Особенности проведения пилотажного исследования. Пробное и пилотажное исследования Что такое пилотажное исследование

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Исследования в социальной работе, как было отмечено ранее, в основном имеют прикладной (эмпирический) характер. Они связаны с практикой социальной работы, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Становление исследовательской базы социальной работы показывает, что она имеет общие корни с социологическими эмпирическими исследованиями, их методами и методикой. И эго не случайно, поскольку уже первые эмпирические социологические исследования были тесно связаны с политикой социальной защиты бедных слоев населения, а также с социальной работой.

Дискуссии о специфике методов, которые использует социальный работник, продолжаются и сегодня. Это связано с тем, что методы социальной работы еще недостаточно однозначны в содержательном плане. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что все существующие подходы к классификации методов можно использовать в социальной работе, поскольку можно будет выявить специфику их использования в общенаучном плане в качестве методологических оснований социальной работы, а также ее собственные методы.

Исходя из существующих стратегий исследования в социальных науках, можно выделить следующие особенности эмпирических исследований в социальной работе:

  • понимание того, что реальная действительность социально обусловлена;
  • использование «понимающего подхода» к социальной действительности;
  • фокусировка на исследовании отдельных ситуаций, случаев с последующей их типизацией;
  • исследование обязательно должно базироваться на практике.

Выше мы рассмотрели описание и объяснение как функции научного знания. Но описание и объяснение можно рассматривать не только на уровне общей методологии научного познания, но и на уровне конкретных исследовательских приемов. В рамках развернутой программы исследований они могут выступать как последовательные стадии: от общей ориентировки в проблеме переходят к изучению отдельных ее аспектов, постепенно конкретизируя вопросы. Соответственно меняются и приемы исследования: от экстенсивных и неструктурированных методов получения информации (наблюдение, беседа, изучение документов) переходят к использованию более узко фокусированных и более четко структурированных методов (анкетирование, тестирование, экспериментирование).

Внутри фазы описания часто выделяют и предварительную стадию - пилотажное исследование. Термином «пилотаж» обычно обозначают искусство управления летательными аппаратами. Но он имеет и другое значение - безупречное выполнение любых сложных операций, требующее виртуозного мастерства. В этом более широком смысле оно используется, когда говорят о пилотажном этапе социологических исследований.

Знаете ли вы, что...

В социальной психологии пилотажные исследования имеют рабочее название «зондаж» и применяются для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В тестологии пилотажные исследования обозначаются через термин «протест» и служат средством выявления некоторых стандартов основного теста.

Пилотажное исследование является важнейшей частью в планировании любого экспериментально-психологического исследования. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Пилотажное исследование предстает как пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Дело в том, что невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы, которые, как правило, могут включать в себя следующие моменты:

  • особенности поведения изучаемых людей;
  • уровень понимания адресованных вопросов;
  • наличие побочных факторов, которые могут оказать влияние на результаты, и способы их нейтрализации;
  • достаточно точное определение сил, средств и времени, необходимых для изучения;
  • выявление возможных трудностей в обработке данных и другие проблемы.

Все они всплывают только в ходе самого изучения. Вот почему необходимо пилотажное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее сложные места, чтобы устранить их. Предварительное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации. Отсюда цель пилотажного исследования - предварительная ориентировка, выявление основных свойств и выдвижение самых общих предположений о связях между ними. Представьте, что перед социальными работниками стоит задача составления комплексного плана мероприятий по работе с молодежью микрорайона. Первым шагом, естественно, будет пилотажное исследование: посещение мест скопления молодежи, наблюдение за тем, как молодые люди проводят свой досуг, беседы с подростками и юношами, с их родителями и учителями. Это даст общую картину, которую затем можно будет уточнять, привлекая, например, статистические данные. Только после того, как произведена оценка потребностей и существующих форм их удовлетворения, можно приступать к обоснованию необходимости каких-либо нововведений.

Данный пример показывает, что в прикладных исследованиях обращение к новым проблемам или даже просто к новому контингенту потенциальных клиентов предполагает этап общей ориентировки. Что же касается фундаментальных (чисто научных исследований), то здесь, как правило, сильна преемственность: новые проблемы вытекают из уже достигнутого объема знаний. Поэтому главным способом ориентировки здесь будет изучение литературы по проблеме. Фаза эмпирического исследования может тогда опираться на более или менее четкие исходные представления и гипотезы.

Пилотажное исследование - важный и ответственный этап. Если оно проведено недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов. Например, если в анкете сохранится хотя бы один вопрос, который может по-разному пониматься людьми с неодинаковым уровнем образования, то создастся ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исследователь потеряет право на то, чтобы делать выводы, основанные на сравнении мнений опрашиваемых людей. Если же такие выводы будут сделаны, то возникнет сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажного исследования, оно не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Сбор эмпирических данных может происходить как в естественной обстановке, так и в специально оборудованной лаборатории. В каждом из этих случаев процесс исследования будет иметь свои особенности. Исследования первого типа обозначают как полевые исследования - тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях (например, коллектив людей в его социальном контексте). По своей направленности они являются прикладными, поскольку проводятся для ответа на вопросы, которые поднимает практика. Именно с этим типом исследований чаще всего имеют дело социальные работники.

Основная цель полевых исследований - описание той или иной предметной области, открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. По своему характеру они более приближены к идиографическому, чем к номотетическому типу, хотя конкретные социологические исследования часто ведутся в номотетическом ключе, т.е. с использованием стандартизированных инструментов сбора информации, больших выборок респондентов и статистических процедур обработки данных.

Знаете ли вы, что...

В социологию понятие «полевое исследование» пришло из этнологии - науки, изучающей состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта. Первые полевые исследования были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее.

Следует учитывать, что полевые исследования дают лишь первичную информацию, которая на последующих этапах исследования может существенно трансформироваться. В этой связи исследователю нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы. В зависимости от задач и используемых средств выделяют три типа полевых исследований (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Поисковый тип полевого исследования имеет описательный характер; диагностическим - направлен на решение практических задач; экспергшентальнный тип связан с проверкой гипотез. Важнейшим условием полевого исследования является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

Полевое исследование осуществляется в соответствии с организационно-методическим планом исследования, оно дает богатый и разнообразный материал, по на стадии его обработки нередко возникают определенные сложности. Используемые качественные методы анализа довольно трудоемки, а сравнение отдельных случаев между собой не всегда легко осуществить в силу внутренней неоднородности материала. По сравнению с лабораторным экспериментом, полевое исследование обычно сопряжено с более значительными организационными трудностями. И это понятно, если учесть, что приходится входить в контакт с самыми разными людьми, объяснять им цели исследования и добиваться их содействия.

Антонимом понятия «полевые исследования» выступает понятие «лабораторные исследования» - исследования, которые проводятся в специально оборудованных лабораториях. Аппаратура служит здесь для поддержания заданного режима опыта, а также для точной и полной регистрации исследуемых параметров. Она обеспечивает полноту и надежность получаемой информации.

В обыденном сознании лабораторная обстановка обязательно связывается с экспериментом, а естественная - с наблюдением. В действительности связь здесь не такая жесткая. Эксперимент на самом деле легче проводить в лаборатории, в то время как разнообразные жизненные ситуации дают богатый материал для наблюдения. Однако в конечном счете не внешняя обстановка, а цели, которые ставит исследователь, и конкретные приемы, которые он использует, определяют тип исследования.

Для пояснения сказанного воспользуемся примером, который приводят в своем учебнике С. С. Новикова и А. В. Соловьев . Предположим, что нам необходимо изучить поведение детей. Как известно, его можно изучать и в естественной обстановке, и в специально оборудованной лаборатории. Допустим, нас интересует характер игры детей младшего возраста, особенно то, как дети играют, когда они предоставлены сами себе. Мы хотим, чтобы присутствие наблюдателя не сказывалось на характере изучаемых процессов. В этом случае наблюдение удобно проводить в лабораторной обстановке, которая внешне может мало отличаться от естественной. Это даже хорошо в том смысле, что ребенок скорее в ней освоится и не будет бояться. Комната может выглядеть как обычная игровая. Только наличие специальных приспособлений превращает ее в лабораторию. Обычно достаточно установить скрытую камеру или зеркало одностороннего вида, с помощью которого находящийся в соседней комнате человек сможет наблюдать за происходящим, оставаясь незамеченным.

Данный пример показывает, что не всякое лабораторное исследование представляет собой эксперимент в строгом смысле этого слова. Настоящий эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в течение изучаемых процессов. При отсутствии такового имеет место наблюдение, которое поддерживается специальной регистрирующей аппаратурой и проводится в лаборатории.

  • См.: Новикова С. С., Соловьев Л. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб, пособие для высшейшколы. М. : Академический проект; Гаудеамус, 2005. С. 79.

Пилотажным исследование - предварительное, пробное (чаще всего методической направленности) социологическое исследование с целью отработки инструментария сбора первичной социологической информации, методов организации и процедур проведения массового полевого исследования. Пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника

. Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.

. Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.

· Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному.

· В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; угочнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Итак, пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок, называемый также экспертным опросом, в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
Экспертная оценка - компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции.
Основные отличия экспертного опроса от массового состоят в следующем:
- количество респондентов в массовом опросе значительно больше, чем в экспертном;
- экспертный опрос не является анонимным;
- экспертный опрос отличается более сложным инструментарием;
- труд экспертов, в отличие от труда респондентов всегда оплачивается.

При определении конкретного состава экспертов надлежит руководствоваться не только и не столько компетентностью экспертов, сколько валидностью их заключений.

Вопрос 56 (метод анализа документов)

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из докумен­тальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют следующие методы изучения доку­ментов:

  • неформализованный (традиционный);
  • формализованный.
  • В свою очередь формализованный вид анализа документов может быть представлен тремя разновидностями:
  • контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);
  • анализом статистической информации ;
  • информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, труд­ностями использования технических средств. Эти недостатки пре­одолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти и др.

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

2. Единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
и др.

Социологическое исследование и его виды

Существует несколько видов социологических исследований: пробное (другие названия поисковое, разведывательное), описательное, аналитическое, сплошное, выборочное, полевое, оперативное и др. Выбор типа исследования в каждом конкретном случае определяется спецификой изучаемой проблемы, целью, имеющимися ресурсами и пр.

Пробное (поисковое, разведывательное) и пилотажное исследования.

Пробное (поисковое, разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, определения цели, постановки задач, выдвижения обоснованных гипотез, т.е. является, по сути, концептуальным

исследованием. Оно относится к наиболее простым видам социологического

исследования и предполагает получение прикидочных, ориентировочных сведений об интересующем объекте, поэтому используется для мало изученных или вообще не изученных проблем.

Пробное исследование обычно проводится по упрощенной программе, с применением ограниченного инструментария на небольшом числе опрошенных, поэтому полученные данные нерепрезентативны. Его цель –получение примерных данных о том или ином вопросе, его лозунг – приблизительно, дешево, быстро.

Методы поискового исследования:

Интервью с потенциальными респондентами;

Фокус-группа по центральной проблеме исследования;

Опрос экспертов или просто людей, имеющих отношение к проблеме;

Изучение документов, статистических данных

Вариантом разведывательного исследования выступает экспресс-опрос или оперативный опрос, в ходе которых решаются сиюминутные, но очень нужные утилитарные задачи. С помощью таких опросов выявляется, например, отношение народа к президенту, к войне в Чечне, происшедшим террористическим актам и пр.

Пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») в отличие от разведывательного предназначено для отработки технических приемов и процедур: установления необходимого объема и качества выборки, для уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса, а также для апробации вопросника.

Правила проведения пилотажного исследования:

Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования (обычно достаточно опросить 30 респондентов).

Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования;

Выборка респондентов должна отвечать качеству разнообразия, т.е. включать те группы респондентов, которые могут реагировать на инструментарий по-разному;

В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социологии пилотаж проводится до основного исследования по «укороченному» плану: в нем используются малые выборки, не в полной степени проводится сбор информации, полученная информация анализируется только по наиболее значимым критериям.

Пилотаж полезен для:

a) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен;

b) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.

В случае a) инструментарий проходит окончательное испытание в своем окончательном варианте. В случае b) исследователь должен поэкспериментировать с разными вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какое из них удобнее в работе. Для этого необходимо провести предварительное тестирование.

Предварительное тестирование включает в себя:

a. Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

b. Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного заполнения респондентов, в личном интервью, чтобы в процессе живого общения с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

c. Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем, чтобы использовать последние в окончательном варианте.

d. Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них

Таким образом, в ходе пробного исследования социолог может получить примерные, ориентировочные сведения об интересующем объекте.

Пилотаж позволяет проверить процедуры и инструментарий исследования.

Если обратиться к аналогиям, то пробное исследование – это разведка местности, а пилотаж – тренировка со страховкой перед длительной научно-исследовательской экспедицией.

Описательное и аналитическое исследования

Описательное и аналитическое исследования более сложные типы научного поиска, чем разведывательное и пилотажное.

Описательное исследование, опираясь на репрезентативные сведения, надежные данные, обстоятельно описывает структуру, динамику какого-либо явления. Цель описательного исследования – представить целостную картину явления, не выявляя причинных связей.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, обладающего репрезентативностью, надежностью, достоверностью. Кроме того, цель аналитического исследования – выявить скрытые причины возникновения явления.

На рис 1. представлена типология социологических исследований по уровню сложности и распространенности.

Сплошное и выборочное исследования

Сплошное исследование – это социологическое исследование, охватывающее все единицы генеральной совокупности. Примером такого исследования может служить перепись населения.

Выборочное исследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая очень точно отражает основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности.

Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более сложной методики и техники.

Повторные исследования

Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени. Повторные исследования проводятся в случаях, когда необходимо получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.

Виды повторных исследований:

1) Лонгитюдное исследование - исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния. Лонгитюд предполагает длительное изучение одной совокупности лиц. Первоначально лонгитюдное исследование или метод «продольных срезов» сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтернативы методу «поперечных срезов». Позже лонгитюдное исследование проникло и в другие исследования, в частности в социологию, где оно понимается как «неэкспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная 10 совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и тоже человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте».

2) Когортное исследование – изучение лиц одного возраста на протяжении длительного времени с целью анализа изменений в образе жизни людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются.

3) Трендовое исследование – исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример – переписи населения.

4) Панельное исследование – исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель – анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования сохраняются.

Панелью называется совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном исследовании это уже будут люди, повзрослевшие на 15 лет.

Псевдопанель – совокупность респондентов, подобранная так, что по основным параметрам – возраст, образование, профессия – она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие 1962 году и молодые рабочие в 1992 году). Панельные исследования являются одной из разновидностей лонгитюдных, в которых информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные,

полученные от каждого члена панели в двух или более временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения.

Поскольку панельное исследование позволяет изучить причинные связи, оно прочно утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до» и «после».

Примером панельного исследования может служить проведенные в 1960-80-е гг. исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема в вузы и стадиями трудовой карьеры.


Цель данного этапа - отработка, усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной кондиции. Необходимость в нем возникает потому, что в первом (макетном) варианте инструментов, конструируемом при разработке исследовательской программы, возможны (и даже неизбежны) погрешности, которые обязательно нужно устранить.

В анкетах, как правило, обнаруживаются вопросы, понимаемые неоднозначно людьми с разным образованием, этническим происхождением и социальным положением. В первичном сценарии телефонного опроса не удается предусмотреть всех возможных поворотов беседы с абонентами, в силу чего и этот инструмент нуждается в апробации и доработке. Кроме того, есть такие методы сбора информации (типа БОУ, фокус-группы), инструментарий которых можно сделать только опытным путем, т.е. проведя пробные вариативные дискуссии в группах с разным составом.

Пилотажный этап исследования обязателен. Его следует проводить даже в тех случаях, когда исследователи уверены в совершенстве первого варианта своего инструментария. Социальная жизнь динамична, может преподнести сюрпризы социологам даже экстра-класса. Чем меньше познано явление, ставшее предметом исследования, тем, сильнее потребность в пилотировании инструментария.

Технология пилотажного исследования предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

Коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;

Размножение первого варианта инструментария;

Подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария; определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий; апробация инструментов в этих группах;

Коллективное подведение итогов пилотажа;

Внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;

Тиражирование итогового инструментария.

Пилотажный этап исследования - ответственное дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то возникает сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Разработка плана полевого исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.

Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирования, тестирований, наблюдений - практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Полевым этот этап называется потому, что он про водится в естественных условиях, отличных от лабораторных, Т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле - места сбора информации.

Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в Т.ч., прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми.

Если анкетер или интервьюер не сможет расположить к себе респондентов, то ответы последних не будут в полной мере адекватными их действительным мнениям. Тоже произойдет, если интервьюер покажется респонденту заинтересованным в получении ответов определенного толка. Еще хуже, когда проводящие опросы или групповые дискуссии, таким образом, подсказывают ответы (или реагируют на услышанное от обследуемых), что фактически навязывают им свое мнение. Все это искажает истину, снижает валидность исследования, перечеркивает все ранее проведенную работу. Поэтому обязательным условием полевых работ выступает контроль за качеством труда технических работников.

Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам -графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач. В их числе:

Оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации;

Учет проделанной ими работы;

Прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;

Кодирование полученной информации;

Хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны; проведение контрольных (повторных) обследований;

Оперативная помощь исполнителям;

Ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;

Систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.

Выполнение последней операции осложняется необходимостью соблюдения исследовательской тайны. Вышеназванные лица, как правило, хотят знать, что думают о них конкретные люди, каким образом ответили, скажем, не вопросы анкеты Иванов или Петров. Если производители полевых работ удовлетворят это понятное желание, то нарушат профессиональный кодекс социолога.

Исследования призваны не осложнять отношения людей, а улучшать, облагораживать их. Их результаты сообщаются заинтересованным лицам, в т.ч. заказчику, в обобщенном виде, как отражение общественного мнения, а не мнений конкретных индивидов. К сожалению, многие либо не знают этой истины, либо провоцируют ее нарушение (иногда, даже путем прямого подкупа социологов, т.е. должностного преступления последних).

Кроме того, следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования., В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.

На полевом этапе социологи нуждаются в помощи заказчиков, руководителей территорий и коллективов, обращаются к ним за содействием по ряду организационных вопросов (по поводу выделения им комнаты, телефона и т.п.) Удовлетворение просьб такого рода не дает права вмешиваться в ход полевых социологических работ, что, к сожалению, порой случается, ведет к ломке замыслов исследователей, снижает меру достоверности их заключений.

Подготовка интервьюеров:

1. общая подготовка (умение вести себя с респондентом)

2. конкретная подготовка (готовность к ведению определенного типа интервью)

Основные составляющие в подготовке интервьюера:

1) Индивидуальные способности (набор качеств, врожденных или соц. приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков)

2) Владение методикой – приобретается путем обучения

3) Соц. подготовка (нейтральность слушания)

4) Правильное понимание высказываний респондентов

5) Способность интервьюера к фиксации, если нужно развитию определенной темы

6) Подготовка в предметной области исследования

Существует три способа контроля:

Контроль в поле, контроль анкеты, контроль машин.


После отбора психологических методик для проведения мероприятий ППО должна быть проведена проверка их прогностичности, т. е. осуществлена оценка их возможности решать поставленные перед ними задачи: дифференциация всех обследуемых по степени выраженности ПВК и прогнозирование вероятности успеха в профессиональной деятельности. С этой целью проводится так называемое пилотажное исследование.
Понятие «пилотажное исследование» (иногда его еще называют пилотное исследование) достаточно широко распространено в психологии. Причем под этим понятиям очень часто подразумевают совершенно разные мероприятия, проводимые с разными целями. Однако если обобщить все, что понимается под этим понятием, то его смысл сводится к проведению «пробного», «оценочного» или «ориентировочного» исследования.
Суть пилотажного исследования, проводимого с целью оценки прогностичности психодиагностических методик, заключается в обследовании группы лиц, уже выполняющих профессиональную деятельность, для которой планируется проводить отбор. При этом предполагается, что работающие по данной специальности люди
обладают индивидуально-психологическими и личностными характеристиками, которые или мешают, или, наоборот, способствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому если профессионально важные качества были определены верно, если правильно были подобраны методики, то результаты исследования должны иметь тесную связь с показателями успешности деятельности.
При проведении пилотажного исследования всегда возникает необходимость решить две проблемы: как определить критерии успешности деятельности, в отношении которых будет оцениваться прогностичность отобранных методик; как сформировать группу лиц, которые будут обследоваться.
Как правило, при формировании группы обследуемых для проверки прогностичности отобранных методик принимается одно из двух принципиальных решений: обследовать две группы лиц, имеющих полярные показатели успешности выполнения профессиональной деятельности, или провести обследование по принципу случайной выборки, т. е. обследовать всех, кого возможно.
В случае если оценка прогностичности отобранных методик проводится на основе результатов обследования полярных групп, то экспериментальная работа осуществляется в следующем порядке. На основании четко определенных критериев успешности деятельности формируются две группы работников: успешных и неуспешных, причем обследуемые группы должны быть сопоставимы по возрасту и полу. Далее проводится обследование и осуществляется обработка первичных результатов. На завершающем этапе проводится математико-статистический анализ результатов.
Для реализации данного подхода на практике в первую очередь необходимо обеспечить репрезентативность выборки, для чего потребуется достаточно большая группа людей. Говоря о численности групп, следует вспомнить те требования, о которых говорилось выше (см. главу 8). Исходя из этих требований можно утверждать, что для обеспечения статистической достоверности результатов обе сравниваемые между собой группы успешных и неуспешных работников должны быть как минимум по 30 человек. Однако реально обеспечить такой объем выборки удается крайне редко, хотя бы потому, что руководство организации или предприятия вряд ли будет мириться с таким большим количеством неуспешных работников. Поэтому, несмотря на то что обследование полярных групп является идеальным вариантом, чаще всего при проведении пилотажного исследования в ходе разработки системы ППО разработчики обследуют случайную выборку работников предприятия.
При проведении пилотажного исследования по принципу случайной выборки, как правило, обследуются все работники, выполняющие одни и те же профессиональные обязанности, т. е. представители одной и той же профессии. В этом случае порядок работы выглядит следующим образом: проводится обследование работников предприятия, выполняющих профессиональные обязанности по должности, в отношении которой предполагается проводить профессиональный психологический отбор; далее определяются критерии успешности профессиональной деятельности и по возможности разрабатывается интегральный показатель успешности; на завершающем этапе проводится математико-статистический анализ полученных результатов.
Вместе с тем следует отметить, что бывают случаи, когда ни один из двух названных выше способов проведения пилотажного исследования не подходит для их осуществления в конкретных условиях. Например, это происходит тогда, когда разрабатывается система профотбора на вновь создаваемые профессии. Кроме этого, бывают ситуации, когда отобрать необходимое для проведения пилотажного исследования количество людей не представляется возможным. В этом случае психологу приходится моделировать выборку обследуемых; тогда этапность экспериментального исследования будет такой: на первом этапе моделируется экспериментальная выборка обследуемых и проводится психологическое тестирование; на втором этапе проводится математико-статистический анализ полученных результатов.

Наиболее сложным этапом в этом варианте проведения пилотажного исследования является этап моделирования экспериментальной выборки, поскольку от него зависит точность оценки соответствия отобранных методик условиям выполнения задач ППО. При моделировании экспериментальной выборки следует учитывать предполагаемый возраст людей, которым предстоит выполнять соответствующие профессиональные обязанности, а также их пол и образование. При этом желательно, чтобы профессиональная деятельность, которую они реально выполняют, предъявляла очень близкие по содержанию требования к наличию у работников соответствующих профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы на новой должности. Также желательно учесть, что объем моделируемой выборки должен быть не менее 55-60 человек, а в идеальном случае - не менее 100.
Следует отметить, что все варианты проведения пилотажного исследования по оценке прогностичности методик, которые предполагается использовать в мероприятиях ППО, имеют весьма схожий этап - математикостатистический анализ полученных результатов. Однако содержание и порядок осуществления данного этапа могут быть различными. Рассмотрим этот этап более подробно.

Еще по теме Основные принципы и способы проведения пилотажного исследования:

  1. 3. Основные понятия и опыт проведения маркетинговых исследований 3.1. Содержание и направления маркетинговых исследований
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Министерство обороны рассекретило уникальные архивные документы о начале войны Министерство обороны рассекретило уникальные архивные документы о начале войны Чем пропитать бисквит (10 рецептов) Чем пропитать бисквит (10 рецептов) Минобороны опубликовало рассекреченные документы начала великой отечественной войны Минобороны опубликовало рассекреченные документы начала великой отечественной войны