Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Сложное предложение – это структурное, смысловое и инто-национное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. Сложное предложение явля-ется особой синтаксической единицей коммуникативного уровня, отличной от простого предложения, имеющей более сложное стро-ение и содержание и состоящей из предикативных частей, подоб-ных по структуре простому предложению, но не имеющих смысло-вой, функциональной и интонационной самостоятельности.
Сложное предложение характеризуется следующими признаками:
· полипредикативность, т.е. наличие двух и более предикативных частей, связанных синтаксической связью,
· полисобытийность или полипропозитивность (в отличие от про-стого предложения, сложное предложение сообщает нам не об од-ной отдельной пропозиции (ситуации), а о нескольких пропозициях и об отношениях между ними: ),
· смысловая завершённость,
· интонационная законченность,
· структурная схема.
Единство и цельность сложного предложения создаются раз-личными средствами связи, к которым относятся:
· Интонация :части сложного предложения не обладаютинтонационной законченностью, являющейся одним из основ-ных признаков предложения как коммуникативной единицы (этот признак присущ сложному предложению в целом): Пена кипела, и брызги воды летали по воздуху (перед союзом и голосповышается, а характерное для повествовательного предложения понижение голоса оказывается только в конце второй части слож-ного предложения);
· Союзы или союзные слова : Сын молча взял цеп, и работа по-шла в четыре цепа; Куда конь с копытом, туда и рак с клешней ;
· Лексический состав :в той или иной части сложного пред-ложения могут быть слова, указывающие на ее несамостоятель-
ность: Одно было несомненно: назад он не вернется (первая часть нуждается в разъяснении имеющегося в ней слова одно);
· Синтаксическое строение частей(неполнота одной из ча-стей, структурный параллелизм частей): Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (первая частьнуждается в распространении); Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только объем и говорили (параллелизм расположения членов предложения в обеих частях);
· Порядок частей :некоторые типы сложного предложениядопускают только один определенный порядок следования частей:
Веревка была длиною почти во всю комнату, так, что один толь-ко противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (перестановка частей невозможна);
· Сотношение форм глаголов-сказуемых: Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая всех собрав-
шихся (значение одновременности передается формами несовер-шенного вида);
По характеру средств связи между предикативными частями сложные предложения делятся на два типа: союзные и бессоюзные.
· союзных связь осуществляется при помощи сочинительных или подчинительных союзов или союзных слов. В бессоюзных предло-жениях, ввиду отсутствия союзов, на первый план выдвигается ин-тонация как средство связи между предикативными частями.
Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинёнными называются предложе-ния, предикативные части которых равноправны в смысловом от-ношении и связываются между собой сочинительными союзами: И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью .
Сложносочинённые предложения имеют следующие струк-турно-семантические типы. В науке описаны несколько структурно семантических типов сложносочинённого предложения. Выделя-ются несколько структурно-семантических типов ССП, о которых ниже пойдёт речь.
ССП с соединительными союзами и, да, ни (повторяющийся),
которые связывают обычно однородные предикативные части и выражают при этом соединительные отношения со значением од-новременности действий, состояний, явлений или их временной
последовательности: На солнцепёке было совсем тепло и пахло землёй. Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле .
Соединительные отношения могут осложняться распростра-нительным значением. При этом во второй предикативной части используются местоимение это , с помощью которого распростра-няется смысл первой предикативной части: Все кругом говорили о любви, и это раздражало Веру Петровну .
Значительно реже в ССП с союзом и могут наблюдаться условно-следственные, причинно-следственные и противительно-уступительные отношения. Условно-следственные отношения вы-ражаются с помощью союза и и глагола-сказуемого в форме услов-
ного наклонения: Пришла бы ты вовремя, и мы не опоздали бы на поезд .Причинно-следственные отношения выражаются с помощьюсоюза и и наречий потому, поэтому, оттого или вводных слов
значит, следовательно : Лётчик Федосеев смотрел на меня строго, и потому я не мог ослушаться. Река занесена снегом, и значит можно свободно перейти на другой берег .Противительно-
уступительные отношения выражаются сочетанием союза и с частицами все-таки, все же, тем не менее : У неё много работы, и все-таки она всё успевает делать .
Редко в литературном языке употребляется ССП с союзом да . Обычно такие предложения имеют разговорно-бытовой оттенок:
Только кукушка в дали куковала, да как безумная галка кричала. Союз да выражает временные отношения .
Иногда используется соединительный повторяющийся союз ни-ни ,связывающий отрицательные предикативные части и усили-
вающий при этом отрицание: Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели .
ССП с соединительными союзами могут иметь как гибкую, так и не гибкую структуру, как открытую так и закрытую структу-ру.
ССП с противительными союзами (а, но, однако, зато, же и
др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления явлений, их несоответствие. Эти предложения состоят не более чем из двух предикативных частей и имеют закрытую структуру. Са-мый распространённый вид ССП с противительным союзом – это ССП с союзом а . Этот союз называется сопоставительным, так как
· его помощью в ССП сопоставляются предметы или лица по их
свойствам и действиям: На берегу горели два костра, а в море ни-кого не было. Лёнька задремал, а дед Архип не мог уснуть .
Союз но выражает противопоставление тому, о чём говорится в первой части предложения: Солнце село, но в лесу ещё светло .
Союз но выражает противительно-ограничительное значение, а именно: во второй части предложения называется действие, пре-пятствующее действию, названному в первой части: Мне очень хо-
телось посмотреть охоту на перепелов, но мать не пускала .
Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный смысловой оттенок возмещения: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера .Такое же значение с от-
тенком усиления содержит сочетание союзов но зато .
Союз же , соотносительно с частицей же совмещает в себе значения противопоставления и усиления: Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал .Союз же рас-
полагается не между предикативными частями, а в составе второй предикативной части.
Иногда в ССП с противительными отношениями использует-ся союз да в значении союза но . Этот союз придаёт высказыванию оттенок разговорной речи: Близок локоть, да не укусишь .
Союз однако имеет добавочный смысловой оттенок вводного слова, если стоит не в начале второй части: Канонада стала слабее,
однако трескотня ружей слышалась всё чаще и чаще. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный .
Обычно ССП с противительными союзами имеют негибкую и закрытую структуру.
ССП с разделительными союзами (или, либо, ли… ли, то… то и др.)указывают на взаимоисключение явлений,на их чередо-вание, на неопределённость их восприятия: Пусть перебирается в деревню, или я переберусь отсюда. То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит во-лосы тёплая рука .
ССП с разделительными союзами обычно имеют гибкую и открытую структуру.
Значительно реже встречаются ССП с присоединительными, градационными и отождествительными союзами. Эти предложения имеют негибкую и закрытую структуру.
ССП с присоединительными союзами (да и, и, да и др.)выражают присоединительные отношения, при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополни-тельное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части: Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело .Иногда к союзу присоединяется место-именные наречия притом, потому , служащие выражению уточнению какой-либо мысли: В один день можно было многое сделать, и при том время бежало незаметно .
ССП с градационными союзами (не столько… сколько, не то чтобы… но )выражают отношение одновременного существованиядвух однородных явлений, второе из которых имеет большую значимость: Он не столько болел, сколько вся душа его пыталась найти себя в этом мире .Градационные союзы являются двойны-ми, то есть части союзов располагаются одновременно в обеих предикативных частях сложного предложения.
ССП с отождествительными союзами (и, тоже, также )
выражают отношения одновременного существования тождественных или близких явлений: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе .Отождествительный союз располага-ется внутри второй предикативной части.
В статье подробно изложено, что такое простые и сложные предложения. Еще вы узнаете, чем они отличаются друг от друга
Предложением называется ведомая единица, которая выполняет коммуникативную функцию. Таким образом высказываются люди, чтобы передать ту или иную информацию, побудить к действию либо задать вопрос. Все слова между собой в предложениях связаны. Основой в предложениях служит подлежащее, сказуемое, именно эти члены предложения представляют ядро. По количеству этих структурных ядер и судят, какое это предложение — простое или же сложное.
Простое и сложное предложение: правило, виды, схемы
Простое — это такое предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое, либо есть один главный член.
Ядро, в котором имеются подлежащее, сказуемое — считается двусоставным . Пример:
- Они веселились.
- Она была умной.
- На небе туча — темная, объемная.
Простое предложение, где есть основной член — считается односоставным .
Эти предложения делятся на группы:
- Неопределенно-личные. Пример: Нас вызвали к руководителю.
- Обобщенно-личные. Пример: Вечно вас не дождешься!
- Безличные. Пример: За окном смеркалось.
- Определенно-личное. Пример: Стою и пою.
- Инфинитивные. Пример: Сидеть! Тебе уже ехать.
- Назывные. Пример: День. Здание. Театр.
- Неполные. Пример: Вы наденете вот это — красное.
Сложные предложения — включают в свой состав несколько простых. Их подразделяют на следующие подгруппы:
- Сложносочиненные — в них могут входить несколько простых предложений. Чаще всего они связаны друг с другом сочинительными союзами: да, но, и, однако, или, зато, либо, ни, не то и т.п. Пример: Дождь поморосил, и появилось солнце.
- Сложноподчиненные — это те предложения, в которых одна часть несамостоятельная в смысловом образе, грамматическом отношении. Они связаны между собой с помощью союзных, подчинительных слов (когда, чтобы, если, хотя, пока, который). Пример: Катерина не ответила, потому что задумалась.
- Бессоюзные — это те предложения, в состав которых входят несколько простых. Они имеют самостоятельное значение, совершенно не зависят друг от друга. Пример: Светило солнышко, цвели вишни, пели птицы.
Предложения: простые, сложные. Отличия
Чем отличается простое предложение от сложного: сравнение
Как уже упоминалось, простом предложение — одно главное ядро, в сложном два главных члена и более.
Пример простого:
- Из теплой страны, преодолев несколько тысяч километров, к своим гнездам, что пустовали всю зиму, прилетели шумные грачи.
ВАЖНО : Простые предложения бывают неосложненные, осложненные, распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные. Об этом уже упоминалось выше.
В отличие от простых — в сложных предложениях имеется две или же больше грамматических основы. Как правило, такие предложения бывают союзные, бессоюзные, сложные, сложноподчиненные, сложносочиненные, смешанные.
- бессоюзные: Вышло солнце, запели звонкие птицы
- сложноподчиненные: Я не могу понять, что с тобой делать
- сложносочиненное: Небо затянули тучи, и с востока дул ветер
- смешанное: Ветер гнул верхушку ореха, и там, где он рос, тени двигались, как живые.
Что в простых, что в сложных могут использоваться вводные слова, однородные члены, обособленные, неделимые слова. Единственное отличие предложений — использование нескольких основ в сложных предложениях.
Только по такому различию и определяют, какое это предложение.
ВАЖНО : Не спутайте простое предложение со сложным, если оно двусоставное.
- двусоставное, простое: Мобильный звонит без устали
- односоставное, простое: Пишу и думаю о другом
Эти предложения иногда входят в состав сложных.
Сколько может быть простых предложений в сложном?
Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.
Употребление союзов в простом и сложном предложении: правило
Именно союзы являются самыми часто встречающимися в предложениях словами. И не все знают, как употреблять их правильно, точнее ставить знаки препинания. Для этого существуют правила, которые рассмотрим далее.
Знаки препинания, тире, двоеточие, запятая в простом и сложном предложении: как правильно поставить?
Сложно новичкам определить, какой знак ставить перед союзом запятую, двоеточие, тире. Перед сочинительными союзами такими, как -да-, -но-, -а-, -и- ставится запятая.
В простых предложениях между подлежащим, сказуемым может ставиться тире.
Двоеточие ставится при перечислениях. Ниже смотрите схему употребления союза -и- в разных предложениях.
Примеры построения сложного предложения из 2 и 3 простых предложений
Из обычных двух-трех простых предложений можно построить одно сложное.
- Скоро наступит зима, дни стали короткими.
- Вчера днем светило солнце, а с наступлением ночи температура упала до трех градусов.
- Дождь прошел, и появилась радуга.
- Яркое солнышко только еще вставало из-за горизонта, но лучи уже касались верхушек деревьев.
При правописании простые предложения в сложном разделяются запятыми, союзы же соединяют их.
Предложение с прямой речью, деепричастным оборотом: простое или сложное?
Предложения с прямой речью — это чаще сложные предложения, где употребляются слова автора и прямая речь.
- Девушка с грустью сказала: «Завтра я уезжаю».
- «Я иду в магазин» — еще раз повторила она.
- «Я завтра — сказала она — поеду домой».
Деепричастные обороты употребляют в простых предложениях, они обозначают добавочное действие.
- Оценивая картину, посмотрите на яркие тона переднего плана.
- Хорошо отдыхать на пляже летом, смотреть на голубое небо, думая о приятном.
- Кот, увидев малыша, убежал.
- Девушка, мечтая о замужестве, смотрела в окно.
Деепричастные обороты
После изучения материала, вы с легкостью будете определять, где простое, где сложное предложение. Как правильно употреблять знаки препинания в них. И, в каких предложениях употребляют прямую речь, а в каких деепричастные обороты.
Видео: Простые, сложные предложения
Предложение - одно из основных понятий русского языка, изучением его занимается синтаксис. Не секрет, что общаются люди между собой именно этими единицами. Логически законченные предложения - основа устной и письменной речи. Разновидностей этой синтаксической единицы очень много, особый динамизм и в то же время богатство повествованию придают развернутые конструкции. Задание состоящее из нескольких частей - не редкость на устных и письменных экзаменах. Главное в этом вопросе - знать типы сложного предложения и знаки препинания в них.
Сложное предложение: определение и виды
Предложение - как основная структурная единица человеческой речи - обладает рядом специфических признаков, по которым можно его отличить от словосочетания или просто набора слов. Любое предложение содержит в себе высказывание. Это может быть сообщение фактов, вопрос или побуждение к действию. Предложение обязательно имеет грамматическую основу. Данные лексические единицы всегда интонационно законченные.
Предложения подразделяются на две большие группы: простые и сложные. строится по количеству предикативных основ. Например:
- Утром выпал снег. Предложение простое с одной грамматической основой: снег (подлежащее) выпал (сказуемое).
- Утром выпал снег, и вся земля словно покрылась пушистым покрывалом. В данном примере наблюдаем сложное предложение. Первая грамматическая основа - снег (подлежащее), выпал (сказуемое); вторая - земля (подлежащее), покрылась (сказуемое).
Типы сложного предложения различают в зависимости от того, как соединяются входящие в его состав. Они могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными или бессоюзными. Разберем эти виды сложных предложений с примерами.
Сложносочиненное предложение
Используются для связи частей сложносочиненного предложения. Стоит отметить, что части в таком предложении равноправны: от одной к другой вопрос не задается.
Примеры
Часы пробили три ночи, но домочадцы не спали. Это сложносочиненное предложение, его части соединены сочинительным союзом "но" и при помощи интонации. Грамматические основы: часы (подлежащее) пробили (сказуемое); вторая - домочадцы (подлежащее) не спали (сказуемое).
Ночь надвигалась, и звезды становились все ярче. Здесь две грамматические основы: ночь (подлежащее) надвигалась (сказуемое); вторая - звезды (подлежащее), становились ярче (сказуемое). Соединены простые предложения при помощи сочинительного союза и, а также интонационно.
Союзы в сложносочиненном предложении
Так как для связи предложений внутри сложносочиненного используются сочинительные союзы, эти синтаксические единицы будут делиться на:
1. Предложения с соединительными союзами (и, да, да и, а (и), тоже, также). Как правило, эти союзы используются для обозначения событий во времени (одновременность или последовательность). Часто при них стоят обстоятельства, указывающие на время. Например:
Туча разрослась величиной в небо, и через несколько минут начался проливной дождь. Соединительный союз и усиливается обстоятельством времени (через несколько минут).
2. Предложения с (а, но, да, зато и др.). В них два события противопоставляются одно другому. Например:
В этом году мы не были на море, зато родители были довольны помощью на огороде.
Кроме того, в подобных предложениях функцию противительного союза может взять на себя частица.
Например: Мы успели вскочить в последний вагон, Андрей же остался на перроне.
3. Предложения с разделительными союзами (либо, или, то-то и др.) Показывают, что возможно одно из перечисленных событий или явлений. Например:
То ли сорока стрекочет, то ли кузнечики цокают.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Правило пунктуации в сложносочиненном предложении следующее: между простыми предложениями ставится запятая. Например:
Еле держатся листочки на деревьях, и порывы ветра уносят их, укладывая ковром. Грамматические основы сложного предложения такие: листочки (подлежащее) держатся (сказуемое); порывы (подлежащее) уносят (сказуемое).
У данного правила есть один нюанс: когда обе части относятся к общему члену (дополнению или обстоятельству) - запятая не нужна. Например:
В летнюю пору людям нужно движение и не нужна хандра. Обстоятельство в пору относится как к первой части с грамматической основой нужно (сказуемое) движение (подлежащее), так и ко второй, основа которой - хандра (подлежащее) не нужна (сказуемое).
Землю окутал белоснежным покрывалом снег и подсушил мороз. Здесь обе части имеют общее дополнение - землю. Грамматические основы такие: первая - снег (подлежащее) окутал (сказуемое); вторая - мороз (подлежащее) подсушил (сказуемое).
Также представляет сложность отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными сказуемыми. Чтобы определить, какие предложения сложные, достаточно выделить предикативную основу (или основы). Разберем два примера:
- Стоял солнечный зимний день, и местами в лесу виднелись красные ягоды рябины. Это предложение сложносочиненное. Докажем это: прослеживаются две грамматические основы: день (подлежащее) стоял (сказуемое), вторая - виднелись (сказуемое) ягоды (подлежащее).
- Красные ягоды рябины виднелись в лесу и блестели на солнце яркими гроздьями. Данное предложение простое, оно лишь осложнено однородными сказуемыми. Разберем грамматическую основу. Подлежащее - ягоды, однородные сказуемые - виднелись, блестели; запятая не требуется.
Сложноподчиненное предложение: определение и строение
Еще одно сложное предложение с союзной связью - сложноподчиненное. Такие предложения состоят из неравноправных частей: главного простого предложения и присоединенных к нему одного или нескольких придаточных. Последние отвечают на вопросы от основных и второстепенных членов главного предложения, в их составе есть подчинительный союз. Соединяются части между собой с помощью подчинительных союзов. Структурно придаточные предложения возможны в начале, середине или в конце главного. Разберем примеры:
Мы пойдем гулять, когда перестанет идти ливневый дождь. Это предложение сложноподчиненное. Главная часть имеет грамматическую основу: мы (подлежащее) пойдем гулять (сказуемое); грамматическая основа придаточного предложения - дождь (подлежащее) перестанет идти. Здесь придаточное предложение стоит после главного.
Чтобы ты мог красноречиво изъясняться, нужно читать много литературы. Данное сложноподчиненное предложение имеет в составе главную и придаточную части. Основа главной - нужно читать (сказуемое); основа придаточной - ты (подлежащее) мог изъясняться (сказуемое). В этом сложном предложении придаточная часть стоит перед главной.
Мы были удивлены, когда нам объявили результаты экзамена, и встревожены предстоящими испытаниями. В данном примере придаточное предложение «разрывает» главное. Грамматические основы: мы (подлежащее) были удивлены, встревожены (сказуемое) - в главной части; объявили (сказуемое) - в придаточной части.
Подчинительные союзы и союзные слова: как различать?
Не всегда для соединения простых предложений в составе сложноподчиненного используются союзы, иногда их роль выполняют так называемые союзные слова - омонимичные им местоимения. Главное отличие в том, что союзы используются исключительно для того, чтобы присоединить части предложения друг к другу, они не являются членами предложения.
Другое дело - союзные слова.
Их роль выполняют относительные местоимения, соответственно, такие лексические единицы будут являться членами предложения.
Вот признаки, по которым можно отличить подчинительные союзы от союзных слов:
- Чаще всего союз в предложении можно опустить, не теряя смысла. Мама сказала, что пора идти спать. Изменим, предложение, опустив союз: Мама сказала: «Пора идти спать».
- Союз всегда можно заменить другим союзом. Например: Когда (Если) много читаешь - память становится лучше. заменяется только другим союзным словом, либо словом из главного предложения, от которого мы задаем вопрос к придаточному. Вспомним годы, которые (что) мы провели в Неаполе. Союзное слово которые можно заменить дополнением годы из главного предложения (Вспомни годы: те годы мы провели в Неаполе ).
Придаточное предложение
Придаточные предложения могут присоединяться к главному по-разному, это зависит от того, какую часть главного предложения они поясняют. Они могут относиться к одному слову, к словосочетанию либо ко всему главному предложению.
Чтобы понять, какой тип присоединения в конкретном случае - необходимо задать вопрос и проанализировать, от какой части главного предложения он поставлен.
Выделяют несколько типов придаточных предложений: их разграничение зависит от значения и вопроса, который мы задаем от главной части к второстепенной. Подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные или обстоятельственные - такие придаточные предложения бывают.
Кроме того, лексически придаточное предложение может иметь несколько значений (быть многозначным). Например: Это замечательно, когда можно просто идти по улице, ни о чем не думая. Значение придаточного - и условие, и время.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Выделяются следующие типы сложного предложения с подчинительной связью и несколькими придаточными: с однородным, неоднородным и последовательным подчинением. Разграничение это зависит от того, как задается вопрос.
- При однородном подчинении все придаточные относятся к одному и тому же слову из главного. Например: Я желаю поведать о том, что добро побеждает зло, что существуют принцы и принцессы, что волшебство окружает нас повсюду. Все три придаточные предложения поясняют одно слово из главного - поведать.
- Неоднородное (параллельное) подчинение имеет место в том случае, если придаточные отвечают на различные вопросы. Например: Когда мы пойдем в поход, друзья станут помогать друг другу, хотя им самим будет нелегко. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
- Последовательное подчинение. Вопрос в подобных предложениях задается по цепочке, от одного предложения к другому. Например: Только тот увидит красоту души, кто не смотрит на внешность, знает, что цена слов и поступков очень высока. К главному предложению присоединяются придаточные: к первому задаем вопрос кто? , ко второму - что?
Пунктуация в сложноподчиненном предложении
Части сложноподчиненного предложения отделяются друг от друга запятой. Она ставится перед союзом. Многочленные сложные предложения с подчинительной связью могут не иметь запятой. Это происходит в случае, если употреблены однородные придаточные предложения, соединенные неповторяющимися союзами и, или. Например:
Я сказала, что сегодня прекрасный день и что солнце уже давно взошло. Здесь однородные придаточные предложения с основами день (подлежащее) прекрасный (сказуемое), солнце (подлежащее) взошло (сказуемое). Между ними запятая не требуется.
Бессоюзное предложение
В русском языке существуют такие предложения, где соединение между частями происходит только с помощью интонации и смысловых связей. Такие предложения называются бессоюзными. Прошел дождь, с деревьев опали последние листья. В этом сложном бессоюзном предложении две части с грамматическими основами: у первой - дождь (подлежащее) прошел (сказуемое); у второй - опали (сказуемое) листья (подлежащее).
Помимо интонации и смысла, связь между частями осуществляется их порядком и видовременными характеристиками глаголов-сказуемых и их наклонением. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
Виды бессоюзных предложений
Бессоюзные предложения бывают двух типов: однородного и неоднородного состава.
Первые - такие, где сказуемые имеют, как правило, одинаковую форму; их значение - сопоставление, противопоставление либо последовательность действий. По строению они напоминают сложносочиненные, просто у бессоюзных однородных опущен союз. Например:
Началась осень, небо покрылось свинцовыми тучами. Сравним: Началась осень, и небо покрылось свинцовыми тучами.
Бессоюзные с неоднородным составом больше тяготеют к сложноподчиненным. Как правило, такие многочленные сложные предложения имеют одну часть, где заключен основной смысл высказывания. Например:
Я люблю зиму: красиво одевается природа, наступают волшебные праздники, самое время доставать лыжи и коньки. При наличии бессоюзной связи и равноправии частей основной смысл все же содержится в первой, а последующие его раскрывают.
Пунктуация в бессоюзном предложении
Бессоюзная связь предполагает, что знаки в сложном предложении такого рода будут вариативными. Постановка запятой, двоеточия, точки с запятой или тире будет зависеть от смысла. Для наглядности приведем таблицу:
Знак препинания |
Способ проверки | Примеры |
|
Обозначают действия, происходящие одновременно либо последовательно | По смыслу | Бабушка накрывает на стол, мама готовит ужин, а папа с детьми приводит в порядок квартиру. |
|
Противопоставление | Противительные союзы (а, но) | Я терплю - она негодует. |
|
В первом предложении указано условие или временной промежуток | Союзы когда или если | ||
Второе предложение содержит следствие из первого | Союз так что | Открыли двери - свежий воздух наполнил всю комнату. |
|
Двоеточие | Во втором предложении содержится причина | Союз потому что | Я люблю белые ночи: можно гулять до упаду. |
Второе предложение - разъяснение первого | Союз а именно | Все были готовы к родительскому дню: дети выучили стихотворения, вожатые сделали отчеты, персонал провел генеральную уборку. |
|
Второе предложение - дополнение первого | Союз что | Я уверена: вы никогда меня не предадите. |
Когда одна из частей осложнена какими-либо конструкциями - используем точку с запятой. Например:
Напевая песенку, Марат шагал по лужам; рядом бежали дети, радостные и веселые. Здесь первая часть осложнена а вторая - обособленным определением.
Составить предложение с бессоюзной связью просто: главное - ориентироваться на смысл.
Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них
Нередко типы сложного предложения сосредоточены в одной синтаксической конструкции, то есть присутствует и союзная, и бессоюзная связь между разными частями. Это сложные предложения с различными видами связи.
Разберем примеры.
Хотя он еще дремал, но вокруг шла бурная деятельность домочадцев: они шныряли из комнаты в комнату, разговаривали, бранились. Первая часть - подчинительная связь, вторая - сочинительная, третья - бессоюзная.
Мне известна простая истина: вы перестанете ссориться, когда каждый научится слушать и понимать. Связь первой и второй частей бессоюзная, далее - подчинительная.
Как правило, подобные предложения представляют собой два блока, которые соединены сочинительными союзами или вовсе бессоюзно. Внутри каждого блока может содержаться по несколько простых предложений с подчинительной или сочинительной связью.
Сложные союзные предложения позволяют передать все многообразие причинно-следственных, временных, условных и других связей в тексте. Такие предложения обычно употребляются в книжной речи, художественных и специализированных текстах (научных, публицистических, юридических и т. д.).
Что такое сложные союзные предложения?
Сложные союзные предложения (ССП) - предложения, которые состоят из двух и более частей, объединенных сочинительной или подчинительной связью, интонацией, союзами и союзными словами. Сложные союзные предложения могут включать простые, распространенные и сложные предложения.
По типу связи союзные сложные предложения делятся на две группы:
- Сложносочиненные
- сложные предложения, состоящие из равноправных частей.
Примеры: Мужчину окликнули, и он обернулся. Катя вытирала доску, а Аня мыла пол в классе.
- Сложноподчиненные
- сложные предложения, состоящие из неравноправных частей (главного предложения и зависимого от него).
Примеры : У женщины в руках была тяжелая сумка, поэтому Саша предложил помочь. Мы не знали, во сколько начнется фильм.
Особенности сложносочиненных предложений
Сложносочиненные предложения - предложения, в которых равноправные части связываются сочинительными, разделительными или противительными союзами. В таблице приведены основные виды сложносочиненных предложений с примерами.
Какое значение выражают |
Какие союзы употребляются между частями ССП |
Примеры |
Временные значения (одновременности, последовательности), реже - причинно-следственные |
соединительные союзы и, да (в значении и ), ни – ни, как – так и, не только – но и, тоже, также |
Дедушка налил свежего меда, и две пчелки закружились над блюдцем. Как ты скажешь, так мы и сделаем. |
Значение противопоставления, сопоставления явлений |
противительные союзы а, но, да (в значении но ), однако, же, зато |
Мы собирались пойти гулять, но к вечеру похолодало. Пробило полночь, а он все не мог уснуть. |
Значение чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений |
Разделительные союзы или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли |
То мышь в углу скребется, то сверчок за печкой стрекочет. Можешь завтра ко мне прийти, или времени свободного нет? |
Между частями сложносочиненных предложений перед союзом всегда ставится запятая.
ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой
Если в сложносочиненном предложении есть второстепенный член предложения, относящийся к обеим частям ССП, либо если обе части ССП являются вопросительными или побудительными, запятая между ними не ставится. Примеры : К празднику был испечен торт и куплены воздушные шарики. Какую краску выберем и кто будет красить?
Особенности сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненные предложения состоят из неравноправных частей, одна из которых является главной (независимой), а вторая придаточной (зависящей от главной). Части сложноподчиненных предложений соединяются при помощи союзов или союзных слов, которые включены в придаточную часть. В таблице приведены типы сложноподчиненных предложений с примерами.
Тип придаточного предложения |
На какой вопрос отвечает придаточная часть |
Союзы и союзные слова |
Примеры |
|
Определительное (относится к существительному) |
который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что |
На окраине стоял дом, который построили еще в прошлом веке. |
||
Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства) |
Падежные вопросы |
что, кто, как, как бы, чтобы, и др. |
Мы обрадовались, что погода улучшилась. |
|
Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение) |
что, отчего, почему, зачем и др. |
Профессор уже ушел, о чем студент узнал от лаборанта. |
||
Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства) |
Когда? Как долго? |
когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как |
Когда я приду домой, мы обсудим этот вопрос. |
|
Где? Откуда? Куда? |
где, куда, откуда |
Саша не помнит, где находится старая библиотека. |
||
Почему? Отчего? |
потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку |
Я купил яблок, потому что груш в магазине не было. |
||
следствия |
Вследствие чего? |
так что |
Поезд задержался на час, так что мы успели выпить кофе. |
|
При каком условии? |
если, если – то, коли, коль скоро, раз |
Если начнется дождь, спрячемся под тем деревом. |
||
С какой целью? Зачем? |
чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы |
Чтобы ничего не забыть, я написал список. |
||
Вопреки чему? Несмотря на что? |
хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай |
Хотя Маше не нравилась эта книга, она ее дочитала до конца. |
||
сравнения |
Подобно чему? Как что? |
как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как |
В квартире было темно, словно наступила ночь. |
|
образа действия |
Каким образом? |
как, будто, как будто, точно, словно |
Миша собирал модель самолета так, как было показано на рисунке. |
|
меры и степени |
В какой мере и степени? |
как, что, сколько, настолько |
Тут так красиво, что просто дух захватывает. |
На письме придаточное предложение всегда отделяется от главного при помощи запятых с двух сторон. Пример : Тропинка, на которую указал лесник , была усыпана желудями и шишками.
Что мы узнали?
- Сложные союзные предложения – сложные предложения, части которых объединяются при помощи интонации, союзов и союзных слов.
- В русском языке выделяют сложносочиненные и сложноподчиненные союзные предложения.
- Сложносочиненные предложения - сложные предложения, состоящие из равноправных частей.
- Сложноподчиненные союзные предложения - сложные предложения с союзными словами и союзами, которые состоят из неравноправных частей.
- На письме между частями сложного союзного предложения ставится запятая.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 203.
>>Русский язык: Значение и строение сложного предложения. Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.
Значение и строение сложного предложения . Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.
Сложные предложения.- это предложения, которые состоят из двух и более частей. Части по форме однотипны с простыми предложениями, но в составе сложного предложения они образуют единое смысловое и интонационное целое.
На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной занятой, точкой с занятой, двоеточием или тире.
В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения.
В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов.
Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые .
В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни - ни, и - и, или - или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов).
В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная , поясняемая, и придаточная , поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч .
В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер) . В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.
Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации.
1. Выборочно-распределительная работа
І. Работа в парах . Выразительно прочитайте данные в упражнении предложения вслух, соблюдая интонацию, с которой произносятся союзные и бессоюзные предложения.
ІІ. Выпишите пословицы в такой последовательности: 1) сложные предложения, связанные сочинительными союзами (сложносочинённые предложения); 2) сложные предложения, связанные подчинительными союзами (сложноподчинённые предложения); 3) сложные предложения, связанные по смыслу без помощи союзов (бессоюзные сложные предложения). Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
1. Вечер покажет, каков был день. 2. Учи других, и сам поймёшь. 3. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 4. Корова черна, да молоко бело. 5. Всё минется, одна правда останется. 6. Дитя не заплачет - мать не знает. 7. Не давай себе воли - не будет неволи. 8. Деньги не щепки: на полу не подымешь. 9. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 10. Пашню пашут - руками не машут. 11. Зелен
виноград не сладок, млад человек не крепок. 12. Вор не паутина всегда крадёт, а всегда берегись. 13. Закон как паутина: шмель пролетит, а муха останется. 14. Попытка не пытка, а спрос не беда. 15. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. 16. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. 17. Лучше худое отложить, чтобы после не тужить. 18. Лето припасает - зима поедает.
ІІІ. Объясните написание не со словами. Укажите в упражнении случаи раздельного написания не с именами существительными и краткими прилагательными, вызванные скрытым противопоставлением. Подчеркните эти слова как члены предложения. Сформулируйте правило «Как распознать скрытое противопоставление».
Части сложного предложения могут быть разными по составу грамматической основы : двусоставные (двоскладні), односоставные (односкладні). Виды односоставных частей: определённо-личные (означсно-особові), неопределённо-личные (неозначено-особові), безличные (безособові), назывные (називні)
2. Пунктуационно-орфографическая работа
І. Спишите предложения, вставляя пропущенную частицу ни в отрицательных местоимениях. Расставьте пропущенные занятые;.
ІІ. Подчеркните грамматические основы в каждой части сложного предложения, укажите тин сказуемого.
ІІІ. Найдите односоставные предложения и в скобках укажите их вид: определённо-личные (опр.-л.), неопределённо-личные (неопр.-л.), безличные (безл.), назывные (п.). Односоставных предложений какого вида нт в данном упражнении? Назовите неполные предложения.
1. Я там чуть-чуть не умер с голода да ещё вдобавок меня хотели утопить(М. Лермонтов) . 2. Мне двадцать четыре года я самый настоящий инженер-электрик (А. Вампилов) . 3. Словно кричат что-то да...чего не разберёшь (А. Островский). 4. Было видно что ей...чего не хотелось делать (В. Белов) . 5. Когда я проснулся в доме уже...кого не было. 6. Я ей...чего не сказал чтобы не волновать её (Ф. Искандер) . 7. Она сразу же сказала ему что не знает... о каких таких родственниках и...когда с ними не встречалась (Ф. Искандер) . 8. Мама и папа спорили о моём воспитании а я не подчинялся...кому чтобы...кого не обитель (А. Алексин). 9. Дверь у Гусевых...когда не запиралась - не потому что доверяли людям а потому что теряли ключи (В. Токарева).
IV. Укажите предложение с косвенной речью.
3. Выборочно-распределительная работа
I. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) сложные предложения с причастным оборотом : 2) сложные предложения с деепричастным оборотом: 3) сложные предложения с обособленными приложениями; 4) сложные предложения с вводными словами и обращениями, вставьте пропущенные буквы и дефисы (место пропуска дефиса не обозначено). Расставьте пропущенные запятые.
1. Я схватил бумаги и поскорее унёс их боясь чтоб штабе капитан но раскаялся (М. Лермонтов) . 2. Прямо перед глазами было окно по которому движется плоская щёточка дворник очищающая стекло (В. Липатов) . 3. Я пошёл к соседу старику к Олёше Смолину чтобы попросить помощи (В. Белов) . 4. Опять застучал по крыше дождь но Воронцов завёрнутый в плащ-палатку н..чего не видел и не слышал (В. Распутин) . 5. Единстве..ый вое..ый корабль ныне ставший кораблём музеем первым встал на защиту городка однако весь его экипаж погиб в бою. 6. Старики помещики сверстники Хвощинского рассказывают что он когда-то слыл за редкого умницу (И. Бунин). 7. Друзья советчики умудрё..ые опытом настаивали чтобы он н.. о чём н..кому не рассказывал. 8. Это значит сударь что вам наследства вашего не видать н..когда(Н. Островский). 9. Матушка и тётка не раз творили, что она несомне..о была в своё время красавица (И. Лесков). 10. Я проводил её крепко накрепко предупредив чтобы она н..кому н..когда не открывала по вечерам дверь (Ф. Искандер).
ІІ. Объясните написание не с разными частями речи.
4. Слушание с опорой на текст
І. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях.
ІІ. Выпишите примеры сложных предложении разных типов: бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое. Выпишите предложения, включающие прямую речь и диалог, повторно запишите их в виде косвенной речи.
Я вспомнил, как в детстве ждал дня рождения и в ночь перед ним долго не мог уснуть. Сердце никак не успокаивалось, оно громко и часто стучало от волнения. Я ворочался и уговаривал себя заснуть, понимая, что, как только я засну, сразу наступит завтра. То есть надо уснуть - и день рождения настанет. Но из-за того, что я так напряжённо об этом думал, именно от этого и не мог уснуть, ворочался, громко издыхал или.лежал и слушал тишину в других комнатах, тиканье часов да звуки редко проезжавших машин. Как же я ждал дня рождения!
Хотя чего я ждал? Я знал заранее, что утром мне мама даст белую рубашку, потому что в школе в день рождения мне нужно быть нарядным. Родители
меня поздравят, но сразу все подарки не дадут, придётся ждать вечера. В школу я брал с собой конфеты, чтобы всех
угостить. Учительница в начале первого урока сообщала классу, что у меня сегодня день рождения, и не тревожила потом вопросами и не вызывала к доске.
Вечером ко мне приходили друзья, бабушка и тётя с маленькой моей троюродной сестрой. Все дарили какую-нибудь ерунду, бабушка дарила книгу и тайком от всех совала мне в руку сложенную вчетверо купюру. «Купи себе что-нибудь и сходи в кино», - шептала она.
Родители дарили, конечно, что-то ценное, не всегда то, что я хотел, но всё же ценное. Друзья, пришедшие меня поздравить, сначала родительским подарком восхищались, но вскоре находили в нём массу недостатков и раскритиковывали его, доводя меня чуть ли не до слёз. Потом мы ели, потом пили чай с маминым тортом. Потом недолго «бесились», ссорились, кто-то уходил раньше остальных. Мне казалось, что мои приятели затевали какую-то интригу против меня, и вообще недостаточно мне благодарны за праздник и угощение. Потом папа праздник заканчивал.
Всё! Давайте-ка по домам! Завтра в школу, - говорил он, - за уроки-то ещё не садились.
Ребята уходили, и становилось пусто...
(Е. Гришковец)
5. Устное сочинение
Работа в группах . Составьте устное высказывание о праздновании дня рождения, используя опорные слова, данные в тематическом словаре, и Фото "День рождения".
Тематический словарь :
День рождения, семейный праздник, гости, поздравления , пожелания, угощение, торт, подарки, сюрпризы, развлечения, радость, хлопоты.
Восстановите пропущенные слова и пропущенные реплики диалога. Прочитайте составленные диалоги по ролям.
У меня вчера был день рождения.
-
- Мама, отец, мамина сестра с мужем и двумя детьми, моими двоюродными братом и сестрой, бабушка и дедушка.
-
- По это же семейный праздник. Конечно же, пришли самые родные. А с друзьями мы устроили целое шоу: разыграли сюжет Фабрика звёзд».
-
- Да подарков много: …, … , … .Но больше всего мне понравились … , … , … .
7. Домашнее задание
Вариант 1 . Из упражнения 5 спишите часть, посвященную празднованию дня рождения. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, обосновав таким образом постановку запятых между частями (ложного предложения.
Вариант 2. Напишите сочинение-повествование о каком-либо событии, связанном с днём рождения, - как вы ждали этот праздник, как у вас приходил этот день, - или расскажите о самом памятном дне рождения, эпизоде илиподарке.
А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Русский язык онлайн, электронные издания бесплатно, конспекты уроков, рефератов, бесплатные учебники по русскому языку, домашние задания вопросы и ответы
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации