Чтение четвероевангелия на страстной седмице какие главы читают. Что нужно знать о страстной седмице, чтобы ничего не пропустить На страстной седмице как читают евангелие дома

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Поутру же, возвращаясь в город, Иисус взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

Страстная седмица, Великий Понедельник начинается с притчи о бесплодной смоковнице. Господь на пути Своем в Иерусалим, куда Он идет, чтобы принять страдания за нас, взалкал. Он воистину Человек, и Он приобщился всем немощам нашей природы и всей нищете, какая только есть у людей. И Он истинный Бог наш, совершающий чудеса Своей Божественной силой. Завершая Свой земной путь, прежде чем подъять подвиг спасения рода человеческого, Он испытывает усталость в конце этого трудного пути, усталость и голод. И не находит ничего на земле, чтобы этот голод утолить. Мы понимаем, что за физическим голодом стоит бесконечно большее.

Бесплодная смоковница, на которой нет ничего кроме листьев, - выражение предельного бесплодия всего творения, которое не может в этот час ничего предложить своему Творцу. Мир создан для человека, и все в нем совершается ради человека. И речь в этом событии-притче идет, конечно же, о человеке. В первую очередь о тех, от кого Господь вправе был ожидать плодов. Господь обличает внешнюю видимость веры. «Ты носишь имя, что ты жив, но ты мертв», - говорит Он сегодня, обращаясь ко многим.

Грех бесплодия по справедливости наказуется проклятием бесплодия. «Да не будет же впредь от тебя плода вовек»! Сколь радостным было первое благословение, данное человеку: «плодитесь и размножайтесь», столь печальным будет проклятие бесплодия для лицемерной веры. Те, кто лицемерно исповедует веру, засыхают, как проклятая Богом смоковница, обыкновенно еще в этом мире. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Лицемеры могут производить благоприятное впечатление на других в течение какого-то времени, но рано или поздно их притворство обнаруживается перед всеми.

Господь говорит о состоянии целого народа, избранного Богом Израиля. Этот богоизбранный народ был смоковницей, посаженной у дороги, по которой шел Христос Бог. И этот народ сильно огорчил Господа. Он пришел к нему, ожидая найти у него какой-то плод, но ничего не нашел кроме листьев. Иерусалимский храм кипел широкой деятельностью, но не было в нем жизни. Духовные вожди Израиля проповедовали об ожидании обетованного Мессии, но когда Мессия пришел, они не приняли Его и осудили Его на смерть. Потому Господь говорит, что у них не будет плода вовек. Эта смоковница была такой огромной, что тень ее покрывала весь Иерусалимский храм. Но никогда ничего доброго не было у тех, кто отверг Христа. С неизбежностью они становились с течением истории все хуже и хуже. Слепота и ожесточение все более охватывали их.

Как быстро засохла их смоковница после того, как они сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Сегодня некоторые кощунственно утверждают, что христианство и иудаизм разными путями идут к одной и той же цели, навстречу одному и тому же Мессии - Христу во Втором Его Пришествии. Но слово Божие, слово Спасителя нашего говорит о другом. Тайна отвержения Христа и тайна принятия антихриста - одна и та же «тайна беззакония».

Идущий на вольную Страсть Христос показывает верующим в Него Свою силу прежде Своих страданий. Прежде победы Воскресения Он показывает эту Божественную силу, и ученики Его поражены внезапностью исполнения того, что Он им сказал. И Христос говорит им о силе истинной веры. По дару Божию Церковь Христова может совершать не меньшие чудеса. «Не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет». Сомнение в силе обетования Божия оказывается всегда разрушительным. Насколько непоколебимы обетования Божии, настолько должна быть исполнена доверия Богу вся наша жизнь. Плод благодати раскрывается в вере, в жизни по вере. И эта вера преодолевает любые непреодолимые трудности и скорби, которые Христос образно называет горами.

Эти горы могут быть очень высокими, так что кажется, что они уже полностью застят небо. Ничего не видно, кроме трудностей и скорбей, которые стоят на нашем пути. Но нет ничего невозможного для Бога. И потому все, что Он обещает нам, будет исполнено, как бы ни казалось нам это невозможным. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, - говорит Господь, - получите».

Но вера должна быть истинной, потому что много лжевер существует в мире. И много ложной духовности. Если вера истинная, а не ложная, тогда будет истинная молитва. И, естественно, - молитва ложная, если она не вдохновлена истинной верой. Единственное условие нашей победы: мы должны просить в молитве с верой, и мы должны хранить нашу истинную православную веру, чтобы она не была повреждена никакой ложной духовностью. И чтобы она была глубоко личной верой каждого из нас. Как надо нам остерегаться, чтобы она не оказалась отвлеченной, как некогда у богоизбранного народа, пустотой внешнего благочестия, не имеющего плодов. Как страшно проста жизнь: достаточно попросить, чтобы у нас было все, что нам нужно. Достаточно поверить и получить. Но какой дорогой ценой дается нам чудо этой простоты - ценой всецелой отдачи Христа за нас и ценой нашей готовности отдать себя до конца Господу.

Будем постоянно умолять Господа о самом главном: «Как Сам желаешь, и как Сам знаешь, только спаси меня», - как молятся святые отцы. И не будем бояться надоедать Ему и в самых скромных житейских нуждах, потому что Он так ясно Сам говорит: все, чего вы ни попросите, будет вам. Его слова относятся ко всей нашей жизни, а не только к обетованию нашего спасения. Если мы будем всю нашу жизнь заполнять такою молитвой, уже сейчас на земле она будет иметь отблеск рая. «Все, чего ни попросите». Что нам просить? Если мы будем просить об исполнении только наших земных нужд и все исполнит Господь, что мы скажем Ему, когда станем пред Ним лицом к лицу в вечности, и не о чем больше земном будет просить? Будем просить Его обо всем, только не о том, что может быть оскорбительным для Его Креста. Чтобы не оказаться нам не имеющей плода смоковницей.

В Своей бесконечной мудрости Господь видит всех приходящих к Нему и судит наши помышления и намерения сердечные. Перед Господом предстоят первосвященники и старцы. «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» - вопрошают они Господа. Власть Господа - из того же источника, что и власть Иоанна Крестителя. Если крещение Иоанново было от Бога, то почему они не верят тому, что Предтеча говорит о Христе? А сказать, что оно было от человеков, боятся, потому что весь народ считает его за пророка. И они дают самый жалкий ответ, какой может быть: «Не знаем». И Господь не отвечает на их лицемерное вопрошание. Он спокойно являет им Свою Божественную власть, в глубины которой невозможно проникнуть непросвещенному человеческому разуму. Во все времена Господь ставит Свою Церковь перед самыми главными вопросами. И только тогда, когда мы, не думая о земной выгоде, не страшась ничего, отвечаем Ему, открывает Он нам Свои тайны. Как страшно услышать от Господа: «Я не скажу вам». Когда мы получаем такой ответ от Него, первое, о чем мы должны задуматься, не преступили ли мы нашими вопрошаниями границы заповедей Царства, которое, нам кажется, мы ищем. Подобно книжникам и фарисеям и первому сыну притчи о посланных трудиться в винограднике, мы говорим все правильные слова - почти автоматически произнося их по молитвослову в нашем вечернем и утреннем правиле. Но Господь ждет не ответа наших уст - «иду, Господи, и не пошел», - но ответа нашего сердца. Нашего покаяния. Слово и дело - разные вещи. Многие говорят и не делают. Многие приближаются к Богу устами своими, говоря о любви к Нему, но сердце их далеко отстоит от Него.

И, наконец, Господь предлагает нам сегодня притчу о злых виноградарях. Виноградник - это жизнь человеческая, которую Господь сотворил, прекрасно устроил и оградил Своей мудростью, крепостью и правдой, чтобы она стала радостью для человека, цветущим садом, раем. Бог доверяет человеку, Он дает свободу нам поступать так, как мы хотим. Однако мы ответственны за все - приходит Суд, и мы должны дать ответ Богу. Христос говорит первосвященникам и книжникам, что Он - Бог, ставший человеком, пришедший вслед за пророками, чтобы спасти всех. Он ясно осознает, что впереди Его ждет смерть. И открыто обличает тех, кто готовит это преступление. Самое страшное в этих злых виноградарях - их ведение. Они ищут убить Его не потому что не знают, что Он Мессия, но именно потому что знают это. Не потому что Он лжемессия, а потому что Он истинный Мессия. Они никогда не сомневались в Его чудесах, не отрицали Его силу. Но им дается, наконец, возможность освободиться от всех Его заповедей, стать свободными хозяевами жизни. А для этого надо убить Бога. Скоро, когда наступит Великая Пятница, мы снова станем свидетелями, как это произойдет.

И мы слышим суд Христов: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Этот народ - мы, христиане, и Бог ждет, что мы принесем Ему от нашего виноградника стократный плод. апостол Павел говорит, что в мире паки распинается Христос. Не убиваем ли и мы Христа всякий раз, когда сознательно идем против Его воли? Неужели отнимется и от нас Царство Божие? Это вполне может быть. Но долготерпеливый и всемилостивый Господь никогда не перестает ждать нашего покаяния. Ибо огонь Крестной любви Христовой не может быть погашен никакой человеческой ненавистью - так же как бессмертный Бог не может умереть, не воскреснув после смерти.

Литургия Преждеосвященных Даров

Когда же сидел Иисус на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Сегодня Господь говорит нам о тайне Cуда, который совершается над Церковью уже сейчас и который раскроется во Втором Его и славном Пришествии. Когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики Его наедине и спросили: «Скажи нам, когда это будет».

Ученики спрашивают Господа о временах и сроках и о признаках Его Пришествия и кончины века. Господь, не говоря ни слова о временах и сроках, начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Соблазнители и прельстители более опасные враги Церкви, чем гонители. Воистину, те, кто убивает подлинных пророков, в начале уловляются лжепророками. И те, кто распинал подлинного Мессию Христа, прежде дали себя обмануть лжехристам и лжемессиям. Но это испытание должно придти, да будут явлены те, кто Христовы.

Господь говорит нам, что под видом величайшего добра может скрываться величайшее зло. Кто такие лжепророки? Прежде всего, те, кто прельщается вдохновением ложных духовностей, ложных религий. И те лжепророки, которых мы видели в минувшем столетии, когда миллионы людей были обмануты духом вражиим. Но лжепророки могут быть также из числа тех, кто находится в Церкви, более того, те, кто может учительствовать в Церкви и занимать в ней важное место. От них наибольшая опасность, потому что они менее всего могут быть подозреваемы в обмане.

Лжехристы и лжепророки имеют повсюду легионы своих служителей, через которых они привлекают к себе души человеческие. Вследствие принятия лжеучения этих лжепророков будут великие бедствия на земле. И когда бедствия станут столь невыносимыми, что люди будут готовы ухватиться за все, что кажется им избавлением, тогда им скажут: «Здесь Христос и там Христос», и «Он в пустынях и в потаенных местах». В доказательство своих притязаний служители врага рода человеческого «совершат великие знамения и чудеса». Не те подлинные чудеса, которые запечатлевают благодать и истину Христову, а те, которыми они прельстят многих, «если возможно, и избранных».

«Если возможно, и избранных». Господь говорит о силе обмана. Она будет такой, что многие будут захвачены ею, и мало, кто сможет устоять. Даже те, кто думает, что крепко стоит. И избранные - не те, кто считает себя таковыми, а те, кого Господь избрал, - и их попытается диавол прельстить.

Однако слова «если возможно» означают, что врагу это будет невозможно. Хотя человек всегда остается свободным, где бы он ни был, какой бы духовной высоты он ни достиг. Но подлинная свобода заключается в такой утвержденности в добре, когда человек уже свободен от зла, и может отвергать любые его приражения. Он уже настолько соединен со Христом, что живет в нем Христос (Гал. 2, 20). Там, где действует благодать Божия, нельзя отделить христианина от Христа. Поэтому невозможно будет врагу победить до конца Церковь Христову.

Господь пророчествует о разрушении Иерусалимского храма. И Он дает образ кончины мира. Один план накладывается на другой. Разрушение мира будет по образу разрушения Иерусалимского храма, этой величайшей святыни до Пришествия Христа, которая существовала ради того, чтобы сохранить в святости избранных Божиих и через них - все человечество - для принятия Христа Мессии.

Господь говорит о войнах. Живя в таком греховном состоянии, человечество, естественно, будет иметь войны. Он предупреждает о непрекращающихся бедствиях и о гонениях на Церковь. Когда начинался ХХ век, многие, слушая эти Евангельские слова о гонениях на Церковь, думали, что это пророчество уже исполнилось, как и многие другие пророчества Спасителя. Однако ХХ век увидел то, что далеко превзошло все, что было до этого. Не думаем ли и мы точно так же сейчас, слушая эти слова Господа, что это пророчество уже исполнилось, и все главные испытания позади? Скоро волки в овечьих шкурах сбросят свои маски и явятся просто как волки перед стадом Христовых овец.

Но, наверное, самое ужасное из всех пророчеств Господа - пророчество о том, что «из-за умножения беззакония охладеет во многих любовь». Одно является следствием другого. Мир всегда лежит во зле, но наступают особые времена, о которых можно сказать, что беззаконие умножается. И чем наглей будет действовать зло, тем слабее будет сопротивление добра, то есть любви - высшего проявления добра. Хотя, кажется, все должно бы быть наоборот.

Какие страшные слова: «охладеет любовь». Это все равно, что сказать: жизнь будет умирать. Это все равно, что сказать «мерзость запустения будет на месте святе». Быть христианином значит быть любящим человеком. Где любовь в мире? В Церкви Христовой. Если в Церкви нет любви, то в мире ее быть не может. Поэтому сегодняшний суд над Церковью, прежде чем Церковь, каждый из нас станет перед Крестом Христовым, заключается в нашем испытании себя, имеем ли мы эту любовь. Разумеется, мы не достигаем того, что говорит нам слово Божие о любви как о союзе совершенства, как о благодати, всегда живущей в сердцах наших. Однако мы не можем жить, не устремляясь к любви. Только благодаря этому мы живы, и благодаря этому жив мир. Если мы перестанем стремиться к любви, то свет, который в мире, то есть Церковь Божия, станет тьмою, и какова будет в мире тьма?

Но и в мире, даже не знающем Бога, человеческая любовь присутствует всегда как остаточный свет, как то, благодаря чему человек еще существует. Где прежде всего существует этот остаточный свет? В семье. Однако на наших глазах сегодня все делается для разрушения семьи и весьма успешно, как мы видим. А где еще проявляется человеческая любовь? Там, где самые сокровенные и возвышенные отношения между мужчиной и женщиной. Что же происходит сейчас? То, что раньше называли судьбой, мечтой о суженом, теперь все чаще вытесняется легкозаменимым, как они говорят, партнерством. Наконец, дети. Там, где дети, невозможно, чтобы не было любви. Кто не любит детей, у того душа опасно больна, смертельно больна. Но теперь это массовое явление. Все чаще у нас к детям относятся просто как к помехе. Мы прекрасно знаем, что миллионы детей убивают прежде рождения и растлевают чуть ли не с самого рождения. Лжепророки СМИ денно-нощной пропагандой нелюбви не оставляют камня на камне от того, что является основанием человеческой жизни.

Господь говорит нам сегодня о том, что среди этого ужаса и «мерзости запустения на месте святе», не только в Церкви, где охладевает любовь, но во всем роде человеческом, «претерпевый до конца, той спасется». Мы должны до конца претерпеть - не только среди гонений и тюрем, не только на одре тяжкой болезни. Но и тогда, когда мир с его похотью плоти занимает все - всю культуру, все школы, все улицы с гнусными рекламами греха, все дома, куда эти видимые бесы входят каждый день, и их принимают как желанных гостей. Все умы и сердца. И мы, христиане, для этого мира как бы ничто, Христос для них никто и ничто. И нас они хотят вплести в свою смрадную ткань как декоративный узор. Где хотя бы искра Божественная в жизни, осталась ли она? Поистине, охладевает любовь. Не есть ли это явное знамение конца?

Не наше дело знать времена и сроки, говорит Господь (1 Фес. 5, 1). Но наш долг, оттого что мы христиане, стоять на последних рубежах Царства Христова, где любовь - превыше всего, до конца. Везде, где она может быть еще сохранена, и в Церкви и вне Церкви, во всех человеческих отношениях. Пусть Церковь уже входит сегодня в ту тьму, которая была «от шестого часа до часа девятого» (Мф. 27, 45), однако «свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1, 5). Мы услышим эти слова в Пасхальную ночь, когда торжество зла обернется полным его поражением. И мы должны быть этим светом, если мы неложно Христовы. По слову Христа и по дару Христа мы должны быть этим светом. Бог доверяет нам быть верными Ему, и Он говорит, чтобы это слово света, которое сегодня нам предлагается, было правильно услышано.

«Охладеет во многих любовь», - говорит Господь. Но Он не говорит, что любовь охладеет во всех. В самые худшие времена, подобные тем, когда пророк Илия среди всеобщего отступничества думал, что он остался один, Господь открывает, что есть остаток, который хранит Ему верность. Есть те, для кого дороже всего на свете, дороже собственной жизни - сохранить хоть каплю любви, которую дает Господь.

«Охладеет любовь». Но Господь не говорит, что она умрет. Разве напрасно на наших глазах снова и снова каждый год Господь раскрывает одну и ту же, самую простую и самую глубокую тайну? Когда, кажется, все мертво под снегом, мы знаем, что есть жизнь в корнях, и она процветет, как только минует зима. Когда наступит Пасха Господня, мы услышим эти слова: «Днесь весна благоухает». Эта любовь Божия, которая побеждает всю ненависть преисподней, всю злобу мира, торжествует, и мы призываемся войти в радость Господа своего.

«Претерпевый до конца, тот спасется», но только в любви. Церковь Божия устоит, но только любовью. И хотя многие соблазнятся, но всегда будут те, кто претерпит все до конца. Кто мы и где мы среди Страшного Крестного Суда Господня?

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

Дмитриевский А. А.

Чтение евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмиц.

О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л, 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. «И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: «Богородице ты еси лоза истинная») украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампаде возжжене, и кадит иерей окрест аналогия, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину». Ведомо же буди, прибавляет Устав, яко евангелие от Матфея все чтется, подобне и от

Марка, и от Луки, от Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий». Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается в среду на девятом часе. Бывают же от Дуки чтения три, прочая же по два. Вкупе всех чтений девять и вящше ни что же». Также это предписание Устава излагается и в греческом подлиннике (Τυπικ . edit . Venet . 1643 л. 79 об.). Но как бы ни было ясно и точно выражено предписание Устава, который безопорно рисует идеал церковно-богослужебных порядков, церковной практики, мысль человека немощного и слабого, при множестве разного рода внешних чисто физических условий, ищет и в такого рода строгих и категорически выраженных предписаниях Устава снисхождения и оправдания своей немощи телесной. Так было прежде, так и продолжается до сего дня. Небольшое изменение в практике, относительно времени чтения евангелия на Страстной неделе, есть бесспорно снисхождение по отношению к современному православному человеку, при чем это изменение не есть чье-либо личное дело, а факт истории, говорящий за то, что трудность выполнения приведенного выше предписания Устава сознавалась издавна и не только приходскими пастырями, но даже нашими знаменитыми монастырями. В самом деле, если мы примем во внимание продолжительность службы на Страстной седмице вообще, обходя пока чтения евангелий, если мы не опустим из виду, что эта служба совершается в большинстве наших русских деревень в холодных храмах, обшитых только досками, при довольно сильных морозах, особенно на севере, так как очень нередко и на последней недели поста у нас еще стоят морозы (этого нужно ждать в настоящий год, по случаю ранней Пасхи), то как бы ни было велико пламенное желание и глубоко религиозное одушевление, нет физической возможности священнику прочесть, а молящимся прослушать «со внима-

нием», как требует Устав, в течение трех дней почти четырех евангелистов. Для первого этот труд тяжелый и изнурительный, а для последних он положительно непосильный. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на практике мы видим множество отступлений и нарушений настоящего предписания со стороны священников с тем, чтобы служба этих дней Страстной недели не была тяжела и непосильна говельщикам—прихожанам.

Например, священники, желающие в буквальной точности выполнить предписание Устава приходят часа за два и за три до звона в храм и, по прочтении начала третьего часа, становятся на чтение евангелия, при полном отсутствии молящихся, за исключением церковного сторожа. Даже чтец, по прочтении псалмов и кафизм, уходит домой для выполнения своих домашних потребностей, зная, что чтение евангелий продолжится до благовеста в колокол. Эти священники, когда соберутся в храм молящиеся, на часах шестом и девятом уже прочитывают только по нескольку глав из евангелия, чем значительно сокращают богослужения. Для избежания холода, господствующего в храмах, священник иногда читает евангелие до начала звона в церковной сторожке. Священники же, отступающие от буквы предписания церковного Устава, но желающие прочесть всех евангелистов и непременно в первые три дня Страстной седмицы, читают по нескольку глав из евангелия на утреннем и даже на вечернем богослужении. Наконец, есть священники, которые хорошо сознают трудность выполнения настоящего предписания только на одной Страстной седмице, но не отступая ни на йоту от него, позволяют себе прочитывать одного или даже двух евангелистов на шестой недели, когда служба бывает короче (См. Никольск. Пособ. к изучен. Уст. прав. Церк. Спб. 1874 г. стр. 592). Примеры подобной практики нам лично известны в двух епархиях, и что особенно замечательно, в одной из епархий такое чтение еванге-

— 222 —

листов мы слышали даже в крестовой Церкви архиерейского дома, в присутствии самого владыки. Иногда бывают и совершенно произвольные и ни на чем не основанные отступления от Устава. Читают, напр., в некоторых церквах только одно евангелие от Иоанна или какого-нибудь другого евангелиста, или же, пользуясь известною «Священною Историей» покойного протопресвитера Богословского, прочитывают по выборкам из евангелистов всю историю земной жизни Иисуса Христа. Там же, где священники буквально в полном смысле этого слова выполняют церковный Устав и начинают чтение евангелистов с ударом в колокол в понедельник Страстной седмицы, мы видим, что церковь очень долгое время после звона пустует и священник читает евангелие для себя, причта, не многих избранников и избранниц—стариков и старух. Большинство же молящихся являются в храм значительно спустя и тем облегчают свои труд...

Таким образом из этого описания и вариантов касательно чтения евангелистов на Страстной седмице как нельзя более ясно вытекает то заключение, что действительная практика допустила по отношению к данному, ясно и точно описанному в Уставе, обычаю несколько форм или видов изменения с целью облегчить тяжесть этого предписания для священника и мирян. Но в каждом изменении, за исключением вышеуказанных случаев прямого нарушения Устава, есть или можно усматривать в такой или иной мере приближение к идеалу, который начертывает Устав. Каждая форма уклонения, имея в виду облегчить обременительность службы этих дней для молящихся и совершающих ее, в тоже время старается не расходиться с обязательным для всякого православного и сына Церкви предписанием Устава, а напротив с точностью, мы не говорим буквальною, потому что идеал, как идеал, в жизни никогда не осуществим, с точностью приблизительною осуществить на практике это предписание, выполнить его, насколько

позволяют силы и разумение лиц, кому то ведать надлежит. Нам предстоит, следовательно, задача указать, какая из указанных выше форм уклонения ближе всего стоит к этому идеалу и соответствует в тоже время потребностям данного времени и не противоречит истории.

На первый поверхностный взгляд ближе всего к выполнению предписания Устава стоит та практика, которая допускает чтение евангелий на всех службах Страстной седмицы первых трех ее дней. Эта практика коренится на том основании, что если на часах читать евангелия, то это утомительно и тяжело для молящихся, но если разнообразить это чтение службами и читать с отдыхами, то такого утомления молящиеся не будут замечать. Но в этом случае опускается из внимания то обстоятельство, что и сама по себе без евангельских чтений служба этих дней весьма продолжительна; и не без труда и усилий можно сохранить бодрость духа и внимания до конца ее. Но положим, что молящиеся после ночного отдохновения бодро простоят утреню и со вниманием прослушают евангельские чтения на первом часе, так как сюда обыкновенно их относят, едва ли туже восприимчивость и свежесть внимания они сохранят на часах и литургии, а тем более на великом повечерии. Эта практика только разделяет труд известными промежутками, но не сокращает и не облегчает его для молящихся, которым наш церковный Устав предписывает неослабное «внимание» во время всех евангельских чтений. Можно с положительностью сказать, что, при таком распределении чтений из евангелия и при продолжительности службы вообще, физическая бодрость и свежесть внимания и восприимчивости едва ли сохранится у молящихся до конца их говения, и пастырям удастся таким образом пресечь уклонения своих прихожан от слушания евангельского слова от начала до конца и запаздывания их к часам и другим службам. В этом случае немощь человеческая может найти и другой исход, чтобы только не нести

всей тяжести церковной службы... Кроме всего этого настоящая, по-видимому, самая слабая форма уклонения имеет те невыгоды, что она требует особых принаровлений и приспособлений, не предусмотренных и не одобряемых церковным Уставом, для чтения евангелия, особенно во время великого повечерия или вечернего богослужения. Вот поэтому то мы и не можем согласится и рекомендовать эту форму уклонения от церковного Устава, как форму, не удовлетворяющую ни церковный Устав, ни пастыря, а особенно пасомых, которые должны «со вниманием» прослушать евангельское чтение.

По нашему мнению, ближе к осуществлению идеала и вполне удовлетворяет той цели, с которой св. Церковь установила, чтение евангелий на Страстной седмице, та форма уклонения, которая разделяет евангельские чтения на две недели, т. е. на шестую и седьмую. В этом случае, не отступая от буквы предписания, за исключением того, что евангелия будут прочтены, так сказать, в два приема, можно быть уверенным^ что цель настоящего установления будет вполне достигнута. Пастырь и пасомые с охотою и любовью выполнят строгое предписание церковного Устава и от такого чтения, которое, при непродолжительности службы на шестой недели и сокращении на седьмой, будет прослушено без сомнения «со вниманием» и с пользою для молящихся. Самое богослужение шестой недели, когда говеют большею частью люди семейные, которым на седьмой недели предстоят хлопоты и суета ради приготовления к предстоящему празднику, сделается более торжественным от прибавления к нему чтений из евангелия и приобретет в их глазах больший интерес и значение. Как бы там ни было, но во всяком случае эту форму уклонения от Устава мы ставим гораздо выше буквального выполнения предписания его, когда священник приходит в храм или церковную сторожку за несколько часов до начала звона к часам и один, при полном отсутствии молящихся, начинает чтение евангелия,

чтобы только исполнить букву устава и облегчить труд своих говельщиков. В этом случае пастыри, гоняясь за буквою устава, опускают из внимания дух его, или цель вообще христианского богослужения и его обрядов и делают преступление в этом отношении. В самом деле, не для священника же существует вышеуказанное предписание Устава, который (т. е. священник) знает все евангелие и весьма часто читает его, не к нему же самому или его церковному сторожу, невольному всегдашнему богомольцу, обращено это замечание, рекомендующее «внимание», не для стен же церковных священник произносит возгласы: «Вонмен», «Мир всем», «И осподобитися нам слышанию» и т. п. пред самым началом евангельских чтении и т. д.? Очевидно, главным образом все это замечание направлено к молящимся, которых теперь в храме нет и ради облегчения которых все это проделывается без свидетелей. Странно и недостойно ни пастыря, ни храма Божия...

Одобряемая нами, форма уклонения от предписания действующего ныне устава признавалась более всего приближающею к своему идеалу и удовлетворяющею той цели, с которой Церковь установила обычай прослушивать «со вниманием» все евангелие в три дня Страстной седмицы, и в древне-русской богослужебной практике. Устав или «Обиходник» XVI века известной в России обители св. Антония Сийского предписывал начинать чтение евангелий с понедельника шестой недели. Оставаясь при этом верен господствовавшему в то время и продолжающему свое действие до настоящего времени Уставу св. Саввы Освященного, упомянутый нами «Обиходник» XVI века, замечает, чтобы это чтение продолжалось в первые три дня шестой недели и прочитывали бы только двух первых евангелистов. «А на сей недели, читаем мы в этом уставе, в понедельник, во вторник и среду прочтут два евангелиста (т. е. Матфея и Марка), а на

страстной недели (тоже) два—Луку да Иоанна», (ркпп. XVI в.: Солов. библ. (казан. дух. акад.) № 1117 л. 200 об., 201; М. Синод. библ. № 814 л. 236 об. — 238; Волоколам. библ. (моск. дух. акад.) № 338 л. 227). Обряды или действия, предшествовавшие чтению евангелия и сопровождавшие его ничем не отличаются от действий, положенных ныне в уставе для Страстной седмицы. Этот красноречивый факт древнерусской богослужебной практики как нельзя более ясно говорит, что трудность осуществления на практике требования устава всегда сознавалась и не только в приходской практике, но даже в практике наших древнерусских известнейших монастырей, для которых собственно и был составлен наш нынешний церковный Устав и где должно было ожидать самого строгого и пунктуального его выполнения на практике. Тот же факт с другой стороны указывает нам, до какой высоты приближения к своему идеалу могла достигнуть настоящая форма уклонения от устава. Здесь мы видим не только тожество в службах, на которых читаются евангелия, в обрядах, предшествующих и последующих настоящему чтению, но даже в днях, которые указывает Устав для Страстной седмицы. Дальше этого в своем приближении к идеалу настоящая форма уклонения не пошла; ни история, ни современная нам богослужебная практика не представляют нам ничего подобного. Хотя это последнее обстоятельство, свидетельствующее о тожестве и подражательности одной практики, Уставом не предусмотренной, другой, тем не менее мы не можем не сделать по поводу ее небольшую оговорку. В самом деле мы не можем понять всей этой привязанности к букве устава и тога предписания, чтобы и на шестой недели евангелие читалось только в первые три дня. Нам кажется гораздо целесообразнее читать евангелие в течение всей недели или уже в понедельник, вторник и четверг, когда совершаются одни только короткие часы и не читать в среду и пятницу, когда служба

литургией преждеосвященных даров значительно удлиняется, и без чтения евангелии. Но во всяком случае, если даже чтение евангелий будет идти на часах всех дней шестой недели и будут прочитаны два первые евангелиста, то можно быть уверенным, что священник и молящиеся выполнят с охотою и полным усердием все службы этой недели, и священнику и молящимся на седьмой недели не будет надобности придумывать разного рода недозволительные и противные Уставу и цели христианского богослужения отступления и послабления ради немощи телесной...

По нынешнему Уставу, евангелия во все три дня Страстной седмицы читает священник. «Тако чтет иерей тетроевангель, замечает наш Устав, оболчен в фелонь» (л. 381). Этого замечания в греческом типиконе нет. Но практика древне русской Церкви и при том практика монастырская позволяла и в этом отношении отступление от господствующего Устава. Упомянутый уже нами «Обиходник» XVI века монастыря св. Антония Сийского евангелие на девятом часе указывает читать диакону (ркп. Солов. библ. № 1117 л. 201 об.; ркп. М. Синод. библ. № 814 л. 237 об.; ркп. Волокол. библ. № 338 л. 227 об.). Такое уклонение мы можем назвать не противоречащим общей церковной практике. В самом деле, если диакон может и читает евангелие за литургией в обыкновенные дни, то нет никакого основания лишать его этого права на эти три дня Страстной седмицы и шестой недели и взвалить всю тяжесть чтения на одного священника без разделения ее с диаконом, как его помощником. Тяжело бывает слушать, когда священники, особенно старцы, утомленные продолжительностью службы, но не желающие отступить от буквы Устава продолжают евангельские чтения невнятно и спавшим голосом. Допущение к чтению евангелий дияконов, особенно обладающих хорошим голосом и выразительною дикцией, кроме облегчения священников, мо-

— 228 —

жет иметь и освежающее, и ободряющее влияние на молящихся. Не нужно забивать, что разнообразие голосов чтецов имеет весьма важное значение при богослужении и невольно приковывает к себе внимание молящихся...

Из сказанного нами относительно рассматриваемого нами вопроса можно сделать следующие выводы:

1) Предписание церковного устава относительно чтения евангелий в первые три дня Страстной седмицы, как показывает история и как о том свидетельствуют факты из современной богослужебной практики, признавалось пастырями и даже настоятелями монастырей русской Церкви всегда и до ныне трудно осуществимым на практике, а по сему и раньше, и в настоящее время делались и делаются отступления от него.

2) Форм уклонения от действующего устава по данному вопросу существует несколько, но ближе всего к осуществлению идеала церковной практики, начертанному в Типиконе, стоит та практика, которая допускает чтение евангелий не на одной только седьмой недели, но и на шестой.

3) Чтение евангелий на шестой неделе должно совершаться в течение всей недели, на часах, или же только в понедельник, вторник и четверг, когда положены одни только часы м, следовательно, служба короче, чем в среду и пятницу той же недели.

4) Действия предшествующие и последующие евангельским чтениям должны быть целиком заимствованы ад действующего Устава, из службы на понедельник Страстной седмицы.

5) Наконец, труд чтения евангелий священник может разделять с диаконом, где есть при церквах диаконы, обладающие хорошим голосом и выразительною дикцией. Согласно с древнерусской богослужебной практикою диакону можно указать

чтение евангелий во время девятого часа, когда внимание молящихся уже натает ослабевать и необходимо к поддержанию его введение нового голоса, нового чтеца.

А. Дмитриевский.


Страница сгенерирована за 0.12 секунд!

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.

  • Нажмите для просмотра изображения в полном размере. (архив в формате.zip)

Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря)

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Чертог Твой. Бортнянский

  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе…

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

  • Великий понедельник: Начало Великих дней (+ аудио, + видео)
  • Святые отцы

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

  • Святые отцы

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…» В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается . Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

  • Святые отцы
  • Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба?

Страстные дни

В Великий Четверг Церковь вспоминает – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом .

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием « ». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

  • Святые отцы

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

  • Песнопения Страстной пятницы. Будем погребать Господа…
  • Святые отцы
  • Святые дни на Афоне: Великая пятница и Пасха в Ватопедском монастыре

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью . Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» – ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене , Мати , зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

  • Святые отцы

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Ввиду того что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того некратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах седмицы 6-й. Так было в XVI веке, например в Сийском монастыре (А. Дмитриевский. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I, с. 205), и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (А. Голубцов Чиновники Московского Успенского собора, с. 108). Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на седмице 6-й. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды седмицы 2-й.

Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия. Для чтения на седмицах 2-6-й

Седмица 2

Среда

3 ч. Мф. 1-8 зач., 1, 1-4, 17.
6 ч. Мф. 9-20 зач., 4, 18-7, 11.
9 ч. Мф. 21-34 зач., 7, 12-10, 8.

Пятница

3 ч. Мф. 34-46 зач., 10, 9 – 12, 30.
6 ч. Мф. 47-57 зач., 12, 30 – 14, 13.
9 ч. Мф. 58-70 зач., 14, 14 – 17, 9.

Седмица 3

Среда

3 ч. Мф. 71-80 зач., 17, 10 – 20, 16.
6 ч. Мф. 81-90 зач., 20, 17 – 22, 22.
9 ч. Мф. 91-103 зач., 22, 23 – 24, 51.

Пятница

3 ч. Мф. 104-108 зач., 25, 1 – 26, 56.
6 ч. Мф. 109-116 зач., 26, 57 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-12 зач., 1, 1 – 3, 19.

Седмица 4

Среда

3 ч. Мк. 13-22 зач., 3, 20 – 6, 7.
6 ч. Мк. 23-32 зач., 6, 7 – 8, 10.
9 ч. Мк. 33-44 зач., 8, 11 – 10, 16.

Пятница

3 ч. Мк. 45-55 зач., 10, 17 – 12, 27.
6 ч. Мк. 56-64 зач., 12, 28 – 14, 42.
9 ч. Мк. 65-71 зач., 14, 43 – 16, 20.

Седмица 5

Среда

3 ч. Лк. 1-5 зач., 1, 1 – 2, 20.
6ч. Лк. 6-15 зач., 2, 20 – 4, 36.
9 ч. Лк. 16-28 зач., 4, 37 – 7, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 29-38 зач., 7, 1 – 8, 39.
6 ч. Лк. 39-50 зач., 8, 40 – 10, 15.
9 ч. Лк. 51-62 зач., 10, 16 – 12, 1.

Седмица 6

Среда

3 ч. Лк. 63-73 зач., 12, 2 – 13, 35.
6 ч. Лк. 74-83 зач., 14, 1 – 17, 4.
9 ч. Лк. 84-95 зач., 17, 3 – 19, 28.

Пятница

3 ч. Лк. 96-107 зач., 19, 29 – 21, 36.
6 ч. Лк. 108-109 зач., 21, 37 – 23, 1.
9 ч. Лк. 110-114 зач., 23, 2 – 24, 53.

Для чтения на седмице 6-й

Понедельник

3 ч. Мф. 1-17 зач., 1, 1 – 6, 21.
6 ч. Мф. 18-42 зач., 6, 22 – 11, 26.
9 ч. Мф. 43-46 зач., 11, 27 – 16, 12.

Вторник

3 ч. Мф. 67-83 зач., 16, 13 – 21, 17.
6 ч. Мф. 84-105 зач., 21, 18 – 25, 30.
9 ч. Мф. 106-116 зач., 25, 31 – 28, 20.

Среда

3 ч. Мк. 1-25 зач., 1, 1 – 6, 45.
6 ч. Мк. 26-51 зач., 6, 45 – 11, 26.
9 ч. Мк. 52-71 зач., 11, 27 – 16, 20.

Четверг

3 ч. Лк. 1-16 зач., 1, 1 – 4, 44.
6 ч. Лк. 17-38 зач., 5, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-62 зач., 8, 40 – 12, 1.

Пятница

3 ч. Лк. 63-82 зач., 12, 2 – 16, 18.
6 ч. Лк. 83-105 зач., 16, 19 – 21, 11.
9 ч. Лк. 106-114 зач., 21, 12 – 24, 53.

Если на седмице 6-й случится праздник Благовещения или храмовой праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в четыре дня:

День 1

3 ч. Мф. 1-25 зач., 1, 1 – 8, 13.
6 ч. Мф. 26-52 зач., 8, 14 – 13, 30.
9 ч. Мф. 53-78 зач., 13, 31 – 19, 15.

День 2

3 ч. Мф. 79-101 зач., 19, 16 – 24, 35.
6 ч. Мф. 102-116 зач., 24, 36 – 28, 20.

День 3


6 ч. Лк. 1-21 зач., 1, 1 – 5, 39.
9 ч. Лк. 22-49 зач., 6, 1 – 9, 62.

День 4

3 ч. Лк. 50-76 зач., 10, 1 – 14, 24.
6 ч. Лк. 77-101 зач., 14, 25 – 20, 26.
9 ч. Лк. 102-114 зач., 20, 27 – 24, 53.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы Четвероевангелие читается на часах 3, 6 и 9.

Евангельские чтения начинаются на часах 3 и 9 после Богородична часа, а на часе 6 – после паримии и прокимна 2-го. Всего евангельских чтений 9.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки на три. В соответствии с этим указанием чтения могут быть разделены примерно так:

Понедельник

3 ч. Мф. 1-66 зач., 1, 1 – 16, 12.
6 ч. Мф. 67-116 зач., 16, 13 – 28, 20.
9 ч. Мк. 1-39 зач., 1, 1 – 9, 16.

Вторник

3 ч. Мк. 40-71 зач., 9, 17 – 16, 20.
6 ч. Лк. 1-38 зач., 1, 1 – 8, 39.
9 ч. Лк. 39-82 зач., 8, 40 – 16, 18.

Среда

3 ч. Лк. 83-114 зач., 16, 19 – 24, 53.
6 ч. Ин. 1-26 зач., 1, 1 – 7, 36.
9 ч. Ин. 27-46 зач., 7, 37 – 13, 32.

Если Евангелия от Матфия, Марка и Луки прочитаны ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком порядке:

Понедельник

3 ч. 1-7 зач., 1, 1 – 2, 25.
6 ч. 8-12 зач., 3, 1 – 4, 46.
9 ч. 13-18 зач., 4, 47 – 6, 13.

Вторник

3 ч. 19-25 зач., 6, 14 – 7, 13.
6 ч. 26-30 зач., 7, 14 – 8, 30.
9 ч. 31-34 зач., 8, 31 – 9, 38.

Среда

3 ч. 35-38 зач., 9, 39 – 10, 42.
6 ч. 39-41 зач., 11, 1 – 12, 18.
9 ч. 42-46 зач., 12, 19 – 13, 32.

Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то этот возглас не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...»

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Что значит чтение всех Евангелий в первые три дня Страстной седмицы? Это есть повторение завещания, данного нам Господом нашим Иисусом Христом. Умерши за нас, Он оставил завещание всем имевшим уверовать в Него - завещание, написанное и подписанное кровию Его. Всякий, приходящий ко Господу, верою вступает с Ним в завет и обязывается исполнять оставленное Им завещание, изображенное в Евангелиях. В четверг совершаются "страсти"; в пятницу предлагается чествованию нашему изображение Господа по снятии Его со креста, измученного, изъязвленного. Первая мысль всякого приходящего к целованию плащаницы должна быть мысль о завете, утвержденном смертию Господа. Истощенным Своим видом и язвами Он напоминает каждому из нас: "Помните ли и исполняете ли завещание Мое, которое обязались вы исполнять, вступая в завет со Мною?" Вот для того-то, чтоб обновить в памяти каждого всю картину обязательств, завещанных Господом, чтобы открыть возможность всякому христианину добросовестно ответить пред плащаницею: "Да, Господи, помню завет Твой и знаю завещание", - Святая Церковь и постановила прочитывать пред страданиями Господними все Евангелия.

Но что в том, что помним и знаем? Это лишь послужит к нашему обличению. Понудим немного душу свою - не возревнует ли она приложить к знанию и дело? Времени мало? Нет, не мало. И в одну минуту можно все поправить. Сделаем же вот что: проверим свою жизнь по предложенному начертанию и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положим твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на кресте Господь и намерение примет как самое дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностию устоять в нем до положения живота. Обрадуем хоть этим Господа в дни воспоминания Его страданий. В Ветхом Завете было время, когда вслух всего народа прочитывались книги закона с клятвами непокорным и благословениями покорным, и весь народ ответствовал: вся, елика рече Господь, сотворим и послушаем. Вот же Господь с креста Сам повторяет нам завет Свой: отверзем слух сердца, сложим по писаному свои чувства и расположения, и скажем: "будем, Господи, будем соблюдать все, заповеданное Тобою, хоть бы нам пришлось ради того быть поруганными и даже осужденными на смерть!.."

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

VII. Великие дни страстной седмицы. По прошествии субботнего дня, в который Иисус пришел в Вифанию, множество Идуеев, проходивших в Иерусалим по случаю наступающего праздника Пасхи, узнав, что Иисус остановился в доме Лазаря, поспешили туда, чтобы увидеть Его, сотворившего

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Первые дни страстной седмицы Первые три дни страстной седмицы в Иерусалимской Церкви отмечались особо торжественною службою 9 часа. Он совершался в Мартириуме (а не в храме Воскресения), где вообще совершались более торжественные службы (например литургия в воскресные

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

16. Лазарева Суббота. Неделя Ваий и Первые дни Страстной Седмицы. Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой - Великим постом. Последняя, 6-я седмица

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Пост страстной седмицы. За св. Четыредесятницей, которая оканчивается пятницей шестой седмицы Великого поста, непрерывно издревле следует пост Страстной седмицы.«Воскресение Лазареве, неделю Ваий и св. седмицу спасительных страстей особенно от поста четыредесяти

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

Устав чтения кафизм в период Великого Поста (и Страстной седмицы) Мы yже обсyждали этот вопрос: те, комy нравится относить Страстнyю седмицy к Великомy Постy, то пyсть относят. Мне более yбедительной представляется та точка зрения, что Страстная седмица - это все же нечто

Из книги Чтение на каждый день Великого поста автора Дементьев Дмитрий Владимирович

Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф. 21, 22 Иаков, Иосиф и его братьяДни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.В Богослужении этого дня

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Великий Вторник Страстной седмицы Великого Поста Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мф.25, 13 Притча о десяти девах. Фреска ДионисияНочь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Воспоминание Тайной вечери И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк. 23, 34 В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и

Из книги автора

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен. Заключительная строка кондака и икоса В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие

Из книги автора

Оглашение 53 (В среду Страстной седмицы) О животворящих страстях Господа нашего Иисуса Христа и о том, что назначенные должны с покорностью принимать послушание Братия мои и отцы. Всегда радуйтесь о Господе, уже с апостольским приветствием обращаюсь к вам я, блудный.

Из книги автора

ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ Понедельник Страстной седмицы Прекрасный и душой и телом блаженный Иосиф был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, внуком Исаака и правнуком Авраама. Он родился от второй жены Иакова, Рахили, которая была неплодной до тех пор, пока Бог не услышал ее и

Из книги автора

Богослужение Великого поста и Страстной седмицы Великий пост Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Великий пост вводит нас в Страстную седмицу и готовит к радости Праздника

Из книги автора

890. Мысли при наступлении страстной седмицы и о домашних Милость Божия буди с вами! Вот и страстная на дворе. Даруй вам Господи спострадать Господу, сколько сил достанет. Страданьем Своим Господь совершил наше спасение. Мы же усвояем себе сие спасение после св. таинств

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Техника рисования кляксография с трубочкой Техника рисования кляксография с трубочкой Беседа «Волга — русская река Сценарии библиотечных уроков о волге Беседа «Волга — русская река Сценарии библиотечных уроков о волге История появления и развития золотого шитья на руси На какой ткани вышивают золотом История появления и развития золотого шитья на руси На какой ткани вышивают золотом