 + 2139 = 29 695 рублей

Декларация заполнена бухгалтером и сдана 18.04.2018 года.

Способы подачи отчетности

Декларации сдают тремя способами :

  • при личном обращении;
  • заказанным письмом с описью вложения;
  • по ТКС в электронном формате.

При личной подаче сдается два экземпляра : один остается в налоговой, другой возвращается плательщику с отметкой даты представления.

Если отчетность сдает представитель, у него должна быть на руках нотариальная доверенность.

Меры ответственности

Если плательщик нарушил сроки сдачи отчетности, на него налагается штраф в размере 5% от суммы неуплаченного сбора (не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога). Штраф уплачивается за каждый месяц со дня просрочки.

Рассматриваемый в данном материале документ как таковой был учрежден в 2013-м году в результате соответствующего постановления российского правительства, регулирующего вопросы холодного водоснабжения и водоотвода.

Декларация — эффективный способ контроля качества сточных вод

Эту декларацию необходимо подавать всем субъектам хозяйствования, у которых есть отдельные выпуски в систему центрального водоотведения, при условии, что средний объем генерируемых ими сточных вод составляет от 30 кубометров в сутки. Кроме того, в список объектов, для которых актуальна рассматриваемая декларация, входят те, для которых установлены НДС – нормы допустимых сбросов.

Специфика документации

Следует отметить, что существует определенное заблуждение, касающееся данного документа. Оно заключается в том, что многие считают обязательным одобрение подаваемой декларации со стороны ВКХ – учреждения водопроводно-канализационного хозяйства. Стоит помнить, с законодательной точки зрения это не является обязательным, что есть смысл учитывать каждому потенциальному декларанту.

Данные из этой декларации принимаются во внимание, когда производится расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду. В случае если качественные характеристики стоков будут находиться на оптимальном уровне, рассматриваемый взнос окажется минимальным. Именно поэтому внесение предельно точных сведений в декларацию выгодны как ВКХ, так и предприятию.

Если же коротко объяснить, для чего конкретно нужна декларация о составе и свойствах сточных вод, то прежде всего, она представляет собой довольно эффективное средство контроля за качеством сбрасываемых потребителем стоков. По сути, это сообщение со стороны декларанта о таких характеристиках отводимых вод, как:

  • объем;
  • специфика состава;
  • свойства и прочие особенности.

Также стоит добавить, что предоставляя данную декларацию, потребитель водных ресурсов обязуется в точности соблюдать заявленные в документе параметры на протяжении всего срока его действия.

Заполнение декларации

Как уже упоминалось выше, предприятия, подключенные к системе централизованного водоснабжения и генерирующие более 30 кубических метров стоков в сутки, обязаны подавать данную декларацию в любом случае. Если же объем стоков является меньшим, то заполнение рассматриваемого документа производится в опциональном порядке – то есть, обязательным не считается.

Что же касается тех потребителей, суточный сброс стоков которых превышает 200 кубометров, то в их случае необходимы проработка и последующее согласование проекта уже упоминавшихся выше НДС – нормативов допустимых сбросов. Также, им вменяется в обязанность разработка детального плана мероприятий, направленных на снижение существующего количества сбрасываемых вод.

Для проработки декларации понадобится много документов

Теперь следует перечислить документы, являющиеся обязательными в таком деле, как проработка рассматриваемой в данном материале декларации. К таковым относятся:

  • краткое описание структуры производства;
  • перечень объектов, относящихся к предприятию, с уточнением их назначения;
  • свидетельство, подтверждающее право собственности (альтернативным вариантом может быть договор аренды); подробные сведения, касающиеся территории, занимаемой компанией (предоставление данных о площади – совокупной, застроенной, относящейся к проезжей части, пешеходной, выделенной под зеленые насаждения и т.д.);
  • договор, подтверждающий право декларанта на использование водных ресурсов – снабжение ими и их последующий сброс;
  • извещения от местного водоканала, в которых указаны результаты исследований взятых проб генерируемых предприятием стоков;
  • акт, регулирующий разграничение ответственности в отношении канализационных сетей;
  • характеристики используемых очистных сооружений, а также относящаяся к ним документация (данный пункт актуален в случае, если системы очистки присутствуют);
  • подробная схема канализации и выпусков, с обязательно отмеченными контрольными точками.

А что же дальше?

После того как декларация о свойствах и составе сточных вод заполнена, начинается процедура ее проработки. Она предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • сбор сведений, являющихся исходными;
  • взятие проб стоков на всех выпусках, осуществляемое один раз в семь дней (и так шесть раз);
  • проведение лабораторного исследования вод;
  • разработка и оформление декларации, производимые на основании собранной информации;
  • подача документа в местный водоканал.

Касательно сроков проработки данной декларации можно сказать, что они относительно невелики.

Минимальная продолжительность ожидания в таких случаях составляет 15 рабочих дней, а конкретное его значение зависит от таких факторов, как:

  • степень сложности осуществляемых работ;
  • особенности объекта, а также его расположение;
  • наличие протоколов, в которых указываются результаты анализов взятых проб и т.п.

Напоследок же остается добавить, что предприятие имеет право вносить корректировки в документ до момента получения им уведомления о проведении отбора стоков для анализа. Также стоит напомнить, что декларация теряет свою силу, если изменились:

  • профиль производства;
  • используемые технологии очистки;
  • те или иные технологические процессы, влияющие на характеристики генерируемых стоков;
  • нормы, регулирующие предельно допустимые сбросы.

Помимо этого, рассматриваемый документ является утратившим силу в случае, если по итогам проведенной проверки было выявлено несоответствие реальных данных тем, которые были заявлены декларантом.

Декларация о составе и свойствах сточных вод – документ, которые ежегодно подают те абоненты Водоканала, которые имеют нормативы допустимых сбросов или же те, кто не имеет НДС, но ежесуточно сбрасывают более 30 кубических метров в центральные сети водоснабжения.

Декларация подается с целью контроля состава и свойств загрязняющих веществ сточной воды, которую абоненты сбрасывают в Водоканал.

Периодичность и срок подачи Декларации: каждый год до 1 ноября. В случае изменения данных в Декларации, после внесения изменений в документ.

Декларация содержит:

  • полное и сокращенное наименование абонента;
  • реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение;
  • сведения об объектах абонента (площадки, подразделения);
  • реальные концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и реальные показатели свойств сточных вод, сбрасываемых (планируемых к сбрасыванию) абонентом в централизованную систему водоотведения;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев;
  • сведения об ответственных за достоверность данных в Декларации.
Образец документа можно скачать на официальном сайте Водоканала, куда отчитывается абонент или на этой странице в разделе “Законодательные акты”.

Порядок подготовки и сдачи Декларации

  1. Абонент заказывает лабораторию для проведения замера и анализа состава и свойств сточных вод или использует результаты анализов при подготовки проекта НДС (при наличии проекта НДС).
  2. Заполняет Декларацию.
  3. Направляет Декларацию в срок в Водоканал, куда он осуществляет водоотведение.
  4. Водоканал в течение 10 рабочих дней проверяет Декларацию на достоверность, сообщает результат абоненту.
  5. Водоканал в течение 3 рабочих дней направляет Декларацию абонента в территориальный орган Росприроднадзора (пункт касается абонентов с НДС).

Санкции

За нарушение требований этого вида экологического законодательства предусмотрены санкции за “Сокрытие и искажение экологической информации” (КоАП ст.8.5) – для юридических лиц от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.

Нарушение правил водопользования (КоАП ст. 8.14. ч. 1) – для юридических лиц от 80 тыс. до 100 тыс. рублей.

Основание подготовки Декларации:

ФЗ №416 “О водоснабжении и водоотведении”.
ППРФ №644 пп.124-130.
ППРФ №1134.

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС , относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД НОРМИРУЕМЫМИ АБОНЕНТАМИ

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ , в соответствии с Программой.

Программа контроля состава и свойств сточных вод

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы :

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает :

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

К сведению

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод , которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.
Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов .

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны :

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

К сведению

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом .

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с отметкой «Абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился» . В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД НЕНОРМИРУЕМЫМИ АБОНЕНТАМИ

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СОСТАВЕ И СВОЙСТВАХ СТОЧНЫХ ВОД

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается .

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит :

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

  • Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»: что нового?
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Славянские мифы и легенды Славянские мифы и легенды Квартирные кражи и ограбления, как наводят преступников на собственную квартиру, профилактика краж Квартирные кражи и ограбления, как наводят преступников на собственную квартиру, профилактика краж Маршрутки капут. Что из этого получилось. Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос - anna_nik0laeva Какие маршрутки отменили с 15 августа Маршрутки капут. Что из этого получилось. Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос - anna_nik0laeva Какие маршрутки отменили с 15 августа