Асмолов оптика просвещения социокультурные перспективы. Презентация книги Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы. Приблизительный поиск слова

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В издательстве «Просвещение» состоялась презентация книги директора Федерального института развития образования Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы».

На презентацию собрался круг людей, которых вряд ли удастся увидеть вместе на любом другом мероприятии.
Среди них и политики, в разные годы участвовавшие в принятии ключевых для государства решений, - Геннадий Бурбулис, Илья Ломакин-Румянцев, Андрей Свинаренко, и представители психологической и педагогической науки - Вадим Петровский, Шалва Амонашвили, Александр Кузнецов, и известные мастера образовательной политики - Ефим Рачевский, Евгений Ямбург.

Поскольку многие из присутствующих, как часто бывает на такого рода мероприятиях, не успели прочитать книгу, получив ее только на входе в издательство, разговор получился не столько о ее содержании, сколько о личности автора.
Сначала говорил сам Асмолов, затем по очереди - все собравшиеся. Результат - удивительная смесь высоких философских обобщений и бытовых, порой анекдотических историй, научных истин и стихотворных цитат (проще перечислить тех поэтов, стихи которых не звучали), размышлений о судьбах страны и объяснений в любви виновнику торжества. Любви, конечно же, взаимной: как сказал Александр Григорьевич, многие из собравшихся здесь - не просто соавторы идей и мыслей, но и «соавторы моей жизни»: «Концепция персонализации, разработанная Вадимом Петровским, основана на том, что личность - это те вклады, которые мы делаем друг в друга. И когда я смотрю на вас, то думаю: сколько же вы все в меня вложили!»

…9 января 1992 года министр образования РФ Эдуард Днепров пришел к первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису и предложил назначить Александра Асмолова, уже успевшего поработать главным психологом Гособразования СССР, своим заместителем. «Психолог?» - спросил Бурбулис. - «Психолог», - ответил Днепров. - «Тот, который книжку «Психология личности» написал?» - «Написал». - «А что ему делать в административной системе?» - «Он нам по культуре должен помочь». - «По культуре? Ну, пусть помогает». Так начался путь Александра Асмолова в публичную политику.

Зачем ученые на определенном этапе своей жизни приходят в систему администрирования, «садятся на административную галеру»? Отнюдь не в погоне за социальным статусом. Просто они хотят, чтобы их идеи органично вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Когда же удается через административную систему - а другого способа управления никто не придумал - «подтолкнуть культуру от культуры полезности к культуре достоинства», находишь оправдание своим действиям. При этом есть опасность сдвига мотива на цель, когда статус неожиданно и незаметно для человека становится самоцелью. Тогда перестаешь быть и ученым, и управленцем, а начинаешь проектировать комфортные программы выживания, но не развития.

Так Асмолов, спустя годы, объясняет свое «хождение во власть» и ни о чем не жалеет - ведь он, как и некоторые другие его коллеги-ученые, всегда оказывался, образно говоря, выше своего социального статуса. Расстаться с властью для таких людей не составляет труда: история ухода Асмолова с должности первого заместителя министра образования, рассказанная президентом издательства «Просвещение» Александром Кондаковым, свидетельствует об этом как нельзя лучше. Осенью 1998 года, отказавшись работать в Минобразовании под руководством считавшегося ставленником коммунистов Владимира Филиппова, покидая кабинет в здании на Чистых прудах, Александр Григорьевич прихватил с собой несколько книг и двухметровый макет дождевого червя, подаренный биологом Дмитрием Кавтарадзе (также присутствовавшим на презентации книги). Вахтер принял этот макет за ковер и тут же позвонил Филиппову: «Асмолов выносит министерское имущество!..»

«В 1998 году ко мне пришел ученый, профессор и начал объяснять, что в стране просто необходима федеральная целевая программа «Толерантность», - вспоминал Андрей Свинаренко, в те годы первый заместитель министра экономики РФ, а ныне заместитель председателя правления «РОСНАНО». - И настолько убедительным, ярким, подкупающим с первой минуты общения был этот человек, что программа появилась. Он и сейчас поражает людей своими знаниями и эрудицией, умеет их убеждать и делать своими союзниками». «Когда возникает серьезная научная или методологическая проблема, мы зовем Асмолова и включаем диктофоны, - сказал Александр Кондаков. - После этого формулируются идеи, которые материализуются в проектах, реализуемых сейчас по всей стране».

«Оптика просвещения» - тяжелый фолиант, 450 страниц, с диковинным космическим коллажем на обложке. В книге три раздела: «Социокультурность», «Вариативность», Толерантность». Последние главы каждого раздела объединены в отдельные блоки под рубрикой «Обнаженные смыслы». Таких блоков соответственно три: «Детство», «Образование», «Личность».

«Мы получили автора, который много сделал и для «Просвещения», и для просвещения в более широком контексте. В этой книге излагается история психологической и педагогической мысли, но главное - автор показывает, как материализовалась идея социокультурной модернизации, какие научные, методологические и иные основания лежат в основе его работы в последние десять-пятнадцать лет. Много говорится о крупнейших ученых нашего времени, о его учителях», - эти слова Александра Кондакова, пожалуй, можно считать сознательно упрощенной аннотацией, отражающей содержание книги. Как рождалась эта книга - отдельная история. Мало было написать текст и отдать его в издательство - потребовалось, по выражению автора, «уникальное долготерпение» издательства «Просвещение» и особенно тех редакторов, которые помогали работать над книгой: подбирали иллюстрации, создавали макет. Ведь Асмолов принадлежит к числу тех авторов, которые по десять раз все переделывают и передумывают.

По определению самого Александра Григорьевича, «Оптика просвещения» - «это смесь всего: и жизни, и поэзии, и попыток создания подхода к образованию, и того, что в буквальном смысле является свободой». Образование в книге - «уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию», «образования нет вне культуры, эволюции и свободы». Множество сюжетов в книге посвящено учителям - тем, у кого в широком смысле слова учился сам автор. На одной из первых страниц - портреты российских психологов: Выготский, Лурия, Леонтьев, Эльконин, на следующей - зарубежные психологи, с которыми они полемизировали: Пиаже, Толмен, Бартлетт, Брунер. Листаешь книгу дальше - и перед тобой Бахтин и Библер, Вавилов и Вернадский, Лютер, Чаадаев, Галич…

Наверное, «Оптику просвещения» будет сложно перевести на другой язык, даже сложнее, чем поэзию - виной тому особый стиль Асмолова: поток ассоциаций, неожиданные аллюзии и словесные конструкции, броские подзаголовки, нагромождение цитат ученых и поэтов разных эпох. Пока на английский в книге переведено лишь оглавление - например, заголовок «Комплекс полноценности» переводится как The James Bond complex. Да и как перевести само название книги? «Некоторые коллеги спрашивали: это про очки? Да, про очки», - отвечает Асмолов. - «Про очки философские, методологические». Вадим Петровский разглядел в стиле Асмолова «природную спонтанность и неостановимость»: «Я тебя слушаю, ну это же невозможно, хочется присоединиться к этому потоку, быть с ним постоянно». «Асмолов сочетает в себе разные способы познания мира: научный - через категории и поэтический - через метафоры», - продолжил мысль Евгений Ямбург. - «Это сочетание органично, поэтому оптика получается стереоскопической».

«Это не та книга, которая читается за ночь, обливается горячими девичьими слезами и кладется под подушку - тогда спать не будешь», - сказал Михаил Богулавский. - Ее нужно читать в непростые минуты по строчкам, по страничкам». «От корки до корки ее прочитать невозможно, да и бессмысленно это делать», - согласился Ефим Рачевский. - «Хорошо ее держать на столе и периодически к ней возвращаться. На этой книге можно гадать: что ни строчка, то мощный ассоциативный ряд. И она вполне подойдет для экранизации - можно снять фильм любого жанра, трагикомический мультик или нечто эпохальное, все зависит от того, каким будет сценарий».

Вот еще фрагменты из выступлений участников презентации:
«То, что Саша делает, о чем он мечтает и говорит, - все есть его призвание, его предназначение одухотворять действительность вселенскую и нивелировать ценностные смыслы. А в этой сфере жизнетворчества ни одно мгновение не бывает бесполезным».
(Геннадий Бурбулис, проректор Международного университета в Москве).

«Асмолов - тот лидер, за которым стоит педагогическая традиция, социальное явление, которое мы называем современной педагогикой, инновационной педагогикой, культурно-историческим и деятельностным подходом. Асмолов являет собой то, о чем он пишет и говорит: он сам и есть деятельность, толерантность, творчество, а не рассказы про них».
(Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»).

«Я знаю Александра Григорьевича с 1992 года и в отношении к нему прошла путь, которого у меня в жизни никогда не было: от неприятия сначала к приятию, затем к интересу и, наконец, к любви».
(Елена Соболева, директор Департамента образовательных программ «РОСНАНО»).

Можно по-разному относиться к Асмолову как ученому, администратору и общественному деятелю - известно, что у него и сегодня есть непримиримые оппоненты и в научной среде, и среди представителей образовательного бомонда. Но нет сомнений, что сама личность Асмолова, его мужество, его фирменный стиль сводят на нет научные и любые другие разногласия. Коллеги-психологи упрекали Асмолова, что в своих научных работах он разграничил теорию установки и теорию деятельности, на что Вадим Петровский еще в 1977 году отреагировал экспромтом, который охотно продекламировал на презентации «Оптики просвещения»:
- Асмолов оторвал
Деятельность от установки…
Меж тем как истина в стыковке,
А не в разрыве двух начал…
Но даже если, отрывая,
Асмолов чуточку приврал,
Мы, - восхищенья не скрывая:
«Вот это да!
Вот это оторвал!»

30 октября 2013 года в 18.00 в Московском Доме Книги на Новом Арбате состоится презентация книги Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (Москва, «Просвещение», 2012 г.). Вход на презентацию открыт для всех желающих.

Когда, в середине 90-х, Александр Асмолов стал зам. министра образования России, его работа подтверждала слова, сказанные им друзьям: «Ученые приходят в систему администрирования не для того, чтобы приобрести социальный статус, а для того, чтобы их идеи органически вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Административный рост сам по себе – умирание, и он слабо совместим с моральным ростом». Его позиция нашла свое отражение и в «Оптике просвещения…»:

«Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью… Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы».

Но, все-таки, главное в книге – не борьба. Она – «энциклопедия смыслов», о которой сам Асмолов заметил: «В образование нельзя прийти просто так, в него можно прийти только навсегда, чтобы им дышать и жить, обрести навигацию, ориентиры и обнажить смыслы… Эта книга для меня – смесь всего: и жизни, и поэзии, и попытки создания подхода к образованию, и действительно того, что в буквальном смысле является свободой». Удивительные слова нашел друг и соратник автора проф. Вадим Петровский:

«Для меня Саша Асмолов - это не просто человек, который открывает смыслы. Это – конструктор смыслов. Это он вносит смысл во вселенную».

Хотя книга Асмолова написана живым, а не «академическим» языком, даже прочитав текст «от корки до корки», ее не положишь на полку. Это – настольная энциклопедия педагога. Но, чтобы быть учителем, совсем не обязательно каждый день стоять за кафедрой или входить в переполненные классы. Педагог живет почти в каждом, проявляясь в семье, коллективе, виртуальном пространстве. И если Вам еще не безразличны чужие судьбы, не безразлична судьба нашего государства, Вы станете читателем и поклонником этой книги. И дело не только в том, что «образование сегодня – это система безопасности России,… а даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью». Особого внимания заслуживает именно авторский взгляд, о котором Заслуженный учитель России Евгений Ямбург сказал совершенно определенно: « У него (Асмолова) действительно с самого начала была своя оптика, свой ракурс, свой взгляд. Я бы сказал, «стереоскопический», не линейный взгляд. По сути своей Александр Григорьевич – психолог на любом посту, а психолог – это специалист по неодинаковости. Это чрезвычайно ценно, когда есть линия на вариативное образование».

Образования нет вне культуры, образования нет вне эволюции, и образования нет вне свободы. Она именно об этом - «Оптика просвещения…», где разнообразные сюжетные линии объединены в три смысловых блока: «Социокультурность», «Вариативность» и «Толерантность». В них – смысл жизни и борьбы. Недаром начинается все со слов автора о том, что «совсем недавно мне довелось побывать в приемном покое у Бога. И пока решался вопрос, превратится ли приемный покой в вечный, пока пульс мысли спорил с пульсом сердца и отбивал, в гамлетовском смысле, быть – не быть, вот тогда начала твориться и строиться эта книга».

Cписок использованной литературы

1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М.: «Просвещение», 2012. - С. 447.

2. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. Мы ждем перемен. // Дети в информационном обществе. - 2010. - №5. С.18-27.

3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. В. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. - М.: Просвещение, 2007. - С. 321.

4. Бауман З. Текучая современность. - СПб: Питер, 2008. - С. 240.

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с. - С. 892-997.

6. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. - М: BestBusinessBooks, 2012. - С. 253.

7. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. –С. 616.

8. Луман Н. Социальные системы. - Спб.: Наука, 2007. - С. 648.

9. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - С. 200.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - С. 332.

11. Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования. // Вопросы образования. - 2005. - №3. - С. 270.

12. Собкин В. С. , Адамчук Д. В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? - М.: Институт социологии образования РАО, 2008. - С. 159.

13. Солдатова Г., Зотова Е. , Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной Сетью: социально-пси- хологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. - М.: Фонд Развития Интернет, 2011. - С. 176.

14. Солдатова Г. В., Нестик Т. А., Рассказова Е. А., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - С. 144.

15. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - С. 234.

16. Финкельхор Д. Ложная тревога? // Дети в информационном обществе. - 2012. - №11. - С. 30–37.

17. Gilster P. Digital Literacy. - New York: Wiley, 1997. - P. 276.

18. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. Which areas of digital competence are important for a teacher? - Finland: University of Helsinki, 2011. [Электронный ресурс] // URL:

http://linked.eun.org/c/document_library/get_file?p_l_id=22345&folderId=23768&name=DLFE-742.pdf /.

19. Johnson L., Smith R., Levine A., Haywood K. Horizon Report: K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2010. P. 36.

20. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Ludgate H. NMC Horizon Report: 2013 K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2013. - P. 44.

21. Martin A., Madigan D. Digital literacies for learning. - London: Facet Publishing London. 2006. - P. 500.

22. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship. The Internet, Society and

Participation. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2007. - P. 235.

23. Mossberger K. Digital Cities: The Internet and the Geography of Opportunity. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 26

и ровое ра ансТво 41 чиТеля и ченики

Вопросы для самопроверки

1. Какие поколения существуют сегодня под одной школьной крышей?

2. Как соотносится жизнь различных поколений с развитием информационно-коммуника- ционных технологий?

3. Чем отличаются представители цифрового поколения от своих предшественников?

4. Как цифровой разрыв между поколениями сказывается на их взаимоотношениях?

5. Каковы причины необходимости сокращения межпоколенческого цифрового разрыва

в образовательной среде?

6. Какие выделяются компоненты и виды цифровой компетентности?

7. В каких сферах жизнедеятельности необходимо повышение цифровой компетентности?

8. Какие возможности цифровая эпоха открывает в образовании?

9. Какие технологические изменения в сфере образования могут рассматриваться как ключевые факторы его развития в ближайшие годы?

10. Какие образовательные технологии обладают наибольшим потенциалом для среднего школьного образования?

11. Назовите основные типы онлайн-рисков для детей и подростков.

12. Какие возрастно-психологические особенности подростков определяют их попадание

в зону риска использования современных технологий?

13. Какая разница существует между правилами безопасности в реальном и виртуальном мире?

14. Какие существуют способы обеспечения безопасности детей в Интернете?

15. Какова роль родителей в обучении детей безопасному поведению в Сети?

16. Какова роль школы в обучении детей безопасному поведению в Сети?

Технические аспекТы использования

инТернеТа*

Техногонка

С каждым годом нас окружает все больше технических устройств, выполняющих различные бытовые, профессиональные, развлекательные функции. Среди них важнейшее место занимают компьютеры и другие устройства, обеспечивающие доступ к Интернету. Без них многим уже невозможно представить свою жизнь.

В 2013 году каждый второй житель нашей страны уже был пользователем Интернета и имел как минимум одно техническое устройство с доступом в Сеть . Это могли быть как стационарные компьютеры, так и различные мобильные гаджеты, которые становились и становятся все более продвинутыми и «умными». Современная цифровая техника совершенствуется с каждым месяцем и постепенно завоевывает популярность у представителей всех поколений. Гаджетомания - увлечение цифровой техникой - охватила весь мир. Психолог Марк Гриффитс предложил термин «технологическая зависимость», описывающий в широком диапазоне отношения человека и технических средств. Гаджетомания - одно из ее проявлений. Вопрос о том, где проходит сегодня граница между разного рода зависимостями и следованием современному образу жизни, остается открытым. Технический прогресс сдвигает границы нормы и патологии. Задумываться над ответом на этот вопрос - дело взрослых. Дети и подростки не рефлексируют на эту тему, каждый ребенок мечтает владеть самым современным гаджетом. Двухлетние дети непостижимым образом начинают ловко и эффективно пользоваться планшетами, мобильными телефонами. А к моменту вступления в подростковый возраст многие из них уже являются обладателями множества карманных и настольных устройств.

* Данный модуль написан при участии С. Овчаренко

Ключевые изменения технологий определяются увеличением скорости связи (повсеместное внедрение широкополосного Интернета), уменьшением размеров устройств (от громадных компьютеров к планшетам и смартфонам) и совершенствованием способности людей к взаимодействию (посредством приложений «всегда на связи» и социальных медиа). Уже сейчас количество мобильных устройств с выходом в Интернет превышает количество людей на планете, а к 2017 году по подсчетам аналитиков превысит 10 млрд . Все эти портативные устройства будут генерировать количество информации, в 13 раз превышающее объем трафика с подобных устройств

в 2012 году .

Во многом благодаря наличию персональных гаджетов, которые позволяют выходить в Сеть кру-

глосуточно и практически из любого места, 15% российских школьников в 2012–2013 годах проводили в Интернете почти весь свой день. По данным исследования Фонда Развития Интернет, более 60% детей выходят в Сеть со своего компьютера или ноутбука, почти каждый второй имеет доступ в Интернет через мобильные телефоны и смартфоны, каждый десятый ребенок является счастливым обладателем планшета (рис. 13).

Рис. 13. Устройства, которыми пользуются дети для выхода в Интернет, (Исследование цифровой компетентности, Фонд Развития Интернет при поддержке

Google , 2013 г.)

Все эти разнообразные цифровые устройства, чтобы удовлетворить взыскательных пользователей, должны быть не только стильными, красивыми, удобными, но и «умными». Сегодняшние мобильные телефоны по своему функционалу вполне сравнимы с настольными компьютерами. Новейшие разработки в области программного обеспечения нацелены на то, чтобы объединить все устройства доступа в Интернет под единым интерфейсом. По мнению Лоренса Лессинга, автора книги «Код и другие законы киберпространства», современное общество уже сейчас настолько сильно зависит от Интернета и цифровой техники, что в недалеком будущем оно будет регулироваться не посредством законов, а с помощью программного обеспечения и технических решений.

Подрастающее поколение вносит свой вклад в развитие программ и приложений, обеспечивающих работу цифровых устройств и Интернета. Известно немало юных компьютерных гениев,

которые начинали интересоваться гаджетами и программированием с 4–5 лет, а к девяти годам уже являлись признанными профессионалами. Заинтересованные в компьютерных технологиях школьники реализуют свой потенциал в специальных средах программирования, предоставляющих массу возможностей: от написания простых программ до создания управляемых роботов.

Современные цифровые изобретения не укладываются в привычные схемы мышления. Заголовки раздела новостного портала, посвященного интересным изобретениям в мире цифровых технологий, могут показаться фантастикой из книг прошлого века. Управление устройствами

с помощью взгляда, «воздушный дисплей» - полноцветное физически проницаемое изображение прямо в воздухе, управляемое с помощью мультитач-жестов; передача информации через тело человека, очки, анализирующие реальность, - многое из этого уже существует или вот-вот появится на свет.

Технические устройства совершенствуются с каждым днем, и традиционно первыми осваивают новые технологии дети и молодежь. Они неразлучны со своими портативными устройствами и живут по принципу «Интернет всегда и везде». Дети и подростки, как правило, в отличие от взрослых, не испытывают особых сложностей при овладении цифровыми устройствами на уровне пользователя. Индийский ученый и просветитель Сугата Митра в разных странах мира провел серию экспериментов под названием «Компьютер в стене». Суть эксперимента заключалась в том, что он оставлял на какой-то период времени детей, никогда ранее не видевших компьютер, с ним наедине. Результаты были ошеломляющие. Например, через четыре часа после первого знакомства с компьютером дети записывали музыку собственного сочинения и проигрывали ее друзьям. Через два месяца дети из глухой индийской деревни на основе самостоятельного активного исследования не только научились пользоваться компьютером, но также изучили основы биотехнологии на английском и попросили компьютер с более мощным процессором.

Маршал Маклюэн в своей книге «Понимание медиа» рассматривал средства массовой коммуникации как непосредственные технические продолжения тела человека, его органов, чувств и способностей. Другими словами, как внешнее расширение человека, определяющее новые

возможности. Интернет сегодня обеспечивает всеобщий доступ к различной информации людям

с разными возможностями и потребностями по всему миру. Интернет дает каждому право голо-

са, вне зависимости от возраста, социального статуса и образования. Однако, чтобы технологии не овладели нами, нужно учиться владеть ими. В качестве необходимого технического минимума пользователю Интернета важно освоить основы использования технических устройств, обеспечивающих выход в Интернет, навыки работы с программным обеспечением и онлайн-технологиями.

Три кита Интернета

Использование Интернета невозможно без обеспечения нормальной работы трех составляющих: «железа» (устройств, позволяющих выходить в Интернет), программного обеспечения для использования Интернета и непосредственно подключения к Сети. Все три составляющие со временем эволюционировали: увеличение производительности «железа» привело к усложнению программ, появлению новых языков программирования и операционных систем. Возникновение и усовершенствование локальных и глобальных компьютерных сетей стало следующим этапом в развитии информационных технологий и позволило объединять отдельные устройства для решения одной задачи. В настоящее время все три компонента стимулируют развитие друг друга:

мощные компьютеры позволяют создавать и выполнять более сложные программы, которые в свою очередь требуют наращивания производительности «железа». Компьютерные сети созда-

ют новые задачи, для выполнения которых также необходимо развитие двух других компонентов. В результате темпы технического развития в области доступа и использования Интернета постоянно ускоряются. Рассмотрим три составляющие, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет, в контексте возрастающего темпа технологических изменений.

Аппаратные средства («Железо»)

Первые компьютеры начали появляться в преддверии Второй мировой войны. Это были по большей части механические или комбинированные электронно-механические устройства,

выполняющие определенный класс задач, таких как расчет траектории снаряда или расшифровка перехваченных сообщений. В основе этих электронных вычислительных машин лежали идеи англичанина Алана Тьюринга и американца Эмиля Поста, работавших независимо друг от друга. Основываясь на идеях Тьюринга, Джон Фон Нейман, один из выдающихся математиков XX века, разработал актуальный до настоящего времени принцип работы устройства, когда и исполняемая программа, и данные хранятся в одном пространстве памяти.

Развитие электронной вычислительной техники принято делить на поколения, каждое из которых определяется используемыми физическими элементами и технологией изготовления. Компьютеры первого поколения использовали вакуумные лампы в качестве элементной базы процессора, что делало устройства хрупкими, огромными и крайне энергоемкими. Например, популярная машина IBM 650, выпущенная в 1954 году, весила около 900 кг (не считая блока питания, вес которого составлял еще 1 350 кг), причем оба блока по размеру занимали площадь небольшой комнаты. Стоимость машины составляла 500 000 долларов (более 4 млн долларов в пересчете на 2012 год). Первая советская ЭВМ была разработана Сергеем Лебедевым в начале 1950-х. Она

называлась «Малая электронная счетная машина», содержала 6 000 вакуумных ламп и потребляла 15 кВт, примерно как 100 современных компьютеров

Изобретение в 1947 году более производительного, потребляющего меньше энергии, более дешевого и небольшого по размерам транзистора повлекло за собой создание компьютеров второго поколения. Однако компьютеры по-прежнему были необычайно дорогими и использовались преимущественно в научных или военных целях.

Настоящим прорывом в вычислительной технике стало появление интегральных микросхем - кристаллов полупроводникового материала (обычно кремния), на которых размещается огромное количество транзисторов (до нескольких миллиардов). Современные микросхемы позволяют на одном кристалле размером с ноготь разместить процессор, оперативную память, постоянную память и порты ввода и вывода. Компьютеры, построенные на основе интегральных микросхем, называют компьютерами третьего поколения.

С течением времени технологии производства совершенствовались, компьютеры уменьшались

и дешевели, что привело к новому качественному прорыву в конце XX века: появлению персональных компьютеров и проникновению микропроцессоров в большинство потребительских приборов. Однако микроэлектроника подошла к пределу, установленному физическими законами: увеличение количества компонентов на кристалле интегральной микросхемы в скором времени может привести к тому, что технический процесс производства приблизится к атомным расстояниям. Это потребует от инженеров разработки новых подходов к созданию вычислительных

устройств. Некоторые из таких подходов появляются уже сейчас: оптоэлектронные компоненты заняли свою нишу в построении компьютерных сетей, а некоторые исследовательские центры выпускают опытные образцы оптических процессоров. Технологии квантовых и ДНК-компьютеров также закладываются сегодня. Возможно, одна из этих технологий станет основой для появления компьютеров пятого поколения.

Как мы уже писали во введении, в 1986 году в советских школах ввели новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники», и в это же время началось конструирование компьютеров для образования. Во многих школах информатика начиналась с листа бумаги и программируемого калькулятора, пока до них добирались советские компьютеры первого поколения. Характеристики тех компьютеров были очень скромны по современным меркам: процессор от 1 до 10 МГц, оперативная память от 32 до 128 Кб, носитель информации -

магнитофонная кассета или дискета. Лишь к началу 1990-х годов компьютеры появились почти в каждой школе крупных городов, но лишь в начале 2000-х годов компьютерные классы школ стали обновляться.

Программное обеспечение

Компьютер, в отличие от других вычислительных устройств, например счетов или логарифмической линейки, благодаря программному обеспечению может решать широкий круг задач.

Программное обеспечение (ПО) - это посредник между аппаратным обеспечением компьютера и пользователем. Оно предоставляет пользователю удобный и понятный способ сообщить компьютеру, что нужно сделать. Для этого мы должны использовать только мышь, клавиатуру и известные нам конструкции: поля ввода, ссылки и кнопки в различных программах и на веб-страни- цах. Немногие, кроме профессиональных программистов, могут «общаться» с компьютером на его языке. Однако даже совсем маленькие дети могут использовать готовое ПО и получать желаемые результаты, не подозревая, что за их простыми действиями скрываются значительные вычисления, обращения к локальной памяти компьютера или другим компьютерам по Сети.

Программы, работающие на персональном компьютере или устройстве, можно разделить на две основные группы: системные и прикладные. Системное программное обеспечение осуществляет управление компонентами компьютерной системы и предоставляет прикладным программам удобное средство взаимодействия с «железом». Часто пользователи не замечают или даже не подозревают о труде этих программ, во всяком случае пока что-то не сломается. Прикладные программы взаимодействуют напрямую с пользователем и создаются для решения конкретных задач. Это знакомые каждому пользователю программы для работы с текстом, прослушивания музыки или просмотра видео, работы в Интернете.

Самой популярной прикладной программой для работы в Интернете на сегодня является браузер (от англ. to browse - просматривать) - программа для просмотра веб-сайтов. Браузеры поставляются со всеми настольными операционными системами и установлены на большинство устройств, имеющих доступ в Интернет. Браузеры и Всемирная паутина совершенствовались одновременно, и развитие этих программ во многом способствовало популяризации Сети. Поэтому сейчас многие до сих пор называют браузер «выходом в Интернет».

Дети и подростки, растущие в цифровом мире, не только интуитивно овладевают программами, но и иногда самостоятельно обучаются создавать новые приложения. Более того, крупные IT-компании и институты, занимающиеся разработкой ПО, поощряют создание приложений

Документы Google. Совместное использование документов, электронных таблиц

и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Администраторы могут управлять разрешениями на доступ к файлам в масштабах всей системы, а авторы документов - предоставлять и отзывать доступ к ним в любое время.

Сайты Google. Динамические и безопасные веб-страницы для учащихся, преподавателей, кружков, и т. д. Совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.

Google Видео для учебных заведений. Решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.

Видеовстречи в Google+. Возможность проведения видеолекций и интерактивных вебинаров с одновременным подключением до десяти различных точек.

Более подробная информация о решениях Google для образовательных учреждений и подключение пакетов: http://www.google.com/apps/intl/ru/edu/ .

Помимо большого разнообразия технических средств доступа в Интернет существует множество вариантов подключения этих устройств к мировой паутине. Технологии доступа к Интернету можно разделить на две основные группы: проводное соединение - данные передаются посредством кабеля, и беспроводное соединение - данные передаются радиоволнами в определенном частотном диапазоне.

Проводное соединение позволяет подключаться к Интернету через кабель. Среди основных видов проводного соединения можно выделить коммутируемый доступ (через модем и общую телефонную сеть), цифровую абонентскую линию (через специальную телефонную линию), локальные сети Ethernet (через специальный выделенный кабель от сети провайдера). Все перечисленные способы, кроме коммутируемого соединения, являются широкополосным (или высокоскоростным) доступом в Интернет. Рассмотрим основные особенности, преимущества

и недостатки этих способов.

Интернет «по старинке». Каждый, кому довелось пользоваться Интернетом, когда он только начал становиться массово доступен, помнит минуты, проходившие за прослушиванием загадочных скрипучих звуков в ожидании выхода в Сеть. Таким был один из первых способов доступа в Интернет: коммутируемый доступ (Dial-up) посредством модема и телефонной сети общего назначения. Подключенный к компьютеру пользователя модем осуществляет преобразование данных для передачи по аналоговым телефонным сетям и подключения к серверу интернет-провайдера. Такой доступ в Интернет относительно недорог, так как не требует дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети и модемов. Но у него есть ряд очевидных недостатков. Это низкая скорость передачи данных (ее теоретический предел составляет 56 Кбит/с), а также то, что на протяжении всего времени подключения к Интернету телефон остается занят. Кроме того, соединение временное - пользователь или интернет-провайдер разрывают соединение по истечении определенного времени, после чего требуется повторить подключение. По причине неудобств использования коммутируемого доступа, а также по мере распространения широкополосного доступа в Интернет все меньше людей стало пользоваться таким способом доступа к Сети. По данным TNS, в 2012 году в российских городах с населением от 100 000 только 6% жителей использовали такое подключение у себя дома. Однако Интернет «по старинке» по-прежнему остается востребован в малонаселенной или труднодоступной местности, где осложнено развитие инфраструктуры, необходимой для широкополосного доступа в Интернет.

Интернет по телефонному кабелю. Подключение по цифровой абонентской линии (DSL - от англ. digital subscriber line) предполагает передачу данных по телефонной сети общего назначения и так же, как коммутируемый доступ, требует установки специального устройства (DSL-модема). В отличие от коммутируемого доступа для передачи данных по технологии DSL используются другие частоты, нежели для передачи голосовых вызовов. Это позволяет одновременно передавать данные и звонить по телефону, не прерывая соединение. Кроме того, существенно увеличивается максимальная скорость передачи данных по сравнению с коммутируемым доступом посредством модема (до 24 Мбит/с). В то же время абонентские устройства должны располагаться на небольшом расстоянии от интернет-провайдера, что затрудняет использование технологии в отдаленных регионах. Также скорость передачи данных может быть существенно ниже скорости приема, что осложняет загрузку больших объемов данных в Интернет.

Локальные сети на основе Ethernet. Ethernet - это технология передачи данных по выделенной линии - специальному кабелю, напрямую подключающему квартиру или офис пользователя к аппаратуре провайдера. Свой конец кабеля пользователь может подсоединить либо к компьютеру, либо к устройству, позволяющему предоставить доступ сразу нескольким компьютерам. Подключение к Сети на основе Ethernet позволяет обеспечить хорошую скорость передачи данных (до 1 Гбит/с, хотя провайдер может устанавливать ограничения скорости доступа в Интернет в зависимости от тарифа). В отличие от коммутируемого доступа, соединение по выделенной линии работает постоянно, и у пользователя зачастую

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

14.02.2013 г. в издательстве«Просвещение» состоялась презентация книги директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» , изданной в 2012 г. Автор представлял книгу в том же зале издательства «Просвещения», в котором восемь лет назад он вместе с коллегами начинал разрабатывать новые стандарты российского образования.

«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».

Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Мария Антонова, Ольга Богомолова, Геннадий Бурбулис, Татьяна Галишникова, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.

Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.

Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

В разделе «Дневниковые записи. Люди и цели» автор объясняет, почему, думая, что он никогда не уйдет из психологии, и будучи влюбленным в Алексея Леонтьева, решил вдруг «поплавать на административных галерах».

«Охоту на ведьм: исторический опыт интолерантности» написали Мария Тендрякова, Марина Гусельцева и Александр Асмолов вместе. Они пытались проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.

Другая глава посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Теория циклов кондратьева Кондратьев николай дмитриевич 1892 1938 Теория циклов кондратьева Кондратьев николай дмитриевич 1892 1938 Основные этапы развития человеческого организма Первая неделя эмбрионального развития человека Основные этапы развития человеческого организма Первая неделя эмбрионального развития человека Голые короли. Жорес Алфёров. История одного еврея от науки. Жорес Алфёров: флагман отечественной электроники Алферов жорес иванович нобелевская Голые короли. Жорес Алфёров. История одного еврея от науки. Жорес Алфёров: флагман отечественной электроники Алферов жорес иванович нобелевская