Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
В издательстве «Просвещение» состоялась презентация книги директора Федерального института развития образования Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы».
На презентацию собрался круг людей, которых вряд ли удастся увидеть вместе на любом другом мероприятии.
Среди них и политики, в разные годы участвовавшие в принятии ключевых для государства решений, - Геннадий Бурбулис, Илья Ломакин-Румянцев, Андрей Свинаренко, и представители психологической и педагогической науки - Вадим Петровский, Шалва Амонашвили, Александр Кузнецов, и известные мастера образовательной политики - Ефим Рачевский, Евгений Ямбург.
Поскольку многие из присутствующих, как часто бывает на такого рода мероприятиях, не успели прочитать книгу, получив ее только на входе в издательство, разговор получился не столько о ее содержании, сколько о личности автора.
Сначала говорил сам Асмолов, затем по очереди - все собравшиеся. Результат - удивительная смесь высоких философских обобщений и бытовых, порой анекдотических историй, научных истин и стихотворных цитат (проще перечислить тех поэтов, стихи которых не звучали), размышлений о судьбах страны и объяснений в любви виновнику торжества. Любви, конечно же, взаимной: как сказал Александр Григорьевич, многие из собравшихся здесь - не просто соавторы идей и мыслей, но и «соавторы моей жизни»: «Концепция персонализации, разработанная Вадимом Петровским, основана на том, что личность - это те вклады, которые мы делаем друг в друга. И когда я смотрю на вас, то думаю: сколько же вы все в меня вложили!»
…9 января 1992 года министр образования РФ Эдуард Днепров пришел к первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису и предложил назначить Александра Асмолова, уже успевшего поработать главным психологом Гособразования СССР, своим заместителем. «Психолог?» - спросил Бурбулис. - «Психолог», - ответил Днепров. - «Тот, который книжку «Психология личности» написал?» - «Написал». - «А что ему делать в административной системе?» - «Он нам по культуре должен помочь». - «По культуре? Ну, пусть помогает». Так начался путь Александра Асмолова в публичную политику.
Зачем ученые на определенном этапе своей жизни приходят в систему администрирования, «садятся на административную галеру»? Отнюдь не в погоне за социальным статусом. Просто они хотят, чтобы их идеи органично вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Когда же удается через административную систему - а другого способа управления никто не придумал - «подтолкнуть культуру от культуры полезности к культуре достоинства», находишь оправдание своим действиям. При этом есть опасность сдвига мотива на цель, когда статус неожиданно и незаметно для человека становится самоцелью. Тогда перестаешь быть и ученым, и управленцем, а начинаешь проектировать комфортные программы выживания, но не развития.
Так Асмолов, спустя годы, объясняет свое «хождение во власть» и ни о чем не жалеет - ведь он, как и некоторые другие его коллеги-ученые, всегда оказывался, образно говоря, выше своего социального статуса. Расстаться с властью для таких людей не составляет труда: история ухода Асмолова с должности первого заместителя министра образования, рассказанная президентом издательства «Просвещение» Александром Кондаковым, свидетельствует об этом как нельзя лучше. Осенью 1998 года, отказавшись работать в Минобразовании под руководством считавшегося ставленником коммунистов Владимира Филиппова, покидая кабинет в здании на Чистых прудах, Александр Григорьевич прихватил с собой несколько книг и двухметровый макет дождевого червя, подаренный биологом Дмитрием Кавтарадзе (также присутствовавшим на презентации книги). Вахтер принял этот макет за ковер и тут же позвонил Филиппову: «Асмолов выносит министерское имущество!..»
«В 1998 году ко мне пришел ученый, профессор и начал объяснять, что в стране просто необходима федеральная целевая программа «Толерантность», - вспоминал Андрей Свинаренко, в те годы первый заместитель министра экономики РФ, а ныне заместитель председателя правления «РОСНАНО». - И настолько убедительным, ярким, подкупающим с первой минуты общения был этот человек, что программа появилась. Он и сейчас поражает людей своими знаниями и эрудицией, умеет их убеждать и делать своими союзниками». «Когда возникает серьезная научная или методологическая проблема, мы зовем Асмолова и включаем диктофоны, - сказал Александр Кондаков. - После этого формулируются идеи, которые материализуются в проектах, реализуемых сейчас по всей стране».
«Оптика просвещения» - тяжелый фолиант, 450 страниц, с диковинным космическим коллажем на обложке. В книге три раздела: «Социокультурность», «Вариативность», Толерантность». Последние главы каждого раздела объединены в отдельные блоки под рубрикой «Обнаженные смыслы». Таких блоков соответственно три: «Детство», «Образование», «Личность».
«Мы получили автора, который много сделал и для «Просвещения», и для просвещения в более широком контексте. В этой книге излагается история психологической и педагогической мысли, но главное - автор показывает, как материализовалась идея социокультурной модернизации, какие научные, методологические и иные основания лежат в основе его работы в последние десять-пятнадцать лет. Много говорится о крупнейших ученых нашего времени, о его учителях», - эти слова Александра Кондакова, пожалуй, можно считать сознательно упрощенной аннотацией, отражающей содержание книги. Как рождалась эта книга - отдельная история. Мало было написать текст и отдать его в издательство - потребовалось, по выражению автора, «уникальное долготерпение» издательства «Просвещение» и особенно тех редакторов, которые помогали работать над книгой: подбирали иллюстрации, создавали макет. Ведь Асмолов принадлежит к числу тех авторов, которые по десять раз все переделывают и передумывают.
По определению самого Александра Григорьевича, «Оптика просвещения» - «это смесь всего: и жизни, и поэзии, и попыток создания подхода к образованию, и того, что в буквальном смысле является свободой». Образование в книге - «уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию», «образования нет вне культуры, эволюции и свободы». Множество сюжетов в книге посвящено учителям - тем, у кого в широком смысле слова учился сам автор. На одной из первых страниц - портреты российских психологов: Выготский, Лурия, Леонтьев, Эльконин, на следующей - зарубежные психологи, с которыми они полемизировали: Пиаже, Толмен, Бартлетт, Брунер. Листаешь книгу дальше - и перед тобой Бахтин и Библер, Вавилов и Вернадский, Лютер, Чаадаев, Галич…
Наверное, «Оптику просвещения» будет сложно перевести на другой язык, даже сложнее, чем поэзию - виной тому особый стиль Асмолова: поток ассоциаций, неожиданные аллюзии и словесные конструкции, броские подзаголовки, нагромождение цитат ученых и поэтов разных эпох. Пока на английский в книге переведено лишь оглавление - например, заголовок «Комплекс полноценности» переводится как The James Bond complex. Да и как перевести само название книги? «Некоторые коллеги спрашивали: это про очки? Да, про очки», - отвечает Асмолов. - «Про очки философские, методологические». Вадим Петровский разглядел в стиле Асмолова «природную спонтанность и неостановимость»: «Я тебя слушаю, ну это же невозможно, хочется присоединиться к этому потоку, быть с ним постоянно». «Асмолов сочетает в себе разные способы познания мира: научный - через категории и поэтический - через метафоры», - продолжил мысль Евгений Ямбург. - «Это сочетание органично, поэтому оптика получается стереоскопической».
«Это не та книга, которая читается за ночь, обливается горячими девичьими слезами и кладется под подушку - тогда спать не будешь», - сказал Михаил Богулавский. - Ее нужно читать в непростые минуты по строчкам, по страничкам». «От корки до корки ее прочитать невозможно, да и бессмысленно это делать», - согласился Ефим Рачевский. - «Хорошо ее держать на столе и периодически к ней возвращаться. На этой книге можно гадать: что ни строчка, то мощный ассоциативный ряд. И она вполне подойдет для экранизации - можно снять фильм любого жанра, трагикомический мультик или нечто эпохальное, все зависит от того, каким будет сценарий».
Вот еще фрагменты из выступлений участников презентации:
«То, что Саша делает, о чем он мечтает и говорит, - все есть его призвание, его предназначение одухотворять действительность вселенскую и нивелировать ценностные смыслы. А в этой сфере жизнетворчества ни одно мгновение не бывает бесполезным».
(Геннадий Бурбулис, проректор Международного университета в Москве).
«Асмолов - тот лидер, за которым стоит педагогическая традиция, социальное явление, которое мы называем современной педагогикой, инновационной педагогикой, культурно-историческим и деятельностным подходом. Асмолов являет собой то, о чем он пишет и говорит: он сам и есть деятельность, толерантность, творчество, а не рассказы про них».
(Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»).
«Я знаю Александра Григорьевича с 1992 года и в отношении к нему прошла путь, которого у меня в жизни никогда не было: от неприятия сначала к приятию, затем к интересу и, наконец, к любви».
(Елена Соболева, директор Департамента образовательных программ «РОСНАНО»).
Можно по-разному относиться к Асмолову как ученому, администратору и общественному деятелю - известно, что у него и сегодня есть непримиримые оппоненты и в научной среде, и среди представителей образовательного бомонда. Но нет сомнений, что сама личность Асмолова, его мужество, его фирменный стиль сводят на нет научные и любые другие разногласия. Коллеги-психологи упрекали Асмолова, что в своих научных работах он разграничил теорию установки и теорию деятельности, на что Вадим Петровский еще в 1977 году отреагировал экспромтом, который охотно продекламировал на презентации «Оптики просвещения»:
- Асмолов оторвал
Деятельность от установки…
Меж тем как истина в стыковке,
А не в разрыве двух начал…
Но даже если, отрывая,
Асмолов чуточку приврал,
Мы, - восхищенья не скрывая:
«Вот это да!
Вот это оторвал!»
30 октября 2013 года в 18.00 в Московском Доме Книги на Новом Арбате состоится презентация книги Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (Москва, «Просвещение», 2012 г.). Вход на презентацию открыт для всех желающих.
Когда, в середине 90-х, Александр Асмолов стал зам. министра образования России, его работа подтверждала слова, сказанные им друзьям: «Ученые приходят в систему администрирования не для того, чтобы приобрести социальный статус, а для того, чтобы их идеи органически вошли в историю культуры, оказали воздействие на развитие общества через развитие государства. Административный рост сам по себе – умирание, и он слабо совместим с моральным ростом». Его позиция нашла свое отражение и в «Оптике просвещения…»:
«Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью… Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы».
Но, все-таки, главное в книге – не борьба. Она – «энциклопедия смыслов», о которой сам Асмолов заметил: «В образование нельзя прийти просто так, в него можно прийти только навсегда, чтобы им дышать и жить, обрести навигацию, ориентиры и обнажить смыслы… Эта книга для меня – смесь всего: и жизни, и поэзии, и попытки создания подхода к образованию, и действительно того, что в буквальном смысле является свободой». Удивительные слова нашел друг и соратник автора проф. Вадим Петровский:
«Для меня Саша Асмолов - это не просто человек, который открывает смыслы. Это – конструктор смыслов. Это он вносит смысл во вселенную».
Хотя книга Асмолова написана живым, а не «академическим» языком, даже прочитав текст «от корки до корки», ее не положишь на полку. Это – настольная энциклопедия педагога. Но, чтобы быть учителем, совсем не обязательно каждый день стоять за кафедрой или входить в переполненные классы. Педагог живет почти в каждом, проявляясь в семье, коллективе, виртуальном пространстве. И если Вам еще не безразличны чужие судьбы, не безразлична судьба нашего государства, Вы станете читателем и поклонником этой книги. И дело не только в том, что «образование сегодня – это система безопасности России,… а даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью». Особого внимания заслуживает именно авторский взгляд, о котором Заслуженный учитель России Евгений Ямбург сказал совершенно определенно: « У него (Асмолова) действительно с самого начала была своя оптика, свой ракурс, свой взгляд. Я бы сказал, «стереоскопический», не линейный взгляд. По сути своей Александр Григорьевич – психолог на любом посту, а психолог – это специалист по неодинаковости. Это чрезвычайно ценно, когда есть линия на вариативное образование».
Образования нет вне культуры, образования нет вне эволюции, и образования нет вне свободы. Она именно об этом - «Оптика просвещения…», где разнообразные сюжетные линии объединены в три смысловых блока: «Социокультурность», «Вариативность» и «Толерантность». В них – смысл жизни и борьбы. Недаром начинается все со слов автора о том, что «совсем недавно мне довелось побывать в приемном покое у Бога. И пока решался вопрос, превратится ли приемный покой в вечный, пока пульс мысли спорил с пульсом сердца и отбивал, в гамлетовском смысле, быть – не быть, вот тогда начала твориться и строиться эта книга».
Cписок использованной литературы
1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М.: «Просвещение», 2012. - С. 447.
2. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. Мы ждем перемен. // Дети в информационном обществе. - 2010. - №5. С.18-27.
3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. В. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. - М.: Просвещение, 2007. - С. 321.
4. Бауман З. Текучая современность. - СПб: Питер, 2008. - С. 240.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с. - С. 892-997.
6. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. - М: BestBusinessBooks, 2012. - С. 253.
7. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. –С. 616.
8. Луман Н. Социальные системы. - Спб.: Наука, 2007. - С. 648.
9. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - С. 200.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - С. 332.
11. Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования. // Вопросы образования. - 2005. - №3. - С. 270.
12. Собкин В. С. , Адамчук Д. В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? - М.: Институт социологии образования РАО, 2008. - С. 159.
13. Солдатова Г., Зотова Е. , Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной Сетью: социально-пси- хологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. - М.: Фонд Развития Интернет, 2011. - С. 176.
14. Солдатова Г. В., Нестик Т. А., Рассказова Е. А., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - С. 144.
15. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - С. 234.
16. Финкельхор Д. Ложная тревога? // Дети в информационном обществе. - 2012. - №11. - С. 30–37.
17. Gilster P. Digital Literacy. - New York: Wiley, 1997. - P. 276.
18. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. Which areas of digital competence are important for a teacher? - Finland: University of Helsinki, 2011. [Электронный ресурс] // URL:
http://linked.eun.org/c/document_library/get_file?p_l_id=22345&folderId=23768&name=DLFE-742.pdf /.
19. Johnson L., Smith R., Levine A., Haywood K. Horizon Report: K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2010. P. 36.
20. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Ludgate H. NMC Horizon Report: 2013 K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2013. - P. 44.
21. Martin A., Madigan D. Digital literacies for learning. - London: Facet Publishing London. 2006. - P. 500.
22. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship. The Internet, Society and
Participation. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2007. - P. 235.
23. Mossberger K. Digital Cities: The Internet and the Geography of Opportunity. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 26
и ровое ра ансТво 41 чиТеля и ченики
Вопросы для самопроверки
1. Какие поколения существуют сегодня под одной школьной крышей?
2. Как соотносится жизнь различных поколений с развитием информационно-коммуника- ционных технологий?
3. Чем отличаются представители цифрового поколения от своих предшественников?
4. Как цифровой разрыв между поколениями сказывается на их взаимоотношениях?
5. Каковы причины необходимости сокращения межпоколенческого цифрового разрыва
в образовательной среде?
6. Какие выделяются компоненты и виды цифровой компетентности?
7. В каких сферах жизнедеятельности необходимо повышение цифровой компетентности?
8. Какие возможности цифровая эпоха открывает в образовании?
9. Какие технологические изменения в сфере образования могут рассматриваться как ключевые факторы его развития в ближайшие годы?
10. Какие образовательные технологии обладают наибольшим потенциалом для среднего школьного образования?
11. Назовите основные типы онлайн-рисков для детей и подростков.
12. Какие возрастно-психологические особенности подростков определяют их попадание
в зону риска использования современных технологий?
13. Какая разница существует между правилами безопасности в реальном и виртуальном мире?
14. Какие существуют способы обеспечения безопасности детей в Интернете?
15. Какова роль родителей в обучении детей безопасному поведению в Сети?
16. Какова роль школы в обучении детей безопасному поведению в Сети?
Технические аспекТы использования |
||||||||||||||||||||||||||||||
инТернеТа* |
||||||||||||||||||||||||||||||
Техногонка
С каждым годом нас окружает все больше технических устройств, выполняющих различные бытовые, профессиональные, развлекательные функции. Среди них важнейшее место занимают компьютеры и другие устройства, обеспечивающие доступ к Интернету. Без них многим уже невозможно представить свою жизнь.
В 2013 году каждый второй житель нашей страны уже был пользователем Интернета и имел как минимум одно техническое устройство с доступом в Сеть . Это могли быть как стационарные компьютеры, так и различные мобильные гаджеты, которые становились и становятся все более продвинутыми и «умными». Современная цифровая техника совершенствуется с каждым месяцем и постепенно завоевывает популярность у представителей всех поколений. Гаджетомания - увлечение цифровой техникой - охватила весь мир. Психолог Марк Гриффитс предложил термин «технологическая зависимость», описывающий в широком диапазоне отношения человека и технических средств. Гаджетомания - одно из ее проявлений. Вопрос о том, где проходит сегодня граница между разного рода зависимостями и следованием современному образу жизни, остается открытым. Технический прогресс сдвигает границы нормы и патологии. Задумываться над ответом на этот вопрос - дело взрослых. Дети и подростки не рефлексируют на эту тему, каждый ребенок мечтает владеть самым современным гаджетом. Двухлетние дети непостижимым образом начинают ловко и эффективно пользоваться планшетами, мобильными телефонами. А к моменту вступления в подростковый возраст многие из них уже являются обладателями множества карманных и настольных устройств.
* Данный модуль написан при участии С. Овчаренко
Ключевые изменения технологий определяются увеличением скорости связи (повсеместное внедрение широкополосного Интернета), уменьшением размеров устройств (от громадных компьютеров к планшетам и смартфонам) и совершенствованием способности людей к взаимодействию (посредством приложений «всегда на связи» и социальных медиа). Уже сейчас количество мобильных устройств с выходом в Интернет превышает количество людей на планете, а к 2017 году по подсчетам аналитиков превысит 10 млрд . Все эти портативные устройства будут генерировать количество информации, в 13 раз превышающее объем трафика с подобных устройств
в 2012 году .
Во многом благодаря наличию персональных гаджетов, которые позволяют выходить в Сеть кру-
глосуточно и практически из любого места, 15% российских школьников в 2012–2013 годах проводили в Интернете почти весь свой день. По данным исследования Фонда Развития Интернет, более 60% детей выходят в Сеть со своего компьютера или ноутбука, почти каждый второй имеет доступ в Интернет через мобильные телефоны и смартфоны, каждый десятый ребенок является счастливым обладателем планшета (рис. 13).
Рис. 13. Устройства, которыми пользуются дети для выхода в Интернет, (Исследование цифровой компетентности, Фонд Развития Интернет при поддержке
Google , 2013 г.)
Все эти разнообразные цифровые устройства, чтобы удовлетворить взыскательных пользователей, должны быть не только стильными, красивыми, удобными, но и «умными». Сегодняшние мобильные телефоны по своему функционалу вполне сравнимы с настольными компьютерами. Новейшие разработки в области программного обеспечения нацелены на то, чтобы объединить все устройства доступа в Интернет под единым интерфейсом. По мнению Лоренса Лессинга, автора книги «Код и другие законы киберпространства», современное общество уже сейчас настолько сильно зависит от Интернета и цифровой техники, что в недалеком будущем оно будет регулироваться не посредством законов, а с помощью программного обеспечения и технических решений.
Подрастающее поколение вносит свой вклад в развитие программ и приложений, обеспечивающих работу цифровых устройств и Интернета. Известно немало юных компьютерных гениев,
которые начинали интересоваться гаджетами и программированием с 4–5 лет, а к девяти годам уже являлись признанными профессионалами. Заинтересованные в компьютерных технологиях школьники реализуют свой потенциал в специальных средах программирования, предоставляющих массу возможностей: от написания простых программ до создания управляемых роботов.
Современные цифровые изобретения не укладываются в привычные схемы мышления. Заголовки раздела новостного портала, посвященного интересным изобретениям в мире цифровых технологий, могут показаться фантастикой из книг прошлого века. Управление устройствами
с помощью взгляда, «воздушный дисплей» - полноцветное физически проницаемое изображение прямо в воздухе, управляемое с помощью мультитач-жестов; передача информации через тело человека, очки, анализирующие реальность, - многое из этого уже существует или вот-вот появится на свет.
Технические устройства совершенствуются с каждым днем, и традиционно первыми осваивают новые технологии дети и молодежь. Они неразлучны со своими портативными устройствами и живут по принципу «Интернет всегда и везде». Дети и подростки, как правило, в отличие от взрослых, не испытывают особых сложностей при овладении цифровыми устройствами на уровне пользователя. Индийский ученый и просветитель Сугата Митра в разных странах мира провел серию экспериментов под названием «Компьютер в стене». Суть эксперимента заключалась в том, что он оставлял на какой-то период времени детей, никогда ранее не видевших компьютер, с ним наедине. Результаты были ошеломляющие. Например, через четыре часа после первого знакомства с компьютером дети записывали музыку собственного сочинения и проигрывали ее друзьям. Через два месяца дети из глухой индийской деревни на основе самостоятельного активного исследования не только научились пользоваться компьютером, но также изучили основы биотехнологии на английском и попросили компьютер с более мощным процессором.
Маршал Маклюэн в своей книге «Понимание медиа» рассматривал средства массовой коммуникации как непосредственные технические продолжения тела человека, его органов, чувств и способностей. Другими словами, как внешнее расширение человека, определяющее новые
возможности. Интернет сегодня обеспечивает всеобщий доступ к различной информации людям
с разными возможностями и потребностями по всему миру. Интернет дает каждому право голо-
са, вне зависимости от возраста, социального статуса и образования. Однако, чтобы технологии не овладели нами, нужно учиться владеть ими. В качестве необходимого технического минимума пользователю Интернета важно освоить основы использования технических устройств, обеспечивающих выход в Интернет, навыки работы с программным обеспечением и онлайн-технологиями.
Три кита Интернета
Использование Интернета невозможно без обеспечения нормальной работы трех составляющих: «железа» (устройств, позволяющих выходить в Интернет), программного обеспечения для использования Интернета и непосредственно подключения к Сети. Все три составляющие со временем эволюционировали: увеличение производительности «железа» привело к усложнению программ, появлению новых языков программирования и операционных систем. Возникновение и усовершенствование локальных и глобальных компьютерных сетей стало следующим этапом в развитии информационных технологий и позволило объединять отдельные устройства для решения одной задачи. В настоящее время все три компонента стимулируют развитие друг друга:
мощные компьютеры позволяют создавать и выполнять более сложные программы, которые в свою очередь требуют наращивания производительности «железа». Компьютерные сети созда-
ют новые задачи, для выполнения которых также необходимо развитие двух других компонентов. В результате темпы технического развития в области доступа и использования Интернета постоянно ускоряются. Рассмотрим три составляющие, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет, в контексте возрастающего темпа технологических изменений.
Аппаратные средства («Железо»)
Первые компьютеры начали появляться в преддверии Второй мировой войны. Это были по большей части механические или комбинированные электронно-механические устройства,
выполняющие определенный класс задач, таких как расчет траектории снаряда или расшифровка перехваченных сообщений. В основе этих электронных вычислительных машин лежали идеи англичанина Алана Тьюринга и американца Эмиля Поста, работавших независимо друг от друга. Основываясь на идеях Тьюринга, Джон Фон Нейман, один из выдающихся математиков XX века, разработал актуальный до настоящего времени принцип работы устройства, когда и исполняемая программа, и данные хранятся в одном пространстве памяти.
Развитие электронной вычислительной техники принято делить на поколения, каждое из которых определяется используемыми физическими элементами и технологией изготовления. Компьютеры первого поколения использовали вакуумные лампы в качестве элементной базы процессора, что делало устройства хрупкими, огромными и крайне энергоемкими. Например, популярная машина IBM 650, выпущенная в 1954 году, весила около 900 кг (не считая блока питания, вес которого составлял еще 1 350 кг), причем оба блока по размеру занимали площадь небольшой комнаты. Стоимость машины составляла 500 000 долларов (более 4 млн долларов в пересчете на 2012 год). Первая советская ЭВМ была разработана Сергеем Лебедевым в начале 1950-х. Она
называлась «Малая электронная счетная машина», содержала 6 000 вакуумных ламп и потребляла 15 кВт, примерно как 100 современных компьютеров
Изобретение в 1947 году более производительного, потребляющего меньше энергии, более дешевого и небольшого по размерам транзистора повлекло за собой создание компьютеров второго поколения. Однако компьютеры по-прежнему были необычайно дорогими и использовались преимущественно в научных или военных целях.
Настоящим прорывом в вычислительной технике стало появление интегральных микросхем - кристаллов полупроводникового материала (обычно кремния), на которых размещается огромное количество транзисторов (до нескольких миллиардов). Современные микросхемы позволяют на одном кристалле размером с ноготь разместить процессор, оперативную память, постоянную память и порты ввода и вывода. Компьютеры, построенные на основе интегральных микросхем, называют компьютерами третьего поколения.
С течением времени технологии производства совершенствовались, компьютеры уменьшались
и дешевели, что привело к новому качественному прорыву в конце XX века: появлению персональных компьютеров и проникновению микропроцессоров в большинство потребительских приборов. Однако микроэлектроника подошла к пределу, установленному физическими законами: увеличение количества компонентов на кристалле интегральной микросхемы в скором времени может привести к тому, что технический процесс производства приблизится к атомным расстояниям. Это потребует от инженеров разработки новых подходов к созданию вычислительных
устройств. Некоторые из таких подходов появляются уже сейчас: оптоэлектронные компоненты заняли свою нишу в построении компьютерных сетей, а некоторые исследовательские центры выпускают опытные образцы оптических процессоров. Технологии квантовых и ДНК-компьютеров также закладываются сегодня. Возможно, одна из этих технологий станет основой для появления компьютеров пятого поколения.
Как мы уже писали во введении, в 1986 году в советских школах ввели новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники», и в это же время началось конструирование компьютеров для образования. Во многих школах информатика начиналась с листа бумаги и программируемого калькулятора, пока до них добирались советские компьютеры первого поколения. Характеристики тех компьютеров были очень скромны по современным меркам: процессор от 1 до 10 МГц, оперативная память от 32 до 128 Кб, носитель информации -
магнитофонная кассета или дискета. Лишь к началу 1990-х годов компьютеры появились почти в каждой школе крупных городов, но лишь в начале 2000-х годов компьютерные классы школ стали обновляться.
Программное обеспечение
Компьютер, в отличие от других вычислительных устройств, например счетов или логарифмической линейки, благодаря программному обеспечению может решать широкий круг задач.
Программное обеспечение (ПО) - это посредник между аппаратным обеспечением компьютера и пользователем. Оно предоставляет пользователю удобный и понятный способ сообщить компьютеру, что нужно сделать. Для этого мы должны использовать только мышь, клавиатуру и известные нам конструкции: поля ввода, ссылки и кнопки в различных программах и на веб-страни- цах. Немногие, кроме профессиональных программистов, могут «общаться» с компьютером на его языке. Однако даже совсем маленькие дети могут использовать готовое ПО и получать желаемые результаты, не подозревая, что за их простыми действиями скрываются значительные вычисления, обращения к локальной памяти компьютера или другим компьютерам по Сети.
Программы, работающие на персональном компьютере или устройстве, можно разделить на две основные группы: системные и прикладные. Системное программное обеспечение осуществляет управление компонентами компьютерной системы и предоставляет прикладным программам удобное средство взаимодействия с «железом». Часто пользователи не замечают или даже не подозревают о труде этих программ, во всяком случае пока что-то не сломается. Прикладные программы взаимодействуют напрямую с пользователем и создаются для решения конкретных задач. Это знакомые каждому пользователю программы для работы с текстом, прослушивания музыки или просмотра видео, работы в Интернете.
Самой популярной прикладной программой для работы в Интернете на сегодня является браузер (от англ. to browse - просматривать) - программа для просмотра веб-сайтов. Браузеры поставляются со всеми настольными операционными системами и установлены на большинство устройств, имеющих доступ в Интернет. Браузеры и Всемирная паутина совершенствовались одновременно, и развитие этих программ во многом способствовало популяризации Сети. Поэтому сейчас многие до сих пор называют браузер «выходом в Интернет».
Дети и подростки, растущие в цифровом мире, не только интуитивно овладевают программами, но и иногда самостоятельно обучаются создавать новые приложения. Более того, крупные IT-компании и институты, занимающиеся разработкой ПО, поощряют создание приложений
Документы Google. Совместное использование документов, электронных таблиц
и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Администраторы могут управлять разрешениями на доступ к файлам в масштабах всей системы, а авторы документов - предоставлять и отзывать доступ к ним в любое время.
Сайты Google. Динамические и безопасные веб-страницы для учащихся, преподавателей, кружков, и т. д. Совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.
Google Видео для учебных заведений. Решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.
Видеовстречи в Google+. Возможность проведения видеолекций и интерактивных вебинаров с одновременным подключением до десяти различных точек.
Более подробная информация о решениях Google для образовательных учреждений и подключение пакетов: http://www.google.com/apps/intl/ru/edu/ .
Помимо большого разнообразия технических средств доступа в Интернет существует множество вариантов подключения этих устройств к мировой паутине. Технологии доступа к Интернету можно разделить на две основные группы: проводное соединение - данные передаются посредством кабеля, и беспроводное соединение - данные передаются радиоволнами в определенном частотном диапазоне.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
14.02.2013 г. в издательстве«Просвещение» состоялась презентация книги директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» , изданной в 2012 г. Автор представлял книгу в том же зале издательства «Просвещения», в котором восемь лет назад он вместе с коллегами начинал разрабатывать новые стандарты российского образования.
«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».
Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Мария Антонова, Ольга Богомолова, Геннадий Бурбулис, Татьяна Галишникова, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.
Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.
Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».
В разделе «Дневниковые записи. Люди и цели» автор объясняет, почему, думая, что он никогда не уйдет из психологии, и будучи влюбленным в Алексея Леонтьева, решил вдруг «поплавать на административных галерах».
«Охоту на ведьм: исторический опыт интолерантности» написали Мария Тендрякова, Марина Гусельцева и Александр Асмолов вместе. Они пытались проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.
Другая глава посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.