Контрольная работа Виды библиотек. Библиотечная сеть РФ. Важнейшие библиотеки России. Характеристика библиотечной системы страны Новые типы и виды библиотек

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Виды библиотек

"...2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки;

библиотеки субъектов Российской Федерации;

библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий,

научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации..."

Источник:

Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Виды библиотек" в других словарях:

    Список библиотек России - Отпечатанная на пишущей машинке и размноженная на ротаторе российская библиографическая карточка с библиотечным шифром (начало 1990 х годов) В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 78 ФЗ О библиотечном деле … Википедия

    Общероссийский день библиотек - Общероссийский день библиотек, который ежегодно празднуется 27 мая, установлен Указом Президента РФ Бориса Ельцина от 27 мая 1995 г. Об установлении общероссийского дня библиотек по инициативе Российской библиотечной ассоциации (РБА). Этот день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения - Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Публичная библиотека - Читальный зал Библиотеки Конгресса, США Библиотека (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») учреждение, собирающее и хранящее произведени … Википедия

    Библиография - (от греч. biblion kнига и...графия) отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях. Дисциплина, которая изучает… …

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Свердловск

    Свердловск (центр Свердловской обл.) - Город Екатеринбург Флаг Герб … Википедия

    Азербайджанская Советская Социалистическая Республика - (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

    Дошкольное образование в Великобритании - Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии). Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

Книги

  • Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту , Евдокимов Владимир Иванович , Чурганов О. А. , В пособии представлены методологические характеристики науки. Рассмотрены типы, формы, виды научных исследований и методика их проведения. Кратко изложены общенаучные и прикладные методы… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Советский спорт , Производитель:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2013

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Основные профессиональные качества современного библиотекаря. Особенности библиотечной риторики. Место ораторского искусства среди профессиональных качеств библиотечного специалиста. Составление памятки по ораторскому мастерству для работников библиотек.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2019

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

    Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    История возникновения и развития книжных выставок и ярмарок, их классификация. Развитие ярмарочного дела за рубежом и в России. История Франкфуртской книжной выставки. Туринская международная книжная ярмарка. Современное состояние ярмарочной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

Следовательно, с учетом этих положений, типологизация библиотек должна быть основана на функциях (назначение и задачи)как наиболее принципиальному признаку. Из всех групп функций библиотек в данном случае действенны основные (типообразующие) – содействие научной деятельности, содействие учебной деятельности, содействие профессионально-производственной деятельности, содействие самообразованию и организации досуга. Именно эти функции и определяют характер удовлетворяемых библиотекой информационных потребностей.

В современном российском библиотековедении в основном принято различать два типа библиотек:

1) универсальные библиотеки (УБ): выполняют все или почти все типообразующие функции с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда;

2) специальные библиотеки (СБ): явно специализируются на выполнении какой-либо типообразующей функции на базе, как правило, специального (отраслевого, тематического) фонда.

В обобщенном виде современная типология российских библиотек представлена в приложении в таблице 1.

Федеральный закон о библиотечном деле не устанавливает типы библиотек, а лишьвыделяет их виды по признаку порядка учреждения и формы собственности (государственные, муниципальные, общественных объединений, частные и др.). Этот признак важен для закона как юридического документа, регулирующего общие вопросы организации библиотечного дела, но не может быть единственным и даже главным для научной группировки всего многообразия библиотек.

1.4. Типология библиотек в зарубежном библиотечном деле

В Международном терминологическом стандарте ИСО (международная организация по стандартизации) выделены такие типы библиотек: общие, специальные, научные, справочные, национальные, депозитарные, авторского права, публичные.

Стандартом ИСО по библиотечной статистике выделяютсянациональные, вузов, специальные, главные неспециализированные, публичные, школьные, передвижные библиотеки.

Документы ЮНЕСКО по библиотечной статистике предлагают для учета национальные, публичные, школьные, вузов библиотеки.

В зарубежной практике, чаще всего, различают четыре типа библиотек: публичные, в т. ч. национальные, содержащиеся государством и местными органами за счет налогоплательщиков; библиотеки университетов и колледжей, содержащиеся за счет бюджета соответствующего учебного заведения; школьные, содержащиеся либо органами государственного образования, либо частными лицами; специальные, право собственности на которые имеют: а) государство – в научных, исследовательских государственных учреждениях; б) независимые научные общества и ассоциации; в) частные кампании и фирмы. Среди специальных библиотек больше всего обслуживающих науку, технику, бизнес, т. е. научно-технических.

Таким образом, в данной типологии типообразующим признаком является признак ведомственной принадлежности.

В библиотечной практике США выделится такие типы библиотек, как национальные, научные фундаментальные, публичные, школьные, специальные. В Англии принято различать два основных типа библиотек: научные и общедоступные. В ФРГ типами библиотек признаны национальные и центральные отраслевые, региональные, вузов, специальные, публичные, школьные. В Дании типами библиотек считаются публичные, школьные, научные (вузов и специальные). В Венгрии различают четыре типа библиотек: публичные, вузовские, школьные, специальные.

В целом следует признать, что в зарубежной библиотечной теории и практике нет единства в типологизационном делении библиотек.

Литература

1. Виноградова, Е. П. Типология и классификация библиотек: терминологические признаки, методы / Е. П. Виноградова // Библиотековедение. – 2007. – № 6. – С. 11–14.

2. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 – 1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

3. Столяров, Ю. Н. Классификация и типология библиотек / Ю. Н. Столяров // Шк. б-ка. – 2003. – № 4. – С. 16–24.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины многообразия библиотек и необходимости их типологизации?

2. Почему проблемы типологии библиотек актуальна для российского библиотековедения?

3. Каковы признаки типологизации библиотек?

4. Какие основные типы образуют российские библиотеки?

5. Какие подходы к группировке библиотек используются за рубежом?

2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ:

ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ

2.1. Понятие «универсальная библиотека»

Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд документов (терминологический словарь «Библиотечное дело», 1997).

УБ – библиотека, удовлетворяющая разнообразные информационные потребности на основе фондов, сформированных без тематических и видовых ограничений (ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения»).

Обобщая эти определения, в развернутом виде УБ можно охарактеризовать как библиотеку, удовлетворяющую разнообразные информационные потребности пользователей и содействующую их всестороннему развитию, самообразованию, учебно-профессиональной подготовке и научной деятельности, имеющую, как правило, универсальный по составу фонд, являющуюся региональным культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ представляется наиболее перспективной моделью библиотечного учреждения будущего. Национальная программа поддержки и развития чтения предполагает разработку стандарта многофункциональной библиотеки нового типа – «Российской библиотеки XXI века».

2.2. Из истории создания универсальных библиотек

Термин «универсальная библиотека» впервые появился в зарубежном библиотековедении в развитие идеи Г. В. Лейбница, Г. Нодэ и других выдающихся библиотечных деятелей эпохи Просвещения по созданию «энциклопедической библиотеки». Первой библиотекой такого рода в Европе в конце XVIII века стала университетская библиотека в Геттингене (Германия). Ее фонды включали всю мировую научную литературу того времени. К созданию универсального по составу и полноте охвата мировой научной литературы стремились и отечественные научные библиотеки – Библиотека Академии наук, библиотека МГУ, Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге.

В XIX в. намечается отход научных библиотек от принципа возможно более полного охвата всей мировой литературы отдельными библиотеками. Сейчас, оставаясь ориентированными в комплектовании на универсальное многоотраслевое знание, даже самые крупные библиотеки руководствуются теми или иными принципами ограничения (региональные – приоритет региону, вузовские – профилю вуза и т. п.).

В России в 1990-е гг. социальная востребованность УБ возросла, что связано с их популярностью у студенчества, а, в свою очередь, на них повлиял образовательный бум и тенденции гуманитаризации технического знания и технизации гуманитарного образования.

2.3. Типологические черты УБ

Типологическими чертами УБ следует признать следующие:

1) функциональная универсальность – этим библиотекам присущи все основные (типологические) функции;

2) региональностькомплексный типообразующий признак, отражающий такие параметры функционирования УБ, как:

– подчинение деятельности библиотеки интересам региона (региональная направленность деятельности);

– региональный масштаб деятельности;

– создание документно-информационного фонда о регионе и обеспечение доступа к нему;

– функционирование в качестве центров библиотечного обслуживания региона (их фонды – наиболее масштабные, они – организатор координации библиотек региона);

– финансовая и административная принадлежность региону.

3) тематическая универсальность фонда, запросов, СПА.

2.4. Функции УБ

УБ выполняют все или почти все типообразующие функции (т. е. обладают универсальным набором типообразующих функций) с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда.

2.5. Виды УБ

В соответствии с приоритетом типообразующей функции УБ делятся на три вида:

1)универсальные научные библиотеки (по приоритетности функции содействия научно-производственной деятельности);

2) общедоступные (публичные) библиотеки (по приоритетности функции содействия самообразованию и досугу);

3) универсальные служебные библиотеки (по приоритетности функции содействия самообразованию и профессионально-производственной деятельности).

Наглядно типологическая характеристика и видовое многообразие УБ представлено в приложении в таблице 1.

Литература

1. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996–1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

2. Чуприна, Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н. Т. Чуприна. – М. : Либерея, 2004. – 117 с.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие УБ.

2. Каковы типологические черты УБ?

4. Охарактеризуйте функции УБ.

5. Назовите основные виды УБ.

3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕДОСТУПНЫЕ (ПУБЛИЧНЫЕ) БИБЛИОТЕКИ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА

3.1. Значение и видовые особенности общедоступных (публичных)

Содержание статьи

БИБЛИОТЕКИ, особым образом организованные собрания книг, журналов, видеозаписей и т.п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний.

Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.

Функции.

С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения.

Комплектование

– приобретение материалов для пополнения собрания. Служащие отдела комплектования находят, заказывают и получают требуемые материалы. Эти материалы могут быть в любом формате.

Развитие фонда

предполагает принятие решений относительно состава и структуры книгохранения. Это основное направление деятельности библиотечных работников. В условиях роста популярности электронных средств хранения информации сотрудники отдела развития принимают решения о распределении бюджета на приобретение как традиционных книжных, так и электронных материалов.

Каталогизация

предоставляет информацию о библиотечном фонде и обеспечивает доступ к собранию. Обычно каталог состоит из двух подразделений – алфавитный каталог, упорядочивающий все единицы хранения по алфавиту фамилий авторов (или названий коллективных произведений), и предметный каталог, позволяющий отыскать все источники по данной теме (предмету исследования). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции.

Хранение

предполагает обеспечение сохранности библиотечного собрания. Значение этой функции в последнее время существенно повысилось в связи с необходимостью сохранить имеющиеся материалы для будущих поколений. Одна из серьезнейших проблем, с которой приходится сегодня сталкиваться – это проблема т.н. «ломких книг», которые печатались на бумаге с повышенным содержанием кислот. Такая бумага со временем становится чрезвычайно сухой и ломкой, что приводит к разрушению книг. Вдобавок, в связи с быстрым прогрессом в области компьютерной технологии, существует опасность, что информацией, хранящейся в компьютерном формате, в будущем станет невозможно пользоваться не только из-за физических дефектов носителей, но в связи с моральным старением оборудования, использованного для ее записи.

Справочные службы

помогают читателям в поиске библиотечных материалов. Помимо этого сотрудники справочных служб составляют библиографические указатели для облегчения доступа к фонду и проводят ознакомительные занятия с новыми читателями. Компьютеры, полностью изменившие работу отделов каталогизации, изменили и работу справочных служб. В наше время работники этих служб, помимо помощи читателям в обращении с традиционными библиотечными материалами, все чаще используют электронные базы данных и компьютерные каталоги.

Служба выдачи

предоставляет читателям библиотечные материалы. Каждая библиотека определяет круг пользователей, имеющих право брать на дом единицы хранения. Многие библиотеки предоставляют услуги межбиблиотечного абонемента, дающего читателям доступ к отсутствующим в данной библиотеке материалам.

Помимо сотрудников технических и читательских служб, в каждой библиотеке есть сотрудники, занимающиеся управленческими, или административными, функциями. Это стратегические вопросы деятельности библиотеки, планирование, составление бюджета, работа с персоналом. Общее руководство библиотекой осуществляет ее директор или главный библиотекарь.

Типы библиотек.

Библиотеки существенно отличаются друг от друга размерами фонда хранения, бюджетом, назначением и национальной спецификой. Основные трудности в работе библиотек стран «третьего мира» связаны с недостатком финансирования, скудостью комплектации книжных фондов, дефицитом квалифицированного персонала. Библиотечные учреждения наименее развитых стран до сих пор не вкусили плодов технологической революции. И все же основные типы библиотек существуют во всех регионах мира.

Научные библиотеки

располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.

Государственные библиотеки

включают как национальные библиотеки вроде Библиотеки Конгресса в США или Национальной библиотеки во Франции, где аккумулируется вся значимая печатная продукция данной страны, так и библиотеки, финансируемые соответствующими местными органами, например библиотеки штатов в США.

Публичные библиотеки

обслуживают широкий круг читателей, предлагая многочисленные услуги – от проведения «часов сказок» для детей до консультирования граждан по правовым вопросам. Публичные библиотеки финансируются, как правило, из местных бюджетов и предоставляют бесплатные услуги читателям. Они удовлетворяют потребности граждан в информации и обеспечивают свободный доступ к культурным ценностям.

Школьные библиотеки

финансируются отдельными школами или местными органами образования и обеспечивают учащихся и учителей необходимыми материалами по школьной программе.

Специализированные библиотеки

обслуживают запросы специалистов или соответствующих организаций. В эту категорию входят медицинские и юридические библиотеки, библиотеки крупных корпораций и т.п. Специализированные библиотеки финансируются организациями-учредителями. Их сотрудниками обычно являются специалисты в конкретной области знаний, овладевшие навыками библиотечных работников.

Среди прочих видов библиотек можно назвать частные научные библиотеки вроде Хантингтонской или Ньюберрийской, библиотеки для специальных групп читателей (к примеру, заключенных или инвалидов), библиотеки для военнослужащих, а также частные собрания редких и ценных книг, как правило, закрытые для посторонних.

Большинство библиотек связаны друг с другом в крупные библиотечные сети, позволяющие производить обмен информацией. Рост объема информации и увеличение стоимости современных технологий вызвали потребность в новых видах сотрудничества между библиотеками. Большинство из них по-прежнему являются автономными единицами, однако теперь их уже можно рассматривать как звенья разветвленной национальной или даже международной библиотечной сети. Такая координация библиотек обеспечивает быстрый и, как правило, бесплатный доступ читателей к информации.

Библиотечные системы.

В Европе имеется широкий спектр различных типов библиотек – публичных, частных, университетских и др., каждый из которых отличается уникальными особенностями и историей.

Великобритания.

Английская библиотечная система, одна из самых развитых в мире, оказала большое влияние на библиотеки всех континентов, особенно в бывших колониях. Современному периоду библиотечной истории в Англии предшествовало, однако, почти полное уничтожение средневекового книжного наследия – результат акций Оливера Кромвеля (1598–1658) и последующих решений английского парламента. Собирателям книг удалось уберечь кое-какие материалы, которые впоследствии перекочевали в национальные библиотеки. В 17 в. Великобритания стала одной из ведущих мировых держав, в стране возник широкий круг читателей, и в следующем веке библиотеки стали неотъемлемой частью культурного ландшафта страны. В наши дни англичане имеют доступ практически к любой книге, находящейся на территории страны, благодаря единой национальной библиотечной системе, возникшей одновременно с образованием Британской библиотеки (1973).

Абонемент Британской библиотеки создан на базе четырех национальных институтов: библиотеки Британского музея, Национальной центральной библиотеки, Национальной абонементной библиотеки науки и техники и Британской национальной библиографии. В Великобритании до недавних пор существовали еще две национальные библиотечные системы – Национальная библиотека Шотландии и Национальная библиотека Уэльса. Библиотеки Оксфордского, Кембриджского, Лондонского и Эдинбургского университетов являются одними из лучших в мире.

Германия.

Возникшие в эпоху Средневековья, германские библиотеки богато представлены во всех исторических типах библиотек. Многим книгохранилищам был нанесен невосполнимый урон в годы Второй мировой войны. После 1945 разделение Германии на зоны оккупации имело серьезные последствия для развития немецких библиотек. Вплоть до 1990 развитие библиотечного дела в Западной и Восточной Германии шло различными путями. В 1990 страна воссоединилась, и на востоке утвердилась западная модель организации библиотек.

Франция.

Имея более 1000 публичных библиотек и одни из лучших университетских и специализированных библиотек, Франция может похвастаться великолепной библиотечной традицией. Деятельность французских библиотек, чья история восходит к 7 в., традиционно находится под сильным административным и законодательным контролем. Важнейшим книжным собранием Франции является фонд Национальной библиотеки, основой которого послужили книжные собрания королей (первое из них – библиотека Карла V, 1386).

Россия.

Российские библиотеки ведут свою родословную от церковных и монастырских собраний Киевской Руси 11 в. На протяжении всей истории они испытывали сильное влияние политических сил и государственной власти. Библиотечный персонал и книжные фонды стали жертвами сталинских чисток. Правительство финансировало создание внушительной Библиотеки имени Ленина в 1925, а впоследствии и многих других крупных книжных собраний. Последовавший за крахом коммунистического режима экономический кризис имел разрушительные последствия и для библиотек.

Италия.

Итальянские библиотеки – одни из старейших на Западе, они играли важную роль в различные периоды национальной истории, особенно в эпохи Средневековья и Возрождения. Однако только в 1990-е годы государство занялось профессиональной подготовкой библиотечных работников.

Швейцария.

Идея организации национальной библиотеки возникла в конце 18 в., но ей так и не суждено было реализоваться. Большинство университетских библиотек, за исключением Базельской, были созданы в 19 в. В условиях конфедеративного устройства страны публичные библиотеки находятся в ведении 26 автономных кантонов.

Норвегия.

Норвежская библиотечная система, еще в начале 20 в. считавшаяся одной из передовых, ныне устарела. Библиотека университета Осло исполняла функции национальной библиотеки с 1815, и лишь в последнее время были предприняты шаги по созданию собственно национальной библиотеки.

Бельгия.

Страна гордится давней историей развития своих библиотек. Первая публичная библиотека, к примеру, возникла здесь еще в 1608, несколько веков существуют и специализированные библиотеки. Однако сложившаяся в стране сложная библиотечная система явиляется препятствием для модернизации и налаживания межбиблиотечного сотрудничества. К 1990-м годам Бельгия располагала отличной Королевской национальной библиотекой, а также рядом крупных университетских библиотек, в их числе – известные библиотеки в Лувене и Брюсселе.

Швеция.

Стране удается поддерживать развитие библиотечного дела на высоком уровне в основном благодаря местному финансированию. Во второй половине 20 в. в Швеции возникли новые университеты с научными библиотеками, а библиотеки старых университетов были модернизированы.

Дания.

Датская библиотечная история характеризуется бурным ростом публичных библиотек и тенденциями к децентрализации библиотечной системы. Закон 1964 повысил размер государственных библиотечных субсидий, вменив в обязанность местным органам власти создание публичных библиотек. В 1983 новый библиотечный закон передал почти все библиотеки в ведение муниципалитетов.

Финляндия.

Первые в стране библиотеки возникли в 15 в., но лишь с 1921, спустя 4 года после обретения независимости от России, публичные библиотеки стали получать финансовую помощь государства. Первый закон о библиотеках, принятый в 1928, обеспечил поддержку сельским библиотекам, а закон 1962 повысил финансирование библиотек и способствовал развитию библиотечной системы в целом.

Испания.

До 1910-х годов испанские библиотеки обслуживали только научное сообщество. Ситуация изменилась с открытием первых публичных библиотек в Мадриде и ряде городов Каталонии. Каталонская библиотека в Барселоне была первой в стране, где книги выдавались на дом и существовал зал открытого доступа. Королевская и Национальная библиотеки, а также библиотека Эскориала располагают внушительными собраниями инкунабул, редких книг и рукописей, свидетельствующих о богатой библиотечной традиции страны.

ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК

Огромная масса хранящихся в библиотеках материалов организована в единую систему с помощью специальных приемов описания, упорядочения и размещения. Для самих читателей наибольшее значение имеют каталогизация и классификация библиотечных материалов.

Библиотеки похожи на огромные книжные магазины, с той лишь разницей, что если в магазинах ограниченный круг книг наличествует в большом количестве экземпляров, библиотеки, охватывая куда более широкий круг тем по разным уровнях сложности, часто имеют книги в единственном экземпляре. В магазинах книги классифицируются по крупным тематическим разделам, а внутри каждого раздела расставляются по алфавиту. Сложность классификации и организации библиотечных фондов потребовала выработать иной подход, когда каждая единица каталога представляет соответствующую единицу хранения. Тем самым читатели могут определить, какими материалами располагает данная библиотека, просматривая ее каталоги. Более того, по каталожному описанию можно предварительно определить, насколько та или иная книга подойдет читателю. В каталоге обычно фиксируется список лиц и организаций, принявших участие в создании книги (автор, редактор, составитель, издатель, типография и т.д.), название книги и тематика, к которой относится данное издание. Каталог обычно содержит информацию о классификации издания. Библиотечные каталоги могут ограничиваться только перечнем наличествующих изданий, но могут и содержать списки материалов других библиотек. Каталоги существуют в форме книг, картотек, микрофильмов, компакт-дисков и компьютерных файлов.

Каталог-книга.

Впервые библиотечный каталог появился в виде инвентарной книги. Такой каталог содержит сведения о фонде данной библиотеки, с подробной информацией о каждой единице в списке, упорядоченном по фамилиям авторов. В дополнительных перечнях по названиям, тематике и т.п. дается более краткая информация о каждой единице. Главное преимущество такого каталога в том, что он переносной и может быть размножен. Главный же недостаток в том, что его трудно обновлять: для описания новых поступлений библиотеке приходится издавать дополнительные тома. Книжные каталоги появились в конце 16 в. и были распространены в последующие три века. Они пережили второе рождение в 1960-е, а затем в 1980-е годы, когда началось печатание библиографий на компьютере. Компьютерный микрофишный каталог (КМК) по организации аналогичен книге. В отличие от книжного каталога здесь все описания (не только оформленные на автора) обычно содержат полную информацию о единице хранения.

Каталог-картотека.

Информация в нем фиксируется на карточках, каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения – ее авторе, других участниках издания, издательстве, названии произведения, его тематике. Достоинством картотеки является то, что ею могут пользоваться сразу несколько человек и ее легко пополнять за счет добавления карточек, описывающих новые поступления. К недостаткам картотеки можно отнести довольно высокие расходы по обслуживанию такого каталога и значительный процент ошибок при расстановке. Каталоги-картотеки получили широкое распространение с конца 19 в., чему способствовало и решение Библиотеки Конгресса США в 1901 начать продажу копий своих карточек другим библиотекам. Картотеки до сих пор широко используются, хотя их постепенно вытесняют компьютерные каталоги.

Компьютерный каталог.

Часто называемые интерактивными каталогами общего доступа или просто «он-лайн каталогами», компьютерные каталоги были впервые внедрены в начале 1980-х и по мере снижения стоимости компьютерных услуг взяты на вооружение библиотеками всех типов. Он-лайн каталоги создают большие возможности, облегчая и расширяя доступ к библиотечным фондам, позволяя проводить более глубокие и сложные поисковые операции. Каталог легко пополняется и доступен для пользователя, находящегося вне библиотеки. По сетям Интернета можно получить доступ к каталогам сотен библиотек разных стран мира. Основным препятствием для повсеместного перехода библиотек на компьютерный каталог является высокая стоимость преобразования книжных, КМК и картотечных каталогов в компьютерные версии. Подобное преобразование – «ретроспективная конверсия» – может быть выполнено сотрудниками библиотек или специальными фирмами.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Основная цель классификации – упорядочить издания по их тематике и облегчить поиск. В США двумя наиболее распространенными системами библиотечной классификации являются десятичная классификация Дьюи (ДКД), используемая главным образом в публичных и школьных библиотеках, и классификация Библиотеки Конгресса (КБК), используемая большинством научных и специализированных библиотек.

Десятичная классификация Дьюи.

В середине 19 в. большинство библиотек пользовались собственными классификационными системами для организации своих собраний. При этом классификация, как правило, позволяла лишь самую общую характеристику тематики книги, закреплявшую за ней постоянное место на полке. Ситуация резко изменилась с внедрением десятичной системы, разработанной в 1873 Мелвилом Дьюи, когда он был еще студентом Амхерстского колледжа. В 1876 новая система была впервые опубликована им в книге Классификация и предметный указатель для каталогизации и расположения книг и брошюр в библиотеке .

Разрабатывая свою систему, Дьюи использовал десятичные индексы для обозначения тематики издания. Такой подход позволил представить иерархические отношения разделов, а также дать возможность введения новых делений. Хотя наименование основных разделов с течением времени менялось, их суть осталась неизменной. Вот десять основных разделов классификации Дьюи:

000–090 Общий раздел

100–190 Философия и психология

200–290 Религия

–390 Общественные науки

–590 Естественные науки и математика

–690 Технология (прикладные науки)

–790 Искусство

–890 Литература и риторика

–990 География и история

Как явствует из названия системы Дьюи, основой классификации является десятичный принцип. Так, каждый из 10 основных разделов может быть разбит на 10 подразделов, те еще на 10 и т. д. Например, раздел 500 (естественные науки и математика) имеет следующие подразделы:

–509 Естественные науки

–519 Математика

–529 Астрономия

–539 Физика

–549 Химия и прикладные науки

–559 Науки о Земле

–569 Палеонтология; палеозоология

–579 Науки о жизни; биология

–589 Ботаника

–599 Зоология

Каждый из этих подразделов может быть разбит на десять подгрупп. Так, подраздел 540 имеет следующие деления:

Химия и прикладные науки

Физическая и теоретическая химия

Технология, оборудование и материалы

Аналитическая химия

Качественный анализ

Количественный анализ

Неорганическая химия

Органическая химия

Кристаллография

Минералогия

Каждую из этих подгрупп можно разбить еще на 10 делений и т.д. На каждой ступени иерархии добавляется тематическая группа от 1 до 9. Так, раздел 500 (естественные науки и математика) имеет подраздел 540 (химия и прикладные науки), делением которого является 541 (физическая и теоретическая химия), в свою очередь имеющий деление 541.3 (физическая химия) и т.д.

Поскольку такая система обозначений отражает положение того или иного раздела внутри иерархической структуры понятий, ДКД позволяет библиотекам варьировать ее применение в соответствии с их книжными фондами и запросами своих читателей. Библиотека, располагающая обширной литературой о кошках, может классифицировать ее детально. Так, книгу о сиамских кошках можно занести в раздел 636.82 (короткошерстные кошки) или даже в еще более узкий раздел 636.825 (азиатские короткошерстные кошки), а книга о мэнской енотовой кошке будет стоять в разделе 636.83 (длинношерстные кошки). Такая детальная классификация называется «узкой». Однако библиотека, располагающая скудной подборкой литературы о кошках, может разместить все эти книги в общем «кошачьем» подразделе 636.8 вне зависимости от конкретного содержания каждого издания. Такая классификация называется «широкой».

Возможность видоизменять классификацию в зависимости от возможностей каждой библиотеки считается важным преимуществом ДКД. Но это одновременно и один из серьезных недостатков системы, так как различие классификационных индексов в библиотеках создает путаницу. В идеале все библиотеки должны использовать одинаковые индексы для одних и тех же книг. К сожалению, чаще случается так, что одна библиотека использует «узкую» классификацию, тогда как другая предпочитает индексы «широкой» классификации.

Цифровые и буквенные обозначения, выставляемые на корешке книги, называются инвентарным номером. В библиотеке, использующей ДКД, инвентарный номер представляет собой комбинацию шифра в ДКД и буквенно-цифрового индекса, обозначающего фамилию автора и начальную букву первого слова в названии книги. Этот индекс, именуемый либо книжным номером, либо каттеровским номером, был предложен в конце 19 в. бостонским библиотекарем Чарлзом Каттером. Так, для книги Мир античного искусства (The World of Antiques ) Ричарда Лэндона шифр будет иметь следующий вид:

L259 соответствует фамилии автора (Landon), а w (первая буква слова «World») определяет место данной книги в алфавитном списке работ Лэндона об античном искусстве. Для небольших книжных собраний каттеровский номер упрощается путем использования первых трех букв фамилии автора:

В первую половину 20 в. ДКД наиболее широко использовалась в американских библиотеках. Начиная с 1960-х годов многие библиотеки, главным образом академические, начали отказываться от ДКД в пользу классификационной системы Библиотеки Конгресса. Это было связано с двумя причинами: неадекватностью ДКД для межбиблиотечного поиска информации и ее неспособностью осваивать новую тематику без радикального пересмотра системы в целом. Суть последней проблемы заключалась в том, что, когда Дьюи создавал свою систему, он описал основные разделы и подразделы, оставив мало вакантных мест для обновления. Новые разделы приходилось «втискивать» в существующую иерархию, что приводило к усложнению шифров или, даже к необходимости полной переклассификации значительной части библиотечных собраний. Начиная с 1960-х годов новые тенденции в науке вызвали необходимость пересмотра классификации книг по психологии (150), социологии (301), праву (340), государственному управлению (350), образованию (370), математике (510) и науках о жизни (570–579). Кроме того, каждое переиздание ДКД сопровождалось сотнями небольших изменений в индексах.

Несмотря на недостатки, ДКД остается краеугольным камнем организации библиотечных материалов. Помимо широкого использования в США, эта система была переведена на многие языки, в том числе французский, испанский, немецкий, арабский, русский, и получила распространение во всем мире. Кроме того, принятие ДКД Компьютерным библиотечным центром в конце 1980-х послужило дополнительным импульсом совершенствования этой классификации для поиска информации в Интернете.

Классификация Библиотеки Конгресса.

КБК с самого начала была плодом коллективной работы под руководством Дж.Хэнсона, заведующего каталогом, и Чарлза Мартела, главного классификатора. В 1898 был разработан раздел по библиографии и библиотековедению. В последующие годы над классификацией работали многие специалисты различных отраслей знания.

В отличие от ДКД, исходившей из абстрактного упорядочения знаний, КБК основана на конкретном материале, т.е. отражает реальные потребности организации фондов Библиотеки Конгресса. С течением времени, однако, КБК была принята и многими другими библиотеками.

Классификация содержит 21 основную категорию с буквенными обозначениями:

A Общие работы

B Философия; психология; религия

Вспомогательные исторические дисциплины

F История: Америка

География; карты; антропология

Общественные науки

Политические науки

Образование

Искусство

Филология и лингвистика; языки; литература

Естествознание и математика

Медицина

Сельское хозяйство

Технология

Военные науки

Военно-морское дело

Библиография; библиотечное дело

Буквы I, O, W, X и Y не используются. Для выделения подразделов используется вторая буква: так, HF обозначает торговлю. Раздел К (право) – единственный в классификации, где для обозначения подразделов применяются три буквы. Для дальнейшей разбивки подразделов используются числа, так что шифр КБК является смешанным, буквенно-цифровым.

Кроме этих шифров, в КБК применяются каттеровские номера для более узкой классификации тематики издания. Например, если ДКД обозначает иерархические взаимосвязи топографических объектов (полушарие, страна, регион и т.д.), то в КБК применяется каттеровская система записи этих объектов в алфавитном порядке.

А2 Алабама

А4 Аляска

А6 Аризона

. А8 Арканзас

С2 Калифорния

Аналогичным образом, при упорядочении конкретных предметов можно располагать их в алфавитном порядке. Так, для обозначения разновидностей кошек КБК шифрует названия пород:

А6 ангорская

В8 бирманская

С6 тигровая

Каттеровский номер используется также для расположения произведений в алфавитном порядке. Книга Тори Уильямса Бирманские кошки (Williams T. Burmese Cats , 1993), получит следующий шифр:

Хотя КБК, как и ДКД, имеет иерархическую структуру, это не всегда представлено в ее шифрах. При классификации кошек как домашних животных получится следующая разбивка:

446 Иллюстративные издания

446.5 Поведение

446.6 Дрессировка

447.5 Разведение

447.6 Кормление

449 Породы A-Z

В данном случае в шифрах используются десятичные знаки для введения новых предметных рубрик. Если бы КБК была аналогична ДКД, тогда при переходе от шифра SF 447.5 (разведение) к SF 447, можно было бы предположить, что последний обозначает более общий раздел, частью которого является кормление кошек. Однако при неиерархической шифровке в КБК это переход к равноправному подразделу. Невозможность сокращения, или «урезания», индексов для перехода к более широкому классу, как это делается в ДКД, не позволяет библиотекам варьировать шифры в соответствии с объемом и тематическим профилем своих книжных собраний, но именно это и обеспечивает важное преимущество КБК: возможность сотрудничества с другими библиотеками, не опасаясь расхождений в индексах. Единообразие классификационных шифров в основном и побудило многие научные библиотеки отказаться от ДКД в пользу КБК.

Универсальная десятичная классификация.

Другой классификационной системой, получившей широкое распространение в Европе, Латинской Америке, России и Японии, является Универсальная десятичная классификация (УДК). Разработанная в 1895 в Бельгии Полем Отле и Анри Лафонтеном на основе пятого издания ДКД, она использовала комбинированные шифры для многостороннего отражения тематики издания. Так, шифр 940:395 обозначает в УДК книгу по истории викингов в Европе. В отличие от систем Дьюи и Библиотеки Конгресса, основное назначение УДК – определить содержание данной единицы хранения, а не ее местоположение на книжной полке. Если же библиотека применяет УДК для организации книжного фонда, то для этой цели обычно используется первая часть шифра. Возможность многостороннего отражения содержания издания и его тематических связей сделала УДК ценным инструментом поиска информации в компьютерных базах данных. УДК издается Международной федерацией документации в Гааге, осуществляющей постоянную ее модернизацию.

Другие классификационные системы.

Помимо вышеописанных трех основных систем классификации, существуют многочисленные системы, созданные для специализированных библиотек. Классификация Национальной медицинской библиотеки, например, была принята большинством медицинских библиотек США. Эта система, выстроенная по образцу КБК, использует букву W (отсутствующую в КБК) для шифрования работ по медицине. Она применяет также неиспользованные деления раздела Q (наука). В остальном остаются неизменными шифры КБК.

Узкоспециализированные библиотеки часто применяют собственные классификационные системы, поскольку универсальные схемы не позволяют адекватно отразить тематику данного собрания.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Электронные источники информации и персональные компьютеры существенно изменили характер деятельности современных библиотек. Бум компьютерных технологий, начавшийся в 1980-е годы, обеспечил возможность экономичного хранения и быстрой передачи данных по компьютерным сетям, а также сложной обработки документов и информации на электронных носителях. Эти перемены сильно преобразили экономические параметры распространения информации, что привело к радикальным сдвигам в издательском деле. Развитие коммуникационных технологий и издательских систем, в свою очередь, породило новые направления в исследовании и поиске информации. В условиях непрерывно растущего потока информации и технологического прогресса библиотеки ищут новые, и нередко революционные, пути решения традиционных задач отбора, организации, хранения и доставки информации.

Автоматизация внутренних библиотечных функций.

Ее начало восходит к 1960-м годам. Проект МАРК, начатый в 1966 году 16 американскими библиотеками для установления стандартного формата каталога машинного считывания, ускорил этот процесс. Стандарт МАРК обеспечил переход к электронным версиям картотечного каталога, что способствовало эффективной организации компьютерных баз данных. Внедрение стандартного каталожного формата позволило библиотекам объединить усилия в работе сначала над картотеками, а позднее и над электронными каталогами. К 1972 модернизированный стандарт МАРК-2 получил международное признание.

Сотрудничество в области каталогизации вызвало к жизни и другие межбиблиотечные проекты. Так, на этой основе возникло несколько региональных организаций, в том числе Библиотечный центр колледжей Огайо, Информационная сеть научных библиотек, Вашингтонская библиотечная сеть и Автоматизированная библиотечная система Торонто. Подобные учреждения библиографического сервиса, располагающие обширными каталогами, представляют ценнейшие источники информации как для библиотечных работников, так и для ученых. К 1990-м годам каталог Огайского центра превысил 35 млн. единиц. Помимо доступа к объединенному каталогу, региональные организации предоставляют библиотекам широкий спектр услуг, в том числе компьютерную связь с издательствами с автоматизированным оформлением закупок, а также межбиблиотечный обмен. На этой основе в 1996 Огайский центр, преобразованный в Компьютерный библиотечный центр, обслуживал уже 22 тыс. библиотек и имел пользователей в 63 странах мира.

Современные библиотечные информационные системы располагают компьютерными программами, обеспечивающими доступ к фондам и информационным ресурсам многих библиотек. С помощью дополнительных модулей можно расширить основные операции – каталогизацию, учет выдачи материалов и доступ к каталогу – набором дополнительных функций. В основу сетевого компьютерного каталога в 1990-х годах была положена библиографическая база данных МАРК с дополнительным программным обеспечением, позволявшим вносить изменения в эту базу данных. Контролю за выдачей материалов способствовало внедрение сканируемых штрих-кодов на обложках изданий.

К середине 1980-х годов автоматизированные библиотечные системы из единичных экспериментов превратились в массовое явление. Крупные провайдеры информационных услуг, такие как Компьютерный библиотечный центр, предлагают системы, адаптированные к книжным фондам и запросам конкретных библиотек. Автоматизированные системы быстро развиваются, идя в ногу с прогрессом компьютерной технологии.

Поиск и доступ к информации.

Печатные указатели, содержащие выходные данные книг и статей, веками служили важным инструментом распространения информации. Начиная с 1960-х годов, издатели стали переводить эти библиографические справочники в электронный формат. В начале 1970-х годов коммерческие компьютерные службы, такие как Диалоговая служба поиска информации, предоставляли возможность интерактивного поиска в тематических базах данных, к примеру, Национальной медицинской библиотеки или Министерства образования США. Разработанная корпорацией «Локхид» в 1972 коллекция ДИАЛОГ, позднее включенная в систему «Найт-Ридер информейшн», к концу 20 в. обеспечила своим клиентам доступ через стандартный интерфейс к сотням базам данных. Успешно развиваются и другие крупные автоматизированные системы.

Появление подобных систем поначалу вызвало спрос на компетентных специалистов, которые могли бы служить посредниками для потребителей. Нужда в таких специалистах была обусловлена высокой стоимостью систем, а также техническими сложностями в их использовании. В середине 1980-х годов начался выпуск баз данных на компакт-дисках, что вызвало революцию потребительского спроса. Библиотека приобретала диск, и время, затрачиваемое на поиск, перестало быть экономической проблемой. Интерфейсы для пользователей существенно облегчают поиск, хотя отсутствие должных навыков подчас снижает его эффективность.

Интернет, международная система передачи данных, в частности Всемирная Паутина, дающая доступ к мультимедийной информации, оказали огромное воздействие на работу библиотек. Библиотечные работники используют Паутину для справочных целей и обеспечения доступа к любым материалам. Постоянно совершенствуясь, Паутина облегчает издательский процесс и быстрое распространение информации.

С ростом числа пользователей базами данных в них все чаще стали включать полнотекстовые материалы. Так, появились электронные версии многих ведущих американских и международных газет, а также цифровые базы данных, графические информационные материалы, отраслевая информация (например, по составу и распространению химических продуктов). Впечатляет и прогресс информации в области гуманитарных наук. Так, сотрудники Калифорнийского университета создали базу данных на компакт-диске, где содержатся практически все сохранившиеся тексты греческой литературы от Гомера до 600 н.э., снабженные научными комментариями.

Стандарты технологий, применяемых для обработки информации, постоянно модернизируются. Важный международный стандарт Z39.50 был разработан в середине 1990-х годов для унификации информационных систем. В 1994 университет Джорджии запустил пилотный проект ГАЛИЛЕЙ с использованием «Сайт-Серч» – пакета программ Огайского центра в стандарте Z39.50. «Сайт-Серч» был создан для обеспечения доступа библиотек к удаленным базам данных (как коммерческим, так и бесплатным), а также для построения уникальных локальных баз данных. Аннотации и полные тексты из более чем 1000 журналов аккумулируются посредством ГАЛИЛЕЯ в базе данных, к которой имеют доступ все высшие учебные заведения Джорджии.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ

Термин «редкие книги» употребляется довольно широко, без четко фиксированного значения. Традиционно его применяли к отдельным книгам или книжным собраниям, отличающимся исторической значимостью, эстетическими достоинствами и большой ценой. Такие книги, часто являющиеся памятниками культуры, могли иметь ценность как ввиду особенностей изготовления и оформления, так и содержательной значимости. В библиотеках их, как правило, выделяют из общего фонда в отделы редких книг, где они сохраняются для потомков.

После Второй мировой войны выросли как число, так и объемы подобных собраний. Они стали и более разнообразными по содержанию. Учитывая материальную ценность, уникальность и историческую значимость отдельных книг, библиотеки пересматривают само понятие «специальных собраний». Эти собрания по-прежнему включают редкие издания, однако больший акцент теперь делается на ценность коллекции в целом, а не только ее отдельных экземпляров. Обычно специальные собрания группируются вокруг конкретной тематики, и их стараются сделать как можно более полными по охвату материала. Для исчерпывающей полноты в тематические собрания включают как весьма редкие, так и достаточно обычные материалы – к примеру, с первым изданием пьес Шекспира могут соседствовать новейшие исследования этих пьес. С той же целью книжные издания могут дополняться другими материалами – рукописями, фотографиями, грамзаписями, компьютерными файлами и бытовыми объектами (такими, как пишущая машинка автора, локон его волос или его любимая трость).

Диапазон возможной тематики собраний практически неограничен. Одни специальные собрания могут быть посвящены культурному или историческому феномену (например, колдовству или европейскому социализму), другие – различным историческим персонажам (таким, как Наполеон, Линкольн или Индира Ганди), третьи – целым историческим эпохам (например, эпохе Французской революции). Литературные собрания могут фокусироваться на великих писателях прошлого и их шедеврах. Однако в последнее время они все чаще посвящены широким литературным течениям и включают произведения малоизвестных писателей, чтобы представить литературный контекст, позволяющий лучше понять и оценить достижения известных авторов. Специальные собрания могут быть посвящены и современным течения и писателям.

Хотя почти любую тематическую подборку в библиотечном фонде можно назвать специальным собранием, обычно этот термин обозначает особым образом организованную коллекцию, под которую выделено специальное помещение и хранение которой поручено компетентному персоналу. Небольшие собрания можно разместить в одном из помещений библиотеки (как это делают в публичных или университетских библиотеках), другие могут быть настолько обширными, что для них отводят отдельное здание. Специальные собрания могут иметь статус независимой научной библиотеки или подразделений публичных или университетских библиотек.

Доступ.

Читатели большинства библиотек обычно имеют свободный доступ к книжным собраниям на открытых полках. Однако по причине уникальности и ценности материалов специальных собраний их использование жестко регламентировано и ограничено. Здесь нет открытых полок для свободного доступа, и пользоваться материалами можно лишь в особых читальных залах под контролем библиотечных работников. В разных библиотеках правила оформления допуска к специальным собраниям различны, так что читателям приходится узнавать о них заблаговременно. В европейских библиотеках действуют в целом более жесткие ограничения – требуются, в частности, рекомендательные письма с указанием статуса читателя и цели его работы со специальным собранием.

Библиотека Конгресса (Вашингтон, США). Отдел редких книг и специальных собраний содержит обширные подборки первых печатных изданий и документов по ранней истории США. Фонд инкунабул (книг, напечатанных до 1501) является крупнейшим в Северной Америке. Многочисленные специальные собрания охватывают широкий круг тем: Реформация, анархизм, воспоминания бывших рабов, Бенджамин Франклин, Зигмунд Фрейд, Томас Джефферсон, Редьярд Киплинг, Жюль Верн, Уолт Уитмен и др.

Ватиканская библиотека (Италия). Созданная в 1451 папой Николаем V «для общего блага ученых», библиотека является хранилищем ценнейших собраний редких книг и рукописей. Гордость ее фондов – ранние печатные издания, в том числе 8 тыс. инкунабул. Здесь хранится более 150 тыс. рукописей, датируемых от 2 в. н.э. до эпохи Возрождения, в том числе некоторые из самых ранних списков сочинений Аристотеля, Данте, Евклида, Гомера и Вергилия. В библиотеке также хранятся гравюры, карты, рисунки и ок. 300 тыс. греческих, римских и папских монет и медалей.

Британская библиотека (Лондон, Англия). Британская библиотека (ранее – Библиотека Британского музея) была создана в 1753. Здесь хранится обширная коллекция инкунабул и крупнейшее в мире собрание британских печатных изданий. Богатые собрания отдела рукописей включают греческие и латинские папирусы, рукописные кодексы поздней античности и Средневековья (например, знаменитые Линдисфарнские Евангелия 7 в.), рукописные архивы крупных писателей (в том числе Джейн Остен, Чарлза Диккенса, Джеймса Джойса), а также колоссальные собрания нот и географических карт.

Национальная библиотека (Париж, Франция). Специальные собрания библиотеки распределены между несколькими отделами. Отдел редких книг содержит тысячи изданий, в том числе инкунабул, а также подборку наиболее значительных книг от 16 в. до наших дней. Среди раритетов этого собрания – корейские печатные издания, на десятилетия опередившие Гутенберга, и изумительные шедевры французской полиграфии 20 в. Критерием отбора редких книг является не только содержание, но и полиграфическое исполнение – уникальные особенности переплета, шрифта, иллюстраций. Некоторые книги содержат интересные пометки и являются не только литературными, но и культурными памятниками эпохи.

В Европе специальными собраниями располагают также многие национальные, региональные и университетские библиотеки. Среди последних крупнейшие собрания, представляющие научный интерес, хранятся в библиотеках Оксфорда и Кембриджа.



В основе построения любой классификации лежат свойства рассматриваемых объектов. Мы уже отмечали, что для библиотеки характерно множество признаков. Исходя из положений системного подхода, их можно разделить на две группы, определяемые внешней и внутренней средой.

Каждый из элементов внешней среды библиотеки выступает в качестве основания для выделения одного или нескольких классификационных признаков. В числе важнейших элементов внешней среды, генерирующих классификационные признаки, необходимо назвать общество в целом и государство, определяющее формы собственности, механизм учреждения и финансирования его институтов, административно-территориальное деление и другие атрибуты деятельности библиотек.

Среди наиболее значимых признаков классификации библиотек, определяемых внешней средой, нередко называют их социальное (общественное) назначение. Основываясь на социальном назначении библиотек, которое заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей, можно выделить три рода библиотек: общие, специальные и личные (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация библиотек по социальному назначению

Библиотеками, удовлетворяющими общие информационные потребности, являются НБ, областные универсальные библиотеки, ЦБС публичных библиотек; самостоятельные публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС, а также публичные библиотеки разных предприятий, организаций и учреждений.

В связи с тем что возникновение особенных информационных потребностей обусловлено четырьмя основными видами деятельности человека: научной, учебной, производственной и управленческой, то на основе их на следующем уровне деления можно выделить четыре группы потребностей: производственные, научные, учебные и управленческие. В соответствии с каждой группой потребностей можно обозначить четыре вида библиотек: производственные, научные, учебные и управленческие. Продолжая дальнейшую дифференциацию потребностей по видам деятельности, среди производственных библиотек необходимо выделить технические, сельскохозяйственные, медицинские, военные и другие подвиды. Среди библиотек, содействующих удовлетворению научных информационных потребностей, предлагаем разграничить академические библиотеки, обеспечивающие научные потребности фундаментальной науки, и библиотеки отраслевых НИИ и КБ, способствующие проведению прикладных научных исследований. Учебные библиотеки в зависимости от вида удовлетворяемых потребностей можно разделить на библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, школ и внешкольных заведений, а также - учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Среди управленческих по названному критерию выделяют библиотеки, удовлетворяющие потребности, связанные с законодательной, исполнительной и судебной деятельностью, а также библиотеки политических партий и объединений, в результате деятельности которых формируются органы и политика управления (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Классификация специальных библиотек по социальному назначению

Еще одним критерием классификации библиотек, формируемых обществом, являются их учредители. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, создаваемые индивидом (личные) и учреждаемые обществом (общественные). На следующем уровне деления среди библиотек, учреждаемых обществом, следует отличать библиотеки, учреждаемые государством, и негосударственные библиотеки.

В Беларуси библиотеки, учреждаемые государством, в свою очередь, можно разделить на библиотеки республиканских и местных органов власти. Учредителями библиотек на республиканском уровне выступают разные министерства и ведомства (министерства культуры, образования, здравоохранения, обороны, внутренних дел и другие, государствен-

ньіе комитеты по науке и технологиям, физической культуре и спорту и другие, администрация президента, прокуратура и т.д.), а на местном - областные, районные, городские, поселковые, сельские органы власти и самоуправления. На последнем уровне деления данная классификация может включать библиотеки конкретных государственных предприятий, организаций и учреждений.

Негосударственные библиотеки в соответствии с учредителями делятся на библиотеки негосударственных предприятий, организаций и учреждений. Среди библиотек негосударственных организаций можно выделить профсоюзные библиотеки, библиотеки разных партий и объединений, общественных фондов и т.д. К библиотекам негосударственных учреждений следует относить, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений. Схематически первые уровни деления классификации общественных библиотек представлены на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Классификация общественных библиотек в соответствии с учредителями

Государством определяется также ряд критериев, по которым можно проводить классификацию библиотек. Важнейшими среди них являются форма собственности, статус учреждений, степень их доступности, административно-территориальное деление.

Конституцией Республики Беларусь в стране определены две формы собственности: государственная и частная, поэтому в соответствии с этим критерием на первом уровне деления можно выделить государственные и частные библиотеки. К частным библиотекам в данном случае целесообразно относить библиотеки всех предприятий, организаций и учреждений, доля государственной собственности в которых составляет менее 50%, а также самостоятельные библиотеки, финансируемые за счет частных средств, в том числе благотворительных взносов и пожертвований.

По юридическому статусу различают самостоятельные и несамостоятельные библиотеки. К самостоятельным относят библиотеки, зарегистрированные в соответствующих органах государственной власти как самостоятельные организации с правом юридического лица. Все остальные, . т.е. являющиеся структурными подразделениями каких-либо организаций,

предприятий и учреждений, являются несамостоятельными. К самостоятельным библиотекам в Беларуси относятся Национальная библиотека Беларуси, отраслевые республиканские библиотеки, областные библиотеки, ЦБС публичных библиотек, публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС. Остальные библиотеки, в том числе школьные, других учебных заведений, библиотеки-филиалы ЦБС и иные являются несамостоятельными.

Органами государственной власти также определяется процедура присвоения разным организациям, в том числе библиотекам, статуса научных учреждений. Научными считаются библиотеки, осуществляющие научную деятельность в области библиотековедения и смежных дисциплин. По правилам дихотомии все остальные библиотеки необходимо считать вненаучными (употребляем это слово в связи с отсутствием более удачного термина).

Одной из старейших и часто применяемых является классификация библиотек по административно-территориальному делению. Данный критерий нестабилен, так как административно-территориальное деление каждой страны время от времени под влиянием ряда факторов меняется: появляются новые территориальные единицы, площадь государства, уменьшается или увеличивается, изменяется структура административно-территориального деления, возникают новые населенные пункты, а другие - прекращают свое существование. В соответствии с современным административно-территориальным делением Беларуси можно выделить следующие библиотеки: республиканские, областные, районные, городские, поселковые и сельские.

Действующими в государстве нормами также определяется степень доступности библиотек. В соответствии с данным критерием выделяют общедоступные библиотеки и библиотеки с ограниченным доступом. Под общедоступностью необходимо понимать право и возможность для каждого члена общества посещать библиотеку и пользоваться ее услугами без каких либо ограничений по расовым, национальным, религиозным, физическим либо иным признакам. Л.В. Солоненко предприняла попытку провести дальнейшую классификацию общедоступных библиотек. Общедоступными в первую очередь считаются публичные библиотеки. Однако и их общедоступность необходимо понимать с учетом ряда ограничений. Так, публичные библиотеки обслуживают на абонементе только жителей своего населенного пункта (района, микрорайона города); многие из них под предлогом заботы о сохранности фондов отказывают в своих услугах студентам. Практически все публичные библиотеки республики не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, что также снижает уровень их общедоступности.

Библиотеки, функционирующие в структуре предприятий, организаций и учреждений, работают в режиме ограниченного доступа и обслуживают, как правило, только своих сотрудников. Вместе с тем степень доступности в библиотеках данной группы разная. Например, режим доступа в школьную библиотеку более благоприятен, чем в библиотеку промышленного предприятия, а тем более военного ведомства. Это также может служить критерием для дальнейшей дифференциации библиотек данной группы.

Следует разграничивать критерий доступности и критерий платности. В соответствии с последним выделяют платные и бесплатные библиотеки. Пользование услугами большинства общественных библиотек явля-

ется бесплатным. К платным относятся библиотеки, действующие на коммерческой основе и взимающие разовую или абонентскую плату за пользование услугами. Это, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений.

В качестве внешней среды для отдельных библиотек выступает также государственная система библиотек. В зависимости от выполняемых функций, в системе можно выделить центральные и низовые библиотеки. С учетом того, какая система является объектом классификации, одна и та же библиотека в разных ситуациях может выступать то центральной, то низовой. Так, ЦБ в составе ЦБС является центральной по отношению к другим библиотекам системы, что и отражено в ее названии. Но в системе библиотек области она уже будет низовой, а место центральной займет областная библиотека.

В пределах республиканской системы библиотек также существует разграничение сфер деятельности. В зависимости от территории, которую охватывает сфера обслуживания библиотеки, различают республиканские, областные, районные, городские, сельские, а также библиотеки отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Исходя из понимания библиотеки как четырехэлементной системы, элементами внутренней среды, генерирующими классификационные признаки, являются библиотечный фонд, контингент пользователей, персонал и материально-техническая база.

Основными критериями классификации библиотек, определяемыми библиотечным фондом, являются содержание и форма документов, общий объем фонда и запрограммированная активность его использования.

Классификация библиотек по содержанию собранных ими документов является одной из наиболее традиционных и устоявшихся. В соответствии с ней принято выделять универсальные и отраслевые библиотеки (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Классификация библиотек по основным признакам фонда

Универсальными являются те из них, которые располагают фондом по разным отраслям знаний, а фонд отраслевых сключает документы по одной либо нескольким отраслям. Отраслевые библиотеки, в свою очередь, можно разделить на гуманитарные, технические, медицинские и др. К универсальным традиционно относят НББ, областные и публичные библиотеки. Универсальными по составу своих фондов также являются библиотеки университетов и школ. К отраслевым в первую очередь относят специальные библиотеки отдельных предприятий, учреждений и организаций. Вместе с тем данный критерий является одним из самых нечетких, так как в любой библиотеке есть хотя бы несколько универсальных справочных изданий, что фактически делает универсальной ее саму. Библиотеки средних специальных учебных заведений можно отнести к специальным с большой долей условности, так как в этих заведениях, кроме специальных, изучают и общеобразовательные дисциплины и соответственно комплектуют по ним фонд литературы.

В зависимости от видов документов, составляющих фонд библиотек, целесообразно выделять универсальные и специализированные библиотеки. Универсальными в данном случае являются библиотеки, фонд которых состоит из различных видов документов, а к специализированным относятся библиотеки, фонды которых содержат отдельные виды документов. Специализированные, в свою очередь, делятся на библиотеки произведений печати, микроформ и электронные. Среди библиотек произведений печати можно выделить библиотеки патентов, стандартов и др. Как и предыдущий, данный критерий классификации тоже не является четким, потому что в большинстве библиотек наряду с основными, имеются, хотя и в небольшом количестве, другие виды документов.

Классификация библиотек по объему фонда предусматривает их распределение по группам в зависимости от количества документов. В соответствии с данным критерием ЮНЕСКО дифференцирует публичные библиотеки на четыре группы: имеющие до 2000 томов, от 2001 тома до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов и более 10 000 томов. Для школьных библиотек ЮНЕСКО по данному признаку предлагается другая классификация. В последнем варианте в связи с ростом объемов фондов библиотек ЮНЕСКО изменены количественные параметры границ и уже выделены библиотеки, имеющие до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов, от 10 001 тома до 20 000 томов и более 20 000 томов. ЕС в рамках программы “UBECON 2000” предлагает иную группировку библиотек в зависимости от объема их фондов. В Беларуси не существует четкой, закрепленной в регламентирующих документах дифференциации библиотек по данному признаку, поэтому между классами не могут быть установлены необходимые количественные границы.

Заранее заданная активность использования фондов библиотек является основанием для выделения библиотек-депозитариев и библиотек- репозитариев. Правда, вторая часть из названной дихотомии при обозначении библиотек практически никогда не используется.

Основными признаками классификации библиотек, определяемыми контингентом пользователей, являются их возраст, физические возможности и количество (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Классификация библиотек по основным признакам контингента пользователей

В зависимости от возраста пользователей необходимо выделять библиотеки универсальные и специализированные. К универсальным относятся библиотеки, обслуживающие различные возрастные категории пользователей. Это в первую очередь соответствующие виды публичных библиотек. Специализированными необходимо считать библиотеки, обслуживающие пользователей определенной возрастной группы: детей, юношество или взрослых. Таких библиотек большинство. Так, детскими являются ЦБС детских публичных библиотек, детские библиотеки-филиалы смешанных ЦБС, школьные библиотеки, библиотеки внешкольных и детских организаций. Юношество обслуживается таким видом специализированных библиотек, как библиотеки ПТУ и ССУЗов. Остальные библиотеки, т.е. научные, производственные и управленческие, обслуживают только взрослых пользователей.

В зависимости от психофизиологических возможностей пользователей также необходимо выделять универсальные и специализированные библиотеки.

К универсальным в данном случае относятся библиотеки, обслуживающие разные группы пользователей, выделенные по указанному параметру, а к специализированным только те, которые ориентиро-

ваны на работу с определенными категориями пользователей. Среди них выделяют библиотеки для лиц без физических ограничений и лиц с определенными видами ограничений в физическом и психическом развитии. Большинство библиотек Беларуси в данном случае необходимо относить к специализированным, так как они ориентированы на обслуживание пользователей, не имеющих ограничений в психофизическом развитии, и поэтому не могут считаться универсальными в соответствии с названным параметром. Даже публичные библиотеки республики, которые по своему статусу должны обслуживать разные категории пользователей, не располагают фондами, предназначенными для людей с нарушением зрения, разными формами психических заболеваний. Они также, как мы уже отмечали, архитектурно и технологически не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Еще один из видов специализированных составляют библиотеки для слепых и слабовидящих, которые в республике представлены системой БѳлОИЗ. Особый вид специализированных включает библиотеки для лиц с нарушениями психического развития, в том числе - соответствующих спецшкол.

Классификация библиотек по количеству пользователей, как и классификация по объему фонда, часто используется в статистических группировках, а также в регламентирующих документах. Так, при определении типовых штатов ЦБС Республики Беларусь объединены в четыре группы ЦБС, ЦБ которых имеют менее 1750 пользователей, 1750-2449 пользователей, 2450-3849 пользователей и более 3850 пользователей. В постановлении по отнесении библиотек к группам по оплате труда руководителей предложена классификация ЦБС на четыре группы: 10-25 тысяч, 25-45 тысяч, 45-75 тысяч и более 75 тысяч пользователей. Для библиотек других видов разграничения произведены по иным количественным границам.

В отличие от фонда и контингента пользователей признаки персонала значительно реже применяются при классификации библиотек. Первейшим среди них является наличие в библиотеке штатных сотрудников. Такой критерий классификации, например, является важнейшим в немецкой библиотечной статистике, которая выделяет библиотеки с персоналом и без штатного персонала.

При классификации библиотек в зависимости от количества штатных сотрудников выделяют группы библиотек, не имеющие штатных сотрудников, с одним сотрудником, с 2-5 сотрудниками и так далее в зависимости от целей исследования.

В соответствии с параметрами материально-технической базы библиотек также можно выделить ряд критериев классификации. Например, в зависимости от технического состояния зданий различают библиотеки, требующие капитального ремонта, текущего ремонта и не требующие ремонта. Данная классификация активно используется в библиотечной статистике. Библиотеки классифицируются в зависимости от площади занимаемых помещений. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, имеющие площадь до 50 кв. м, 50-100 кв. м и т.д. Техническая оснащенность библиотек также является основанием для определения многих признаков их классификации. Только в соответст-

вии с одним из них - наличием доступа в компьютерные сети - можно выделить три группы: библиотеки, не имеющие доступа в компьютерные сети, библиотеки, имеющие доступ в локальную сеть, и библиотеки, имеющие доступ в Интернет.

Так как фасетная классификация позволяет более полно отразить значимые, с точки зрения исследователя, признаки библиотек, и они на равных условиях могут быть положены в ее основу, мы построили такую классификацию библиотек в соответствии с названными выше признаками (см. табл. 5.2). Предложенный нами перечень классификационных признаков, которые определяются факторами внешней и внутренней среды деятельности библиотек, не является исчерпывающим; соответственно не может быть исчерпывающим и перечень выделенных классов библиотек. В зависимости от задач, которые стоят перед исследователем, спектр критериев классификации можно расширить, либо классификация может быть продолжена на более мелких уровнях деления по уже выделенным признакам. Это позволит определить новые классы библиотек.

Таблица 5.2

ФАСЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БИБЛИОТЕК*

В основу положена библиотечная система Республики Беларусь

bgcolor=white>1. Общественные 1.1. Государственные республиканских органов власти:

Министерства культуру Министерства образования Министерства здравоохранения Министерства сельского хозяйства

Министерства внутренних дел

Министерства обороны Гэсударственного комитета по науке и технологиям Гэсударственного комитета по физической культуре и спорту Администрации Президента других министерств и ведомств;

местных органов власти и самоуправления:

областных органов власти и самоуправления районных органов власти и самоуправления городских органов власти и самоуправления поселковых органов власти и самоуправления сельских органов власти и самоуправления

1 2 3
и повышению

квалификации

управленческие

законодательных органов власти

исполнительных органов власти

судебных органов власти партийных организаций и объединений 3. Личные

Учредители

1 2 3
1.2. Негосударственные

негосударственных

организаций

негосударственных

предприятий

негосударственных

учреждений

Государство Форма собственности Го сударственные Частные
Юридический статус Самостоятельные

Несамостоятельные

Научный статус Научные

Вненаучныѳ

Административно

территориальное

Республиканские

Областные

Районные

Городские

Поселковые

Сельские

Доступность Общедоступные С ограниченным доступом,
Платность

обслуживания

Платные

Бесплатные

Система библиотек Статус Центральные
Зона обслуживания Республиканские

Областные

Районные

Городские

Поселковые

Сельские

Предприятий,

организаций и

учреждений

1 2
Элементы внутренней среды библиотеки
Библиотечный Содержание

документов

Универсальные

Отраслевые

Форма документов 1. Универсальные

2. Специализированные

произведений печати

микроформ

электронные

Объем фонда Менее 2000 экз. 2001 - 5000 экз. 5001 - 10 000 экз. Более 10 000 экз.
Запрограммированная активность использования Репозитарные Депозитарные "
Контингент

пользователей

Возраст

пользователей

1. Универсальные

2. Специализированные:

детские юношеские для взрослых

Психо

физиологические

возможности

пользователей

1. Универсальные

2. Специализированные

для лиц, не имеющих ограничений в развитии для слепых и слабовидящих для лиц с нарушениями психики

Количество

пользователей

Менее 1750 пользователей 1750 - 2449 пользователей 2450 - 3849 пользователей Более 3850 пользователей
1 2 3
Персонал Наличие штатного персонала С персоналом

Без штатного персонала

Количество

сотрудников

Без сотрудников С одним сотрудником С 2 -5 сотрудниками С 6 - 10 сотрудниками С 10 - 50 сотрудниками С 51 - 100 сотрудниками Более 100 сотрудников
МТБ Техническое состояние здания Требует капитального ремонта

Требует текущего ремонта

Не требует ремонта

Площадь помещений До 50 кв. м 51 -100 кв. м 101 - 500 кв. м 501 - 1000 кв. м Более 1000 кв. м
Степень доступа в компьютерные сети Не имеющие доступа в сеть

Имеющие доступ в локальную сеть Имеющие доступ в Интернет

Выделенные нами в предлагаемой фасетной классификации ряды могут быть использованы при построении более сложных иерархических и многоаспектных видов классификации. В качестве примера такого многофункционального подхода к использованию предложенной классификации предлагаем разработанную на ее основе классификацию библиотек, предназначенную для национальной библиотечной статистики. Она построена по принципам многомерной классификации и с учетом специфики библиотек Беларуси.

1. Общие библиотеки

1.1. Национальная библиотека Беларуси

1.2. Областные универсальные библиотеки

1.3. Районные ЦБС публичных библиотек

1.3.1. Городские публичные библиотеки

1.3.2. Сельские публичные библиотеки

1.4. Городские ЦБС публичных библиотек

1.5. Публичные библиотеки предприятий, организаций и учреждений

1.5.1. Публичные библиотеки БелОИЗ *

1.5.1.1. ЦБ БелОИЗ

1.5.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений БелОИЗ

1.5.2. Публичные профсоюзные библиотеки

1.5.3. Публичные библиотеки санаториев и домов отдыха

1.5.4. Публичные библиотеки других предприятий, организаций и учреждений

2. Специальные библиотеки

2.1. Научные библиотеки

2.1.1. ЦНБ НАН

2.1.2. Библиотеки отраслевых НИИ НАН

2.1.3. Библиотеки отраслевых НИИ и КБ

2.2. Учебные библиотеки

2.2.2. Библиотеки высших учебных заведений

2.2.2.1. ФБ Б ГУ

2.2.2.2. Библиотеки классических университетов

2.2.2.3. Библиотеки специализированных вузов

2.2.2.3.1. Библиотеки педагогических вузов

2.2.2.3.2. Библиотеки технических вузов

2.2.2.3.3. Библиотеки экономических вузов

2.2.2.3.4. Библиотеки сельскохозяйственных вузов

2.2.2.3.5. Библиотеки медицинских вузов-

2.2.2.3.6. Библиотеки спортивных вузов

2.2.2.3.7. Библиотеки вузов культуры

2.2.3. Библиотеки ССУЗов и ПТУ

2.2.3.1. Библиотеки ССУЗов

2.2.3.1.1. Библиотеки педагогических ССУЗов

2.2.3.1.2. Библиотеки технических ССУЗов

2.2.3.1.3. Библиотеки экономических ССУЗов

2.2.3.1.4. Библиотеки сельскохозяйственных ССУЗов

2.2.3.1.5. Библиотеки медицинских ССУЗов

2.2.3.1.6. Библиотеки спортивных ССУЗов

2.2.3.1.7. Библиотеки ССУЗов культуры

2.2.3.2. Библиотеки ПТУ

2.2.4. Библиотеки школ

2.2.4.1. Библиотеки общеобразовательных школ

2.2.4.2. Библиотеки специализированных школ

2.2.5. Библиотеки внешкольных заведений

2.2.6. Библиотеки учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов

2.3. Производственные библиотеки

2.3.1. Технические библиотеки

2.3.1.1. РНТБ

2.3.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.2. Сельскохозяйственные библиотеки 2.3.2.1-БелСХБ

2.3.2.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.3. Медицинские библиотеки

2.3.3.1. РНМБ

2.3.3.2. Областные медицинские библиотеки

2.3.3.3. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.4. Спортивные библиотеки

2.3.4.1. РНМБФК

2.3.4.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

2.3.5. Библиотеки учреждений культуры

2.3.6. Другие производственные библиотеки

2.4. Управленческие библиотеки

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Чем связаны вирусы и молекулы Чем связаны вирусы и молекулы Вегетативное тело грибов образовано Вегетативное тело грибов образовано Как вычесть дроби с разными знаменателями? Как вычесть дроби с разными знаменателями?