Антропология и этнология стоит ли поступить. Профессия Антрополог в России . Где может работать антрополог

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Антропология (Anthropology) – это социально-культурная наука, изучающая все аспекты происхождения и развития человека. Объединяя широкий ряд дисциплин, антропологи занимаются исследованиями в сфере социального, экономического, культурного, физического и религиозного становления человека и отдельных групп людей.

Будучи своеобразным связующим звеном между гуманитарными и естественными науками, антропология уникальна и мультидисциплинарна. Говоря о мультидисциплинарности антропологии, Университетский колледж Лондона характеризует ее, как «самую научную из всех гуманитарных дисциплин и самую гуманитарную из всех научных дисциплин». Эта наука расширяет границы познаний и, к тому же, дает квалифицированным антропологам разнообразные возможности для ведения прикладной и научно-исследовательской деятельности.

Ниже расскажем больше о том, где учатся и как работают антропологи за рубежом…

Почему стоит изучать антропологию?

Интересное междисциплинарное образование

Антропология – это многогранная и очень интересная наука, которая предполагает изучение множества взаимосвязанных дисциплин. Обучаясь на курсе в области антропологии, вы получите обширные новые знания в самых разных сферах, от искусства и культуры до политологии и социологии.

Общее культурное и интеллектуальное развитие

Профессиональный антрополог, исторически, еще с 19 века, чаще всего представляет собой человека интеллектуального и всесторонне развитого. Эта наука позволяет специалисту одновременно окунаться в прошлое, исследуя загадки истории, и следить за социально-культурными тенденциями современности.

Социальная важность работы антропологов

В современном мире антропология играет важную роль. Своей работой и исследованиями антропологи помогают укоренить в общественном сознании такие понятия, как толерантность, терпимость, понимание разнообразия и мультикульутрности мирового социума. Иными словами, антропология важна в процессе установления диалога между различными этническими, социальными, культурными и религиозными группами.

Новые пути развития отрасли

Сегодня все мы живем в условиях глобализации, фактического «размытия границ» отдельных государств и возрастающей зависимости одних народов от других. В этих условиях антропология, как наука, и выводы, к которым она приходит, становятся важны для самых разных отраслей, включая образование, искусства, дипломатию и международные отношения, политику, государственное управление, здравоохранение и бизнес. Это значительно расширяет не только сферу деятельности, но и опции трудоустройства современных антропологов, выводя науку на новый уровень развития.

Специализации

Студенты, изучающие антропологию за рубежом, могут получить одну из следующих популярных специализаций:

Процесс и стоимость обучения

За рубежом программы бакалавриата в области антропологии длятся 3-4 года и ведут к получению степени бакалавра наук. Процесс обучения состоит из лекций и семинаров. В зависимости от конкретного курса, на уровне бакалавриата студент может получить специализацию в общей антропологии или более узкую специализацию. Для поступления на курс важен общий высокий уровень академической успеваемости, особенное внимание уделяется оценкам абитуриента по таким предметам, как математика, биология и иностранные языки.

Программы магистратуры длятся 1-2 года и обычно предполагают получение узкой специализации, например, в культурной, социальной, биологической, медицинской, лингвистической, физической или философской антропологии. Многие студенты магистратуры также получают двойную степень – в антропологии и еще одной смежной дисциплине. В качестве дополнительной дисциплины часто выбирают историю, археологию, иностранные языки, международные отношения или право.

Студентам, выбирающим научную карьеру, доступны также программы докторантуры, которые могут длиться от 3 до 6 лет. Обычно они носят исследовательский характер и предполагают работу студента над тем или иным научным проектом, а также написание докторской диссертации.

Антропологическое образование за рубежом по доступной цене предлагает американский Колледж округа Лэйк ($9,912 в год), ($989 в год на уровне магистратуры и докторантуры), чешский (от $2,000 в год на уровне магистратуры и докторантуры) и датский ($9,240 в год). Год обучения в канадском обойдется вам в $9,176, а год изучения антропологии в докторантуре новозеландского – в $4,626.

Более дорогостоящее образование в сфере антропологии предлагает британский ($44,551 в год), канадский ($18,900 в год) и австралийский ($19,000 в год).

Условия работы и зарплата

Учитывая широкий профиль антропологии, как науки, сфера деятельности профессиональных антропологов также очень разнообразна.

Как ни странно, лишь небольшой процент выпускников занимаются научно-исследовательской и академической антропологической деятельностью. Большинство же выпускников трудятся в самых разных отраслях, применяя антропологические знания в области социальной и общественной работы, педагогики, медиа и коммуникаций, журналистики, маркетинга и искусств.

Многие антропологи работают в государственных учреждениях, международных компаниях, волонтерских и благотворительных организациях, музеях, университетах и школах. От социальных исследователей, педагогов, политиков и консультантов до специалистов в сфере международных отношений и музейных кураторов – антропологам доступно множество профессий, в зависимости от специализации, полученной в вузе. В целом, большинство выпускников-антропологов занимаются офисной работой или работают с людьми.

В США средняя зарплата антропологов составляет $49,536, при этом наибольшую зарплату получают антропологи со стажем более 20 лет, а большинство специалистов отрасли (86%) – мужчины. Средняя начальная зарплата антропологов в Великобритании составляет $25,673-32,433, она возрастает по мере приобретения специалистом опыта и более узкой специализации. Наиболее высокую заработную плату антропологи получают в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Австралии и Новой Зеландии. В Восточной Европе, Африке и Азии доход антропологов несколько ниже.

Отдельно отметим, что, в силу разнообразия опций трудоустройства профессиональных антропологов, сложно назвать точную среднюю зарплату всех выпускников, изучавших антропологию в университете. В данном случае доход во многом зависит от работодателя и сферы применения антропологических знаний. Самая высокая заработная плата наблюдается у антропологов, работающих в области медиа, коммуникаций, государственного управления и науки, а самая низкая – у работников сферы социального обеспечения и благотворительных организацией.

Лучшие университеты в области антропологии

College of Lake County, США

Магистерская программа «Культурная антропология» на факультете антропологии – это четыре семестра с интенсивными лекциями и семинарами и исследовательской работой магистранта по своей теме. Обучение заканчивается написанием магистерской работы и получением диплома магистра установленного образца.

В магистратуре читаются фундаментальные курсы по теории и истории культурной и социальной антропологии, фольклористике, социолингвистике, лингвистической антропологии, методам полевой работы, а также курсы по выбору. Кроме того, все учащиеся имеют возможность посещать курсы по выбору на других факультетах Европейского университета.

Итоговая оценка за курс чаще всего складывается из оценки за письменную работу, оценки за работу на семинаре по данному предмету и собственно экзаменационной оценки. Экзамены бывают как устные, так и письменные.

В конце второго семестра слушатели выбирают научного руководителя и согласовывают с ним тему магистерской диссертации.

Магистерская диссертация тех студентов, которые планируют учиться дальше на программе аспирантского уровня, обычно является своего рода пилотным исследованием по теме предполагаемой кандидатской диссертации.

Трехлетняя программа профессиональноой подготовки «Культурная антропология» продолжается шесть семестров и основной упор здесь делается на проведение диссертационного исследования, а итогом является написание и защита кандидатской диссертации. Защита проходит в одном из учреждений, где имеется диссертационный совет по соответствующей специальности, - например, Музей антропологии и этнографии РАН («Кунсткамера»), Институт славяноведения и балканистики РАН (Москва), РГГУ, Институт лингвистических исследований РАН, Филологический факультет СПбГУ и др..

В рамках обучения на факультете студенты и слушатели могут заниматься широким кругом тем, связанных с антропологической проблематикой :

  • антропологическое изучение повседневности
  • проблемы социальной памяти
  • антропология этничности
  • антропология религии
  • исследования миграций
  • антропологическое изучение города
  • культурно-антропологические исследования современной ситуации в Сибири и на Севере
  • антропологическое исследование взаимодействия человека и техники, в частности, в сфере современных информационных технологий
  • антропология инвалидности
  • медицинская антропология

североведческой проблематикой :

  • антропологическое изучение повседневности жителей Арктики, Севера и Сибири
  • антропология религии и современного шаманизма
  • антропологическое изучение северных (моно)городов
  • исследования современной культурной и языковой ситуации в Сибири и на Севере
  • антропологическое исследование взаимодействия человека и техники

фольклористической проблематикой :

  • структура фольклорной традиции (прежде всего русской)
  • традиционный фольклор, теория
  • методология и методы анализа сюжетов и мотивов
  • современные методы фольклористики и современный фольклорный материал
  • поэтика фольклора. Анализ фольклорных текстов на разных уровнях
  • соотношение фольклора и «постфольклора»
  • отдельные жанры, сюжеты и мотивы традиционного и современного фольклора
  • специфика городского фольклора (городской фольклор XIX в., современный городской фольклор, фольклор социальных сообществ)
  • место религиозного фольклора в структуре фольклора и в системе религиозных представлений

социолингвистической проблематикой :

  • теоретическая социолингвистика, включая разработку методов социолингвистических исследований
  • социолингвистическое изучение Российской Федерации и государств постсоветского пространства
  • социолингвистические исследования малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока
  • исследования в области вариационной социолингвистики
  • микросоциолингвистические исследования различных коммуникативных сред

Открытые лекции преподавателей факультета

В Учебно-научном центре социальной антропологии готовят специалистов в области социальной / культурной (или этнологии) и этологии человека. – ведущие специалисты – антропологи, этологи, историки, биологи и фольклористы, все из которых совмещают преподавательскую деятельность с научно-исследовательской работой, имеют ряд научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях и многие имеют докторские или кандидатские ученые степени.

Директор - Валерий Александрович Тишков , д-р ист. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН.

Заместитель директора - Ольга Юрьевна Артемова , д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Направление: Антропология и этнология - 46.03.03 бакалавриат (без профиля) и 46.04.03 магистратура (программа "Социальная антропология: субдисциплины")

Квалификация (степень) - бакалавр, магистр

Формы обучения - очная (бюджетная и платная)

Сроки обучения -

Бакалавриат - 4 года

Магистратура - 2 года

Изучаемые дисциплины (бакалавриат): Этнокультурный состав мира, Основы физической антропологии, Основы социальной (культурной) антропологии, Всеобщая история, Основы археологии, Введение в антропологическую реконструкцию лица по черепу, Экология человека, Визуальная антропология, Антропология религий, Прикладная антропология, История Великих географических открытий, История дописьменного периода, Повседневный быт Древней Руси, Социальная антропология Древнего Востока, Социальная антропология античного мира, История и культура регионов мира, Иностранные языки и др.

Изучаемые дисциплины (магистратура): Эволюция мозга человека, Биологическая антропология, Эволюционная психология и этология человека, Историко-культурная психология (психологическая антропология), Антропология пола и возраста, Визуальная антропология, Семиотические подходы в гуманитарных и социальных науках, Эволюция социальных институтов, Политическая антропология, Антропология искусства, Антропология юмора, Теория и практика межкультурной коммуникации, Современные течения отечественной и зарубежной этнологии и социокультурной антропологии, Основы создания антропологических текстов на иностранных языках, Теория и практика перевода и реферирования научных текстов на иностранных языках и др.

Антропология, в том числе социальная, и этнология - это комплексная наука о человеке и обществе в их культурном многообразии. Она ищет решения как фундаментальных проблем развития человека, эволюции и функционирования социальных систем, так и всевозможных прикладных задач.

Образовательные программы, помимо социально-антропологических, включают психологические, лингвистические и физико-антропологические дисциплины, а также обеспечивают высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка (европейского или восточного). При региональной специализации студенты изучают (начиная с третьего курса) язык одного из народов избранного региона мира.

В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН - Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты.

В период обучения студенты проходят практики : в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в полевых условиях , в том числе и в инокультурной среде.

При хороших учебных показателях студентам оказывается содействие в организации стажировок за границей , а также в получении грантов и иных субсидий для индивидуальной или групповой полевой работы .

Студенты принимают активное участие в различных академических и вузовских научных конференциях, для них также специально организуются научные летние школы в России и за рубежом.

По завершении двухгодичного курса магистратуры возможно продолжение обучения в аспирантуре Учебно-научного центра, ряда НИИ РАН, а также за рубежом.

ВЫПУСКНИКИ УНЦСА РГГУ имеют широкие возможности трудоустройства: от НИИ и вузов (России и зарубежья) до органов государственного управления, а также коммерческих и рекламных структур.

В годы учёбы на филфаке МГУ я дружила со студентами исторического факультета, обучавшимися по специальности «этнология», и именно тогда поняла, что неправильно выбрала факультет. Стала посещать лекции на истфаке, читать специальную литературу. До университета я занималась хореографией, в период учёбы углубилась в этнохореографию, а с 3-4 курса начала концертную деятельность. В 1990-е годы поступила в аспирантуру по специальности «культуролог», которая тогда начала выделяться как научная специальность из философских дисциплин и во многом пересекается с культурной и социальной антропологией. Но вообще в эти специальности люди приходят разными путями: кто-то оканчивает исторический факультет по специальности «этнология», кто-то поступает в аспирантуру, имея другую гуманитарную специальность.

Правда ли, что часть социальных антропологов – представители различных народностей, потому изучают они собственную культуру и социальное развитие?

Да, это действительно так. Если вы придёте на конгресс этнологов и антропологов, то увидите там специалистов различных национальностей, и многие из них изучают свою национальную или этническую культуру.

Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить?

В России профессия социокультурного антрополога не выделена как отдельная научная специальность. Сейчас она составляет часть подготовки преимущественно этнологов, культурологов и социологов, но озвучена в рамках этнологической специализации под номером 07.00.07: «Этнография, этнология и антропология». Методы антропологических исследований социумов и их культуры у нас и во многих странах Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря составляют сейчас часть подготовки этнографов, и социокультурную антропологию преподают на исторических факультетах, в последние годы – также студентам, изучающим культурологию, в то время как в странах Запада эта специальность рассматривается как часть социологической науки. Существуют такие направления, как политическая, философская, лингвистическая антропология, и другие. Исследователи разных специальностей получают образование на различных факультетах высшей школы: историческом, социологическом, философском, филологическом.

Где может работать антрополог?

Для человека, желающего посвятить себя социокультурной антропологии, есть две основных возможности: работа в вузе или в научном учреждении. Но в вузах (учитывая рост нагрузки на преподавателей в последние годы) мало возможностей для исследовательской работы. Из научных учреждений для академических исследований наиболее благополучны институты Российской академии наук. Но из-за непрерывного реформирования и сокращения финансирования науки трудно сказать, на что сейчас может рассчитывать молодой человек.

С другой стороны, социальный (культурный) антрополог – современная специальность, востребованная и в академической, и в прикладных областях. Она связана с исследованиями человеческого капитала, который в постиндустриальных обществах представляет собой один из важнейших факторов развития. Уже не одно десятилетие в США и Западной Европе курс социальной (культурной) антропологии составляет часть подготовки специалистов разных профилей, от академического учёного до управленца и социального работника. Подобная тенденция в России начала проявляться в 2000-х годах. Например, в Департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ состав сотрудников обновлялся за счёт специалистов-этнографов. Сейчас этого министерства не существует, а отдел перекочевал в Министерство культуры, где его функции сужены до регулирования национальных отношений в сфере культурной политики. В органах исполнительной власти различных уровней есть должности, связанные с межнациональными отношениями, но нет условия, чтобы их занимали специалисты-антропологи. В этом смысле России есть куда развиваться.

На что живёт антрополог?

Зарплаты преподавателей зависят от нагрузки, и могут достигать 40 тысяч рублей, но это в Москве. В учреждениях федерального уровня и в регионах зарплаты гораздо ниже – это 15-20 тысяч рублей для преподавателя с научной степенью. В последние 4 года сильно сокращено , которое широко практиковалось преподавателями и исследователями. В системе РАН зарплаты доходят до 30-40 тысяч рублей у кандидатов и докторов наук, но в последние годы ставки научных сотрудников, прежде всего, более высоких должностей, сокращают, что ставит под вопрос возможности карьерного роста для учёного. Оклады в 90-100 тысяч рублей связаны с административной работой (заместитель директора или другие высокие посты), и у основной массы научных сотрудников таких зарплат нет.

При этом можно получать гранты…

Да, часть заработка может складываться из грантов. В России два крупных фонда, предоставляющих в социогуманитарной сфере: РГНФ и РФФИ. Их бюджеты сокращаются, при этом приоритет в финансировании отдаётся крупным научным коллективам, а не одиночным исследователям. Есть зарубежные фонды, часть которых допущена для работы с российскими гражданами. Финансирование исследований этнической проблематики и публикаций внутри страны нередко проще получить через общественные организации, с которыми работает часть исследователей.

Как обычно проходит рабочий день?

Рабочий день специалиста по этнической культуре зависит от того, где и над каким проектом он в данный момент работает. Если по научным проектам вне рамок учреждения – он абсолютно свободен. В академическом институте всегда было 1-2 присутственных дня, остальное время – так называемые «библиотечные дни», когда человек работает в библиотеке или дома или встречается с нужными людьми.

Исследования складываются из нескольких этапов. Сначала накапливается эмпирический материал: это полевые исследования или, если речь идет об исторических данных, работа в библиотеках и архивах. Активная направленная работа «в поле» может занимать несколько месяцев – это поездки или встречи. Если объект исследования находится в том же городе, то общение может быть регулярным. В период обработки и систематизации данных учёный начинает составлять текст и обычно работает дома, в библиотеке, посещает институт для контактов с коллегами, обсуждения проектов. Это «чисто» антропологические методы исследования, связанные с синхронностью наблюдения. Но восточноевропейский подход исследования этнических культур, развивавшийся в рамках историко-этнографического направления, предполагает и исторический, ретроспективный взгляд, что требует работы с историческими источниками: публикациями, документами. Благодаря оцифровке архивов в последние годы всё больше документов становятся доступны через интернет, что в сотни раз ускоряет научную работу. То же самое с поиском научной литературы – уже невозможно представить, чтобы мы работали так, как 10 лет назад.

Но прямой контакт с изучаемыми этносами всегда необходим?

Одна из основных методик работы в поле – прямое включённое наблюдение, то есть участие в событиях. Например, исследователя приглашают на праздник, на свадьбу, в гости, где он просто наблюдает за событиями или участвует в них. Другой важный метод – интервью на обговорённую с информантом тему. При этом можно строго придерживаться каких-то вопросов, а можно задать общее направление разговора и дать информанту свободно высказываться, так как разговор может выйти на другую интересную тему.

Накопление материала идёт всю жизнь, потому что антрополог (этнолог, культуролог) получает данные не только во время специальных экспедиций. Врастая в изучаемую среду, он часто поддерживает отношения с информантами, некоторые могут стать его приятелями или друзьями. А если он ещё и носитель культуры, тогда он постоянно находится в изучаемой среде. В последние годы с развитием интернета возможность контактов с удалёнными информантами становится неограниченной.

Международное общество исследований цыганской культуры занимается ещё и сохранением культуры (мастер-классы по фольклорному танцу и т.п.), образованием на родном языке. Как участвует в этом антрополог?

– Выбор сферы деятельности определяется интересом самого человека, ведь свобода научных исследований – основной принцип науки, её дух. К примеру, этнохореография – такая же область научного знания, как и любая другая. Есть этнологи, которые профессионально занимаются этнической хореографией, она составляет часть их научных интересов, и они совмещают это с научной карьерой. Например, С.В. Рыжова – сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, много лет профессионально исполняет и преподаёт несколько традиционных танцевальных стилей Индии.

Я много лет работала исполнителем этнических танцев и этнохореографом. В последние два года являюсь экспертом Всероссийской танцевальной организации.

Что касается образования – мы с Георгием Николаевичем Цветковым семь лет проработали в Федеральном институте развития образования в отделе, который занимался проблемами образования национальных и этнических групп в России, и почти все публикации на эту тему мы сделали в рамках разработки программ для носителей цыганского языка. Поэтому мы можем давать практикум по цыганскому языку.

Какие навыки, черты характера необходимы будущему антропологу, а какие противопоказаны?

Среди общих качеств учёного: самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать. Для антрополога важно умение общаться с любыми людьми, находить с ними контакт, располагать к себе. Считается, что необходимы и актёрские данные. Нужно уметь поставить себя на место и в обстоятельства жизни членов исследуемого общества. Нужно терпение, так как далеко не все информанты легко пойдут на контакт.

Неприемлема нетерпимость – религиозная, этническая. Важнейший этический кодекс – не навредить информанту и общине. Если люди не хотят, чтобы их записывали – значит, нельзя записывать. Если не хотят, чтобы на них ссылались – не надо упоминать их данные. Если просят не публиковать какую-то информацию – значит, она много лет останется в записях. Это бывает, когда речь идёт о «закрытой» социальной информации, которой нельзя делиться с «чужими», или о личной информации человека, публикация которой нанесёт ему или общине вред. В некоторых случаях вообще лучше не упоминать даже этническую группу информантов или же очень аккуратно затрагивать в публичном пространстве некоторые темы. Последнее связано с агрессией, этнической нетерпимостью, дискриминацией, спекулятивным использованием этнической информации в СМИ.

Как происходит профессиональное развитие?

Направленное повышение квалификации – это обучение в аспирантуре и написание докторской диссертации. Самообразование происходит постоянно, особенно это заметно при исследовании междисциплинарных тем, когда приходится углубляться в смежные специальности. Например, недавно я писала статью о законодательстве Российской империи в отношении цыган и обращалась к исследованиям по истории права в России и к работам по общей теории права.

Наряду с профессиональным становлением необходимо человеческое развитие, умение понимать людей. Возможность смотреть на мир глазами других подразумевает не только профессиональный, но и жизненный опыт.

Важно научное общение, обсуждение своих и чужих публикаций, материалов, обмен опытом. Личные встречи с коллегами, конференции, симпозиумы, научные форумы – основные формы научного общения. Сейчас есть возможность удалённого участия в конференциях и общения с коллегами через скайп.

Кто для вас является профессиональным ориентиром?

Личность идеального учёного – это скорее собирательный образ. Среди классиков антропологии привлекают работы разных авторов, но особенно Фредерика Барта, Рут Бенедикт, Мэри Дуглас. Направления их исследований находятся в сфере моих научных интересов. Сейчас я пишу ряд статей о цыганах в Российской империи, и для меня пример качества работы с историческими источниками представляют тексты историков предреволюционного периода, например, известного историка Украины Дмитрия Ивановича Багалея. Примером служат и работы некоторых современников и коллег. Один из образцов историко-этнографического исследования – монография 1998 года «Цыгане в румынской истории» Виорела Акима. Образец современного социально-антропологического исследования – труд Елены Николаевны Успенской 2010 года «Антропология индийской касты». Пример коллективного научного проекта – выходившая последние 15 лет известная научная серия «Алгебра родства» под руководством Владимира Александровича Попова. Конечно, много и других интересных работ.

Международное общество исследований цыганской культуры приглашает к сотрудничеству исследователей-профессионалов и любителей. Кто откликается на это приглашение?

Это очень разные люди. Иногда учёные. Например, так мы познакомились с профессиональным историком В. Н. Шкуновым, который в своём исследовании о торговле цыган обнаружил ряд интереснейших неизвестных ранее исторических источников. Обращаются разные люди с просьбой прислать литературу. Несколько раз писали учителя, преподающие цыганским детям, цыганская интеллигенция из разных регионов России и бывших республик СССР, из общественных организаций.

Как к вашей необычной специальности относятся окружающие?

Смотря какие окружающие. Российское общество ведь крайне неоднородно. Есть агрессивно настроенные в этническом отношении люди. Среди молодых людей, получающих высшее образование, в последние 10-15 лет бытует мнение, что в науку идут неудачники, которые не смогли реализовать себя в других областях, что связано с ухудшением положения ученых в последние 25 лет и деградацией сферы науки и образования в России. Причём это касается даже детей весьма успешных знакомых: они считают, что заниматься наукой в российских условиях – бред. Но своих родных они почему-то к неудачникам не относят (улыбается) .

С точки зрения исследований многим эта профессия представляется интересной, ведь она позволяет объективно увидеть общество, да и сам процесс научного поиска – необычайно творческое занятие. Нашей интернет-библиотекой пользуются люди разных возрастов и профессиональных интересов: не только учёные или общественные деятели, но и представители этнической диаспоры, особенно молодёжь.

Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности?

Проблема переходных обществ, к которым принадлежит Россия и страны бывшего соцлагеря, в резком понижении уровня жизни учёных в постсоветский период, в несоответствии их настоящего положения той роли, которую играет наука в обществе, в недофинансировании научных исследований, малокомфортных условиях работы. Самое плохое – это то, что в последние годы под видом реформ в стране происходит попытка ликвидации самостоятельности науки как общественной отрасли, бюрократизация научного процесса, попытка внедрения идеологического контроля в социогуманитарном знании (прежде всего в исторической науке), подмены научного творчества начетничеством, с внедрением соответствующих социальных инструментов. То есть происходит попытка ликвидации того, что делает науку наукой – уникальной саморазвивающейся областью. Как результат – падение престижа науки в России. Активные исследователи, и прежде всего молодёжь, стараются уехать в развитые страны, где условия работы на порядок выше. Речь не обязательно идёт об , многие работают по грантам или по контракту. Поскольку сфера науки интернациональна, этот процесс вполне естествен.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.11.2019

Россия 20000—50000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Славянские мифы и легенды Славянские мифы и легенды Квартирные кражи и ограбления, как наводят преступников на собственную квартиру, профилактика краж Квартирные кражи и ограбления, как наводят преступников на собственную квартиру, профилактика краж Маршрутки капут. Что из этого получилось. Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос - anna_nik0laeva Какие маршрутки отменили с 15 августа Маршрутки капут. Что из этого получилось. Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос - anna_nik0laeva Какие маршрутки отменили с 15 августа