Период просвещения люди. Общая характеристика эпохи просвещения. Эпоха просвещения в России

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Эпоха Просвещения - один из важнейших периодов не только в европейской истории, а и в мировой культуре. Первые ее идеи зародились в

Англии и сразу же распространились во Франции, Германии, России и других государствах Европы. Большинство историков датируют эту идеологическую эпоху концом XVII-началом XIX века, но время проявления ее мыслей в различных странах и областях науки и искусства варьируется.

Представители эпохи Просвещения

В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. Их работы были направлены на вопросы социально-политического характера и получили общеевропейское значение. Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма. Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской. Действия просветителей Америки были направлены на борьбу с английскими колониями и на разрыв с Англией в общем.

Принципы эпохи Просвещения

Несмотря на некоторые различия во взглядах, эпоха Просвещения в целом

была направлена на постижение естественных принципов жизни человека (права, религии и т.д.). Все существовавшие отношения и формы были подвержены критике с точки зрения естественного и разумного начала. Большое внимание уделялось морали, воспитанию и педагогике, в которых проповедовались идеалы гуманности. Острые формы принял вопрос о достоинстве человека.

Признаки эпохи

Можно выделить три основных признака эпохи Просвещения:

1. Теория равенства всех перед человечеством и законом. Люди являются на свет равными в своих правах, удовлетворение их индивидуальных интересов и потребностей направлено на установление справедливых и разумных форм сосуществования.

2. Превосходство разума. На основе научных достижений сложилось представление о том, что общество и Вселенная подчиняются разумным и логичным законам, все загадки мироздания разгаданы, и распространение знаний способно избавить от всех социальных проблем.

3. Исторически оптимистический настрой. Эпоха Просвещения строилась на вере в возможность изменения человечества к лучшему и преобразования социально-политических устоев "рациональным" способом.

Выводы

Как показала эпоха Просвещения, философия этого периода сильно повлияла на развитие дальнейших теорий об аспектах человеческой жизни. Его идеи легли в основу демократии и политической свободы как базовых ценностей современного общества. Либерализм, будучи современным общественно-политическим течением, возник на базе просветительских теорий. На принципах Просвещения основаны Декларация независимости Америки и Декларация прав человека и гражданина во Франции. Однако принципы Просвещения не избежали и критики. С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Деятельность просветителей казалась нереалистической. Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.

Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе - в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и тому подобное. Поэтому XVIII век во Франции носит имя века Просвещения , и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей.

Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись в вопросе о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции.

Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века (историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин) привело к развитию книгопечатания. Правительство, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, тем самым вызвало к ним еще больший интерес. По свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках.

Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается сельский кюре Жан Мелье (1664- 1729), сочинение которого «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других.

Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иготиранического господства… ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех наших тиранов».

Шарль Луи Монтескье

Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), занимавший

видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),- писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока - Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.

Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции.

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал (Франсуа- Мари Аруэ, 1694-1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,- отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715- 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли - эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена - это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

Основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815). то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

  • 1 Сущность
  • 2 Периодизация по Г. Мэю
  • 3 Религия и мораль
    • 3.1 Роспуск Общества Иисуса
  • 4 Историческое значение
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература

Сущность

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы - женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741):

Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию - гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу. Оригинальный текст (англ.)

There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets.

- «Essay of the study of history» (1741).

Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии» (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» - однокоренные). Германии в 1731-1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. ней было 284 000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Но, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь. На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704 году. притче о пауке и пчеле, содержащейся в этом рассказе, он прекрасно и остроумно выразил суть спора между сторонниками античной и современной литературы.

Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV-XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке - Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической.

Религия и мораль

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

Роспуск Общества Иисуса

Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

Иезуиты, непримиримые защитники папского авторитета, на фоне роста конфликта между церковью и государством, а также общественного мнения призывающего к уничтожению ордена, были изгнаны почти из всех европейских стран. 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769). 1773 году папа Климент XIV опубликовал буллу Dominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Всё имущество ордена было конфисковано и, в большей его части, направлено на создание общественных мест контролируемых государством. Однако иезуиты полностью не исчезли из Европы, так как в России Екатерина Великая, хоть и была весьма близка к идее Просвещения, отказалась публиковать папское бреве о роспуске.

Историческое значение

Портрет Вольтера из дворца прусского короля Фридриха Великого Сансусси. Гравюра П. Баку

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция.

В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение?, 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов - Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

См. также

  • Американское Просвещение
  • Российское Просвещение
  • Шотландское Просвещение
Важнейшие представители
  • Томас Аббт (1738-1766), Германия, философ и математик.
  • Маркиз де Сад (1740 - 1814), Франция, философ, основоположник учения абсолютной свободы - либертинизма.
  • Жан ле Рон д’Аламбер (1717-1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
  • Бальтазар Беккер (1634-1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы.
  • Пьер Бейль (1647-1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность.
  • Чезаре Беккариа (1738-1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764).
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827), Германия, композитор.
  • Джордж Беркли (1685-1753), Англия, философ и церковный деятель.
  • Юстус Хеннинг Бемер (1674-1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
  • Джеймс Босуэлл (1740-1795), Шотландия, писатель.
  • Леклер де Бюффон (1707-1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle.
  • Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма.
  • Джеймс Бернет (1714-1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики.
  • Маркиз де Кондорсе (1743-1794), Франция, математик и философ.
  • Екатерина Дашкова (1743-1810), Россия, литератор, президент Российской академии
  • Дени Дидро (1713-1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии.
  • Французские энциклопедисты
  • Бенджамин Франклин (1706-1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости.
  • Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657-1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
  • Виктор Д’Юпай (1746-1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм.
  • Эдуард Гиббон (1737-1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи.
  • Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.
  • Олимпия де Гуж (1748-1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), заложившей основы феминизма.
  • Йозеф Гайдн (1732-1809), Германия, композитор.
  • Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Франция, философ и литератор.
  • Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
  • Томас Гоббс (1588-1679), Англия, философ, автор Левиафана, книги, заложившей основы политической философии.
  • Поль Анри Гольбах (1723-1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
  • Роберт Гук (1635-1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
  • Дэвид Юм (1711-1776), Шотландия, философ, экономист.
  • Томас Джефферсон (1743-1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию».
  • Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744-1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
  • Иммануил Кант (1724-1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
  • Гуго Коллонтай (1750-1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
  • Игнацы Красицкий (1735-1801), Польша, поэт и церковный деятель.
  • Антуан Лавуазье (1743-1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Готфрид Лейбниц (1646-1716), Германия, математик, философ и юрист.
  • Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра.
  • Карл Линней (1707-1778), Швеция, ботаник и зоолог.
  • Джон Локк (1632-1704), Англия, философ и политический деятель.
  • Пётр I (1672-1725), Россия, царь-реформатор.
  • Феофан Прокопович (1681-1736), Россия, церковный деятель и литератор.
  • Антиох Кантемир (1708-1744), Россия, литератор и дипломат.
  • Василий Татищев (1686-1750), Россия, историк, географ, экономист и государственный деятель.
  • Фёдор Волков (1729-1763), Россия, актёр, основатель русского театра.
  • Александр Сумароков (1717-1777), Россия, поэт и драматург.
  • Михайло Ломоносов (1711-1765), Россия, естествоиспытатель и поэт, один из авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Иван Дмитревский (1736-1821), Россия, актёр и драматург.
  • Иван Шувалов (1727-1797), Россия, государственный деятель и меценат.
  • Екатерина II (1729-1796), Россия, императрица, меценат и литератор.
  • Александр Радищев (1749-1802), Россия, писатель и философ.
  • Михаил Щербатов (1733-1790), Россия, историк и публицист.
  • Иван Бецкой (1704-1795), Россия, государственный деятель.
  • Платон (Левшин) (1737-1812), Россия, церковный деятель и историк церкви.
  • Денис Фонвизин (1745-1792), Россия, литератор.
  • Владислав Озеров (1769-1816), Россия, поэт и драматерг.
  • Яков Княжнин (1742-1791), Россия, писатель и драматург.
  • Гавриил Державин (1743-1816), Россия, поэт и государственный деятель.
  • Николай Шереметев (1751-1809), Россия, меценат.
  • Христлиб Фельдштраух (1734–1799), Россия, Германия, преподаватель, философ. Автор Наблюдений о человеческом духе и его отношении к миру
  • Себастьян Жозе Помбал (1699-1782), Португалия, государственный деятель.
  • Бенито Фейжоо (1676-1764), Испания, церковный деятель.
  • Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.
  • Леандро Фернандец де Моратин (1760-1828), Испания, драматург и переводчик.
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Германия, композитор.
  • Исаак Ньютон (1643-1727), Англия, математик и естествоиспытатель.
  • Николай Новиков (1744-1818), Россия, литератор и филантроп.
  • Доситей Обрадович (1742-1811), Сербия, писатель, философ и лингвист.
  • Томас Пейн (1737-1809), США, литератор, критик Библии.
  • Франсуа Кёне (1694-1774), Франция, экономист и врач.
  • Томас Рид (1710-1796), Шотландия, церковный деятель и философ.
  • Жан-Жак Руссо (1712-1778), Франция, писатель и политический философ, автор идеи «общественного договора».
  • Адам Смит (1723-1790), Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги Исследование о природе и причинах богатства народов.
  • Барух Спиноза (1632-1672), Голландия, философ.
  • Эммануил Сведенборг (1688-1772), Швеция, теолог и естествоиспытатель.
  • Алексис Токвиль (1805-1859), Франция, историк и политический деятель.
  • Вольтер (1694-1778), Франция, писатель и философ, критик государственной религии.
  • Адам Вейсгаупт (1748-1830), Германия, правовед, основатель тайного общества иллюминатов.
  • Джон Уилкс (1725-1797), Англия, публицист и политик.
  • Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768), Германия, искусствовед.
  • Христиан фон Вольф (1679-1754), Германия, философ, юрист и математик.
  • Мэри Уолстонкрафт (1759-1797), Англия, писатель, философ и феминистка.

Примечания

  1. Hackett, Louis. The age of Enlightenment (1992). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  2. Hooker, Richard. The European Enlightenment(недоступная ссылка - история) (1996). Архивировано из первоисточника 29 августа 2006.
  3. Frost, Martin. The age of Enlightenment (2008). Проверено 18 января 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  4. «Essay of the study of history» (1741).
  5. Stollberg-Rilinger (2010), стр. 187.
  6. Цитируется по: G.Gunn. Early American Writing. Introduction. Penguin Books USA Inc., New York, 1994. Pp.xxxvii-xxxviii.
  7. Blissett, Luther. Anarchist Integralism: Aesthetics, Politics and the Après-Garde (1997). Проверено 18 января 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.

Библиография

  • Геттнер, «История всеобщей литературы XVIII в.»;
  • Laurent, «La philosophie du XVIII siècle et le christianisme»;
  • Lanfrey, «L"église et la philosophie du XVIII siècle»;
  • Stephen, «History of english thought in the XVIII century»;
  • Biedermann, «Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustände»
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Ссылки

  • Статья в энциклопедии "Кругосвет"
  • Длугач Т. Б. Философия Просвещения (видеолекции)

Литература

  • Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. - М.: Институт философии РАН, 1993. - 213 с.
  • М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. Понятие просвещения // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997, с. 16-60
  • Д. Рикуперати. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.

что такое эпоха просвещения, эпоха просвещения, эпоха просвещения в западной европе, эпоха просвещения в россии, эпоха просвещения это

Эпоха Просвещения Информацию О

Культура никогда не стоит на месте. Она постоянно находится в развитии, в движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Так, к примеру, XVIII век ознаменовался новым, одним из главных этапов в истории культуры – поздним классицизмом, или, как его ещё называют, просвещением. Если Вам интересна эта тема, то продолжайте читать.

Прежде чем дать характеристику данному направлению, важно определиться с его определением. Эпоха просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII- середины XVIII веков. Он тесно связан с совершенством и развитием социальной, философской и научной мысли. Его основами являются философия, которая ставит на вершину всего разум, — рационализм и течение, в котором отсутствуют какие-либо религиозные запреты на нахождение истины, – свободомыслие.

История просвещения началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию. Затем это направление проникло и в ряд других европейских стран. Но, несмотря на то, что прародителем классицизма считается Англия, огромный вклад в его развитие внесла Франция. Именно французские философы и просветители предали направлению облик, известный сейчас. Его идеи и принципы нашли свое отражение в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции. Также благодаря его влиянию произошли некоторые изменения в социальной сфере Америки и Европы – было отменено рабство, законодательная система стала более гуманной, ослабилась власть церкви на разные стороны жизни, пошатнулось влияние аристократии.

Что касается временных рамок эпохи просвещения, о них точно сказать сложно. Некоторые историки полагают, что это направление сформировалось в XVII веке. Другие считают, что только лишь в середине XVIII века. Такая же ситуация наблюдается и с завершением эпохи – либо 1778 год (смерть величайшего французского философа Вольтера), либо 1800-1815 года (старт Наполеоновских войн).

Главной идеей направления принято считать философское выражение сенсуализма – «tabula rasa», то есть «чистая доска». Человек рождается без какого-либо индивидуального умственного наполнения или генетически обусловленных возможностей и склонностей, зато в течение всей своей жизни он старается накопить как можно больше опыта, знаний, умений, и именно этот приобретенный со временем «рисунок» на чистой доске составляет нравственные и интеллектуальные особенности каждого из нас. Данное словосочетание часто можно встретить в работах Джона Локка, например, «Опыт о человеческом разуме».

Философия

Отличительная особенность просвещения – вера в позитивное изменение мира и жизни людей через образование. Именно поэтому основными идеями считаются всеобщее обучение, воспитание и вытекавшее из этого равенство. Ведь если от природы все мы чистые, как доски, то не может быть никакого кастового деления в обществе: всех надо оценивать исключительно по учености. Такое понимание человеческой природы было достигнуто благодаря эпохе географических открытий, развитию науки, философии, культуры. Люди искренне уверовали, что доступ к знаниям и прилежание из каждого могут сделать Френсиса Бэкона.

Так как просвещение затрагивает в большей степени общественную жизнь и философию, то различные умозрительные теории непосредственно связаны с ними. Основными считаются:

  • теория естественных прав человека
  • теория общественного договора
  • теория разделения властей
  • теория разумного эгоизма

В эту эпоху правят бал три главенствующих мысли:

  1. Первая – разум лежит в основе всего. Он помогает человеку обрести успешную и счастливую жизнь. Но разум формируется вместе с душой, поэтому они неразрывно связаны, и нравственность стоит чтить никак не меньше ума.
  2. Вторая – Бог лишь сотворил мир, а вот дальнейшее его развитие идет уже по определенным законам и правилам, которые созданы людьми. О них же зависит их уровень интеллекта, возможности, перспективы. Они, а не небесный Отец, должны самосовершенствоваться и трудиться, чтобы быть достойными своего всемогущего родителя.
  3. Третья – неразрывная связь с естествознанием. Окружающий мир нуждается в изучении, естественные науки становятся востребованными на государственном уровне, их больше не отрицает церковь, а ученых больше не преследуют, как магов и чародеев.
  4. Также эпоха просвещения отличалась и своей психологией. Многие философы и просветители, которых часто называли энциклопедистами, отрицали влияние каких-либо сил, которые были скрыты от разума или опыта, на людей и их поступки. По мнению некоторых представителей данного направления (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций), человек представляет собой не что иное, как машину, попавшую под влияние условий цивилизаций.

    Говоря об этом времени, не стоит забывать и про просвещенный абсолютизм. По поводу определения этого термина спорят многие ученые мира.

    1. Некоторые придерживаются мнения, что это политика государства, направленная на сохранение традиций и монархических порядков, но в то же время стремящаяся к научному прогрессу и рациональному управлению.
    2. Другие считают, что просвещенный абсолютизм – это новаторская форма правления, направленная на демократизацию общества, и толчок к формированию и развитию буржуазии, так как дворянство при нем теряет свои лидирующие позиции, и на политическую арену выдвигаются талантливые, а не знатные люди.
    3. К тому же существует мнение, что это одна из стадий развития абсолютной монархии и ничего нового, кроме популизма, не несет.
    4. Просвещенный абсолютизм появился благодаря деятельности Вольтера, Дидро, Руссо и Монтескье, а именно их теории естественного права. По их мнению, чтобы достичь гармонии в государстве, необходимо вернуть каждому человеку права и свободы, наделить всех равенством и поставить во главу страны мудреца. Эта идея понравилась многим правителям-монархам во всей Европе, в частности, венценосным особам из России, Пруссии и Австрии.

      В эпоху просвещения основными направлениями считались:

      1. Атеистическое-материалистическое — подразумевается, что Бога не существует вообще, а мир был сотворен по одному из сценариев, продиктованных рационалистической парадигмой мышления. Основными представителями являются Д. Дидро, Д. Локк, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье и многие другие.
      2. Утопически-социальное – за основу взято построение идеального общества, в котором лидирующие позиции занимают справедливость и равенство. Представители: А. Сен-Симон, Г. Бабеф, Р. Оуен.

      В конце XVII — середины XVII века в Европе наблюдается феодальный кризис. За ним последовали стычки между различными классами людей. Все это привело к формированию классовой борьбы и становлению определенных идеологий. Вот их опорные идеи и постулаты, составляющие основу философии эпохи просвещения:

      1. Главные понятия – разум и просвещение.
      2. Чтобы не допустить невежества, необходимо обучаться и изучать что-то новое. Это поспособствовало усовершенствованию науки и философии.
      3. Основная задача – изменить человека в лучшую сторону.
      4. Становление светского общества. Переход от рационализма к сенсуализму.
      5. Появление нового вида мышления – универсализма.

      Основные идеологии:

      1. Универсализм — многостороннее, всеохватывающее видение бытия. Необходимо видеть мир в целостности, не разделяя его единичные части и не пытаясь объяснить и понять универсум, характеризуя раздробленные элементы.
      2. Сенсуализм - философское направление, призывающее доверять только ощущениям и опыту, как первичному и самому достоверному методу познания.
      3. Рационализм – метод познания, согласно которому разум первичен. И поведение, и мыслительный процесс людей должны мотивироваться и оцениваться разумом.
      4. Материализм – парадигма мышления, в соответствие с которой материя является первичным началом по отношению к вторичным идеалам. То есть, сначала возникла объективная реальность, а потом только на ее основе появились идеальные явления (воля, сознание, мораль).

      Список философов

      1. Франсуа Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) – основатель просвещения Франции, философ, литератор. Его идеи заключаются в том, что Бог только сотворил мир, но не управляет им. А вот главное – это сознание, являющееся свойством материи. Также он продолжал дело Д. Локка о сенсуализме. Основные работы в области философии: «Философские письма» (1733 год), «Философский словарь» (1764-1769 гг.) и «Метафизический трактат» (1734 год). Также он написал довольно фривольные художественные произведения, сатирически высмеивающие табу и условности отсталых и закрепощенных людей.
      2. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) – материалист, философ, просветитель, писатель. Его рассуждения полны мыслями о материальной стороне жизни, об общности движения и материи, сознания и материи. Он, так же, как и Вольтер, следовал за сенсуализмом Локка. Был одним из идейных организаторов буржуазной французской революции. Главные труды: «Энциклопедия» (в сотрудничестве с Жаном Батистом Д’Аламбер), «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Монахиня», «Племянник Рамо» и т.п.
      3. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, психолог, идеалист. Главная цель его деятельности – показать греховность общества того времени. Он считал, что все зло идет от социального неравенства и цивилизации, а модернизация науки ведет к переменам в нравах людей. Идеалом он считал возвращение человека на лоно природы, где его не затронут пороки города: алчность, гордыня, лицемерие и похоть. Он выступал против феодализма, поддерживал буржуазную демократию и всеобщее равноправие. Также являлся продолжателем сенсуализма. Значимые работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права», но все труды были сожжены.
      4. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – французский писатель, историк, философ. В своих работах он критикует политику и строй Франции в те времена, отрицательно высказывается о феодализме. Монтескье выступает за конституционную монархию, где наблюдается разделение власти. Главные труды: «О духе законов» и «Персидские письма».
      5. Жан Мелье (1664 – 1729 гг.) – философ-материалист, католический священник. Критиковал политический строй Франции, выступал за то, чтобы люди организовали революцию. Известен лишь одной работой «Завещание», которая была впервые издана в Англии.
      6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751 гг.) – французский философ-материалист и врач. Занимался развитием эволюционных представлений о прогрессе общества, отвергал кардинальные решения и радикальные взгляды. Считал, что тело главенствует над духом. Его главная работа — «Человек-машина» — рассматривает человека в сравнении с часовым механизмом.
      7. Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 гг.) – французский философ и литератор. По его мнению, для достижения научного «стиля жизни» необходимо, чтобы государство при помощи регулирования снабдило людей моральным, этическим и культурным воспитанием. Основные работы: «Об уме» и «О человеке».
      8. Что касается немецкого просвещения, то здесь наиболее значимыми являются Х. Вольф (1679 – 1754 гг.) и Г. Э. Лессинг (1729 – 1781 гг.).

      Просветительская культура

      Новаторская деятельность эпохи оказала большое влияние и на культуру. Многие деятели открыли для себя новые возможности, обрели свободу творчества. Общая культурная тенденция – использование предыдущих форм, но уже в новой интерпретации. В большей части, использование ранее противоположных стилей – романтизма и классицизма. Как раз в период просвещения зарождается сентиментализм, который характеризуется высоконравственным содержанием и чувствительностью, возведенной в культ.

      Что касается изобразительного искусства, то здесь появляется новый стиль – жанровая живопись. Одно из главных мест занимает и интимный портрет.

      В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который отличается своей помпезностью, пышностью и изысканностью.

      Но все новаторства эпохи просвещения объединяет общая мысль – вера в разум рождает убеждение в возможности позитивного изменения человека и гармоничного состояния общества.

      Просвещение в искусстве

      В литературе

      Отличительная черта литературы именно этого периода – большое количество философских рассуждений и различных государственных проблем в произведениях. Главным героем обычно выступает образованный и интеллигентный человек, который старается изменить мир к лучшему. Зачастую, именно он выражает все авторские мысли и идеи.

      Все произведения эпохи просвещения (чаще всего романы) пестрят призывом к образованию и чтению. Неудивительно, ведь в текстах преобладают размышления о многих животрепещущих темах.

      Также в это время в ускоренном темпе печатаются газеты, издаются книги и энциклопедии. Образовываются светские кружки и общественные организации.

      Наиболее известные произведения:

  • Франсуа Мари Вольтер, «Философский словарь» — главный труд мыслителя. В этом произведении он рассматривает многие социальные и научные темы, критикует религию и дает свою оценку происходящему.
  • Франсуа Мари Вольтер, «Кандид» — наиболее известное произведение философа. В этой повести автор при помощи своих героев смеется над многими курьезными и абсурдными проявлениями действительности, а также выносит приговор штампам и шаблонам поведения, принятым в ханжеских и пуританских кругах.
  • Дени Дидро, «Диалоги» — в этом сборнике собраны поучительные беседы философа со многими людьми.
  • Дени Дидро, «Рамо» — одно из главных произведений философа-материалиста. В нем представлен диалог между самими писателем и Рамо, которые рассуждают на многие философские и социальные темы.
  • Шарль Луи Монтескье, «Персидские письма» — сатирический роман. Главный герой отправляется в Париж, откуда и присылает своим друзьям заметки, касающиеся жизни в этом городе.
  • Жан Жак Руссо, «Эмиль, или О воспитании» — психологический роман философа, в котором он закладывает базис для развития новой педагогики.
  • Даниель Дефо, «Робинзон Крузо» (здесь вы можете найти подробный ) — роман, рассказывающий о становлении человека в природной среде.
  • Джонатан Свифт, «Путешествие Гулливера» — фантастический и сатирический роман. В нём открыто рассказывается о пороках и грехах людей, хотя формально речь идет о путешествии героя в мире лилипутов и великанов.

В живописи

Как уже было отмечено ранее, главное новаторство эпохи просвещения в живописи – это появление стиля рококо. Героини этих картин, античные богини и нимфы, часто изображались на фоне роскошных дворцов и невероятной зелени. Основной сюжет – любовный. Наиболее ярко это заметно в творчестве французского художника Франсуа Буше («Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала», «Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея», «Туалет Венеры»).

Важное место занимали гравюры и фрески. В этом направлении не было равных Джованни Тьеполо («Ангел, спасающий Агарь», «Аполлон и Дафна», «Встреча Антония и Клеопатры, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней»), последнему из представителей великой венецианской школы.

Пейзажи, особенно городские, также пользовались большой популярностью. В этом жанре отличился Франческо Гварди (« Большой канал в районе рыбного рынка», «Гондола в лагуне», «Вид площади с дворцом», «Венецианский дворик») и Антонио Каналетто («Колизей, «Венеция», «Вид на Темзу», «Вид на залив святого Марка», «Вид на большой канал. Венеция»).

Самые известные портреты эпохи просвещения принадлежат Томасу Гейнсборо («Дама в голубом», «Мистер и Миссис Эндрюс», «Портрет миссис Мэри Грэм»).

В театре

Настоящее перерождение театра случилось именно в XVIII веке. «Золотой век», как скажут некоторые. Играют, в основном, комедии, но иногда и трагедии (например, «Фауст»).

По всей Европе открывается множество театров. В одной только Венеции их 7 штук! В Англии с успехов играют произведения Ричарда Шеридана – «Школа злословия», «Соперники» и многое другое. В Венеции – «Трактирщики» Карло Гольдони, а по всему миру аншлаги собирала пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро».

Эпоха просвещения в России

Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.

Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.

Представители

  • М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
  • А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
  • Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.

Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:

  • Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
  • Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
  • Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
  • На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.

Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.

Примеры произведений

  1. комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
  2. трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
  3. ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
  4. элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.

Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.

В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.

В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Эпоха Просвещения - время расцвета интеллектуальной жизни человечества, появлении новых идей, новой философии, ориентированной на ценность жизни и личности каждого человека и признание человеческого ума главной ценностью. Согласно изречению великого немецкого философа И. Канта, «просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине».

Эпоха просвещения - философия и основные постулаты учения .

Начало было положено еще в эпоху географических открытий, когда кругозор человека, только что вышедшего из темного средневековья начал стремительно расширяться. новые земли, расширение торговли - все это способствовало развитию науки, обогащению культуры и философских идей. Передовые люди эпохи уже не могли довольствоваться религиозными догмами, постулатами веры и древней философии. Наука нового времени - открытия Коперника, И. Ньютона и других породила новую касту людей, обладавших особым мировоззрением, отличным от общего. В их картине мира основное место занимали понятия «естественное право», «разум», «природа». Мир представлялся передовым умам неким совершенным механизмом, единожды отлаженным и действующим в точности с определенным законом. Роль Бога свелась лишь к «началу всего», он признавался силой, придумавшей порядок вещей, но непосредственно не вмешивающейся в жизнь. Это учение получило название «деизма» и было весьма популярно среди философов 17-18 века.

Человеческое общество считалось всего лишь небольшим слепком с природы. Философы эпохи просвещения - Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Ломоносов и другие считали, что нужно лишь «найти» те естественные законы, на которых зиждется человеческое общество и сделать их обязательными для выполнения. Они провозглашали естественным правом веры, совести и выбора человеческое достоинство, равенство сословий. Отношения между правителями и народом должны были строиться на основе естественного договора между ними, который ограничивал бы крайнюю деспотию владык. Этот подход был поистине революционным - до монарха считалась данной свыше, а государь, коронованный высшими церковными иерархами, считался наместником Бога на земле. Именно поэтому большинство философов адресовали свои послания, прежде всего, монархам.

Философы Эпохи Просвещения нещадно критиковали тогдашний образ жизни - неограниченная королевская власть, костры инквизиции, засилье церкви, нищенское и бесправное положение третьего сословия и трудящихся - все это казалось им диким пережитком прошлого. Философы доказывали, что все это является плодами несоблюдения монархами своих обязанностей по отношению к подданными и злоупотреблением властью. Они предлагали в качестве примера для подражания «просвещенного монарха», который правил бы государством, обеспечивая соблюдение естественного закона.

Многие деятели эпохи Просвещения испытали на себе гонения власти и церкви, их труды сжигались, подвергались жестокой цензуре, авторы зачастую не знали, проснутся ли они завтра живыми и свободными людьми. Так, одна из первых ласточек эпохи просвещения - Энциклопедия Дидро была во Франции запрещена к печати, а автор вынужден был искать богатых просвещенных покровителей. Однако эти преследования не останавливали философов и писателей. Эпоха Просвещения стала предвестником показав людям достойный пример для подражания и дальнейший путь развития.

Эпоха Просвещения принесла один из самых богатых вкладов в современную культуру, многие ее постулаты легли в основу современного права стран Европы, всемирных деклараций ООН и других документов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Министерство обороны рассекретило уникальные архивные документы о начале войны Министерство обороны рассекретило уникальные архивные документы о начале войны Чем пропитать бисквит (10 рецептов) Чем пропитать бисквит (10 рецептов) Минобороны опубликовало рассекреченные документы начала великой отечественной войны Минобороны опубликовало рассекреченные документы начала великой отечественной войны