Бестиарий: Бестиарий. Големы. Что такое Что такое голем

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В мифологии каждого народа Земли существует собственное предание об искусственно созданном существе, управляемом с помощью магии извне. В еврейской мифологии-ашкенази- это голем – гигантское существо из глины, камня или металла. Как правило, он помогает своим создателям, но стоит только недоглядеть и голем становится жутким разрушителем.

Ночной страж

Согласно еврейским преданиям голем – это мифическое существо, в которое с помощью оккультных практик каббалисты вдохнули жизнь. В то же время в еврейской литературе нередко можно встретить сравнение голема с Адамом. Различие состояло лишь в том, что сотворенный богом человек обладал душой. В отличие от него существо, создаваемое каббалистами, не имело органов чувств, не могло думать и говорить. При этом голем обладал высоким ростом и нечеловеческой силой, что делало его бесстрашным воином, ночным стражником либо разрушителем. Интересно отметить, что согласно древнееврейским текстам голема не сразу создают большого роста. На начальном этапе каббалисты лепят из глины тело десятилетнего ребенка, после чего проводят оккультный ритуал, оживляя его. В этот момент существо начинает расти, пока не достигнет внушительных размеров. При этом голем физически непобедим и подчиняется исключительно своему создателю. В древнееврейских текстах нередко описываются случаи, когда голем вырвавшись на свободу, ослепленный ненавистью ко всему живому, убивал всякого, кто встречался ему на пути.

Пражский монстр

Наиболее популярной у народов средневековой Европы являлось предание о Пражском големе. Его создал раввин по имени Лев для охраны еврейского квартала в ночное время. Создание искусственного существа в три локтя ростом проходило на реке в предрассветном тумане. После того, как фигура голема была готова, раввин провел каббалистический ритуал. После его окончания он вложил в рот существа тайное имя бога для управления големом. Внешне пражский голем напоминал уродливого мужчину лет тридцати. При этом существо обладало страшной физической силой, справиться с которой было невозможно. С тех пор днем голем выполнял тяжелую работу в доме раввина, а ночью охранял еврейский квартал. Это был идеальный стражник, который никогда не уставал, не нуждался в еде и питье. Но со временем пражский голем приобрел человеческие качества: стал требовать пищу, научился говорить и потянулся к людям. Однако жители квартала в страхе бежали от него, вызывая у искусственного существа чувство одиночества и неприязни к людям.

Месть жителям квартала

Каждую пятницу перед вечерней молитвой раввин вынимал изо рта голема тайное имя бога, чтобы на время субботы обездвижить его. В воскресенье утром заклинание возвращалось на свое место, и голем снова оживал. Но однажды произошло несчастье: раввин забыл вынуть тайное имя бога изо рта галема, после чего монстр взбунтовался. Искусственное существо, наделенное невероятной силой, без устали громило дома жителей еврейского квартала, убивая всех, кто попадался ему на пути. К счастью раввин хитростью смог изъять заклинание изо рта голема, после чего бездыханный монстр свалился к ногам священнослужителя. По преданию, в страхе перед искусственным существом, его тело отнесли на чердак синагоги и спрятали под ветошью, оградив доступ к телу оккультными заклинаниями. Тем не менее, легенда о пражском големе оказалась настолько популярна у жителей города, что в 1920-м году чешский писатель взобрался на крышу синагоги, чтобы проверить, древнее предание. Никакого голема он там, разумеется, не обнаружил. Тем не менее, жители Праги до сих пор верят, что раз в 33 года ужасный монстр оживает под крышей синагоги и бродит по улицам еврейского квартала. В этот момент лучше не попадаться на его пути.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. ‏גלם ‏‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. ‏גלמי ‏‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار ‎ , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (пуля) и MAR (огонь), слово - Голимар (процесс обжигания глины).

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю, который оживил истукана, вложив ему в рот т. н. шем, или тетраграмматон . Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. Так, например уже в некоторых текстах «Большого Ключа Соломона », написанных в XVI веке , присутствуют методики по созданию «камня», который создается из глины , крови и иных примесей, этому комку придается форма человека и провозглашается пародийная фраза «да будет человек» .

В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

В массовой культуре

Пражская репродукция Голема

Образ голема находит широкое отражение в культуре различных эпох. В частности, големы появляются в следующих произведениях:

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; на реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей », у Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка и в еврейской - драматическая поэма Г. Лейвика .

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и Голем, становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. «Голем» - это книга, в которой обретают зловещую реальность древние каббалистические образы и мистическая подоплёка обыденной жизни. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Русская народная сказка

Очень похожа на легенду о големе сказка о Глиняном Парне и Снегурочке .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия». Также у фантастов братьев Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу » имеется упоминание о Бен Бецалеле и Големе.

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Театр

23 ноября 2006 года в театральном дворце Dum u Hybern в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой , Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком . Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Кинематограф

  • Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощением этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживлённого магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1935 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .
  • В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора » (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем играет важную роль в развитии сюжета.
  • В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.
  • В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковичем в 2004 году, есть арка «Операция Голем» про легендарного голема (мифический защитник народа).
  • В «Бесславных ублюдках » Квентина Тарантино аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.
  • В сериале «Шерлок », снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с громилой-убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.
  • В сериале «Сверхъестественное » в 13 серии 8 сезона показывается голем, который был создан евреем для борьбы с нацистами-некромантами.
  • Аналогичный сюжет используется в 15 серии «Каддиш » 4-го сезона сериала «Секретные материалы », где еврейская девушка и её отец создают голема для мести неонацистам - убийцам её жениха.
  • В сериале «Рэй Донован» в 5 серии 1 сезона было упоминание о Големе, герой Эллиота Гулда (Ezra Goodman) сравнивает героя Джона Войта (Mickey Donovan) с мифическим персонажем.
  • В сериале «Гримм » в 4 серии 4 сезона еврейский раввин создаёт голема из красной глины для защиты своих родных.
  • В первом сезоне сериала «Тайный орден » персонаж Клэй Тёрнер, сосед главного героя по комнате, оказывается големом.
  • В сериале «Наследие » в флешбэках 15 серии 1 сезона рассказывается история создания голема, который должен был поглощать опасных сверхъестественных существ.

Мультипликация и анимация

  • Легенда о Големе легла в основу серии «Истинное лицо монстра» мультсериала «Экстремальные охотники за привидениями ».
  • Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great» (ответвлении аниме-сериала «Рубаки »).
  • В мультфильме «Настоящий Шлемель » злой колдун создаёт голема из глины и оживляет его путём начертания у него на лбу слова «жизнь» на

Кратко о статье: Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

Безликие роботы из фэнтези

Големы и другие рукотворные существа

В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя легенда - это всего лишь обломок ускользающей действительности, поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей.

Павел Грим, исследователь легенды о пражском големе

Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

Големы в фэнтези - существа, созданные рукотворным образом. Их основа - неживые материалы: металлы, глина, камень. Их создатели - маги, жрецы, безумные ученые. Главная трудность в сотворении голема - вдохнуть жизнь в мертвую субстанцию. Ну, а главная проблема в обращении с ожившим существом - это его самосознание. Новоявленное творение мага или жреца постепенно понимает, что оно - лишь мертвая машина... Обо всем этом - в нашей статье.

“Опять порождение какой-нибудь мифологии?”

Такой вопрос задаст читатель, знакомый с обитателями миров фэнтези. И будет прав в отношении большинства из них. Но только не в том случае, когда речь идет о големах.

Существует несколько легенд о создании голема. Мистики считают, что это было своего рода экспериментом - проверкой магом своего мастерства.

Участвующие в создании голема брали землю с невспаханной целины, лепили из нее небольшую человеческую фигуру и ходили вокруг нее, произнося комбинации букв алфавита и тайного Имени Бога в соответствии с подробной системой наставлений. В результате этих действий голем оживал. Он очень быстро рос и вскоре достигал поистине исполинских величин. Стоило же участникам церемонии проделать то же самое в обратном порядке - голем терял свою жизненную силу и умирал.

По другой легенде, на лбу голема писали слово “эмет ” (в переводе означающее “истина”, “печать Единого святого”). Для уничтожения же его достаточно было стереть первую букву. В итоге оставалось написанным слово “мет ”, переводящееся как “смерть”.

Существует еще множество способов оживления этих существ. Среди них стоит упомянуть вкладывание под язык голема освященных облаток, прикрепление таблички или записки со священными словами к его лбу или, опять же, помещение этих вещей под язык будущему слуге. Но самым подробным образом оживление голема - да и само существо - описывается в легенде о Пражском големе.

Пражский голем

Эта легенда повествует о том, как пражский раввин Лев Бен Бецалель (вполне историческая личность) создал себе помощника для выполнения работы по хозяйству и защиты еврейской общины от хулиганов.

Для того, чтобы сотворить голема, раввин и его помощники дождались особого положения звезд, после чего выждали еще семь дней. В самом создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. Первую стихию и первый темперамент представляла сама глина, еще три - раввин и два его помощника. После того как тело голема было готово, один из помощников семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес волшебные слова. Затем то же самое, но в обратном порядке проделал другой помощник. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из книги Бытия и вложил в рот голема табличку - так называемый шем (shem-ha-m-forash - Имя Неназываемого, или Тетраграмматон) - с тайным именем Бога. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен содержать шем - от 13-14 букв до 72 слов.

Оживленный голем представлял собой уродливого 30-летнего мужчину плотного телосложения, с коричневым цветом кожи, очень сильного, но неповоротливого.

Относительно гибели голема также существует несколько версий легенды. По одной из них, он взбунтовался против своего создателя. Каждый вечер раввин вынимал изо рта голема шем. Но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и тот стал действовать по своей инициативе - громить еврейский квартал и убивать его жителей. Почему?

По одной из версий легенды голем влюбился в дочь своего хозяина и начал мстить из-за неразделенного чувства. Но центральным вариантом его “бунта” считается отнюдь не безответная любовь. Голем представляет собой плоть без души, вышедшую из-под власти человека. Голем - это некие мистические силы, плохо поддающиеся контролю. Раввин пытался обезвредить своего слугу, но это ему не удавалось. Голем начал расти, и превратился в настоящего монстра.

Кое-как раввину удалось вытащить шем изо рта голема, и тот вновь стал неподвижным. После этого неудачливый создатель в обратном порядке прочитал формулу оживления голема и вместе с помощниками отнес тело голема на чердак, где завалил его священными одеждами и книгами.

Голем, описанный в легенде, занял почти центральное место в “магическом пантеоне” Праги. Это существо стало главным героем многих детских сказок и легенд.

Легенду о Пражском големе часто вспоминает и современное фэнтези. Например, в компьютеризации настольной ролевой игры “Vampire: The Masquerade - Redemption” (2000 год) главному герою сотоварищи пришлось “вручную” уничтожать знаменитое чудище на улицах Праги. Старый проверенный способ - стереть первую букву со лба голема - в этот раз не подействовал...

Каббала - направление в оккультизме

Каббала - это наука о постижении высшего, духовного мира, из которого все нисходит в наш материальный мир. Каббала напрямую связана с мистическими учениями иудаизма. Изучая каббалу, человек познает причины всего происходящего на свете, обретает силы управлять судьбой, достигает абсолютного и всеобщего познания. Как не может существовать человек в нашем мире без знания законов его природы, так душа человека не сможет существовать в будущем мире, не овладев знаниями о нем.

Сфера деятельности практической каббалы очень широка. Это, прежде всего, “белая” магия, или магия “с чистыми намерениями”. Ведь практика совершается с использованием священных, эзотерических имен Бога и ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Но, кроме “белой” магии, известна и “черная”. В литературе по этой части каббалы можно встретить описание “белых” амулетов и оберегов рядом с заклинаниями для призыва демонов, заговорами, служащими для достижения личной выгоды, а подчас - и для целей некромантии.

Особое развитие учение каббалистов получило в средние века, в среде европейских общин иудеев. Это учение и породило голема.

Многоликие големы

Герой Майринка

Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас - идея голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.

Големы Плоского мира

Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.

В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску. Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает... в ход идут стены комнаты или окружающих домов. Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.

Поистине магическими свойствами обладает клочок бумаги, который закладывают в голову голема. На нем пишутся определенные слова, которые способствуют не только оживлению голема, но и играют роль в определении его будущего характера.

Голем по имени Дорфл немного прихрамывал, потому что одна нога у него была немного короче другой. Он не носил никакой одежды, потому что нечего было скрывать, поэтому можно было видеть его тело, испещренное разноцветной глиной от многочисленных ремонтов. Было столько заплат, что Ангуа задумалась, сколько лет могло быть этому голему. Изначально, видимо, в этой фигуре копировалась мускулатура человека, но многочисленные заплаты почти все затерли. Он был похож на горшки, которые презирал Вулкан, те горшки, что изготавливались людьми, которые думали, что если это ручная работа, то она должна выглядеть как ручная работа, и поэтому отпечатки пальцев в готовом горшке были как знаки качества.

Т. Пратчетт, “Ноги из глины”

Големы, описываемые в романе, хотят свободы. Но в тоже время они уверены, что у каждого голема должен быть хозяин. А любой хозяин, владеющий таким глиняным работником, на полную катушку использует их девиз: “Жить - значит работать”.

Еще одна отличительная черта големов этого увлекательного мира - способность испытывать чувства, подобные жалости и надежде. Втайне от людей они из частей своего тела создают нового голема - Голема-короля, который должен освободить своих создателей от рабства. Но что-то пошло не так, и Голем-король начинает убивать людей, которые помогали в его создании. Это заканчивается тем, что одного из големов по имени Дорфл выкупают у его владельца, и помещают в голову вместо прежних слов расписку о продаже. После этого он становится самостоятельным и помогает полиции в обезвреживании Голема-короля. К сожалению, Дорфл оказывается разбит, а слова из его головы уничтожаются. Но он вновь оживает после того, как его опять обжигают в печи.

Скульптор, который оживил Дорфла, также смог наделить его даром речи. Следующей целью голема стало освобождение всех своих собратьев в городе, в котором развиваются действия романа. Но можете не надеяться - моря крови не будет. Дорфл поступает на службу в полицию для того, чтобы скопить денег и выкупить одного голема у его хозяина. Потом вдвоем заработать денег на покупку третьего и так далее. Капитан полиции замечает, что многие люди для освобождения воспользовались бы кровавой революцией. На это голем отвечает, что это было бы воровством... Вот такие големы обитают в самом плоском из миров.

Големы будущего

Големы упоминаются и в научно-фантастической литературе - правда, немного в другом облике.

Например, у Станислава Лема голем - тип искусственного интеллекта, созданного в США для управления войсками. Голем этот был оператором общего типа, дальнодействующим, этически стабилизированным, мультимоделирующим (GOLEM - General Operator, Long-range, Ethically Stabilized Multimodelling). Естественно, война - это последнее, чем хотел заниматься такой интеллект.

В книгах Сайфуллы Мамаева (“Ледяная птица”, “Реставратор”, “Голос Рыка”) големами являются инопланетяне, пытающиеся захватить Землю. Но иерархия у них, свойственная компьютерной игре “Heroes of Might & Magic III” - Алмазные, Золотые, Бронзовые и Глиняные.

В произведениях же Василия Головачева големами называются космические летающие аппараты повышенной защищенности.

Таким образом, големы в фантастических романах очень непохожи на своих фэнтезийных собратьев. И дело даже не в материалах изготовления этих совершенных и надежных машин, а в совершенно ином предназначении, столь отличном от простой охраны сокровищ и зданий.

В каком из игровых миров мы встречали големов? Уверен, что читатель ответит на этот вопрос моментально, назвав компьютерно-игровой мир “Героев меча и магии” (Might & Magic), в котором големы играют роль самостоятельной боевой единицы и весьма подробно описаны.

Каменные големы - огромные, громыхающие существа, созданные из камня при помощи волшебства. Эти бездумные роботы служат охранниками сокровищ и входов в сокровищницы, а иногда - телохранителям для эксцентричных магов. Каменные големы очень прочны и абсолютно нечувствительны к боли. Они никогда не устают, а увидев противника - атакуют его.

Ошибочно предполагать, что все эти големы неповоротливы и глупы. Это справедливо лишь для големов, созданных начинающими магами. Чем тщательней сделан голем, тем сложнее и разнообразней могут быть выполняемые им задания. Так, у ректора Академии Бракады (область на юге материка, заселенная магами) был уникальный алмазный голем, умеющий не только читать, но и делать выводы из прочитанного. Он проверял все рефераты, сдаваемые студентами.

В мире Might & Magic существует 4 вида големов: каменный, железный, золотой и алмазный. Големы хорошо защищены от магии. К сожалению, эта защита зачастую оборачивается против них, так как их трудно воскресить.

Из любого подвернувшегося материала

Еще одно место, где можно встретить големов - миры настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, а также ее многочисленные компьютерные воплощения. Forgotten Realms, Dragonlance, Ravenloft, Greyhawk - как разнообразны эти D&D-миры, так различаются и големы, из них происходящие.

Ритуалы создания големов у волшебников и священников мало схожи. Если первые основываются на “научных исследованиях” и разработке специальных заклинаний, то вторые опираются на силу, даруемую богами (или, в случае со злыми культами - демонами).

Большинство големов D&D-миров сделаны из глины, камня или металла. Сила, приводящая в движение голема - стихийный дух, который в процессе создания вселяется против своей воли в неживой материал.

Каменные големы создаются из грубо выточенного камня. Конечности таких големов могут немного отличаться от обыкновенных рук и ног человека. Руки, например, могут делаться гораздо массивнее и походить на огромные дубины. Такие существа всегда безоружны. Железный голем зачастую стилизуется под рыцаря в доспехах. Иногда ему в руку вставляют меч, зачастую - волшебный. Глиняный голем хоть и похож на человека, но черты его сильно искажены. Грудь - чрезмерно большая, руки - свисают до колен, ноги - короткие и кривые. Из одежды может носить лишь металлический или кожаный ремень вокруг бедер.

Некроманты и жрецы Смерти способны производить “мясных” големов (flesh golems), составленных из кусков мертвых тел. Куски могут браться из разных “источников”: например, туловище - от туши быка, а голова и руки - от человеческого трупа. Естественно, получившееся создание специальными чарами предохраняется от разложения.

Вообще големы в D&D могут создаваться почти из любых подручных и даже драгоценных материалов: из дерева, стекла, костей, самоцветов, золота, магического адамантита. Так, стеклянные големы - это настоящее произведение искусства. Они создаются в форме рыцаря из цветного стекла, которое обычно идет на изготовление витражей. Часто они охраняют церкви или соборы. Големы из подобных материалов встречаются куда реже, чем каменные или железные.

Все D&D-шные големы обладают, во-первых, практически стопроцентной устойчивостью к вредоносным заклинаниям, и, во-вторых, какими-либо волшебными способностями. Например, каменные големы с помощью специальных заклятий могут замедлять противников.

На практике големы обычно используются как охранники сокровищниц, склепов, магических лабораторий и прочих локаций, куда возбраняется ступать простому смертному. Иногда их задействуют в качестве чернорабочих: грузчиков, носильщиков, уборщиков помещений.

Големы в D&D, как правило, существа без самосознания и свободного разума. Они способны лишь на механическое выполнение приказа своего хозяина. При этом они считаются опасными оппонентами: многие искатели приключений, встретив голема, предпочтут ретироваться, а не вступать в тяжелую схватку.

Это интересно
  • Амбициозный проект по созданию эволюционирующего робота , разрабатываемый в университете Брэндис (Массачусетс, США), называется “Голем”.
  • В США недавно было выпущено 26-серийное аниме “RahXephon” , в котором подробно описываются гигантские боевые машины из глины, называемые “Долемы”.
  • Другое аниме - “InuYasha” - упоминает о полудемоне по имени Нараку, активно использовавшем големов.
  • Комикс “Монолит” , созданный компанией DC Comix, посвящен приключениям голема, сражающегося с преступностью в Нью-Йорке 21 века.
  • Роман Ф. К. Дика “Космические куклы” (1956 года) рассказывает про големов, оживленных детьми в городе Миллгейт, штат Вирджиния.
  • Одна из серий “Секретных материалов” посвящена голему.

* * *

Оказывается, что големы - вовсе не такие редкие обитатели фэнтезийных и фантастических миров, как это может показаться. В фэнтези этим бессловесным, бесчувственным, бездушным существам все чаще стали приписываться человеческие качества - разум, речь, эмоции. Это свидетельствует о том, что классические персонажи научной фантастики - роботы - постепенно проникают в древние легенды и сказки, сливаясь с образом голема. Фэнтези как жанр не стоит на месте. И это здорово.

  1. Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
  2. Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
  3. На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».

После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.

Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу, помогает ему, как и Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.

Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.

Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.

Упоминания в легендах

Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.

Пражский голем

Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.

Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.

Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.

Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.

Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:

  1. Кто такой Голем?
  2. Кто мать и отец Голему?
  3. Зачем создать Голем?
  4. Голем не хочет быть один.

Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.

Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.

Первая версия

Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.

С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.

Вторая версия

Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.

Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.

С этих пор существует чешское поверье - раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.

Голем Иеремия

Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».

Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.

Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.

Элементали в магии

Создания под названием элементали - ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.

Элементали - низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:

  1. Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
  2. Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов - ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
  3. Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
  4. Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.

С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалей восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.

Греческая мифология

В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.

Талос

Согласно древнегреческой мифологии, Талос - бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.

Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.

По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.

В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.

Галатея

В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.

Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.

Легенды Европы

Мифы других стран Европы также рассказывают об искусственно созданных слугах. Среди них можно выделить:

  1. Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан . Его создали гномы в споре с Локи.
  2. Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
  3. Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
  4. Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
  5. Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
  6. Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.

Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.

Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе .

Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.

По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне .

2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.

Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…

Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в () . Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.

Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».

Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.

Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.

Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.

Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.

Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.

Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.

Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.

Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.

И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.

История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.

Источник вдохновения

К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.

Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе . Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Техника рисования кляксография с трубочкой Техника рисования кляксография с трубочкой Беседа «Волга — русская река Сценарии библиотечных уроков о волге Беседа «Волга — русская река Сценарии библиотечных уроков о волге История появления и развития золотого шитья на руси На какой ткани вышивают золотом История появления и развития золотого шитья на руси На какой ткани вышивают золотом